Коммунальные тарифы растут быстрее доходов населения

Поделиться
Коммунальные тарифы растут быстрее доходов населения© РИА Новости / Кирилл Каллиников

С начала 2019 г. платежи за ЖКХ в среднем увеличились на 4,46% – цифра содержится в распоряжении Правительства. Однако в реальности в тарифы на ЖКУ в субъектах установлены выше базового индекса. Отклонение как в меньшую, так и в большую сторону допускается законом, но региональные власти в подавляющем большинстве случаев выбирают последний вариант. В отдельных муниципалитетах чиновники уже разрешили индексацию на 121%. Опережающий рост аналитики связали с повышением НДС, текущий год – первый, в котором бенефициаром «коммунальной инфляции» стал федеральный бюджет.

Исследование о росте тарифов на ЖКУ в 2019 г. представили эксперты Института проблем естественных монополий. В текущем году значения индексов платы – речь о величине индексации, указанной в решении кабмина – за коммунальные услуги в среднем по стране впервые c 2015 г. существенно возросли: на 4,46% против 4,29% в 2018 г.

«Если рассмотреть среднее взвешенное базовое значение индекса за вторую половину 2019 г. (то есть без учета индексации на величину роста ставки НДС), то оно будет существенно ниже – лишь 2,71%.

Таким образом, основным бенефициаром повышения индексов в 2019 г. становится федеральный бюджет, а не ресурсоснабжающие организации.

Последние, напротив, вынуждены повышать эффективность своей деятельности, поскольку их выручка будет расти медленнее инфляции», – говорится в исследовании ИПЕМ.

«Коммуналка» становится все более тяжелой статьей расходов для россиян, так как индекс платы по-прежнему не соответствует динамике доходов населения. В текущем году коэффициент корреляции между индексами платы и приростом среднедушевой зарплаты в 16-17 гг. составил -0,14, а между индексами платы и приростом среднедушевых доходов населения за тот же период -0,01.

Индексы, установленные Правительством, не являются окончательными, власти регионов самостоятельно утверждают тарифы для муниципалитетов в коридоре возможных отклонений. На период 2019–2023 гг.

допустимые отклонения установлены в размере базового значения на вторую половину 2019 г. То есть индекс платы может быть в два раза выше базового значения.

Кроме того, глава региона по просьбе муниципальных властей может повышать индексы платы сверх значения, утверждённого Правительством, прямая ответственность за подобные решения отсутствует.

Коммунальные тарифы растут быстрее доходов населения

ИПЕМ

ИПЕМ проанализировал тарифы в 22 регионах с наибольшей численностью населения, в большинстве субъектов тарифы отклонялись от базовых в сторону повышения. В шести территориях из 22 тарифы равны базовым равны базовым, в трех регионах (Московская область, Алтайский край и Омская область) фактические индексы превышают базовые значения даже с учётом допустимого отклонения.

Дифференциация тарифов есть и в разрезе муниципалитетов. В Московской области базовое значение индекса составляет 3,6%, окончательное значение в городском поселении Софрино – 22%, а в Балашихе – 25,5%.

Ещё более вопиющая ситуация сложилась в Алтайском крае, где при базовом значении индекса 2,4% окончательное значение в Кулундинском сельсовете оставило 101%, в Леньковском – 121,0%. При этом реальный рост тарифов может и не достигать столь экстремальных значений.

Аналитики отмечают, что реальный рост тарифов может и не достигать экстремальных значений, однако нормативные акты позволяют повысить тарифы на такой процент.

С 1 января в теории тарифы должны были увеличиться на 1,7%, фактический рост отличался, причем, в обе стороны. В Красноярске в октябре 2018 г. была проведена дополнительная индексация тарифов на водоснабжение и водоотведение. С одной стороны, это позволило выдержать требование о январском росте тарифов на 1,7%.

С другой стороны, если сравнивать средние значения тарифов во второй половине 2018 г. и первой половине 2019-го, окажется, что они возросли довольно сильно: на 8,8% по холодному водоснабжению и на 12,2% по водоотведению.

В Ростове-на-Дону, напротив, прошло снижение (!) ставки за теплоноситель для горячего водоснабжения на 2% (и это с учётом повышения НДС), что позволило ограничить рост итогового тарифа уровнем 0,7%.

Коммунальные тарифы растут быстрее доходов населения

ИПЕМ

Анализ изменения тарифов за коммунальные услуги в 15 городах-миллионниках показал превышение базовых значений тарифов в семи городах. В Самаре и Красноярске превышены и значения индексов платы региональных властей для муниципалитетов.

«Что касается изменения совокупной платы за коммунальные услуги в 2019 г., то минимальный прирост платы (менее 4%) ожидается в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, максимальный (свыше 6%) – в Воронеже и Красноярске», – отмечено в исследовании.

Если рассматривать тарифы на ЖКУ с учетом «мусорной реформы», то темпы роста будут существенно выше. Лишь в Санкт-Петербурге прирост составит крайне низкие 3,1% – это было достигнуто благодаря отсрочке ввода платы за обращение с ТКО и массовому пересмотру тарифов в июне.

Ещё в двух городах (Нижний Новгород, Пермь) – чуть ниже 5%. В Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Омске прирост платы составит 8,5–9%. Как следствие, темп прироста платы за ЖКУ превысит окончательные значения индексов платы за коммунальные услуги в 10 из 15 городов.

Коммунальные тарифы растут быстрее доходов населения

ИПЕМ

По расчетам ИПЕМ, минимальная нагрузка на бюджеты домохозяйств характерна для Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, за счёт высоких доходов населения жители этих городов тратят на оплату коммунальных услуг 7-9% своих доходов.

Максимальна эта нагрузка – более 13% – в Волгограде, где уровень доходов не так высок, а газ, напротив, сравнительно дорогой. 11,9% своих доходов в счет платежей за ЖКУ отдают пермяки ( размер квитанции — порядка 6,8 тыс. руб.

), 11,6% — жители Ростова-на-Дону (6,7 тыс. руб.).

Информационная служба Накануне.RU

Загадка тарифов ЖКХ. Почему плата за коммуналку растет быстрее инфляции?

Коммунальные тарифы растут быстрее доходов населения

Каждое лето коммуналка в нашей стране традиционно дорожает. Даже в этом году пандемия и падение доходов населения не заставили нашу власть сделать исключение и не повышать тарифы на ЖКХ. Каждый год нам объясняют причину повышения тарифов примерно одинаково: ведь инфляция, у коммунальщиков растут расходы!

Рост тарифов ЖКХ у нас в стране ограничен темпом роста потребительских цен, прогнозируемым по итогам года, а проще сказать – индексом инфляции.

По закону у нас действует жесткое тарифное регулирование, и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) на постоянной основе должна контролировать соблюдение установленных Правительством индексов изменения размера платы за газ, отопление и электричество. В следующем, 2021 году услуги ЖКХ, по прогнозу ФАС, подорожают в пределах 4%.

Но по факту плата за коммуналку растет, серьезно опережая темпы роста потребительских цен. Как же коммунальным службам удается сдирать с жильцов втридорога? Оказывается, есть множество уловок.

Рост тарифов опережает инфляцию

За последние 15 лет тарифы ЖКХ подорожали на 186%, утверждает издательство «Аргументы и факты». И это значительно выше инфляции за тот же период.

«…Что примечательно: чиновники от ЖКХ всегда говорили населению, что «коммунальные тарифы растут на уровень инфляции». Сравниваем. И что видим? Практически каждый год рост тарифов опережал инфляцию. За 15 лет разница составила 62%. В реальности она ещё больше. Если по официальным данным, в 2016–2020 гг. (за исключением 2017-го) «коммуналка» дорожала ровно на 4%, то, по расчётам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2016-м рост составил 4,77%, в 2018-м – 4,29%, в 2019-м – 4,46%, а в 2020-м – 4,11% (и это минимум за пятилетку)», – пишет «АиФ».Коммунальные тарифы растут быстрее доходов населения

Почему коммуналка растет быстрее инфляции?

Вот ведь парадокс: за работой управляющих компаний следят множество федеральных и региональных ведомств, рост тарифов регулируется на законодательном уровне, но все равно коммуналка дорожает усиленными темпами.

Причина здесь в том, что на самом деле существует масса возможностей драть с жильцов втридорога.

Оказывается, государственному контролю подлежит только плата за коммунальные ресурсы: свет, воду, газ, тепло, канализацию, ТКО. Именно эта плата организованно повышается каждый год с 1 июля на определенный процент.

Но есть и другие коммунальные расходы, которые мы видим в квитанции.

За формирование этих тарифов, в соответствии с Жилищным кодексом, отвечают сами собственники жилья, то есть государство эту сферу не регулирует. Стоимость этих услуг управляющей компании должна утверждаться на общем собрании собственников квартир.

Очень часто жители соглашаются и голосуют за тарифы, которые предлагает им УК, даже не вникая в то, завышены они или нет.

На итоговый размер платежа также влияет не только индексация, но и периодически меняющаяся в регионах норма потребления. Поэтому, установив более высокую норму потребления, можно совершенно на законных основаниях повысить коммунальные платежи.

Помимо этого, повышением тарифов очень часто коммунальщики латают дыры, которые образовываются от неуплаченных должниками сумм за услуги ЖКХ.

В Минстрое отмечают, что объем коммунальной задолженности в 2020 году уже составляет более триллиона рублей.

Еще одной проблемой, которая значительно увеличивает сумму наших квитанций, является износ коммунальных сетей.

В настоящее время, по данным Минстроя, износ коммунальных сетей по стране составляет в среднем 58%.

Инфраструктурные проекты в ЖКХ должно финансировать государство, так как коммунальщикам с проблемой износа коммунальных сетей в одиночку не справиться. Но последовательная политика в этой сфере отсутствует. Государство иногда выделяет деньги на модернизацию сетей, но это разовые акции.

Сейчас в нашей стране нужна комплексная модернизация коммунальной инфраструктуры. Это помогло бы не только повысить качество услуг, но и добиться уменьшения платежей граждан за ЖКУ. Ведь, например, установка простейшего оборудования, позволяющего регулировать поступление тепла в зависимости от температуры, позволила бы сэкономить до 30% платы за отопление.

«Тарифы у нас в среднем ниже, чем в Европе. А платим мы больше – оплачиваем лишние объемы из-за износа сетей, низкого КПД предприятий, воровства и потерь ресурса при доставке в дом. И именно здесь, а не в величине тарифов, главные возможности для обмана населения», – утверждает исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

  • Дорогие читатели, мне очень важно ваше мнение по поводу прочитанной публикации.
  • Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.
  • Любая оценка для меня важна!
Читайте также:  Можно ли обменять обычную дачу на квартиру на черном море?

https://www.youtube.com/embed/25B_Zgj_qRIДорогие друзья, рада приветствовать вас! Я имею высшее экономическое образование и практический опыт в этой сфере более 25 лет. Я пишу о том, что мне интересно и что меня волнует.показать всех обсуждающихБузова «хапнула» Одной из утренних новостей, которые вышли в топ Яндекса, стал гонорар певицы ртом Бузовой в спектакле о молодом Сталине. 446 810 рублей она получит за далеко не главную роль в очень неоднозначном … Горячая вода миф или реальность? Горячая вода в квартире: миф или реальность?Давайте разберемся, что же такое горячее водоснабжение и как защитить свои права.В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, горячее … Администратор печатает сообщение

Удавка ЖКХ: Почему власти не могут остановить рост тарифов

Кто устанавливает тарифы на жилищно-коммунальные услуги и почему они постоянно растут

Где сколько платят за ЖКУ

Сервис «Яндекс.Деньги» провёл исследование, целью которого было определить, сколько платят граждане России за коммунальные услуги. Оказалось, что самые большие суммы в платёжках у жителей Казани и Москвы.

Причём столица Татарстана значительно обогнала федеральную столицу – 5970 рублей против 3937 рублей.

В топ-5 этого рейтинга также попали Екатеринбург (3780 рублей), Новосибирск (3620 рублей), Челябинск (3482 рубля).

Меньше всего за услуги ЖКХ, согласно результатам исследования, платят в Волгограде и Воронеже – около 1500 рублей. При этом средний чек по стране равен примерно трём тысячам рублей.

Неправильные выводы

Многие из озвученных результатов вызвали недоумение, причём как у чиновников, так и у самих жителей России. Только вот удивление это разного порядка. Так, в мэрии Казани отметили, что некорректно делать выводы по оплатам исключительно через «Яндекс.Деньги» (это не только электронные кошельки, но и оплата по банковским картам через систему «Яндекс.Касса» – прим.

Царьграда), поскольку многие до сих пор рассчитываются через портал госуслуг или интернет-банки. В администрации города привели другие данные – 2750 рублей в летние месяцы и 4760 рублей – в зимние.

Не устроило казанских чиновников и сравнение с Москвой, поскольку там 50% стоимости ЖКХ возмещаются из бюджета, то есть реальная стоимость услуг для столичного жителя на самом деле вдвое больше, чем он платит.

Что же касается граждан нашей страны, то беглый анализ комментариев в социальных сетях показывает, что приведённые сервисом «Яндекс.Деньги» показатели занижены. Больше всего интернет-пользователи зацепились за 3000 рублей в качестве среднего чека при оплате коммуналки. Данное значение мало кому кажется соответствующим действительности.

При этом в самой компании «Яндекс.Деньги» ответили (прежде всего, мэрии Казани), что анализировались не суммы, указанные в квитанциях на оплату, а реальные платежи, совершённые гражданами. Это мог быть платёж сразу за несколько месяцев или за конкретную услугу.

На самом деле вывод простой – никаких нормальных выводов из обсуждаемого исследования не сделать. Разве что один – 3000 рублей в среднем жители России платят именно через платёжные сервисы «Яндекса».

И это совершенно ни о чём не говорит в контексте того, сколько на самом деле мы платим за услуги ЖКХ.

Здесь гораздо красноречивее заявление руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, который в начале 2019 года сказал, что большая часть граждан России вдвое переплачивает за коммунальные услуги. Также он отметил, что подготовленный ФАС проект тарифного регулирования должен устранить эту несправедливость. Планируется, что соответствующий закон будет принят до начала 2020 года.

Коммунальные тарифы растут быстрее доходов населения

Тарифы утверждают местные власти

Тема коммунальных платежей поднималась и в студии телеканала «Царьград», куда в качестве эксперта был приглашён председатель комитета торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков.

Гость программы обратил внимание на то, что тарифы устанавливает государство, причём каждый регион делает это по-разному, исходя из конкретных условий, в которых он находится. В региональную энергетическую комиссию ресурсоснабжающими организациями предоставляются расчёты, в которых показывается, почему тариф должен быть именно таким.

РЭК должна их проверить и утвердить либо отправить на доработку. Таким образом, именно региональные власти несут полную ответственность за те тарифы, которые мы потом видим в платёжках за коммунальные услуги.

Что касается ценообразования, простому гражданину действительно сложно вникнуть в формирование тарифа – для этого просто не хватит знаний.

К тому же на стоимость одного кубометра воды или одного киловатта электроэнергии влияет множество факторов. Поэтому именно на плечи местных властей ложится обязанность контролировать адекватность утверждаемых тарифов.

Судя по тому, что говорит руководитель ФАС, этот процесс не налажен должным образом.

«Не понимаю, на что идут деньги»

Тем не менее Андрей Широков отметил, что собственник жилья имеет возможность влиять на то, сколько он платит, например, за электричество или воду, расходуя эти ресурсы более экономно.

На самом деле, действительно мало кто об этом думает.

Также он напомнил, что стоимость содержания жилья управляющей компанией или ТСЖ определяется на собрании собственников недвижимости, и многие тоже этого не знают.

Коммунальные тарифы растут быстрее доходов населения

В связи с этим показательны результаты опроса, который провёл Царьград в социальных сетях.

«Оплачивая жилищно-коммунальные услуги, вы понимаете, на что идут деньги?» – такой вопрос был задан подписчикам телеканала. 76% ответили «Не понимаю и не знаю, как разобраться».

Лишь 13% «понимают» (или думают, что понимают), и только 4% могут позволить себе оплачивать платёжки «не глядя». Остальные респонденты за ЖКУ не платят.

Тарифы ЖКХ взлетели на 186%: население не сможет их оплачивать — МК

За последние 15 лет тарифы ЖКХ подорожали на 186%. Об этом свидетельствует исследование «АиФ». Авторы на цифрах доказали, что рост стоимости «коммуналки» по темпам значительно опережает инфляцию, которая только в июле на фоне роста тарифов ЖКХ ускорится в два раза — до 0,3-0,4%.

Между тем, повышение тарифов связано не с объективными экономическими процессами, а с банальным желанием получить с граждан больше денег.

Тарифы повышают под давлением со стороны ресурсоснабжающих организаций, которые оказались в трудном положении, так как собираемость платежей по отрасли резко упала из-за пандемии и уменьшения доходов людей.

Однако даже в этом случае перекладывать все проблемы на плечи граждан, которым и так приходится нелегко — не выход. Люди просто перестанут оплачивать потребленные ресурсы. Эксперты рассказали, к каким катастрофическим последствиям приведет дальнейший рост тарифов.

Иван КАПУСТЯНСКИЙ, ведущий аналитик Forex Optimum:

«Тарифы на ЖКХ растут по целому ряду причин. Главный фактор — это рост налогов, акцизов на топливо. При этом правительство не будет сдерживать подорожание «коммуналки» и всех видов топлива, потому что львиная доля бюджета формируется именно за счет энергетического сектора. Напомню, что бюджет России более чем на 30% зависит от нефтегазовых доходов.

Для граждан рост тарифов ЖКХ означает усиление общей инфляции и значительное снижение чистого располагаемого дохода из-за падения экономики.

Это обусловлено тем, что любой производитель, а затем продавец-ритейлер включает в себестоимость товара в том числе расходы на ЖКХ.

Поэтому коммунальные услуги наравне с ценами на топливо в значительной мере влияют на рост цен самого широкого спектра товаров народного потребления.

Общее положение в экономике, безусловно, приведет к падению уровня доходов населения и новому периоду их восстановления. После прошлого кризиса доходы населения начали расти только спустя пять лет после падения. Речь о периоде 2014-2019 года.

Однако в большей мере данная ситуация ударит по людям, у которых высока доля продуктов и услуг ЖКХ в потребительской корзине.

Обычно, помимо цен на топливо, это две категории товаров и услуг, по которым инфляция значительно выше, чем средний индекс потребительских цен».

Павел СИГАЛ, первый вице-президент «Опоры России»:

«Реальные доходы населения по итогам 2020 года могут сократиться на 8,2% в базовом сценарии и на 12,1% в пессимистичном.

Без антикризисных мер поддержки реальные располагаемые доходы населения могли бы рухнуть во втором квартале 2020 года на 21,8% в годовом выражении. Однако господдержка населения может уменьшить это падение на 3,8%.

При этом ожидается, что 12,5% россиян потеряют работу, столько же наших граждан будут получать половину от прежнего заработка.

В такой ситуации рост коммунальных тарифов может стать серьезным бременем для граждан, но других вариантов для содержания отрасли ЖКХ и снабжающих организаций может не быть. Ведь сейчас у всех компаний и организаций, связанных с поставками ресурсов, есть сложности. Однако стоит надеяться, что государство предпримет определенные меры, чтобы тарифы росли не сильно».

Наталья ЧЕРНЫШЕВА, директор «Организации народного контроля»:

«Текущее повышение тарифов с 1 июля 2020 года — было чрезвычайно несвоевременным решением, и его надо было либо отложить до лучших времен, либо осуществлять за счет бюджета.

Доходы людей продолжают падать, поскольку многие компании не справляются с последствиями периода самоизоляции.

Исходя из этого, людям все тяжелее будет оплачивать счета за ЖКХ, и повышение тарифов даже в среднем на 4% окажется для многих неподъёмной суммой.

А если вернут ранее временно отмененные в некоторых регионах взносы на капремонт, то многие люди вообще откажутся от оплаты, тем более, что штрафы и отключения за неуплату отменены до 1 января 2021 года.

Это приведет к еще большему снижению собираемости платежей и в перспективе к возможному коллапсу всей отрасли ЖКХ, если как можно быстрее не будут приняты необходимые меры.

Читайте также:  Нерезидент дарит матери – резиденту рф квартиру: что с налогами?

Прежде всего, это предоставление массовых субсидий гражданам и адресных субсидий ресурсоснабжающим компаниям, а также проведение аудита тарифов ЖКХ, чтобы мы знали, сколько услуги стоят в реальности.

Вполне может оказаться в результате аудита (и, скорее всего, так и окажется), что тарифы надо не повышать, а снижать».

Рост тарифов ЖКХ не привязан к реальным доходам граждан | ЦИТАДЕЛЬ

С 1 июля в России увеличены тарифы на коммунальные услуги со значительным опережением реальной инфляции. За газ, воду, тепло, как убеждают власти, в среднем по стране надо будет платить не более чем на 4% больше. Но во многих регионах тарифы опередили средние показатели роста цен в два-три раза и более. А в некоторых муниципалитетах тарифы увеличены почти на 40%.

Правительство еще в октябре прошлого года установило пределы роста тарифов для регионов: от 3% для Новосибирской области и Осетии до 6% в Якутии и Санкт-Петербурге. В Северной столице, например, решили взять на себя повышенные обязательства и ограничили рост 5%.

Однако на практике с учетом платы за воду, электричество, газ и общедомовые службы сумма в платежке у жителей Северной столицы вырастет на 119 руб. в месяц с человека. Больше всего подорожает холодная вода – на 7,5%.

Максимальный прирост совокупной платы за коммунальные услуги среди 15 крупнейших городов России произойдет в Уфе (6,9%) и Екатеринбурге (5,9%), сообщает Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ).

Предельные индексы платы, установленные по регионам, в 2018 году были фактически превышены в 7 из 15 городов – Екатеринбурге, Челябинске, Омске, Самаре, Ростове-на-Дону, Уфе, Красноярске и Перми.

В ИПЕМе отмечают, что порядок индексации платы за коммунальные услуги не учитывает изменения уровня реальных доходов населения, а доля платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в расходах российских домохозяйств приближается к психологически важной отметке 15%.

В 2018 году правительством РФ предельные индексы платы за коммунальные услуги установлены на уровне выше инфляции и прироста среднедушевых доходов населения в предыдущие годы.

В связи с этим доля трат на коммунальные услуги в общей структуре расходов населения явно увеличилась.

По данным ИПЕМа, принцип «инфляция минус» в РФ фактически не выполняется. Только в 2015–2016 годах индекс платы уступал фактической инфляции. Даже если предположить, что услуги ЖКХ вырастут только на 4%, это все равно гораздо больше, чем наблюдаемая сейчас в стране инфляция в размере 2,5%.

Эксперты отмечают, что темпы роста стоимости коммунальных услуг выше наметившегося в 2018 году роста доходов. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы в январе–мае 2018 года выросли на 3,3%. Напомним, что до этого доходы у людей падали в течение четырех лет подряд, но тарифы на услуги ЖКХ все равно росли.

Ранее в Академии народного хозяйства и госслужбы отмечали, что рост тарифов на ЖКХ происходит в стране в два раза быстрее, чем доходы граждан.

Например, денежные доходы в номинальном выражении в 2017 году по сравнению с 2013-м выросли на 21% (с 25 928 до 31 477 руб.

), а счета за жилищно-коммунальные услуги в расчете на одного человека за тот же период увеличились на 39,5%, с 1598 до 2229 руб. (см. «НГ» от 17.05.18).

По оценкам ИПЕМа, доля платы за ЖКУ в расходах домохозяйств меньше всего в Москве (7,2%).

Больше 10% этот показатель в 12 из 15 исследованных городов, а в Челябинске, Ростове-на-Дону и Волгограде это отношение составляет 13–16%, самую большую нагрузку несут жители Волгограда – 15,9%. По оценкам исследователей, если ЖКУ в структуре доходов домохозяйства выше 15%, то ужесточение мер по повышению собираемости платежей уже не дает результатов. Люди просто отказываются платить.

Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) в январе провели свой мониторинг предельных индексов изменения размера оплаты услуг ЖКХ и обнаружили, что в муниципалитетах 13 регионов эти индексы вырастут более чем на 10%.

А в некоторых муниципалитетах рост будет просто драматический: в Козельске Калужской области – на 18%, в подмосковном Софрине – на 22%.

Античемпионом станет Черняховский городской округ Калининградской области – там жители увидят платежки с суммами на 41% больше, чем в июне.

«Повышение тарифов плановое, происходит в рамках обычных параметров, в соответствии с размером инфляции, – сказал «НГ» член Общественной палаты РФ Артем Кирьянов. – Правительство искусственно сдерживает тарифы, они должны расти по 10–15% ежегодно в течение нескольких лет.

Выход я вижу в государственно-частном партнерстве, концессионных соглашениях (прежде всего в «Водоканале» и по теплу). Есть примеры, концессия в Волгограде на 70 млрд руб., из которых несколько миллиардов уже освоены. Эта форма позволяет осуществлять ремонт инфраструктуры не за счет граждан, государства или муниципальных денег.

Надо также учитывать, что на сегодняшний день реальные доходы измерены достаточно условно, ведь 14–15 млн граждан считаются самозанятыми, но не платят налоги».

В конце июня глава Минстроя России Владимир Якушев призвал регионы планировать финансирование отопительного сезона на несколько лет вперед. Регионы должны представить планы с информацией о необходимом объеме и сроках подготовки тепловых, водопроводно-канализационных и электрических сетей, жилищного фонда, котельных.

Исследование ИПЕМа подчеркивает, что процесс сбора информации о тарифах даже по 15 крупнейшим городам оказался трудоемким, так как не существует централизованного публичного архива, который включал бы данные о текущих и прежних тарифах на коммунальные услуги во всех муниципалитетах страны.

О достижении национальных целей развития в части устойчивого роста реальных доходов граждан

1 июля 2019 17:00

Совещание.

Вступительное слово Дмитрия Медведева: 

Совещание о достижении национальных целей развития в части устойчивого роста реальных доходов граждан

Продолжаем наши совещания по национальным целям.
Два из них мы уже провели. Сегодня
обсудим меры, которые связаны с необходимостью обеспечить устойчивый рост
реальных доходов.

Мы делаем это в рамках Единого плана по достижению национальных
целей. Для детализации его показателей подготовлены специальные модели, о чём
мы говорили неделю назад.

Сегодня посмотрим,
как они работают, и обсудим дополнительные шаги, которые необходимо сделать для
решения задач, поставленных указом Президента.

Повышение доходов – это одна из наиболее
сложных национальных целей. И напрямую зависит от достижения других целей. С этой
проблемой сталкивается не только наша страна, занимаются этим все, и Евросоюз в том
числе.

По большому счёту все национальные проекты должны
работать на достижение такой цели. Даже те, которые, на первый взгляд, напрямую
не связаны с преодолением бедности. Чтобы повышался уровень жизни, необходима
современная экономика.

Нужно создавать условия, чтобы каждый человек мог найти
в ней своё место, достойную работу, получить качественное образование,
освоить востребованную специальность, начать собственное дело и так далее.

То
есть все наши направления деятельности в той или иной степени влияют на
выполнение этих задач.

Эти темы мы с вами уже обсуждали на
предыдущих совещаниях – 19 и 25 июня. Сегодня хочу сосредоточиться на нескольких моментах.

К 2024 году
людей, чьи доходы остаются ниже прожиточного минимума, должно стать вдвое
меньше. Мы постепенно эту задачу решаем.

В прошлом году дважды повышали
минимальный размер оплаты труда, проиндексировали зарплаты бюджетников, которые
не были предусмотрены прежними майскими указами, пенсии, социальные выплаты.

В
результате число людей, чьи доходы ниже прожиточного минимума, за прошлый год
снизилось на 400 тысяч человек.

Эта работа продолжается
и в текущем году. С 1 января МРОТ, как известно, доведён до величины
прожиточного минимума. В январе мы проиндексировали страховые пенсии выше
инфляции, а в апреле – пенсии по государственному пенсионному обеспечению,
включая социальные пенсии. Кроме того, с начала года почти вдвое увеличено
пособие по безработице.

Такие общие меры должны
быть дополнены более адресной системой поддержки, которая ориентирована на
нужды конкретного человека, чтобы государство могло предложить подходящий
именно конкретному человеку рецепт выхода из тяжёлого положения.

Особенно это
важно, конечно, для села и для монопрофильных территорий, то есть моногородов.

При этом важно учитывать как доходы, так и расходы людей, чтобы избежать
ситуации, когда тот, кто имеет приличный заработок в серой зоне, получает ещё и
помощь государства, а человек, который не только тянет свою семью, но и
помогает родственникам, остаётся как раз без такой поддержки.

Персональный подход
использовался в пилотном проекте, который проходил в 11 регионах. Недавно
завершился первый его этап. Целью был аудит действующей
социальной поддержки для тех, кто её получает. По итогам были предложены
индивидуальные программы. Нужно оценить, что в конечном счёте получилось, но в
целом этот опыт необходимо распространять в масштабах всей страны.

С 2020 года Росстат будет рассчитывать
уровень благосостояния с помощью специальной информационной системы, которая
позволяет учесть индивидуальные возможности, особенности ситуации каждого
нуждающегося человека, включая его доходы, состояние его здоровья, условия
проживания, состав семьи, уровень образования и целый ряд других факторов.

Мы также внедряем социальный
контракт. Он помогает организовать собственное дело, зарабатывать самим. Уже со
следующего года Правительство будет софинансировать региональные программы по
внедрению социального контракта.

Давайте сегодня, как и в
предыдущие разы, послушаем конкретные предложения. Они должны стыковаться с
работой Правительства по достижению других национальных целей.

Читайте также:  Летом банки откроют первые эскроу-счета для долевого строительства

Жизнь на селе → Живёшь в селе, а платишь, как в городе

Тарифы на коммунальные услуги в сельской местности растут порой быстрее, чем в мегаполисах

В августе жители Ростовской области получили квитанции на оплату услуг ЖКХ за июль. Почти все заметили, что тарифы выросли. Обоснованно ли? Как государство за этим следит? Мы попросили рассказать об этом руководителя Региональной службы по тарифам (РСТ) Ростовской области Алексея Лукьянова.

– Алексей Владимирович, к нам в редакцию поступило обращение жителей Октябрьского сельского района о значительном повышении стоимости кубометра воды. На сайте одной из основных водоснабжающих организаций ГУП РО «УРСВ» сообщается об изменении тарифа. С 1 июля он составит 71,83 рубля, а был 52,79 рубля. Это действительно так?

– Тарифы на коммунальные услуги могут увеличиваться только раз в год, с 1 июля. Но не более чем на 5,7% – это закреп­лено законодательством. 

С 1 июля 2018 года тарифы на электроэнергию для населения увеличились на 3%. На газ от 1,9 до 3,4%. Рост тарифов на тепловую энергию в среднем по Ростовской области составил порядка 3%, но по части теплоснабжающих организаций более 3,5%.

– А что же с тарифами на воду?

– Тарифы на водоснабжение и водоотведение на 2018 год установлены РСТ с минимально возможным ростом. По большинству водоснабжающих организаций не превысили 2%.

– Но в Октябрьском районе такая разница: 71,83 рубля и 52,79 рубля – это не 2% и даже не предельно допустимые 5,7%! Почему?

– Тариф 71,83 рубля установлен для предприятия ГУП РО «УРСВ» по итогам экспертизы расчётов и является экономически обоснованным.

Население же Октябрьского района платит за воду не по тарифу, установленному для предприятия, а по тарифу с учётом снижения уровня платы граждан, в соответствии с федеральным законодательством, с целью защиты населения, то есть значительно ниже. Это снижение определено постановлением администрации Октябрьского района.

Вот, например: до 1 июля 2018 года экономически обоснованный тариф для предприятия ГУП РО «УРСВ» составлял 70,42 руб./куб. м, а с 1 июля он вырос до 71,83 руб./куб. м. То есть рост составил всего 1,97%.

Компенсирует выпадающие доходы предприятию в данном случае бюджет. Причём в большей части – областной. Поэтому население района до 1 июля 2018 года платило за воду 52,79 рубля, с 1 июля оплата составит 55,79 рубля. Это 5,7%, а значит, в рамках предельных индексов роста. 

– Значит, водоканал на сайте указал не тот тариф, который селяне должны увидеть в квитанциях! А что если это касается не только водоканала и не только Октябрьского района? А что если коммунальщики и в квитанциях другой тариф укажут? Кто за этим следит?

– Если в квитанции указан тариф, который вы считаете необоснованным, вы можете обращаться в Региональную службу по тарифам.

Мы занимаемся мониторингом, каждый месяц запрашиваем в муниципальных образованиях – а их 420 – данные о фактически сложившихся платежах граждан и следим, чтобы не было превышения установленных 5,7%.

А РСТ, в свою очередь, в части установления величины тарифов контролирует Федеральная антимонопольная служба. В случае несогласия с нашими решениями потребители вправе обращаться в ФАС России.

– А бывало такое, чтобы РСТ наказывала коммунальщиков за необоснованное применение тарифов?

– Да, но, как правило, действия организаций не носят преднамеренный характер.

К предприятиям, оказывающим коммунальные услуги, строгие требования: они должны раскрывать информацию о своей работе на сайтах и в СМИ, ежегодно обращаться к нам с тарифной заявкой, обосновывать свои расходы – это весьма трудоёмко и требует компетентности… Был случай с одной организацией, для которой водоснабжение не профильная деятельность. Просто в селе это было единственное предприятие, и оно снабжало население водой. В 2014 году для них был установлен определённый тариф, а с 2015 года они к нам уже не обратились с заявкой. Но воду продолжали поставлять по старому тарифу – такой у них был социально ориентированный подход. К нам поступило обращение, что население снабжают водой по неутверждённому тарифу. Мы его рассмотрели, выявили нарушение законодательства, составили протокол, выписали штраф 100 тысяч рублей для юрлица и 5 000 рублей для должностного лица.

– Как я понимаю, после этого у них пропало желание снабжать хутор водой?

– Вопрос не к РСТ. Я просто хочу объяснить, что при работе в сферах деятельности, в которых цены по законодательству подлежат госрегулированию, нельзя допускать вольностей, так как каждое действие ресурсо­снабжающей организации и регулирующего органа контролируется соответствующими структурами.

– Население привыкло, что цены на коммуналку постоянно растут. А почему это происходит?

– Стоимость электроэнергии и газа для потребителей зависит от установленных на федеральном уровне показателей. А тарифы на воду, водоотведение и тепловую энергию устанавливаются РСТ. Кроме различных технологических факторов основная причина роста тарифов в сфере водоснабжения – инфляция, рост стоимости электроэнергии, фонда оплаты труда.

– А какие зарплаты в этой сфере?

– При расчёте зарплаты персоналу предприятия руководствуются отраслевыми тарифными соглашениями. Все затраты, которые включены в тариф, проходят тщательную экономическую экспертизу, и мы включаем только те затраты, которые необходимы организациям для безаварийного и качественного предоставления услуг.

– А есть факты, когда представленные организациями затраты отклоняются?

– Это происходит достаточно часто. В 2018 году разница между тарифными заявками организаций и расходами, учтёнными в тарифных решениях, составила порядка 30%. 

– Вы отслеживаете качество услуг, например, чтобы вместо питьевой воды людям не поставляли техническую? 

– Этот вопрос не относится к компетенции РСТ. Что касается питьевой и технической воды – тарифы на неё устанавливаются нами по заявительному принципу.

Заявляет организация тариф на питьевую воду – прилагает данные экспертизы, подтверждающие качественные показатели воды. Ими мы и руководствуемся. Так же с технической водой.

Но в некоторых случаях тарифы на техническую воду могут быть выше, чем на питьевую.

– В тарифы ещё включаются затраты на инвестиционные программы, например замена водопровода. А кто следит за их эффективностью, чтобы, например, одни и те же трубы не меняли каждый год на бумаге?

– В сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения действует порядок, согласно которому сети старше пяти лет запрещено передавать в аренду, а только в концессию.

При этом концессионер обязан выступить инвестором и провести модернизацию сетей и оборудования так, чтобы потери и затраты организаций на предоставление услуги со временем уменьшались и тариф для населения снижался. Эффективность реализации этих программ мы контролируем и всю информацию об этом размещаем на своём сайте.

При утверждении нового тарифа мы учитываем фактическое исполнение тарифной сметы в предыдущем периоде. Всё анализируем, все договоры со сторонними организациями проверяем. Проверяем, соответствуют ли цены закупок рыночным.

Если смета не освоена – это касается и средств инвестиционной программы – заявленная сумма учитывается при корректировке тарифа. Таким образом в 2017 году мы провели 44 проверки и выявили необоснованные расходы организаций на 44,264 млн рублей. Организации были оштрафованы на 4,128 млн рублей.

– Долгое время тарифы на коммунальные услуги в сельской местности были ниже, чем в городах. Это было одной из косвенных мер государственной поддержки села. А сейчас, судя по заявлениям СМИ, происходит унификация тарифов. С чем это связано?

– Единственной сферой, где понижающий коэффициент для сельской местности закреп­лён законодательно, было и остаётся снабжение электроэнергией. Для сельского населения установлен понижаю­щий коэффициент 0,7. Кстати, в нашем регионе он установлен на предельно низком уровне. В других регионах встречается 0,8 и выше.

Что касается других сфер – водо- и теплоснабжения, – здесь играет роль множество факторов. Как правило, чем выше плотность населения, тем меньше тариф.

В сельской местности тарифы на воду могут быть ниже, чем в городах, только за счёт небольшого размера сети, или если организации не заявляют потери, или если штат персонала небольшой и один сотрудник исполняет несколько производственных функций. 

– Что нового ожидает сельских жителей в сфере коммунальных платежей в ближайшее время?

– С 1 января 2019 года появятся региональные операторы, которые обязаны обеспечить сбор, вывоз и утилизацию твёрдых коммунальных отходов.

Уже определены восемь зон в регионе, в каждой из них будет работать один такой оператор. Все региональные операторы уже подали в РСТ заявки на установление тарифа.

Очевидно, что услуги региональных операторов могут быть выше той суммы, которую население привыкло сейчас платить за сбор и вывоз отходов. 

Специфика сельской местности в том, что там изначально низкий уровень охвата населения этими услугами. Региональный оператор обязан утилизировать мусор только на утверждённые полигоны и несёт ответственность за появление стихийных свалок.

Он должен обеспечить сбор и вывоз мусора с каждого двора, независимо от его удалённости от места захоронения отходов – этим и обусловлено вероятное повышение стоимости услуги.

Если прежде в городах жители из-за большой плотности населения платили за вывоз мусора меньше, чем селяне, то теперь в городах и сёлах в пределах одной зоны будет установлен единый для всех тариф. Важный момент: основой для расчёта платежа будут служить нормативы накопления.

Как известно, в городе и селе объёмы образования твёрдых коммунальных отходов разные. Какими будут тарифы на услуги региональных операторов, говорить рано: расчёты ещё не окончены.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *