Реестр неналоговых платежей появится к лету 2021 года

С 1 июля контроль бизнеса будет по новым правилам. Появятся новые виды контроля.

Реестр неналоговых платежей появится к лету 2021 года

  • Что радует, так это:
  • 1.Наказание заменят профилактикой

Вступят в силу два федеральных закона от 31.07.2020 — № 247-ФЗ и № 248-ФЗ.

Наказания хотят сместить на профилактику нарушений. Будут введены профилактические мероприятия, которые будут применять либо с согласия, либо по инициативе организаций (ст. 45 Закона № 248-ФЗ).

Такие как:

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • меры стимулирования добросовестности;
  • объявление предостережения;
  • консультирование;
  • самообследование;
  • профилактический визит.

Реестр неналоговых платежей появится к лету 2021 года

 Неналоговые проверки. К ним относится: самообследование компания может пройти одним из способов, который будет указан на сайте проверяющего органа (МЧС, Роспотребнадзора, Роструда и т. п.).

Это хорошее решение для организаций, т.к. она может проверят, нарушает ли она что-то или нет.

Если неналоговые проверки и их итоги получит высокую оценку, то организация сможет принять декларацию соблюдения обязательных требований. Эту декларацию компания отправляет в соответствующий орган. Срок действия такой декларации — от 1 до 3 лет.

Цель «Профилактический визит» ввели для того, чтобы можно было заранее рассказать компаниям, какие требования они должны соблюдать.

Реестр неналоговых платежей появится к лету 2021 года

Контролирующий орган, который проводит неналоговые проверки, должен предложить прийти в компанию в течение года с момента, как компания начала какую-то деятельность.

О таком приходе контролеры уведомят за пять рабочих дней. После этого они проводят беседу по адресу компании либо онлайн. Если обнаружат нарушения, то должны порекомендовать, что нужно исправить.

  1. Будут ли внеплановые проверки после самоиследования, в Законе № 248-ФЗ не сказано.
  2. Если же фирма все-таки что-то нарушила, то об этом можно узнать во время профилактического визита.
  3. Сразу же  исправить недостатки и тем самым избежать штрафа.
  4. 2. Будет больше видов контроля, а проверки переведут в онлайн

В постановлении Правительства от 30.11.2020 № 1969 определены особенности проверок в 2021г. Проверки могут проводить дистанционно, в том числе с использованием аудио- или видеосвязи (п. 1 постановления № 1969). Проверки уменьшить хотят не только за счет профилактики нарушений, но и благодаря более мягким видам контроля

Реестр неналоговых платежей появится к лету 2021 года

Контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, рейдовый контроль, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.

В данном законе не говорится, будут ли инспекционные визиты. И будут ли предупреждать о них. Хотя не должны.

Но в постановлении № 1969 другие нормы. Возможен вариант, что за 20 рабочих дней до проверки проверку  могут заменить на  инспекционный визит. Об этом уведомят в течение 10 рабочих дней после принятия такого решения (п. 2 и 3 постановления № 1969).

3. Появятся новые реестры с данными о требованиях и проверках

Реестр неналоговых платежей появится к лету 2021 года

  • 1 июля 2021 года планируют ввести три реестра:
  • Вид контроля;
  • контрольные мероприятия;
  • обязательные требования;
  •  Реестры вводят в связи с целью исполнения требований новых законов № 247-ФЗ и № 248-ФЗ. 

С 01.07.2021 контролеры будут проводить только те проверки, о которых информацию заблаговременно внесут в реестр.

Реестры контроля и контрольных мероприятий будут содержать сведения обо всех мероприятиях контроля. Реестр требований — список того, что будут проверять надзорные органы . Реестры синхронизируют с сайтом госуслуг, чтобы компании и ИП могли посмотреть информацию о себе.

Сейчас ведомства тоже размещают на своих сайтах обязательные требования. Например, своды правил по пожарной безопасности есть на сайте www.mchs.gov.ru в разделе «Документы»/«Своды правил». Но после того, как заработают новые реестры, будет проще ознакомиться с требованиями. Вся информация будет в одном месте, а не на разных сайтах.

4. Плановые проверки приостановили, но не для всех

Правительство запретило включать малый бизнес в ежегодные планы проверок на 2021 год (п. 7 постановления № 1969). Например, не будут планово проверять, как вы обрабатываете персональные данные (письмо Роскомнадзора от 30.03.2021 № 08-18903).

Плановые ревизии могут назначить, если компании последние три года штрафовали за совершение грубого нарушения, приостанавливали деятельность, лицензию и т. п. Максимальный срок на выездные проверки с 1 июля – 10 рабочих дней (прежний срок 20 рабочих дней).

Реестр неналоговых платежей появится к лету 2021 года

  1. Если вам все же назначили проверку, обратитесь с жалобой к региональному уполномоченному по правам предпринимателей. 
  2.  5.Документы переведут в электронную форму
  3. Всю документацию о проверках переводят в электронную форму.
  4. Всю последовательность можно будет проследить.
  5. 6. Можно заказать независимую оценку и избавиться от проверок

Компании смогут заказать независимую оценку соблюдения обязательных требований. Независимая оценка платная. Но стоит оценить, возможно, имеет смысл ее заказать. Даже с учетом того, что все требования будут в едином реестре, зачастую в них сложно разобраться.

Какие еще шесть новых неналоговых платежей придется платить россиянам?

Реестр неналоговых платежей появится к лету 2021 года

В ближайшее время шесть новых неналоговых платежей могут войти в НК РФ. Контроль за их сбором перейдет в ведение Федеральной налоговой службы. Какие платежи придется сделать россиянам в ближайшее время? Список неналоговых платежей для предпринимателей?

  • Как отмечают эксперты, данная законодательная инициатива направлена на повышение платежной дисциплины, ведь ответственность за неуплату налогов намного выше, чем обычных выплат.
  • Так, среди новых налогов окажется плата за систему «Платон», а также утилизационный и экологический сборы.
  • Представители Минфина считают, что «платежами, имеющими признаки налогов» также являются обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, плата за негативное воздействие на окружающую среду и курортный сбор.
  • Все эти платежи за 2017 год принесли в федеральный бюджет 255 миллиардов рублей.

Что ждать от неналоговой инвентаризации платежей

Часть новых платежей может быть включена в НК уже в этом году. Переход контроля их уплаты к ФНС должен повысить ранее невысокую платежную дисциплину — в частности, в прошлом году из 6,5 млрд руб. экологического сбора удалось собрать менее четверти.

Напомним, что изначально сама идея инвентаризации неналоговых платежей вносилась в правительство РФ как способ ограничить их рост и дать бизнесу гарантии неувеличения нагрузки в кризис. Разрешить этот парадокс чиновники рассчитывают в ходе консультаций с бизнесом и депутатами.

Правительство совместно с депутатами в ближайшее время примет решение по вопросу регулирования неналоговых платежей. В целом неналоговых платежей, по экспертным оценкам, насчитывается от 30 до 50, Торгово-промышленная палата (ТПП) оценивала их объем в 1% ВВП (более 800 млрд руб.).

В то же время Минфин настаивает на включении неналоговых платежей в НК в виде отдельной главы. При этом чиновники «услышали в том числе опасения бизнеса, который считает, что в полном объеме ответственность за неисполнение таких норм станет значительно жестче, включая уголовную ответственность».

Вопрос о неналоговых платежах  пока прорабатывается. В НК планируется включить всего шесть неналоговых платежей, близких к налогам, среди которых — утилизационный и экологический сборы. Часть таких платежей может войти в НК уже в этом году.

Такое решение повысит предсказуемость налоговой политики: если раньше такие платежи могли повышаться решением правительства, о чем бизнес узнавал постфактум, то после включения их в НК изменения будут вноситься уже по правилам налогового законодательства.

К платежам, «близким к налогам», также относится курортный сбор. Пока он взимается лишь в нескольких регионах, поэтому вопрос о погружении курортного сбора в НК будет решаться уже по итогам пилотного проекта. Остальные платежи, например плата за проведение экспертизы в строительстве или для допуска лекарства в продажу, это явно не налоги, поэтому включать их в НК было бы странно.

Читайте также:  Госдума предлагает продлить дачную амнистию до 2022 года

Реестр неналоговых платежей появится к лету 2021 года

С 1 апреля вырастет утилизационный сбор на колесные транспортные средства

Пока предлагается закрепить в отдельном законе перечень неналоговых платежей федерального, регионального и муниципального уровней и прописать основные принципы их введения и изменения.

На сегодня довольно много платежей взимается в регионах — у субъектов РФ есть право вводить их. Если же неналоговые платежи будут регулироваться законом, то для введения новых потребуются уже поправки в него.

У некоторых платежей действительно налоговая природа, и они могут быть интегрированы в Налоговый кодекс, но их число должно быть минимальным, полагают представители бизнеса. В случае интеграции неналоговых платежей в Налоговый кодекс резко вырастет административная нагрузка, а также появится уголовная ответственность за их неуплату.

К примеру, станут возможны блокировка счетов, уголовное преследование и взыскание задолженности с учредителей. О влиянии появления в НК отдельной главы, описывающей неналоговые платежи, можно судить по успехам ФНС в администрировании новых платежей.

О чем представители бизнеса просят правительство

Главы трех бизнес-объединений — Торгово-промышленной палаты (Сергей Катырин), РСПП (Александр Шохин) и «Опоры России» (Александр Калинин) обратились  к Дмитрию Медведеву с письмом, в котором они просят премьера ускорить внесение в Госдуму законопроекта по регулированию неналоговых платежей.

В письме, в частности, отмечено, что правительство не выполнило поручение Владимира Путина внести проект в парламент до 15 декабря 2017 года.

Напомним, что требуемый закон обсуждается властями уже третий год. Последняя редакция проекта была в целом согласована Минфином и Минэкономики, в сентябре 2017 года он был внесен в правительство.

Проект предполагал разнесение платежей на налоговые и неналоговые, содержал процедуры их включения в реестры (если платежа в них нет, он не взимается), определял порядок уплаты и плательщиков.

Реестр неналоговых платежей появится к лету 2021 года

Создается реестр неналоговых платежей. Что такое неналоговые платежи?

До принятия закона объявлен мораторий на введение новых платежей. Однако бизнес-объединения указывают, что де-факто он не соблюдается. Так, на сегодняшний день сохраняется ситуация с введением новых неналоговых платежей и увеличением размеров действующих, говорится в письме.

У нас к неналоговым платежам относятся, в частности, утилизационный, торговый, экологический сборы. Последняя версия законопроекта предлагала регулировать порядка 50 платежей, в основном установленных на федеральном уровне. Минфин оценивал нагрузку на бизнес от таких сборов в 0,7–0,8% ВВП.

Задержка с принятием закона возникла в том числе из-за появления новой развилки. В феврале на Сочинском форуме Дмитрий Медведев говорил, что регулирование может быть принято в форме отдельного закона либо интегрировано в Налоговый кодекс.

По этому поводу еще будут дискуссии, пообещал премьер. Есть и соответствующее поручение — Минфин и Минэкономики вместе с Экспертным советом при правительстве до 28 февраля должны были представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в НК.

Однако, по мнению бизнеса, «закатать» все неналоговые платежи в кодекс — это крайность. В письме к премьеру главы бизнес-объединений отмечают, что погружение платежей в НК затянет процесс их регулирования, поскольку потребует значительной переработки отраслевого законодательства.

Кроме того, передача администрирования неналоговых платежей Федеральной налоговой службе займет достаточно много времени и повлечет существенные бюджетные расходы, указывают авторы письма.

Представители ФНС уже высказывали свое отношение к передаче службе таких новых полномочий. В феврале в Совете федерации замглавы службы (на тот момент) Наталья Завилова отмечала, что ФНС не поддерживает такое развитие событий.

По ее словам, систематизировать все неналоговые платежи из отраслевых законов по образцу Налогового кодекса невозможно. Гипотетическая передача администрирования неналоговых платежей ФНС могла бы несколько повысить платежную дисциплину бизнеса, но обернулась бы дополнительными бюджетными тратами на увеличение штата службы и потребовала бы существенной перестройки законодательства.

Полный список существующих неналоговых сборов с предпринимателей 

Перечень неналоговых сборов с бизнеса чиновники представили  общественности на совещании у министра экономического развития Максима Орешкина. Всего на сегодняшний день насчитали 87 таких платажей. Условно их разделили на три группы. В первую из них, экономическую, вошли 24 платежа. 

В частности: 

  • экологический сбор; 
  • утилизационный сбор; 
  • плата за проезд по федеральным трассам грузовиков с массой от 12 тонн; 
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду; 
  • патентные пошлины; акцизные сборы; сборы за проведение государственных экспертиз; 
  • платежи за предоставление сведений из регистров.

Во вторую группу чиновники включили 23 платежа за обязательные услуги, оказываемые представителям бизнеса государственными органами и учреждениями на возмездной основе.

Например, взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, бесплатное молоко и специального питание работникам вредных производств, а также компенсация за вредные условия труда.

До формирования реестра перечень этих услуг будет уточняться. Кроме того, чиновники собираются провести экспертизу на предмет их экономической обоснованности.

Самая большая группа насчитывает 40 сборов, однако ее чиновники не хотят включать в реестр и, при возможности, отменить совсем. В эту группу вошли такие затраты, как взносы кредитных организаций в фонд страхования вкладов, плата за парковочные места, различные таможенные сборы и даже взносы на капитальный ремонт жилых домов. 

Как заполнить платёжное поручение по налогам и взносам в 2021 году

С начала 2021 года ФНС перешла на систему казначейского обслуживания поступлений в бюджеты. Поэтому в платёжках мы теперь указываем два счёта, а также новые БИК (приказ Казначейства от 01.04.2020 № 15н).

Изменения коснулись четырёх полей платёжного поручения:

  • поле 13 — уточнено название банка получателя;
  • поле 14 — изменился БИК банка получателя;
  • поле 15 — теперь указывается номер счёта банка получателя, входящий в состав единого казначейского счёта (ЕКС), раньше это поле заполнялось нулями;
  • поле 17 — добавлен номер казначейского счёта (ЕКС).

В Экстерне платёжки по налогам формируются автоматически.

Попробовать

ФНС говорила о переходном периоде с 1 января по 30 апреля 2021 года. На практике же он все равно почти ни у кого не работал. С 1 мая платёжки со старыми реквизитами принимать окончательно перестанут, они будут попадать в невыясненные.

Для каждого региона будут свои реквизиты — всего их 85. ФНС представила информацию о реквизитах в таблице, которая дана в письме от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504@. Вот часть из них:

Субъект РФ Наименование банка получателя БИК банка получателя Номер счёта банка получателя Номер казначейского счёта поле 13 поле 14 поле 15 поле 17
Москва ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО Г. МОСКВЕ г. Москва 004525988 40102810545370000003 03100643000000017300
Московская область ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ г. Москва 004525987 40102810845370000004 03100643000000014800
Санкт-Петербург СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по г. Санкт-Петербургу г. Санкт-Петербург 014030106 40102810945370000005 03100643000000017200
Ленинградская область ОТДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЕ БАНКА РОССИИ//УФК по Ленинградской области г. Санкт-Петербург 014106101 40102810745370000006 03100643000000014500
Свердловская область УРАЛЬСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Свердловской области г. Екатеринбург 016577551 40102810645370000054 03100643000000016200
Краснодарский край ЮЖНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Краснодарскому краю г. Краснодар 010349101 40102810945370000010 03100643000000011800
Новосибирская область СИБИРСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Новосибирской области г. Новосибирск 015004950 40102810445370000043 03100643000000015100
Ростовская область ОТДЕЛЕНИЕ РОСТОВ-НА-ДОНУ БАНКА РОССИИ//УФК по Ростовской области г. Ростов-на-Дону 016015102 40102810845370000050 03100643000000015800
Челябинская область ОТДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСК БАНКА РОССИИ//УФК по Челябинской области г. Челябинск 017501500 40102810645370000062 03100643000000016900
Читайте также:  Должен ли я платить налог на продажу доли ценой менее 1 млн?

Образец платёжного поручения с новыми реквизитами с 1 мая 2021 года

Реестр неналоговых платежей появится к лету 2021 года

Новые правила заполнения полей платёжного поручения

Поправки к правилам оформления платёжек о переводах в бюджет утверждены Приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 199Н. Изменения вступают в силу с 1 января, но часть из них начнёт действовать позже.

Поле 60 «ИНН»

Иностранные организации и физлица смогут указывать «0» в поле «ИНН плательщика», если они не состоят на учёте в налоговой. Исключение — платежи, администрируемые налоговыми органами. Поправка вступает в силу с 1 января 2021 года.

При удержании из дохода физлица-должника денег на погашение задолженности, указывайте его ИНН в поле «ИНН плательщика». Вписывать ИНН организации нельзя с 17 июля 2021 года.

Если платёжное поручение составило физическое лицо без счёта и собирается перечислить по нему деньги в бюджет, в реквизитах нужно указывать именно ИНН физлица или «0», если номер не присвоен. Указывать ИНН кредитной организации запрещено. Это правило действует с 1 октября 2021 года.

Поле 101 «Статус налогоплательщика»

Главное изменение касается индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и глав КФХ. С 1 октября 2021 года коды статуса плательщика «09», «10», «11» и «12» утратят силу. Вместо них перечисленные выше налогоплательщики будут указывать код «13», которые соответствует налогоплательщикам-физлицам.

Также часть кодов будет удалена или отредактирована. Добавятся и новые коды: 

  • «29» — для политиков, которые перечисляют в бюджет деньги со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума (кроме платежей, администрируемых налоговой);
  • «30» — для иностранных лиц, не состоящих на учёте в российской налоговой, при уплате платежей, администрируемых таможенными органами.

Поле 106 «Основание платежа»

С 1 октября перечень кодов основания платежа уменьшится. Исчезнут коды:

  • «ТР» — погашение задолженности по требованию налоговой;
  • «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
  • «ПР» — погашение задолженности по решению о приостановлении взыскания;
  • «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.

Вместо них нужно будет указывать код «ЗД» — погашение задолженности по истекшим периодам, в том числе добровольное. Раньше этот код применялся исключительно для добровольного закрытия долгов.

Также с 1 октября удалят код «БФ» — текущий платеж физлица, уплачиваемый со своего счёта.

Поле 108 «Номер документа — основания платежа»

В этом поле указывается номер документа, который является основанием платежа. Его заполнение зависит от того, как заполнено поле 106. 

Новый код для основания платежа в четырёх утративших силу случаях — «ЗД». Но несмотря на это, удалённые коды будут фигурировать в составной части номера документа — первые два знака. Заполняйте поле в следующем порядке:

  • «ТР0000000000000» — номер требования налоговой об уплате налогов, сборов, взносов;
  • «АП0000000000000» — номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • «ПР0000000000000» — номер решения о приостановлении взыскания;
  • «АР0000000000000» — номер исполнительного документа.

Например, «ТР0000000000237» — требование об уплате налога № 237.

Поле 109 «Дата документа — основания платежа»

Порядок заполнения поля 109 меняется для погашения задолженности по истекшим периодам. При указании кода «ЗД» нужно вписать в поле дату одного из документов, который является основанием платежа:

  • требования налоговой;
  • решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • решения о приостановлении взыскания;
  • исполнительного документа и возбуждённого исполнительного производства.

Минэкономразвития и Минфин подготовили предварительный реестр неналоговых платежей

Я довольно часто в последнее время писал в блоге по поводу так называемых «неналоговых платежей».

Что это такое? Ну, если в двух словах, это те же налоги, только они «налогами» не как бы не считаются, как бы не входят в чисто налоговую систему страны и взимаются на основании иного законодательства, а не на основании Налогового кодекса РФ.

То есть «неналоговые платежи», это те же налоги, только с особыми юридическими заморочками, которые простому человеку понять очень сложно.Напомню, что проблемы правового регулирования взимания «неналоговых платежей» государство пыталось решить еще с … 1991 года.

Однако как говорится «не шмагла» и «воз и ныне там».Но хорошо хотя бы то, что об этой проблеме стали говорить открыто и ей стали заниматься, хотя бы на уровне «обсуждения идей».————————— 

В конце марта газета «Ведомости» опубликовала интересный материал, в котором разместила результаты своего ознакомления с проектом реестра неналоговых платежей (см. здесь), составленного профильными ведомствами Правительства РФ.

О его подготовке вместе с Минфином сообщало Минэкономразвития по итогам совещания с бизнесом в середине марта. Его подлинность подтвердили федеральный чиновник и участник совещаний в Минэкономразвития. Список устарел, говорит представитель министерства. Концептуально он не изменился, но был немного расширен, поясняет федеральный чиновник.

Создать такой реестр и выработать единые подходы к неналоговым платежам президент Владимир Путин поручал еще в марте 2016 г. В октябре была утверждена дорожная карта, к июню должен появиться сам реестр. В начале февраля премьер Дмитрий Медведев установил мораторий на новые неналоговые платежи.

В проекте будет и список, и система взимания неналоговых платежей, говорит представитель Минэкономразвития.

Сначала нужно определить, какие платежи закон должен регулировать, отмечает представитель Минфина, понятие «неналоговые платежи» нигде не закреплено и включает в себя разнородный список платежей, в том числе – за услуги.

В списке Минэкономразвития насчитало 87 платежей и предложило разделить их на три группы: платежи, которые войдут в реестр, которые будут дополнительно обсуждаться, и те, что не войдут в перечень.

В первой группе 24 платежа: экологический и утилизационный сборы, плата за проезд грузовиков массой более 12 т (система «Платон»), за негативное воздействие на окружающую среду, патенты, сведения из регистров и др., следует из проекта. Они наиболее близки к налогам, сообщало Минэкономразвития. Оценить министерство смогло треть из этих платежей – в 214 млрд руб. обошлись они бизнесу в 2016 г.

Оценок остальных платежей нет, следует из проекта реестра. Они не выделяются в бюджете, объясняет чиновник, это еще один аргумент в пользу их инвентаризации.

Во второй группе – обязательные для бизнеса услуги государства или госфондов, например бесплатное молоко для работников вредных производств, обязательные медосмотры, компенсации за вредные условия, взносы на обязательную страховку от несчастных случаев, затраты на декларации промышленной безопасности опасных производств. Из них надо выбрать навязанные бизнесу услуги и проверить, не завышена ли их стоимость, говорит чиновник.

В третьей группе – почти половина списка – требования государства, которые ведут к росту издержек.

Например, портовые сборы, страховые взносы банков в АСВ, плата за водопользование, за парковку, взносы на капремонт в многоквартирных домах, ОСАГО, консульские сборы.

Природу этих платежей надо определить, часть из них не относится ни к неналоговым, ни к налоговым, не имеет отношения к бизнесу, например плата за парковку, говорит чиновник, а некоторые из них можно отменить.

Читайте также:  В старых границах Москвы дорожают новостройки

Более подробно см. здесь.

Реестр неналоговых платежей

“Известия” проинформирмировали сегодня о том, что правительство приступило к формированию реестра неналоговых платежей, о чем изданию поведали два неназванных участника субботнего заседания у главы Министерства экономического развития Максима Орешкина.

В него войдут экологический сбор, утилизационный сбор, взимаемая плата с грузовых автомобилей более 12 т. (“Платон”), плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за проведение государственных экспертиз и не только.

Отмечается, что перед включением в реестр некоторые из ныне действующих неналоговых платежей могут вообще отменить за ненадобностью.

Полный список всех действующих сборов был составлен совместными усилиями Минэкономики и Минфина при участии представителей самого бизнеса, который их платит.

До сегодняшнего дня такой систематизации платежей не проводилось вообще, и они все регулировались разными законодательными актами.

Актуальность вопросу придает еще и возможность введения моратория на повышение неналоговых платежей по аналогии с тем, как три года назад объявили мораторий на повышение налоговых платежей до 2018 г.

Два профильных ведомства единогласны в том, что такое реестр нужен, но расходятся подходах к регулированию.

Так, Минэкономики и бизнес считают, что для этого потребуется отдельный закон, тогда как представители Минина необходимости отдельного закона для регулирования реестра не усматривают.

Вместо этого финансовое ведомство хочет вносить изменения в действующее законодательство, в частности, в НК РФ.

Группа тех платежей, которые будут точно включены в реестр и обсуждаться перед этим не будут, включает 24 платежа, среди которых экологические и утилизационные сборы, плата с грузовых автомобилей “Платон”, плата за госэкспертизу, за предоставление патентов и приобретение торговых марок и т.д.

Вторая группа – платежи, которые законодатели будут дополнительно обсуждать и, возможно, даже отменят. Это плата за оказанные бизнесу платные услуги государства. Среди них хотят найти “навязанные” услуги и проверить их на предмет завышения стоимости. Пример – “молоко за вредность”, платежи за медицинский осмотр сотрудников, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве.

Наконец, последняя третья группа – это 40 платежей, которые с высокой вероятностью вообще исключат из реестра. Это, например, портовые и таможенные сборы, страховые взносы банков в АСВ, плата за водопользование, плата за парковку, взносы на капремонт в многоквартирных домах.

Неналоговые платежи могут внести в Налоговый кодекс с 2021 года

Минфин в среду договорился с представителями бизнес-ассоциаций об условиях внесения нескольких неналоговых платежей в Налоговый кодекс (НК). Речь идет об экологическом налоге, утилизационном сборе, сборе с пользователей автодорог (по системе «Платон»), налоге с операторов связи и гостиничном (курортном) сборе, законопроект об их включении в НК Минфин опубликовал в понедельник.

Так, на заседании рабочей группы по неналоговым платежам 3 апреля с участием бизнес-ассоциаций, представителей Минэкономразвития, Госдумы, Совета Федерации и Счетной палаты было решено, что изменения вступят в силу не раньше 2021 года, а для бизнеса будет предусмотрен 10-летний мораторий на уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства в отношении указанных пяти платежей.

Однако у предпринимателей по-прежнему остаются замечания к предлагаемой конструкции изменений. О них рассказал «Российской газете» президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин:

«В планируемом экологическом налоге (заменяет платежи за негативное воздействие на окружающую среду) сохраняются риски двойной уплаты платежей за причиненный вред окружающей среде, поскольку уплата экологического налога не освобождает от обязанностей по возмещению вреда в соответствии с законодательством о защите окружающей среды. Нагрузка на бизнес как административная, так и фискальная возрастет. Не предложено решение с компенсационной составляющей всех экологических платежей, поскольку их трансформация в налоги приведет к тому, что все поступления будут аккумулироваться в общую «копилку», а затем перераспределяться. Это надо отрегулировать.

Предложенный подход не отвечает целям взимания экологических платежей — нанесенный вред окружающей среде будет возмещаться «вообще», а надо конкретно. У нас есть замечания по включению в кодекс и других платежей.

Так, в положении о сборе с 12-тонников нечетко прописаны функции оператора, который фактически должен исчислять и взимать сумму сбора с плательщиков.

Что касается налога на операторов сети связи общего пользования, то в пояснительной записке не приводится серьезного экономического обоснования необходимости его введения.

Ранее говорилось, что на платежи предполагалось расширить географию точек связи (стационарные телефоны и интернет в отдаленных частях страны). Представляется, что это уже утратило свою актуальность. Это только некоторые замечания предпринимательских кругов, которые следует учесть. А вот в отношении ответственности по новым налогам у меня сложилось впечатление, что наши доводы были уже восприняты.

В законопроекте содержатся положения, согласно которым размер штрафа за неуплату или неполную уплату экологического налога и утилизационного сбора до 2029 года будет составлять 10 процентов от неуплаченной суммы (вместо действующих сегодня 20).

Но бизнесу нужно приспособиться к работе в новых условиях, поэтому, по нашему убеждению, необходимо гарантировать ему хотя бы пять лет вообще без штрафов. Мы выступаем также за закрепление в НК ряда важных гарантий для плательщиков.

В частности, нужны нормы о недопустимости применения в отношении налогоплательщиков новых налогов и сборов отдельных обеспечительных мер: блокировки счетов, ареста имущества.

Ввести ограничения на безакцептное списание недоимок, установив, что это возможно только если в течение трех месяцев после вступления решения налогового органа в силу налогоплательщик не обратился в суд с обжалованием решения.

Два слова об уголовной ответственности по новым налогам. Предлагается вывести новые налоги и сборы из-под действия УК РФ (уклонение от уплаты налогов) — установить мораторий на первые десять лет. Поддерживаем, но настаиваем на боле детальной проработке формулировок, чтобы избежать разночтений.

Но все вышесказанное — это только часть проблемы, которую предстоит решить. Есть вторая часть, тесно с нею связанная. Это судьба тех нынешних неналоговых платежей, которые не имеют признаков налогов и не попадают в НК. Их несколько групп — это плата за оказание государственных и муниципальных услуг, платежи по тарифам и так далее.

Есть вероятность, что в будущем их перечень будет расширяться и гарантий, что их количество не будет расти, нет.

Естественно, решение по первой и второй части надо принимать одновременно, чтобы закрыть, наконец, тему неналоговых платежей, которая давно беспокоит предпринимательское сообщество и обходится ему с каждым годов дороже (уже более триллиона рублей в год)».

ВЛуки.ру

  • ВКонтакте

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *