В Екатеринбурге на 1000 человек приходится 624 кв. м магазинов

По словам генерального директора Центра недвижимости «МАН» Николая Савина, возросший интерес к коммерческой недвижимости объясняется надежностью инвестиций в сравнении с другими вариантами: на фондовом и жилищном рынках аналитики говорят о пузыре, который создается за счет резкого притока непрофессиональных игроков и льготной ипотеки. Кроме этого, в случае с жильем есть риск, что дом не достроят, пишет РБК Екатеринбург. По словам Савина, в некоторых бизнес-центрах арендная ставка выросла на 30% в сравнении с тем уровнем, что был до пандемии.

В Екатеринбурге на 1000 человек приходится 624 кв. м магазинов

— У меня есть офисное здание («БизнесМАНцентр» на ул. Московской) площадью 18 тысяч квадратов. Ставка за год выросла с 500 до 650 рублей за метр, плюс коммунальные платежи. Заполняемость – 95%. Если что-то освобождается, то через месяц сдается.

Савин считает ошибочным мнение о том, что из-за перехода в онлайн компании отказываются от офисов и на рынке образовался профицит таких площадей. По его словам, вся коммерческая недвижимость, за исключением недостроенной или неликвидной, занята.

По словам риелтора, наиболее востребованы сейчас торговые помещения площадью 200–500 кв. м и склады в 500–1500 кв. м. Качественных и интересных объектов на рынке осталось мало. Окупаются вложения через перепродажу или аренду в течение 5–10 лет.

Средний чек по сделке – 100–150 млн рублей.

«Рынок меняется. Раньше покупали магазинчики по 10 миллионов рублей, сейчас ищут крупные объекты, готовые. В том числе через банкротство – они дешевле рынка в два раза, поэтому окупаемость высокая. Выгодный объект – это хорошая локация и интересное назначение. На них есть спрос», – добавил он.

В Екатеринбурге на 1000 человек приходится 624 кв. м магазинов Григорий Постников, 66.RU

Аналитик Уральской палаты недвижимости Константин Октаев подтвердил информацию о росте спроса на офисы и дефиците качественных помещений. По его словам, даже несмотря на пандемию, многие компании не стали сокращать занимаемые площади.

«Площади не освобождаются – закрылись единицы, а из-за перехода на удаленку мало кто переезжает. Некоторые меняют офис, но это очень рискованное предприятие, потому что вернуться обратно уже не получится – просто не найти другое большое помещение», – говорит Актаев.

По его словам, арендная ставка в офисах росла в 2019 году, затем почти не менялась, а в первом квартале 2021 года выросла в среднем на 10%. «На самом деле этот рынок – полярный: качественные помещения класса «А» забиты, а в морально устаревших офисниках 2000-х годов много свободных площадей. Причем качественно рынок не развивается уже много лет.

Те объекты, которые сдали в последнее время, закладывали еще 3–5 лет назад. Сейчас на стадии активного строительства в Екатеринбурге только около 40 тысяч квадратных метров офисной недвижимости. Это почти ничего. То есть в ближайшее время для крупных компаний офисов не будет. Именно поэтому все чаще фирмы строят для себя сами», – пояснил эксперт.

По словам аналитика, сейчас средняя стоимость одного квадратного метра с учетом коммунальных платежей в офисах класса «А» – 1600 рублей, класса «B+» – 1000 рублей, «B» – 800–900 рублей, «С» – 500 рублей.

Независимый эксперт по складской недвижимости Виталий Хиль подтверждает рост интереса инвесторов и к складским помещениям.

В Екатеринбурге на 1000 человек приходится 624 кв. м магазинов

— Но здесь надо разделять, кто на чем зарабатывает. Большие компании, которые занимаются строительством, с удовольствием начали смотреть на складские проекты. Но они планируют строить под кого-то, обычно под федеральные сети. Построили за полтора года, передали заказчику и заработали 15–20%.

Если аренда, то здесь возврат инвестиций – больше восьми лет. Но это интереснее, чем с офисами, где окупаемость бывает до 15 лет. Бизнес стабильный. Я его отслеживаю с 2008 года, и за это время каких-то сильных падений и взлетов не было. Но ставка растет медленно.

С 2014 года она увеличилась только на 15%.

По его словам, доходность от сдачи складов в аренду в среднем составляет 10–14% годовых, что часто выше доходов на фондовом рынке (при консервативном портфеле). Кроме этого, есть нечто среднее – вложения в складской бизнес через покупку пая инвестфонда, который строит склады.

В Екатеринбурге примеров таких компаний пока нет, на федеральном уровне один из самых заметных игроков – PNK Group (имеет три логистических комплекса в Екатеринбурге и пригороде).

По словам эксперта, это одна из наиболее устойчивых моделей, поскольку из ПИФа очень сложно забрать активы – как правило, необходимо согласие всех пайщиков. «Больше доходность может быть в небольших многоуровневых складах, которые строятся в самом городе.

В Москве сейчас появляются единичные проекты такого формата, внутри МКАДа. Там ставки значительно выше, чем на складах класса «А», – отметил эксперт.

По его словам, всего в Екатеринбурге и рядом с ним (в радиусе 15–20 км) работают логистические комплексы общей площадью порядка 1,8–2,7 млн кв. м. За последний год добавилось около 100 тыс. кв. м складов.

Генеральный директор ГК «АТЛАС Девелопмент» (застройщик логопарка «Кольцовский») Владимир Городенкер рассказал, что востребованность складских помещений в 2021 году начала расти на фоне провального 2020 года. По его словам, в пандемию спрос на них сильно упал.

В Екатеринбурге на 1000 человек приходится 624 кв. м магазинов

— Сильнее всего видно развитие у E-commerce (электронная коммерция). Остальные сегменты достаточно стабильны. Если говорить в целом по рынку, на складах класса «А» инвестактивность чуть выше в этом году в силу выхода из пандемии компаний – потребителей складской недвижимости. Новых потребителей мы пока не видим: все кто планировал свое развитие в 2020 году, плавно перешли в 2021-й.

Владимир Городенкер подчеркнул, что логистический бизнес – низкомаржинальный. Инвестиционный цикл здесь длиннее, чем в жилой и офисной недвижимости, а рентабельность значительно ниже. И скоро она снизится еще больше из-за роста цен на металлы и импортные материалы, необходимые для строительства.

«Себестоимость дорожает очень сильно – за предыдущий год она выросла на 18% . А в этом году мы увидим плюс еще 15–20%. Нас уже предупредили металлотрейдеры. Плюс из-за падения курса рубля значительно дорожает все импортное: вентиляционное оборудование, лифты, освещение, отделочные материалы.

При этом арендные ставки такими темпами не растут. Очень сложно стало укладываться в проектную себестоимость строительства, чтобы арендный бизнес был выгодной инвестицией для девелопера», – добавил Городенкер.

По словам бизнесмена, толчком для развития рынка складской недвижимости должна стать экспансия федеральных компаний.

Директор по развитию и совладелец компании «Истэйт» (fee-девелопер логопарка «Высота») Евгений Сагутдинов объясняет повышенный интерес к складской недвижимости эффектом отложенного спроса.

В Екатеринбурге на 1000 человек приходится 624 кв. м магазинов

— На рынке уже давно ничего не происходит. Вокруг Екатеринбурга очень много лендлордов, у которых тысячи гектаров земли. Они объявляют в воздух – здесь будет логопарк. И смотрят, как рынок на это реагирует. Реальных проектов нет.

А агломерация растет, потребность увеличивается. Проблема в том, что онлайн-магазинам нужно 3-4 дня на доставку в Екатеринбурге, но, по статистике, покупатель не готов ждать больше двух суток.

Из-за этого все стараются держать склады максимально близко к покупателям.

При этом федеральные сети только искусственно увеличивают емкость рынка – они строят объекты лишь под собственные нужды, то есть свободных площадей не прибавляется. Местный же бизнес до сих пор идет на этот рынок неохотно. «У нас внутри инвесторов очень мало. Складской бизнес – это рискованная зона с очень тяжело прогнозируемыми сроками.

Например, взять склад 10 тыс. кв. м – одна из самых ходовых площадей. Чтобы его построить, надо 400 млн рублей. В Екатеринбурге не так много инвесторов, которые готовы вкладывать в это деньги.

Московский регион развивается за счет больших инвестиционных фондов, которые большими площадями покупают, а у нас просто некому», – резюмировал Сагутдинов.

В екатеринбурге инвесторы уходят с биржи и вкладываются в офисы и склады :: екатеринбург :: рбк

Несмотря на пандемию в Екатеринбурге резко растет спрос на всю коммерческую недвижимость – офисную, торговую и складскую. На рынок идут те, кто раньше вкладывался в ценные бумаги, жилье и драгоценные металлы.

В Екатеринбурге на 1000 человек приходится 624 кв. м магазинов

РБК Екатеринбург

Генеральный директор Центра недвижимости «МАН» Николая Савина объясняет эту тенденцию тем, что инвестиции в коммерческую недвижимость сегодня более безопасны – на фондовом и жилищном рынках аналитики говорят о пузыре, который создается за счет резкого притока непрофессиональных игроков и льготной ипотеки. В случае с жильем помимо этого есть риск, что дом не достроят. По словам риелтора, в некоторых бизнес-центрах арендная ставка выросла на 30% в сравнении с тем уровнем, что был до пандемии:

«У меня есть офисное здание («БизнесМАНцентр» на ул. Московской) площадью 18 тысяч «квадратов». Ставка за год выросла с 500 до 650 рублей за метр, плюс коммунальные платежи. Заполняемость – 95%. Если что-то освобождается, то через месяц сдается».

Николай Савин отметил, что компании редко отказываются от офисов из-за перехода на удаленный режим, напротив – на рынке появился профицит таких площадей. По его словам, вся коммерческая недвижимость в целом занята:

«Стоят только недострои и неликвиды. А по жилью – наоборот. Вижу, что много квартир сдается, а там никто не живет – вечером свет не горит. Я не понимаю, откуда люди берут деньги на квартиры по 100 тысяч за метр? Неужели все это ипотека? Тогда это мыльный пузырь. И как это отразится на рынке недвижимости? Кто будет арендовать эти квартиры?»

По словам риелтора, самые востребованные сейчас – торговые помещения площадью 200–500 кв. м и склады в 500–1500 кв. м. Окупаются вложения через перепродажу или аренду в течение 5–10 лет. Средний чек по сделке – 100–150 млн рублей.

«Рынок меняется. Раньше покупали магазинчики по 10 миллионов рублей, сейчас ищут крупные объекты, готовые. В том числе через банкротство – они дешевле рынка в два раза, поэтому окупаемость высокая. Выгодный объект – это хорошая локация и интересное назначение. На них есть спрос», – считает Николай Савин.

Читайте также:  Прокуратура проверяет одного из застройщиков Екатеринбурга

Аналитик Уральской палаты недвижимости Константин Октаев подтвердил, что растет спрос на офисы и дефицит качественных помещений становится все острее.

«Площади не освобождаются – закрылись единицы, а из-за перехода на удаленку мало кто переезжает. Некоторые меняют офис, но это очень рискованное предприятие, потому что вернуться обратно уже не получится – просто не найти другое большое помещение», – пояснил эксперт.

По его словам, арендная ставка в офисах росла в 2019 году, затем почти не менялась, а в первом квартале 2021 года увеличилась в среднем на 10%.

«На самом деле этот рынок – полярный: качественные помещения класса «А» забиты, а в морально устаревших офисниках 2000-х годов много свободных площадей. Причем качественно рынок не развивается уже много лет.

Те объекты, которые сдали в последнее время, закладывали еще 3–5 лет назад. Сейчас на стадии активного строительства в Екатеринбурге только около 40 тысяч квадратных метров офисной недвижимости. Это почти ничего. То есть в ближайшее время для крупных компаний офисов не будет.

Именно поэтому все чаще фирмы строят для себя сами», – пояснил эксперт.

По данным УПН, сегодня средняя цена одного квадратного метра с учетом коммунальных платежей в офисах класса «А» – 1600 рублей, класса «B+» – 1000 рублей, «B» – 800–900 рублей, «С» – 500 рублей.

Независимый эксперт по складской недвижимости Виталий Хиль подтвердил, что у инвесторов вырос интерес и к складам. Он подчеркнул, что здесь стоит разделять два способа инвестирования: строительство для последующей продажи и сдача помещений в аренду. 

«Большие компании, которые занимаются строительством, с удовольствием начали смотреть на складские проекты. Но они планируют строить под кого-то, обычно под федеральные сети. Построили за полтора года, передали заказчику и заработали 15–20%.

Если аренда, то здесь возврат инвестиций – больше 8 лет. Но это интереснее, чем с офисами, где окупаемость бывает до 15 лет. Бизнес стабильный. Я его отслеживаю с 2008 года, и за это время каких-то сильных падений и взлетов не было. Но ставка растет медленно.

С 2014 года она увеличилась только на 15%», – рассказал он.

По мнению эксперта, доходность от сдачи складов в аренду в среднем составляет 10–14% годовых, что часто выше доходов на фондовом рынке при консервативном портфеле. Кроме этого, есть нечто среднее – вложения в складской бизнес через покупку паев инвестфонда, который строит склады.

В Екатеринбурге примеров таких компаний пока нет, на федеральном уровне один из самых заметных игроков – PNK Group (имеет три логистических комплекса в Екатеринбурге и пригороде).

Эта модель считается достаточно устойчивой для бизнеса, поскольку из ПИФа очень сложно забрать активы – как правило, необходимо согласие всех пайщиков.

«Больше доходность может быть в небольших многоуровневых складах, которые строятся в самом городе. В Москве сейчас появляются единичные проекты такого формата, внутри МКАДа. Там ставки значительно выше, чем на складах класса «А», – добавил Виталий Хиль.

По его словам, всего в Екатеринбурге и радиусе 15–20 км работают логистические комплексы общей площадью порядка 1,8–2,7 млн кв. м. За последний год добавилось около 100 тыс. кв. м.

Среди торговой недвижимости наиболее популярны сейчас помещения в спальных районах. Их часто арендуют супермаркеты формата «магазин у дома» и интернет-магазины для размещения там пунктов самовывоза, добавил эксперт.

Генеральный директор ГК «АТЛАС Девелопмент» (застройщик логопарка «Кольцовский») Владимир Городенкер рассказал, что востребованность складских помещений в 2021 году начала расти на фоне провального 2020-го. По его словам, в пандемию спрос на них сильно упал.

«Сильнее всего видно развитие у E-commerce (электронная коммерция). Остальные сегменты достаточно стабильны.

Если говорить в целом по рынку, на складах класса «А» инвестактивность чуть выше в этом году в силу выхода из пандемии компаний – потребителей складской недвижимости.

Новых потребителей мы пока не видим: все, кто планировал свое развитие в 2020 году, плавно перешли в 2021-й» – считает девелопер.

Владимир Городенкер подчеркнул, что логистический бизнес – низкомаржинальный. Инвестиционный цикл здесь длиннее, чем в жилой и офисной недвижимости, а рентабельность значительно ниже. И в ближайшее будущее она еще снизится из-за роста цен на металлы и импортные материалы, необходимые для строительства.

«Себестоимость дорожает очень сильно – за предыдущий год она выросла на 18%. А в этом году мы увидим плюс еще 15–20%. Нас уже предупредили металлотрейдеры.

Плюс из-за падения курса рубля значительно дорожает все импортное: вентиляционное оборудование, лифты, освещение, отделочные материалы. При этом арендные ставки такими темпами не растут.

Очень сложно стало укладываться в проектную себестоимость строительства, чтобы арендный бизнес был выгодной инвестицией для девелопера.», – добавил Владимир Городенкер.

По словам бизнесмена, экспансия федеральных компаний, должна стать толчком для развития рынка складкой недвижимости.

Директор по развитию и совладелец компании «Истэйт» (fee-девелопер логопарка «Высота») Евгений Сагутдинов считает, что повышенный интерес к складской недвижимости объясняется не только развитием электронной торговли в пандемию, но и эффектом отложенного спроса.

«На рынке уже очень давно ничего не происходит. Вокруг Екатеринбурга много лендлордов, у которых тысячи гектаров земли. Они объявляют в воздух – здесь будет логопарк. И смотрят, как рынок на это реагирует. Реальных проектов нет.

А агломерация растет, потребность увеличивается. Проблема в том, что онлайн-магазинам нужно 3-4 дня на доставку в Екатеринбурге, но, по статистике, покупатель не готов ждать больше двух суток.

Из-за этого все стараются держать склады максимально близко к покупателям», – пояснил предприниматель.

Он отметил, что федеральные сети только искусственно увеличивают емкость рынка, строя объекты под собственные нужды, — свободных площадей они не создают. А местный бизнес до сих пор неохотно шел на этот рынок.

«У нас внутри инвесторов очень мало. Складской бизнес – это рискованная зона с очень тяжело прогнозируемыми сроками. Например, взять склад 10 тыс. кв. м – одна из самых ходовых площадей. Чтобы его построить, надо 400 млн рублей.

В Екатеринбурге не так много инвесторов, которые готовы вкладывать в это деньги.

Московский регион развивается за счет больших инвестиционных фондов, которые большими площадями покупают, а у нас просто некому», – пояснил Евгений Сагутдинов.

Второй после «Гринвича»: сравниваем масштабы гигантского торгового центра на окраине Екатеринбурга

  • Огромный молл строят на выезде из города
  • Новый торговый центр появится на севере Екатеринбурга
  • ТРЦ «Веер молл» Екатеринбург | Изумрудный бор / «ВКонтакте»
  • Гигантский ТРЦ на Эльмаше станет вторым по размеру после «Гринвича»

На окраине Екатеринбурга достраивают гигантский торговый центр — Veer Mall. По размерам он должен обогнать «Алатырь», «Радугу-парк» и даже «Мегу». Так что рейтинг самых больших магазинов города серьезно изменится.

Чтобы вы могли оценить масштабы стройки, мы сравнили размеры нового молла с самыми большими торговыми центрами Екатеринбурга. За основу взяли площадь строящегося здания — 167 тысяч квадратных метров. Его контур мы наложили на три самых крупных ТЦ города. Посмотрите, что получилось.

  1. Новый молл в полтора раза больше «Радуги-парк», но настолько же меньше «Гринвича»
  2. Анна Рыбакова / E1.RU
  3. Часть крыши нового ТЦ будет стеклянной
  4. Евгений Кочетков / ТРЦ «Веер молл» Екатеринбург | Изумрудный бор / Vk.com

Открыть Veer Mall должны были в конце 2020 года, но срок перенесли на полгода . Стройку должны закончить в апреле 2021 года. Впрочем, коробка здания уже готова, его можно увидеть на пересечении улицы Шефской с проспектом Космонавтов.

  • ТЦ построили на выезде в сторону Верхней Пышмы
  • Яндекс.Карты
  • Когда молл достроят, он станет вторым по площади в Екатеринбурге. Ну а пока рейтинг торговых центров выглядит так:
  • «Гринвич» — 265 000 кв. м;
  • «Глобус» — 158 000 кв. м;
  • «Мега» — 127 000 кв. м;
  • «Радуга-парк» — 113 163 кв. м;
  • «Алатырь» — 80 000 кв. м;
  • «Карнавал» — 75 000 кв. м.
  • Посмотрите, кто владеет торговыми центрами Екатеринбурга . Бизнесмены опасаются, что пандемия может изменить рынок до неузнаваемости . По их мнению, закрыться в городе может треть магазинов.

    Новости соседних регионов по теме:

    ТРЦ работает в штатном режиме. instagram.com/ozmall Торгово-развлекательный центр возобновил работу в штатном режиме 1 сентября.15:00 01.09.2020 Кубанские Новости — Краснодар

    KU66.Ru KU66.Ru e1.Ru Следим за разгулом стихии в режиме онлайн Новые внизуНовые вверху 20 июня 19:24 Виктория Чулюкина Поделиться На Фрунзе упавшее дерево перегородило тротуар.e1.Ru Уральский рабочий EaNews.Ru e1.Ru архив ГУ МЧС России по Свердловской области В субботу, 19 июня, в Каменске-Уральском произошел пожар. KU66.Ru В Екатеринбурге на 1000 человек приходится 624 кв. м магазинов В МЧС предупредили об осложнении пожароопасной обстановки Порывы ветра будут достигать 23 м/с Артем Устюжанин / Е1.RU Поделиться Свердловские спасатели предупредили о надвигающейся непогоде. e1.Ru По сообщению ФГБУ «Уральское УГМС» с 21 по 25 июня местами в Свердловской области сохранится чрезвычайная пожарная опасность (5 класс горимости леса по региональной шкале). Администрация г. Лесной Так о своей работе рассказывает фельдшер Серовской станции скорой медицинской помощи Наталья Федорова, и в полной мере это проявилось во время коронавирусной пандемии. Городская больница №4 В третье воскресенье июня российское здравоохранение по многолетней традиции отмечает День медицинского работника. Районная библиотека В рамках Года медицинского работника, объявленного губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым, и в День медицинского работника хотим вам рассказать о фельдшере ОВП №2 Махневской районной больницы, Городская больница №4 Премьера оперы Рихарда Вагнера «Золото Рейна» состоялась на сцене Нижнетагильской филармонии. Тагильский рабочий Сегодня в Верхней Пышме состоится «Кубок Урала по ретро-ралли» – гонке на винтажных автомобилях, возраст которых больше 30 лет. ОТВ 24 июня 2021 года в культурно-просветительском центре «Царский» состоится поэтический вечер «Музыка слова». Екатеринбургская Епархия

    Читайте также:  В новой москве застройщики стали предлагать больше двухкомнатных квартир

    «Уральцы хотят быть не заводчанами, а модными хипстерами, сидящими в кофейне»

    В Екатеринбурге на 1000 человек приходится 624 кв. м магазиновКоллаж Валерии Силантьевой

    Предприниматель Ян Кожан начал интересоваться архитектурой после путешествия по Европе в 2008-м году. Вернувшись, он решил заняться сохранением заброшенных заводов и в прошлом году смог «оживить» завод Турчаниновых-Соломирских в Сысерти — в рамках проекта «Лето на заводе» на этой площадке все лето проводили ярмарки, мастер-классы, концерты и выставки. Мы прогулялись с Яном по центру Екатеринбурга и нашли перспективные места, которые исключены из городской жизни сейчас, но могли бы стать центром притяжения туристов и екатеринбуржцев в будущем.

    В 2008-м году я путешествовал по Европе и увидел, как люди работают там со своей историей, со своей идентичностью. Из пустяковых вещей они могут сделать классный проект. Условно, плюнул когда-то Наполеон на землю, и на этом месте уже сегодня стоит комплекс, где рассказывают эту историю.

    Помню, как завидовал: «Почему  так активно не работают с историческим наследием у нас?». Позже стал изучать городское развитие и архитектуру, затем проводить экскурсии по Екатеринбургу для друзей — это создавало атмосферу приключений, поиска сокровищ в первую очередь эмоциональных, а не физических.

    Постепенно я понял, что наибольшую ценность для меня представляют заводы, вокруг которых развивались города. Стало грустно, что эта идентичность ветшает и исчезает. Даже за те 10 лет, что я интересуюсь темой, многие объекты были окончательно утеряны.

    Например, больше нет завода-дворца в Кушве или легендарной доменной печи «Самовар» в Староуткинске.

    Бюджет проекта «Лето на заводе» составил порядка 15 миллионов рублей

    Я понял, что для сохранения старинных заводов нужно менять их функционал на нечто актуальное сегодня. Первые мысли привлечь туристов на заброшенные предприятия возникли у меня в 2010-м году, но воплотить их удалось только в Сысерти прошлым летом.

    Самым главным тогда было показать, что старинный завод также, как и сотни лет назад, может стать центром городской жизни и объектом, способствующим развитию всей территории. Только если раньше завод производил металл и зарабатывал на его экспорте, то теперь его оживляют творческие люди.

      И современные  услуги и товары, производимые здесь сегодня, также имеют все шансы продаваться за рубежом.

    Мы построили здесь летнюю сцену, коворкинг, фудкорт, провели сотню мероприятий — их посетили тысячи людей

    Конечно, мы не перестраивали завод Турчаниновых-Соломирских, но привлекли туда туристов за гораздо меньшие деньги, чем пришлось бы найти на его реставрацию. Бюджет проекта «Лето на заводе» составил порядка 15 миллионов рублей.

    Из них 4 миллиона из них — это выигранный президентский грант. Кроме того, нас материально поддержали «Агентство стратегических инициатив», предприниматели, которые приобретали стройматериалы для ремонта. Пришлось вложить и личные средства.

    В организации работ помогала администрация Сысерти, две тысячи часов на площадке провели волонтеры. 

    Мы построили здесь летнюю сцену, коворкинг, фудкорт, провели сотню мероприятий — их посетили тысячи людей. Наш проект прогремел: о нем узнали миллионы посетителей социальных сетей и читателей СМИ.

    Теперь многие, особенно на Урале, хотят вдохнуть жизнь и в другие горные заводы и памятники. К нам обращаются отовсюду — от Мурманска до Ставрополя, от Калининграда до Бийска. Из уральских городов наибольшую активность проявляют  Сатка, Челябинск, Тюмень и Арамиль.

    Зародился важный тренд — заводы хотят сохранить. Начало происходить то, о чем я мечтал десять лет назад.

    Почему подобное преобразование старинных заводов под творческие, культурные и предпринимательские площадки будут иметь успех? Потому что Урал стал первым промышленным регионом в мире.

    Да, заводы были и в Европе, но именно здесь их строительство стало полноценным способом освоения территории. Всю застройку Екатеринбурга — сетку улиц и видовые характеристики города — формировал именно «Екатерининский завод».

    Поэтому самым символичным местом в Екатеринбурге является плотинка, на которой было расположено первое производственное предприятие. Гуляя по этому месту, мы проходим по пути воды, которая крутила водобойные колеса и заставляла работать заводские механизмы.

    Многие жители привыкли к этой истории и не обращают особого внимания на эту историческую ценность, а ведь это наша идентичность.

    Территория плотинки должна продолжать развиваться с ее учетом. Сейчас тут не хватает комьюнити-центров, где можно было бы поговорить, обсудить городские проблемы.

    Нужно больше мест, куда горожане смогли бы прийти попить кофе, купить сувениры и узнать свою историю, а также то, что происходит в городскими реликвиями сейчас.

    На данный момент эту функцию выполняет только водонапорная башня на плотинке, которую отреставрировали и превратили в музей в 2018-м году. Там же начали варить кофе и продавать значки с городскими достопримечательностями. 

    Промышленное наследие может стать настоящим брендом Урала. Пока что мы эту возможность отвергаем — уральцы хотят быть не заводчанами, а модными хипстерами, сидящими в кофейне. Но подчеркнуть уральскую идентичность можно даже в кофейне, превратив ее в уникальный объект, куда будут постоянно приезжать. 

    Как из маленькой улицы сделать визитную карточку города

    В Екатеринбурге есть много мест, которые нуждаются в редевелопменте — таким образом они смогут сохранить свою историческую ценность и приобрести новые функции. Самым перспективным с экономической точки зрения является квадрат в границах улиц Куйбышева — Розы Люксембург — Декабристов — берега реки Исеть.

    Это самый центр города: здесь планируется благоустройство набережной, уже строится ледовая арена УГМК. Но сейчас от внимания горожан в этом же месте скрыт, например, медопивоваренный завод Гребенькова и Холкина, построенный еще в 1870-х.

    Здесь производили тысячи ведер пива и меда для Екатеринбурга и соседних деревень. В конце 80-х при заводе открыли магазин по производству фруктовых вод. После смерти Гребенькова заводом единолично управляла его вдова.

    Но в 1913 году на предприятии произошел крупный пожар, также негативно на производство повлияли Первая Мировая война и «сухой закон». В советское время на заводе уже производили только газированные напитки. Сейчас сохранившиеся исторические здания окружили новые хаотичные надстройки.

    Это пространство в пять тысяч квадратных метров просто исключено из городской жизни: из-за забора виднеются только трубы исторического здания, верхушки которых выполнены в виде шахматных фигур.

    Рядом с заводом находится знаменитый городской долгострой —  гостиница «Дели». Ее строительство началось еще в 1995 году. Через два года стройку заморозили, но работы не возобновились до сих пор.

    В 2016 году на месте недостроя анонсировали появление торгового центра, но в итоге, в 2020 году, участок продали под паркинг для ледовой арены.

    Я считаю, что на это здание стоит посмотреть шире: сделать не только паркинг, но и сохранить или оставить частично руинированным, организовать тут горизонтальные сады на разных этажах. Думаю, при должном подходе, гостиница тоже могла бы стать точкой притяжения людей.

    На Куйбышева, 40 стоит заброшенная усадьба Рязановых. По красоте строение не уступает дворцу Харитонова-Расторгуева, но с годами дорога стала выше, и здание совсем потерялось из виду.

    В этой усадьбе проживало несколько поколений семьи, которая сыграла большую роль в судьбе Екатеринбурга. Рязановы были представителями верхушки старообрядческого купечества, владельцами заводов и золотых приисков.

    На вырученные деньги, помимо роскошных особняков, они строили приюты, больницы и другую социальную инфраструктуру.

    Сегодня усадьба Рязановых находится в плачевном состоянии, однако уже появились сообщества активистов, которые хотят привлечь к ней больше внимания. Они предлагают сделать там общественный огород. Если смотреть на проект восстановления здания отдельно взятого здания, то он кажется убыточным.

    Но в рамках целого квартала все выглядит иначе, ведь рядом строятся новые жилые комплексы. Поэтому лучше проанализировать, каких сервисов в данном районе не хватает.

    Возможно, что собственнику бизнес-центра «Небо» или ЖК «Эверест» будет выгодно вложиться в реставрацию усадьбы, чтобы повысить капитализацию территории вокруг. А когда построит ледовую арену УГМК, приезжим болельщикам будет интересно посетить историческое место с аутентичным парком или пивоварней.

    Это взаимовыгодная история — пространство оживет, помещения подорожают. Но подобные переговоры всегда сложно вести: хоть от реконструкции и выигрывают все, вложиться должен кто-то один.

    Я верю, что этот район превратится в визитную карточку Екатеринбурга, как уже произошло с улицей Горького — пара крупных проектов превратили ее в одну из самых дорогих улиц города. Еще семь лет назад это казалось мне немыслимым. Она была маленькой, даже в ментальном смысле, забытой улицей в центре Екатеринбурга.

    Потом рядом появился жилой комплекс «Кандинский» и штаб-квартира РМК. Когда на карте города появляются имена Нормана Фостера или Захи Хадид (архитекторы, чьи бюро проектировали штаб-квартиру РМК и новый зал филармонии — Ред.), другие архитектурные бюро охотнее берутся за другие местные проекты.

    Может быть, компания с мировым именем возьмется и за преображение «Дели».

    «В Екатеринбурге не раскрыта тема дворов»

    На мой взгляд, Екатеринбург должен использовать все возможности, чтобы сохранять свою плотность, а не строить новые «города» на окраине. Компактность сокращает время передвижения, соответственно, меньше эксплуатируются автомобили, что улучшает экологию.

    Один из способов эффективно использовать каждый клочок земли — «оживлять» дворы. В Екатеринбурге эта идея совершенно не реализована.

    Отличный пример такого применения общественных пространств — Старокирпичный переулок в Перми, где во дворах исторических зданий в 2015-м году открыли несколько кафе, модных магазинов, творческих студий и частную филармонию «Триумф».

    В Екатеринбурге много исторических дворов пустует на улице 8 Марта, которая в XVIII веке называлась Уктусской. Первоначально она пролегала под углом, но после пожара в XVIII веке она выпрямилась. В итоге остались дома, развернутые в разные стороны друг от друга с интересными большими пространствами между ними.

    Сделать там нечто интересное можно легко и дешево. В Сысерти, чтобы привлечь туристов, мы организовывал фудкорты в старых гаражах.

    Читайте также:  Предложение: ввести энергоэффективный капремонт

    Думаете кто-то считал эти гаражи ценным историческим материалом? Но мы смогли предложить жителям города классную «инстаграмную» локацию, о которой никто не подозревал и в которой все захотели побывать. 

    Во дворах центральных улиц Екатеринбурга мне бы хотелось увидеть барные зоны или мастерские, где каждый мог бы лепить глиняные горшки. В закоулках можно найти много фактурных стен, но у нас их почему-то любят заклеивать цветными рекламными баннерами, хотя кирпич, который почистили пескоструем, смотрится намного красивее.

    Ценность району могут придавать не только огромные пространства вроде пивоваренного завода, но и маленькие кластеры. Например, на улице Горького сохранились помещение первой городской электростанции и гаражи, оставшиеся от пожарной станции.

    Если появится возможность освободить эти площади и помещения, то в них можно было бы проводить выставки, мероприятия, открыть там коворкинги и библиотеки. Чтобы улицы жили полноценной жизнью, нужны места, где можно собраться и поговорить — так в городе будет рождаться больше новых проектов, нового бизнеса.

    Эту функцию должны выполнять не только рестораны: разнообразие общественных мест — ключ к интересной жизни горожан и бурной экономической деятельности.

    Новые районы, скоростная магистраль, Диснейленд: изучаем новинки обновлённого Генплана Екатеринбурга

    — И сады в итоге почти не задеваются?

    — Нет, их не трогают — по крайней мере, пока именно такие материалы поступили к нам от разработчиков проекта.

    Ещё глобальные перемены, которые касаются транспорта: в город приходит магистраль ВСМ-2 (высокоскоростная магистраль Москва — Казань — Екатеринбург). Мы её уже отразили на Генплане — на основании материалов общественных обсуждений, которые проводила РЖД в 2014 году по согласованию территории её прохождения.

    Мы получили на согласование из Министерства строительства Свердловской области материалы по изменению схемы территориального планирования Российской Федерации в области железнодорожного транспорта в части включения в неё высокоскоростной магистрали на участке от Казани до Екатеринбурга.

    Это порядка 760 километров в целом.

    — И эту землю уже выделили?

    — Нет, но проект учли в Генплане: выделение земли — это последующие этапы. Пока все города и населённые пункты, через которые пройдёт ВСМ-2, должны внести в свои Генпланы этот проект.

    Далее будет разрабатываться градостроительный проект планировки линейного объекта, и уже после этого будет выделена полоса отвода, необходимая для строительства магистрали. Далее проводятся мероприятия по компенсации ущерба экологической среде — и начинается реализация.

    Сегодня у нас на месте будущей магистрали федеральные леса, так что она не может не коснуться зелёных зон вокруг города.

    — Отражает актуализированный Генплан какие-либо изменения Железнодорожного вокзала или Южного автовокзала, который на новом Генплане уже стоит на Ботанике, так?

    — Напомню, что конкретные объекты на Генплане не отражаются — но выделяются зоны под их возможное размещение. Например, зона красного цвета — это зона жилой и общественно-деловой застройки.

    Что касается Южного автовокзала, то мы рассматривали вопрос его переноса в Ботанический транспортно-пересадочный узел (ТПУ), который должен был быть размещён на территории Уральского завода гражданской авиации. Сейчас мощности завода перебазируются, а на его территории проектируется этот ТПУ.

    Несколько лет назад мы предложили объединить ТПУ с автовокзалом — это был бы мощный транспортный хаб, который принимал бы всех приезжающих — здесь расположено метро, и люди легко разъезжались бы кто на работу, кто по развлечениям.

    Но на самом деле этот вопрос пока остаётся открытым: я не готов комментировать переезд автовокзала, поскольку это объект регионального значения и находится под контролем структур правительства Свердловской области. Пока нам планы по автовокзалу не подтвердили.

    — А скоростной трамвай от Екатеринбурга до Верхней Пышмы — он уже отрисован в новом Генплане?

    — Пока нет: поручение губернатора по его внесению появилось позже появления данного чертежа, но мы его учтём. Трамвайная линия соединит район «Северная корона» с центром Верхней Пышмы. По текущим планам, трамвай идёт либо в проектирующийся Северный транспортно-пересадочный узел в районе проспекта Космонавтов, либо до кольца на Фрезеровщиков.

    Ещё стоит отметить, что Градостроительный совет Екатеринбурга одобрил концепцию развития территорий, прилегающих к Цирку и телебашне. Одно из решений предполагает изменение трассировки улицы Горького — она в «диагональном» исполнении перейдёт в улицу Степана Разина.

    Сколько стоит жизнь в Екатеринбурге

    Город возглавляет политик Евгений Ройзман, который ходит на антикоррупционные митинги и каждую субботу устраивает пробежку с горожанами по набережной.

    О Екатеринбурге вспоминают в связи с работами художников Тимофея Ради и Славы Птрк (последний недавно устроил перформанс «Пренебречь, вальсируем!»). В городе активно работают урбанисты и защитники памятников.

    Так, архитектурная группа «Подельники» смогла спасти от сноса Белую башню, а участники акции «Обними пруд» помешали построить храм на исторической акватории пруда.

    К чемпионату мира по футболу в Екатеринбурге перекроили развязку центральной улицы, обновили фасады зданий, перестроили главный стадион, а местные дизайнеры создали фирменный стиль. Скоро также должны появиться дешевые хостелы, пока здесь больше отелей с ценником от 2 до 5 тысяч за сутки.

    Екатеринбург занял третье место по размеру заработной платы (после Москвы и Санкт-Петербурга) в топе Avito — в среднем екатеринбуржцы получают около 38 тысяч рублей в месяц. Так, продавец в сетевом продуктовом магазине или кассир в кинотеатре в месяц зарабатывает 22–28 тысяч рублей, менеджер по продажам — около 35 тысяч, а пиарщик — от 25 до 80 тысяч.

    Но в Екатеринбурге живут и участники списка Forbes: это промышленники Искандар Махмудов и Андрей Козицын, Андрей Бокарев из «Уральской горно-металлургической компании», Игорь Алтушкин из «Русской медной компании» и Дмитрий Пумпянский из «Трубной металлургической компании».

    15 тысяч рублей в месяц

    Купить однокомнатную квартиру в новостройке на окраине города можно за 1,5 миллиона рублей, аналогичное жилье в благоустроенном спальном районе будет стоить в полтора раза дороже.

    Часто за эти деньги люди получают весьма скромные апартаменты с картонными стенами и проблемами с парковкой. В центре строят жилье повышенного класса с панорамными окнами, хорошей планировкой, подземным паркингом, системой «умный дом», рядом с парком или набережной.

    Такие квартиры стоят в среднем 80 тысяч за квадратный метр — 4–5 миллионов рублей.

    Снять однокомнатную квартиру в центре можно за 20 тысяч рублей в месяц, при особой удаче можно найти жилье и за 15–17 тысяч в здании сталинской постройки с крошечной кухней или совсем без нее.

    В отдаленных районах получится уложиться в 13–15 тысяч.

    Горожане предпочитают искать съемные квартиры в сообществе «Драже» — там публикуют объявления от собственников, что позволяет сэкономить на агентской комиссии от 4 до 10 тысяч рублей.

    28 рублей за билет

    По городу можно передвигаться на комфортных автобусах, лихих маршрутках, медленных троллейбусах, почти без пробок на трамваях и в метро с одной веткой на девять станций. Проезд стоит 28 рублей. Несбыточная мечта горожан — новые ветки метро, которые пока существуют только на карте в качестве «перспективных линий».

    Если жить и работать в центре, то самый быстрый способ перемещения — велосипед (правда, велодорожек пока мало, а велопрокаты только набирают обороты). В часы пик Екатеринбург встает в десятибалльные пробки, и из центра в спальный район можно добираться полтора часа.

    В свободное от пробок время выгодно ездить на такси. Gett, «Яндекс» и Uber соревнуются в дешевизне и комфорте — в среднем поездка обойдется в 100–200 рублей.

    10–12 тысяч рублей в месяц на человека

    В городе много разных продуктовых магазинов — от дешевых «Ашана» и «Верного» до дорогих «Гиперболы» и «Стокманна», где в любое время года можно купить свежую голубику и деликатесы. Магазины местных сетей среднего сегмента «Звездный» и «Елисей» все чаще закрываются, а на их месте вырастает очередная «Пятерочка».

    Уральские почвы не особо пригодны для земледелия, зато процветает животноводство — в супермаркетах продается фермерское мясо и молоко.

    В этом году на прилавках появились первые помидоры и огурцы, выращенные в пригородных теплицах — на них обещали снизить цены, когда вырастут объемы закупок.

    В среднем яблоки стоят около 100 рублей за килограмм, куриное филе — 180 рублей, молоко — 70 рублей, колбаса — 150 рублей.

    В Екатеринбурге много ресторанов и постоянно открываются новые. Итальянской кухней уже никого не удивить, но грузинская все еще пользуется спросом — к примеру, популярен ресторан «Хмели-сунели».

    Азиатскую кухню можно попробовать в паназиатском ресторане Momo или кафе китайской кухни Jang Su. В городе появляются винотеки, но пока фаворитом горожан остается крафт, например местной пивоварни Jaws.

    Традиционное для региона блюдо — пельмени, их можно попробовать в ресторане «Уральские пельмени» в здании бывшей гостиницы «Исеть» или в модном фастфуд-кафе «Замес».

    Средняя цена бизнес-ланча — 250 рублей, ужин обойдется в 700 рублей с человека. В столовых города в любое время можно плотно поесть за 200–300 рублей.

    В Екатеринбурге есть много возможностей культурно отдохнуть. «Ельцин Центр», Уральский филиал ГЦСИ, библиотека Белинского и другие площадки часто проводят бесплатные лекции и мастер-классы, ридинги и паблик-токи. За 100–200 рублей можно попасть на выставку или посетить показ авторского фильма на языке оригинала, поход в кинотеатр на премьеру блокбастера обойдется в 150–300 рублей.

    В город часто приезжают танцевальные и театральные коллективы, в оперном театре постоянно идут собственные постановки. В Екатеринбурге есть свои труппы «Коляда-театр» и «Провинциальные танцы», ставшие известными и за пределами России. Театр — это развлечение подороже, в среднем от 500 рублей до 5 тысяч рублей за билет.

    Для любителей активного отдыха есть Уральские горы: зимой недалеко от города можно кататься на лыжах и сноуборде, а летом — покорять скалы Чертового городища и жить в палатке у Старой Линзы.

    Обложка: Сергей Потеряев

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock
    detector