Частный капитал в регионах пойдет на инфраструктуру жкх

Частный капитал в регионах пойдет на инфраструктуру ЖКХПравительство России призывает инвесторов к увеличениям вложений в регионы, однако, особой активности пока не наблюдается. Власть предлагает поощрительные механизмы для администраторов в регионах с целью стимулирования инвестиционных процессов в отдельных субъектах.

Если учесть, что наши инвестиции представляют собой финансовые средства из офшоров, то и методы стимулирования аналогичные. Михаил Мишустин заявил, что будут списываться бюджетные кредитные обязательства регионов на размер предполагаемых налогов (бюджетных доходов) от внедренных инвестиционных проектов.

Но как вычислить размер этих доходов? Когда реально будет списание?

Инвестиции в регионы – как привлечь инвесторов и для чего это нужно?

Сколько времени понадобится на то, чтобы проекты стали приносить доход?

На это понадобится время, зато долги будут присутствовать. К тому же, для того чтобы запустить проекты, и контролировать их нужны квалифицированные специалисты, а их у нас очень мало.

  • В границах региона инвестирование предполагает следующие направления:
  • — улучшение региональной самостоятельности (хозяйственной и экономической),
  • — устранение имеющегося дисбаланса в развитии разных отраслей хозяйственной деятельности,

— решение проблем социального характера (увеличение заработной платы, наличие рабочих мест и т.д.)

Инвестиции в регионы важны не только для конкретной территории, но и в масштабах государства. От этого зависит решение задач в области управления инвестициями, а также ряда проблем в экономике регионов.

Привлечение инвестиций способствует установлению баланса во всех сферах жизнедеятельности между соседними регионами, а это, в целом, стабилизирует экономическое развитие страны, а также социальное положение.

Все российские регионы отличаются по своей привлекательности для инвесторов. Правильная оценка привлекательности инвестиций регионов особенно важна в случае, когда планируется крупное инвестирование, имеющее национальное значение. Для этого применяются значения валового регионального продукта.

В настоящее время региональное инвестирование

вызывает интерес не только со стороны государства, но и частных инвесторов, для которых есть реальная возможность получать доход с экономической деятельности на определенной территории.

Надо заметить, что для инвесторов, не имеющих большого опыта и значительных капиталов, масштабные регионы с развитой инфраструктурой недоступны из-за большой конкуренции и четкого разграничения рынка.

Некоторые регионы представляют собой «лакомый кусок» для многих инвесторов, так как есть большой выбор для вложения денег в разные области хозяйственной деятельности (к примеру, создание малого и среднего бизнеса, а также деятельности на фондовых рынках, развитии жилищного строительства).

Надо сказать, что в нашей стране, объемы инвестиций в регионы не велики. Это наглядно видно из статистики показателей жизненного уровня и доходов граждан крупных регионов и небольших, удаленных от современных центров с развитой бизнес-структурой.

Это объясняется рядом причин, к примеру, неграмотно организованной федеральной политикой, основным направлением которой является стремление местных властей единолично управлять всеми процессами.

Кроме того, большой бедой являются бюрократические препоны, препятствующие привлечению инвестиций не только для иностранных инвесторов, но и для российских.

Местные власти не могут контролировать конкуренцию между компаниями, ведущими деятельность на определенной территории.

Частный капитал в регионах пойдет на инфраструктуру ЖКХ

Для определения необходимости вложения капитала в конкретный регион инвестор, как правило, изучает его экономическую привлекательность: имеет значение жизненный уровень граждан, населяющих данную территорию, уровень цен, степень занятости населения, среднемесячный доход, объем производства и т.д. Все эти показатели связаны между собой. Кроме этого, важное значение имеют местные законодательные документы, установленные ставки по налогам, степень защищенности от разного рода рисков, отношение местных властей к инвестиционной деятельности.

В некоторых регионах

ситуация складывается таким образом, что создается впечатление, будто региональным властям не важны долгосрочные программы.

Относительно инвестирования, решения принимаются спонтанно, инвестиционной политике не уделяется должного внимания, в принимаемых региональных программах развития нет никакой информации о разработке механизмов для привлечения инвестиций иностранных инвесторов.

Только за счет изменения данной инвестиционной стратегии можно обеспечить прирост валового регионального продукта примерно на 2 %.

Немаловажной причиной низкого развития регионов является тот факт, что за границей РФ о многих ее регионах ничего не известно.

А ведь для привлечения иностранного капитала необходима информационная открытость, достоверные сведения об имеющихся ресурсах, инвестиционном климате региона.

Стоит сказать о том, что за последние годы в российских регионах сформированы различные региональные фонды, компании развития, однако, большинство из них работают формально.

Пока местные власти не поймут, что привлечение инвестиций является тоже, своего рода, инвестицией, которая требует вложения капитала не только в новые технологии, но и в человека, рассчитывать на большой прорыв в данном направлении, вряд ли возможно.

Частный капитал в регионах пойдет на инфраструктуру ЖКХ

По статистике, кроме нескольких регионов (Краснодарский край, респ. Татарстан, г.

Санкт-Петербург, Московская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Курская, Ленинградская, Белгородская области) где инвестиционные риски относительно невысокие, в остальных регионах России картина не такая оптимистичная.

В любом случае, для привлечения капитала в регионы необходимо использовать все возможные механизмы (к примеру, специальные экономические зоны, индустриальные парки, кластеры и т.д.).

Целью государственного регулирования

социальных инвестиций регионов является обеспечение определенного равновесия во взаимодействии государства, населения и инвесторов при улучшении жизненного уровня. Субъектами социальных инвестиций могут выступать: государство, зарубежные инвесторы, организации (как коммерческие, так и некоммерческие), частные инвесторы.

  1. Государственные инвестиции направлены на развитие различных отраслей экономики, получить которые представители малого бизнеса могут в двух случаях:
  2. — на создание собственного бизнеса (для разных регионов размер субсидий варьируется от 50 до 90 тысяч рублей. В России это делают центры занятости),
  3. — на развитие своего дела, получение субсидий порядка 300 тысяч рублей (это задача министерства экономического развития).

В любом случае, необходимо активно действовать, так как на фоне дефицита бюджета (как федерального, так и регионального), увеличения безработицы, снижения доходов граждан — привлечение инвестиций в регионы является показателем эффективной работы региональных властей. Не имеет значения какие инвесторы (иностранные либо отечественные), главное, чтобы поднялся уровень жизни в регионах, развивалась региональная экономика, создавались новые рабочие места и т.д.

Жилищно-коммунальное хозяйство России в будущем: что предлагают доработать эксперты

Жилищный кодекс РФ отмечает пятнадцатилетие с момента создания. Многое в жилищно-коммунальном хозяйстве изменилось за это время, а что ждёт отрасль в будущем, эксперты обсудили 19 и 20 декабря на семинаре-конференции «ЖКХ будущего-2019». Делимся с вами главным.

Частный капитал в регионах пойдет на инфраструктуру ЖКХКак реализуется проект «Умный город»: примеры регионов

Дать собственникам больше прав

Во всех городах есть проблема: управляющие компании и жители домов не умеют договариваться и решать проблемы дома сообща. Собственники не чувствуют себя ответственными за содержание дома.

Ирина Генцлер, директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города», рассказала, что ситуацию может улучшить изменение  регулирования взаимоотношений жителей домов и УК. Необходимо собственников сделать ответственными за состояние их дома.

  • Выступление Ирины Генцлер
  • Ирина Генцлер считает, что кроме того необходимо собственникам дать право:
  • создавать фонд управления домом – это денежный фонд, при помощи которого собственники смогут контролировать свои средства;
  • принимать меры против жителей дома, имеющих задолженность за ЖКУ.

Управляющим компаниям для качественной работы в будущем необходимо изменить своё отношение к жителям домов: признать, что это не просто плательщики, а заказчики услуг УК. Нужно начать относиться к каждому дому как к объекту управления.

Вместе с тем роль УК будет состоять и в том, чтобы помочь жителям домов переосмыслить позиционирование – научить их перестать считать себя жертвами и начать нести ответственность за свои дома.

Частный капитал в регионах пойдет на инфраструктуру ЖКХОпыт УК: как выстроить отношения с органами власти и клиентами

Исключить бизнес-риски УК

Татьяна Вепрецкая, директор Национального Жилищного Конгресса, перечислила прямые бизнес-риски управляющих компаний, которые мешают им работать в полную силу. Среди них:

  • не учтены отрицательные значения при расчётах с РСО;
  • занижены нормативы потребления коммунальных ресурсов;
  • отменена уступка права требования в пользу РСО;
  • не дописан документ о принятии решения по временной УК: формально дом у компании можно отобрать в любой момент, а суды занимают двойственную позицию.
Читайте также:  В сочи отключат воду тем, кто задолжал за нее больше 2 тысяч рублей

Чтобы избежать этих и других бизнес-рисков, управляющие компании должны быть заинтересованы в активных собственниках. Для качественной работы отрасли необходимо организовать конкурентный рынок услуг по созданию комфорта в домах и прийти к проведению капитального ремонта по фактическому состоянию дома, а не по плану региональной программы.

Кроме того, необходимо придерживаться тенденции создания «умного дома». Например, Татьяна Вепрецкая считает КР на СОИ не рентабельными в составе платы за жильё, потому что УК отвечает за сети, но не может отвечать за качество ресурса.

Привлечение частных инвестиций на базе создания Института рефинансирования инфраструктурных кредитов в ЖКХ

Библиографическая ссылка на статью:
Егорова Д.А. Привлечение частных инвестиций на базе создания Института рефинансирования инфраструктурных кредитов в ЖКХ. // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/10/26744 (дата обращения: 08.06.2021).

Финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой организациями жилищно-коммунального комплекса, является актуальной проблемой последнего десятилетия.

Изношенность основных фондов, обуславливающая высокие эксплуатационные затраты, и потери ресурсов вследствие неэффективного использования энергетического потенциала приводят к тому, что практически все инвестиционные ресурсы организаций ЖКХ тратятся на покрытие текущих затрат и не могут обеспечить осуществление инвестиционных программ данных организаций. Вопрос привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиционной деятельности организаций ЖКХ особенно остро встает в свете проводимой реформы жилищно-коммунального хозяйства, подразумевающей постепенный отказ от государственных дотаций и перевод сферы ЖКХ на рыночные отношения.

При очевидной несостоятельности самофинансирования как метода аккумуляции инвестиционных ресурсов организациями ЖКХ на первый план выходят иные механизмы финансового обеспечения инвестиций.

Привлечение внешних внебюджетных источников финансирования во многом упирается в понятие «инвестиционная привлекательность», иными словами, решение о вложении средств в инвестиционную деятельность организации инвестор принимает, исходя из анализа соотношения тех затрат и того полезного эффекта, которые он может и готов получить в результате осуществления инвестиций. Говоря о привлекательности организации ЖКХ в качестве объекта инвестиционных вложений, стоит отметить, что сфера ЖКХ, являясь территориально-отраслевым комплексом, включает в себя широкий ряд организаций, имеющих разнообразную структуру, организационно-правовую форму и осуществляющих свою хозяйственную деятельность в различных условиях конкуренции. Этот факт обуславливает невозможность определения универсального подхода к определению инвестиционной привлекательности организаций ЖКХ, так же как и выработки единой методики ее повышения. Размытость определения понятия «жилищно-коммунальное хозяйство»,  а также отсутствие в зарубежной литературе и практике аналогичного термина, ведет к некоторой путанице. В современных СМИ и научной литературе широко используется именно термин «ЖКХ», хотя зачастую речь идет о проблемах коммунальной инфраструктуры. В рамках данной статьи автору видится разумным ограничить круг рассматриваемых отраслей ЖКХ предприятиями, относящимися к коммунальному комплексу.

Несмотря на очевидную критичность состояния предприятий коммунального сектора, данные организации характеризуются и сильными сторонами с точки зрения потенциального инвестора.

Постоянство спроса, стабильность платежей с ярко выраженной тенденцией их повышения, огромные возможности повышения эффективности платежей за счет ресурсосбережения способны привлечь различные группы инвесторов, нацеленных на долгосрочное вложение средств.

Однако перечисленные преимущества инвестирования в предприятия коммунального комплекса не способны разрушить существующие барьеры привлечения частных инвестиций. Среди основных препятствий на пути потенциального инвестора в сферу коммунальной инфраструктуры, помимо непрозрачности и коррумпированности комплекса, можно перечислить следующие [1]:

  •  Политические. Местные органы управления осуществляют ограничение роста тарифов, в то же время, стараясь сохранить свой контроль в данной сфере.
  • Отсутствие гарантий. Бюджетный кодекс РФ ограничивает возможности субъектов по предоставлению гарантий. Потенциальные объекты инвестирования неликвидны, залоговая база недостаточна для осуществления вложений.
  • Низкая доходность. В силу специфики предоставляемых услуг и социальной значимости коммунального комплекса эффективность инвестиций не всегда может выражаться в прибыльной для инвестора форме. Инвестиции в качество в сочетании с длительным сроком окупаемости снижают привлекательность вложений в глазах потенциального инвестора.
  • Специфика инвестиционных проектов. Зачастую инвестиционная программа предприятия состоит из множества мелких нестандартизированных инвестиционных проектов. Каждый из них в силу отраслевой и региональной специфики требует длительного анализа и может не представлять интереса для инвестора как самостоятельный проект.

Несмотря на не самые благоприятные условия для привлечения бизнеса в отрасли ЖКХ, которые созданы в регионах на сегодняшний день, намерение государства перевести процесс модернизации коммунальной инфраструктуры на базу частных внебюджетных источников финансирования как никогда очевидно.

Одним из фактов, указывающих на то, что в ближайшие годы дотации бюджета будут резко сокращаться, это снижение бюджетных расходов, прописанных в «Комплексной программе модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 годы». В новой редакции данной государственной программы расходы на сферу ЖКХ сокращены с 50 млрд. до 15 млрд.

рублей по состоянию на 2013 год [2].

  • Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство в целом, как и коммунальный комплекс в частности, продолжают осуществлять свою хозяйственную деятельность в «замкнутом круге»: ни бизнес, ни государство не обеспечивают достаточного уровня финансового обеспечения инвестиционной деятельности предприятий.
  • В качестве решения назревшей проблемы вполне оправдано создание своеобразного гарантийного фонда для потенциальных инвесторов в сферу ЖКХ – Института рефинансирования инфраструктурных кредитов в ЖКХ [2].
  • Для того, чтобы проанализировать возможные положительные результаты работы подобного фонда, стоит рассмотреть принципы организации и осуществления деятельности Института.
  • В качестве прототипа деятельности Института рефинансирования инфраструктурных кредитов в ЖКХ предлагается использовать успешный опыт работы Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, которое заключает долгосрочные договоры с банками на рефинансирование ипотечных кредитов; внедряет инструменты и механизмы повышения ликвидности и снижения рисков участников ипотечного рынка; выпускает и размещает на открытом рынке корпоративные облигации и ипотечные ценные бумаги; а также стандартизирует порядок предоставления, оформления и обслуживания жилищных кредитов и займов.

Предполагается, что структура Института рефинансирования инфраструктурных кредитов в ЖКХ может заработать на базе Фонда содействия реформированию ЖКХ (далее Фонда).

  Федеральный бюджет обеспечит 30-50% капитала фонда, гарантируя минимальную доходность Фонда.

Остальные средства будут привлекаться со стороны коммерческих структур (коммерческие банки, международные финансовые организации, пенсионные фонды) и составят 50-70% капитала соответственно (рис.1).

  1. Частный капитал в регионах пойдет на инфраструктуру ЖКХ 
  2. Рисунок 1  — Механизм реализации деятельности Института рефинансирования инфраструктурных кредитов в ЖКХ.
  3. Возможность получения кредита будет доступна для всех организаций, действующих на рынке коммунальных услуг. Процесс рефинансирования можно разделить на 4 основных этапа:
  1. Заключение договора (инвестиционного соглашения) между коммунальным оператором, кредитором и субъектом РФ, которому предшествует подготовка инвестиционного проекта согласно стандартам Фонда, привлечение краткосрочного кредита на разработку проектно-сметной документации и иные организационные вопросы.
  2. Ввод объекта в эксплуатацию.
  3. Рефинансирование 70-90% кредита, выпуск инфраструктурных облигаций. Между вводом объекта в эксплуатацию и началом рефинансирования кредита в среднем пройдет не менее 3-5 лет. Также обязателен контроль целевого использования средств и выполнения заявленных результатов.
  4. Возврат кредита. Погашение кредита за счет тарифной выручки может длиться 7-10 лет.

Также работа Института рефинансирования инфраструктурных кредитов в ЖКХ позволит решить основные проблемы, возникающие в связи с отраслевой спецификой инвестиционных проектов коммунального комплекса.

Так называемая «разношерстность» инвестиционных проектов, вызывающая сложность при анализе и классификации проектов потенциальным инвестором, может быть смягчена путем требования соответствия единым стандартам Фонда в контексте правил тарифного регулирования, условия договоров, расценок на строительство. Также это позволит объединить отдельные проекты, которые могут не интересовать инвестора в силу их малого размера в сочетании со сложным и длительным анализом, в «пулы» схожих проектов с идентичными условиями возврата инвестиций.

Тарифное регулирование также может и должно быть усовершенствовано в процессе работы Института рефинансирования инфраструктурных кредитов в ЖКХ. Ведь сотрудничество с Фондом это мощный стимул к созданию взвешенной тарифной политики. Региональным властям вряд ли захочется рисковать проектами Фонда ради решения текущих проблем.

Вопрос о предоставлении имущественных гарантий как о возможной альтернативе работы Фонда также является очевидным. Действительно, имущественные гарантии являются достаточно действенным механизмом привлечения  инвестиций.

Однако деятельность Фонда позволяет региону и местным властям не брать на себя лишние риски, так как известно, что существует категория инвесторов, нацеленных именно на получение муниципального имущества взамен долгам, которые предприятия коммунального сектора зачастую не в состоянии выплатить.

Читайте также:  Кадастровая палата уточнила, какие дома в особых зонах снесут

Категория «нерентабельных инвестиционных проектов», направленных на повышение качества производства и предоставления коммунальных услуг, не создают дополнительных доходов и увеличивают текущие расходы организации.

Данные проекты, как правило, не привлекательны для инвесторов и осуществляются за счет бюджетных источников финансирования, что позволяет значительно завышать стоимость реализации проектов, и обуславливает непрозрачность инвестиционного процесса.

Участие Института рефинансирования инфраструктурных кредитов в ЖКХ позволяет обеспечить прозрачность процесса реализации инвестиций, а также сформировать синергетический эффект рентабельных  проектов и инвестиций в качество.

В целом, модель работы Института рефинансирования инфраструктурных кредитов в ЖКХ можно назвать крайне оптимистичной, однако, это не первая попытка правительства внедрить в коммунальную сферу дополнительные инвестиционные механизмы.

Фонд содействия реформированию ЖКХ уже наделялся ранее полномочиями по финансированию инвестиционных программ модернизации коммунальной инфраструктуры в регионах. Задачей, поставленной государством, являлось субсидирование процентной ставки на модернизацию коммунального комплекса в городах с населением менее 250 тыс. человек.

Несмотря на предложенные условия ни одной заявки не поступило, и средства, выделенные на данные цели из государственной казны, остались невостребованными.

Из всего вышеизложенного следует, что введение в инвестиционный процесс, осуществляемый в сфере ЖКХ, Института рефинансирования инфраструктурных кредитов позволит преодолеть большую часть проблем, возникающих перед организациями, привлекающими внебюджетные источники финансирования инвестиционной деятельности в данном отраслевом комплексе.

Однако положительный результат работы данного инвестиционного механизма напрямую зависит от реакции участников рынка предоставления коммунальных услуг и, что важнее, потенциальных инвесторов на данную правительственную инициативу.

Слабая работа механизма государственных гарантий является одним из сдерживающих факторов для инвесторов, и может отразиться на отношении к работе Фонда крайне негативно, вызывая недоверие.

Вместе с тем, именно снижение рисков для инвесторов может положительно сказаться на привлечении частных средств в отрасли ЖКХ, а также на тарифном регулировании.

Библиографический список

  1. Конюхов, О. Замкнутый круг ЖКХ [Электронный ресурс] / Конюхов, О.// Интернет-журнал «Новая политика». – 2013. – URL:  http://www.novopol.ru/-zamknutyiy-krug-jkh-text145899.html
  2. Лобанова, О. Банки кредитуют обновление ЖКХ [Электронный ресурс] / Лобанова, О. // Губернский Деловой Журнал. Журнал российских территорий. — 2013 – №3. – URL:http://gubernskiy.ru/smi/archive/issue/article?cun=728239&issue=728197
  3. Владимир Путин предлагает создать гарантийный фонд для инвесторов, готовых вкладываться сферу ЖКХ [Электронный ресурс] // Еженедельное информационно-аналитическое издание «Недвижимость». – 2013. – URL: http://nedv.info/index.php?article=4114&news
  4. Актуальные исследования: Положение в системе ЖКХ: статистические данные [Электронный ресурс] // Общероссийский информационный портал «Социальная карта Российской Федерации». – 2012. – URL: http://sockart.ru/analytics/topical_research/1476846/ 

Количество просмотров публикации: Please wait

О привлечении частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство

11 октября 2014 10:50

Работа Правительства в цифрах и фактах. Для привлечения в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций принято более 30 нормативных правовых актов.

Правительство
сообщило о работе по исполнению поручения Президента России, содержащегося в Указе
Президента от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации
доступным и комфортным жильём
и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (подпункт «а»
пункта 1, абзац четвёртый
подпункта «г» пункта 2) об
увеличении до 2017 года доли заёмных средств в общем объёме капитальных вложений в системы
теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30%
(подпункт «а» пункта 1 Указа), а также о
создании благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу
жилищно-коммунального хозяйства для решения задач модернизации и повышения
энергоэффективности объектов коммунального хозяйства (абзац четвёртый подпункта «г» пункта 2 Указа).

В
целях создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в ЖКХ
Правительство разработало и обеспечило принятие необходимой законодательной
базы. Она основана на переходе к долгосрочному инвестиционному планированию и
тарифному регулированию.

Одновременно в целях защиты потребителей коммунальных
услуг и недопущения бесконтрольного роста тарифов разработаны механизмы
регулирования совокупного платежа граждан за ЖКХ.

Эти механизмы позволят
провести модернизацию коммунальной инфраструктуры и повысить качество предоставляемых
потребителям услуг за счёт
привлечённых
инвестиций.

Для
создания условий для привлечения в ЖКХ частных инвестиций принято более 30
нормативных правовых актов.

Кроме
того, Минстрой России
разработал модельный комплекс («дорожную
карту») развития
жилищно-коммунального хозяйства субъектов Федерации (далее – «дорожная карта»).
«Дорожная карта» содержит подробный перечень мероприятий, обеспечивающих
реализацию на региональном и муниципальном уровнях всех федеральных решений в
сфере ЖКХ.

Федеральным
законом от 28 июня 2014 года №200-ФЗ «O внесении
изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации» принятие
аналогичных региональных «дорожных карт» предусмотрено в качестве условия
получения с 1 января 2015 года федеральной поддержки за счёт средств государственной корпорации – Фонда
содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Региональные
«дорожные карты» должны быть утверждены высшими должностными лицами субъектов
Федерации до конца 2014 года.

Организована
работа по передаче частным операторам объектов ЖКХ всех государственных и
муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление.

Для этого ранее принятый Правительством План действий по привлечению в жилищно-коммунальное
хозяйство частных инвестиций дополнен пунктами о разработке рекомендуемых
показателей и критериев эффективности управления государственными и
муниципальными предприятиями в сфере ЖКХ.

  • По
    итогам селекторного совещания в Правительстве 27 июня 2014 года высшим должностным лицам субъектов Федерации
    дано поручение провести совместно с Минстроем России не позднее 1 ноября
    2014 года анализ
    эффективности государственных и муниципальных унитарных предприятий в сферах
    теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
  • На
    основании этой оценки к декабрю 2014 года будут актуализированы региональные графики
    передачи в концессию имущества неэффективных унитарных предприятий в сфере
    теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
  • К
    концу 2014 года актуализированные графики передачи инфраструктуры
    неэффективных государственных и муниципальных унитарных предприятий в
    концессию, а также вся конкурсная документация будут опубликованы в открытом
    доступе на сайте Минстроя.
  • Для
    обеспечения до 2017 года увеличения доли заёмных средств в общем объёме капитальных вложений в системы
    теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод до 30% реализуется
    план поэтапных мероприятий по достижению установленных частью «а» пункта 1 Указа важнейших целевых
    показателей (далее – План).

В
рамках реализации Плана проведён
анализ текущей ситуации использования заёмных средств для осуществления капитальных вложений
в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод. По
итогам 2013 года доля заёмных
средств в общем объёме
капитальных вложений в эти системы составила 10,2%, что превысило установленный
Планом показатель 8,1.

Согласно Плану по итогам 2014 года показатель использования заёмных денежных средств не
должен быть ниже 10,5% от общего объёма капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения,
водоотведения и очистки сточных вод.

«Инфраструктурное меню». Чем государство кормит стройку? | Деловое обозрение

Об инструментах финансирования инфраструктурных проектов говорили на выездном заседании комитета Государственной Думы по финансовому рынку, которое состоялось 31 мая в Чебоксарах.

Инфраструктура – важнейший показатель качества жизни и комфорта городской среды. Она делает жизнь лучше и современнее, а кроме того, создает условия для развития бизнеса. По данным РОСИНФА, ежегодные инвестиции в инфраструктуру в Китае превышают $800 млрд, в США – $300 млрд, а в России они составляют менее $40 млрд.

По словам председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, доля затрат на инфраструктуру по целом по стране равна 2,2% от ВВП.

Читайте также:  Объем ввода торговых центров резко вырастет в 2021 году

«По оценкам специалистов, должно быть как минимум в два раза больше. А с учетом масштабов нашей страны и неразвитости инфраструктуры, думаю, что должно быть не 4,5-5% ВВП, а еще больше. Сейчас принимаются решения, которые должны простимулировать этот процесс, значительно увеличить расходы на инфраструктуру, а это даст потом серьезный эффект в развитии экономики», – подчеркнул Аксаков.

Как отметил первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов, развитие инфраструктуры в России начинает сдвигаться с мертвой точки. Для эффективных результатов нужно ориентироваться на международный опыт.

«Союз независимых государств в различных формах – и концессий, и ГЧП – действительно способен находить финансирование и реализовывать такие проекты. Очень важно иметь понимание, как окупается проект. То, что его окружает, должно иметь материальный источник для погашения такого финансирования», – пояснил Сергей Швецов.

Примером успешного инфраструктурного проекта он назвал строительство метро в Гонконге. Работы были профинансированы владельцем земли, и затем в связи с проведением метро ее стоимость выросла.

Другой пример – строительство Евротуннеля длиной 51 км, соединяющего континентальную Европу с Великобританией железнодорожным сообщением. Стройка финансировалась консорциумом банков и строительных компаний.

«Несмотря на то, что проект прошел через несколько банкротств, он считается достаточно успешным – он существенным образом изменил географию бизнеса в европейском регионе», – отметил Швецов.

В России практику концессий успешной назвать пока нельзя. По словам зампреда Банка России, за десять лет они увеличились в 15 раз, что очень мало. Еще скромнее выросло финансирование соответствующих соглашений концессионными облигациями – в 12 раз, это также низкий показатель.

За десять лет концессии в России увеличились в 15 раз, что очень мало. Еще скромнее выросло финансирование соответствующих соглашений концессионными облигациями – в 12 раз, это также низкий показатель

«Концессии сегодня – недоделанный финансовый инструмент, и причина здесь в том, что ни концессионер, ни субъект, который заключает концессионное соглашение, до конца не выполняют свои обязательства, и нет четкого механизма побуждения к выполнению таких обязательств.

В практике зарубежных стран, где концессия успешно применяется, созданы гарантийные фонды, и со стороны государства обязательства выполняются молниеносно – если не за его счет, то за счет гарантийного фонда.

Снижение рисков взаимодействия привлекает в концессионный бизнес качественный капитал – не просто дешевый, но и способный обеспечивать своевременное строительство объектов в установленные сроки», – отметил Сергей Швецов.

Он добавил, что работа над концессиями в России продолжается – этим занимается рабочая группа ЦБ и правительства РФ.

Жизнеспособное эскроу

Другой инструмент финансирования инфраструктурных проектов – банковское финансирование. В сфере строительства сегодня физические лица могут участвовать в проектах только через эскроу-счета. Заключая сделки с застройщиками, банки оценивают скорость продаж. Чтобы она была высокой, государство стимулирует спрос сравнительно низкими ипотечными ставками.

«К 2030 году поставлена задача увеличить объем жилищного строительства до 120 млн квадратных метров в год, начиная с 2029 года. Композиция 120 млн метров идет через 50 млн ИЖС и остаток – многоквартирные дома.

Чтобы ввести в год столько многоквартирного жилья, нужно, чтобы в стройке было порядка 200 млн [квадратных метров] с учетом цикла строительства в два года», – рассказал заместитель министра строительства России Никита Стасишин.

В проектах жилищного строительства затраты на инфраструктуру составляют 10-30% инвестиционных затрат

По словам чиновника, инвестиционной себестоимости внутри квадратного метра не везде хватает, чтобы покрыть затраты на строительство транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. Плюс к тому дорожает металл, и нужно повышать зарплаты рабочим. А покупательская способность и доходы граждан не позволяют увеличивать стоимость метра, погружая туда эти затраты.

Тем не менее схему эскроу-счетов называют жизнеспособной. Реализуется она, однако, пока только в жилищном строительстве.

Где обещают длинные дешевые деньги

«Банки – это не те институты, которые являются важным источником долгосрочного финансирования. Два-три года – это понятная история, но есть проекты гораздо большего срока, и банки неохотно будут участвовать в таких проектах, потому что не обладают соответствующими пассивами и не могут принимать на себя избыточные риски», – подчеркнул Сергей Швецов.

По словам Никиты Стасишина, в России есть работающие инструменты долгосрочного финансирования инфраструктурных проектов. Это инфраструктурные облигации, инфраструктурные бюджетные кредиты и средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на модернизацию коммунальной сферы. Вместе они составляют так называемое «инфраструктурное меню».

Вот что рассказал чиновник о первом инструменте – инфраструктурной облигации:

«Тело облигации погружается в стоимость квадратного метра, возвращается после последнего раскрытия эскроу. Мы как министерство компенсируем доход по купону раз в полгода. Соответственно, застройщик получает длинные дешевые деньги не более, чем под 3,5-4%, – все зависит от ситуации на рынке».

Второй инструмент – бюджетный инфраструктурный кредит – пока на стадии формирования правил. Стасишин сообщил, что это кредит под 3%, и он будет выдаваться в первую очередь на строительство транспортной инженерной инфраструктуры, а возврат будет идти через бюджеты регионов за счет увеличения налоговой базы.

И третий инструмент – средства ФНБ на модернизацию инфраструктуры.

«В осеннюю сессию был принят закон о комплексном развитии территорий.

Это как раз то, что позволит изменить облик городов, по сути, реновировать ряд депрессивных районов, либо более эффективно вовлечь в оборот промышленные зоны, создавая не только жилье, но и рабочие места, зоны отдыха и так далее. Средства ФНБ пойдут через Фонд ЖКХ при комплексном развитии территорий. Правила будут в ближайшее время», – добавил замминистра строительства.

«Инфраструктурное меню» составляют бюджетные кредиты, облигации и средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на модернизацию коммунальной сферы

Никита Стасишин также упомянул две государственные организации, которые финансируют инфраструктурные проекты. Первая – это «ДОМ.РФ», она заявляет о готовности предоставлять земельный ресурс и участвовать в проектах комфортной городской среды.

Вторая – это ВЭБ.РФ. По словам заместителя генерального директора госкорпорации Артема Федорко, ВЭБ.РФ готова браться за проекты модернизации пассажирского транспорта, систем дорожного освещения, водоснабжения и водоотведения, строительства туристических кластеров, заводов по утилизации, дорог, мостов, железнодорожной инфраструктуры, авиационных терминалов и пр.

Облигации зеленеют

«Зеленые облигации», появившиеся в российском законодательстве в 2019 году, также могут быть инфраструктурными. Российским организациям, реализующим инвестиционные проекты по внедрению «наилучших доступных технологий», субсидируют затраты на выплату купонного дохода по облигациям.

«Зеленые облигации — это долговые ценные бумаги, которые выпускаются, чтобы привлечь инвестиции в проекты, направленные на улучшение экологической ситуации или хотя бы на минимизацию наносимого природе вреда», – отметил Сергей Швецов.

Он подчеркнул, что сегодня денег физических лиц на рынке гораздо больше, чем денег пенсионных фондов и страховых компаний, благодаря чему этот рынок будет активно развиваться. Позитивным фактором он также назвал экономическую ситуацию в стране.

«Долгосрочное финансирование живет в странах с устойчивой финансовой системой и устойчивой макроэкономикой. Правительство и Банк России за последние годы достигли больших результатов в этом плане.

У нас достаточно низкая долговая нагрузка – и государственная, и по субъектам Федерации, у нас стабильно низкая инфляция. Все это в совокупности приводит к снижению долгосрочных процентных ставок.

Посмотрите, как реагировали в 2020 году, в последний кризис, ставки по облигациям федерального займа. Не как обычно: они не взлетали, они подросли, но это был очень ограниченный рост.

То есть, в принципе, инвесторы верят: в Российской Федерации долгосрочная стабильность, поэтому условия для появления долгосрочного финансирования инфраструктурных проектов будут улучшаться, и надо этим воспользоваться», – заявил первый зампред ЦБ.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *