Правительство утвердило требования к домам для людей с инвалидностью

12 февраля вместе с Ларисой Лапиной, заместителем исполнительного директора Ассоциации управляющих организаций «Новое качество», в рамках онлайн-семинара мы обсудили новые правила доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД.

Эксперт рассказала, каким требованиям должны соответствовать указанные объекты и как управляющие компании участвуют в процессе обеспечения доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД.

Правительство утвердило требования к домам для людей с инвалидностьюЖилые помещения и общее имущество МКД станут более доступны для инвалидов

Почему эта тема важна для УО

Тема доступности жилых помещений и общего имущества МКД для инвалидов нова для управляющих организаций. А между тем, в ней нужно разобраться в ближайшее время – с 1 января этого года начались проверки на соблюдение требований к доступности жилого помещения и общего имущества МКД для инвалидов и требований по приспособлению жилого помещения с учётом потребностей инвалида.

Мы заранее настроили участников онлайн-семинара на интенсивную работу. Вначале обсудили законодательство, которое защищает права инвалидов в РФ.

Рассмотрели, какие требования предъявляются к ОИ МКД, где живёт инвалид и каким требованиям должно соответствовать жилое помещение инвалида.

Рассказали, зачем нужна и как собрать межведомственную комиссию, кто может войти в её состав и каковы её полномочия.

Вместе мы разобрались в сложном вопросе, кто проводит обследования и проверку экономической целесообразности проведения реконструкции и капитального ремонта дома или части дома, в котором проживает инвалид. Участники онлайн-семинара узнали, что такое минимальный, оптимальный и максимальный перечень, из чего они складываются и на какие средства можно выполнить каждый перечень.

Лариса Лапина объяснила, почему управляющим организациям нужно перестать бояться и войти в состав межведомственной комиссии.

Что нужно знать из законодательства

25 сентября 2008 года Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, которая была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106. Этот документ говорит о необходимости полного и эффективного вовлечения инвалидов в жизнь общества.

Доступность для инвалидов должна обеспечиваться в новых, строящихся объектах и в старых домах. При новом строительстве отдаётся предпочтение универсальному дизайну, который ещё называют инклюзивным. Это такой дизайн, который решает проблемы людей с инвалидностью разных видов. Старые дома рекомендуется разумно приспосабливать для нужд инвалидов.

Основной закон, гарантирующий права инвалидов в России, в том числе право на доступную среду жизнедеятельности, – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Он определяет государственную политику в социальной области защиты инвалидов.

Правительство утвердило требования к жилью для инвалидов

18 июля, 2016. Новостная служба

Правила распространяются на жилые помещения всех форм собственности

Правительство утвердило требования к домам для людей с инвалидностью

belive.ru

18 июля. ПРАВМИР. В России появились требования к техническому оснащению жилых помещений, в которых проживают инвалиды.

Нормы утверждены постановлением правительства, которое подписал Дмитрий Медведев. Документ размещен на сайте кабмина. Постановление содержит требования по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах для нужд инвалидов, а также порядок обеспечения условий их доступности.

Под приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в этом помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

За это будут отвечать специальные комиссии, куда будут входить представители органов власти, жилищных инспекций и объединений инвалидов.

Они должны определить, отвечают ли общедомовое имущество и квартира самого инвалида требованиям для обеспечения его комфортного проживания, а также решить, возможна ли реконструкция этих помещений в соответствии с минимальными требованиями.

Установлено, что территория у дома, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользское покрытие с зазорами не шире 1,5 см. Использование рыхлого покрытия не допускается. Вместо одиночных ступеней должны быть установлены пандусы, а если лестницы длинные — пандусы должны располагаться рядом. Перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия.

Перед крыльцом дома необходимо оборудовать разворотную площадку для кресла-коляски, а также специальную тактильную полосу из рельефной плитки. Входная дверь дома должна быть обведена контрастным цветом, а порог не может быть выше 1,4 см. Коридоры в подъездах должны быть не уже 1,5 метров.

Правила распространяются на жилые помещения всех форм собственности.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 16 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Доступное и комфортное жилье для инвалида

  • Статья 9 Конвенции ООН о правах инвалидов (далее – Конвенция) посвящена доступности для инвалидов школ, жилых домов, медицинских учреждений и рабочих мест. В целях реализации данного положения государства-участники должны принимать надлежащие меры, включающие в себя:
  • — разработку минимальных стандартов и руководящих ориентиров, предусматривающих доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения, ввод их в действие и контроль за их соблюдением;
  • — оснащение зданий и других объектов, открытых для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме.

Конвенция была принята 13 декабря 2006 г. и ратифицирована в России Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ. Теперь обратимся к отечественному законодательству и рассмотрим какие меры были приняты Российской Федерацией для того, чтобы обеспечить доступность жилых помещений для инвалидов.

Всем известно, что большая часть инфраструктуры в России не приспособлена для маломобильных групп граждан (в первую очередь инвалидов-колясочников).

При этом мне кажется, что основной проблемой является проблема доступности жилого помещения, в котором проживает инвалид. Распространены такие ситуации, когда инвалид в собственной квартире не может попасть в ванную, туалет или на балкон.

К этому также добавляется отсутствие возможности самостоятельно выбраться из многоквартирного дома на улицу.

Какие механизмы в отечественном законодательстве на сегодня позволяют решать эту проблему?

Законодатель предлагает в подобных ситуациях инвалиду получить жилое помещение по договору социального найма, которое будет удовлетворять требованиям доступной среды. Предлагаю рассмотреть этот правовой механизм в деталях.

1. Для получения жилого помещения по договору социального найма лицу необходимо получить статус «гражданин, нуждающийся в жилом помещении». Основания для получения такого статуса предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ).

В данном случае нас интересует пункт 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ, который гласит «гражданами, нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям».

Несомненным преимуществом этого основания является то, что жилое помещение по данному основанию (п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ) должно быть предоставлено вне очереди! Это правило закреплено в п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

2. На первом этапе гражданину необходимо признать свое жилое помещение, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Процедура признания жилого помещения непригодным для проживания установлена Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (далее – Постановление 47).

  1. Проблемам инвалидов в Постановлении 47 посвящен пункт 54. Для признания квартиры непригодной для проживания инвалида необходимо, чтобы Межведомственная комиссия вынесла два документа:
  2. — Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее – Заключение 1);
  3. — Заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (по форме Приложение № 1 к Постановлению 47).

Заключение № 1 выносится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее – Постановление 649).

  • В дополнение к данному постановлению Минстрой России утверждает:
  • — правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности.
  • Заключение № 1 выносится по результатам обследования жилого помещения, которое включает в себя рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения (технический паспорт), рассмотрение документов инвалида (справка об инвалидности, заключение МСЭ), визуальных и технический осмотр жилого помещения, проведение беседы с гражданином, признанным инвалидом, оценка необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
  • Обследования проводятся специальными комиссиями, в состав которых в обязательном порядке включаются представители общественных объединений инвалидов.
  • По результатам обследования составляется Акт обследования. Из постановления следует, что Акт может содержать несколько выводов:
  • 1) нет необходимости производить приспособление жилого помещения;
  • 2) есть необходимость производить приспособление жилого помещения и для этого есть технические возможности;

3) есть необходимость производить приспособление жилого помещения, но для этого нет технической возможности. В таком случае комиссия выносит решение о проверке экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома.

  1. После оценки экономической целесообразности комиссия выносит решение:
  2. 1) об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта;
  3. 2) об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта.
Читайте также:  Российское жилье дешевеет быстрее всех в мире

Теперь самое важное. Денежный вопрос. Органы власти должны разрешить вопрос об экономической целесообразности реконструкции многоквартирного дома для того, чтобы приспособить его к нуждам инвалида.

Правила оценки экономической целесообразности установлены Приказом Минстроя России от 28 февраля 2017 г. № 583/пр. Оценка заключается в сопоставлении расходов на реконструкцию с расходами на приобретение нового жилого помещения, приспособленного для потребностей инвалида, равнозначного по общей площади и месторасположению помещению, в котором проживает инвалид.

При этом стоимость реконструкции определяют на основе сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, а стоимость нового жилого помещения рассчитывают путем умножения средней рыночной стоимости кв.м. общей площади жилого помещения, установленной по субъекту РФ, на общую площадь необходимого для предоставления инвалиду нового жилого помещения.

  • Если старое жилое помещение находится в собственности инвалида, то его можно передать в государственную или муниципальную собственность, при этом кадастровая стоимость этого помещения будет вычитаться из рыночной стоимости нового жилого помещения, которое необходимо предоставить инвалиду.
  • Экономическая целесообразность реконструкции получается в том случае, если она обойдется государству дешевле приобретения нового жилья (даже при условии, что дешевле всего на один рубль).
  • На основании одного из решений (целесообразно/нецелесообразно) комиссия выносит соответствующее заключение о возможности/невозможности приспособления жилого помещения инвалида с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида.
  • Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида.

Постановлением 649 помимо процедуры обследования также утверждены требования к многоквартирному дому (пункты 23-31) и к жилому помещению (пункты 32-37), которые позволяют сделать жилые помещения комфортными для проживания инвалидов. Например, п. 34 предусмотрено наличие доводчиков входных и балконных дверей и ширина дверных проемов не менее 90 см., п. 33 предусмотрена ширина пути для движения кресла-коляски не менее 1,5 метра.

Будет ли эффективным данный механизм покажет практика.

Нормы «Доступной среды». Требования, предъявляемые к пандусам, дверным проёмам, тротуарам и к предоставлению информации для обеспечения доступности

С 2011 года и по настоящий момент в Российской Федерации действует государственная программа «Доступная среда». Целью данной программы является создание всех условий, способствующих интеграции инвалидов в общество, и повышение уровня их жизни.  Ответственным исполнителем программы является министерство труда и социальной защиты РФ, при этом участие в ней принимает целый ряд министерств и ведомств, что не удивительно, ведь проблема доступности затрагивает все сферы жизнедеятельности.

Паспорт государственной программы РФ «Доступная среда» содержит также ряд ожидаемых результатов, которые правительство стремится достичь к 2024-2025 году. Среди них:

  • Увеличение доли доступных для инвалидов объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры (до 61,8%);
  • Увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблеме инвалидности;
  • Увеличение доли субъектов РФ, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;
  • Увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного населения; и др.

Одной из подпрограмм программы «Доступная среда» является обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов.

В рамках данной подпрограммы государственные органы принимают меры по устранению барьеров, препятствующих доступу лиц с инвалидностью к зданиям, сооружениям и иным объектам инфраструктуры, а также к значимым услугам.

С целью реализации рассматриваемой подпрограммы был принят ряд нормативно-правовых актов, которые более подробно регламентируют требования к объектам инфраструктуры для обеспечения доступности.

Эти требования обязательны к исполнению для государственных органов, организаций, собственников зданий, сооружений и иных объектов инфраструктуры. Неисполнение ли ненадлежащее исполнение норм таких нормативно-правовых актов может повлечь административную ответственность.

  • Подробнее разберёмся, какие же требования закреплены в законодательстве для обеспечения доступности:
  • Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Тем же ФЗ-18Й отмечается, что планировка, разработка, застройка, реконструкция вышеуказанных объектов без приспособления доступа к ним и возможности их использования для инвалидов не допускается
  • Для реализации данных положений необходимо привести многие объекты в соответствие с потребностями инвалидов.
  • Пандусы

Одним из важнейших критериев доступности вышеуказанных объектов для лиц с инвалидностью является наличие пандусов. Но для качественного выполнения своего назначения они должны соответствовать ряду требований, установленных законом.

Кабмин утвердил порядок использования электронного сертификата для людей с инвалидностью

Минтруд сообщил, что заявление на электронный сертификат можно будет подавать как в региональном отделение ФСС, так и в личном кабинете портала госуслуг.

Правительство РФ утвердило порядок использования электронного сертификата на обеспечение техническими средствами реабилитации (ТСР). Об этом в понедельник сообщили журналистам в пресс-службе Минтруда России.

«Правительством определен порядок использования электронного сертификата. Необходимые для этого изменения внесены сразу в несколько актов правительства Российской Федерации.

Правила обеспечения ТСР граждан с инвалидностью и пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дополнены новыми механизмом.

Обеспечение таких граждан необходимыми изделиями теперь будет не только в натуральной форме или с использованием механизма компенсации, но с помощью электронного сертификата», — сказали в министерстве.

Отмечается, что заявление на электронный сертификат можно будет подавать как в региональном отделение ФСС, так и в личном кабинете портала госуслуг.

Так, при подаче заявления указывается номер карты «Мир», к которой привязывается сумма электронного сертификата на приобретение конкретного ТСР.

При этом, если стоимость такого изделия будет выше предельной стоимости, установленной в электронном сертификате, гражданин вправе доплатить до его фактической стоимости из собственных средств.

«Также вводится использование электронного каталога, который поможет сориентироваться какое ТСР доступно для получения, ознакомиться с функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными характеристиками изделия.

Если ТСР будет приобретаться на собственные средства, в каталоге будет информация о размере компенсации. Также в каталоге будет информация о предельной стоимости ТСР, если оно приобретается с помощью электронного сертификата.

ФСС будет формировать такой каталог, вести и размещать его в электронном виде на официальном сайте единой информационной системы в интернете», — добавили в ведомстве.

Ранее глава Минтруда Антон Котяков отмечал, что электронный сертификат для инвалидов, предназначенный для получения ТСР, будет внедрен в сентябре текущего года.

Президент России Владимир Путин в конце декабря подписал закон о внедрении электронного сертификата, предназначенного для покупки инвалидами ТСР, лекарств и продуктов.

Закон предусматривает использование электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов и лиц, пострадавших на производстве, техническими средствами реабилитации, а также для обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

ТАСС

Материал читайте по ссылке: https://tass.ru/obschestvo/11387309

Лекция №4. Нормативно-правовые документы, защищающие права людей с инвалидностью

Первый законодательный акт Российской Федерации, в котором (статья 15) закреплены правовые нормы, гарантирующие создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Статья 15 . Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг осуществляется:

  1. Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации при осуществлении федерального государственного надзора: — за соблюдением норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; — федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания; — федерального государственного транспортного надзора (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта); — федерального государственного надзора в области связи; — государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности; — федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств;
  2. Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (при осуществлении ими соответствующих переданных полномочий Российской Федерации) в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора): — в сфере образования; — федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;
  3. Уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации при осуществлении: -регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания; — регионального государственного контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси; — регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия; -регионального государственного жилищного надзора; -регионального государственного строительного надзора.
Читайте также:  Московские власти представили второй список самостроя под снос

Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг устанавливается положением о соответствующем виде государственного контроля (надзора), утверждаемым: 1) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) — Правительством Российской Федерации; 2) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) — высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

 За исполнением этого закона следит также прокуратура, согласно ПРИКАЗу от 23 января 2018 г. N 24 ОБ УСИЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ И СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ИНВАЛИДОВ.

Теперь рассмотрим перечень других законов актов и приказов, которые формируют в России дополняя друг друга правильное понимание значения социальной защиты инвалидов в нашей стране, а также какую ответственность несут все органы управления.

Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30 декабря 2009г

 Статья 12 прямо предусматривает требование обеспечения доступности: 1. Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. 2.

Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

Кроме того вопросы обеспечении доступности содержатся и в требованиях к проектной документации, в которой потребности инвалидов должны быть обязательно учтены.

Статья 30. Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями: 7.

Проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: 1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; 2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. 14. В проектной документации жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам.

Федеральный закон № 419-фз от 01.12.2014. о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов

Статья 5. Вносит изменения в №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» Новая редакция Статья 15.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурноспортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; 2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); 3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; 4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; 5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; 6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; 7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; 8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие требования, на основании которых осуществляется создание доступной среды:

Руководство по созданию безбарьерной среды / Accessibility for the Disabled — A Design Manual for a Barrier Free Environment (Solidere/United Nations, 1998) Стандарт ISO 21542:2011 Building construction — Accessibility and usability of the built environment Международные строительные нормы и правила, 2009 г. / International Building Code® (IBC), 2009 Руководство Международного паралимпийского комитета по доступности/IPC Accessibility Guide. An Inclusive Approach to the Olympic & Paralympic Games

Российские нормативные документы

Постановление Правительства Российской Федерации N 599 от 17 июня 2015 г. «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности»

Приказ Минтруда России от 30.07.

2015 N 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи», Приказ Министерства экономического развития РФ от 13 августа 2015 г.

№ 565 “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) Минэкономразвития России, подведомственных ему федеральных служб и агентств, их территориальных органов и находящихся в их ведении организаций (за исключением осуществляющих деятельность в сфере образования и здравоохранения) и предоставляемых ими услуг, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи”, Приказ Министерства внутренних дел РФ от 30 июля 2015 года N 809 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности объектов системы МВД России и предоставляемых услуг для инвалидов, а также оказания им при этом необходимой помощи», Приказ Министерства спорта РФ от 24 августа 2015 г. № 825 “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи” и др.

Федеральный закон о внесении изменений в статьи 48 и 51 градостроительного кодекса российской федерации 28 ноября 2015 года n 339-фз

Статья 1 Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 31, ст. 4012; 2008, N 30, ст. 3604, 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 31, ст. 4209; N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4563, 4572, 4591; N 49, ст.

7015, 7042; 2012, N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7614, 7619, 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 30, ст. 4080; N 52, ст. 6983; 2014, N 14, ст. 1557; N 26, ст. 3377; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 86; N 27, ст. 3967; N 29, ст.

4342) следующие изменения: 1) в пункте 10 части 12 статьи 48 слова «в случае подготовки соответствующей проектной документации» заменить словами «в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов»; 2) пункт 3 части 7 статьи 51 дополнить подпунктом «з» следующего содержания: «з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунальнобытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;». Статья 2 Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 01/2011)

• Приказом Федерального агентства от 13.04.

2010 № 1200 утвержден перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения, которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности лифтов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г.

№ 782 • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г.

№ 998-р утвержден перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности лифтов и оценки соответствия Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2012 г. N 1175 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам безопасности лифтов» • ГОСТ Р 33652-2015 (ЕН 81-70:2003) «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Федеральный закон от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Государство помогает инвалидам

В 2021 году для людей с инвалидностью предусмотрели много полезных изменений  

Читайте также:  Может ли соседка сдавать свою комнату в коммуналке без нашего согласия?

Инвалидам гарантировано социальное обеспечение cогласно Конституции РФ, а их социальная защита регламентирована Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. В этом году появилось немало нововведений, которые направлены на улучшение жизни людей с инвалидностью. О них и пойдет речь в статье.

В прошлом году в связи с пандемией коронавируса было решено ранее установленную инвалидность автоматически продлевать на 6 месяцев, а медико-социальную экспертизу (МСЭ) для установления инвалидности впервые проводить без личного участия граждан по медицинским документам. Эти временные правила будут действовать до 1 октября 2021 г.1

Алгоритм оформления инвалидностиВременный порядок признания человека инвалидом, утвержденный в период пандемии коронавируса, действует до 1 октября 2021 г.

В феврале этого года было подписано постановление2, по которому медицинское учреждение в направлении на МСЭ указывает результаты обследований, отражающих состояние здоровья гражданина, степень нарушения функций организма, состояние компенсаторных возможностей, сведения о проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятиях.

Медицинская организация может сформировать направление на МСЭ без проведения дополнительных обследований: для граждан, имеющих заболевания и нарушения функций организма, предусмотренные приложением к Правилам признания лица инвалидом (утв.

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г.

№ 95), и для граждан, направляемых на МСЭ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации, если ранее в течение года до дня формирования направления были проведены обследования, подтверждающие такие заболевания или нарушения функций организма.

Решение об установлении инвалидности в таких случаях будет принято на основании сведений о состоянии здоровья гражданина, содержащихся в направлении на МСЭ.

Экспертизу для установления или подтверждения инвалидности необходимо будет пройти после пандемии. Направление на МСЭ выдадут в поликлинике. Еще одно полезное изменение: раньше больным приходилось повторно идти в лечебное учреждение, если данные в направлении были неполными, но с 1 марта поликлиники должны сами дорабатывать документы по запросу органа, проводящего экспертизу.

В феврале было расширено действие принципа экстерриториальности, который означает, что за государственной услугой можно обратиться в любой МФЦ или ближайшее подразделение профильного госоргана, и при этом неважно, где человек зарегистрирован или проживает.

Теперь у граждан появилась возможность независимо от места жительства получить справки об инвалидности и выписки из государственной информационной системы социального обеспечения, обратиться в Пенсионный фонд для корректировки сведений на лицевом счете и подать заявление на парковку в специальных местах для водителей-инвалидов3.

Люди с инвалидностью смогут получать средства реабилитации без привязки к месту жительства4. Теперь инвалид, оформив временную регистрацию по месту пребывания, может бесплатно получить собаку-проводника, инвалидную коляску, протез или слуховой аппарат. Для этого нужно подать заявление по почте, через МФЦ или официальный сайт ФСС.

Кроме того, с октября 2021 г. технические средства реабилитации можно будет купить с помощью электронного сертификата5.

Порядок его оформления пока разрабатывается, но уже известно, что компенсация за техническое средство, предусмотренное в индивидуальной программе реабилитации инвалида, будет поступать на карту «Мир».

Приобрести такое средство можно будет в любом магазине или через Интернет. Но потратить эти деньги на другие покупки не получится.

При этом человеку предоставят право выбора: а) оформить сертификат; б) потратить свои деньги, а потом получить компенсацию; в) забрать средство реабилитации в ФСС.

Для людей с инвалидностью, временно пребывающих или проживающих в столице, в центрах «Мои документы» появилась новая услуга. Об этом говорится на портале мэра и Правительства Москвы.

Через центры «Мои документы» такие граждане могут подать заявление на обеспечение их техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями и заявление на выплату компенсации.

Компенсировать можно расходы: на оплату перевода русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода); содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников; ремонт технических средств и изделий; оплату проезда к месту нахождения организации, в которой получены изделия.

Для получения компенсации нужно будет предоставить документы, подтверждающие расходы, и указать в заявлении номер банковского счета или карты «Мир».

Подать заявление можно также в отделении ФСС, через личный кабинет на Портале госуслуг или «Почту России».

В январе 2021 г. все страховые пенсии, в том числе по инвалидности, для неработающих пенсионеров увеличились на 6,3%. Социальные пенсии проиндексируют с 1 апреля 2021 г. на 2,6%. Размер военных пенсий по инвалидности увеличат вместе с индексацией окладов военнослужащих с 1 октября 2021 г.

ориентировочно на 4%. Также в этом году планируют увеличить ежемесячные выплаты инвалидам на 3,8%. Социальные выплаты инвалидов I, II и III групп будут увеличены с учетом уровня инфляции 2020 г., т.е. на 3,8%.

Об этом проинформировала в конце прошлого года зампред Комитета Совфеда по вопросам социальной политики Елена Бибикова.

В 2021 г. на 3,8% увеличится и размер набора социальных услуг (речь идет о льготных лекарствах, путевках в санатории, оплате проезда в пригородных электричках), который предоставляется получателям ежемесячной денежной выплаты. Инвалиды вправе рассчитывать на получение набора социальных услуг в натуральном виде и в качестве финансовой компенсации.

Возможно, пенсию по инвалидности будут начислять автоматически – такой законопроект6 внесли в Госдуму 15 декабря 2020 г. Предполагается, что Пенсионный фонд сам будет назначать выплаты, без заявления граждан.

При оформлении компенсационных выплат гражданам, которые ухаживают за инвалидами и пожилыми людьми, больше не придется подтверждать, что они не работают и при этом не получают пособие по безработице или пенсию. Также им теперь не нужно собирать справки о смене места жительства подопечного. Все эти сведения территориальные органы Пенсионного фонда будут получать с помощью федеральных информационных систем7.

Напомним: ежемесячные компенсационные выплаты полагаются неработающим гражданам, которые ухаживают за инвалидами I группы, а также за престарелыми людьми, которым требуется постоянная помощь или исполнилось 80 лет. Выплаты могут получать как члены семьи, так и приглашенные помощники. При этом период ухода учитывается в страховом стаже и влияет на размер страховой пенсии.

С 1 июля 2021 г. граждане смогут получать сведения о том, какие им положены льготы, пособия и выплаты, по телефону единого контактного центра госуслуг. Для получения госуслуг подтверждать инвалидность не потребуется, так как ведомства сами будут запрашивать эти данные в Пенсионном фонде или федеральном реестре инвалидов.

С 1 января 2022 г. выписку из акта освидетельствования лица, признанного инвалидом, будут выдавать только в электронном виде. Справку об установлении инвалидности направят в течение 3 рабочих дней в органы пенсионного обеспечения8.

Кроме того, Минтруд и Минкомсвязи разрабатывают онлайн-сервисы, в том числе направленные на поддержку людей с инвалидностью.

Запустить планируется 25 суперсервисов – так называется комплекс связанных между собой электронных госуслуг, которые предоставляются пользователю в зависимости от жизненной ситуации. Все 25 приоритетных жизненных ситуаций были определены в феврале 2019 г.

президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Например, в декабре прошлого года начал работать суперсервис «Социальная поддержка онлайн». Теперь россияне, в том числе инвалиды, могут получать актуальную информацию о пособиях, выплатах и льготах, которые им полагаются, в личном кабинете на Портале госуслуг.

А с помощью суперсервиса «Онлайн-помощь при инвалидности» граждане смогут: записаться на медицинскую экспертизу и обжаловать ее результаты через Интернет; удаленно оформить пособия, пенсии и другие выплаты по инвалидности; оформить заявку на технические средства реабилитации или получить компенсацию за их покупку; подать в электронной форме информацию о транспорте, перевозящем людей с инвалидностью.

В прошлом году был принят закон9, который предусматривает административную ответственность за отказ в доступе к товарам, работам или услугам из-за ограничения жизнедеятельности человека, его состояния здоровья или возраста. Исключение составляют случаи, когда это допустимо в целях безопасности (ч. 5 ст. 14.8 КоАП РФ). Так, например, штраф нарушителю придется уплатить за препятствование инвалиду на коляске посетить концерт или ресторан.

( дискуссию «Права инвалидов», в которой адвокаты комментируют судебную практику по делам о защите прав людей с инвалидностью (все материалы по теме доступны на странице дискуссии в колонке справа)).

1 Постановление Правительства РФ от 16 октября 2020 г. № 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом».

2 Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2021 г. № 92 «О внесении изменения во Временный порядок признания лица инвалидом».

3 Распоряжение Правительства РФ от 16 февраля 2021 г. № 373-р.

4 Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 120 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

5 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата».

6 Законопроект № 1075528-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь».

7 Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. № 278 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

8 Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 461-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной социальной помощи”».

9 Федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 56-ФЗ «О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector