Минстрой ограничит способы использования земель под аварийными домами

В целях сокращения непригодного для проживания жилого фонда была разработана программа «Ветхое жилье».

Она стартовала в 2002 году, но пока рано говорить о конечных сроках реализации – значительное количество объектов не отвечает требованиям безопасности. В соответствии с Указом президента № 204 от 07.05.18 г.

, переселение из аварийного жилья после 2020 года продолжится. До 20 июля 2019 года будут разработаны и законодательно закреплены новые механизмы.

Планы Минстроя

За улучшение условий проживания придется доплачивать сверх выкупной стоимости аварийного жилья.

Важно! Под выкупной ценой подразумевается не только стоимость недвижимости на рынке, но также расходы, понесенные собственником на переезд и аренду квартиры на время расселения.

Если сразу заплатить нет возможности, то жильцам предоставляются следующие способы (на усмотрение местных властей):

  • льготная субсидированная ипотека;
  • договор социального найма.

В случае с пенсионерами, инвалидами, малообеспеченными и многодетными семьями социальный найм с органом МСУ предусматривает льготы. Граждане улучшают свои жилищные условия без денежных вложений – платить придется только за коммунальные услуги.

Те, кто не относится к льготным категориям, будут ежемесячно выплачивать коммуналку и арендную плату (размер устанавливается муниципальным органом – до 70% от рыночной ставки). За жильцами сохраняется право выкупа жилплощади.

Если предложенные варианты решения проблемы не устраивают, то граждане имеют право потребовать денежную компенсацию. Для этого им придется подать заявление в органы местного самоуправления.

Минстрой ограничит способы использования земель под аварийными домами

Ужесточение условий вызвано необходимостью остановить злоупотребления. Они связаны с приобретением «за копейки» аварийного объекта с последующим получением дорогостоящей благоустроенной недвижимости.

Необходимость вкладывать деньги делает такую схему нерентабельной, но при этом позволяет действительно нуждающимся людям получить квартиру на выгодных условиях (за ипотечным кредитом в банк обращаться не придется). В остальном правила реализации программы остаются прежними. В соответствии с паспортом нацпроекта, в 2020 году расселению подлежит 1 млн. кв.

м, новые квартиры получит около 55.8 тыс. человек. Несмотря на внушающие уважение цифры, темпы расселения превысят объемы аварийной недвижимости на 30 % лишь в 2023 году.

Условия программы

Главная цель программы – обеспечение граждан, проживающих в аварийных зданиях, благоустроенным жильем. Условия регламентируются 185-ФЗ и Постановлением правительства. Чтобы принять участие в программе, требуется получить решение межведомственной комиссии, подтверждающее факт непригодности дома для безопасного проживания (обязательно проводится экспертиза).

Переселение подчиняется установленным правилам:

  • в первую очередь переселяются лица, которым негде жить;
  • если владелец проживает в ином населенном пункте, то он может претендовать на денежную компенсацию;
  • новая жилплощадь должна соответствовать параметрам предыдущей (это касается площади и благоустроенности);
  • если ранее на каждого жильца приходилось менее 18 кв.м, государство предоставляет возможность улучшить условия проживания и увеличить площадь до установленных норм;
  • лица, которые проживали в исторических районах, имеют возможность самостоятельно выбирать новое место жительства;
  • собственникам не могут быть предложены коммунальные квартиры.

Минстрой ограничит способы использования земель под аварийными домами

При расселении приоритет отдается жилью, расположенному в районе нахождения аварийного дома. Если жильцы не возражают, то могут быть предложены другие варианты.

Важно! После того как жилье признано непригодным для проживания, запрещается продавать его или заключать договор мены.

Признание жилья аварийным

В преддверии обновленной программы будут пересмотрены критерии, в соответствии с которыми жилое здание признается непригодным к проживанию в нем людей. Изменения должны вступить в силу в конце 2019 года.

Такое условие закреплено в паспорте национального проекта «Жилье и городская среда».

Минстрой РФ предлагает четко разграничивать понятия аварийного и ветхого жилья – первое подлежит обязательному расселению и сносу, а второе – пригодно для жизни, но требует капитального ремонта и последующего наблюдения за состоянием. К аварийным относятся постройки, которые:

  • получили критические повреждения при стихийных бедствиях и не подлежат реконструкции;
  • не отвечают санитарным нормам;
  • находятся в возможном эпицентре техногенной катастрофы;
  • имеют разрушенные стены, фундамент, другие конструктивные элементы;
  • серьезно пострадали в результате пожара.

Минстрой ограничит способы использования земель под аварийными домами

К ветхим относятся здания из дерева и кирпича, износ которых составляет соответственно 65 и 70%. Ознакомиться со списком аварийного жилья по регионам можно на reformagkh.ru/relocation.

Чтобы объект был признан аварийным, требуется предоставить в администрацию:

  • заявление на оценку состояния дома (квартиры);
  • пакет документов – в него входят кадастровый паспорт, права собственности на недвижимость, поэтажный план, проект реконструкции (если она проводилась).

Межведомственная комиссия рассматривает заявление, проверяет жилье. По итогам составляется акт и передается в орган МСУ. В случае несогласия с решением жильцы имеют право заказать независимую экспертизу и обратиться в суд с иском.

Минстрой ограничит способы использования земель под аварийными домами

Сроки

После принятия решения о расселении жильцы уведомляются об этом с указанием срока. По закону он не должен превышать 5-ти дней, но государственные органы могут его продлить (максимальный срок – 1 год).

Программа переселения в 2020 году останется в силе. Как и ранее, жильцы аварийных домов и квартир вправе отказаться от невыгодных предложений – неправомерные действия могут быть оспорены в суде. Не стоит бояться отстаивать свои интересы – органы местной власти, как правило, не заинтересованы в задержке очереди и стремятся прийти к компромиссу.

  • Переселение из ветхого жилья: права собственника

Может ли орган местного самоуправления не формировать участок под многоквартирным домом при отсутствии денег

Собственник помещения в МКД может обратиться в уполномоченный орган с заявлением о формировании земельного участка под домом. Рассказываем, вправе ли орган местного самоуправления отложить исполнение такой заявки на неопределённый срок и-за отсутствия денег на разработку необходимой документации.

Формирование участка под МКД проводится по заявлению любого собственника помещения или по инициативе ОМС

Собственник помещения одного из МКД во Владивостоке обратился в городскую администрацию с заявлением о формировании земельного участка под указанным многоквартирным жилым домом, но орган местного самоуправления отказал заявителю, сославшись на отсутствие финансирования.

ОМС разъяснил в ответе, что в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков в границах элементов планировочной структуры проводится на основе проекта межевания территории. Разработка проектной документации на землю, где находится спорный МКД, не планируется, бюджет под это не заложен.

Администрация предложила собственнику самому заказать документы по планировке территории за свой счёт, а также обратиться в администрацию с заявлением о подготовке проекта межевания за его средства.

Владелец квартиры подал иск в суд, требуя признать отказ ОМС незаконным и обязать администрацию города провести формирование земельного участка под МКД согласно ст. 36 ЖК РФ, ст. 16 № 189-ФЗ, ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ. Сделать это орган местного самоуправления должен не позднее трёх месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Минстрой ограничит способы использования земель под аварийными домамиДолжна ли УО ремонтировать проезды и тротуары во дворах домов

Омс по заявлению собственника обязан подготовить документы для постановки земли на кадастровый учёт

Суд первой инстанции, разрешая спор собственника и муниципалитета, отметил, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст.

36 ЖК РФ, земельный участок под многоквартирным домом на праве общей долевой собственности принадлежит владельцам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу.

Границы и размер земельного участка определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведён государственный кадастровый учёт, земля под МКД находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Формирование участка проводит орган госвласти или ОМС в соответствии с ч. 4 ст. 16 № 189-ФЗ.

В соответствии с ч. 8 ст. 45 ГрК РФ, подготовку документации по планировке территории орган местного самоуправления проводит самостоятельно, либо привлекая на основании муниципального контракта иные лица. Физлица также могут готовить документы по планировке территории, но за счёт своих средств.

Читайте также:  Как не платить за горячую воду, если она чуть теплая?

В силу ч. 1 ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории ОМС принимает по своей инициативе либо на основании предложений физических/юридических лиц.

Суд отметил, что администрация Владивостока ведёт перечень заявок на формирование земельных участков, куда включено и заявление истца.

Из чего судья сделал вывод, что ОМС не уклоняется от возложенной на него обязанности по формированию земельного участка, а готово выполнить заявку за счёт бюджетных средств в порядке очереди.

При этом муниципалитет объяснил истцу, как ускорить этот процесс за счёт собственных средств. Иск собственника был отклонён.

Минстрой ограничит способы использования земель под аварийными домамиДолжна ли УО содержать земельный участок с неустановленными границами

Любое лицо может оплатить подготовку документации для кадастрового учёта земли под МКД

Апелляционный суд, куда обратился с жалобой собственник, также встал на сторону администрации города.

Он указал, что орган местного самоуправления разрешает вопрос подготовки документации по планировке территории в очерёдном порядке.

Возложение судом на ответчика обязанности сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом истца в обход предусмотренного порядка нарушит права жильцов, подавших заявку раньше.

При этом наличие у собственников помещений в МКД права на формирование земельного участка не предполагает нарушение очерёдности с превышением лимита выделенных на эти цели бюджетных средств.

Истец указал на то, что участки под многоквартирными домами, расположенными рядом с местом его жительства, уже сформированы и следует сразу сделать это и в отношении земельного участка под спорным домом. Но суд ответил, что вопрос целесообразности принятого решения ОМС находится за рамками предмета доказывания по данному делу.

Собственник указывал на то, что орган местного самоуправления не доказал отсутствие у него средств на проведение межевания, но суд с этим не согласился.

Администрация города представила документы по конкурсам, по итогам которых будут заключены муниципальные контракты на разработку документации для межевания территорий с указанием бюджета и перечнем адресов для составления проектов.

Решение первой инстанции осталось в силе. Кассационный суд согласился с коллегами.

Минстрой ограничит способы использования земель под аварийными домамиМогут ли жители соседних домов требовать демонтажа забора вокруг МКД

Омс обязан в разумные сроки сформировать участок под мкд после поступления заявления от собственника

Спор собственника помещения в МКД и городской администрации переместился в Верховный суд РФ, где все предыдущие решения судов были отменены. ВС РФ в определении от 30.09.2020 № 56-КАД20-1-К9 указал, что:

  1. Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (ч. 13 ст. 3920 ЗК РФ).
  2. В силу ч. ч. 2, 3 и 5 ст. 16 № 189-ФЗ процесс формирования участка и проведения его кадастрового учёта является завершающей стадией перехода в общую долевую собственность территории, на которой расположен этот дом.

ВС РФ отметил, что в случае обращения собственника в уполномоченный орган с заявлением проведение кадастрового учёта земли проводится в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

Судья сослался на позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от 28.05.2010 № 12-П. Формирование земельных участков под МКД относится к области публичных правоотношений. Органы местного самоуправления не вправе произвольно отказаться от выполнения этой функции, если для этого нет законых оснований.

Обращение любого собственника с заявлением о межевании участка под МКД рассматривается как основание для проведения государственного кадастрового учёта в разумный срок органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

ВС РФ отметил, что собственник неоднократно обращался в ОМС с заявлением о формировании придомовой территории.

В 2017 году его заявление внесли в перечень-очередь на межевание, но с 2017 по 2019 год ОМС не планировала работ по дому истца. Также не включены эти работы в план и в ближайшей перспективе на 2020–2022 года.

Следовательно, собственник фактически лишён права сформировать испрашиваемый земельный участок в предполагаемый федеральным законодателем разумный срок.

Решения судов нижестоящих инстанций были отменены. ВС РФ признал отказ ОМС Владивостока незаконным и обязал его сформировать земельный участок под спорным многоквартирным домом.

На заметку

ВС РФ, разрешая спор собственника помещения в МКД и городской администрации по вопросу формирования земельного участка под домом, указал на то, что орган местного самоуправления:

  1. Не вправе отказаться от проведения работ по кадастровому учёту участка, если заявление об этом поступило от одного из владельцев помещения в МКД.
  2. ОМС обязан выполнить возложенные на него функции по межеванию территорий в разумные сроки, а не откладывать эти работы на определённый срок под предлогом, что их стоимость не заложена в бюджет.

При этом следует учитывать, что нигде в законодательстве нет однозначной трактовки понятия «разумный срок». ГК РФ не регламентирует и критериев определения разумности срока. Оно носит оценочный характер, на что судьи указывают при разрешении споров.

Ограничение использования земельных участков после сноса аварийных домов | ГК «Абажур»

Минстрой ограничит способы использования земель под аварийными домами

Министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев, на парламентских слушаниях, предложил ввести ограничения на использование земельных участков, освобождаемых после сноса аварийных домов.  Он отметил, что в ряде регионов освобожденные по федеральной программе переселения земельные участки уходили с торгов для реализации коммерческих проектов.

Минстрой предложил ограничить использование земельных участков после сноса аварийных домов

Регионы смогут продавать землю коммерческим структурам после того, как они компенсируют федеральному бюджету расходы на расселение фонда

«В результате обсуждений с регионами возникло предложение наложить ограничения на использование земельных участков, которые будут освобождаться за счет федеральной программы (федеральный проект по расселению аварийного жилья — прим. ред.). Они должны использоваться под общественные пространства — скверы или парковки, которых сейчас не хватает», — сказал министр.

Он добавил, что регионы все же смогут продавать землю коммерческим структурам, но в этом случае им придется компенсировать федеральному бюджету расходы на расселение аварийного фонда.

«Если субъекты примут решение, что квартал сносят, а участок идет под коммерческую застройку, деньги, полученные с аукциона, должны вернуться в бюджет. А если возникнет некая дельта, субъект должен потерять свою квоту в данной программе. Это будет справедливо», — пояснил Якушев.

Федеральный проект по расселению аварийного жилья входит в состав нацпроекта «Жилье и городская среда», рассчитанный до 2024 года Объем финансирования федерального проекта на шесть лет составит 507 млрд рублей, из них 432 млрд рублей — из федерального бюджета, 68 млрд руб. — из региональных бюджетов, 7 млрд рублей составляют внебюджетные источники, указано в паспорте нацпроекта. Предполагается, что за время действия нацпроекта жилищные условия улучшат более 530 тыс. россиян.

Посмотрите наши участки под строительство жилья в Новосибирске — на них расселения уже нет, все готово — только заходи и строй:

Источник: ТАСС

Разрешенное использование для иных видов жилой застройки

Минстрой ограничит способы использования земель под аварийными домами

  • Любой город или иное поселение предусматривает несколько зон, в которых располагаются земли разного целевого назначения.
  • На них ведётся застройка территории, предусматривающая различные характеристики зданий и сооружений.
  • Они распределяются на территории согласно видам разрешённого использования.
  • В сатье рассмотрим состав ЗНП, классификатор ВРИ, а также узнаем какая деятельность не допустима на данной земле.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Читайте также:  Цб запретит микрофинансовым организациям выдавать займы под залог жилья

[2]

Состав ЗНП

Земельные участки поселений

Основные территории, входящие в состав ЗНП, относятся к землям поселений. Это более узкое понятие в сравнении с категорией земель и включается в указанную категорию.

Также оно выступает видом разрешённого использования (ВРИ) и распространяется:

В соответствии с Градостроительным кодексом, земли поселений делятся на соответствующие территориальные зоны, допускающие возведение домов разной этажности.

Малоэтажные здания, менее трёх этажей, предусмотренные для проживания одной семьи и не допускающие разделения на квартиры, возводятся в пределах территорий, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство.

Что входит в понятие ЗНП?

Это место заселения застроенного земельного массива, имеющее разновидность сельского или городского типов поселений. Является административной единицей. Управляется органами местного самоуправления и входит в состав государственной системы. Ими могут являться:

  • города и городские округа;
  • посёлки, сёла, деревни и т.п.

Отделяется от прочей территории муниципальных земель границами, которые установлены соответствующими законодательными актами и внесены в Государственный кадастр недвижимости согласно нормам Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.15 г.

Территория поселений, в том числе городская, считается действительной только внутри установленных границ, что дано в положении п.

1 статьи 83 ЗК РФ, а установление состава земель этой категории рассматривается в статье 85 ЗК РФ.

Статья 83 ЗК РФ. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов

  1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
  2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

Здесь располагаются различные фрагменты инфраструктуры поселения, требующиеся для организации, функционирования и жизнеобеспечения этой системы. Разное функциональное назначение зон города соответствует различным способам их размещения на всей его площади.

Зонирование территории — что это такое?

Это разбивка площади расположения населённого пункта на зоны по признаку их функциональности.

Порядок территориального зонирования определяется на основании соответствующего правового режима, регулирующего использование:

  • поверхности земли;
  • расположение надземных объектов;
  • расположение подземных объектов.

Зонирование предусматривает совокупное использование участка вместе с наземными и подземными коммуникациями по типовым правилам, предусмотренным для всех видов поселений. На основании зонирования территории города выделяются кварталы и зоны:

  • жилые;
  • административные;
  • общественно деловые или бизнес кварталы;
  • инженерных и транспортных инфраструктур;
  • для сельскохозяйственного использования;
  • специального назначения;
  • зелёные зоны, культурно-исторические и иные рекреационные места.

Их перечень дан в п.1 статьи 85 ЗК РФ. Кварталы располагаются в центе городского поселения, по окраинам зонирование ограничивается без квартальным разделением, ориентируясь на целевое назначение зон. Сельское поселение тоже разделяется на зоны без определения кварталов.

Целевое назначение

Классификатор ВРИ

Все виды целевого назначения ЗНП отражены в классификаторе.

Росреестр проанализировал эффективность использования земель для их вовлечения в жилищное строительство

18.08.2020

Росреестр по поручению Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина провёл анализ эффективности использования земельных участков для определения возможности их вовлечения в жилищное строительство.

Работа проведена в рамках достижения целевого показателя национального проекта «Жилье и городская среда», в соответствии с которым к 2024 году предусмотрено вовлечь в жилищное строительство земельные участки общей площадью 50,3 тыс. га.

Руководитель ведомства Олег Скуфинский заявил, что такая задача в масштабах страны была реализована впервые и в беспрецедентно короткие сроки.

Сведения о незастроенных земельных участках и территориях, которые можно быстро вовлечь в оборот, планируется предоставить гражданам и предпринимателям в рамках сервиса «Земля для стройки».

В настоящий момент Росреестр создает технологию по отображению земель на Публичной кадастровой карте. 

Данный сервис будет реализован в рамках эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости, предусмотренного поручением Председателя Правительства РФ.

По итогам анализа были определены 733 населенных пункта во всех субъектах РФ и прилегающую к ним территорию с наиболее высоким спросом на жилую недвижимость (численность проживающего населения – более 88,5 млн человек). Для этого на базе территориальных управлений Росреестра были созданы оперативные штабы, в которые вошли представители федеральных, региональных органов власти и профессиональные участники рынка недвижимости.

Анализ показал возможность потенциального вовлечения в оборот под жилищное строительство 5 560 земельных участков и территорий общей площадью 107,18 тыс.

га, что в два раза превышает целевой показатель нацпроекта. Из них более 3 058 земельных участков площадью 40,56 тыс. га подходят для строительства многоквартирных домов и 2 502 участка площадью 66,62 тыс.

га – для индивидуального жилищного строительства.

Результаты также были направлены в Минстрой России и АО «ДОМ.РФ» для повышения эффективности вовлечения участков и территорий в жилищное строительство.

«В рамках эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости также будет реализован проект «Земля просто», который позволит с помощью цифровых технологий каждому жителю нашей страны, каждому предпринимателю просто и безбарьерно брать землю.

Можно будет выбрать подходящий свободный земельный участок, получить о нем сведения, направить заявку на регистрацию, рассчитать потенциальную стоимость, спрогнозировать будущие налоги и сборы.

Данный сервис упростит и ускорит процесс вовлечения в оборот государственной и муниципальной земли и иных объектов недвижимости», — заявил Скуфинский.

Эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости будет проведен в отдельных субъектах в 2020 – 2021 гг. В 2022 году планируется тиражировать проект на территории других регионов по мере их готовности, сообщили в Росреестре.

Проект постановления Правительства РФ находится на стадии общественного обсуждения.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?

Владельцы земельных наделов нередко испытывают потребность в изменении возможностей их использования.

Устанавливается вид разрешенного использования муниципалитетом при формировании надела и указывается в документации при его переходе в аренду или собственность лицам физическим и юридическим.

Чтобы расширить возможности участка, потребуется изменить вид разрешения. Все изменения должны вноситься с соблюдением норм законодательства.

Планируя корректировку вида разрешенного использования земли, владелец должен ответить на несколько вопросов, взвесить все «за» и «против» по каждой позиции.

  1. Определиться, как это сделать законно и можно ли вообще произвести изменения.
  2. Встает вопрос финансов, которые владелец готов заплатить за процедуру.
  3. Целесообразно ли это.

Процедура внесения изменений ВРИ земельного участка регламентируется:

  1. Градостроительным кодексом № 190-ФЗ и Земельным кодексом № 136-ФЗ.
  2. Законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 г.

Осуществляется услуга с соблюдением правил земельного пользования, застройки конкретной единицы территории.

Виды разрешенного использования земельных участков

Земельным кодексом закреплено, что все земли разделены на категории в соответствии с назначением. Перечислим категории, этой земли:

  • населенных территорий, где разрешается возведение строений в рамках развития территорий городских и сельских поселений;
  • сельхозназначения с ограничением по использованию;
  • отведенные под объекты промышленности, энергетики, связи и т.д., а также используемые в целях военных разработок, объектов космического направления и гос.безопасности;
  • заповедные и охраняемые территории;
  • лесничество, охраняемых зон вблизи водоемов;
  • участки запасного назначения.

Распространенными категориями, которые наиболее часто переводят в другое использование, являются земли населенных пунктов, а также сельхозназначения. Изменение разрешения касается, как правило, получения возможности построить жилой дом, зарегистрировать и прописаться для постоянного проживания. А для этого участок должен иметь статус ИЖС.

Если говорить о видах использования, то этот фактор, определяющий деятельность, которую позволено производить на конкретном наделе. Заметим, что в разных категориях могут оказаться одинаковые разрешительные виды. Например, сельхозземли и участки населенных пунктов позволено использовать для ведения ЛПХ.

Читайте также:  Россияне активно берут ипотеку, а в это время ставки по ней снижаются

Самые популярные виды разрешенного использования наделов:

  • осуществления с/хозяйства (производства с/х продукции) с возможностью возведения помещений, требуемых для переработки, а также хранения выращенной продукции;
  • ЛПХ;
  • организации садоводства и огородничества;
  • крестьянско-фермерской деятельности;
  • ИЖС с правом строительства частного жилого дома определенных параметров.

В каждом случае имеются свои требования и ограничения. Если дело касается надела под ИЖС, то на нем обязательно должен быть построен частный дом. На земле под огород и сад законом разрешено возвести домик, но получить в нем прописку невозможно. Надел под ЛПХ должен использоваться только по прямому назначению и получить разрешительные документы на строительство на нем не получится.

Как изменить ВРИ земельного участка: порядок действий

1. Первыми шагами будут уточнение градостроительных регламентов, касаемо вида использования земли.

Это необходимо сделать в начале подготовки к изменениям разрешения, чтобы уточнить вид использования земельных участков для функциональной территории, в пределах которой расположен участок земли.

Данные о возможных ВРИ содержит один из документов:

  • выписка из правил землепользования и застройки (ПЗЗ) о разрешенных видах использования, которую можно заказать, зная кадастровый номер или адрес участка — скачать образец;
  • градостроительный план;
  • справка о зонировании территориальной единицы, в пределах которой расположен надел.

Заказать эти документы можно при обращении в Росреестр (в том числе на их официальном сайте), через МФЦ, в администрации по месту нахождения участка.

2. Какое разрешенное использование определено для конкретного участка.

ВРИ земель разделены на три группы:

  • основные;
  • условно разрешенные (назначены в результате публичных слушаний);
  • вспомогательные (они могут быть назначены дополнительно к двум первым группам).

3. Подбор вида использования, который будет максимально соответствовать тому, какие цели запланированы для надела.

В каждой группе имеется свой перечень ВРИ, из которого может быть выбран наиболее подходящий для изменения и отвечающему планируемому использованию. При этом обязательно стыкуются вспомогательные виды с основными. Все виды должны соответствовать классификатору ВРИ 2021 года.

Возможные проблемы

На данный момент существует ряд нестыковок Классификатора ВРИ с градостроительными регламентами. Постепенно к началу 2021 года ПЗЗ претерпят изменения и будут приведены в соответствие с Классификатором.

Наиболее наглядный пример связан со строительством жилого дома на землях КФХ, поскольку в Классификаторе ВРИ нет такого вида использования участка. Поэтому муниципалитеты не выдают разрешение на постройку, так называемого, дома фермера.

Можно уточнить в ПЗЗ администрации, относится ли возведение жилого помещения к условно разрешенному для данного надела. Проблема может решиться, если основной ВРИ заменить на условно разрешенный или назвать дом хозяйственной (складской) постройкой.

Но прописаться в нем будет невозможно.

4. Далее следует подготовка документов и предоставление в местную администрацию по нахождению участка, если требуется проведение публичных слушаний, или в орган Росреестра. Однако, если новый вид разрешенного использования предусматривает жилищное строительство, решение принимается без публичных слушаний — при условии, что новый вид не противоречит его целевому назначению.

5. Принятие решения о смене категории разрешенного использования земли в компетенции земельного комитета органа местного самоуправления. Точную информацию можно посмотреть на сайте администрации.

Зачастую возникает потребность перемены разрешения на использование не только для возможности строительства жилого дома, но и для проектов коммерческого направления. Например, автостоянки или комплекса для занятий спортом. Любое изменение должно производиться с согласия комиссии при администрации.

При рассмотрении заявления принимается решение в пользу жителей проживающих на этой территории. Чтобы получить положительное заключение, необходимо указать в заявлении всю очевидную пользу для развития инфраструктуры поселения. Если будут соблюдены все градостроительные, а также противопожарные нормы, то дается соответствующее одобрение.

Варианты решения вопроса об изменении ВРИ участка

При изменении ВРИ участка используется один из вариантов:

  1. Путем проведения публичных слушаний. Собственником подается заявление в администрацию для установления иного вида использования надела, если отсутствуют действующие Правила землепользования и застройки, выносится постановление в результате одобрения граждан.
  2. Заявление подается в Росреестр через МФЦ лично, через доверенное лицо или отправлением по почте в рамках градостроительного регламента. Применим в случае корректировки вида разрешения с внесением поправок в данные кадастра по участку и в нужной графе заявления указывается вид соответствии с Классификатором.

Заявление об установлении соответствия ВРИ земельного участка классификатору (бланк) — скачать.

На рассмотрение собственником земли подается заявление и ряд документов. В результате положительного одобрения происходит изменение ВРИ или выдается мотивированный отказ с указанием причины и нормативного акта, на который отсылается полномочный орган.

В заявлении обязательно указываются:

  • характеристики надела, сведения о нем;
  • точное положение;
  • форма собственности;
  • характеристики кадастрового учета и технические данные;
  • срок пользования или владения;
  • причины изменения вида разрешения на землю.

Чтобы получить положительный ответ, нужно акцентировать внимание на недопущение нарушения норм градостроения в результате производимых изменений. Заверяется документ подписью собственника.

Документы, прилагаемые к заявлению об изменении ВРИ земельного участка

Административный регламент устанавливает перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением на изменение вида разрешенного использования надела. Категория участка земли может повлиять на количество документов, которым потребуется расширить вышеперечисленный перечень.

Подать пакет документов можно несколькими способами и в каждом случае требования к его формированию могут отличаться. Рассмотрим каждый случай подробнее.

Решение вопроса в кадастровой службе Росреестра

В Росреестре или МФЦ можно обратиться сразу при соблюдении условий:

  • при наличии в администрации ППЗ, градостроительных регламентов;
  • планируемый ВРИ зоны, где находится участок, по основному виду состыкован с Классификатором.

Подать документы может лично через МФЦ владелец или арендатор участка, по которому требуется произвести изменение вида разрешения на использование. При этом к заявлению о кадастровом учете изменений недвижимости прикладываются копии:

  • удостоверения личности гражданина, подающего заявление;
  • устанавливающих право на земельный надел;
  • полученного ранее решения администрации о праве на перемену ВРИ земли (в случае, когда заявитель пользуется арендованной землей).

Бланк заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости — скачать

Все остальные документы, которые могут потребоваться для уточнения сведений в ходе оказания услуги, орган Росреестра получает у других государственных структур самостоятельно в рамках действующих регламентов и межведомственного взаимодействия. Не возбраняется представление иных документов собственником.

Решение вопроса в местной администрации

В администрацию заявление с документами подается при необходимости:

  • проведения публичных слушаний, в результате которых будет согласовано установление нового ВРИ;
  • приведения имеющегося вида разрешения в соответствие с Классификатором.

Прикладываются следующие копии:

  • паспорта заявителя или нотариальной доверенности представительного лица собственника (арендатора) земли;
  • выписки из ЕГРИП для предпринимателей (ЕГРЮЛ для юридических лиц), а также свидетельства о регистрации юр. лица или ИП;
  • бумаги правоустанавливающего характера на землю и строения;
  • когда заявитель не собственник земли (например, участок арендуется), то необходимо получить согласование от собственника, что он не возражает по поводу изменения ВРИ.
  • схема расположения земельного участка.

Заявление будет иметь форму прошения о приведении ВРИ в соответствие с Классификатором.

Администрация самостоятельно может запросить необходимые документы:

  • кадастровый паспорт участка,
  • выписку из ЕГРН,
  • правоустанавливающие документы.

Но заявитель вправе приобщить их к пакету подаваемых документов по своей инициативе.

Заказать через Госуслуги

По информации с сайта Госуслуг подать заявку на оказание услуги по изменению ВРИ земельного участка можно:

  1. При личном обращении в МФЦ;
  2. Почтовым отправлением с вложением всех необходимых документов;
  3. Жители Московского региона могут получить электронную услугу на сайте mos.ru.

Ознакомиться о порядке предоставления, результате обращения, необходимых документах и случаях отказов можно на портале Госуслуг. Здесь же имеются ссылки на нормативные документы и административные регламенты касательно исполнения услуги по изменению вида разрешенного использования надела.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector