Правоохранители проверят реставрационную деятельность минкульта

Серия подозрительных госзакупок «цифрового департамента» Минкультуры РФ стала темой журналистского расследования канала Piter.TV в ноябре 2020 года.

В расследовании сообщалось о признаках сговора между представителями заказчика и группой аффилированных подрядчиков при выполнении работ по проекту «Артефакт».

Сразу после выхода расследования деятельность департамента привлекла внимание ФАС и МВД, а профильный заместитель министра, курировавший «Артефакт», был уволен.

Управление по борьбе с картелями ФАС РФ проводит сбор и анализ информации о деятельности Департамента информационного и цифрового развития Министерства культуры РФ.

Это следует из ответа ведомства на запрос редакции канала Piter.TV. Соответствующий документ журналисты получили в начале 2021 года.

Поводом для проверки стал материал «Культурный распил», вышедший на нашем портале в ноябре 2020-го.

Напомним, тогда внимание журналистов привлекла серия однотипных госконтрактов от одного и того же заказчика – подразделения МКРФ, курирующего цифровые проекты в сфере культуры. Речь шла о контрактах на подготовку онлайн-трансляций для портала «Культура.РФ», мультимедиа-гидов для платформы «Артефакт», сопровождение отдельных интернет-площадок.

По оценке расследователей, каждый раз заказчик подключал к конкурсной процедуре компании-спойлеры, чтобы выбивать из торгов независимых игроков. При этом сами контракты по завышенной стоимости последовательно доставались «нужным подрядчикам».

В расследовании приводился детальный разбор госзакупок в рамках проекта «Артефакт», на которые из бюджета было потрачено более 100 млн рублей. В частности, журналисты предположили, что значительную часть обязанностей подрядчика по факту выполняли обычные музейные работники.

 Расследование получило широкую огласку в социальных сетях – только на портале Pikabu материал заработал более 200 000 просмотров и 7500 «лайков». Соответствующие запросы по результатам расследования были направлены в ФАС России, СК РФ и Генпрокуратуру. 

Ответ со стороны ФАС, по мнению журналистов, получился двояким.

С одной стороны, ведомство не сочло доказательную базу расследования поводом для моментального возбуждения дела (контракт по «Артефакту» на тот момент был успешно выполнен и закрыт, что фактически исключало возможность пересмотра дела). С другой стороны, ФАС заинтересовался деятельностью «цифрового департамента» и анонсировал проведение собственной проверки. 

«В настоящее время проводятся мероприятия с целью получения и анализа дополнительной информации, которая позволит сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Министерства культуры РФ», — ответили в ФАС.

Правоохранители проверят реставрационную деятельность Минкульта

По состоянию на 10 марта 2021 года редакция не получила каких-либо подробностей о результатах проверки. Однако спустя 3 недели после решения ФАС о проведении проверки с поста заместителя министра был уволен куратор проекта «Артефакт» и шеф департамента информационного и цифрового развития МКРФ Максим Ксензов. 

«В должности замминистра Ксензов курировал департаменты кинематографии и информационного и цифрового развития», — писали СМИ тогда.

В архивах Минкульта и государственных изданий можно найти многократные упоминания Ксензова в контексте продвижения проекта «Артефакт». Максим Ксензов неоднократно лично презентовал проект, который привлек внимание журналистов Piter.TV.

С некоторой задержкой сообщения о возможных правонарушениях со стороны инициаторов госзакупок дошли и до МВД РФ. Уже в феврале-марте канал Piter.TV получил сообщения о том, что силовики «устанавливают признаки преступления, подследственного органам СК РФ» в пределах установленной компетенции.

Правоохранители проверят реставрационную деятельность Минкульта

Несмотря на то, что сама редакция и ее представители более подробных писем и разъяснений от МВД РФ не получили, нам удалось зафиксировать «продвижение дела» в стенах УВД по ЦАО, Прокуроратуры СЗАО и СК РФ.

Так, в начале марта 2021 года материалы по делу были направлены полковнику полиции А.Н. Щипкову «для принятия процессуального решения». К письму прилагались материалы проверки в объеме 1 тома.

 В адрес авторов жалобы поступило лишь уведомление о продвижении материалов.

Что касается самого Департамента информационного и цифрового развития, то в его стенах наблюдается временное затишье. С момента выхода расследования в ноябре 2020 года скомпрометированный заказчик не опубликовал ни одной госзакупки по проекту «Артефакт».

До этого же подобные закупки проводились на регулярной основе по 2-3 раза в год. Сошла на нет и активность по проведению прямых трансляций для портала «КультураРФ», упомянутых в расследовании.

Впрочем, вряд ли чиновники смогут отказаться от этих проектов: и «Артефакт», и «КультураРФ» являются частью нацпроекта «Культура» на ближайшие несколько лет. Более того, недавно на официальном сайте министерства было опубликовано приглашение к участию в конкурсе на создание мультимедиа-гидов для «Артефакта».

Музеям предложили собрать и выслать в министерство описания, фотографии, научные статьи и тексты для аудиогидов по имеющимся экспонатам.

Отметим, что текст обращения фактически подтверждает один из главных тезисов расследования: авторы материала утверждали, что именно музейные работники готовят контент для медиагидов, несмотря на то, что эта работа включена в оплату сторонних подрядчиков по госзакупке. Именно сбор данных, описанных в приглашении минкульта для учреждений культуры и составляет, по-сути, основу закупки по «Артефакту».

Правоохранители проверят реставрационную деятельность Минкульта

Наша редакция будет следить за развитием ситуации. На данный момент в стенах Минкульта продолжается внеплановая проверка Генпрокуратуры РФ. По официальным данным, одной из причин для ее запуска стали как раз вопросы правоохранителей к чистоте проведения госзакупок в стенах министерства. 

Мы выражаем надежду на объективное и независимое расследование фактов, изложенных нами в материале «Культурный распил: подозрительные госзакупки департамента информационного и цифрового развития Минкультуры РФ».  

В россии раскрыта сеть махинаторов-реставраторов — мк

Как стать реставратором в два клика

О разгуле нового вида мошенничества заявили активисты Общероссийского народного фронта. Как поведали общественники, к ним стали поступать тревожные сообщения из разных регионов. Якобы буйным цветом расцвели фирмы, обещающие «без проблем» оформить лицензию Минкультуры на реставрационную деятельность.

Появились такие конторы после того, как осенью прошлого года вступили в силу изменения в Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия народов РФ. По этому документу все обладатели бессрочной лицензии Министерства культуры на реставрационную деятельность должны были переоформить ее до 26 октября 2018 года.

Возникли поправки тоже не на пустом месте. Как пояснили в ОНФ, предпосылкой стал скандал с так называемым делом реставраторов, который разгорелся в 2016 году. Тогда на скамье подсудимых оказался заместитель министра культуры РФ Григорий Пирумов. Чиновника признали виновным в хищении более чем 164 млн руб. при реставрации архитектурных памятников.

«Прежние бессрочные лицензии на реставрационную деятельность получили буквально все кому не лень. В том числе фирмы, которые не имеют ни нужного опыта работы, ни квалифицированных кадров. Переоформление лицензий должно было очистить рынок от таких компаний, но, по оценкам самих реставраторов, этого опять не произошло», — пояснил эксперт Павел Жбанов.

В начале этого года число выданных лицензий на реставрацию достигало пяти тысяч. Все они должны быть переоформлены, если организация планирует продолжать заниматься этой деятельностью и дальше.

Но новые лицензионные требования оказались более строгими и требуют от фирмы-соискателя, чтобы она не только предоставила копии дипломов сотрудников и документов об уровне их квалификации, но и подтвердила стаж их работы в сфере реставрации.

Есть и ряд других требований. Например, портфолио с успешно реализованными проектами.

Однако новым правилам соответствуют далеко не все организации. Предполагалось, что соблюдение новых требований очистит рынок от неквалифицированных подрядчиков. Но вместо этого появились фирмы, предлагающие всем желающим «оформить лицензию недорого».

Причем у таких коммерсантов есть предложения на любой вкус и кошелек. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто вбить в строку поисковика фразу «оформление лицензии Минкультуры». А можно вконец обнаглеть и запросить результаты по запросу «купить лицензию на реставрацию».

Результат — первая страница поисковой системы выдает больше десятка фирм, готовых в Москве оказать нам любую помощь для решения проблем с разрешительными документами.

Правда, судя по информации на сайтах этих организаций, помощь у них чисто правовая и в рамках закона: могут просто подготовить нужный комплект документов, а могут взять нерадивых реставраторов на полный пансион, то есть на аутсорсинг.

Тут же на сайте всплывает окно диалога с менеджером. Вкратце описываем свою проблему. По легенде, мы — маленькая реставрационная фирма, у которой осталось всего две недели на переоформление лицензии. Правда, новые правила Минкультуры точно не про нас. Дипломированных реставраторов у нас нет.

Официально оформленных в штат людей тоже нет. Вместо них — бригада из шести граждан бывших союзных республик. Конечно, строители они хоть куда — и оштукатурят, и плиткой замостят хоть фасад доходного дома XIX века, хоть Тверскую улицу.

Но скульптуру от барельефа не отличат, равно как и нимфу от музы.

  • Однако услужливый менеджер Елена нас спешит успокоить:
  • — Не волнуйтесь, сейчас с этой проблемой сталкивается каждый второй клиент нашей компании.
  • — Как вы можете нам помочь?

— У нас есть два варианта решения. Первый — частичное сопровождение.

Мы предоставляем вам комплект документов для трудовых договоров: копии дипломов, трудовых книжек, СНИЛС, ИНН и паспортов людей, имеющих право заниматься реставрацией. Такой комплект стоит от 60 до 85 тысяч рублей.

Читайте также:  5 советов, как спастись от тесноты в маленькой квартире

Вы оформляете трудовые договоры между ними и своей компанией. Также мы готовим для вас остальные документы, необходимые для получения лицензии.

— А эти специалисты, чьи дипломы вы даете, — они реально существуют?

— Разумеется, это действующие специалисты в области реставрации, все дипломы и другие документы занесены во все необходимые базы, их легко проверить.

— Не будет у нас проблем? Они вообще в курсе, что будут у нас вроде как работать?

— Это не проблема, у нас есть договоры с этими людьми на предоставление персональных данных.

— С этими документами мы сами должны идти в Минкультуры за лицензией? А вдруг там возникнут проблемы?

— Проблем не будет. Но если вы не хотите тратить время, мы можем предложить вам полное сопровождение. Оно стоит от 300 тысяч рублей.

Правоохранители проверят реставрационную деятельность Минкульта Герои античного мира на башне Адмиралтейства в Санкт-Петербурге после реставрации стали похожи на покусанных пчелами пасечников или боксеров после неудачного боя.

«У нас все схвачено!»

По сути, руководители этих фирм, именующих себя юридическими, попросту современные Чичиковы. Только души у них не мертвые, а вполне живые. Хитрые мошенники действительно невесть откуда умудряются раздобыть копии дипломов и паспортов реальных реставраторов и выпускников соответствующих отделений вузов.

Хотя ни для кого уже давно не секрет, как это можно сделать. К примеру, специалисты по кибербезопасности из каждого утюга призывают граждан не отправлять никому сканы своих документов через соцсети. Там они могут стать доступны любым махинаторам.

Одни возьмут на ваше имя кредит, другие трудоустроят в непонятную реставрационную мастерскую с сомнительной репутацией.

Более того, многочисленные «решалы» еще и утверждают, что проблем с министерством в случае выездных проверок не будет. В распоряжении редакции также есть переписка с одной из таких контор. В ней менеджер перечисляет цены на услуги: удостоверение о повышении квалификации по реставрации обойдется в 15 тыс. руб., а диплом по требуемой специальности — 13 тыс. руб.

Схема всегда одна и та же. Посредник предлагает реставрационной организации «урегулировать вопрос» с отсутствием в штате специалистов нужной квалификации и при этом утверждает, что если нагрянет выездная проверка Минкульта, «проблем не будет». При этом посредник ссылается на «административный ресурс»: дескать, не волнуйтесь, у нас в нужных кабинетах в Минкульте все схвачено.

«Квалифицированных реставраторов в стране не так много. Их персональные данные известны и профильным профессиональным объединениям, и Минкульту. Эти люди могут даже не знать, что их имена используют для фиктивного оформления в коммерческих организациях.

Аналогичная мошенническая схема использовалась, к примеру, когда в стране появилось требование к строительным фирмам состоять в саморегулируемых организациях.

Ведь для вхождения в СРО также нужно иметь в штате специалистов с конкретным уровнем квалификации», — отметил сопредседатель регионального штаба ОНФ в Кировской области, председатель правления регионального объединения строителей Дмитрий Сергеев.

Однако в строительстве нашлось очень простое решение. В требованиях к строительным компаниям появилось всего одно новое правило: фирма должна быть членом СРО в том регионе, в котором работает.

— Как только появилась привязка к региону, проблема просто растворилась, — говорит Сергеев. — Профессиональное сообщество изнутри очистило себя от фиктивных фирм.

Правоохранители проверят реставрационную деятельность Минкульта Богу Меркурию на Мясницкой, 8, горе-реставраторы перекроили нос и глаза. Древнеримский покровитель торговли не выдержал такого надругательства и свалился со стены дома.

  1. Жертвы криворуких реставраторов
  2. «МК» собрал самые яркие примеры неудачной реставрации последних лет.
  3. Доходный дом Пантелеймона Бадаева в Санкт-Петербурге

Здание по улице Восстания, 19, известно как «дом печального ангела». После недавней реставрации поводов для печали прибавилось. Реставраторы изуродовали одну из скульптур на фасаде дома — нимфу. Заметили это гиды одной из туристических фирм, которые водят пешие экскурсии по Северной столице.

Главное здание Адмиралтейства

Одна из архитектурных жемчужин города на Неве пострадала от неумелой реставрации в 2011 году. Скульптуры на центральной башне стали похожи на жертв атаки пчелиного роя. У изваяний опухли щеки, губы и уши. А у некоторых внезапно выросли внушительных размеров носы, как у сказочного Пиноккио.

Дом Кузнецова на Мясницкой улице в Москве

Здание, созданное архитектором Федором Шехтелем в XIX веке, чуть было не лишилось одного из главных своих украшений — барельефа с изображением бога Меркурия.

Строители решили примерить на себя роль пластических хирургов: перекроили несчастному божеству разрез глаз, рот и нос. Позже уродливое творение горе-зодчих было снято с фасада дома.

Восстанавливать Меркурия художникам пришлось по архивным изображениям.

Новодевичий монастырь с «евроремонтом»

Самый громкий реставрационный скандал. В 2016 году стены объекта всемирного наследия ЮНЕСКО обросли белым сайдингом. Архитектурный шедевр XVII века постройки, как отмечали градозащитники, превратился в «дешевый магазин».

— На мой взгляд, реставрация проведена абсолютно безграмотно, — делился своими впечатлениями от результатов переделки с «МК» почетный реставратор Москвы Евгений Кокорев.

— Материалы, используемые в реставрации, должны быть аутентичны материалам в основе. Надо было просто заменить кирпич на более прочный. Из-за влажности он бы износился только через пару десятков лет.

А то, что сделали сейчас, извращает весь смысл реставрации — это все равно что при реставрации доспехов использовать консервную банку.

Часовня Николая Чудотворца в Архангельской области

Памятник деревянного зодчества XVIII века стоял в деревне Ракула. Стоял бы себе и дальше, если бы не рьяная инициатива местных жителей. Активисты собрали с неравнодушных граждан деньги и на народные средства провели то, что в их понимании представляет собой реставрация.

Старинное здание просто обшили со всех сторон белоснежным сайдингом, а по низу «украсили» контрастными синими панелями из того же пластика или поликарбоната. А чтобы как-то уравновесить буйство красок, приладили крышу голубого цвета.

Получилось что-то вроде пивного ларька или строительной бытовки.

Доходный дом Тюляевой на Малой Дмитровке

Здание 1910 года постройки до реставрации было выкрашено в бежево-персиковый цвет. Современные зодчие, видимо, захотели сделать дом ближе к природе и перекрасили его в нежно-салатовый.

Арка возле метро «Красные ворота»

Самый свежий пример горе-реставрации. Рабочие обошлись с памятником в лучших традициях «Алисы в Стране чудес», только если там слуги впопыхах перекрашивали красные розы в белые, то тут мастера белые детали арки сделали розовыми. Возможно, перепутали колер или просто решили, что так красивее.

Конечно, не каждая реставрация крупного памятника архитектуры заканчивается провалом. Например, градозащитники наперебой хвалят обновленный «Дом с литераторами» в Плотниковом переулке. Напомним, летом прошлого года от фасада отвалился барельеф с изображением Николая Гоголя.

После этого представители движения «Архнадзор» забили тревогу, и вскоре было принято решение отреставрировать погибающее здание.

Спасать специалистам пришлось не только обветшавшие стены, но и уникальные скульптурные композиции фривольного содержания: фигуры Гоголя, Пушкина и Толстого в окружении муз.

«Еще недавно все это было в ужасающем состоянии. Лепнина частично обвалилась, маскароны у парадного были полностью утрачены. В ходе реставрации все детали были восстановлены. По нынешним временам, на мой взгляд, все очень достойно сделано! Молодцы!» — отметил на своей странице в соцсети москвовед Алексей Дедушкин.

Тем не менее пунктов в «черном списке» явно больше. Общественники всерьез опасаются, что из-за разгула мошенников навести порядок в тонкой сфере реставрации вновь не удастся.

Поэтому ОНФ все результаты своих проверок направил в Генпрокуратуру и Следственный комитет с просьбой проверить законность деятельности таких фирм-посредников и их возможную связь с сотрудниками федеральных министерств.

Культурный шок: Генпрокуратура разворошила либеральный гнойник в минкульте

День ото дня снаряды ложились всё ближе – в декабре уволилось руководство Росгосцирка и Политехнического музея (где в очередной раз не задалось с реконструкцией, хотя деньги, как водится, освоили сполна), а в январе глава правительства уволил замов министра культуры Максима Ксензова и Николая Овсиенко.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:ПУТИН ГОТОВИТ ХОД КОНЁМ, И ЭТО БУДЕТ СЮРПРИЗ ДЛЯ ЛИБЕРАЛОВ

Прокурорскому «нежданчику» предшествовали несколько не то чтобы отчаянно громких, а скорее успешно придушенных в зародыше скандалов. В октябре директор Эрмитажа Михаил Пиотровский во всеуслышание объявил, что в сфере реставрационных работ образовалось «мощное криминальное поле», а Министерство культуры «не справляется».

Все строительные работы, курируемые и оплачиваемые министерством – «практически через одну», – либо негодного качества, либо заканчиваются скандалами и тюремными сроками. Ну да, дело привычное, вон бывший замминистра Пирумов сколько лет ходит под следствием из-за чего-то похожего. Однако скандал ожидаемого продолжения не получил.

А ещё в январе Минкульт проверял закупки в Третьяковке за последние два года. Слухи на эту тему ходили такие, что впору было предвкушать чуть ли не массовые расстрелы за подлог и самоуправство.

Тем не менее обошлось увольнением одного безымянного сотрудника (нашли крайнего?) и смутной констатацией в ответ на запрос ТАСС – «по итогам проверки были установлены нарушения» и «к трём должностным лицам применены дисциплинарные взыскания». И – тишина.

Читайте также:  Опрос ВЦИОМ: вкладывать деньги лучше в недвижимость

Наконец, пару недель назад в ходе судебного разбирательства в Новгородском районном суде всплыли факты злоупотреблений в подведомственном Минкульту Новгородском музее-заповеднике.

Бывшая сотрудница министерства Анна Никитцова решилась озвучить версию, что «часть денег (на реконструкцию) в качестве откатов получали оба замминистра, Ярилова и Манилова», а «в схеме принимала непосредственное участие» замдиректора департамента приоритетных проектов Министерства культуры РФ Жанна Алексеева. Согласитесь, у прокуроров имелись веские основания, чтобы как следует проникнуться актуальными культурными тенденциями.

Что ищут?

В первую очередь проверяют показания Ирины Ходжаевой, обвиняемой в финансовых махинациях сотрудницы Новгородского музея-заповедника. Суммы там фигурируют не так чтобы очень большие – всего с десяток миллионов руб­лей, но сам по себе случай показательный.

Ведь ниточки ведут прямиком в федеральное ведомство, к высокопоставленным функционерам Министерства культуры. Схемы, как установили следственные органы, были в общем-то примитивными – Минкульт направлял субсидии «очагам культуры» (клубу исторических реконструкций «Змей Горыныч», ассоциации возрождения культурных ценностей «Скрижаль» и др.

), а подсудимая Ходжаева, по версии следствия, уводила эти средства на счета фиктивных организаций.

Не менее печальной нижегородской истории прокурорских взволновала ситуация во МХАТе имени Горького – откуда не так давно выжили многолетнюю руководительницу, народную артистку СССР Татьяну Доронину. Под Новый год театр проверяла комиссия Минкультуры. Проверка была комплексная, нарушений выявили, по признанию худрука Эдуарда Боякова, немало – «40 замечаний».

«Но в скором времени экономисты смогут устранить все недочёты, – пояснял он. – Из 40 замечаний осталось уже около 20». Однако, как выяснилось, всё далеко не так оптимистично.

Вероятно, так и не сумев достучаться до Боякова, чтобы в привычном ведомственном режиме придушить конфликт в зародыше (как в Третьяковке), Минкульт направил результаты проверки в Генпрокуратуру. «Я не готов пугаться на эту тему, – бравировал Бояков, вероятно, не подозревая, насколько далеко дело может зайти. – Мне это кажется чисто процессуальным моментом».

Но у надзорного ведомства на сей счёт иное мнение. Театр не выполняет госзадания и, что ещё хуже, не возвращает деньги, отпущенные на их выполнение. А это десятки, если не сотни миллионов рублей.

Что уже нашли?

С первых же дней проверки прокурорские наткнулись на удивительную цепочку, на одном конце которой – департамент информационного и цифрового развития Минкульта в виде подрядчика. Департамент ставит задачу исполнителю – за 2,5 месяца нужно объехать 40 российских регионов и отснять там экспонаты 64 музеев – более 3 тыс. единиц.

Затем эти съёмки нужно будет преобразовать в 64 проморолика (по числу музеев), дополнить их аудиогидами на русском и английском языках и вдобавок «провести научную экспертизу контента». Плюс надо использовать технологию дополненной реальности. Всего таких контрактов пять, их общая стоимость – около 100 млн рублей. Деньги, в общем, неплохие, но и работа хлопотная, к тому же – цейтнот.

В общем, ажиотажа среди соискателей предложение не вызвало. Видимо, на том и строился расчёт. Догадка такая, что в итоге контракты, засвеченные, как положено, на сайте госуслуг, разыграют «свои».

Дело в том, что контракт при ближайшем рассмотрении оговаривал: основную работу по съёмке и оцифровке музеи сделают сами, совершенно бесплатно! Другими словами, около 100 млн – стоимость администрирования: загрузка фото и видео на специальную платформу.

Без особых выездов в регионы! Вот это малина! И теперь проверяющие разбираются, во-первых, с теми, кто заполучил столь жирные контракты, а во-вторых, с подрядчиками, предлагавшими такие деньжищи за смешную работу. Это, так сказать, первая находка. Можно, конечно, предположить, что Минкульт здесь как бы и не при делах, но выглядит такое предположение уж слишком наивно. Дело за малым – разговорить исполнителей.

Вторую немаловажную находку следователи наотрез отказываются комментировать, но кое-какая информация о ней всё-таки стала известна. В ноябре в Государственной Треть­яковской галерее под управлением Зельфиры Трегуловой проводился тендер на организацию четырёх кафетериев. Цена вопроса – 250 млн рублей.

Конкурс длился всего две минуты – как следовало из данных журнала событий на сайте, извещение было размещено 7 ноября в 13.57, а в 13.59 появилось сообщение «Размещение завершено». Хотя по закону на такую процедуру отводится не менее 30 дней. И это только начало, ведь знатоки положения дел в Третьяковке намекают: мол, настоящий скандал разразится, когда проверят запасники.

Говорят, там много чего можно найти, хотя точнее сказать – не найти.

Чего нипочём не найдут

Под самый Новый год уволился по собственному желанию гендиректор Росгосцирка Владимир Шемякин. А в феврале Минкульт озвучил имя его сменщика – им оказался… Сергей Беляков.

Тот самый Беляков, который уже как-то руководил Росгосцирком и о котором издание Life сообщало: «Кроме поддельного диплома о высшем образовании на репутации Белякова есть пятна и пожирнее. Против него как директора Удмуртского госцирка в 2011 году ФСБ (!) возбудила дело по эпизодам вывода 120 млн рублей».

Ничего себе, нашлась замена Шемякину! Поговаривают, что министр Ольга Любимова, подписавшая назначение, как бы просто не в курсе, кому она подмахнула бумаги. Поверить в это довольно сложно, ибо Любимова дружна с интернетом. А о художествах Белякова написано немало.

В плане проверок Минкульта на 2021 год первым номером значился Росгосцирк, и, вероятно, по этой причине Шемякин столь скоро ретировался восвояси.

С Росгосцирком вообще всё непросто – за последние 14 лет там сменилось 8 генеральных директоров (а Беляков во втором пришествии, выходит, девятый, если считать его оба раза, хотя в свой первый приход он, кажется, был и.о.). Ходит такой слушок, что условием своего возвращения «специалист» Беляков поставил отмену плановой министерской проверки, а Любимова якобы посулила ему год спокойной жизни. Но одно дело – плановая ведомственная проверка, а вот насколько ей удастся блокировать рвение прокуроров во исполнение своего посула, поглядим.

Хотя едва ли возвращение Белякова что-то принципиально изменит в шапито с клоунадой, именуемом Росгосцирком. Как-то Счётная палата, видимо от скуки, проверила эту, как бы помягче выразиться, контору. Цитаты из отчёта стоят того, чтобы их привести.

«На создание 189 цирковых произведений за счёт бюджета Росгосцирк израсходовал 114 млн рублей (по полмиллиона за цирковой номер – недурно! – Ред.)».

«При этом созданные номера как объекты интеллектуальной собственности не оформлялись и в бухгалтерской отчётности Росгосцирка не отражались».

И хотя сотни миллионов на поддержку цирков в глубинке Росгосцирк осваивал сполна, «проверка показала, что в 43 регионах стационарные цирки (на которые отпускаются бюджетные деньги. – Ред.) отсутствуют» вовсе. «А из 28 передвижных шапито действуют 10, причём передвижные из них только 5». Это же именины сердца, а не цирк!

В этом году из бюджета Минкульту отсыпали 142,2 млрд рублей «для дальнейшего распределения», отмечается в материалах Федерального казначейства. Это немало. Обычно в год на госзакупки министерство расходует где-то 20 млрд, остальное рассасывается в рамках программ поддержки объектов культуры, их реставрации и ремонта, разнообразных творческих грантов и т.д.

Внятной информации, на что именно тратятся эти средства, от министерства добиться невозможно. Невразумительные, ничего не объясняющие отписки, и только. Специалисты же бьют тревогу – в регионах нет средств на охрану музейных запасников. Нередко бывает, что их попросту растаскивают. В общем, прокурорам есть что проверить, и наверняка у них будет чему ужаснуться.

Остаётся непраздный вопрос: чьи, собственно, нарушения стремится выявить Генпрокуратура в первую очередь? То ли бывшего главы министерства, Владимира Мединского (в бытность которого и случилась немалая часть расследуемых эпизодов), то ли его сменщицы, Ольги Любимовой, заступившей на пост всего год назад?

Тем временем

Высший земельный суд Вены подтвердил решение нижестоящей инстанции об экстрадиции в Россию бывшего директора департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкультуры РФ Бориса Мазо. Экс-чиновник отправлен под стражу для дальнейшей выдачи Москве.

По словам адвоката, его подзащитный весьма огорчён таким поворотом событий. Впрочем, последнее слово остаётся за министром юстиции Австрии. На родине Мазо обвиняется в хищении 450 млн рублей при строительстве комплекса зданий Эрмитажа.

По версии следствия, махинации с бюджетными деньгами провернуло преступное сообщество, в которое также входил тогдашний замминистра культуры Григорий Пирумов.

  • СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:ПЛАН ПУТИНА СРАБОТАЛ: ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:ВАЖНЫЙ ХОД МИШУСТИНА: ВСЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ РОССИИ ЖДУТ СЕРЬЕЗНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях. 
Читайте также:  За полгода в России обанкротилось 1,6 тысячи застройщиков

Онф попросил генпрокуратуру и ск проверить мошеннические схемы выдачи лицензий на реставрационную деятельность

Москва, 12.10.18 (ИА «Телеинформ»), – В Общероссийский народный фронт (ОНФ) приходят сообщения из регионов о махинациях с выдачей лицензий Министерства культуры РФ на реставрационную деятельность. До 26 октября все организации, которые имели прежде бессрочную лицензию, должны ее переоформить, сообщает пресс-служба ОНФ.

Предполагалось, что соблюдение этого требования очистит рынок от неквалифицированных подрядчиков. Вместо этого появились фирмы, предлагающие всем желающим «оформить лицензию недорого» и утверждающие, что с проверками из Минкульта «проблем не будет». ОНФ обратился в Генпрокуратуру и Следственный комитет РФ с просьбой разобраться с этими мошенническими механизмами.

Осенью 2017 года вступили в силу изменения в положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия народов РФ, которые утвердило правительство РФ. По этому документу все обладатели бессрочной лицензии Министерства культуры РФ на реставрационную деятельность должны были переоформить ее до 26 октября 2018 года.

В ходе совещаний, которые Народный фронт провел в нескольких регионах, эксперты-реставраторы объясняли эту внезапно возникшую необходимость коррупционным скандалом в Министерстве культуры РФ – так называемым «делом реставраторов», который разгорелся в 2016 году. Тогда на скамье подсудимых оказался заместитель министра культуры РФ. Чиновника признали виновным в хищении более 164 млн руб. при реставрации архитектурных памятников.

«Наши эксперты отмечают, что прежние бессрочные лицензии на реставрационную деятельность получили буквально все кому не лень. В том числе фирмы, которые не имеют ни нужного опыта работы, ни квалифицированных кадров.

Переоформление лицензий должно было очистить рынок от таких компаний, но, по оценкам самих реставраторов, этого опять не произошло», – сообщил эксперт Общероссийского народного фронта Павел Жбанов.

В начале этого года число выданных лицензий на реставрацию достигало пяти тысяч. Все они должны быть переоформлены, если организация планирует продолжать заниматься этой деятельностью.

Но новые лицензионные требования оказались более строгими и требуют от фирмы-соискателя, чтобы она не только предоставила копии дипломов сотрудников и документов об уровне их квалификации, но и подтвердила стаж их работы с в сфере реставрации, соблюла ряд других требований.

Новым правилам соответствуют далеко не все организации. Но тут им на помощь пришли некие фирмы, которые открыто предлагают оформить лицензию «без проблем и недорого». Чтобы убедится в этом, достаточно набрать соответствующий поисковый запрос в интернете.

В распоряжении ОНФ имеется переписка с одной из таких предприимчивых фирм, а также официальный прайс-лист на ее услуги. Так, получить лицензию с фиктивно оформленными специалистами обойдется примерно в 300 тыс. руб. Удостоверение о повышении квалификации по реставрации обойдется в 15 тыс. руб., а диплом по требуемой специальности – 13 тыс. руб.

Схема всегда одна и та же. Посредник предлагает реставрационной организации «урегулировать вопрос» с отсутствием в штате специалистов нужной квалификации и при этом утверждает, что, если нагрянет выездная проверка Минкульта, «проблем не будет». При этом посредник ссылается на «административный ресурс», благодаря которому лицензия будет переоформлена «без проблем».

«Квалифицированных реставраторов в стране не так много. Их персональные данные известны и профильным профессиональным объединениям, и Минкульту. Эти люди могут даже не знать, что их имена используют для фиктивного оформления в коммерческих организациях.

Аналогичная мошенническая схема использовалась, к примеру, когда в стране появилось требование к строительным фирмам состоять в саморегулируемых организациях.

Ведь для вхождения в СРО также нужно иметь в штате специалистов с конкретным уровнем квалификации», – отметил сопредседатель регионального штаба ОНФ в Кировской области, председатель правления регионального объединения строителей Дмитрий Сергеев.

Всю информацию Общероссийский народный фронт направил в Следственный комитет и Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить законность деятельности таких фирм-посредников и их возможную связь с сотрудниками федеральных министерств, сообщает пресс-служба ОНФ.

Тэги:

Контроль Минкульта над лицензиатами: виды проверок и их цели

Для большинства представителей строительной сферы деятельности хорошо известен тот факт, что одной из самых высоких прерогатив отрасли является допуск на проведение реставрационных работ, направленных на сохранение объектов исторического и культурного наследия.

Данная деятельность осуществляется при наличии у исполнителя такого документа как лицензия на реставрацию. В связи с высокой ответственностью за выполнение подобного вида работ, контроль над ними, равно как и выдача лицензии осуществляется непосредственно министерством культуры РФ.

При этом все ключевые положения о требованиях к лицензиатам, порядке лицензирования и других пунктах, связанных с ним, изложены в ФЗ №№ 73 и 99, а также в ряде правительственных постановлений и приказов.

Одним из важных моментов, устанавливающих полномочия сторон в процедуре лицензирования и осуществления деятельности по сохранению объектов культурного наследия являются вопросы контроля регулирующего органа (Минкульта) над лицензиатами.

Согласно установленным правилам, этот контроль осуществляется посредством различных видов проверок Минкульта, о которых и пойдет речь далее.

Виды контролирующих действий Минкульта

Порядок проверок физических и юридических лиц, выполняющих реставрационные работы по сохранению объектов исторического и культурного наследия, а также претендующих на получение такого права, предусматривает три вида проверок регулирующего органа, а именно:

1) Документальная проверка. Эта категория является внеплановой, и ее проведение необходимо в случаях получения или переоформления лицензии Минкульта.

Документальная проверка осуществляется с органом прокуратуры на основании подачи заявления на оформление/переоформление лицензии. Она является не выездной и заключается в сверке полученных документов с установленными нормативами на соответствие. 2) Выездная внеплановая проверка.

Данный тип, также как и предыдущий, осуществляется совместно с органом прокуратуры.

Эта проверка проводится без согласования и основанием для ее проведения может быть заявление на оформление/переоформление лицензии на реставрацию, окончание срока действия судебного предписания, поступление в Минкультуры сигналов о нарушении со стороны лицензиата, либо ходатайство самого лицензиата по поводу досрочного устранения выявленных ранее нарушений.

3) Выездная плановая проверка. Эта категория проверок является регламентированной и проводится без представителей прокуратуры.

При отсутствии дополнительного регламента, стандартные сроки таких проверок составляют один год после получения/переоформления лицензии на реставрацию, а также каждые три года после проведения первой плановой проверки.

Минкульт назвал успешной реставрационную деятельность задержанного замминистра

Реставрация еще одного знаменитого объекта — Государственного Эрмитажа – представляет интерес для ФСБ в рамках расследования уголовного дела о хищении госсредств.

Реставрация еще одного знаменитого объекта — Государственного Эрмитажа – представляет интерес для ФСБ в рамках расследования уголовного дела о хищении госсредств.

Оно расследуется по статье УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере». Как сообщил источник «Интерфакса», «речь идет о миллионах, точная сумма будет установлена позднее».

В причастности к этому делу подозреваются несколько высокопоставленных чиновников Минкультуры РФ и предпринимателей. Ранее сообщалось о задержании 15 марта замминистра культуры Григория Пирумова, директора департамента управления имуществом и инвестиционной политики министерства культуры Бориса Мазо и его заместителя Вадима Мурадяна.

Пресс-секретарь премьер-министра России Наталья Тимакова сообщила, что Дмитрию Медведеву о готовящихся задержаниях представителей руководства Минкульта, как это и положено, было доложено заранее.

При этом источник ТАСС в Министерстве культуры рассказал, что следователей интересуют дела, связанные, в частности, с реставрацией Новодевичьего монастыря и Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря в Москве.

«Это то, что написано в предписании следствия как основание для возбуждения уголовного дела. Кроме того, следствие интересуют реставрации драмтеатра в Пскове, Изборской крепости под Псковом, Эрмитажа в Санкт-Петербурге», — пояснил источник.

Ранее сообщалось об обысках и изъятии документации, которую проводят сотрудники ФСБ по месту жительства и работы подозреваемых.

Так, сотрудники ФСБ провели обыски в администрации Псковской области, связанные с возможными злоупотреблениями при проведении реставрационных работ на объектах Минкультуры РФ в этом регионе. Об этом сообщил замруководителя аппарата администрации Псковской области Михаил Дьяков.

По его словам, власти региона взаимодействуют со следствием и предоставляют любые интересующие следствие документы и информацию.

На реставрацию Изборской крепости к 1150-летию ее основания в 2012 году из федерального бюджета было выделено 330 миллионов рублей. Работы сопровождались скандалами, в том числе об использовании подрядчиком (компанией «БалтСтрой») труда неквалифицированных мигрантов.

В мае 2013 года губернатор Андрей Турчак приостановил финансирование проекта реставрации из-за многочисленных нарушений и в связи с уголовным делом, возбужденным региональным управлением СК по факту хищений на 60 миллионов рублей.

Сообщается, что министр культуры Владимир Мединский проинформирован об этих мероприятиях и контактирует с руководством ФСБ.

При этом пресс-служба ведомства сообщила РИА Новости, что по уголовному делу о хищении госсредств Минкультуры РФ инициировало внутреннюю проверку. Параллельно там отмечают «существенные успехи реставрационной отрасли под руководством заместителя министра Григория Пирумова».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector