Контроль за деятельностью СРО в строительстве ужесточат

Информация о материале Опубликовано: 03 ноября 2020

СРО расшифровывается как Саморегулируемая организация, является некоммерческой организацией (НКО). НКО приобретает статус СРО с момента внесения сведении о некоммерческой организации в государственный реестр и теряет свой статус с даты исключения ее из реестра.

СРО объединяет предпринимателей с общим видом деятельности. Например строительные компании вступают в строительное СРО, занимающиеся проектированием – в проектное и тд. Данные организации появились в 2011 году, заменив собой лицензии.

Законодательство

Порядок образования, деятельность, цели и задачи саморегулирующих организации, регламентируются ФЗ № 315 и 372.

Цель создания

  • До того, как появились саморегулируемые организации, контроль над деятельностью предпринимателей осуществляло государство. 
  • Саморегулируемые организации были созданы для того, что бы контроль и надзор над деятельностью предпринимателей, переложить с Государства на самих участников рынка, с целью снижения расходов из бюджета.
  • Задача – надзор и контроль за качеством работы своих участников.

Функции СРО

  • Устанавливает требования к членству и вступлению для предпринимателей и юр. лиц.
  • Представляет интересы своих участников перед органами государственной власти и местного самоуправления
  • Организует возможность получения аттестации, обучения и повышения квалификации для сотрудников 
  • Выступает в роли «третейского судьи» при возникновении споров между членами саморегулируемой организации, ими и заказчиками или потребителями их услуг.
  • При нарушении участниками требований и условий членства в саморегулируемой организации, применяет меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из своих рядов.

Контроль за деятельностью СРО в строительстве ужесточат

На 2020 год, основными законами регламентирующими СРО являются ФЗ № 688 от 6 апреля 2017 года и ФЗ № 372 от 1 июля 2017 года.

На сегодняшний день, существует как минимум 24 различных вида саморегулируемых организации. Это и арбитражных управляющих, оценщиков, кадастровых инженеров, аудиторов, энергоаудиторов, в сфере рекламы и т.д.

В нашей статье, мы хотели бы подробнее разобрать 3 вида саморегулируемых организации :

  1. Строительное
  2. Проектное
  3. Изыскательное
  • Строительные СРО являются НКО и внесены в государственный реестр саморегулируемых организации. Объединяют в своем составе индивидуальных предпринимателей и юридические лица, которые занимаются строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов капитального строительства. 
  • СРО проектировщиков также является НКО, которая внесена в реестр саморегулируемых организации и объединяет в своих рядах юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся деятельностью в области архитектурно- строительного проектирования.
  • СРО изыскателей – НКО, внесенная в государственный реестр, в нее входят юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие инженерные изыскания.

Данные саморегулируемые организации контролирует Федеральный закон № 372;

НОСТРОЙ: новый закон вводит контроль за исполнением контрактов членов СРО

На эти и другие вопросы в интервью порталу Стройкомплекса ответил координатор Ассоциации «Национальное объединение строителей» по Москве Александр Ишин.

 В чем недостатки нынешней системы саморегулирования?

— Система саморегулирования функционирует семь лет. За это время накопились определенные структурные проблемы.

Раньше деньги компенсационных фондов СРО размещали в любых банках. В последние несколько лет многие кредитные организации лишились лицензий, что привело к потере денег компенсационных фондов СРО. Эти деньги не считаются «потерянными» до тех пор, пока не закончено банкротство банка. Однако возможность вернуть их равна 15-20%, причем процесс возврата может затянуться на долгие годы.

Кроме того, большинство строителей из других регионов России почему-то вступали именно в московские СРО. Свыше 50 тысяч допусков было выдано в Москве, из них более половины — строителям из других регионов. Контролировать региональных членов для саморегулируемых организаций — непростая задача.

Старый закон, принятый в 2008 году, не предусматривал контроль со стороны СРО за исполнением контрактов своих членов. Выдавался допуск на все виды строительных работ, и любая проверка сводилась к документарной.

3 июля 2016 года был принят федеральный закон №372, который ввел поэтапную систему реформирования СРО. Закон полностью вступит в силу с 1 июля 2017 года, так что у СРО есть достаточно большой переходный период. Они должны привести в порядок документы, компенсационные фонды и список своих членов в соответствии с новыми правилами.

Весь процесс реформирования системы саморегулирования проходит при содействии и под надзором Минстроя России, Ростехнадзора, а также Национального объединения строителей и ее президента Андрея Молчанова. Также Департамент градостроительной политики Москвы уделяет этому вопросу особое внимание.

— Александр Васильевич, до 1 ноября 2016 года СРО должны были перевести деньги компенсационных фондов на спецсчета определенных банков. Какие это банки, и сколько СРО отчитались о переводе?

— Постановлением правительства Российской Федерации утверждены 12 банков, на счетах которых можно хранить средства компфондов.  В этом списке — «Газпромбанк», «Юникредитбанк», «ВТБ», «Альфа-банк», «Сбербанк», «ВТБ 24», «Московский кредитный банк», ФК «Открытие», «Росбанк», «Промсвязьбанк», «Райффайзенбанк» и «Россельхозбанк».

На сегодняшний день из 96 московских СРО по открытию спецсчетов отчитались 77 организаций. Часть СРО разместили компенсационные фонды не в полном объеме.

— Насколько это решение может гарантировать СРО, что банк не лишится лицензии?

— Это крупнейшие банки Российской Федерации. Многие из этого списка входят в перечень социально значимых для страны банков. Если не в них, то где тогда хранить деньги?! Государство старается придать компенсационным фондам особый статус и берет под контроль размещение и расходование этих средств.   

— Для строительных компаний устанавливается региональный принцип членства в СРО. Что это значит? Для чего предпринимается такая мера?

— Теперь застройщики, техзаказчики и подрядчики могут быть членами только той саморегулируемой организации, которая зарегистрирована в том же субъекте Российской Федерации, что и сама компания.

До 1 декабря 2016 года всем без исключения членам СРО необходимо было подать уведомление о решении остаться в своей СРО, уйти в региональную организацию или покинуть ряды членов СРО.

Те, кто не подали уведомление, с 1 июля могут быть исключены из саморегулируемой организации.

Перейти в другую СРО можно до 1 июля 2017 года, после этой даты никаких переходов по закону не предусмотрено. СРО, в которых останутся члены не из московского региона, могут быть исключены из единого Реестра СРО.

— Как известно, в состав СРО должны входить не менее ста организаций. Что будет, если 80 из них уйдут в другие регионы?

— А это уже проблема саморегулируемой организации. Она может перестать существовать, потому что численность членов станет меньше сотни. Если руководство поймет, что «москвичей» только 20, то СРО может перерегистрироваться в регион, из которого другие 80. Легче добрать два десятка, чем восемь.  

В новом законе прописана возможность присоединения одного СРО к другому. Срок установлен до 1 марта 2017 года, но я пока прецедентов не знаю.

— Что даст принцип регионализации саморегулируемым организациям?

— Контроль за членами СРО. По большому счету, СРО раньше проверяла не объекты, а организацию, выполнение требований той или иной компанией. Саморегулируемая организация не осуществляет строительный надзор на объекте, но контролировать компанию, которая находится в твоем регионе, гораздо легче.

— Раньше СРО не отвечали за исполнение контрактов своих членов. А теперь, получается, будут?

— Для этого и формируется компенсационный фонд. Отмечу, что раньше был компенсационный фонд СРО. Теперь по закону их будет два — компфонд возмещения вреда и фонд обеспечения договорных обязательств. Что касается последнего, то по нему есть субсидиарная ответственность.

Она может быть как за срыв сроков, так и за частичное неисполнение контрактов и многое другое. Это не значит, что компания будет наплевательски относиться к исполнению контрактов, а за ее нерадивость будет платить СРО. Нет. Сначала придется «отдуваться» самой компании.

Если у нее возникнут денежные трудности, тогда подключится СРО.

— Новый закон более четко урегулировал вопрос разработки и применения стандартов деятельности СРО. Какое место в новой системе отводится квалификации специалистов?

— К 1 июля 2017 года будут созданы Национальные реестры специалистов строительной отрасли. Это единая база данных, содержащая информацию о квалификации специалистов в  компаниях.

В эту базу от каждой компании будут включены два специалиста, соответствующие профессиональным стандартам. Это значит, что у них должно быть профильное образование, соответствующий стаж работы, отсутствие судимости.

Как оказалось, найти таких людей — большая проблема. Я не говорю, что у нас нет специалистов. Дело в том, что у кого-то нет профильного образования, у других — стаж работы не так записан. Для строительных компаний включение в реестр этих двух специалистов окажется довольно серьезной проблемой.

Создание такого реестра станет барьером для недобросовестных компаний, которые пытались без надлежащего кадрового состава выходить на торги. Наличие квалифицированных специалистов — обязательное условие. Это усилит ответственность строителей и контроль за их работой.

— Что, на Ваш взгляд, не нашло отражение в новом законе?

— Страхование. Раньше можно было страховать гражданскую ответственность перед третьими лицами(граждане или юридические лица, которые понесли убытки от действия строителей — Прим. Ред.) Сейчас в законе этого нет. Но есть один нюанс: с 1 июля 2017 года СРО может ввести страхование того или иного вида ответственности своими стандартами.

Пока не разработано такое понятие, как страхование по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Во-первых, эта страховка будет очень дорогая. Неисполнение контракта это финансовый риск.

Как я помню, банковские гарантии при заключении контракта никто не отменял. И если судом будет доказано, что строительная компания не в состоянии платить и допустила срыв контракта, то по данному решению СРО будет платить деньги.

Читайте также:  Только 6% обратившихся отказывают в выдаче дальневосточного гектара

Но не более 25% из компфонда по одному страховому случаю.

Но хочу отметить, что в большинстве случаев московские строительные компании не срывают сроков контрактов, а вводят многие объекты досрочно.

Институт признания СРО всё ближе

Законопроект-спутник Федерального закона о контроле и надзоре вышел на финишную прямую. 19 мая 2021 года депутаты Государственной думы во втором чтении приняли законопроект № 1051647-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Отметим, что закон-спутник вносит изменения в 132 федеральных закона, содержит 754 страницы текста и устанавливает единообразные требования к 123 видам контроля.

Большой блок поправок будет внесен в 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и отраслевое законодательство, регулирующее порядок контроля и надзора в сферах деятельности, где членство в СРО является обязательным. В частности, отдельное регулирование надзора предусмотрено для СРО финансовой сферы, контроль над которыми осуществляет Центральный банк.

Напомним, что основной блок поправок в закон о СРО касается обеспечения возможности электронного документооборота между членами СРО и СРО, между СРО и органами государственного надзора.

Ко второму чтению в законопроект добавлена возможность использования информационных и коммуникационных технологий дистанционного участия при рассмотрении жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о применении мер дисциплинарного воздействия. В первом чтении такая возможность уже была предусмотрена для проведения заседаний постоянного коллегиального органа СРО.

Также в 315-ФЗ вводятся предельный срок исполнения предписаний контрольных органов по устранению выявленных нарушений — в шестьдесят дней. По обращению СРО срок исполнения предписания может быть однократно продлен.

В связи с появлением возможности заключения саморегулируемой организацией соглашений о признании результатов ее деятельности, появится и новый вид контроля. В отношении такой СРО контрольным (надзорным) органом будет осуществляться контроль за соблюдением условий заключенного соглашения о признании.

Интересно, что в отдельных случаях соглашения о признании результатов деятельности могут быть использованы и самими СРО.

Так, для СРО аудиторов вводится право признать плановую внешнюю проверку качества работы аудиторской организации осуществленной в случае, если в отношении деятельности такой аудиторской организации в соответствующем периоде уполномоченным федеральным органом была осуществлена плановая проверка.

Федеральный государственный надзор над саморегулируемыми организациями с добровольным участием не предусмотрен.

Кроме того, у СРО появится право формирования плана проверок своих членов на основе риск-ориентированного подхода.

Как и в случае с государственным контролем, при использовании риск-ориентированного подхода к формированию плана проверок выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется путем отнесения деятельности членов СРО к определенной категории риска. Категории и критерии риска определяются саморегулируемой организацией в соответствии с ее внутренними документами. Однако федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию соответствующего вида предпринимательской или профессиональной деятельности, или Банк России вправе установить требования к категориям риска, критериям отнесения деятельности членов саморегулируемой организации к определенной категории риска.

  • Отметим, что положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ при организации и осуществлении  федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций будут применяться до 31 декабря 2024 года.
  • В Градостроительный кодекс вносятся поправки, относящие регулирование федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций строительной сферы на уровень Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и отдельный пункт о неприменении системы оценки и управления рисками причинения вреда при осуществлении данного вида контроля.
  • Также в Градкодексе уточняется регулирование государственного строительного надзора, порядок аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, уточняются наименования видов контроля, осуществляемых при строительстве.

Напомним, что принятый во втором чтении закон также существенно упрощает и унифицирует систему лицензирования. Для выдачи всех видов государственных лицензий вводится единая реестровая модель и существенно упрощается процедура внесения изменений в уже выданные лицензии.

В заключение отметим, что законодатели согласовали право Правительства РФ устанавливать особенности осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора), в том числе в отношении субъектов экспериментального правового режима.

В частности, специальное правовое регулирование организации и осуществления государственного и муниципального контроля может быть установлено в отношении федеральной территории «Сириус», свободного порта Владивосток, свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, территорий опережающего социально-экономического развития, инновационного центра «Сколково», особых экономических зон, Арктической зоны Российской Федерации.

Как и базовый федеральный закон о контроле, закон-спутник вступит в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки. В частности, полный и окончательный переход на реестровую модель деятельности по лицензированию запланирован на 1 марта 2022 года.

Положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля должны быть приведены в соответствие с федеральным законодательством до 1 января 2022 года.

Сро в строительстве — требования, стандарты, ответственность

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Строительный контроль и надзор » Саморегулируемые организации в строительстве

До начала 2009 года на рынке строительства не существовало саморегулируемых организаций, вместо них функции контроля за соблюдением строительных норм, правил и стандартов были возложены на органы, выдававшие лицензии на осуществление деятельности в области строительства зданий и сооружений различных уровней ответственности. С 1 января 2009 года лицензии перестали выдавать. Вместо этого, для осуществления своей деятельности субъектам строительного рынка необходимо быть членами саморегулируемых организаций (СРО).

Содержание

К членам саморегулируемых организаций в сфере строительства, желающим получить свидетельство о допуске к строительным работам, предъявляются определенные требования:

  • Сотрудники должны иметь специальное образование в сфере строительства. Для юридического лица минимальный критерий по количеству таких работников – не менее трех человек с высшим образованием либо не менее пяти человек со средним профессиональным образованием. Для индивидуального предпринимателя, кроме наличия высшего образования, существует еще одно требование – стаж работы по специальности не менее пяти лет;
  • Сотрудники должны проходить курсы повышения квалификации не менее одного раза в пять лет. Данный факт подтверждается получением свидетельства о повышении квалификации, предъявляемого в СРО.
  • Кроме обязательных требований ряд саморегулируемых организаций предъявляют факультативные требования в виде наличия имущества для соответствующих видов работ и обязательная проверка квалификации работников организации, по итогам которой получен положительный результат.
  • Исполнительные органы СРО контролируют выполнение данных требований, так как дорожат собственной репутацией в условиях жесткой конкуренции на рынке строительства.
  • Еще одним общим требованием для членства в СРО является уплата обязательных платежей:
  • взнос в компенсационный фонд (минимальный размер установлен государством, максимальный определяет сама СРО);
  • вступительный взнос (размер определяет СРО);
  • членский взнос (периодичность и размер платежа определяет СРО);
  • оплата договора страхования гражданской ответственности;
  • оплата услуг для подготовки документов при вступлении в СРО.

Стандарты СРО в строительстве

Градостроительный кодекс предписывает, что каждая саморегулируемая организация вправе утвердить собственные стандарты, регулирующие:

  • правила выполнения работ, оказывающие непосредственное влияние на безопасность объектов;
  • требования к результату строительных работ;
  • требования к системе контроля за выполнением строительных работ.
  1. Так как четкие правила по разработке и утверждению стандартов СРО в настоящее время отсутствуют, далеко не все организации уделяют им повышенное внимание.
  2. Однако, стоит отметить , что в на уровне Национальных объединений саморегулируемых организаций в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий активно разворачивается деятельность модернизации существующих нормативных документов, включая актуализацию устаревших СНиП, создаются специализированные комиссии по ценообразованию, разрабатывающие новые сметы и нормативы на строительство и разработку проектной документации.
  3. Но согласно действующему законодательству нормативные документы, которые разрабатываются СРО, могут носить не более чем рекомендательный характер.
  4. Таким образом, миссия по разработке отраслевых стандартов в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий возлагается на более высокий, по сравнению с отдельными СРО, уровень Национальных объединений саморегулируемых организаций.

Ответственность СРО в строительстве

Одним из самых важных условий существования саморегулируемых организаций является не только контроль за качеством, но и возмещение вреда, причиненного ненадлежащим выполнение работ. Подобная ответственность формируется в нескольких направлениях.

Прежде всего, члены СРО обязаны платить ежегодный взнос в компенсационный фонд. Минимальный размер взноса определен законодательством, а максимальный утверждается исполнительным органом СРО на очередной календарный год. Без существующего компенсационного фонда саморегулируемая организация не сможет приобрести свой юридический статус для работы на строительном рынке.

Компенсационный фонд формируется в равных долях каждым членом СРО вне зависимости от конкретного вида строительной деятельности.

Средства компенсационного фонда расходуются на исполнение обязательств, вытекающих из требования о возмещении вреда, причиненного членом саморегулируемой организации.

Локальные документы СРО должны содержать порядок осуществления таких выплат (по решению суда, в добровольном порядке, солидарная ответственность и т.д.).

  • Еще одной формой ответственности СРО за ненадлежащее качество выполненных работ является заключение договора страхования гражданской ответственности.
  • Законодательство регламентирует взаимоотношения между СРО и страховыми компаниями только в общих чертах, поэтому многие саморегулируемые организации злоупотребляют этим фактом и не стремятся наращивать объем потенциальных страховых выплат пострадавшим клиентам.
  • Тем не менее, страховые компании привлекают СРО заметным снижением страховых тарифов для крупных саморегулируемых организаций.
Читайте также:  2021 год станет рекордным по количеству новых тц

В отношении пределов ответственности как членов СРО, так и самой организации, стоит отметить, что государство до сих пор не разработало четкого механизма контроля за привлечением СРО к ответственности за вред, причиненный ее членами.

Каждая СРО состоит в государственном реестре саморегулируемых организаций, однако, обязательных требований о предоставлении информации по расходованию средств компенсационного фонда до сих пор не принято.

Это позволяет многим СРО не только сознательно скрывать общее количество предъявленных претензий от заказчиков, но и не дает возможность увидеть конечных получателей средств из компенсационного фонда. Данное положение приводит к злоупотреблениям на рынке саморегулируемых организаций, что периодически влечет ликвидацию некоторых СРО.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

заказчик заключил договор генподряда с фирмой «А» . та , в свою очередь заключает договор субподряда с фирмой «в» стоимость контракта генподряда более 5 млрд руб . должна ли фирма «в » иметь допуск сро на работы стоимостью не менее 350 млн руб — это сумма аванса, проплаченная генподрядчиком субподрядчику ?

сергей 04.09.2019 05:04

Для полноценного ответа на Ваш вопрос, необходимо ознакомиться со всеми  обстоятельствами дела.Вы можете обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду «МИП_50%» скидка 50 процентов.

  1. адрес: г. Москва, Старопименовский переулок 18
  2. или по телефону +7 (499) 938-82-06
  3. Либо  Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru

Сайботалов Вадим Владимирович05.09.2019 10:08

Задать дополнительный вопрос

За более подробной консультацией  Вы можете обратиться в офис на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду «МИП_50%» скидка 50 процентов. или по телефону +7 (499) 938-82-06 адрес: г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

06.09.2019 00:00

Задать дополнительный вопрос

Сро должна проверить своих членов. и что дальше?

15.06.2015

Минэкономразвития подготовило поправки в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях». Текст законопроекта размещен на Едином портале проектов нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Так,  поправками предлагается конкретизировать порядок контроля саморегулируемой организацией (СРО) за деятельность своих членов. Разобраться в предлагаемых новеллах мы попросили юристов – экспертов в области СРО. И вот что у них получилось:

Статья 9 «Контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов» излагается в новой редакции. Так, предлагается установление форм контроля в виде текущего мониторинга, плановых и внеплановых проверок.

Предметом текущего мониторинга является соблюдение членом саморегулируемой организации требований Федерального закона, федеральных законов, регулирующих соответствующий вид предпринимательской или профессиональной деятельности, федеральных стандартов, стандартов и правил саморегулируемой организации, внутренних документов и условий членства в саморегулируемой организации. Текущий мониторинг ведется посредством поиска и анализа информации о деятельности членов СРО, в том числе, «с применением технических средств».

Отсутствие четко установленных критериев для ведения текущего мониторинга позволит саморегулируемым организациям и их работникам необоснованно вмешиваться в предпринимательскую или профессиональную деятельность компаний — членов СРО.

При этом недобросовестные СРО откажутся от такого вида контроля или будут выполнять его формально.

Также необходимо отметить, что в предлагаемой редакции текущий мониторинг потребует существенных трудовых и финансовых затрат, что в свою очередь отразится на членских взносах в саморегулируемую организацию и, как следствие, приведет к удорожанию саморегулирования для компаний – членов СРО.

Представляется, что мониторинг деятельности членов саморегулируемых организаций должен осуществляться на основании той информации, которую компании предоставляю в свою СРО. Порядок представления и перечень представляемой организации определяется СРО в ее внутренних документах, которая затем анализируется в рамках текущего мониторинга.

Анализ должен содержать выводы о возможном несоблюдении членом СРО стандартов деятельности и требований к членству в саморегулируемой организации.

На основании данного анализа СРО принимается решение о проведении в отношении ее члена или внеплановой проверки в случае, если предполагаемое нарушение может повлечь неисправимые последствия, или о плановой проверке в следующем году.

Частью 5 предлагается установить основания для проведения саморегулируемой организации внеплановой проверки деятельности своего члена. Так, одним из оснований является информация о нарушении, ставшая известной саморегулируемой организации. Но в тексте законопроекта не уточняется конкретный перечень и способы получения СРО такой информации.

Данное основание для проведения проверки, а также иные основания противоречат действиям Правительства Российской Федерации, направленным на сокращение контрольных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности.

Также неопределенность оснований может использоваться недобросовестными саморегулируемыми организациями для необоснованного давления в отношении своих членов.

Рассматриваемой статьей определяются подробные требования к подаваемым в СРО жалобам на действия ее членов. При этом жалоба должна быть подписана соответствующим уполномоченным лицом в случае, если такая жалоба подается юридическим лицом или органом государственной власти или местного самоуправления.

Далее законопроектом не устанавливается порядок определения такого уполномоченного лица, в связи с чем данная норма является декларативной и не будет применяться в полном объеме.

В тоже время отсутствие законодательного порядка определения соответствующего уполномоченного лица позволяет необоснованно отказать в рассмотрении жалобы на действия члена СРО.

Необходимо отметить, что законопроект не содержит перечень случаев, в которых поданная жалоба не подлежит рассмотрению саморегулируемой организацией, кроме случаев ее несоответствия установленным требованиям.

Требования, установленные в части 7, имеют расплывчатые формулировки и не позволяют сделать однозначных выводов об отсутствии предмета жалобы и несоответствии доводов лица о нарушении его прав действиями (бездействием) члена саморегулируемой организации.

При таком подходе жалобы на деятельность членов саморегулируемых организаций будут использоваться недобросовестными потребителями в качестве сведения личных счетов с конкретным членом СРО. Необходимо конкретно определить, какие именно жалобы являются необоснованными и не подлежащими рассмотрению.

Частью 10 предусматривается обязанность члена СРО предоставлять информацию, необходимую для проведения проверки.

Однако ответственность за непредставление или представление информации не в полном объеме таким членом устанавливается саморегулируемой организацией в произвольном порядке.

Отсутствие единообразного подхода к названной ответственности позволит недобросовестным СРО и их членам использовать минимальные виды ответственности за эти нарушения и тем самым игнорировать проводимые проверки без каких-либо существенных последствий.

Частью 12 предлагается направлять лицу, направившему жалобу, акт проведенной проверки члена СРО. При этом в части 14 предоставляется право жалобщику оспорить в судебном порядке или в орган по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия результаты проведенной проверки.

Такое оспаривание в суд результатов проверки делает нецелесообразным дальнейшее рассмотрение жалобы. Представление указанного права жалобщику влечет нарушение прав и обязанностей как саморегулируемой организации, так и ее члена, в отношении которого представлена жалоба.

Необходимо отметить, что в процессе проведенной проверки в акте проверки могут отражаться сведения, не подлежащие раскрытию третьим лицам, в том числе жалобщикам.

При этом в части 15 установлена ответственность работников саморегулируемой организации за неразглашение и нераспространение сведений, полученных в ходе проведения проверки.

В связи с этим представляется целесообразным извещение саморегулируемой организацией жалобщика о проводимой проверке и передаче результатов проверки в орган по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия или об отсутствии нарушения.

Также представляется излишним направление копии решения органа по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия и члену саморегулируемой организации в связи с публичным размещением в трехдневных срок такого решения на сайте саморегулируемой организации.

Илья Кордюков

Наличие допуска СРО к производству строительно-монтажных работ — Статьи — Консалтинговая группа "Аюдар"

Зачастую генеральный подрядчик обладает допуском СРО по п. 33 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – Перечень), утв. Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, и не имеет ни одного допуска к производству строительно-монтажных работ собственными силами, привлекая для этого подрядчика, а тот в свою очередь субподрядчика. Какие проблемные моменты могут возникнуть в этой связи?

Рассмотрим ситуацию, когда генподрядчик с допуском СРО по п. 33.3 Перечня (жилищно-гражданское строительство) привлек для выполнения строительно-монтажных работ по устройству наружных и временных сетей водоснабжения и канализации подрядчика, обладающего допуском СРО поп. 33.

7 Перечня и также не имеющего права выполнять указанные работы собственными силами. Возникает вопрос: обязан ли в данном случае генподрядчик проверять наличие допусков СРО по п.

Читайте также:  Можно ли узаконить дом после дарения участка?

16 и 17 Перечня у конечных субподрядчиков? Несет ли он ответственность за выполнение субподрядчиком работ без соответствующих допусков?

Договор с подрядчиком без допуска СРО к выполнению работ.

 Порядок заключения договора подряда описан в гл. 37 ГК РФ. Статья 706 ГК РФ гласит: если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

 При этом генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком обязательств в соответствии с нормами п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ, а перед субподрядчиком – за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.

 В соответствии со ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик – создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить договорную цену.

Договор строительного подряда заключается на строительство либо реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.

Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не прописано в договоре.

 Статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В то же время п. 2 ст.

721 ГК РФ определяет: если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.

 Статьей 52 ГрК РФ установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

 Пункты 33.3 и 33.

7 Перечня предусматривают работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта генеральным подрядчиком, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора, в части жилищно-гражданского строительства, объектов водоснабжения и канализации соответственно. Пункты 16 и 17 Перечня предусматривают виды работ по устройству наружных сетей водопровода и канализации.

 Таким образом, генеральный подрядчик, имеющий допуск СРО по п. 33.

3 Перечня, может заключить договор с субподрядчиком по устройству наружных сетей водопровода и канализации при условии, что субподрядчик имеет допуск СРО по п. 33.7 Перечня.

При этом в данном договоре должна быть предусмотрена обязанность субподрядчика выполнить указанные работы с привлечением другой подрядной организации, имеющей допуск СРО по п. 16 и 17 Перечня.

В силу ст. 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.

Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков.

При неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования заказчик может отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

 В силу п. 1 ст. 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно отвечать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте соответствующих условий договора – требованиям, обычно предъявляемым к работам этого рода. Согласно ст.

754 ГК РФ подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия.

 В свою очередь, п. 4 ст.

53 ГрК РФ устанавливает, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта лицом, осуществляющим строительство (совместно застройщиком или заказчиком в случае осуществления работ на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и не могут быть проверены после завершения других работ из-за технологии строительства. Контроль также должен вестись за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других конструкций и участков сетей, за соответствием указанных работ, конструкций и участков требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций, а в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания данных конструкций. По результатам проведения контроля составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

 Статья 9.5.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к указанным видам работ (если оно является обязательным).

В этом случае на юрлицо или индивидуального предпринимателя налагается административный штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. За повторное в течение года несоблюдение при выполнении работ минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске ему грозит штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб.

или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 Из сказанного следует, что если субподрядчик привлекает для выполнения работ организацию, не имеющую соответствующего допуска, то ответственность перед заказчиком за последствия такого нарушения несет генеральный подрядчик.

При выявлении заказчиком нарушений по допускам он может отказаться от исполнения договора и потребовать у генерального подрядчика возмещения связанных с этим убытков.

Ответственность за осуществление строительства субсубподрядной организацией без допуска СРО может быть возложена контролирующими органами на генерального подрядчика или заказчика (застройщика).

 В качестве примера приведем Постановление ФАС МО от 09.06.2011 № КА-А40/5239-11. В нем суд признал заказчика-застройщика виновным в административном правонарушении – осуществлении строительно-монтажных работ при отсутствии разрешения на строительство, а привлечение к административной ответственности в виде штрафа в размере 1 млн руб. – обоснованным.

 Кроме того, отметим, что в силу ст.

173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно прописанными в его учредительных документах, либо юрлицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юрлица, если доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

 В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

При этом каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) – возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

 Таким образом, при заключении субподрядчиком договора с организацией, не имеющей допуска СРО, по иску данной организации, ее учредителя или контролирующего органа договор подряда может быть признан судом недействительным, что может повлечь негативные последствия для субподрядчика и, как следствие, для генподрядчика и заказчика.

Ответственность перед СРО.

 Согласно ст. 55.7 ГрК РФ саморегулируемая организация принимает решение об исключении из числа своих членов индивидуального предпринимателя или юридического лица в случае отсутствия у него свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

 Саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, стандартов СРО и правил саморегулирования в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования.

СРО также вправе контролировать деятельность своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (ст. 55.13 ГрК РФ).

 Кроме того, СРО в соответствии со ст. 55.14 ГрК РФ рассматривает жалобы на действия своих членов. В случае выявления нарушений она применяет меры дисциплинарного воздействия, указанные в ст. 55.15 ГрК РФ:

  1. выносит предписание об обязательном устранении членом СРО выявленных нарушений в установленные сроки;
  2. выносит члену СРО предупреждение;
  3. приостанавливает действие свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;
  4. прекращает действие свидетельства о допуске к работам в отношении определенного вида или видов работ;
  5. исключает из членов СРО.

Таким образом, ответственность перед СРО за деятельность без допусков несет организация, которая осуществляет эту деятельность.

Миронова А. Р.,руководитель юридического департамента КГ «Аюдар»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector