В московском метро появится новая линия

В этом году введут в строй 7 станций.

В 2011 году московские власти разработали план развития столичного метрополитена. За девять лет планируется построить более 160 километров линий метро и 78 новых станций, 14 из них уже открыты. Таким образом, метро будут обеспечены 93% жителей Москвы.

Метрополитен – самый популярный вид транспорта в столице. Ежедневно подземкой пользуются от 7 до 9 миллионов человек, это 56% всего пассажиропотока в городе. Причем с каждым годом этот показатель растет, что через 5–7 лет непременно привело бы к транспортному коллапсу. Строительство новых станций позволит снизить нагрузку на действующую сеть метро.

Самым масштабным проектом развития метрополитена станет сооружение Третьего пересадочного контура (ТПК), или второго кольца, а также строительство новых линий – Кожуховской, которая значительно разгрузит юго-восточное направление, и Калининско-Солнцевской, точнее ее Солнцевского радиуса. Жители районов Солнцево и Ново-Переделкино ждут метро с 1971 года – тогда впервые были озвучены планы такого строительства.

Третий пересадочный контур (второе кольцо метро)

Именно благодаря второму кольцу будет решена главная проблема московской подземки – перегруженность центральных станций в часы пик. ТПК пройдет примерно в 10 километрах от Кольцевой линии и соединит все радиальные ветки.

Если сейчас, чтобы доехать до станции на соседней ветке, нужно ехать в центр, то со вторым кольцом такая необходимость отпадет.

Так, например, поездка от «Юго-Западной» до «Кунцевской» займет 18–20 минут вместо нынешних 40, а от «Севастопольской» до «Калужской» можно будет доехать за 10 минут вместо 35.

В московском метро появится новая линия

Также станции второго кольца появятся и в тех районах Москвы, где пока нет метро. Станция «Ходынское поле» появится на месте Центрального аэродрома имени Фрунзе. Здесь планируется создать новый развитый район с современными жилыми кварталами, крупным парком и галереей современного искусства.

Также на северо-западе столицы откроют станции «Улица Народного Ополчения» и «Мневники». В ЗАО Москвы появятся «Терехово», «Давыдково» «Аминьевское шоссе» и «Мичуринский проспект». В южных районах планируется построить станции ТПК «Улица Новаторов», «Зюзино», «Нагатинский затон». На востоке столицы появятся «Лефортово» и «Нижегородская улица».

Станции «Деловой центр» и «Шелепиха» станут единственными станциями внутри кольца.

В московском метро появится новая линия

Строительство ТПК пройдет в несколько этапов. Первым в 2016 году введут участок от «Делового центра» («Москва-Сити») до «Петровского парка» (будет пересекаться с «Динамо»). Участки от «Петровского парка» до «Нижней Масловки» (пересечется с «Савеловской») запустят годом позже, в 2017-м.

Большой отрезок из 12 станций от «Хорошевской» до «Каховской» откроют для пассажиров в 2018 году. От «Каширской» до «Нижегородской улицы» (станция новой, Кожуховской, линии) и от «Нижней Масловки» до «Электрозаводской» поезда начнут ходить в 2019-м.

ТПК станет самой длинной линией Московского метрополитена протяженностью 60 километров.

Солнцевский радиус и центральная часть «желтой» ветки

Метро придет в отдаленные районы Москвы Солнцево и Ново-Переделкино. На создание дизайна одноименных станций метро даже был проведен конкурс, в котором участвовали более 100 архбюро России и Европы. Победу одержали московские архитекторы NEFA ARCHITECTS («Солнцево») и латышская студия United Riga Architects («Новопеределкино») – их выбрали сами москвичи.

В московском метро появится новая линия

На участке между «Солнцево» и «Деловым центром» будет построено еще 6 станций: «Терешково», «Очаково», «Мичуринский проспект», «Раменки», «Ломоносовский проспект» и «Минская». Движение по ним будет пущено уже в 2016 году.

Через год будут введены «Новопеределкино», «Боровское шоссе» и конечная станция «Рассказовка» (Новая Москва).

Рассказовка станет крупным жилым районом с населением 44 тысячи человек, здесь уже ведется строительство новых кварталов.

В московском метро появится новая линия

Только через год, в 2020-м, Калиниская линия метро соединится с Солнцевским радиусом.

Тогда для пассажиров откроются центральные станции «желтой» ветки от «Делового центра» до «Третьяковской»: «Дорогомиловская», «Плющиха», «Волхонка» (которая пересечется с «Кропоткинской»).

Пересадку на Кольцевую линию метро можно будет сделать только на «Третьяковской», на Третий пересадочный контур – на «Мичуринском проспекте» и на «Авиамтороной».

Кожуховская линия или спасение для юго-востока

Совершенно новая линия Московского метрополитена призвана значительно разгрузить его юго-восточное направление. Станция метро «Выхино» является одной из самых перегруженных в столице и ежедневно принимает до 150 тысяч пассажиров. Сказывается расположение автовокзала, на который приезжает множество жителей Подмосковья.

Чтобы разгрузить юго-восточный участок Таганско-Краснопресненской линии, а также связать отдаленный район Некрасовка с центром города, было запланировано строительство Кожуховской линии. Голосованием москвичей ей был присвоен розовый цвет обозначения на карте метро (теперь в арсенале картографов остался лишь черный).

В московском метро появится новая линия

Общая протяженность Кожуховской линии метро составит 16,8 километров, на ней разместится 8 станций: «Нижегородская улица» (в этом месте «розовая» ветка будет пересекаться с ТПК), «Стахановская», «Окская улица», «Юго-Восточная», «Косино» (будет пересекаться с «Лермонтовским проспектом»), «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка». Таким образом, Кожуховская линия пройдет под жилыми районами, которые еще не обеспечены метро: Некрасовка, Косино-Ухтомский, Нижегородский, Рязанский и Выхино-Жулебино.

В московском метро появится новая линия

При строительстве новой ветки будут использоваться новые, более экономичные технологии. Опытом быстрого возведения новых станций поделились испанские коллеги из компании Bustren PM, которые развивали одно из самых быстрорастущих метро в мире – мадридское. Согласно предложенной ими технологии, тоннели части новой ветки метро станут двух путными.

Это значит, что будет строиться один тоннель большого диаметра, в котором будут проложены оба пути. Платформы для пассажиров разместятся по бокам тоннеля. Строительство по такому методу обходится на 15–30% дешевле, чем традиционное, с двумя путями.

К тому же эвакуация людей в случае ЧП производится быстрее и эффективнее – это распространенный метод возведения метро в Европе.

По испанскому методу планируется построить четыре станции Кожуховской линии метро: «Нижегородская улица», «Стахановская», «Окская улица» и «Юго-Восточная». Движение по всей «розовой» ветке будет запущено одновременно – в 2017 году.

В московском метро появится новая линия

Люблинская, которая станет еще и Дмитровской

«Салатовая» ветка значительно продлится на север – к 2020 году ее протянут почти до МКАД и переименуют в Люблинско-Дмитровскую линию. Строительство этого участка метро осложнено неблагоприятными геологическими условиями – рабочим приходится возводить тоннели и станционные комплексы буровзрывным способом на глубине 60 метров.

И все-таки уже в этом году у жителей северо-востока Москвы появятся три новые станции «салатовой» ветки: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская», которая появится на пересечении с одноименной станцией «серой» ветки.

«Петровско-Разумовская» станция Люблинской линии войдет в состав крупнейшего в Москве транспортно-пересадочно узла – здесь также пересекутся Октябрьское и Савеловское направления железной дороги. В 2016 году введут в эксплуатацию станции «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская». Последняя расположится на пересечении Дмитровского и Коровинского шоссе.

К 2020-му движение откроют до станций «Улица 800-летия Москвы» и «Дмитровское шоссе», и линия станет называться Люблинско-Дмитровской.

Другие открытия и истории с продолжением

В 2015 году на присоединенных территориях – в Новой Москве – появятся первые станции метро. Ими станут «Румянцево» и «Саларьево». Строительство этих двух новых станций Сокольнической линии метро находится в завершающей стадии.

Благодаря «Румянцево» станет более удобным проезд до Румянцевского бизнес-парка – крупнейшего офисного центра на юго-западе Москвы. Также с помощью станции станет проще добираться в аэропорт Внуково. В районе Саларьево проживает 200 тысяч человек, подземка сделает для них поездку в Москву более удобной.

К тому же здесь будет создан крупный транспортно-пересадочный узел, где жители близлежащих районов Москвы и Подмосковья смогут пересесть с личных автомобилей на метро.

В московском метро появится новая линияВ московском метро появится новая линия

В рамках развития территории Новой Москвы также планируется строительство ветки метро от станции ТПК «Улица Новаторов» до поселка Коммунарка, который станет главной точкой роста присоединенных территорий.

Обязательства по инвестициям и строительству данного участка Московского метрополитена взяли на себя Китайская железнодорожная строительная корпорация и Китайский международный фонд. Соответствующий меморандум о сотрудничестве был подписан с московским правительством в мае 2014 года.

Предполагается, что на линии будет семь станций: «Улица Новаторов», «Улица академика Опарина», «Улица генерала Тюленева», «Славянский мир», «Мамыри», «Коммунарка» и «Столбово». Китайская сторона заявила о готовности ввести их в эксплуатацию до конца 2017 года.

Это означает, что строительство должно было стартовать в начале 2015 года, но пока никакой информации о нем не сообщалось. Также данная ветка не была нанесена на карту развития Московского метрополитена до 2020 года.

Уже в этом, 2015-м, году откроется станция метро «Котельники» Таганско-Краснопресненской линии метрополитена. Она построена на территории Московской области вблизи одноименного города. «Котельники» станет конечной станцией на «фиолетовой» ветке и будет обслуживать транзитный пассажиропоток из области в столицу.

В московском метро появится новая линия

Еще одной станцией Московского метрополитена на территории Подмосковья может стать «Челобитьево» Калужско-Рижской линии. Вероятно, она будет расположена в одноименной деревне в Мытищинском районе. Ее планируют открыть до конца 2020 года.

Прирастет тремя новыми станциями Замоскворецкая линия московского метро. В этом году планируется открытие «Технопарка» на территории промзоны ЗИЛ. Эта промзона станет первым российским опытом реновации.

На 450 гектарах бывшего завода автомобилей планируется построить два миллиона офисной и полтора миллиона жилой недвижимости. Здесь появится крупный парк развлечений и ледовая арена «Парк Легенд».

В результате реновации промзоны ЗИЛ на ее территории будут проживать 38 тысяч человек и работать 43 тысячи.

Также на «зеленой» ветке в начале 2016 года введут в эксплуатацию станцию «Ховрино», которая обеспечит транспортную доступность одноименного района Москвы. Это позволит разгрузить очень популярную станцию «Речной вокзал».

Читайте также:  Дальневосточным гектаром будут привлекать россиян из-за рубежа

«Ховрино» станет конечной на северной части Замоскворецкой линии, но к 2020 году планируется построить промежуточную станцию – «Беломорская улица».

При проектировании этой станции учитывалась возможность развития метро в район Москвы Молжаниновский и подмосковный город Химки.

Какие станции метро закроют на ремонт

Станции Московского метрополитена не только строят, но и ремонтируют. При таких интенсивных ежедневных нагрузках на инфраструктуру подземки это просто необходимая мера. Но неприятная ее сторона состоит в том, что какое-то время пользоваться определенными станциями метро будет невозможно.

Так, на ремонт была закрыта станция «Бауманская».

Ее старейшие в мире эскалаторы, которые работали на благо москвичей с 1944 года, было решено заменить на новые, а также отремонтировать фасад и вестибюль станции и переложить коммуникации.

Она будет вновь открыта для пассажиров в январе 2016 года, а пока между «Курской» и «Бауманской» курсируют бесплатные компенсационные маршруты автобуса «М».

Новые эскалаторы установят и на стациях «Фрунзенская» и «Рижская». Они также будут закрыты для пассажиров в 2015 году («Фрунзенская», предположительно, с июля), взамен будут предложены компенсационные автобусные маршруты.

На станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии меняют четыре эскалатора большого наклона и столько же малого. Выход со станции возможен только через Кольцевую линию. Ремонтные работы на этих станциях будут завершены в течение года.

Всего руководство метрополитена планирует провести ремонт на 100 станциях столичной подземки в 2015 году. 

В данный момент в строительстве метро в Москве задействованы 40 тысяч человек, работы ведутся одновременно на 350 площадках. Тоннели между будущими станциями метро прокладывают 29 тоннелепроходческих щитов. Масштаб развития метро нельзя переоценить.

По словам главы столичного стройкомплекса Марата Хуснуллина, темпы строительства метро очень высоки, и их не планируется снижать. «Мы будем так же продолжать строительство метро.

Всем подрядчикам, которые сегодня имеют возможность ускорить сроки строительства, мы предложили сделать это, чтобы как можно меньше зависеть от инфляции.

Могу сказать, что сегодня ряд крупных подрядчиков перешли на ночную смену работы, на удлиненный рабочий день», – отметил Хуснуллин. Это означает, что столичные власти будут стремиться сохранять сроки ввода в эксплуатацию новых станций метро.

Перезагрузка московского метро с поездами «Москва-2020»

Спецпроект • 15 Января 2021

Перезагрузка московского метро с поездами «Москва-2020»

В московском метро появится новая линияВ московском метро появится новая линияВ московском метро появится новая линия

Кажется, что поезда в московском метро одинаковые, но это не так.

На Замоскворецкой, Калужско-Рижской и Люблинско-Дмитровской линиях ещё можно встретить самые массово выпущенные в XX веке «Номерные» вагоны, а на Сокольнической линии ходит ретро-поезд, стилизованный под вагоны типа А, с которых начинался Московский метрополитен.

Кроме этого, есть тематические и именные поезда, такие как «Поезд Победы» и поезд «Великий русский артист Олег Табаков», а на Кольцевой и Калужско-Рижской линиях уже можно заметить самые современные поезда «Москва-2020», которые отражают, каким будет метро в будущем.

За последние 10 лет в московском метро запустили около 3500 новых вагонов. Доля поездов нового поколения уже составляет 63,5%, и она постоянно растёт. Так, за следующие 3 года планируется пустить на рельсы ещё более 1000 вагонов.

Средний возраст подвижного состава московского метро

Московское метро молодеет быстрее всех в мире*

В московском метро появится новая линия

Новое лицо Московского метрополитена — поезд «Москва-2020», который уже можно встретить на Кольцевой и Калужско-Рижской линиях. Новинку собирают на заводе в Мытищах, откуда выходили вагоны для московского метро с 1935 года.

Новый интерьер

В новых вагонах есть экраны с интерактивной схемой, на которой можно спланировать маршрут. Диагональ увеличили с 19 до 27 дюймов и заменили сенсор, который теперь реагирует быстрее и точнее.

Впервые в вагонах московского метро экраны не только на стенах, но и на потолке. Для информации о движении поезда и новостях столицы под потолком установили консольные LCD-мониторы — по четыре на каждый вагон. Также по сравнению с поездами предыдущего поколения «Москва», в обновлённом вагоне установили в пять раз больше USB-зарядок.

В московском метро появится новая линияВ московском метро появится новая линия

Чтобы гости города не пропустили свою станцию и не перепутали направление, в вагоне увеличили наддверные табло и добавили внешние боковые табло с названием следующей и конечной станций. Также для лучшей навигации светодиодная подсветка под сиденьями и над окнами обозначает цвет линии метро.

Ключевые преимущества поезда нового поколения

В московском метро появится новая линия

Обеззараживание воздуха и контроль температуры

В московском метро появится новая линия

40 — 48 USB-зарядок в вагоне

В московском метро появится новая линия

На 57% шире межвагонный проход

В московском метро появится новая линия

Дверные проёмы расширены до 1,6 метров

На 15% меньше шума по сравнению с предыдущими поездами

Новый дизайн

Боковые табло

Экраны 27 дюймов с интерактивной схемой

4 LCD-монитора на потолке

Внешний вид нового поезда выбирали москвичи, а дизайн итогового варианта разработали совместно с дизайн-бюро ItalDesign, которое сотрудничает с Audi, Airbus, McLaren и Lamborghini.

Новые фары, сделанные из современных светодиодов с линзами, в тоннеле освещают путь на 300 метров, а при въезде на станцию и встрече с другим поездом автоматически снижают яркость, чтобы не слепить пассажиров и машинистов.

Чтобы посадка в поезд не была стрессом для пассажиров, в новых вагонах увеличили дверной проём до 1,6 метра. Сами двери сделали сдвижными вместо прислонно-сдвижных, а в створки добавили светодиодные полосы, которые предупреждают пассажиров о закрытии, и систему противозажатия людей и багажа.

Инновации в «Москве-2020» не ограничились футуристичным дизайном и удобствами для пассажиров. Теперь в кабину машиниста можно попасть по индивидуальной карте доступа. Она же пригодится для запуска системы управления. В предыдущей модели поезда для этого использовался пароль. Для комфорта машиниста есть автоматическая шторка для защиты от солнца и охладитель напитков.

Изменился и пульт машиниста, теперь в нём почти в два раза меньше кнопок, а управлять основными функциями при этом стало гораздо удобнее за счёт широких сенсорных экранов. Для удобства машиниста в кабине стоит эргономичное кресло с подогревом, в котором можно настроить высоту, положение подлокотников, спинки и поясничной опоры, а также три режима системы подрессоривания.

Новые стандарты безопасности

Для безопасности в вагоне нового поезда установили по восемь камер с функцией записи аудио, которые передают информацию в Единый диспетчерский центр для быстрого реагирования на нестандартные ситуации. А для комфорта стоячих пассажиров на полу покрытие с защитой от скольжения и новая система поручней, до которой можно дотянуться из любой точки салона.

В каждом вагоне нового поезда стоят две климатические установки, которые, помимо того что следят за температурой в салоне, очищают от вирусов и бактерий по 3300 кубических метра воздуха в час.

Кабина машиниста адаптирована к системе «Антисон», которая постоянно в режиме онлайн контролирует состояние машиниста во время движения поезда. Ещё здесь есть визуальное и звуковое информирование о неисправностях состава, четыре камеры наблюдения и автоматическая блокировка дверей на скорости более 15 км/ч.

Сравнение поезда «Москва-2020» и зарубежных аналогов*

Система раннего обнаружения дыма

Интерактивные дисплеи для навигации

* В сравнении с Siemens Inspiro, Alstom S9000, Hyundai Rotem H10, CAF M300

«Вилки» метрополитена: каким могло стать московское метро, но не стало

Маршрутное движение в Московском метрополитене было уже с момента его открытия 15 мая 1935-го года. Позже так называемые «вилки» то появлялись, то исчезали из его практики. А ещё в московском метро есть ряд артефактов в тоннелях, напоминающих о несбывшихся проектах.

15 мая 1935 — 13 марта 1938

С момента запуска движения и до ввода Покровского радиуса движение по Сокольнической линии осуществлялось от станции «Охотный ряд» в двух направлениях — к «Парку культуры» и к «Смоленской», позже — «Киевской». Участок от «Александровского сада» до «Киевской» сначала был соединён с Покровским радиусом, а позже был выделен в отдельную Филёвскую линию.

Между первой и второй промежуток был большой

Так как «вилочное» движение посчитали хорошим способом для экономии при пуске Сокольнической линии, и проблем оно не создавало, то начали предлагать разветвления и для проектируемых участков.

Например, одна из схем 1935-го года показывает Рижский радиус (тогда — Дзержинский), на котором после станции «Алексеевская» появляется «вилка»: маршруты к станции на севере ВДНХ и вдоль Ярославского шоссе.

Причём, последний явно становился основным, так как имел на схеме бОльшую протяжённость. 

Вообще, схема интересна тем, что на ней показано соединение Калининского (тогда — Рогожского) и Краснопресненского радиусов по Бульварному кольцу. Предполагалось в будущем отдать эту часть Кольцевой линии, а нынешняя Кольцевая линия считалась Большим Кольцом, о чём есть надпись на вставке в путевой стене «Курской»-«кольцевой». 

Таким образом хотели сэкономить на центральном участке линии, который должен был строиться позже, как и южная часть кольца.

На следующей схеме в эту систему попадёт ещё одна линия, условно — Калужско-Тимирязевская, а в 1947-м году на другой схеме в последний раз появится эта идея с Серпуховско-Останкинской и Калужско-Тимирязевской линиями, причём отдельным маршрутом должно было быть движение по кольцу между участками этих линий. 

Количество заделов на перегонах для разделения линий, которое могло и не состояться в будущем, должно было быть значительным.

На другой схеме, 1940-го года, прошлого предложения уже нет (остался лишь основной маршрут вдоль Ярославского шоссе), зато появилась новая «вилка», уже на Замоскворецкой линии.

После «Сокола» поезда предлагалось пустить как к «Войковской» (на самом деле, на схеме показана не она, а отменённая станция «Окружная» у тогдашнего расположения платформы Ленинградская Рижского направления железной дороги, ныне — Стрешнево), так и в сторону Тушино вдоль Волоколамского шоссе. 

Трассировка Замоскворецкой линии и число станций менялись, однако при строительстве этого участка «Сокол» — «Речной вокзал», открытого 31 декабря 1964 года, всё же были оставлены по обоим путям заделы для реализации этой идеи, которая не была реализована. Незадействованные камеры съездов хорошо видны из поезда на перегоне от «Войковской» до «Водного стадиона».

В московском метро появится новая линия В московском метро появится новая линия

Далее следует обратиться к схеме 1960-го года, на которой показаны «вилки» на Сокольнической и Замоскворецкой линиях. Про последнюю читай дальше, а насчёт первой — после «Преображенской площади» линия шла либо вдоль Щёлковского шоссе к «Черкизовской» и на одну станцию дальше, либо по маршруту в район Богородское, а на других схемах и дальше в Метрогородок. 

Читайте также:  Какой способ накопить на квартиру самый выгодный и надежный?

Кроме того, на приведённой ниже схеме показано разделение на два радиуса от станции «Трубная» — Рижский и Тимирязевский. С другой стороны шёл общий Таганский радиус (тогда — Ждановский).

Обратите внимание на планировку кварталов вдоль Большой Черкизовской и Халтуринской улиц, Халтуринского проезда. Дома здесь построены с заделом под ответвление Сокольнической линии. А позднее такое же решение было применено на перегоне «Кузьминки» — «Рязанский проспект» Таганско-Краснопресненской линии для поворота трассировки на 90 градусов через жилые кварталы. 

Каких-либо подтверждённых заделов на перегоне между станциями «Преображенская площадь» и «Черкизовская» сейчас нет, но он перестраивался при продлении линии. Возможно, что вот этот заложенный участок в путевой стене, где сейчас двери в служебные помещения, это и был задел по 1-му пути от «Черкизовской» к «Перображенской площади»:

В московском метро появится новая линия В московском метро появится новая линия

30 декабря 1984 — 20 ноября 1995

На Замоскворецкой линии в течение чуть более, чем десяти лет действовало маршрутное движение от «Каширской» до «Каховской» и до «Орехово», а позже — «Красногвардейской». Причём станция «Каширская» изначально была построена двухзальной с возможностью дальнейшего разделения этой линии на две независимые и включения линии «Каширская» — «Каховская» в состав Большой Кольцевой линии. 

Самое интересное, что движение до 1984-го года с 11 августа 1969-го осуществлялось исключительно до «Каховской».

А с 20 ноября 1995-го до 29 октября 2019-го действовала Каховская линия, что вобрала в себя отколовшийся «осколок» Замоскворецкой.

Интересно, что все эти пертурбации были заложены ещё в конце 1950-х — начале 1960-х годов при проектировании Замоскворецкой линии, что можно увидеть на схеме из предыдущего раздела.

Добавим ещё «вилок» на схему метро?

Итак, в 1960-1970-е годы планирование «вилки» на Замоскворецкой линии было завершено, двухзальная «Каширская» приняла пассажиров, и они ещё не знали, что ездят до «Каховской» по этой линии временно. 

В 1971-м году появилась схема, показанная выше. На ней был добавлен ещё ряд «вилок» помимо разветвления Сокольнической линии. Начнём с того, что не было реализовано ни в каком виде.

Это «вилка» в Рабочий посёлок на Филёвской линии, «вилка» в Очаково-Матвеевское на Солнцевской и разветвление от «Петровско-Разумовской» в Алтуфьево и Лианозово.

Вместо последнего туда построили отдельные линии, которые пересекаются на этой станции.

Зачем третий путь на «Полежаевской»

Станция «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии построена с тремя путями в границах платформенной части с расчётом на дальнейшую «вилку» в Серебряный бор и Строгино вдоль проспекта Маршала Жукова. На схеме выше серым цветом показаны построенные тоннели этой линии, синим — примерная траектория планировавшегося продления.

Существует пара схем с техзонами для такого продления, зарезервированных на случай возврата к этим планам.

Позднее при перепроетировании Большой Кольцевой линии, когда её станция «Карамышевская» была «посажена» на техзону ответвления Таганско-Краснопресненской линии, данная техзона была ликвидирована.

Примерно в то же время часть Рублёво-Архангельской от улицы Демьяна Бедного до Живописной улицы перепроектировали так, что эта линия уже не идёт теперь вдоль проспекта Маршала Жукова.

От того проекта как памятник сохранился третий путь «Полежаевской» и тупик за ним, использующиеся для ночной расстановки подвижного состава.

Не работавшая с момента пуска станции 30 декабря 1972 года до открытия пересадки на «Хорошёвскую» Большой Кольцевой линии, теперь доступна для пассажиров.

надо сказать, что с пассажиропотоком Краснопресненского радиуса шансы на реализацию «вилки» были нулевыми.

В московском метро появится новая линия В московском метро появится новая линия

Как опять «прокатили» жителей «Ярославки»

Выше я уже описывал планы ещё 1930-х годов по линии вдоль Ярославского шоссе. В дальнейшем от них отказались из-за трассировки Рижского радиуса к Ботаническому саду и далее на север.

Однако всё та же схема развития 1971-го года показывает ещё одну «вилку» для маршрутного движения «Свиблово» — «Бабушкинская» и «Свиблово» — «Лосиноостровская». Выше приведена техзона для этого продления, которая до сих пор сохраняется.

По обоим путям при строительстве перегона «Свиблово» — «Бабушкинская» сделаны заделы под камеры съездов. 

Здесь тоже нулевая вероятность их использования, так как с момента пуска участка Калужсско-Рижской линии 29 сентября 1978-го года «ВДНХ» — «Медведково» пассажиропоток линии настолько вырос, что даже продление её до Мытищ приведёт к коллапсу (правда, там не только в этом дело, но об этом как-нибудь в другой раз).

В московском метро появится новая линия В московском метро появится новая линия

С 1970-х и до 1990-х годов никаких разветвлений в московском метро больше не планировали. Но в 1996-м году на ряде схем появились новые «вилки». От станции «Селигерская» Люблинско-Дмитровской линии на них был показан альтернативный маршрут вдоль Коровинского шоссе с двумя станциями на пересечениях с улицей 800-летия Москвы и Базовской улицей:

Вторая «вилка» была изображена на Арбатско-Покровской линии, причём в двух вариантах: от «Славянского бульвара »вдоль Можайского шоссе с тремя станциями «Аминьевское шоссе», «Рябиновая улица» и «Можайское шоссе» и от непостроенной станции «Минская» этой линии тоже с тремя станциями в Матвеевском и Очаково.

Скорее всего, дело обстояло следующим образом: строилось продление Калининской линии через Сити в Строгино, и к ней подключался участок от «Строгино» до «Митино» Арбатско-Покровской линии.

Участок «Кунцевская» — «Строгино» передавался Филёвской линии, а Арбатский радиус, освободившись, мог быть продлён аж в двух направлениях на запад: поезда от «Парка Победы» шли бы к «Славянскому бульвару» и дальше в район Можайский, либо в Очаково.

Показанные на схемах планы не были никак реализованы ни в 2000-х годах, ни позже. Зато на схеме московского метро появились другие «вилки».

10 сентября 2005 — настоящее время

Через десять лет после избавления московского метро от единственной на тот момент «вилки» на его сети появилась следующая — был запущен участок от «Киевской» до «Выставочной» (тогда «Делового центра») Филёвской линии. 

30 августа 2006-го на этом же ответвлении открылась ещё одна станция — «Международная». Таким образом, маршрутное движение осуществляется от станции «Киевская» Филёвской линии к «Международной» и «Кунцевской».

Были разные предложения по ликвидации «вилки». Например, соединение «Международной» со станцией «Фили» этой же линии, другого ответвления, с ликвидацией станций «Студенческая» и «Кутузовская».

Но это и другие предложения никогда не были в официальных планах.

26 февраля 2018 — 12 декабря 2020

Первый участок Большой Кольцевой линии «Деловой центр» — «Петровский парк» (с 30 декабря 2018-го «Савёловская») был интегрирован с движением по Солнцевской линии, так как на тот момент (и сейчас) Большая Кольцевая линия не имела своего депо, а до 9 ноября 2020-го связи с другими линиями. 

Движение осуществлялось от станции «Шелепиха» на Большой Кольцевой к «Деловому центру» той же линии и «Парку Победы» Солнцевской линии и далее по ней до «Рассказовки».

Этот участок обслуживался и продолжает обслуживаться подвижным составом, который приписан к электродепо «Солнцево» (ТЧ-18).

Начиная с 12-го декабря 2020-го линии были разделены, и теперь движение по данному участку Большой Кольцевой осуществляется от собственной станции «Деловой центр» до «Савёловской», а по Солнцевской — от соседней станции «Деловой центр» до станции «Рассказовка».

Март 2021 (?) — 2023-2024

Очень скоро на Большой Кольцевой линии появится новая «вилка». Из-за пуска ответвления от «Хорошёвской» до «Мнёвников», который состоится в ближайшее время, было ликвидировано предыдущее разветвление. Теперь поезда от «Хорошёвской» поедут до «Делового центра» Большой Кольцевой и до «Мнёвников», а позднее — до «Каховской» (возможно, с конца 2021-го года). 

После замыкания Большой Кольцевой линии в 2022-2023-х годах эта вилка продолжит работу какое-то время до закрытия движения на участке от «Шелепихи» до «Хорошёвской» для встройки второй камеры съездов. Это требуется для включения участка «Деловой центр» — «Шелепиха» в состав проектируемой Рублёво-Архангельской линии.

Когда поедем из Москвы в Московский?

При строительстве участка от «Тропарёво» до «Саларьево» Сокольнической линии за станцией «Саларьево» были оставлены заделы в виде камер съездов как для дальнейшего продления линии, так и для служебно-соединительных ветвей в электродепо «Саларьево», которое планировалось разместить рядом с одноимённой станцией. 

Впоследствии депо было перенесено ещё два раза, пока для него не нашли площадку в Коммунарке. Заделы для ответвления в депо остаются невостребованными. Одна из схем с перспективами развития московского метро 2016-го года содержит предложение построить от заделов ответвление в город Московский, расположенный в Новомосковском округе города Москвы. 

Причём данное направление предлагается строить в первую очередь, а направление на Коммунарку — во вторую. Но местная политика сделала своё дело, и 20 июня 2019-го года открылся участок «Саларьево» — «Коммунарка», а про ответвление на Московский успешно забыли.

На другой схеме от АО «Моспромпроект» от 2015-го года показано нескоько другое предложение, но тоже есть две станции после «Саларьево» сторону до города Московский.

Не уверен, что привязка к местности здесь точная, но всё же она лучше, чем у строительной схемы 2016-го года. Первая станция была «посажена» в районе деревни Картмазово, вторая — в самом Московском.

Читайте также:  В петербурге «спб реновация» заморозила проект из-за протеста 1 жителя

А вот и сами заделы (средние пути) на следующих двух фото и место выхода их на поверхность (отсюда должен был начинаться рамповый участок в депо):

В московском метро появится новая линия В московском метро появится новая линия

Подведём итоги…

Итак, несмотря на то, что количество «вилок» в московском метро не сходит на ноль, всё же большинство их временные решения. Маршрутное движение по Большой Кольцевой линии должно исчезнуть после её замыкания, либо чуть позже, но всё же это случится. Разветвления Сокольнической линии нет ни в каких планах и схемах, начиная с 2017-го года. 

Только Филёвская линия будет сохранять оба своих «хвоста» на западе, и этой перспективе пока ничто не угрожает. Чаще всего разделение линий Московского метрополитена на направления движения к разным концам это плохая идея, так как на каждом из них растут интервалы движения, кроме общего участка. А пассажиропоток столичной «подземки» известен. 

В час-пик нередки сбои движения из-за тех пассажиров, которые держат двери поезда, а наличие «вилки» является при этом отягощающим фактором. Поэтому от большинства на линиях метро в Москве отказались, и исключение только подтверждает это правило.

Метро еще ближе: у каких ЖК появятся новые станции?

Новые станции метро появляются в Москве с поразительной скоростью. Какие жилые комплексы выиграют от соседства с «подземкой» и как это повлияет на динамику цен?

Метро в Новой Москве

ЦИАН уже писал о том, что к 2019 году более половины предложения Новой Москвы так или иначе будет охвачено сетью метрополитена. Однако пока проектируемые и строящиеся станции оказывают незначительную влияние на динамику цен, считает Алексей Попов, руководитель аналитического центра ЦИАН.

В частности, застройщики вдоль Калужского шоссе не спешат дополнительно индексировать цены. «Они и так повысились за последние 9-12 месяцев в рамках общего изменения ценовых уровней на новых территориях.

Это связано как со строительством дорожной инфраструктуры, так и с тем, что жилые комплексы, реализация которых стартовала в начале десятилетия, постепенно превращаются в полноценные городские районы», – говорит эксперт.

Тем не менее, с точки зрения транспортной доступности выигрыш от открытия новых станций очевиден. Посмотрим, что это за станции и какие новостройки окажутся по соседству.

  • 1. Станция метро «Пыхтино» Калининско-Солнцевской линии (ожидаемое открытие 2022 год)
  • Местоположение: поселение Внуковское рядом с деревней Пыхтино.
  • ЖК «Солнцево парк»

В московском метро появится новая линия

Больше всех от строительства этой станции выиграет микрорайон «Солнцево-парк», состоящий из 28 корпусов переменной этажности. Комплекс возводится уже шесть лет, окончательный срок сдачи – 2020 год.

Станция «Пыхтино» разместится в семи минутах ходьбы от ЖК. Пока до ближайшей станции «Румянцево» можно доехать за 15 минут. Минимальный бюджет покупки в этом проекте – 2,75 млн рублей за студию 20,3 кв.

м.

  1. 2. Станция метро «Новомосковская» Сокольнической линии (откроется ориентировочно в 2022 году)
  2. Местоположение: поселение Сосенское у пересечения строящейся автомобильной трассы Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе с улицей Александры Монаховой.
  3. ЖК «Белые ночи»

Этот ЖК комфорт-класса расположен в непосредственной близости от запланированной станции (около 500 м). Ввод эксплуатацию намечен на 2019 год. Студия площадью 24,9 кв. м в этом проекте стоит примерно 3,8 млн рублей.

ЖК «Скандинавия»

В московском метро появится новая линия

Южная часть масштабного проекта комфорт-класса (ввод – 2019-2020 годы) будет расположена в 700-800 метрах от проектируемой станции. Сейчас добираться до метро от комплекса приходится на транспорте. «Однушка» площадью 28,9 кв. м в этом ЖК стоит около 3,9 млн рублей.

Большая кольцевая линия метро

Строящиеся станции Большой кольцевой линии (БКЛ) либо являются пересадочными на давно работающие отрезки, либо находятся в зоне комфортной доступности, либо появятся на участках, свободных от застройки.

Так что ввод БКЛ приведет к расширению возможностей при построении маршрутов, но не к кардинальному росту качества транспортной доступности. По этой причине заметный рост цен вблизи новых станций пока маловероятен.

Алексей Поповруководитель аналитического центра ЦИАН

  • 1. Станция метро «Давыдково» (2021 год)
  • Местоположение: на границе районов Фили-Давыдково и Можайский, вблизи примыкания Инициативной улицы к Аминьевскому шоссе.
  • ЖК «LIFE-Кутузовский»
  • В московском метро появится новая линия

Появление этой станции улучшит транспортную доступность жилого комплекса бизнес-класса «LIFE-Кутузовский» (сдается в 2019-2020 годы). В настоящее время расстояние до Кунцевской составляет 2,5 км, ехать надо на транспорте. Расстояние же до будущей станции составит около 1,8 км – дойти до нее пешком можно примерно за 22 минуты. Минимальный бюджет покупки – 10,3 млн рублей.

  1. 2. Станция метро «Зюзино» (2020 год)
  2. Местоположение: в районах Зюзино и Черемушки, на пересечении улицы Каховка и Севастопольского проспекта.
  3. ЖК «Розмарин»В московском метро появится новая линия

Транспортная доступность уже сданного жилого комплекса бизнес-класса «Розмарин» несколько улучшится за счет этой строящейся станции. Расстояние до нее составит около 900 м. Сегодня до ближайшего метро («Новые Черемушки») – 1,7 км. «Однушка» площадью 68 кв. м в этом проекте стоит 15,6 млн рублей. 

  • 3. Станция метро «Улица Народного ополчения» (2020 год)
  • Местоположение: в районе Хорошево-Мневники, на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Демьяна Бедного.
  • ЖК «Счастье в Мневниках»

В московском метро появится новая линия

Этот сданный ЖК бизнес-класса будет находиться менее чем в 200 м от будущей станции. Для сравнения: сейчас расстояние до ближайшей станции МЦК «Хорошево» составляет 1,5 км. Минимальная стоимость предложения – 9,6 млн рублей («однушка» площадью 36,1 кв. м).

ЖК WelltonPark

В московском метро появится новая линия

Масштабный ЖК бизнес-класса Wellton Park уже сдан. Появление новой станции метро улучшит транспортную доступность комплекса, так как пока до всех станций метро (включая станции МЦК) нужно добираться на наземном транспорте. Станция «Улица Народного ополчения» разместится менее чем в 1,5 км от ЖК. Однокомнатную квартиру площадью 26 кв. м в этом проекте можно купить за 6,2 млн рублей.

  1. 4. Станция метро «Улица Новаторов» (2020 год)
  2. Местоположение: на границе районов Проспект Вернадского и Обручевский, вдоль улицы Новаторов, у ее примыкания к Ленинскому проспекту.
  3. ЖК The MID

В московском метро появится новая линия

Транспортная доступность этого готового жилого комплекса бизнес-класса существенно улучшится. Будущая станция расположится всего в 400 м от ЖК, в то время как сейчас до ближайших станций нужно доезжать на наземном транспорте. Минимальный бюджет покупки – 14,7 млн рублей за «однушку» площадью 50,6 кв. м.

ЖК «Квартал 38А»

В московском метро появится новая линия

К метро приблизится и почти готовый ЖК бизнес-класса «Квартал 38А». До станции «Улицы Новаторов» можно будет дойти за 15 минут, в то время как сейчас для того, чтобы добраться до «Калужской» и других станций, надо пользоваться наземным транспортом. Минимальный бюджет покупки – 17,7 млн рублей за «однушку» площадью 69 кв. м.

  • 5. Станция метро «Нагатинский затон» (2023 год)
  • Местоположение: в районе Нагатинский Затон, возле дома №3 по Коломенской улице.
  • ЖК RiverPark
  • В московском метро появится новая линия

Строящаяся станция улучшит транспортную доступность масштабного проекта комфорт-класса (последние корпуса сдаются в 2019 году). Сейчас ближайшая станция метро – «Коломенская» – отделена от ЖК расстоянием в 2,7 км, между тем расстояние до «Нагатинского затона» составит менее 1,5 км. Минимальный бюджет покупки – 7,7 млн рублей за «однушку» площадью 38 кв. м.

  1. Люблинско-Дмитровская линия
  2. По мнению Алексея Попова, продление Люблинско-Дмитровской линии на север и запуск метро до «Селигерской» уже были учтены в формировании ценовой политики новостроек, дальнейшее повышение цен нецелесообразен.
  3. 1. Станция метро «Улица 800-летия Москвы» (предположительное открытие в 2022 году)
  4. Местоположение: пересечение Дмитровского шоссе и улицы 800-летия Москвы.
  5. ЖК «Летний сад»

Этот строящийся ЖК комфорт-класса (сдается с 2018 по 2022 год) получит самое выгодное расположение по отношению к проектируемой станции. Расстояние до нее составит около 500 м, в то время как до станции «Селигерская» надо добираться на транспорте. Минимальная стоимость предложения – 6,1 млн рублей за «однушку» площадью 35,5 кв. м.

ЖК «Город»

Удачное расположение по отношению к проектируемой станции имеет и находящийся по соседству ЖК «Город» (вторая очередь сдается в 2019 году). Студия площадью 24,5 кв. м обойдется в 3,2 млн рублей.

ЖК «Дмитровский парк»

Несколько улучшится и транспортная доступность ЖК комфорт-класса «Дмитровский парк» (сдается в 2020-2021 годы). Сейчас до ближайшей станции метро «Селигерская» надо ехать на транспорте, а до «Улицы 800-летия Москвы» можно будет дойти за 17-20 минут. Минимальная стоимость предложения – 3,7 млн рублей за студию площадью 19,9 кв. м.

  • 2. Станция метро «Физтех» (предположительное открытие в 2022 году) 
  • Местоположение: на территории района Северный, вдоль Дмитровского шоссе, к северо-западу от пересечения с Долгопрудненским шоссе.
  • ЖК «Норд» 

Ближе всех к проектируемой станции расположится комплекс апартаментов бизнес-класса «Норд» (сдается в 2020 году). Расстояние до нее составит не более 200 м. Минимальная стоимость предложения – 2,8 млн рублей за апартаменты площадью 26,2 кв. м.

ЖК «Северный»

Станция «Физтех» будет располагаться в 500-600 м от микрорайона «Северный» (последние два корпуса вводятся в эксплуатацию в 2019 году). Но здесь уже нет предложений на «первичке». Самый дешевый лот на «вторичке» – 26-метровая студия с чистовой отделкой за 4,1 млн рублей.

сайт стройкомплекса Москвы, фотосток

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *