Проведению мусорной реформы мешают неплатежи

Проведению мусорной реформы мешают неплатежи Мусорная реформа в России

69 регионов России перешли на новый порядок обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами) с 01.01.2019.

С 01 января 2020 мусорная реформа охватит почти всю страну. Контроль осуществляет ОНФ, создана горячая линия по мусорной реформе (8-800-555-97-76), чтобы россияне имели возможность получить ответы на волнующие их вопросы.

Частных лиц интересуют тарифы и возможность получить льготы при оплате новой услуги. Мусорная реформа вызвала протесты не только населения, но и отдельных депутатов и министров.

Какие законы определяют суть мусорной реформы

Законом о мусорной реформе население называет поправки к закону № 89-ФЗ, вступившие в силу 01.01.2019 — Закон № 503-ФЗ.
Статьи 435, 436, 437, 438 ГК РФ определяют условия заключения договора по мусорной реформе:

  • ст. 435 – определение понятия «оферта»;
  • ст. 436 – невозможность оферту отозвать;
  • ст. 437 – публичная оферта;
  • ст. 438 – определения акцепта.

Суть этих статей – договор, заключенный с оператором, невозможно будет расторгнуть после первой оплаты без подачи иска в суд. По мнению инициаторов нововведения, прекратится выброс бытовых отходов в неотведенных для этой цели местах.

Старые полигоны планируют преобразовать в технологические объекты, не вредящие окружающей среде. Свалки у многоквартирных домов планируется убрать, места очистить и засадить деревьями.

Конечная цель мусорной реформы – изменить менталитет граждан до уровня, который не позволяет выбрасывать ТКО в оврагах и лесах.

Основные нововведения:

  • управляющие компании больше не выбирают, кто и по какой стоимости забирает мусор;
  • вывоз отходов становится коммунальной услугой;
  • заключать договора и оплачивать вывоз обязаны не только жильцы городских квартиры, но и владельцы нежилых помещений, загородных домов и дач.

Важно! Стоимость услуги снизится, если жильцы будут сортировать мусор — осуществлять раздельный сбор мусора.

Что стало причиной появления

Ответ на вопрос, для чего нужна мусорная реформа в России, простой.

В стране уже накоплено 40 млрд тонн отходов, ежегодно добавляется дополнительных 70 млн тонн, увеличивая площадь свалок на 500 тыс. га. ТКО выбрасываются в основном на несанкционированных площадях.

В последние годы к биологическим и пищевым отходам добавились пластики, полимеры, электроприборы, содержащие токсические вещества.

На конец 2018 года сжигалось всего 4-5% мусора. Инициаторы мусорной реформы 2019 планируют утилизировать до 60% в 2024 году и 95% в 2030 году. Для этого должно быть построено 130 комплексов для переработки, позволяющих ликвидировать все несанкционированные свалки и развить эффективную структуру переработки.

Президент Путин высказал мнение о мусорной реформе в послании Федеральному Собранию 20.02.2019. Он заявил, что до конца 2020 года должно быть уничтожено 30 самых крупных свалок в городах, за следующие 6 лет – все остальные. Но это выполнимо лишь при условии, что в проекте не будут участвовать структуры, которые лишь собирают деньги с населения.

Какие изменения ждут владельцев городских квартир, частных домов

Если переноса мусорной реформы нет:

  • региональная власть выбирает единого оператора;
  • за площади для сбора отходов отвечает региональные власти;
  • тарифы определяет оператор под контролем госорганов.

Где мусор будет сортироваться, определят региональные власти. В Московской области ввели 2 контейнера – один для пищевых отходов, второй — для бумаги, пластика и стекла.

Договора должны заключить также владельцы частных домов в городах и на селе, в том числе на садовых участках.

Важно! Тариф для села теоретически должен быть пониженным, но затраты увеличатся по сравнению с расходами до реформы.

Проведению мусорной реформы мешают неплатежиЗагрязнение природы становится катастрофой в России!

В сельской местности многие никогда и никуда не возили мусор, в том числе из огороднических и садоводческих обществ. В частных домах с печным отоплением отходы сжигают, даже старую мебель, а сейчас придется обязательно заключать договора и оплачивать эту услугу.

Перевозчики будут гонять полупустые машины за сотни километров, пока население не привыкнет к новым правилам. А оплачивать бензин будут люди, которым эта услуга, как им кажется, не нужна. Ведь то, что нельзя сжечь, многие из них привыкли вывозить в лес и лесополосы.

Есть надежда, что сельские жители активно будут выносить мусор к мусорным контейнерам, и больше никто не вывалит его в лес. Например, в густых лесах Псковской области часто можно увидеть горы мусора.

Кто покрывает расходы по мусорной реформе

Реализация мусорной реформы требует 78 млрд рублей. 30% будет финансировать государство в виде субсидий на лизинг и концессий. Это значит, что комплексы должны строить региональные операторы с поддержкой государства, остальные затраты компенсировать за счет выплат населения.

На данный момент практически никто ничего не строит. Бизнесменов настораживает частое изменение законов, которыми то вводятся, то отменяются различные налоги. У государства тоже нет средств, позволяющих создать комплексную систему. На самом деле большинство регионов оказались не готовы к реформе.

Большую часть расходов оплачивает только население, что неизбежно приведет к повышению тарифов. Все это понимают, поэтому большинство против мусорной реформы.

Кто определяет размер тарифов

До конца 2018 года владельцы городских квартир платили за вывоз бытовых отходов 70-80 рублей ежемесячно. С первого января среднее значение выросло до 150 рублей на каждого человека, зарегистрированного в квартире, услуга стала вписываться в отдельную строку.

Интересно: Тарифы на вывоз мусора по регионам России на 1 января 2019 г.

Размер тарифа зависит от региона и оператора. Если в какой-то местности их несколько, каждый устанавливает свой. Тариф будет индексироваться в январе и июле так же, как размер оплаты за электроэнергию, воду и отопление.

Но это теория. На практике вывозом бытовых отходов, скорее всего, будут заниматься не только операторы, но и субподрядчики. Каждый захочет получить прибыль, поэтому не согласные с мусорной реформой могут оказаться правы.

Проведению мусорной реформы мешают неплатежиЛюди против мусорной реформы, так как не верят, что деньги и правда пойдут на утилизацию и переработку мусора.

Кто получил отсрочку

Мусорная реформа с 1 января 2019 года не была введена в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. До начала 2022 года утилизация бытовых отходов осуществляется управляющими компаниями, оплата включается в раздел «содержание жилого фонда». Регионы, которые не выбрали оператора, могут отложить начало реформы до 01.01.2020. Что делать с бытовым мусором, решают органы исполнительной власти.

Можно ли не платить за вывоз мусора, кому и какие льготы предусмотрены

После ввода мусорной реформы о том, как не платить, думают не только малообеспеченные семьи. На самом деле уклониться от оплаты нельзя, так как вывоз отходов является коммунальной услугой, за просрочки предусмотрено начисление пени.

Малоимущие граждане могут получить субсидии так же, как на другие виды коммунальных услуг, если сумма квитанции ЖКХ больше, чем 22% от дохода.

Льготы по мусорной реформе предусмотрены для:

  • многодетных семей;
  • инвалидов всех групп;
  • ветеранов;
  • людей с ограниченными возможностями.

Отдельные регионы федеральный список пополняют. Подробности можно узнать в органах социальной защиты.

Почему проходят митинги против реформы, суть петиций участников

Протестуют против нововведения 25 регионов страны, в том числе Москва. Много шума наделали митинги против мусорной реформы в Нижнем Тагиле 3 и 23 февраля.

Основная причина раздражения населения — экономическая. Большинство недовольно увеличением расценок за вывоз мусора в городах и запрет самостоятельно распоряжаться отходами на селе.

Жители некоторых регионов выступают так же против строительства новых полигонов.

В петициях против мусорной реформы митингующие требуют:

  • признать нововведение несостоятельным;
  • изучить тарифы и порядок вывоза и утилизации;
  • запретить расширение полигонов и провести их проверку.

Проведению мусорной реформы мешают неплатежиФото митинга от КПРФ против мусорной реформы

В Нижнем Тагиле основной причиной недовольства стали ошибки в квитанциях, которые оператор объяснил сбоем программного обеспечения. Расценки критиковало не только население, но и полпред Президента Н. Цуканов. После митингов начался сбор подписей за снижение тарифов.

Последние новости о мусорной реформе не радуют. На законодательном уровне все кажется прогрессивно и правильно, но мусор по-прежнему никто не перерабатывает, он просто складируется.

Желающих работать в этой сфере мало, недостаточно заводов и полигонов. У предпринимателей нет уверенности в наличии перспективы, у населения – мотивации что-то менять. Операторы считают тарифы низкими.

Население – высокими.

На 15 апреля в среднем по стране собрано примерно 50% оплаты. В девяти регионах сборы такие низкие, что операторы почти отказываются работать.

В Самарской области и Дагестане собрано всего 5%, немного больше в Адыгее (14%), Кабардино-Балкарии (15%) и Пермском крае (20%), не достаточно средств так же в новосибирской области (23%), Алтайском и Красноярском крае (по 25%) и ульяновской области (30%).

Проведению мусорной реформы мешают неплатежиНе поступайте никогда так, как делает человек на фото, несмотря ни на какие реформы и законы!

Надеемся, что все же загрязнение окружающей среды будет снижаться с принятием новых законов в данной сфере, ведь смотреть на горы мусора, которыми завалена прекрасная российская природа, очень больно, как и видеть поведения людей, которые ведут себя в храме природы хуже животных.

Проблемы мусорной реформы в 2019 | Люди НЕ платят

Главный законодательный акт, регламентирующий основы «мусорной реформы» — Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ. Он устанавливает правила учета, нормирования отчетности и разграничение действий при вывозе отходов. С 2019 года начали действовать изменения, внесенные в ФЗ №89.

На какой стадии находится Реформа в РФ

По новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами работают теперь 62 субъекта. 13 регионов провели реформу ТКО частично, еще в девяти новая система заработает до конца года.

С января текущего 2019 года россияне уже начали получать видоизмененные платежки: строка о вывозе мусора в них убрана из состава жилищных услуг и переведена в разряд коммунальных. Тарифы за эту функцию теперь устанавливает государство, а не ТСЖ, управляющие компании и пр.

Читайте также:  В петербурге около 20% сделок с новостройками совершают инвесторы

За ликвидацию отходов отвечают не муниципалитеты, а региональные операторы. В большинстве регионов операторы уже выбраны сроком на 10 лет и более. Это произошло в 2018 году на конкурсной основе. Сами регионы разбиты на кластеры. Их границы определены территориальной схемой. За каждым оператором закреплен один или несколько таких участков.

С гражданами и юридическими лицами заключены договора, на основании которых производится вывоз мусора.

Важно! Жители частных домов или владельцы дачных домиков, которые раньше могли по своему желанию отказаться от этой услуги, тоже подчиняются новым правилам и платят за вывоз мусора.

Реализовать все идеи «мусорной реформы» сразу не получится, поэтому Федеральным Законом №89 предусмотрены отсрочки. Отсрочки на 3 года добились Москва и Санкт-Петербург, мотивировав это тем, что в регионах отсутствует территория для размещения современных полигонов и заводов по переработке мусора.

Выявлены первые проблемы

Реформа вызвала неоднозначный отклик у населения, многие граждане враждебно настроены к нововведениям. Это влияет на собираемость платежей, уровень которых в данный момент составляет 50,3 %.

Отказ жителей оплачивать работу регионального оператора может привести к остановке деятельности последнего.

Такая угроза существует в Дагестане, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Пермском крае, а также в Самарской, Новосибирской, Ульяновской областях, Красноярском крае, Алтайском крае.

Одна из причин, по которой люди отказываются оплачивать счета за вывоз мусора – резкое увеличение суммы в платежке.

Сами регоператоры объясняют повышение платы рядом факторов, среди которых: расстояние до места сортировки и утилизации (чем оно больше, тем выше топливный расход транспорта, который вывозит мусор), цена на топливо в конкретной местности и даже климатические условия.

Кроме того, не везде начисления включены в единую платежку. Там, где приходит отдельная бумага, жители чаще всего предпочитают не платить.

Ряд регионов оказались неготовыми к переходу на мусорную реформу. Зафиксированы сбои при выставлении счетов. В Тверской области жителям платежку присылали дважды за месяц, а в Калининградской квитанции заготовили даже на умерших. Однако позднее чиновники это истолковали как пробную версию.

Встречаются случаи, когда управляющие компании собирают деньги с жильцов, но до оператора сбор не доходит.

Еще одна проблема – отсутствие в стране предприятий с полным циклом переработки, где какая-то часть передавалась бы для использования в виде вторичного сырья, какая-то часть перерабатывалась.

Перспективы Реформы

Среди благоприятных перспектив мусорной реформы намечены следующие:

  • Изменения в сфере вывоза и переработки отходов должны повлиять на борьбу с незаконными свалками.

Ликвидировать все несанкционированные свалки предстоит до 2024 года – это постановление Президента содержится в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».

  • Переход на раздельный сбор мусора. В 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный.
  • Создание по всей стране современных технологичных полигонов и мусороперерабатывающих заводов.

Однако в реальности в результате множества проблем, которые встретились на пути реализации реформы, само ее будущее оказалось под вопросом. С начала 2019 года по стране прошло несколько акций и митингов протеста против новых правил. Часть политиков говорит о том, что реформа обречена на провал.

Друга часть чиновников настроена более оптимистично и считает, что новые правила приведут к созданию прозрачной схемы обращения с ТКО.

Все за и против

Насколько приживутся новые правила обращения с ТКО и какие поправки ждут мусорную реформу, покажет время. Однако уже давно стало понятно, что откладывать решение вопроса с мусором дальше невозможно, т.к. бездействие способно привести к экологической катастрофе.

"МУСОРНАЯ РЕФОРМА". АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НЕПЛАТЕЖЕЙ

  • 12 ноября 2019
  • «МУСОРНАЯ РЕФОРМА». АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НЕПЛАТЕЖЕЙ
  • П. ХЛЕБНИКОВ
  • Хлебников Павел, адвокат.

С 1 января 2019 года на территории всей России стартовала так называемая мусорная реформа.

Законодательно она выразилась в Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.12.2017 N 503-ФЗ.

Основной ее смысл состоит в том, что если раньше перевозчик забирал мусор из контейнеров и отвозил на полигон, то с начала текущего года контроль за сбором и утилизацией ТКО осуществляют региональные операторы.

Теперь уборка мусора — это отдельная коммунальная услуга, которая исключена из перечня на содержание жилья. Во многих регионах собственникам и нанимателям стали приходить отдельные платежки, которые своим содержанием в плане оплаты вызвали недоумение и недовольство жителей.

Итак, проблема первая и, на мой взгляд, основная с точки зрения потребителя и работы компаний с населением. Тарифы на вывоз мусора выросли, причем в некоторых регионах в несколько раз. Такое положение дел вызывало недовольство жителей.

Немного статистики: 90% бытовых отходов в России гниет на полигонах, и каждый год прирост мусора увеличивается на 3%. Проблема стоит остро, и ее нужно решать.

Основной вопрос: как, когда и главное — за чей счет? В декабре прошлого года пошли законодательные подвижки и Госдума РФ приняла «мусорную реформу», где прописано, что у регионов есть возможность выбрать систему формирования тарифа. Таких систем две: по площади жилья и по количеству прописанных в нем людей.

Обе имеют свои явные минусы. Если много собственников живет, к примеру, в однокомнатной квартире, а регион перешел на прописку, то тут, наверное, вам не повезло. Но и жить одному на больших квадратных метрах при такой системе стало дорого.

Но и в самой Госдуме недовольны первыми результатами реформы. Глава Комитета ГД РФ по экологии Владимир Бурматов заявил: «У нас в некоторых регионах нормативы накопления отличаются друг от друга в 500 раз. Мы с вами понимаем, что не может один человек мусорить в 500 раз интенсивнее, чем другой, но фактически, на бумаге, в квитанции, это зафиксировано».

А население отреагировало неплатежами и нежеланием заключать договоры с региональными операторами и перевозчиками. Появилась новая судебная практика по отдельной «мусорной» категории. Рассмотрим одно из дел, наиболее показательное и содержащее ориентированную позицию судов по данным категориям дел.

«Мусорной реформе» мешают формулировки?

Основные показатели реформы мусорной отрасли, которые отражены в госпрограмме «Охрана окружающей среды» и продублированы в такой же форме в паспорте нацпроекта «Экология», сформулированы неэффективно, не позволяют оценить прогресс и создают риск провала поставленных задач. Об этом говорится в опубликованном во вторник заключении Счетной палаты, информирует ТАСС.

  • В частности, считают эксперты ведомства, «показатели «Доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %» и «Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов, %» отражают только факт направления твердых коммунальных отходов (ТКО) на обработку и утилизацию и не будут свидетельствовать о доле обработанных и утилизированных ТКО, что не соответствует принципу однозначности и не позволит оценить прогресс в достижении целей и решении задач».
  • Кроме того в Счетной палате отмечают отсутствие в госпрограмме мер и целевых показателей по стимулированию раздельного сбора мусора, что в первую очередь важно в отношении пищевых отходов, поскольку именно его отделение от основного потока может повысить эффективность мусороперерабатывающих предприятий.
  • Также выяснилось, что федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» фактически буксует, поскольку более 90% предусмотренных на его реализацию в 2019 году средств федерального бюджета были возвращены в резервный фонд правительства РФ.
  • То есть, те результаты, которые были запланированы, из-за своей необоснованности могут стать недостаточными.
  • В свою очередь региональные операторы столкнулись с проблемой неплатежей за вывоз и переработку твердых коммунальных отходов (ТКО) и мусора — уровень собираемости остановился на отметке в 20−30%, причем граждане оплачивают эти услуги более дисциплинированно, чем бизнес.

Предприниматели ссылаются на несправедливые нормативы, отказываясь оплачивать выставленные счета. Однако ни одна крупная торговая сеть не рассказала, какие нормативы считает справедливыми, отмечает
«Ридус».

Кремль озабочен проблемами экологической повестки и уже несколько месяцев обсуждает варианты ее решения. Как отмечает
РБК, одной из основных причин стали протесты, связанные с проблемами экологии.

В 2018 году президентский Совет по правам человека зафиксировал «значительный рост жалоб и социальных протестов, вызванных нарушением прав граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду при обращении с отходами».

В начале 2019 года в тридцати регионах России прошли масштабные «антимусорные» протесты, резюмировал СПЧ.

Недавно СМИ заговорили о том, что в Кремле обсуждается вопрос о создании так называемой «зеленой» партии. Однако пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сегодня опроверг
эти слухи.

  1. При этом Кремль в рамках нацпроекта «Экология» не отрицает эффективное взаимодействие с общественниками и экоактивистами в рамках решения экологических проблем страны.
  2. Стоит отметить, что сегодня, 16 октября, в Москве
    состоялось заседание оргкомитета Второго Всероссийского съезда предприятий, занятых в сфере обращения с отходами производства и потребления, организованное при поддержке публично-правовой компании «Российский экологический оператор», ОНФ и «ОПОРЫ РОССИИ».
  3. В свою очередь накануне Федеральная антимонопольная служба выступила за снижение тарифов на вывоз ТКО в некоторых регионах, о чем сообщил глава ФАС Игорь Артемьев на семинаре-совещании регулятора.

«Учитывая, что очень различные условия во всех регионах по ТКО, была выбрана модель, проводился тендер. И в результате тендера получался тариф. Разница в соответствующих тарифах достигла десятки раз. Сейчас проводим работу по всем регионам для того, чтобы понять, сколько стоит каждая составляющая тарифа», — сказал он.

Читайте также:  Должна ли я платить налог в казахстане за российскую квартиру?

Учитывая, что проблемы экологии, как показали социологические опросы, является одной из основных болевых точек россиян, скорее всего в ближайшее время мы узнаем о новых решениях в рамках «мусорной реформы», которая, напомним, началась в стране 1 января 2019 года.

Будут ли переформулированы госпрограммы и национальные проекты? Будут ли в ближайшее время решены вопросы с началом масштабного проведения реформы в регионах? Будут ли сняты напряженности в связи с завышением тарифов и строительством мусороперерабатывающих заводов? Будут ли простимулированы граждане и предприятия, чтобы полноценно войти в этап создания новой отрасли в стране, когда мусор, по словам помощника президента РФ по вопросам экологии Сергея Иванова, станет «новой нефтью»?

На эти вопросы хотелось бы получить ответы уже в этом десятилетии.

Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить?

Существующая система обращения с отходами угрожает безопасности жизнедеятельности населения, но пока реформа не меняет ее, а лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости

Необходимость реформы обусловлена экологическими проблемами. На территории России находится более 60 млрд тонн мусора, и площадь свалок продолжает расти. В стране насчитывается более 14 тыс. крупных мусорных свалок (не считая несанкционированных стихийных). Их площадь — более 4 млн га. Это как четыре острова Кипр.

По данным Гринписа России, «каждый россиянин отправляет на свалку 400–500 кг мусора в год. Если бы из мусора, который жители России выбрасывают за год, построили башню шириной метр на метр, то по ней можно было бы добраться до Луны». При этом 94% мусора не подлежит переработке, т.е. отходы накапливаются и занимают все больше территории.

По мнению экологов, в течение десяти лет площадь свалок увеличится в два раза.

В 2018 г. мусорная проблема обострилась. Граждане выступили с массовыми протестами и митингами сразу в нескольких регионах страны. Газета «Коммерсантъ» провела исследование и опубликовала «мусорный атлас», в котором представлены экологические конфликты в России из-за неправильного обращения с отходами.

По результатам этого исследования обнаружилось, что в основном жители регионов жалуются на неприятный запах, постоянное превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосфере и выражают справедливое нежелание жить по соседству с мусорными свалками. По данным РБК, 3 февраля 2019 г. протесты против мусорных свалок состоялись в 25–30 регионах России.

Предполагается, что мусорная реформа должна решить эту проблему.

Советская система обращения с мусором считалась одной из самых эффективных. Существовали пункты приема металлолома, макулатуры, стеклотары и др. К тому же в то время отходов было меньше, так как продуктов массового потребления объективно было меньше. Да и состав отходов был другим, в том числе тара из пластика не была столь распространена.

После распада СССР настала эпоха массового потребления, повлекшая стремительный рост количества отходов. Распространение получил пластик. Сбором вторсырья занимались уже реже. Строящееся государство было занято решением экономических проблем, а вопросами сбора и утилизации мусора на высоком уровне не занимались. Так стали появляться стихийные мусорные свалки, которые гнили и горели.

До 2011 г. сбором и захоронением отходов занимались компании, получившие специальные лицензии. Затем лицензии отменили.

Функции по обращению с мусором перешли к мелким предпринимателям, которые для видимости имели договоры с лицензированными полигонами, а фактически вывозили мусор на несанкционированные свалки.

Рост числа таких свалок, в том числе вблизи населенных пунктов, и спровоцировал людей в 2018–2019 гг. на протесты.

  • Реформа стартовала с 1 января 2019 г.
  • Цели реформы сводятся к (1) ликвидации несанкционированных свалок, (2) сокращению числа мусорных полигонов, (3) строительству комплексов по обработке и утилизации отходов, (4) увеличению доли переработки твердых коммунальных отходов.
  • Предполагается, что цели реформы будут достигнуты посредством (1) передачи всей цепочки обращения с мусором – от сбора до утилизации – под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора, (2) жесткого контроля за сдачей отходов компаниями, (3) раздельного сбора мусора, (4) строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов, (5) ликвидации старых свалок.

Кроме того, реформа призвана избавить страну от «мусорной мафии» и несанкционированных свалок в лесах и оврагах. Планируется, что мусорные полигоны превратятся в современные высокотехнологичные комплексы. Стихийные мусорные свалки рядом с жилыми районами будут ликвидированы, земли будут восстановлены, и на месте бывших свалок будет создаваться городская инфраструктура.

Платить будут все: и жители многоквартирных домов, и дачники, и организации.

Если у гражданина имеется в собственности несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только по тому, где он проживает.

Стоимость услуги составит 120–130 рублей в месяц с человека. И повлиять на эту стоимость или отказаться от оплаты нельзя.

Также нельзя отказаться от заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором. Согласно статье 6.21 КоАП Московской области отсутствие у собственника такого договора карается штрафом в размере 5 тысяч рублей для граждан, 50 тысяч – для должностных лиц и 300 тысяч – для юрлиц.

Важно. Ранее услуга по сбору твердых бытовых отходов была включена в общедомовые нужды. Сейчас она будет исключена из состава жилищных услуг, и населению не придется платить дважды. Плата за эту услугу начнет взиматься отдельно, как за воду и электричество.

Если в квитанции строка «Содержание жилья» не изменилась, то необходимо направить в управляющую организацию претензию об исключении платежа и о перерасчете начислений. В случае если в течение трех дней управляющая организация не отреагировала на претензию и не произвела перерасчет, необходимо обратиться в Госжилинспекцию, которая произведет перерасчет и начислит компенсацию.

Тарифы оплаты услуги по обращению с коммунальными отходами устанавливают регионы: они имеют право взимать плату как с квадратного метра, так и с проживающего в квартире человека. Большинство регионов рассчитывают тарифы исходя из количества прописанных в квартире, методику взимания платы с квадратного метра используют реже.

Тариф можно оспорить посредством обращения в прокуратуру, антимонопольный орган и суд.

В отдельных случаях собственник вправе рассчитывать на перерасчет, например если он находился в отъезде.

Для этого региональному оператору направляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет указана сумма с учетом вычета.

Однако при начислении платы за обращение с коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения перерасчет сделать нельзя. Законодательством такой порядок не установлен.

Для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы в виде компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг. К ним относятся:

  • инвалиды I, II и III групп;
  • инвалиды и участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • ветераны труда;
  • инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших;
  • участники боевых действий;
  • лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда», и члены их семей;
  • семьи с детьми-инвалидами;
  • лица, пострадавшие от политических репрессий;
  • многодетные семьи (им предоставляется компенсация в размере 30%).

Региональная власть может вводить свои субсидии на оплату за обращение с отходами для определенных категорий граждан. Так, например, в Московской области люди старше 80 лет освобождены от платы за уборку мусора, неработающим пенсионерам до 70 лет предоставляется скидка по тарифам в размере 30%, а от 70 до 80 лет – 70%.

В новогодние праздники мусорные контейнеры во многих регионах страны оказались переполненными, а в некоторых регионах остаются таковыми и по сей день.

Обязанность вывозить мусор возложена на регионального оператора. Значит, если контейнер переполнен, жалобу необходимо направить именно ему.

Количество и место размещения контейнерных площадок определяет муниципалитет. Потому туда надо жаловаться в случае дефицита контейнерных площадок или несогласия со схемой их размещения.

Обеспечение надлежащего состояния общедомового имущества и придомовой территории является сферой ответственности управляющей компании. В случае ненадлежащего состояния контейнерной площадки следует обращаться в Госжилинспекцию с жалобой на бездействие управляющей компании.

Можно говорить о том, что в сложившейся ситуации с переполненными контейнерами виноваты все и никто. И все-таки вывозить мусор обязан региональный оператор, который выиграл конкурс и обязался в срок убирать мусорные кучи у подъездов.

Во время новогодних праздников Минприроды заявило, что «сложности с вывозом мусора в период длинных праздников точечно есть в разных регионах. Это было всегда. И связывать с реформой возникшие проблемы не совсем корректно. Мусорный коллапс обусловлен повышенной нагрузкой на службы, которые занимаются вывозом и утилизацией мусора».

Однако праздники прошли, а мусор остался. Возможно, это связано с тем, что мусорные полигоны закрываются, а новых заводов по утилизации и переработке отходов по-прежнему нет. Выходит, операторам некуда вывозить мусор. Они везут его на другие, отдаленно расположенные полигоны. Но это требует дополнительного времени и затрат. А потому операторы просто не справляются.

Реформу начали с уничтожения конкуренции на рынке вывоза мусора в пользу специальных операторов. В первую очередь было решено ликвидировать старые свалки и лишь затем строить заводы по переработке отходов. Однако непонятно, как это должно работать, ведь если закрывать свалки (а они уже закрываются), то куда вывозить мусор?

В большинстве регионов инфраструктуры для реализации реформы нет. И речь идет даже не о строительстве современных предприятий по переработке отходов, а об установке контейнеров для раздельного сбора мусора.

Более того, население не привыкло сортировать отходы. Это требует дополнительных усилий, ведь для разделения мусора человек вместо одного ведра должен иметь пять – для стекла, пластика, металла, бумаги и пищевых продуктов. К тому же содержание этих ведер должно высвобождаться в соответствующие уличные контейнеры, которые не всегда легко найти в своем дворе, районе или даже округе.

Несмотря на то что по новому закону за обращение с мусором отвечают региональные операторы, на деле как были подрядчики и субподрядчики, так они и остаются. Только теперь их нанимают операторы, а не управляющие компании. При этом операторами, вероятно, становятся компании, аффилированные с местными администрациями, что не способствует борьбе с коррупцией.

Кроме того, задача по формированию тарифа оплаты коммунальной услуги передана региональным властям, и он может рассчитываться исходя из количества как квадратных метров, так и проживающих в помещении граждан. Потому тарифы могут различаться: в одном регионе он может быть выше, в соседнем – ниже. И это вызывает некоторую напряженность.

Читайте также:  Минэкономразвития готовит единую методику кадастровой оценки

Казалось бы, логичными шагами в ходе реализации реформы были бы строительство заводов, оборудование дворов специальными контейнерами, доведение до населения информации о раздельном сборе отходов и о том, для чего устанавливаются высокие цены на услугу по обращению с мусором. Однако такие меры не принимаются.

Главной проблемой реформы является то, что гражданам придется платить больше. При этом положительные результаты пока не видны. В некоторых регионах о реформе узнают только из квитанций. Увеличение платы за вывоз мусора будет следующим1:

  • Нижегородская область – почти в 17 раз;
  • Ингушетия – в 18 раз;
  • Астраханская область – в 10 раз;
  • Воронежский регион – в 5 раз;
  • Пермский край – в 7 раз.

Изменение системы обращения с отходами однозначно необходимо, так как сейчас она рождает серьезные экологические проблемы, угрожает пожарной безопасности и в целом безопасности жизнедеятельности населения.

Однако мусорная реформа в том виде, в котором она существует на текущий момент, не решает эти проблемы.

Она лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости и обогащает компании, которые находятся под контролем местных администраций, и при этом система обращения с мусором не меняется.

1 Шестакова Е. Мусорная реформа. Как решается проблема утилизации отходов // Финансовая газета. 2019. № 13. С. 7–9.

«Мусорная реформа» в России: вызовы и перспективы для инвестирования

Начиная с 1 января 2019 года в России идет так называемая «мусорная реформа», направленная на существенное изменение порядка обработки и утилизации коммунальных отходов по всей стране. Многие из запланированных подготовительных и организационных мероприятий уже проведены или находятся в высокой степени готовности.

Вместе с тем наблюдается определенное отставание по заявленным целевым показателям, прежде всего в части создания необходимой инфраструктуры. Особое значение в такой ситуации приобретает использование иностранного, в первую очередь европейского опыта в решении данной проблемы.

Все это, на наш взгляд, открывает потенциальным инвесторам широкие возможности для реализации своих проектов в указанной области. Настоящая статья дает общий обзор идущей сейчас в России реформы отрасли обращения с коммунальными отходами. Последующие статьи будут посвящены более конкретным темам.

Мы преследуем цель обрисовать правовую и практическую основу для игроков, заинтересованных в выходе на российский рынок в данной сфере.

Предпосылки

На протяжении почти 20 лет действия Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основным способом обращения с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами (далее – «ТКО») оставалось их захоронение на полигонах. Доля утилизируемых (в том числе перерабатываемых) ТКО в общем объеме их производства была весьма незначительна.

Более того, сам процесс сбора, транспортировки и размещения ТКО был слабо организован и мало контролировался со стороны государства. Все это привело к критическому переполнению существующих полигонов, росту числа несанкционированных свалок и в целом к общему ухудшению обстановки с обращением с ТКО, особенно в Московском регионе и других крупных городах. По сути, вся страна оказалась перед лицом экологического кризиса.

  • Принятые меры
  • Так, в конце 2017 года был принят Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который ознаменовал собой начало реформы.
  • В 2018 году, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам совместно с Правительством Российской Федерации был разработан национальный проект «Экология», а в рамках него – федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО» со сроком реализации до конца 2024 года.
  • Основными целевыми показателями указанного федерального проекта являются:

В 2017–2018 годах федеральными органами государственной власти был принят ряд организационных и правовых мер, направленных на урегулирование сложившейся ситуации.

  • ежегодное повышение доли ТКО, направленных на обработку, в общем объеме образованных ТКО с 3 % (базовое значение по состоянию на 1 сентября 2018 года) до 60 % к 2024 году;
  • ежегодное повышение доли ТКО, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных ТКО с 1 % (базовое значение по состоянию на 1 сентября 2018 года) до 36 % к 2024 году;
  • введение в эксплуатацию 37,1 млн тонн мощностей по обработке ТКО к 2024 году.

Планируется также, что до 2025 года будет построено 95 комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, 150 мусоросортировочных комплексов ТКО и 40 многофункциональных сортировочных комплексов.

Основные направления реформы

Реализация основных мероприятий реформы началась с 1 января 2019 года. Ее основными целями были объявлены организация процесса утилизации (включая переработку) ТКО, а также осуществление раздельного сбора мусора для существенного сокращения вывозимых на полигоны отходов.

Предусматривается, что для достижения вышеуказанных целей в каждом регионе (субъекте Российской Федерации), за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых начало «мусорной реформы» перенесено на 1 января 2022 года, необходимо предпринять следующие меры:

  • подготовить и утвердить территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО, то есть описание системы организации и осуществления на территории соответствующего субъекта Российской Федерации деятельности по обращению с отходами;
  • выбрать регионального оператора – компанию, ответственную за процесс обращения с ТКО в соответствующем регионе;
  • установить региональные тарифы в области обращения с ТКО, уплачиваемые юридическими и физическими лицами;
  • построить мусоросортировочные и мусороперерабатывающие заводы (предприятия);
  • внедрить систему раздельного сбора (накопления) мусора.

В связи с началом реформы также были перераспределены полномочия между региональными и муниципальными органами власти. Так, с муниципального уровня вопросы организации деятельности по обращению с ТКО были переданы на региональный уровень. При этом за муниципалитетами были закреплены полномочия лишь по созданию и содержанию площадок сбора (накопления) ТКО, а также по организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО. Полномочия же федеральных органов государственной власти были дополнены вопросами установления порядка разработки и утверждения территориальных схем обращения с отходами, в том числе с ТКО, а также инвестиционных и производственных программ в области обращения с ТКО. На сегодняшний день в большинстве регионов России уже утверждены территориальные схемы обращения с отходами, выбраны региональные операторы и установлены соответствующие тарифы. Во многих регионах происходит постепенное введение системы раздельного (двухконтейнерного) сбора (накопления) мусора. Таким образом, можно сказать, что основные организационные мероприятия находятся в высокой степени готовности. На федеральном уровне приняты необходимые подзаконные акты, а также разработан проект федеральной схемы обращения с отходами, включая ТКО. В настоящее время данный проект дорабатывается экспертами и согласовывается с региональными властями с целью его утверждения до конца текущего года.

Проблемы и перспективы

Несмотря на уже принятые организационные и правовые меры, основным препятствием на пути реализации «мусорной реформы» остается проблема недостаточного финансирования деятельности региональных операторов. Изначально предполагалось, что оплата услуг в области обращения с ТКО будет происходить за счет утвержденных тарифов, взимаемых с граждан и юридических лиц. На практике же размер таких тарифов оказался выше ожиданий плательщиков, в результате чего региональные операторы регулярно сталкиваются с проблемой неплатежей. В период распространения коронавирусной инфекции сложившаяся ситуация только ухудшилась. В результате Правительство Российской Федерации было вынуждено оказывать меры финансовой поддержки наиболее пострадавшим операторам. В отсутствие должного финансирования страдает и инвестиционная часть реформы, прежде всего проекты строительства мусоросортировочных и мусороперерабатывающих заводов (предприятий) и создания сопутствующей инфраструктуры. В 2019 году была создана специальная публично-правовая компания – Российский экологический оператор – с целью координации деятельности региональных операторов и обеспечения реализации мер в области обращения с ТКО. Важным направлением деятельности компании является финансирование инвестиционных проектов в данной сфере, а также привлечение частных инвесторов. Кроме того, действующие проекты частично финансируются за счет средств федерального и регионального бюджетов. Например, уже семь из планируемых 13 мусороперерабатывающих заводов построено в Московской области. Еще один проект строительства многофункционального мусоросортировочного комплекса и полигона отходов реализуется иностранным инвестором в Калининградской области. В связи с утверждением территориальной схемы обращения с отходами анонсированы планы по строительству четырех мусороперерабатывающих комплексов в Ленинградской области. Очевидно, однако, что существующие темпы строительства недостаточны для достижения поставленных целей федеральной программы, о которых говорилось выше. Таким образом, у потенциальных инвесторов остаются широкие возможности для реализации проектов в данной области, прежде всего в отношении создания мусоросортировочных и мусороперерабатывающих комплексов и сопутствующей инфраструктуры, а также поставки и установки необходимого оборудования.

Конечно, важной предпосылкой для инвестиций в такие проекты остается гарантированность получения инвестором дохода.

В этой связи особое значение приобретает участие в проекте надежного публично-правового партнера и финансирующей организации.

Мы также полагаем, что в такой ситуации интересам инвесторов наиболее отвечает оформление отношений в форме концессионных соглашений или соглашений о государственно-частном партнерстве.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector