У российских городов и сел появилась стратегия развития

В прошлом году в Новосибирске и Новосибирской области разработали и утвердили стратегии развития, рассчитанные до 2030 года. Эти масштабные документы, созданные специалистами, прошли всесторонние общественные обсуждения, были частично изменены и дополнены.

Однако работа над ними не закончена, она продолжается — и процесс этот не должен прекращаться.

Каким видят новосибирцы будущее города и области? Что предстоит сделать Новосибирску в ближайшие несколько лет? Ответы на эти и другие главные вопросы и лежат в основе стратегий развития, которые представители всех уровней власти, общественники и эксперты обсудили на ток-шоу ГТРК «Новосибирск — город действия».

Корреспондент «Новосибирских новостей» понаблюдал за съёмочным процессом и выяснил, зачем Новосибирску и Новосибирской области нужны стратегии развития, и почему они не могут работать в отрыве друг от друга.

Мэр Новосибирска Анатолий Локоть, в первую очередь, обратил внимание собравшихся на то, что любая работа без конкретного плана действий — это хаос, хотя наличие плана, конечно, тоже не гарантия того, что всё получится. Так же и со стратегией.

«Можно двигаться вперёд и что-то делать, жить сегодняшним днём, но если мы движемся поступательно, если хотим достичь конкретных целей — то здесь, конечно, нужна стратегия. Безусловно, городскую стратегию разрабатывали специалисты в полном согласии с областной стратегией.

Нельзя чтобы они противоречили друг другу. Но очень важно обсуждать с их новосибирцами, потому что решения тогда эффективно реализуются, когда они поддерживаются сообществом, когда горожане понимают, что, ради чего и в какие сроки делается.

Поэтому обсуждения — это обязательный элемент принятия решений», — подчеркнул мэр Новосибирска Анатолий Локоть.

У российских городов и сел появилась стратегия развития

Павел Комаров, nsknews.info

По мнению губернатора Новосибирской области Андрея Травникова, говорить о том, что в Новосибирске, как в любом мегаполисе — огромном сложном механизме — решение одних задач более или менее важно, чем решение других, достаточно сложно. Но, тем не менее, главное направление обозначить можно.

«Задача стратегии Новосибирска на ближайшие пять-семь лет — безоговорочно закрепить статус центра региона-лидера в Сибири, города, который опережает своих соседей по социально-экономическому развитию, города самого привлекательного для жизни и для ведения бизнеса», — рассказал Андрей Травников.

По мнению губернатора, у Новосибирска есть для этого все основания, есть и хороший задел: за последние несколько лет город преобразился, стал другим, привлекательным для переселения. 

На территорию Новосибирской области только за первое полугодие этого года прибыли почти 40 тысяч жителей других регионов и соседних государств. Даже с учётом только, что кто-то покинул наши края, сальдо в нашу пользу приличное: в общей численности область прибавила более шести тысяч жителей.

В первую очередь, привлекает столица региона, десятки тысяч человек приезжают именно в Новосибирск. Мы критично относимся к нашему городу, но у людей из других регионов другое мнение, и они выбирают Новосибирск. По этому показателю в первом полугодии наш город обошёл все остальные города Сибири.

Андрей Травников подчёркивает, что стратегия развития Новосибирска вписана в стратегию развития всей области одним из основных разделов, поскольку развивать регион без развития его столицы, мегаполиса, невозможно.

«Все должны понимать, что будущее Новосибирской области зависит от развития города Новосибирска. Даже развитие агропромышленного комплекса в отдалённых районах области. Сельхоз предприятия развиваются благодаря Новосибирску, этому огромному рынку потребления, удобному логистическому центру всей Сибири», — говорит губернатор.

У российских городов и сел появилась стратегия развития

Павел Комаров, nsknews.info

Любая стратегия, по его мнению, это не мёртвый документ: её с разумной периодичностью нужно актуализировать, городские и областные власти будут делать это синхронно. Любые изменения в стратегии области будут находить отражение в стратегии города — и наоборот.

Заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области Владимир Карпов обратил особое внимание на то что, гармонизировать обе стратегии нужно начинать уже сейчас, и делать это нужно постоянно, сверяясь с темпами развития и достижениями результатов.

«Стратегия — это даже не план, это более фундаментальный документ, который определяет подходы, видения на среднесрочную и дальнюю перспективу. 

До 2030 года мы должны учитывать две стратегии: стратегию развития Новосибирской области, которая определяет приоритеты завоевания сибирского лидерства, и стратегию развития города Новосибирска с теми же задачами.

А практика — это главный критерий истины, то, что нас направляет, даёт понять, наступило ли время для того, чтобы вносить в эти документы какие-либо изменения. Обсуждать эти изменения нужно только совместно законодательной, представительной и исполнительной властью», — убеждён Владимир Карпов.

Кроме того, парламентарий порекомендовал всем для изучения книгу двух российских интеллектуалов — Анатолия Вассермана и Нурали Латыпова «Острая стратегическая недостаточность», которую они издали в 2012 году.

Среди тех, кто принимал активное участие в обсуждении стратегии развития Новосибирска — заместитель директора НИИ электронных приборов Валерий Эдвабник. Общественных обсуждений было несколько, проходили они на разного рода деловых площадках.

Эдвабник также согласился с тем, что без учёта мнения людей, которые живут в городе, сформулировать какую-либо стратегию было бы невозможно.

А стратегия — это не просто описание задач и сроков завершения работ, это формулировка целей и способов их достижения.

У российских городов и сел появилась стратегия развития

«Когда есть стратегия, понимаешь весь спектр развития на какое-то определённое обозримое будущее. Стратегия тем и интересна, что она будет дальше наполняться конкретными задачами, но вектор уже сформулирован и задан на вполне очевидный промежуток времени», — поясняет Валерий Эдвабник.

Замдиректора НИИ электронных приборов отмечает, что идеи, которые были высказаны при обсуждении стратегий развития города и области не могли бы родиться без креативных людей, которые есть и в команде мэра, и в команде губернатора.

Смотрите полный выпуск ток-шоу «Новосибирск — город действия» на видео:

Видео: «Вести Новосибирск»

#Развитие города #Мэр #Стратегия #Городские приоритеты

Концепция развития городов и сел России

У российских городов и сел появилась стратегия развитияУ российских городов и сел появилась стратегия развития

Минэкономразвития подготовило уникальную концепцию развития городов и сел России. МЭР предлагает разработать индивидуальный пакет мер поддержки для каждого типа территорий. Эта инициатива заложена в стратегии пространственного развития. Ведомство направило документ на согласование в регионы.

О том, как планируют реализовать новый подход и где найти деньги на развитие, «Российской газете» рассказал врио директора департамента планирования территориального развития министерства Алексей Елин.

Концепция комплексного развития городов и сельских поселений предполагает свой рецепт для каждой территории. Для крупных городов — это, например, строительство обходов, для малых городов — обновление общественного транспорта и улучшения среды, для сельских территорий — поддержка местных инициатив и развитие потребительской кооперации, пояснил Елин.

Одна из основных задач стратегии — помочь сформировать комплексный взгляд на территорию. Часть мер уже содержится в существующих отраслевых программах министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Важно обеспечить увязку этих мер, сосредоточить ресурсы на ключевых направлениях.

Сейчас, к примеру, планы по развитию транспорта не всегда увязаны с благоустройством и энергетикой, производствами, а размещение социальных объектов может не учитывать прогноз численности населения и транспортную доступность объектов.

«Важно, чтобы инфраструктура приводила к развитию российского пространства, создавая необходимые условия для развития экономики и социальной сферы российских регионов», — считает Елин.

«Такими объектами должны стать обходы городов, скоростные дороги.

Необходимо расшивать «узкие» места на основных экспортных направлениях, развивать аэропорты и порты, превращая некоторые из них в крупные хабы, обустраивать пункты пропуска через государственную границу».

В данный момент министерство готовит прогнозы пассажиропотока, основных потоков и направлений экспорта и импорта продукции, эти документы необходимы для принятия решений о строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры.

Финансировать необходимые для реализации стратегии мероприятия Минэкономразвития предлагает не только из бюджетных источников, но и из средств институтов развития, специальных фондов, бизнеса в рамках инструментов государственно-частного партнерства. Сейчас министерство совместно с другими ведомствами активно прорабатывает разные механизмы финансирования.

Такой подход позволит расширить «географию» программ, включить в них максимальное количество территорий и населенных пунктов.

В стратегии выделено несколько типов территорий. Это крупные города и городские агломерации, малые средние города и сельские территории, а также геостратегические территории. Задача — сделать так, чтобы выгоду от развития агломераций получали не только центры, а и прилегающие к ним территории.

Целевой сценарий стратегии предполагает создание необходимых условий для увеличения числа крупных центров экономического роста с нынешних 25 (не считая Москвы и Петербурга с пригородами) до 35-40 при замедлении темпов концентрации населения в пределах двух столичных агломераций. «Одним из важнейших результатов станет вовлечение в радиус двухчасовой транспортной доступности крупнейших городов более 7 миллионов человек», — пояснил Елин.

Источник: «РГ»

Про Русский Север забыли. Стратегия правительства грозит ударом по демографии

Правительство разработало план «Агрессивное развитие инфраструктуры», который предполагает интенсивную застройку в 41 агломерации страны. В этой конфигурации о многих русских регионах уже через 10 лет придётся забыть

В распоряжении Царьграда оказалась презентация правительства, посвящённая направлению «Агрессивное развитие инфраструктуры», которое является частью Стратегии социально-экономического развития страны до 2030 года. В свою очередь, «Агрессивное развитие инфраструктуры» также разбито на несколько блоков:

  1. Сбалансированное пространственное развитие
  2. Новые жилищные возможности
  3. Инфраструктурный прорыв
  4. Новый ритм строительства
  5. Экология – основа для жизни

В данном материале разберём первые два блока: «Сбалансированное пространственное развитие» и «Новые жилищные возможности».

В целом, опорным каркасом всего направления является создание в России 41 агломерации.

Агломерация, согласно научному определению, – это компактное территориальное размещение городских населённых пунктов, объединённых интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями.

Иначе говоря, это когда несколько городов развиваются вместе, как одна система – как Самара и Тольятти или как находящиеся вблизи друг от друга Челябинск и Екатеринбург.

Исходя из решения данной задачи, предполагается строительство соответствующей инфраструктуры: как транспортной, так и жилищной.

Однако критерии выбора агломераций и планы по жилищному строительству вызывают вопросы. Так, 41 агломерация делится на 2 уровня: первого порядка (27 ед.) и второго порядка (14 ед.).

Читайте также:  9 из 10 проектов на загородном рынке москвы относится к эконом-классу

В правительственной презентации указано, что сейчас в указанных агломерациях вводится 77% жилья от всего общего объёма в стране (64 млн м2 из 82,2 млн м2). К 2030 году предполагается несколько сократить данный показатель до 67%, увеличив при этом объём строительства (120 млн м2 по всей стране и 80,6 млн м2 в агломерациях).  

Действительно, агломерации могут стать драйвером экономического развития. Внутри них повышается экономическая активность, идёт более интенсивное развитие технологий и раскрытие человеческого потенциала.

Но, думая об экономике, мы часто забываем о демографии. Безусловно, экономический рост и повышение уровня благосостояния граждан должны являться одной из главных целей правительства.

Но вопрос заключается в том, какой ценой это будет достигнуто.

Опыт европейских государств показывает, что урбанизм привёл к росту благосостояния, но, вместе с этим, привёл к разрушительным последствиям для демографического развития страны.

Правительству России необходимо выработать баланс между экономикой и демографией. В конце концов, в случае успешной реализации стратегии для кого будут созданы блага, если темпы сокращения населения увеличатся? Ради чего все эти стратегии и планы, развитие производств и инфраструктуры? Кто ими будет пользоваться, если не русский человек?

Россия обладает достаточным количеством территории. Нам нет необходимости делать выбор между многоквартирными домами в агломерациях и пространственной малоэтажной застройкой в регионах. Мы способны развивать и то и другое.

Пусть задачей агломераций станет экономический рост, а регионального развития – демографический. При этом один человек может иметь недвижимость как в городе, так и обладать собственным домом вне плотной застройки.

Наши расстояния позволяют предоставить каждому жителю достаточный объём жилой площади.

Соответственно, помимо создания «человейников» в агломерациях, правительство должно делать упор и на развитие малоэтажной застройки, предоставив необходимые условия для всех желающих, решивших покинуть мегаполис.

У российских городов и сел появилась стратегия развития

Помимо этого важно обратить внимание на следующую проблему. Распределение 41 агломерации по территории страны является более чем странным. Так, выделяется оренбургская агломерация, но почему-то не упомянут миллионный Красноярск. К агломерациям относятся Улан-Удэ и Ижевск, но совсем ничего не сказано о Русском Севере: Архангельске, Мурманске, Вологде.

А ведь даже простая экономическая целесообразность требует развития наших северных территорий.

Так, к 2035 году Россия предполагает создать альтернативу Суэцкому каналу, обеспечив круглогодичный транзит по Северному морскому пути (СМП).

Разумеется, на прибрежной территории должна быть построена развитая портовая и навигационная инфраструктура. Всё это требует большого количества демографических ресурсов.

Если говорить о Красноярске, то, к сожалению, этому городу хронически не везёт. Пару лет назад после введения санкций против «Русала» регион оказался на грани экономической катастрофы. До сих пор не решены экологические проблемы, а долгожданный переход с угольной генерации на газовую постоянно откладывается.

В целом план «Агрессивного развития инфраструктуры» вызывает больше вопросов, чем даёт ответов. Хочется верить в то, что это не окончательный вариант, и правительство не просто внесёт в него коррективы, но исправит целые главы.

Стратегия развития городов и сел России

В России предложили внедрить стратегию развития городов и сел Минэкономразвития разработало программу, которая поможет устранить неравенство между российскими городами

В России предложили создать индивидуальный пакет мер поддержки для каждого типа территорий — крупных городов, городских агломераций, малых и средних городов, сельских и геостратегических территорий. Соответствующий проект Минэкономразвития уже направило на согласование в регионы страны, сообщает «Российская газета».

К крупным городам и городским агломерациям относят территории с населением более 500 тыс. человек. Такие территории дают наибольший вклад в российскую экономику. Новая стратегия поможет сделать так, чтобы выгоду от развития агломераций получали не только центры, но и прилегающие к ним территории, отмечает издание.

Для решения этой задачи Минэкономразвития предлагает создать необходимые условия и увеличить крупные центры экономического роста с 25 (не включая Москву и Санкт-Петербург с пригородами) до 35–40. Согласно стратегии, чтобы достигнуть такого результата, нужно остановить отток населения, решив транспортные и экологические проблемы, следует из публикации.

К второму типу территорий относятся малые и средние города, а также села. В них сосредоточено 40% населения страны. Минэкономразвития предлагает усилить их связанность с центрами роста, создать рабочие места для населения, а также повысить качество среды, отмечает «РГ».

Согласно новой стратегии, для третьего типа — геостратегических территорий — предлагается разработать специальные программы поддержки и мероприятия, направленные на повышение их конкурентоспособности. Основной задачей нового проекта является устранение неравенства между городами и новыми поселениями, поясняет газета.

Сейчас для реализации стратегии Минэкономразвития готовит дорожную карту, включающую госпрограммы и приоритетные проекты, а также изменения законодательства. Основываясь на стратегии, правительство до октября утвердит шестилетний план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, который был намечен в Послании президента Федеральному Собранию, написано в статье.

Сегодня в стране действует программа формирования комфортной городской среды, которая включает в себя благоустройство парков, дворов, набережных и площадей. Кроме того, в России работает программа благоустройства малых городов и исторических поселений.

Вера Лунькова.

Подробнее на РБК: https://realty.rbc.ru/news/5b616e189a79476f57e936ba

Под гнетом агломераций. Выживут ли малые города в России будущего?

2017 год в России был отмечен бумом стратегирования. Разрабатываются две стратегии по линии Минэкономразвития: социально-экономического развития России и стратегия пространственного развития. Параллельно над своей стратегией работает ЦСР. Малые территории — одна из главных болевых точек для разработчиков этих стратегий

«У нас в сельской местности проживает сегодня, условно, лишних 15 млн человек» — фраза, брошенная мэром Москвы Сергеем Собяниным в ходе дискуссии с председателем совета Центра стратегических разработок Алексеем Кудриным, стала для многих комментаторов символом отношения власти к глубинке и ее населению.

Встреча Собянина и Кудрина, состоявшаяся в рамках Общероссийского гражданского форума, обеспечила обоим участникам высокий медийный резонанс. Индекс Путина (количество упоминаний в СМИ относительно первого лица) у Кудрина и Собянина составил 11,6% и 13,6%. Однако дискуссия не выявила существенных расхождений в позициях и в целом соответствовала духу форума.

На нем много говорилось о тренде на расширение городских агломераций, включении в них все новых пространств, фактическом воспроизводстве китайской модели. Создание таких гиперцентров, объединяющих, к примеру, Екатеринбург, Пермь, Челябинск в один узел, представлялось участникам единственным шансом выдержать мировую конкуренцию между городами.

Позиции Кудрина и Собянина могли отличаться деталями, но оба они признают наличие общего курса на дальнейшее масштабирование мегаполисов. Сергей Собянин даже заявил этот курс как готовую большую идею для страны: «15% населения [России] не могут найти себе работу в малых городах, это 30 млн. Сделайте из 30 млн три Москвы, и ВВП нашей страны вырос бы на 40%.

Надо сконцентрировать это население в крупных городах, а не пытаться их всеми силами удержать».

Малые города и тем более села выглядят в этом процессе как рудименты, обреченные осколки прошлого.

От дискуссии и ее публичного обсуждения создается впечатление, что у малых территорий нет своих сильных лоббистов, встречная позиция никем не сформирована.

Центр социального проектирования «Платформа» попытался разобраться, так ли плохи малые территории, как они видятся через оптику гиперполисов. Результаты экспресс-анализа — в совместном материале с Avelamedia.

Аргументы в пользу укрупнения

2017 год в России был отмечен бумом стратегирования. Разрабатываются две стратегии по линии Минэкономразвития: социально-экономического развития России и стратегия пространственного развития. Параллельно над своей стратегией работает ЦСР. Малые территории — одна из главных болевых точек для разработчиков этих стратегий.

— Выделено 18 агломераций, и все малые территории должны туда каким-то образом попасть, а кто не сумеет, то это их проблемы… Но, несмотря на это, Россия — страна малых и средних городов.

Безусловно, у малых территорий есть перспективы. Но есть и большое количество проблем.

(Андрей Никифоров, заместитель директора департамента стратегического и территориального планирования Министерства экономического развития РФ)

Спор о том, нужно ли поддерживать малые территории, идет уже довольно давно, и его участники действуют в разной логике. Сторонники укрупнения смотрят на вопросы культуры и безопасности сквозь призму экономики. Сторонники поддержки малых территорий ставят во главу угла проблематику, находящуюся, по их мнению, выше экономики.

— Этот вопрос на площадке Гайдаровского форума поднимается постоянно. У нас очень крупные эксперты, на самом деле, разделились на два лагеря. Есть позиция, она, кстати, позиция не сегодняшнего дня, она идет уже много лет, которая заключается в том, что надо вообще выселять из малых городов. (Дмитрий Рогозин, директор Центра федеративных исследований ИНСАП РАНХиГС)

Первый аргумент за укрупнение — региональное неравенство. По мнению сторонников развития агломераций, поддержка гиперполисов позволит сгладить различия между российскими регионами, чего нельзя добиться, взяв курс на развитие малых городов.

— Различия между регионами в развитых и развивающихся странах увеличиваются. 15–20 лет назад различия между регионами в рамках одной страны стали больше, чем различия между странами.

Читайте также:  Риелтор-мошенница обманула покупателей на 50 млн рублей с помощью грима

Попытки эти различия сократить в Европе и других странах не удались. Поэтому первый вызов — мы не можем обеспечить выравнивание экономического развития между регионами. Любые попытки идти против этого тренда не приводят к результату.

(Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners Group)

Второй аргумент за укрупнение — качество жизни, понимаемое в экономических показателях. С точки зрения сторонников линии на развитие агломераций, достичь сходного уровня занятости в актуальных современных профессиях, достойного уровня услуг и досуга в малых городах невозможно. Поэтому не нужно стремиться сохранять их, во что бы то ни стало.

— У нас нет цели сохранить какую-то конкретную территорию. У нас есть цель повысить качество жизни. Поэтому если в моногородах нет рабочих мест, уровень алкоголизма, наркомании, насилия очень высокий, вы не можете решить эту проблему искусственным экономическим способом.

Если люди из этой территории переедут в территорию с новыми возможностями, их социальный, экономический статус радикально изменится. Они станут меньше, скажем, пить, меньше пользоваться наркотиками и так далее. Они будут более интегрированной частью общества и, собственно говоря, более счастливыми.

(Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners Group)

Третий аргумент за укрупнение — низкая инициатива на местах. Вливание малых городов в агломерации — более эффективный способ их развития, потому что главы поселений пассивны и не используют уже имеющиеся инструменты развития.

— Мы не понимаем элементарных вещей: как заполнить документы, пойти на какие-то курсы, быть элементарно компетентным человеком на той должности, которую ты занимаешь.

Очень сложно понять, как в муниципалитеты на региональном уровне попадают такие люди на работу, и не совсем их вина, что они понятия не имеют о существовании каких-то проблем. Реальная жизнь такова. Если поговорить с финансистами, то они скажут: денег такое количество, что периодически их некуда девать.

Другое дело, если ты получишь эти деньги, то как ты за них отчитаешься, на что ты их потратишь. (Роман Скорый, бывший заместитель руководителя Федерального агентства по туризму)

Аргументы против укрупнения

Сюжет о бесперспективности малых территорий действительно находится в русле государственного курса, который реализуется уже давно. В основе этого курса, по мнению экспертов, ратующих за развитие муниципалитетов, — недоверие государства к низовому уровню управления.

— Отношение государства к местному самоуправлению, к тому, что происходит внизу, начиная с середины 2000 годов пренебрежительно-недоверчивое. Считается, что ничего такого, что достойно поддержки, там происходить не может. Посмотрите на сам 131-ФЗ об основах организации местного самоуправления.

На сегодняшний день местной власти оставили только подключение к электроэнергии да земельные вопросы. Почему вопрос коррупции нас больше не волнует? Потому что никаких полномочий не осталось, кроме как лампочки вкручивать.

(Сергей Рыбальченко, директор Института научно-общественной экспертизы)

Первый аргумент в пользу поддержки малых территорий — национальная безопасность.

Что и кто займет пространство между агломерациями? Если это будет пустынная область, рассеченная трассами, развитие может обернуться бедствием для страны.

Вопрос о том, как концентрация населения в агломерациях при одновременном затухании малых городов отразится на национальной безопасности, постоянно звучит, но ответа на него до сих пор нет.

— Для России важны форпосты. Если мы даже в малых городах сделаем себе жизнь не хуже, чем в крупных, то они будут существовать и, таким образом, поддержат такой муниципальный каркас.

С моей точки зрения, муниципальный каркас — это то, на чем, в общем-то, Россия должна держаться. Если мы его потеряем, ну будет у нас несколько точек разрозненных.

Я считаю, что мы потеряем в целом страну (Сергей Рыбальченко, директор Института научно-общественной экспертизы)

Второй аргумент в пользу поддержки малых территорий — люди, их связь с идентичностью малых поселений, потенциал «любви к своему месту». Исторический опыт по переселению людей из обжитых территорий подсказывает, что их связь с поселением носит не только экономический характер.

В 1935 году 294 жителя отказались покидать город Молога, затопленный при создании Рыбинского водохранилища. Эксперты, реализующие проекты на малых территориях, отмечают высокую социальную активность населения. Даже в самых безнадежных местах.

Этот факт сам по себе указывает на то, что вопрос о переселении в агломерации не сможет пройти гладко.

— Преимущества у малых территорий есть. Это как раз те самые общественные группы. Но они существуют от безысходности, потому что дела в малых городах достаточно плохи. (Андрей Стась, директор Института территориального маркетинга и брендинга)

— Когда мы начинали эту работу, то слышали со всех сторон, что это абсолютно бесперспективно, что из подобных мест вымыт человеческий капитал и что все оттуда бегут.

Наш опыт показал, что там очень большой потенциал творчества, креативности и, самое главное, большое желание самих людей что-то менять в своей жизни. По нашим оценкам, наиболее активны сельские территории.

(Елена Коновалова, руководитель направления «Культура» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко)

Третий аргумент в пользу поддержки малых территорий — недостаточность данных для качественного стратегирования. Один из главных факторов, формирующих взгляд на развитие малых территорий как бессмысленную задачу, — нехватка информации, необходимой для их полного и всестороннего понимания.

— Федерация, к сожалению, не видит муниципалитеты на уровне статистики. Росстат в принципе не понимает, что там происходит, как там «аборигены» поживают. Так что мы сейчас поднимаем тему статистики на самом низовом уровне.

Это необходимо, во-первых, для того, чтобы мы научились строить внятные стратегии, чтобы это не было делом энтузиастов, которые выезжают в несколько городов, сами собирают данные, а потом составляют рейтинги.

(Андрей Никифоров, заместитель директора департамента стратегического и территориального планирования Министерства экономического развития РФ)

— Наша современная исследовательская оптика не позволяет выявить общие характеристики растущих и развивающихся городов и сел с населением менее 100 тысяч человек и общие условия для их роста.

Сельская местность, малые города, крупные города, миллионники, агломерации, мегаполисы, гиперполисы — на такой шкале рост сейчас виден, только начиная с миллионников и агломераций.

Но, например, стабильное присутствие малых территорий России в топах списков ведущих туристических и экологических рейтингов намекает, что мы далеко не все знаем о своей стране, чтобы делать радикальные выводы. (Владислав Шулаев, сопредседатель комитета РАСО по развитию территорий, эксперт агентства АГТ)

Развилка между развитием гиперполисов и деградацией малых территорий — пример ложного выбора между экономикой и культурой. Стране необходимо сохранение культурных констант, которые неизбежно глобализируются в больших городах. Эта задача не противоречит задаче обеспечения экономического роста, а дополняет ее.

— Региональная, городская и любая другая экономика имеет определенный тренд. Мы можем пытаться быть на волне этих трендов, или мы можем идти против этих трендов. Это одна тема.

И второй аспект, мы говорим о регионах, городах, это всегда ценность, наши корни. Мы находимся между прагматичным языком и ценностным языком. Поэтому эта тема всегда очень тяжелая.

(Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners Group)

Тем не менее, экономика на малых территориях есть, и ее можно развивать. Малые города и села дают ряд возможностей и преимуществ, которые могли бы попасть в фокус стратегий.

Малые города могут конкурировать с большими в качестве площадок для размещения высокотехнологичных производств.

— Можно ли добиться долгосрочного развития городов, не вписанных в агломерации? В город Свободный Амурской области приходит «Газпром», строит там чуть ли не крупнейший в мире газоперерабатывающий завод, там формируется крупнейший химический кластер, рядом проложен нефтепровод «Сила Сибири», рядом Китай — там сумасшедший контекст! И в городе ожидается взрывной рост населения. (Максим Исаев, директор проектов КБ «Стрелка»)

Малые территории могут быть встроены в новую экономику как центры индустрии впечатлений, причем далеко не всегда имеет смысл ограничиваться российским масштабом.

— ВТО за нас посчитала, что при сегодняшней ситуации страна способна принять 78 млн иностранных туристов в год. Куда хочет поехать тот пресловутый «золотой миллиард», все эти обеспеченные люди планеты? Им не нужен торговый центр в Москве, потому что он ничем не отличается от Франции, Штатов и Японии. Никому это уже не интересно.

Всем интересна аутентичность, возврат к корням, экологически чистые продукты. Даже китайцам, что сильно удивительно. Кто эти люди, которые будут создавать эти продукты, столь востребованные на мировом рынке? Жители непромышленных территорий.

(Роман Скорый, бывший заместитель руководителя Федерального агентства по туризму)

Успех на этом пути зависит от нахождения точки роста для малой территории. Мнение, что все малые города безнадежны, опровергается опытом ряда поселений.

Читайте также:  Застройщик из Нью-Йорка возведет элитные дома в Москве

— Шерегеш избавился от монозависимости и стал туристическим кластером. Есть еще город Байкальск, его целлюлозно-бумажный комбинат давно не функционирует, — и у города тоже большой потенциал для туристического развития. (Максим Исаев, директор проектов КБ «Стрелка»)

Малые территории могут быть источником полицентричной модели организации экономических связей, обеспечивающей жителям больший комфорт. Но использование этой возможности требует дополнительного вектора стратегирования, учитывающего характер связи между поселениями на территории районов.

— В случае с агломерацией пояса прилегающего района имеют обслуживающий характер для центра, а внутри района его центр или крупные сельские поселения обслуживают остальную территорию района.

Для малых территорий перспективны модели развития не «центр—периферия», а более полицентричные, в зависимости от наличия в нем более развитых городских и сельских поселений.

Это могут быть не только индустриальные, но и сельскохозяйственные поселения на базе культурно-досуговых центров, музеев, агрогородов.

Необходима разработка стратегии для крупных сельских поселений с целью придания им статуса центра с более высокими стандартами обслуживания, более развитой сервисной частью. (Наталья Будылдина, ведущий аналитик Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге)

Наконец, малые территории могут дать стране новую модель развития человеческого капитала, основанную на использовании потенциала локальных сообществ.

— Развитие местных сообществ, а в дальнейшем фондов местных сообществ — возможно, это одна из важнейших задач для того, чтобы территории оживали. Причем чтобы они искали собственные ресурсы.

Есть элементарные инструменты, через которые, как мне кажется, мы можем формировать инфраструктуру. И мы, как федеральные игроки, так и местные сообщества, могли бы эффективно работать вместе.

(Алена Светушкова, вице-президент по социальному направлению, руководитель программы развития третьего сектора «Рыбаков фонда»)

Момент для окончательного решения вопроса малых территорий сейчас явно не самый удачный. Отказываться от малых городов и сел Россия не готова. Это значит, что их интересы стоит более внимательно учитывать на федеральном уровне.

Картина гиперполисов, которую рисуют эксперты, холодная. В этом мире зябко. В нем слишком много пластика, конструкций, автоматов. В нем нет прикосновения к своему, подлинному — тому, что еще сохраняют малые территории. (Алексей Фирсов, генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа»)

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года | Министерство экономического развития Российской Федерации

Стратегия утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. Документ разработан в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г.

№ 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Основами государственной политики регионального развития на период до 2025 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г.

№ 13, и национальными целями и стратегическими задачами развития Российской Федерации на период до 2024 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204.

Стратегия содержит основные тенденции, проблемы и вызовы, цель, задачи, приоритеты и направления пространственного развития Российской Федерации, меры выполнения задач Стратегии, механизмы ее реализации, перечень перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, перечень перспективных центров экономического роста, перечень макрорегионов Российской Федерации, перечень геостратегических территорий и целевые показатели стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.

В качестве цели пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г.

определено обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также обеспечение национальной безопасности страны.

Для достижения указанной цели в Стратегии предлагается решение следующих основных задач

  • Ликвидация инфраструктурных ограничений федерального значения, повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
  • Сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а также снижение внутрирегиональных социально-экономических различий.
  • Усиление межрегионального сотрудничества и координации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках макрорегионов.
  • Повышение конкурентоспособности экономик субъектов Российской Федерации путем обеспечения условий для развития производств в отраслях перспективных экономических специализаций субъектов Российской Федерации, в том числе в перспективных центрах экономического роста субъектов Российской Федерации.
  • Повышение устойчивости национальной системы расселения путем социально-экономического развития городов и сельских территорий.
  • Повышение территориальной доступности оказания услуг отраслей социальной сферы.
  • Обеспечение расширения географии и ускорения экономического роста, научно-технологического и инновационного развития Российской Федерации за счет социально-экономического развития перспективных крупных центров экономического роста Российской Федерации – крупнейших и крупных городских агломераций.
  • Формирование и развитие минерально-сырьевых центров.
  • Обеспечение улучшения состояния окружающей среды, сохранение и восстановление биологического разнообразия Российской Федерации, культурных ландшафтов и сокращение негативных последствий от изменения климата.
  • Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации за счет социально-экономического развития геостратегических территорий.

В россии будут разработаны стратегии развития городов до 2025 года

24 июля в Краснодаре состоялся форум партии «Единая Россия» –   «Городская среда», посвященный вопросам благоустройства городской среды, общественных пространств городов страны. 

В пленарном заседании форума выступил Председатель Правительства РФ, председатель партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев. Премьер-министр подчеркнул, что тема  улучшения городской среды исключительно важная для страны, потому что в городах живёт более 70% населения России, то есть более 100 млн.  человек.

«На эти цели в текущем году предусмотрено более 25 млрд. рублей. Ещё более 16 млрд. рублей должны поступить из региональных бюджетов. То есть это более 40 млрд. рублей», — напомнил Дмитрий Медведев.

Председатель Правительства РФ заявил, что средства на государственную поддержку благоустройства городской среды должны быть предусмотрены в трёхлетнем бюджете страны.

«Это действительно очень важно. Спасибо, что поддерживаете это. Предлагаю – как минимум на следующий год с учётом текущей ситуации сохранить тот же объём государственной поддержки.

Взявшись за модернизацию городской среды, мы начинаем масштабную работу, которая рассчитана, скажем прямо, не на один год, потому что очень много всего предстоит сделать.

По сути, запускаем новую модель развития российских городов», — сказал Дмитрий Медведев.

  • Республику Саха (Якутия) на форуме представили заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Наталья Чукавина и координатор проекта в республике от  партии «Единая Россия», директор ГБУ «Лена» по эксплуатации и содержанию административных зданий Дмитрий Семенов.
  • В мероприятии приняли участие более 800 человек из 80-ти регионов страны: эксперты, координаторы федеральных партпроектов «Единой России», направленных на благоустройство городской среды, депутаты Госдумы, представители Правительства РФ, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, главы административных центров регионов страны.
  • В рамках форума проведены четыре дискуссионных площадки: «Комфортный двор», «Современные общественные пространства», «Благоустройство малых городов», «Городская среда: стандарты и индекс качества».

Итоги работы подведены на пленарном заседании, на котором принята резолюция форума «Городская среда». Премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение в течение двух недель доработать документ с учетом всех рекомендаций.

Председатель Правительства РФ поддержал предложение о разработке на основе Стратегии пространственного развития Стратегий развития городов до 2025 года.

«Главная цель ведь действительно не квадратные метры, а жильё в комфортной, современной среде, отвечающей условиям, подходам XXI века. И чем красивее и удобнее город, тем больше туда едет высококвалифицированных специалистов.

А те, кто вырос в этом городе, не хотят оттуда сбежать как можно быстрее. Там охотнее вкладываются инвесторы, развивается туризм.

В результате меняется жизнь людей, появляется больше возможностей для самореализации», — подчеркнул Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.

Также отмечено, что необходимо обратить особое внимание на повышение роли архитекторов в проектах по созданию комфортной городской среды, установить на федеральном уровне предельный уровень софинансирования граждан, разработать современные стандарты жилых кварталов в городах и т.д.

Признаками эволюции проекта «Городская среда» в 2018 году должны стать проектирование среды, а не только объектов, полное технологизированное и осознанное вовлечение горожан в принятие решений, задействование сервисного потенциала общественных пространств и привлечение предпринимателей к проектированию и реализации проектов, перенос акцентов проекта с полуприватных дворовых зон на общественные городские пространства, задающие тон городской среде в целом.

Напомним, что в 2017 году впервые в истории России стартовал приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды», благодаря которому города страны станут уютнее, красивее и удобнее. Координатором проекта является партия «Единая Россия».

На благоустройство городской среды, общественных пространств городов России в этом году будет направлено более 40 млрд. рублей. В порядке 1800 муниципальных образованиях страны на условиях софинансирования реализуется 22 тысячи проектов: благоустройство дворов, обустройство парков и т.д.

В Якутии  по  проекту «Формирование комфортной городской среды» из федерального бюджета выделено около 199 млн. рублей. Заметим, что один из проектов республики – «Бульвар учителя», который планируется построить в Якутске по улице Ярославского, сегодня введен в федеральную библиотеку лучших практик благоустройства городской среды.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector