Власти пересмотрят систему налогов на земельные участки

Налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы больше не представляются, начиная с налогового периода за 2020 год и последующие налоговые периоды.

Изменения порядка перерасчета земельного налога для физических лиц

Независимо от оснований перерасчет земельного налога для физических лиц проводится не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ). Данные изменения направлены на защиту законных интересов добросовестных налогоплательщиков и стимулирование физлиц своевременно уплачивать имущественные налоги.

Новые правила расчета земельного налога

По общему правилу измененная кадастровая стоимость применяется при расчете земельного налога за будущие годы. С 1 января 2019 года введены случаи, когда возможен пересчет внесенных платежей за все периоды.

Земельный налог можно пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если кадастровая стоимость участка согласно ст. 391 НК РФ:

  • изменилась из-за исправления технической ошибки о величине кадастровой стоимости;
  • уменьшилась из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • изменилась из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;
  • уменьшилась из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.

Власти пересмотрят систему налогов на земельные участки

При изменении характеристик объекта земельный налог считается согласно ст. 391 НК РФ по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. Согласно ст.

396 НК РФ, по старой оценке, налог нужно платить за полные месяцы с начала года до изменения стоимости, по новой оценке – с момента изменения и до конца года. Согласно ст.

396 НК РФ месяц считается полным, если право собственности возникло не позднее 15-го числа или прекратилось после 15-го числа календарного месяца.

Впервые будет применяться коэффициент, ограничивающий рост налога не более чем на 10% по сравнению с предшествующим годом. Исключение составят участки для жилищного строительства, при расчете налога, по которым применяется повышающий коэффициент из-за их несвоевременной застройки (пп. 15 — 17 ст. 396 НК РФ).

Новые льготы

С 1 января 2019 года действуют льготы, освобождающие от уплаты земельного налога организации, признаваемые фондами в соответствии с законодательством об инновационных научно-технологических центрах, в отношении земельных участков, входящих в состав территории таких центров (пп. 13 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Уменьшение налоговой базы

Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (пп. 9 п. 5 ст. 391 НК РФ).

С 15 апреля 2019 года уменьшается налоговая база для физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ).

Новые правила расчета налога на недвижимое имущество

По общему правилу измененная кадастровая стоимость применяется при расчете налога на имущество за будущие годы. С 1 января 2019 года введены случаи, когда возможен пересчет внесенных платежей за все периоды.

Налог на имущество можно пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если кадастровая стоимость согласно ст. 378.2 НК РФ:

  • изменилась из-за исправления технической ошибки в величине кадастровой стоимости;
  • уменьшилась из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • изменилась из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;
  • уменьшилась из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.

При изменении характеристик объекта налог на имущество согласно ст. 378.2 НК РФ считают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН.

Соответственно, по старой оценке, налог нужно платить за полные месяцы с начала года до изменения стоимости, по новой оценке – с момента изменения и до конца года. Согласно ст.

382 НК РФ, месяц считается полным, если право собственности возникло не позднее 15-го числа или прекратилось после 15-го числа календарного месяца.

Установлен новый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости

Устанавливаются новые правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях:

  • осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
  • внесения сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости;
  • осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений об объекте недвижимости;
  • осуществления государственного кадастрового учета в отношении ряда объектов недвижимости (в частности, машиномест, помещений, единого недвижимого комплекса).

Власти пересмотрят систему налогов на земельные участки

Результаты определения кадастровой стоимости отражаются в акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

(см. подробнее: Приказ Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514)

Уменьшение налоговой базы

С 15 апреля 2019 года, согласно ч. 6.1 ст.

402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома), находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Земельный налог в 2020 году – новые тарифы

Земельный налог в РФ имеет свои особенности начисления и оплаты. Данные нормы зафиксированы в законодательных актах и предусматривают налогообложение для физических и юридических лиц. В данной статье рассмотрены изменения и нововведения по данному налогу в 2020 году.

Содержание статьи:

Сроки оплаты и особенности

Власти пересмотрят систему налогов на земельные участки

Порядок и временные промежутки для оплаты земельного налога в 2020 году установлены законами РФ. Многие граждане интересуются: платить ли земельный налог по-старому либо ситуация кардинально изменилась? По новым правилам последний срок оплаты должен быть не познее 1 февраля (дата следующего налогового периода, календарный год).

Основное отличие от других видов налогообложения состоит в том, что земельный налог регулируют органы муниципальной власти. Именно они могут издавать нормативные акты, которые определяют срок и порядок уплаты земельного налога. Заплатить сумму земельного налога необходимо по месту расположения земельных участков.

Внимание! Региональные чиновники могут отменять обязанности по внесению авансовых платежей, вводить льготы по земельному налогу и прочее.

С 1 января 2020 года видоизменяется статья 374 НК РФ. Законодатели четко разделили различные объекты для налогообложения по порядку расчета земельного налога (по среднегодовой и по кадастровой стоимости). Новая редакция статьи подразумевает, что для оплаты земельного налога на основе кадастровой стоимости не имеет значения, учтена ли недвижимость на балансе организации.

Налоговые ставки земельного налога устанавливаются на базе нормативных документов правового характера и регулируются представителями органов муниципальной власти. Кадастровый земельный налог не может превышать 0,3% относительно следующих участков:

  • отнесенных к объектам сельскохозяйственного значения;
  • занятых под потребности жилищного фонда объектами инфраструктуры;
  • не задействованных в предпринимательской работе, приобретенных для личного использования (хозяйство, садоводство и т.д.).

В остальных случаях стоимость земельного налога будет составлять до 1,5% от кадастровой стоимости. При наличии льготы по земельному налогу (может быть предоставлена по заявлению), конкретная ставка пересматривается в налоговой. При этом сроки оплаты земельного налога будут одинаковы для разных случаев.

Кто начисляет налог

Власти пересмотрят систему налогов на земельные участки

В новом году отсутствует обязанность граждан представлять в налоговую специальные декларации по земельному налогу. Однако налогоплательщики все равно должны самостоятельно определить сумму налоговых выплат.

Это связывают с тем, что ответственный орган посылает сообщение об исчислении выплат только после установленного срока для оплаты.

Иными словами, сообщение с высчитанной суммой от налоговой плательщик получит уже после истечения срока, за который он должен был выполнить уплату земельного налога (касается авансовой части).

Внимание! Сообщение об исчислении налоговых выплат будет направлено гражданину в течение 10 дней после его составления, но не позже 6 месяцев после налогового периода.

То есть направление специальных сообщений не отменит в новом году необходимость в самостоятельном порядке высчитывать и заплатить земельный налог для физических и других лиц. Фактическая цель сообщения от налоговой – просто проинформировать плательщика налогов о собственных расчетах органов, и предупредить о дополнительном взыскании (при необходимости).

Сообщение из налоговой

Налоговая будет отправлять сообщение об исчисленной сумме налога на базе имеющейся информации, документальных подтверждений. В сообщении будут зафиксированы следующие параметры земельного налога для юридических и других лиц:

  • объект для обложения налогом;
  • налоговая база;
  • определенный период;
  • ставка;
  • конечная сумма.
Читайте также:  В России могут объявить лесную амнистию

Соответствующее сообщение будет передано организации либо частному лицу в электронной форме через оператора документооборота либо с помощью «Личного кабинета».

При невозможности реализовать данный способ сообщение перенаправляется по почте с помощью заказного письма. При выборе данной формы отправки уведомление будет считаться полученным со стороны адресата по истечении 6 дней с момента отправки.

В случае с юридическими лицами иногда практикуется вариант личной передачи письма руководителю конкретной организации под расписку.

Условия пересчета налога

На протяжении 10 суток после получения сообщения о налоге на земельный участок, человек имеет право предоставить в налоговую пояснения либо другие документы. Различные бумаги могут подробнее объяснить правильность личного исчисления, полноту оплаты. Специальные справки помогут доказать, почему была применена сниженная налоговая ставка, льготы либо имеется факт освобождения от оплаты.

Важно! Указанный срок в 10 дней не является строгим. Даже по прошествии данного периода налоговая должна будет в обязательном порядке рассмотреть все пояснения, справки и предоставленные документы. Если будут присутствовать правовые основания для пересчета – сделать его в порядке, установленном законом.

Налоговый орган имеет право рассматривать пояснения на протяжении одного месяца. Данный срок может продлиться еще на 1 месяц, если у чиновников возникает необходимость получения дополнительной информации или подтверждающих документов.

В аналогичный срок плательщика налогов должны проинформировать о результатах рассмотрения его документации. Если будет выяснено, что предыдущий расчет налоговой был неверен – субъекту направят новое сообщение с уточнениями по сумме.

Такой процесс займет еще 10 дней с момента составления. В итоговом сообщении о необходимой сумме земельного налога для работающего населения и пенсионеров будет обновленная информация, а предыдущее стоит считать недействительным.

Если в конце проведенной перепроверки налоговая выявит недоимку, то гражданину либо организации будет направлено требование об уплате налогов. Подобные действия следует совершить в строго установленный срок. По законодательству он составляет не более 3 месяцев (также допускается срок в 1 год, если у гражданина обнаружена минимальная недоплата – менее 500 рублей).

Чтобы защитить права граждан, допускается прямое обращение в налоговые органы за соответствующей выпиской на любом этапе разбирательства. Орган обязан представить документы, которые подтверждают особенности формирования сообщения.

На их основе гражданин имеет право обжаловать действия (либо бездействие) налоговой по факту рассмотрения предоставленных ним пояснительных бумаг и документации.

Такие действия возможны, если не была проведена тщательная проверка справок, которые связаны с уточнением общей суммы налога.

Многие граждане интересуются, есть ли налоговые льготы по земельному налогу для многодетных семей (например, при наличии 3 и более детей).

Согласно нормативным актам, представители муниципальных органов власти могут устанавливать особые льготы, специфику и общий порядок их использования. Именно местные чиновники устанавливают размеры необлагаемой налогом суммы для конкретных категорий населения.

Чтобы получить подробные сведения об установленных льготах в конкретном регионе можно посмотреть официальные ресурсы городского управления.

С 2020 года законодательством предусмотрены некоторые изменения в оплате земельного налога.

Они касаются объектов налогообложения и особенностей сообщения информации. Конкретные ставки по тарифам и льготы для разных категорий граждан стоит уточнять в органах муниципальной власти своего региона.

Повышение земельного налога в 2021 году

Увеличение налога на земельные участки в 2021 году может коснуться некоторых категорий граждан. В том числе, это относится к лицам, являющимся собственниками строений, права на которые они не успели зарегистрировать в установленном порядке.

Власти пересмотрят систему налогов на земельные участкиОбщие положения о повышении

Если у человека есть в собственности земельный надел это говорит о наличии возможности иметь место, где он может проживать как в теплое, так и в любое другое время года.

В настоящее время земля рассматривается как одно из самых выгодных вложений денежных средств. Когда человек покупает надел, ему нужно понимать, что за использование любых благ ему потребуется вносить определенную плату.

Поэтому лица, владеющие земельными участками, несут обязанность по уплате в казну государства налогов, рассчитанных на наделы.

В последнее время указанный платеж существенно повысился. Повышение сборов на объекты недвижимости возрастает в силу того, что внедрены новые механизмы. Такие механизмы направлены на определение величины размера налогового платежа. В настоящее время специалисты уполномоченных органов используют стоимость, отраженную в кадастре, чтобы установить налоговые выплаты.

Начиная со следующего года налоги на земельные наделы для некоторых граждан будут существенно увеличены. Поэтому необходимо разобраться более детально с указанным вопросом, чтобы иметь представление кому придется платить больше.

Платежи, если гражданин отказался от регистрации

Иногда человек, чтобы избежать уплаты налоговых платежей, идет на разные хитрости.

Если дело касается земельных наделов, то чаще всего это происходит так, что после строительства того или иного объекта гражданин не принимает мер к тому, чтобы его зарегистрировать.

Порядок регистрации отражен в правовых актах. Некоторые не понимают для каких целей необходимо прохождение регистрационной процедуры.

Необходимо понимать, что сотрудники фискального органа начисляют налоговые платежи на недвижимые объекты при получении сведений из Росреестра. Если человек не поставил возведенное строение на учет, то начисляться налоговый платеж не будет.

В настоящее время по стране часто встречается такое, что в соответствии с документацией строений на участке нет, однако на самом деле они там имеются. Чаще всего это относится к земельным наделам, которым присуще целевое назначение.

К примеру, это участки, отведенные для индивидуального строительства.

Для того, чтобы дом не оставался пустым, и граждане намного охотнее соглашались на регистрацию, нужно внести поправки в налоговое законодательство. Эти меры должны носить стимулирующее значение.

К примеру, в законе можно прописать, что при приобретении земельного надела в собственность, налоговые платежи увеличиваются в пару раз на протяжении первых трех лет. Это касается земель, предусматривающих возвещение жилых строений.

Для сокращения размера налогового платежа собственнику потребуется пройти процесс регистрации в Росреестре.

ВНИМАНИЕ !!! Если гражданин успевает зарегистрировать постройку в указанные три года, то сумма налога, которая уплачена им свыше той, что должна быть установлена – подлежит возвращению.

В ситуации, когда на протяжении трехлетнего периода человек не расположил на участке, предназначенном для жилищного строительства, хотя бы одну постройку – с начала четвертого года сумма налогового платежа увеличивается в 4 раза по сравнению с базовой.

Если после этого человек займется регистрацией возведенного строения и поставит дом на учет – рассчитывать на возврат излишне уплаченных средств ему уже нельзя.

К примеру, если строительные работы на участке завершаются на пятый год, то человек вносит оплату по фискальным платежам за 4 год в полном объеме.

Размер платежа увеличивается в четыре раза по сравнению с базовыми ставками. Прав на возврат этих средств гражданин лишается.

Для наделов, которые имеют своим назначением жилищное строительство, предусматривается повышение налоговых платежей по прошествии десятилетнего периода.

Отсчет начинается с момента, когда получена документация.

Если за указанный промежуток собственник надела не успевает построить жилое строение и оформить на него бумаги – увеличение земельного сбора начинается с 11 года. Повысится размер сразу в 2 раза.

ВАЖНО !!! В некоторых случаях можно столкнуться с погрешностями кадастрового учета.

К примеру, земельный участок выдается гражданину с целью возведения индивидуального жилого строения, при этом в документации отражена другая цель – ЖС. Тогда собственнику приходится оплачивать фискальные платежи в большем объеме.

Однако, согласно принятым законам такого повышения не должно происходить. Требуется своевременно оформлять земельные наделы в собственность.

В другой ситуации не получится избежать излишней уплаты по налогам. Это в общем увеличивает расходы, связанные с землями.

Для дачного хозяйства

С начала 2019 года начал действовать правовой акт, который регулирует положения относительно организации дачных хозяйств. Основное нововведение затрагивает то, что с этого момента больше нет дачников.

Читайте также:  За полгода в России обанкротилось 1,6 тысячи застройщиков

Эта группа людей начинает подразделяться на садоводов и огородников. На наименование влияет специфика земельного надела. Кроме того, в законодательстве отражается возможность оформить правомочие собственности землю, находящуюся в общем пользовании.

Устанавливается долевой режим собственности.

При оформлении гражданин не несет каких-либо затрат. Однако, стоит понимать, что вне зависимости от того, платит лицо за оформление или нет – оплата земельного налога обязательна.

При постановке на кадастровый учет земель, расположенных в дачных кооперативах и участков, предназначенных для общего использования – не предусматривается деления.

Это говорит о том, что земельные наделы в товариществах некоммерческого значения начинают учитываться совместно.

Стоит указать, что стоимость, закрепленная в кадастрах, становится одинаковой. Поэтому налоги на эти земли оплачиваются в равном объеме.

Земельный налог в 2021-м: идём на снижение

Податей существует великое множество, и земельный налог в этом списке занимает далеко не первое место. Особенно в сравнении с такими корифеями, как налог на прибыль или НДС. Однако в эпоху тотальных ограничений, санкций и прочих безрадостных для бизнеса «затягиваний поясов» приходится искать всё новые и новые варианты минимизации затрат.

Как снизить налог на землю? Опыт показывает: есть несколько реальных механизмов, позволяющих сделать это вполне легально.

Способ первый: «Разделяй и … экономь!»

Здесь всё зависит от того, какой вид разрешённого использования (ВРИ) имеет ваш участок. Если основой для расчёта налогооблагаемой базы является кадастровая стоимость земли, значит, именно ВРИ становится главным ценообразующим фактором.

Казалось бы, всё очевидно: стоимость земли порой вырастает в разы, если участок в обозримом будущем может принести собственнику ощутимую прибыль.

И, конечно, участок с ВРИ «для размещения объектов торговли» выглядит гораздо вкуснее с точки зрения экономической привлекательности, нежели тот, который предназначен «для размещения объекта благоустройства».

Это означает, что данные участки одинакового размера будут иметь разную кадастровую стоимость. И размер земельного налога у них может существенно отличаться.

Казалось бы, элементарный экономический механизм — однако понимания самой его сути здесь недостаточно. Важно:

  • чётко представлять экономическую целесообразность всех пертурбаций с ВРИ;
  • досконально разбираться в действующих нормах отечественного законодательства — как минимум земельного, налогового, градостроительного.

Вообще тема целевого назначения и видов разрешённого использования находящихся в собственности земельных участков не так проста, как это могло показаться на первый взгляд. Существует великое множество нюансов.

Наиболее широкое распространение в практике получили примеры, когда под объекты недвижимости отведена не вся площадь.

Допустим, часть земли отведена под заводские помещения — цеха, склады, административные корпуса, — а на оставшейся территории находятся другие сооружения (автостоянки, благоустроенные озеленённые зоны отдыха, и т.п.). Между тем, ВРИ устанавливается для всего участка.

В соответствии с «Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке» (они регламентированы Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.05.2017 № 226), специалисты кадастровых служб прежде всего смотрят на юридически закреплённый ВРИ, часто упуская из виду его фактическое использование.

Соответственно, в этом случае начисление налога на землю будет производиться по ВРИ, установленному в ЕГРН.

Минимизировать налог не получится даже в том случае, если вы, как собственник, внесёте в ЕГРН дополнительные виды разрешённого использования вашей земли.

Ведь если за участком закреплены одновременно несколько ВРИ, при установлении кадастровой стоимости земельного участка используется показатель стоимости той категории земель и ВРИ, для которых установлено наибольшее значение.

То есть чем больше кадастровая стоимость, тем тяжелее налоговое бремя.

Остаётся одно: внимательно изучить действующие в регионах нормативные акты, где наверняка найдутся интересные для вас нюансы. А дальше уверенно следуйте постулату «Разделяй и … экономь».

Чтобы провести кадастровую переоценку функционально различных частей участка, его понадобится разделить. И только потом земельным участкам, сегментированным согласно их реальному функциональному назначению, будут присвоены соответствующие ВРИ.

В результате произойдёт автоматический перерасчёт кадастровой стоимости.

Кстати, в подавляющем большинстве российских регионов действует гораздо более адекватная система расчёта платы за землю. К примеру, в Санкт-Петербурге в декабре 2007 года был принят Закон № 608-119 ″ О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга«.

В соответствии с этим документом, городские земельные участки, которые сдаются в аренду, не нужно делить по функциональному использованию. Каждый участок, подготовленный для сдачи в аренду, проходит специальную инвентаризацию.

В итоге в зависимости от реального функционального использования территорий, расчёт арендной платы производится по соответствующим тарифам. Просто, как всё гениальное.

Прежде чем использовать предложенную нами схему, оцените предполагаемый экономический эффект от манипуляций по делению участка и изменению ВРИ. Насколько целесообразно это будет именно в вашем случае? Для более объективного анализа всегда можно обратиться к профессионалам.

Способ второй: различие в методиках расчёта

Второй вариант априори вытекает из предыдущего. Но! Это путь для сильных духом. Он полон тайн и приключений, ведь придётся набраться смелости и вскрыть «ящик Пандоры», порой полный казусов и просчётов, допущенных в процессе определения кадастровой стоимости земельного участка.

Для начала уточните, какой ВРИ учитывался при проведении оценки. Здесь, помимо закреплённого в ЕГРН ВРИ, придётся принимать во внимание фактическое использование земельного участка. Сопоставьте его с ВРИ, принятым государством за основу определения кадастровой стоимости вашей земли.

Если опираться на Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 мая 2017 г.

N 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», сотрудники государственных бюджетных учреждений (ГБУ), занимающиеся государственной кадастровой оценкой (ГКО) вправе использовать и юридически закреплённый вид разрешённого использования участка, и фактический, которые, как уже говорилось выше, часто отличаются.

В случае, когда фактический вид использования дешевле юридического, — и с позиции налогообложения, и с точки зрения кадастровой стоимости, — нужно обязательно предоставить фактическое подтверждение этому. И не исключено, что де-юре понадобится в итоге превратить в де-факто, то есть сделать юридический вид фактическим, внеся изменения в ЕГРН в части ВРИ.

Как профессиональному консультанту, мне и моим коллегам нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда в поиске максимально выгодных для казны вариантов специалисты ГБУ в своих исчислениях основываются на документации по планировке и межеванию территорий, считая, что эти документы могут быть использованы для подтверждения фактического вида разрешённого использования земельных участков.

Я не уверен, что такая методика верна с точки зрения закона. И проект планировки, и проект межевания — лишь гипотетические проекты, у которых часто даже нет установленного срока их осуществления. В соответствии со ст.

42 Градостроительного кодекса РФ, они не должны рассматриваться в качестве правоустанавливающих и/или правоподтверждающих документов. Но при такой методике вычислений собственнику земли придётся платить завышенный налог.

Способ третий: ещё один «сын ошибок» ГКО

Этот лайфхак тоже является следствием ошибок, допущенных в ходе проведения государственной кадастровой оценки стоимости земельного участка. И здесь хотелось бы напомнить о том, что земля — это имущество, которое может находиться под различными видами обременений.

Имеются ввиду обременения и ограничения, связанные с наличием различных инженерных коммуникаций, либо относящиеся к зонам с особыми условиями использования территории, и т.д. В соответствии с п. 1.

11 Методических указаний, эти данные нужно учитывать в процессе исчисления кадастровой стоимости земли и уменьшать её финальные значения.

Почему процесс определения кадастровой стоимости ЗУ часто даёт сбои? Казалось бы, существуют системы информационного обеспечения градостроительной деятельности (ст.

56 Градостроительного кодекса РФ), а также ЕГРН, где совершенно недвусмысленно, в доступной для понимания форме должны быть прописаны любые нюансы, имеющие отношение к объектам недвижимости и земельным участкам. Я полагаю, ошибки случаются из-за того, что эти механизмы банально не функционируют.

Получить необходимую информацию о существовании в каждом конкретном случае каких-либо ограничений/обременений порой просто негде.

Облегчить налоговое бремя для собственников станет возможно тогда, когда эти данные будут внесены в соответствующие информационные системы. Это заметно облегчит процедуру ГКО, сделает её прозрачной, понятной.

Если вы, как собственник, хотите получить максимально полные сведения о существовании каких-либо обременений/ограничений, запросите соответствующие акты в муниципальных органах градостроительства и архитектуры. Предоставив копии полученных документов, требуйте произвести перерасчёт кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего вам. Конечно, при наличии таких оснований.

Способ четвёртый: как объять необъятное

И снова — работа над ошибками. Одно дело — местный налог на земельный участок, другое — региональный налог на имущество организаций.

Соответственно, ставки, используемые при расчёте данного налога, зависят от нормативов, принятых в конкретном регионе. Но регионов в нашей стране — 85, а муниципалитетов — тысячи.

Так что изучение особенностей земельного налогообложения на местах процесс явно более кропотливый.

К чему это я? К тому, что крупные землевладельцы нередко владеют участками, которые разбросаны территориально, то есть относящимся к разным муниципальным образованиям. Не зная льгот, которыми можно совершенно легально воспользоваться, собственник платит по максимуму, который определён в ст. 394 Налогового кодекса РФ.

Так, например, в городе Гатчина Ленинградской области земельные участки, используемые для размещения объектов торговли, облагаются земельным налогом по ставке 0,75%, а не 1,5%, как это предписывает Налоговый кодекс РФ. В нашей практике был случай, когда финансовая служба крупного землевладельца не знала о льготной ставке, установленной муниципалитетом.

Читайте также:  5 советов дизайнера, как обставить маленькую кухню

Способ пятый: только для смелых

Абсолютно законный метод, но пользоваться им рискуют не все. Согласно действующему Налоговому кодексу, предназначенные для жилищного строительства участки земли облагаются по ставке в 0,3%, в то время как базовая ставка составляет 1,5%. На периферии размер ставки может быть ещё ниже.

Если вы не собираетесь в самое ближайшее время использовать свою земельную собственность, чаще всего есть отличная возможность оформить ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости».

Только обязательно имейте ввиду: это должно быть оформлено согласно градостроительному регламенту (правилам землепользования и застройки той территории, на которой расположен земельный участок). Кроме того, изменённый ВРИ понадобится вносить в ЕГРН.

Как вы понимаете, на данном участке не обязательно возводить жильё, вплоть до момента фактического освоения.

Но законом предусмотрена норма, которая побуждает владельца земли начать строительство. Я имею ввиду ч. 15 ст. 396 НК РФ, где определены сроки, в течение которых предоставляется льготная ставка по налогам.

Так, в течение первых трёх лет с момента внесения сведений о земельном участке в ЕГРН при расчётах используется повышающая ставка 2 (0,3×2 = 0,6%). В любом случае, 0,6% меньше, чем 1,5%.

Впоследствии по отношению к участку, имеющему ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости», но при условии отсутствия жилых строений, будет применяться коэффициент 4 (0,3×4 = 1,2%).

Знание этих способов, их компетентное использование помогут вам заметно минимизировать затраты на земельный налог. И это тоже один из значимых аспектов, свидетельствующих о внимательном отношении владельцев к своей собственности.

Земельный налог может вырасти в десятки раз

По данным новосибирских фермеров, кадастровая стоимость некоторых участков, как и налога на них, выросла в десятки раз.

«Где-то кадастровая стоимость земельных участков даже уменьшилась. Но в основном – с нынешнего года увеличилась в 5-6 раз. Хотя есть и другие примеры. Небольшой фермерский надел, расположенный в 450 километрах от областного центра, вдруг подорожал с 800 тысяч рублей до 60 миллионов. Соответственно, фермер должен платить за него налог не 6 тысяч рублей, как раньше, а 200 тысяч», — рассказал изданию главный редактор сельскохозяйственного журнала «Председатель» (Новосибирск) Павел Березин.

Аграриев возмутило, что их не предупредили о переоценке в рамках пилотного проекта в Новосибирской области, в который вошли земли сельхозназначения, а оценщиков они даже не видели.

В свою очередь представители кадастровой палаты отметили, что рассылали уведомления в районные муниципалитеты и сельсоветы и призывали землепользователей выходить на контакт и присылать достоверные сведения о своих участках.

Как предполагают землевладельцы, при оценке были использованы старые кадастровые карты и справки из местных органов власти, заинтересованных в увеличении земельного налога, который остается в местном бюджете. Сейчас фермеры оспаривают результаты, нанимая независимых экспертов, пишет издание.

В ходе кадастровой оценки земель, которая пройдет в 2022 году по всей России, государственные оценщики вряд ли пойдут по участкам, предупредил кандидат экономических наук, ведущий программы «Сельский час» Игорь Абакумов.

И ситуация со скандалами по начислению земельного налога с дачных участков, которая была в России в 2015-2016 годах, может повториться.«Лучше всего уже с нынешнего года не только дачникам, но и всем землепользователям, периодически заходить на Публичную кадастровую карту на сайте Росреестра и держать вопрос под контролем.

Чтобы вовремя начать оспаривать непонятные цифры», — отметил он.

«Рамблер» писал, что ранее налоговые льготы получили предпенсионеры. Так, был введен вычет, уменьшающий налог на кадастровую стоимость 600 квадратных метров по одному земельному участку.

Также россияне предпенсионного возраста были освобождены от налога на имущество физических лиц по одному из объектов недвижимости, не используемых в предпринимательской деятельности.

Для пополнения местных бюджетов следует увеличивать не земельный налог, а его собираемость — с парламентских слушаний

22 октября Комитет по земельным отношениями и строительству провел парламентские слушания на тему: «Земельный налог: современное состояние законодательства и направления совершенствования».

В дискуссии приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители министерств, региональных органов законодательной и исполнительной власти, муниципальных образований, Счетной палаты.

Предваряя обсуждение, председатель Комитета Алексей Русских отметил актуальность и злободневность темы, в которой переплетается сразу множество вопросов, связанных со ставкой налога, кадастровой оценкой и ее оспариванием, льготами по налогу, особенностями оборотоспособности отдельных участков. Далеко не последний вопрос — социальная ответственность перед налогоплательщиками.

«Все чаще увеличение земельного налога становится причиной социальной напряженности, возникновения претензий к органам публичной власти, массовых митингов и собраний, публичных обращений в различные органы власти, — отметил А.Русских.

 — На местное самоуправления возложен большой объем задач и полномочий, которые в большинстве случаев не обеспечены финансами. Земельный налог является одним из немногих источников пополнения местных бюджетов.

В связи с этим муниципалитеты нередко устанавливают максимальные ставки».

Причиной роста земельного налога является увеличение кадастровой стоимости. В условиях действующего правового регулирования институт кадастровой оценки не способен обеспечить соблюдение таких основных принципов налогового законодательства, как справедливость, всеобщность, равенство налогообложения и учет финансовых возможностей налогоплательщиков, отметил А.Русских.

Нередко совершенно одинаковые земельные участки имеют разную кадастровую стоимость. А участки, не состоящие на государственном кадастровом учете, вообще не подпадают под налогообложение.

Очередная кадастровая оценка, по словам А.Русских, может увеличить размер земельного налога в десятки раз.

«Уже сегодня, получая налоговое уведомление, люди зачастую не понимают, в связи с чем так изменилась кадастровая стоимость: новой инфраструктуры с момента последней оценки не построили, характеристики участка не изменились, рыночные цены на землю заметно упали, а экономическая ситуация в стране ухудшилась», — отметил председатель Комитета.

Но для того чтобы оспорить кадастровую стоимость, налогоплательщик должен провести большую и финансово обременительную работу. Причем расходы могут заметно превышать экономический эффект от оспаривания.

По словам аудитора Счетной палаты Сергея Штогрина, при проведении кадастровой оценки большое значение имеет человеческий фактор. «Два разных оценщика могут один и тот же участок оценить по‑разному. Проверки в Московской области показали, что цена реализации участков зачастую оказывалась ниже их кадастровой стоимости.

В то же время значительная доля земель находится в ограниченном обороте, например, в пользовании Минобороны, и налог с таких участков не платится, что, по мнению С.Штогрина, неправильно. Для таких земель он предложил на федеральном уровне установить единую максимальную ставку 0,3%.

Представитель Счетной палаты указал также на несоответствие баз данных Кадастровой палаты, Росреестра и Налоговой службы. В разных базах могут быть перепутаны кадастровые адреса участков и виды разрешенного использования.

«Пора наводить порядок в области учета. И муниципалитетам следует активнее участвовать в этой работе, ведь затраты окупаются сторицей», — уверен аудитор. При этом, полагает он, оценкой земельных участков для целей налогообложения должны заниматься государственные органы.

Заместитель министра экономического развития Павел Королев рассказал о принятых мерах по повышению собираемости земельного налога.

В их числе проведение комплексных кадастровых работ, что позволяет уточнять границы земельных участков в массовом порядке, и пятикратное повышение штрафов за самовольный захват земель.

Выступавший также отметил устойчивую динамику роста регистрации прав на земельные участки: количество поданных заявлений увеличилось с 29 млн. в 2010 году до 32 млн. в 2014 году.

Руководитель Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Игорь Васильев для повышения качества государственного кадастра недвижимости предложил предусмотреть на законодательном уровне возможность исправления кадастровых ошибок по инициативе органов кадастрового учета с использованием картографической основы.

В настоящее время в большинстве случаев для исправления кадастровых ошибок требуется выполнение кадастровых работ на местности, что может быть сделано только кадастровым инженером. Но механизм привлечения инженеров органами кадастрового учета не предусмотрен.

По мнению И.Васильева, для установления межрегиональных и межмуниципальных границ целесообразно сформировать институт государственных кадастровых инженеров.

Резюмируя, он предложил подготовить и принять закон о новом порядке кадастровой оценки и уточнения кадастровых сведений.

Директор департамента имущественных отношений Министерства обороны Дмитрий Куракин, заметив, что изъятые из оборота земли по определению не могут попадать под налогообложение, предложил решать проблему выпадающих доходов местных бюджетов через систему межбюджетных отношений.

Заместитель министра сельского хозяйства Виктория Абрамченко предложила изменить методику кадастровой оценки земель сельхозназначения, предварительно вынеся проект на широкое общественное обсуждение. Она обратила внимание участников слушаний на проблемы налогообложения земельных долей и нецелевое использование сельхозугодий.

  • За создание института государственных кадастровых оценщиков высказался заместитель председателя Правительства Московской области Александр Чупраков, отметивший, что в объеме доходов подмосковных муниципалитетов земельный налог составляет порядка 25%, а в некоторых поселениях эта доля доходит до 80%.
  • Участники слушаний пришли к выводу, что основные резервы роста доходов для муниципальных образований не в увеличении налогового бремени, а в сокращении задолженности, совершенствовании механизмов налогового администрирования и усилении борьбы с налоговыми правонарушениями.
  • По итогам обсуждения подготовлены соответствующие рекомендации Федеральному Собранию, Правительству, Минэкономразвития, ФНС, региональным органам власти и органам местного самоуправления.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector