Отопление отрезали, а счета продолжают приходить. что делать?

Взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги – неотъемлемая часть работы управляющих организаций. Однако во всех нюансах взыскания долгов разобраться нелегко. Сегодня вы узнаете, как УО работать с задолженностью собственников, которые самовольно срезают в своих квартирах радиаторы отопления и не оплачивают соответствующую коммунальную услугу.

Отопление отрезали, а счета продолжают приходить. Что делать?Ведение УО претензионно-исковой работы как требование ПП РФ № 416

Самовольно срезанный радиатор – не повод не платить за отопление

Рассмотрим довольно распространённую ситуацию: управляющая организация ежемесячно и своевременно направляет собственнику помещения в МКД квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Житель оплачивает оказанные услуги не в полном объёме. Причина выборочной оплаты счетов – самовольно срезанные радиаторы отопления.

Собственник помещения считает, что если радиаторами в своей квартире он не пользуется, то и нести бремя оплаты за поставку тепла не обязан.

Вместе с тем, собственник, в квартире которого радиатор был демонтирован, не обращался в управляющую организацию с претензиями по качеству, количеству или объёму поставленных коммунальных ресурсов и оказанных услуг. Потребитель решил, что в его ситуации правильным будет выборочно вносить плату за те услуги, которыми он пользуется.

Порядок расчётов за поставленные коммунальные ресурсы установлен постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ. Дифференцированного подхода к расчёту платы за отопление в разных помещениях одного МКД указанные нормы законодательства не предусматривают и не допускают.

Отопление отрезали, а счета продолжают приходить. Что делать?Взыскание долгов за ЖКУ с собственника и членов его семьи

Досудебное урегулирование спора

Первое, что должна сделать управляющая организация в такой ситуации – соблюсти досудебный порядок и направить собственнику помещения в МКД претензию с требованием погасить задолженность.

Претензия должна содержать не только требование и сумму долга. Кроме этого управляющей организации необходимо:

  • обосновать законность своего требования;
  • постараться донести до должника, что неоплата выставляемых управляющей организацией счетов усугубляет его положение, поскольку законом предусмотрено начисление пеней за просрочку платежа (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ).
  • Должник может отреагировать на полученное требование по-разному: проигнорировать или написать гневное возражение, в котором будет ссылаться на то, что радиаторы отопления в его помещении отсутствуют, значит, платить за эту услугу он не обязан.
  • Рекомендуем ещё на стадии досудебного урегулирования конфликта предложить должнику провести совместное с УО обследование его помещения с использованием специальных приборов для установления температуры внутри и составить соответствующий акт, который УО сможет приложить к исковому заявлению как дополнительное доказательство.
  • Если собственник согласится на обследование, замерьте следующие параметры:
  • температура наружного воздуха;
  • температура наружной стены, примыкающей к помещению с внешней стороны;
  • температура воздуха внутри помещения.

Дополнительно в акт можно включить и другие параметры. Например, установлены и используются ли в помещении электрические обогреватели, находятся ли в помещении иные электроприборы с теплоотдачей.

Если урегулировать конфликт мирно не удалось и собственник отказывается заплатить начисленную управляющей организацией сумму, взыскать оплату коммунальной услуги придётся через суд.

Отопление отрезали, а счета продолжают приходить. Что делать?Методы работы с должниками за жилищно-коммунальные услуги

Особенности потребления теплоэнергии в МКД

Обосновывая свои требования, управляющая организация должна понимать, что отопление – это особый вид коммунальной услуги.

Если вода потребляется из водопроводного крана, водоснабжение потребляется в точках водоразбора (водопроводные краны), электроэнергия в точках подключения электроприборов, тогда теплоотдача в атмосферу отапливаемых помещений от теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, происходит не только от радиаторов отопления.

Теплоэнергия передаётся в отапливаемые помещения за счёт теплопроводности, излучения и конвекции, и распространяется тепло не только от радиаторов, но и от прочих элементов системы отопления: трубопроводы, стояки, лежаки и т.п.

Тела, предметы, воздух, получив теплоэнергию от теплоносителя, в свою очередь передают тепло другим телам и предметам, а нагретые воздушные массы переносят тепло в другие участки пространства.

В соответствии с законами физики тепло передается от более нагретых тел к менее нагретым, и теплоэнергия, содержащаяся в воздухе, в элементах интерьера помещения, передаётся в том числе и в соседние помещения через стены.

Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 13.08.20016 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется и для индивидуального потребления, и для расходования на общедомовые нужды.

С учётом таких особенностей коммунальной услуги по отоплению многоквартирный дом признаётся единым теплотехническим объектом. Жилищным законодательством РФ установлено, что вся тепловая энергия, поступившая в МКД, распределяется среди помещений МКД пропорционально их площади.

Таким образом, самовольный перевод на автономное отопление отдельного помещения в многоквартирном доме приводит к изменению теплового баланса дома и нарушению работы инженерной системы.

Самовольный демонтаж приборов отопления в отдельном помещении не свидетельствует, что тепловая энергия не потребляется, поскольку энергия передаётся в дом, где распределяется через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая весь дом, через ограждающие конструкции смежных помещений. При этом температура воздуха в смежных помещениях понижается. Система центрального отопления не только греет воздух в помещении, но и частично передает тепло конструктивным, несущим и ограждающим элементам помещения, предупреждая его ускоренное разрушение от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Отопление отрезали, а счета продолжают приходить. Что делать?Как заверять приложения к иску о взыскании задолженности за ЖКУ

Подготовка и подача искового заявления в суд

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в установленном ПП РФ от 06.05.2011 № 354 порядке.

Применять расчётные формулы необходимо как для жилых, так и для нежилых помещений многоквартирного дома, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений.

На эти формулы не может повлиять отсутствие обогревающих элементов в помещениях, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, если в доме центральное отопление (письмо Минстроя РФ от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04, п. п. 42.1, 43 ПП РФ № 354).

Внутридомовая система отопления строится таким образом, чтобы обеспечить нормативную температуру воздуха всех помещений дома.

Законны ли счета за отключенное отопление | Нянькин и партнёры

Отопление отрезали, а счета продолжают приходить. Что делать?

Вопрос от читателя портала Домофонд: Отопление обрезали в 2012 году, но мне до сих пор идут квитки, потому что у меня нет акта об отключении отопления. Приставы забирают все инвалидные деньги (я инвалид II группы). Что мне делать?

Отвечает старший партнер Адвокатского бюро “Нянькин и партнёры” Алексей Нянькин. Читайте на портале Домофонд от 12 января 2018 года.

Согласно ст.153 ч.1 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить платежи за жилое помещение и коммунальные услуги. В ч. 5 cт. 153 ЖК РФ указано, что обязательство по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности и на жилое помещение.

Между потребителем и снабжающей организацией существует публичный договор снабжения тепловой энергией, не требующий специальной письменной формы. Данный договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (ч. 1 ст. 540 ГК РФ).

Демонтаж приборов отопления в квартире, расположенной в многоквартирном доме, не свидетельствует о том, что тепловая энергия ответчиками не потреблялась, поскольку энергия передавалась в дом, где распределялась через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым, отапливая весь дом.

Таким образом, если отопление отключено в квартире в многоквартирном доме, обязанность по уплате за тепловую энергию сохраняется.

Если речь идет об индивидуальном жилом доме, то необходимо исходить из того, что явилось основанием отключения отопления. Если отопление отключено в связи с переоборудованием системы отопления на альтернативные источники, то такое отключение является переустройством жилого помещения.

Согласно п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу №170 от 27.09.

2003 года, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Переустройство жилого помещения должно производиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ст.ст. 25 ч. 1, 26 ч. 1 Жилищного кодекса РФ).

Читайте также:  5 советов дизайнера, как обставить маленькую кухню

Если такое решение отсутствует, то в силу ст. 29 ЖК РФ собственник несет за это негативные последствия в соответствии с действующим законодательством.

Следовательно, если отключение отопления производилось при отсутствии решения органа местного самоуправления о переустройстве, без составления Акта об отключении отопления, то и оснований для перерасчета начисленной платы за отопление нет, а у Вас как собственника жилого помещения сохраняется обязанность нести бремя уплаты платежей за тепловую энергию.

В случае, если отопление было отключено из-за аварийного режима работы системы отопления уполномоченными службами теплоснабжающей организации, а у Вас отсутствует акт, который должен был быть составлен в 2012 г.

, обратитесь к поставщику теплоэнергии за копией акта, после чего заявите о перерасчете начисленной платы с учетом положений ст. 539 и 544 ГК РФ.

Системное толкование названных норм позволяет утверждать, что плата оказанных услуг должна производится за фактически принятый абонентом объем услуг.

Согласно п.51 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, потребитель может быть полностью освобожден от оплаты коммунальных услуг за период не предоставления коммунальных услуг.

Что касается вопроса об удержании всех сумм, поступающих Вам в качестве пенсии по инвалидности, то такие действия судебных приставов не могут быть признаны законными.

Удерживать денежные средства могут как из страховой пенсии, так и из выплат по государственному обеспечению (в том числе и социальных). Также приставы могут снять деньги с накопительной пенсии. Снятие средств может производиться с любого вида пенсий, в том числе и с выплат по инвалидности. Ст.

101 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 г.

«Об исполнительном производстве» определяет круг доходов, с которых взыскание средств не может производиться (средства, выплачиваемые пенсионеру в качестве возмещения вреда, причиненного его здоровью или в связи со смертью кормильца, детские пособия и средства материнского капитала и пр.).

Пенсионные выплаты к ним не относятся. В соответствии с п. 3 статьи 29 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года с пенсии гражданина может быть удержано не более 50% от размера пенсионных выплат. Таким образом, правомерным было бы удержание приставами с Вашей пенсии задолженности в размере не более 50% от начисленной пенсии.

Следует отметить, что размер удержаний может быть уменьшен. Однако на это должны быть документально подтвержденные обстоятельства.

Например, сложная жизненная ситуация, в которой пенсионер кроме пенсионных выплат не имеет иных источников средств к существованию.

В данной ситуации гражданин имеет право снизить размер установленного ежемесячного удержания до 30% или даже до 25% от размера пенсии.

С учетом изложенного, можно предложить обратиться в службу судебных приставов с заявлением о том, что удержания производятся из пенсии по инвалидности, после чего размер удержаний будет составлять не более 50% от суммы пенсии.

Также можно заявить ходатайство в адрес руководителя отдела судебных приставов о снижении размера удержаний до 25% с изложением мотивов (сослаться на тяжелую жизненную ситуацию, иные, заслуживающие внимание обстоятельства).

Когда собственник квартиры имеет право не оплачивать отопление и полный список оснований

Основной вопрос осени – когда же дадут отопление в квартире? И нельзя не признать тот факт, что нередко счета на оплату тепла к нам приходят быстрее, чем само отопление. Так происходит часто, но нужно ли их оплачивать? В законодательстве имеется ряд оснований, при наличии которых собственник имеет право не платить за снабжение теплом.

Отопление отрезали, а счета продолжают приходить. Что делать?

Когда владелец квартиры отключается от центрального отопления, переходит на индивидуальное, появляется вопрос – как осуществляется оплата?

Есть ряд судебных решений, которые придерживаются позиции, что переход на персонифицированное снабжение теплом не освобождает собственника квартиры от оплаты центрального отопления. В нормативных актах отсутствует особый порядок расчета платы при индивидуальном отоплении.

Но арбитражные суды неоднократно указывали, что собственник может не платить за отопление, если в его квартире отсутствуют отопительные приборы, подключенные к центральной системе.

Поэтому имеется хороший шанс избавиться от лишних платежей, если квартира не подключена к центральному отоплению. Ведь согласно законодательству, владелец жилья платит только за объем фактически потребленного ресурса (статья 544 Гражданского кодекса России).

За общедомовое теплоснабжение платить придется в любом случае, даже при наличии индивидуального отопления в квартире.

Несвоевременная услуга

Жильцы многоэтажных домов, как и другие потребители, могут не платить за коммунальные услуги, которые они не получают. Основание – правила оказания КУ от 06.05.2011 года под номером 354.

Эти правила предоставляют четкие сроки теплоснабжения:

  1. Отопительный сезон начинается с момента, когда температурный режим воздуха (среднесуточный) стабильно держится на отметке + 8 градусов – в течение 5 дней подряд.
  2. И со дня, когда среднесуточная температура стала превышать + 8 градусов (5 дней подряд).

Нарушение сроков «запуска» отопительного сезона дает собственникам право требовать уменьшения платы пропорционально времени задержки.

Перерасчет платы осуществляется в таких ситуациях:

  • в доме отсутствует общедомовой счетчик теплоснабжения;
  • имеется общедомовой счетчик, но в квартире отсутствуют персонифицированные радиаторы отопления.

Чтобы получить перерасчет, требуется документально зафиксировать отсутствие тепла на момент «запуска» отопления – подают заявку в УК о составлении акта.

Услуга оказывается некачественно

Нередко бывает – вроде горячую воду в батареи пустили, но в жилом помещении от этого теплее не стало. Собственники квартир должны платить за услуги только соответствующего качества.

Услуга признается качественной, если она соответствует таким требованиям:

  1. В отопительный сезон в квартире выявляется должный температурный режим воздуха:
  • не меньше + 18 °C (допустимо + 22, а ночью снижение до + 15);
  • в угловом помещении, где минимум две стены предстают наружными стенами многоэтажного дома, температура от + 20 °C (допустимо + 24, а ночью до + 17);
  • если на улице в течение пяти дней — 31 °C, то к указанным показателям прибавляют + 2 °C.

Днем с 05:00 до 00:00 часов понижение установленных действующих нормативов теплоснабжения запрещено.

  1. Непрерывная поставка тепла в жилые помещения. Перерывы допускаются только в малый срок:
  • в течение одного месяца 24 часа в совокупности;
  • единоразовое отключение тепла на время до 16 часов подряд (если температурный режим в квартире не меньше + 12 °C), 8 часов подряд (когда температура колеблется + 10 до + 12 градусов), 4 часа подряд (если температура варьируется от + 8 до + 10 °C).
  1. Во внутридомной отопительной системе постоянно поддерживается требуемое давление;
  • 0,6 МПа – если чугунные батареи;
  • 0,1 МПа – другие батареи.

Давление в трубах нужно поддерживать в установленных рамках, чтобы обеспечивалась полная наполняемость отопительных приспособлений. Если имеются отступления от указанных нормативов, то жилец имеет право требовать снижения платы за отопление.

(1 оценок) Загрузка…

Рекомендуем к прочтению:

Кс признал неконституционной обязанность оплачивать отопление помещений без батарей в мкд

В Постановлении № 16-П от 27 апреля 2021 г. Конституционный Суд проверил на соответствие Конституции положения, предусматривающие оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной жильцам МКД на общедомовые нужды.

История спора

Валентина Шестерикова проживает в многоквартирном доме, который подключен к системе централизованного теплоснабжения, но при этом большая часть жилых помещений (в том числе квартира женщины) и часть нежилых помещений по согласованию с администрацией муниципального образования переведены на автономное отопление за счет индивидуальных источников энергии (газовых котлов). В этих помещениях произведен демонтаж радиаторов и осуществлена теплоизоляция стояков отопления.

С 2018 г. собственникам помещений, которые используют газовые котлы, начисляется плата за отопление мест общего пользования исходя из показаний общедомового прибора учета. Одна из жильцов дома П.

обратилась в суд в интересах всех собственников жилых помещений с иском к теплоснабжающей организации о признании действительным одностороннего отказа этих лиц от исполнения публичного договора теплоснабжения, о возложении на ответчика обязанности аннулировать соответствующие лицевые счета и произведенные по ним начисления.

Заключением судебной строительно-технической экспертизы было установлено, что места общего пользования не имеют отопительных приборов и трубопроводов системы отопления и не обладают признаками отапливаемых помещений. Инженерные сети теплоснабжения, размещенные в подвале, не обладают признаками теплопотребляющих устройств, используемых для предоставления коммунальной услуги.

Отказывая в иске, суды исходили, в частности, из того, что законом не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений, имеющих автономную систему отопления, от оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды.

Валентина Шестерикова обратилась в Конституционный Суд. Она посчитала, что абз. 3 п. 42.1 и п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции.

Читайте также:  Проживание в отелях петербурга станет на 15-40% дороже для иностранцев

Также она оспорила формулу 3 приложения № 2 к Правилам, определяющую размер платы за коммунальную услугу по отоплению в конкретном помещении в многоквартирном доме, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета.

По мнению Валентины Шестериковой, оспариваемые нормативные положения обязывают собственников, которые используют газовые котлы, нести расходы, связанные с потреблением тепловой энергии, в целях содержания общего имущества МКД, хотя места общего пользования не имеют отопительных приборов и иных элементов системы отопления, тем самым понуждая этих лиц оплачивать фактически не оказанную им услугу.

КС проанализировал существующий порядок оплаты отопления

Изучив материалы дела, Конституционный Суд указал, что из представленных судебных постановлений следует, что п.

44 и 45 Правил непосредственно не применялись судами при рассмотрении дела, поскольку соответствующие правовые нормы регулируют отношения, связанные с исчислением размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, за исключением отопления. Поэтому КС прекратил производство по жалобе в этой в части.

В то же время Суд заметил, что хотя абз. 3 п. 42.

1 Правил и находящаяся с ним во взаимосвязи формула 3 приложения № 2 к Правилам и не были непосредственно упомянуты в судебных постановлениях, тем не менее они – наряду с иными правовыми нормами – фактически были положены в основу вывода судов об обязанности собственников вносить плату за коммунальную услугу исходя из показаний общедомового прибора учета. С учетом этого оснований полагать, что оспариваемые положения абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам не применялись в деле Шестериковой, нет, решил КС.

Он указал, что данные положения являются предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании разрешается вопрос об оплате коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями жилых помещений МКД, которые переведены на отопление с использованием индивидуальных источников, при отсутствии непосредственно в помещениях общего пользования дома отопительных приборов.

Как отметил Суд, предусмотренный абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы за отопление основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии, определенного на основании показаний общедомового прибора учета, пропорционально площади конкретного помещения. Правовое регулирование предполагает, что плата за отопление включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества.

В то же время, указал КС, данный порядок учитывает и возможность существования в доме одного или нескольких помещений, в которых установлен индивидуальный источник тепловой энергии.

В силу этого подлежащая внесению жильцами плата фактически исчисляется лишь исходя из приходящейся на помещение доли от общего объема тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества, на основании показаний общедомового прибора учета.

В Госдуму внесен законопроект, изменяющий порядок учета потребления тепла в многоквартирных домахРанее Конституционный Суд признал соответствующую норму Жилищного кодекса неконституционной, поскольку она не разделяет показания общедомовых и индивидуальных приборов учета

Суд сослался на свое Постановление от 20 декабря 2018 г. № 46-П и подчеркнул: сама по себе установка индивидуального источника тепловой энергии и его использование не могут служить достаточными основаниями для полного освобождения жильца от обязанности оплачивать коммунальную услугу в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.

Данная правовая позиция, заметил КС, основывается на том, что переход отдельных помещений на автономное отопление не влечет за собой реконструкцию внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям, тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома. Это обусловливает обязанность жильцов оплачивать ЖКУ вне зависимости от того, каким образом отапливаются помещения, посчитал Суд. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги допускается при отключении от централизованной системы отопления МКД в целом, а не отдельных его помещений.

КС отметил: поскольку схема теплоснабжения МКД и разводка внутридомовой системы отопления, как правило, предполагают прохождение через общие конструкции дома элементов внутридомовой системы отопления, от которых возможна передача тепла в том числе в граничащие с этими конструкциями помещения, то тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, не только потребляется помещениями, которые отапливаются централизованно, но и фактически используется на общедомовые нужды. При этом объем тепловой энергии, потребленной на содержание общего имущества МКД, в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, может быть определен исключительно расчетным способом. С этой точки зрения возложение обязанности по оплате коммунальной услуги вне зависимости от способа отопления согласуется с конституционным принципом равенства, заключил Суд.

Он также обратил внимание на то, что предусмотренный абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы фактически исходит из того, что для поддержания в помещениях общего пользования, не оснащенных отопительными приборами, температуры воздуха и уровня влажности используется исключительно тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям.

Между тем для опосредованного обогрева помещений общего пользования используется и тепловая энергия, вырабатываемая индивидуальными источниками тепловой энергии.

В ситуации же, когда на автономное отопление переведены подавляющее большинство помещений МКД, опосредованное отопление помещений общего пользования и дома в целом может осуществляться преимущественно за счет теплоотдачи от них. Объем энергии, выработанной этими источниками и фактически использованной в том числе на общедомовые нужды, может значительно превышать объем поступившей в дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии, фактически потребленной на те же цели.

Таким образом, заключил КС, жильцы МКД фактически участвуют в опосредованном отоплении всех помещений и дома в целом вне зависимости от способа отопления помещений, а значит, несут обусловленные таким участием расходы на отопление многоквартирного дома как целостной строительной системы.

Суд отметил, что переход на индивидуальные приборы учета, как правило, является вынужденной мерой, позволяющей обеспечить в жилом помещении соответствующий нормативным требованиям температурный режим и тем самым – надлежащую реализацию указанными лицами конституционного права на жилище.

Исходя из этого реализация права на жилище, достойный уровень жизни перешедших на автономное отопление жильцов в МКД фактически обеспечиваются за счет их личных имущественных вложений и регулярных трат на поддержание надлежащего технического состояния производящего тепловую энергию индивидуального отопительного оборудования, а также на приобретение необходимого энергетического ресурса.

Тем не менее оспариваемое правовое регулирование, основанное на презумпции потребления на общедомовые нужды исключительно тепловой энергии, поступающей по централизованным сетям, предполагает безусловное и недифференцированное начисление платы за коммунальную услугу в целях содержания общего имущества в МКД пользователей любых расположенных в нем помещений вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения. При таком порядке определения размера платы, естественно, никоим образом не может учитываться использование тепловой энергии, выработанной установленным в отдельных помещениях индивидуальным отопительным оборудованием, отметил КС.

  • В силу этого жильцы, которые перешли на индивидуальное отопление, наряду с расходами на отопление принадлежащих им помещений вынуждены нести дополнительные расходы.
  • Между тем, отметил КС, необходимость создания условий для осуществления конституционного права на жилище, а также достижения конституционно одобряемых целей охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, обеспечения баланса прав и законных интересов всех жильцов в МКД, соблюдения принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает такое правовое регулирование отношений, которое обеспечивало бы равный подход ко всем жильцам при распределении расходов на общедомовые нужды, имея в виду фактическое участие каждого, вне зависимости от способа отопления принадлежащих им помещений, в опосредованном отоплении помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах.
  • Отсутствие такого механизма расчета платы свидетельствует о наличии имеющего конституционную значимость пробела в правовом регулировании, вступающего в противоречие с конституционными гарантиями права частной собственности, права на жилище, а также принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, посчитал КС.
Читайте также:  Госдума утвердила бессрочную бесплатную приватизацию

Что решил Суд

Суд признал абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к ним не противоречащим Конституции в той мере, в какой данные положения предполагают оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, жильцами всех помещений МКД, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованного общедомовым прибором учета, в том числе жильцами, переведенными на отопление с использованием индивидуальных источников энергии.

В то же время КС признал абз. 3 п. 42.

1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 не соответствующим Конституции в той мере, в какой положения обязывают жильцов помещений, расположенных в МКД, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения, оборудован общедомовым прибором учета и в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и переведенных на индивидуальное отопление, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

КС постановил Правительству РФ внести изменения в действующий порядок расчета. Суд указал, что Валентина Шестерикова имеет право на применение компенсаторных механизмов.

Форму и размер компенсации должен определить Шпаковский районный суд Ставропольского края как суд, рассмотревший в первой инстанции конкретное дело, в котором применен оспоренный нормативный акт.

Суд посчитал, что пересмотр дела заявительницы – в условиях невозможности перерасчета платежей за коммунальную услугу по отоплению за прошлый период между жильцами – может привести в том числе к неоплате части фактически поступившей в этот дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии и тем самым к разбалансировке правоотношений по теплоснабжению указанного дома, а потому дело Валентины Шестериковой не подлежит пересмотру.

Эксперты неоднозначно оценили постановление

Адвокат АП Московской области Валентина Ященко отметила, что несмотря на выводы Конституционного Суда вносимая собственниками, демонтировавшими систему отопления на законных основаниях, совокупная плата за отопление без разделения на плату за отопление помещений дома, которые не оборудованы индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и плату на общедомовые нужды, все же не соответствует принципу равенства, установленному ч. 1 ст. 19 Конституции, и требует решения на законодательном уровне.

Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников заметил, что Конституционный Суд еще раз подтвердил правомерность взимания исчисленной расчетным способом платы за отопление общих помещений МКД с владельцев помещений, отказавшихся от централизованного отопления. По его мнению, это согласуется с прежней практикой как Конституционного, так и Верховного судов.

Главное, по мнению Николая Сапожникова, что Конституционный Суд отметил: даже конструктивно обусловленное отсутствие в общих помещениях МКД приборов отопления не отменяет обязанности нести это бремя, так как при наличии подключения к центральному отоплению в любом случае происходит обогрев общего имущества МКД от соответствующих центральных коммуникаций.

«Однако, приводя в обоснование данной позиции довод о том, что разводка внутридомовой системы отопления предполагает прохождение через общие конструкции данного дома (стены, плиты перекрытий и т.п.), Конституционный Суд использовал оговорку “как правило”.

Очевидно, что на просторах нашей огромной страны возможны случаи совершенно разных вариантов организации теплоснабжения конкретных МКД, – подчеркнул он.

– Конституционный Суд не стал указывать на необходимость учета схемы разводки и схемы центрального теплоснабжения конкретного МКД, но предписал законодателю разработать порядок расчета, учитывающий вклад в отопление общих помещений, который вносят владельцы автономно отапливаемых помещений.

Возможно, в таком новом порядке будут тем и иным образом оговариваться условия учета той схемы теплоснабжения и разводки коммуникаций, которые существуют в конкретном МКД».

Вместе с тем, указал Николай Сапожников, при всей очевидной справедливости поставленная Конституционным Судом задача представляется непростой с точки зрения ее технической и нормативной проработки, а также реализации на практике.

«Очевидно, отдавая себе в этом отчет, Конституционный Суд указал на сохранение вплоть до утверждения нового порядка существующих в настоящее время правил.

Иное решение было бы чревато значительными затруднениями в области оплаты соответствующих коммунальных услуг», – заключил эксперт.

Индивидуальное отопление в квартире — что говорит закон?

Главная страница » ЖКХ » Индивидуальное отопление в квартире — что говорит закон?

Намедни задалась вопросом оформления индивидуального отопления в квартире, которая подключена к центральной системе отопления. Проще говоря — если квартира обогревается Теплосетью, можно ли поставить собственный газовый котел?

Что говорит закон?

В статье 14 ФЗ О теплоснабжении указано

Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения

Проще говоря — нельзя устанавливать свой котел, если это не предусмотрено схемой теплоснабжения МКД и если источник энергии, работающий на природном газе, не будет отвечать вот этим техническим требованиям.

Как видно, законодатель прямо не запрещает устанавливать индивидуальный котел отопления в квартире. Но для его установки необходимо пройти трудоемкую процедуру сбора подписей соседей, согласования технических условий, проекта и тому подобное.

Отсоединение от общей системы теплоснабжения считается переустройством (реконструкцией) общего имущества МКД. Соответственно, для его реализации необходимо согласие всех собственников помещений и администрации района.

Подробнее про процедуру согласования можно прочитать в письме Минстроя, а также определении суда здесь.

Что с оплатой за отопление?

Вот здесь как раз кроется неприятный момент — закон не содержит формулы, которая бы позволяла считать отдельно плату за отопление в квартире и плату за ОДН по теплу (добавлено: ТЕПЕРЬ СОДЕРЖИТ — расчет платы за отопление)Логично предположить — у меня свой котел, следовательно, я оплачиваю только за отопление в общих помещениях многоквартирного дома, правда же?

Но нет, теплоснабжающие организации многим людям, перешедшим на индивидуальное тепло, продолжают выставлять общий счет за отопление, включая в него площадь квартиры.

Знаю случаи, когда Теплосеть выдавала письменное согласие на отсоединение собственника от центральной системы, но счет продолжила выставлять. Действительно, чего бы им быть против, ведь плату можно продолжать взымать. Потому что система отопления является единой для МКД.

А норматив, который позволял бы выделять плату за тепло отдельно по квартирам и общим помещениям, пока не принят.

По этому вопросу в Верховном суде в 2015 году представитель Минстроя в заседании пояснил, что планируется введение поправок в закон (и вот уже скоро 2018 год — но поправок все нет).

Судебные спор касался как раз расчета платы за тепло для квартиры, отделившийся от общего котла Теплосети.

Верховный суд в определении тогда указал, что такой расчет законен и пробел в законе не умаляет его верность.

А в 2017 году Верховный суд по другому делу уже решил, что

плата должна взиматься только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *