К 2021 году появится схема планирования территорий «большого екатеринбурга»

Вновь оживший проект «Большой Екатеринбург» теперь носит подчеркнуто дружественный характер по отношению к городам-«спутникам». Его инициаторы и лоббисты отказываются от слов «поглощение» и «присоединение» и говорят исключительно о создании полицентрической агломерации. На заседании ТОП-клуба, который организовали «Деловая Россия» и Агентство стратегических инициатив при поддержке областной администрации, агломерацию поддержали практические единогласно. Подробности  — в материале Накануне.RU.

Промышленники, чиновники, предприниматели и представители муниципалитетов встретились на одной экспертной площадке, чтобы вновь проговорить плюсы и минусы объединения муниципалитетов. Никаких других целей модераторы не ставили. Да и стоило ли надеяться на что-то большее, учитывая, что среди участников обсуждения не было тех, кто действительно решает судьбу проекта.

Стоит отметить, что на членство в агломерации теперь претендуют не четыре, а пять городов: помимо Берёзовского, Верхней Пышмы, Среднеуральска и Арамили, в состав «Большого Екатеринбурга» войдет Первоуральск. Формирование агломерации, и не одной, а сразу трех, уже предусмотрено в стратеги развития области до 2030 г., которая вскоре будет утверждена.

«Все сошлись во мнении, что нужно концентрироваться на развитии уже сложившихся агломерационных процессов и просчитывать их перспективу.

Три агломерационных блока на сегодняшний день есть: екатеринбургская агломерация, нижнетагильская агломерация и северный куст городов Свердловской области«, — рассказала заместитель министра экономики Свердловской области Наталья Вышегородская.

К 2021 году появится схема планирования территорий «Большого Екатеринбурга»

Она отметила, что для развития этих трех зон концентрации экономической активности, нужно устранить разногласия в стратегиях планирования между областью и муниципалитетами. Города принимают свои планы развития без учета создания агломерации, например, Первоуральск увердил стратегию-2030 в то время, как областной проект еще находится в стадии разработки.

«Муниципалы» не хотят «засыпать»

В дискуссии экономического круглого стола участвовали представители Первоуральска и Берёзовского. Круг проблем, очерченный муниципалами, похож, как и их опасения, связанные с реализацией проекта агломерации.

Екатеринбург для Первоуральска большой тормоз в развитии, ситуация подходит к тому, что город становится «большим общежитием» для «большого завода», сказал глава комитета по инвестициям Первоуральска Леонид Лугинин. В неделю порядка 30 тыс.

жителей уезжают в Екатеринбург, это 20% от всего населения города и почти половина – от работающего. Поэтому мегаполис получает основной налог – НДФЛ, а муниципалитету остаются лишь скачки в потреблении коммунальных ресурсов, когда эти 30 тыс. человек приезжают домой на выходные.

К 2021 году появится схема планирования территорий «Большого Екатеринбурга»

Переломить ситуацию может рост численности населения, определена задача удвоения населения через улучшение качества городской среды, рассказал Лугинин.

Первоуральск за основу роста берет именно городское благоустройство, когда жителям не захочется уезжать в Екатеринбург, подтянется предпринимательство.

Агломерация даст дополнительное развитие строительной отрасли, так как жилье в Первоуральске значительно дешевле, чем в Екатеринбурге, и многие «столичные» жители присматриваются к окраинам.

«Есть подводный камень – все начинает попахивать пригородной агломерацией, когда крупный город начинает устремляться в пригород.

Это любимая многими модель, заимствованная в послевоенных Штатах, которая себя исчерпала и работать уже не может.

Екатеринбург должен развиваться, как сфера услуг, выселять из себя предприятия и это потянет производственный сектор, сместит население», — отметил Леонид Лугинин.

Глава Берёзовского Евгений Писцов тоже упомянул про риск для муниципалитета стать спальным районом Екатеринбурга, а меж тем город готов разместить от 50 до 80 производственных предприятий. Земельные ресурсы у Берёзовского, в отличие от Екатеринбурга, есть.

«Было бы совершенно неэффективно все централизовать, сказать, что все будет управляться из одного центра. При этом реальное положение вещей демонстрирует, что управляя на местах, мы можем более эффективно использовать бюджетные средства. По многим показателям мы развиваемся быстрее, чем Екатеринбург в целом», — сказал мэр.

По мнению главы, с привлечением бюджетных инвестиций от государства, агломерация сможет развиваться быстрее.

Сейчас существенным образом инвесторов сдерживает отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, которая и должна создаваться за государственный счет.

 Берёзовский, как и Первоуральск,  рассчитывает на развитие рынка жилищного строительства. Как рассказал Накануне.RU Евгений Писцов,  его емкость – порядка 6 млн кв. м жилья.

К 2021 году появится схема планирования территорий «Большого Екатеринбурга»

«Жилищное строительство предполагает наличие рабочих мест, если мы говорим о гармоничном развитии территорий. Мы готовы предложить инвесторам площадки в районе западной и северной промышленных зон, где можно разместить производства 4-5 класса вредности с санитарной зоной 50-100 м. Это производства, которые не ухудшают экологию«, — рассказал глава.

Кроме того, в городе есть ресурсы для развития туризма (на это работает бренд Родины русского золота) и спорта – в завершающей стадии проект строительства лыжероллерной трассы, которая пока работает лишь в зимнем режиме.

После завершения строительства она может стать круглогодичной тренировочной базой для спортсменов области. Большой коммунальный проект — поставка шахтных вод для бытового снабжения Екатеринбурга.

Сегодня Екатеринбург испытывает дефицит такой воды, перекачка ведется из отдаленных водоемов.

«На протяжении нескольких лет предпринимаются попытки найти инвестора для этого направления, мы докладывали эту инициативу на инвестсовете при губернаторе Свердловской области.

Половина средств на откачку воды выделяется из областного бюджета, половину покрывает рудник. Средства – 200 млн руб. – в чистом виде являются затратами, мы сбрасываем воду в реку.

А эти деньги можно возвратить, если продавать воду в Екатеринбург, что исключило бы бюджетное финансирование», — рассказал мэр.

… бизнес требует новых рынков

Депутат заксобрания Свердловской области, владелец сети магазинов «Кировский» Лев Ковпак поддержал идею агломерации от имени представителей ритейла. Муниципалитеты перенасыщены крупными сетевыми магазинами и ФАС не позволяет открывать новые. Для торговли агломерация – возможность выйти на новый рынок.

«Нам интересно было бы, чтобы рынок муниципальных образований объединили в одно целое.

К тому же, когда мы будем все вместе, мы можем претендовать на совершенно другое финансирование из федерального бюджета, потому что мы станем третьим муниципальным образованием в РФ.

Главное, чтобы была политическая воля, в чем у меня большой вопрос. Готовы ли будут все главы объединить усилия, чтобы создать сильную точку притяжения. Но это уже полномочия руководителя нашей области», — сказал Ковпак.

К 2021 году появится схема планирования территорий «Большого Екатеринбурга»

Представитель строительного бизнеса, начальник управления проектами компании «Атомстройкомплекс» Виктор Ананьев согласился с сильной стороной объединения – большим бюджетным рычагом. Причем, по его словам, госбюджет будет заинтересован в финансировании развития агломерации:

«Бюджет РФ последние 15 лет расходует дополнительные деньги преимущественно на спецпроекты: Олимпиада, Универсиада, и создание агломерации тоже спецпроект. Мы не говорим, «дайте нам кусок», а просим финансирование на развитие проекта».

Ставку первоначально нужно делать на господдержку, а не на бизнес: первые вложения сделают инвесторы, заинтересованные в развитии, затем необходимо создание инфраструктуры – эту работу частники на себя не возьмут. И уже на финальном этапе в города зайдет основанная часть инвесторов, говорили бизнесмены.

… а КРСУ вновь готова освоить бюджетные деньги

Одна из основных проблем, о которой говорили участники экспертной панели – отсутствие бюджетирования межмуниципальных программ. Это усложняет реализацию инфраструктурных и дорожных проектов, важных для агломерации.

В качестве примера глава Берёзовского привел реконструкцию улицы Проезжей, которая соединяет город с Екатеринбургом. Дорога в реестре муниципальной собственности столицы Среднего Урала, но в расширении дороги заинтересован Берёзовский.

Можно было бы вскладчину профинансировать проект, но тогда руководителям грозит ответственность за неэффективное расходование бюджетных средств. Встал вопрос об операторе межмуниципальных проектов, который мог бы решить, в том числе и правовые проблемы схем финансирования.

Гендиректор «Корпорации развития Среднего Урала» Дмитрий Попов не стал предлагать услуги Корпорации, как финансового оператора, отметив, что цель структуры – это все же поиск инвесторов и сопровождение проектов.

В то же время именно через КРСУ проходили финансовые потоки для строительства стадиона в Екатеринбурге, и создания «Титановой долины». По-видимому, сказывается печальный опыт КРСУ по освоению бюджетных денег. Но если по определению убыточные межмуниципальные проекты (дорожные и инфраструктурные) будут подкреплены финансированием, КРСУ готова за них взяться, сказал Попов. 

К 2021 году появится схема планирования территорий «Большого Екатеринбурга»

«КРСУ — это коммерческие предприятие. Фактически все наступили на эту мину, что, существуя де-юре, как коммерческая организация, Корпорации обязаны вести действия, как минимум, на самоокупаемость.

Они не могут вести убыточные инфраструктурные проекты. Поэтому Корпорация могла бы быть (финансовым оператором, — прим.), оперируя соответствующим областным бюджетом.

Когда есть заказчик в виде правительства области и когда этот заказчик платит», — сказал Дмитрий Попов.

Он отметил, что первый такой межмуниципальный проект уже появляется – площадка за Ново-Свердловской ТЭЦ, находящаяся на стыке Екатеринбурга и Берёзовского. Напомним, что региональные власти хотели построить там промышленную площадку, но со стороны Берёзовского строится коттеджный поселок, который вплотную подходит к санзоне.

А вдруг «проглотит»?

У игроков «Большого Екатеринбурга» разная весовая категория. У муниципалитетов есть земля, а Екатеринбургу необходимо расти, развивая свои инвестиционные возможности. Деньги идут в мегаполисы и города, попавшие в различные ТОПы.

Екатеринбург входит в мировой ТОП-600 городов, поскольку в мире есть тенденция не к росту территорий, а к росту отдельных точек, Екатеринбург может потерять свои позиции в рейтинге и лишиться части инвесторов, которые ориентируются на такие показатели, сказал член экспертной группы Агентства стратегических инициатив Александр Трахтенберг.

В разговоре с корреспондентом Накануне.RU эксперт отметил, что в ТОПе только пять российских городов: Питер, Москва, Тюмень, Красноярск и Екатеринбург.

К 2021 году появится схема планирования территорий «Большого Екатеринбурга»

«Далеко не факт, что в этом рейтинге не произойдут замены. Екатеринбург может быть сменен на Новосибирск. Вряд ли там появится Краснодар, а вот Казань, учитывая темпы развития города сейчас – вполне возможно. Сам факт наличия города в мировой элите притягивает инвесторов.

Мы должны сделать все возможное и невозможное, чтобы в этом рейтинге остаться. Это поглощение. В мировой практике агломераций практически нет, либо они были неудачны, есть только поглощение. Но если вместо пяти муниципалитетов останется один, это не значит, что город растворяется.

Высказали опасение, что если будет соединение, то Берёзовский, например, получит только один мандат в гордуме. Но никто не запрещает сделать гордуму из двух палат, почему в российском парламенте два уровня – чтобы были представители субъектов.

Здесь возможен такой же вариант», — пояснил свою точку зрения Трахтенберг.

Но сторонники слияния на заседании были в меньшинстве, не использовался даже сам термин. Наталья Вышегородская рассказала Накануне.

Читайте также:  В Ярославле напечатали дом на 3D-принтере

RU, что объективные проблемы, о которых говорили участники панели, решаемы в рамках агломерации.

В частности, стратегия развития Свердловской области предусматривает совместное финансирование межмуниципальных проектов в рамках госпрограмм. Неэффективными такие траты не признают.

«На сегодняшний день существуют инструменты. Мы говорим о реализации стратегии и предполагаем комплекс мероприятий, набор государственных программ Свердловской области. Мы будем концентрироваться на самих программах, на крупных инвестиционных проектах.

Сейчас уже существуют инструменты софинансирования в рамках межмуниципального сотрудничества, это госпрограммы Свердловской области, когда на ту или иную территорию направляются средства.

Вопросы муниципалитетов можно решать в рамках этих госпрограмм», — рассказала замминистра.

К 2021 году появится схема планирования территорий «Большого Екатеринбурга»

Сроки реализации проекта она связала с горизонтом планирования стратегической программы развития – с 2016 г. по 2030 гг.

Но когда будет запущен проект «Большого Екатеринбурга», зависит от политической воли, о чем неоднократно говорили участники круглых столов.

Политолог, модератор дискуссии Анатолий Гагагрин отмечает, что помимо политической, нужна коллективная воля, он считает, что подобные экспертные площадки помогают подойти к стадии реализации проекта. 

«Если мы будем ожидать, что будет некая политическая воля и только тогда что-то у нас начнет меняться, то мы останемся с этими мечтаниями. Часто бывает так, что действие является результатом соединения «маленьких воль». Коллективная воля вчера была продемонстрирована: мы хотим жить в Большом Екатеринбурге.

Но мы не должны формулировать проект одинаковым для всех, он будет привлекательным для разных групп по-разному. Это многогранный проект, который поворачивается к каждому одной из своих граней, в том числе и для людей, которые принимают политические решения.

Область заинтересована в проекте, губернатор создал рабочую группу по рассмотрению предложений, которые вырабатываются специалистами, экспертами и гражданским обществом — всеми, кто присутствовал на круглых столах. Затем мы формулируем привлекательные предложения для федерального центра.

И чем более многослойным, многоаспектным и просчитанным проект будет, тем выше его шансы на поддержку», — рассказал Накануне.RU Гагарин. 

Он отметил, что первым результатом дискуссии стало намерение  депутатов Екатеринбурга создать рабочую группу с участием коллег  из муниципалитетов для обсуждения проекта «Большого Екатеринбурга».

Губернатор одобрил план реновации Екатеринбурга. Мы знаем, где в первую очередь будут сносить дома

Губернатор Евгений Куйвашев одобрил правила, по которым планируется отселять и сносить дома в рамках так называемой «всероссийской реновации» — программы обновления жилых кварталов, аналогичной московской.

Законопроект «О регулировании отдельных отношений в сфере комплексного развития территорий в Свердловской области» прописывает условия и механизм расселения ветхого и аварийного жилья, а также выкуп промышленных площадок.

Власти считают такой документ благом: он позволит избавиться от физически устаревшего жилого фонда, который может быть еще не признан аварийным, но где, например, нет централизованного водоснабжения или системы канализации. Критерии, какие дома можно включать в программу реновации, а какие — нельзя, как раз и определяет областной закон.

С другой стороны, скептики говорят, что под снос теоретически могут пойти любые многоквартирные дома, которые по каким-то причинам окажутся в программе КРТ. Конкретики по площадкам на сегодня нет: зоны под реновацию правительство примет отдельно, а девелоперы, которым это интересно, предпочитают молчать.

Но из отдельных фраз чиновников и строителей можно очертить круг таких кварталов.

Что известно

Во-первых, Евгений Куйвашев во время визита вице-премьера РФ Марата Хуснуллина упоминал, что под реновацию в регионе выбрали 11 территорий, а наиболее перспективные из них расположены в границах Большого Екатеринбурга.

Во-вторых, корреспонденту 66.RU в областном минстрое пояснили, что для реализации пилотных проектов рассматриваются кварталы в Екатеринбурге, Сысерти и Среднеуральске.

«Можем предположить, что интерес к механизму комплексного основания территорий проявят те застройщики, которые и раньше занимались этим в рамках договоров развития застроенных территорий (РЗТ)», — ответил департамент информационной политики региона.

В-третьих, в мэрии Екатеринбурга 66.RU рассказали, что в программу реновации попадут ветхие и аварийные дома.

К 2021 году появится схема планирования территорий «Большого Екатеринбурга»

— Администрация проводит предварительную работу по определению, соответствует ли конкретная территория критериям для включения ее в программу реновации или нет.

В 2020 году мы занимались четырьмя площадками в Орджоникидзевском и Кировском районах. Интерес среди застройщиков к ним есть. Новый закон (он вступил в силу с 1 января 2021 года, — прим. 66.

RU) вынуждает нас дорабатывать ранее утвержденную документацию.

В-четвертых, первый вице-губернатор Александр Высокинский в интервью «Областной газете» сказал, что рассматриваются территории в центре и на окраинах: «[Реновация начнется], скорее всего, со старых двухэтажных и трехэтажных домов. Они израсходовали свой ресурс».

В-пятых, сами застройщики говорят, что и так расселяют старый жилфонд в рамках договоров РЗТ. Просто механизм КРТ позволит это делать быстрее и с более понятной экономикой проекта (за счет того, что размер компенсации жильцам будет приведен к рыночным условиям).

К 2021 году появится схема планирования территорий «Большого Екатеринбурга»

— Но и в нынешних условиях есть множество достойных примеров реализации комплексного развития территорий — в Екатеринбурге мы расселяем целые кварталы в разных микрорайонах — на Уралмаше, Широкой Речке, в Пионерском микрорайоне.

В-шестых, мэр Сысерти Дмитрий Нисковских заявил корреспонденту 66.RU, что у него подготовлен план реновации по нескольким локациям в городе.

Это две территории, занятые различными зданиями, и проект комплексного освоения в поселке Бобровский на 80 га, где уже ведется строительство. В сумме эти площадки могут дать 500 тыс. кв.

метров нового жилья, при том что в год там сдается 120–130 тыс. «квадратов».

Для Сысерти закон о реновации более важен, чем для Екатеринбурга, поскольку поможет «переселить» туда новых жителей и придать толчок для развития. В областном центре все-таки проблем со спросом на новые квартиры никогда не было.

— Мы ориентируемся на индустриальное домостроение, а не на продажу под застройку отдельных участков. Это более актуально с точки зрения того, что для готового малоэтажного жилья сейчас существуют ипотечные программы. Хороший задел для работы девелоперов позволит построить дома, которые будут востребованы с учетом наших инвестиционных проектов.

Самые крупные из них — транспортно-логистический парк РЖД рядом с поселком Большое Седельниково и вторая очередь «Титановой долины» на землях аэропорта Уктус.

«Предполагается создание большого количества рабочих мест. Высококвалифицированные специалисты должны где-то жить. С точки зрения логистики Сысерть — это оптимальный вариант. Поэтому мы ожидаем потребность в квартирах и домах», — добавил Дмитрий Нисковских.

Какие выводы можно сделать

Отсюда и ниже — наши предположения.

Итак, понятно, что в зону КРТ чиновники включат кварталы со старым, возможно, аварийным жильем и что они в том числе находятся в Орджоникидзевском районе.

В марте 2020 года (до принятия закона о всероссийской реновации) мэрия Екатеринбурга утвердила адресную программу по сносу аварийных многоквартирников.

На ее основании чиновники собирались упаковать землю для долгожданной продажи застройщикам. Но аукционы РЗТ так и не состоялись.

Возможно, из-за того, что муниципалитету пришлось дорабатывать документы (о чем выше говорил замначальника Главархитектуры Андрей Чернышев).

Вот эти площадки:

  • Краснофлотцев — Донская — Корепина — Шефская;
  • Донбасская — переулок Черниговский — переулок Суворовский;
  • Шефская — Баумана — Донская — Энтузиастов.
К 2021 году появится схема планирования территорий «Большого Екатеринбурга» архив 66.RU

Вообще понятие «комплексное развитие территорий» федеральные власти ввели в оборот несколько лет назад. Но механизм так и не заработал. Тем не менее в Правилах землепользования и застройки Екатеринбурга с того времени появился раздел, регламентирующий КРТ.

По условиям в границах КРТ разрешается строить жилье без ограничения по этажности и с коэффициентом плотности 4 (это значит, что на каждом квадратном метре участка допускается возведение 4 кв. метров зданий). Но есть и обязательные требования: минимальная площадь озеленения — 10% от размера участка; 120 школьных мест на 1000 жителей, 60 мест на 1000 жителей в детсадах и другие.

В актуальной редакции таких зон две — вокруг парка Маяковского и в районе улиц Готвальда и Опалихинской. Но в предыдущих версиях их было больше. Например:

  • 40-летия ВЛКСМ — Сыромолотова — Рассветная (ЖБИ, рядом с трамвайным кольцом),
  • Чкалова — Ямская — переулок Вересковый — Громова — переулок Воронежский (часть Цыганского поселка),
  • Металлургов — Викулова — Лоцмановых — Отрадная (еще одна часть Цыганского поселка).

Из-за того, что строители не могли долгое время приступить к освоению кварталов, их исключали из планов. Но, возможно, с упрощением процедуры расселения девелоперы захотят туда вернуться.

И наконец, мэрия недавно приняла муниципальную программу «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан…» на 2021–2025 годы. Она предусматривает снос 140 домов, признанных аварийными с 2015 года. Согласно программе, горожанам, которых будут выселять, должны предоставить другое жилье — в общей сложности хотят выделить 22 тысячи квадратных метров на 1305 семей.

Демонтировать постройки собираются в течение четырех лет. На это потратят 2,84 млрд бюджетных рублей. Не исключено, что подобные бараки станут для застройщиков точкой входа для обновления всего квартала вокруг.

Сейчас законопроект о КРТ правительство направит в региональный парламент. Ожидается, что депутаты рассмотрят его во время весенней парламентской сессии. Но федеральные власти дают временной люфт: по плану-графику Минстроя России срок принятия всех документов на региональном уровне установлен на III квартал 2021 года.

Подробнее о законопроекте, как будут расселять дома и распределять земли, на что имеют право жители, можно почитать здесь.

Ревда присоединится к Екатеринбургу: что такое «Большой Екатеринбург» и реальны ли планы

Главы 14-ти муниципалитетов Свердловской области подписали соглашение о взаимодействии с целью развития Екатеринбургской городской агломерации, иначе — проекта «Большой Екатеринбург». Это города, которые отвечают маятниковой миграции: то есть те, откуда больше всего людей ездит на работу в Екатеринбург. Зачем это нужно, что такое «Большой Екатеринбург» — объясняет Ревда-инфо.

К 2021 году появится схема планирования территорий «Большого Екатеринбурга»Стратегию развития «Большого Екатеринбурга» 11 и 12 ноября должны были обсуждать на форуме «Города России 2030». Но из-за эпидемии очные встречи в рамках форума перенесли на апрель 2021 года (в онлайн-формате 11-13 ноября проходят круглые столы и лекции). Однако подписание соглашения отменять не стали: главы собрались в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. На фото Глава Ревды Ирина Тейшева и главы Среднеуральска (Андрей Зашляпин) и Сысерти (Дмитрий Нисковских). Фото// midural.ru

Читайте также:  Как узнать расположение участка, назначение, категорию земель, обременения?

Проект «Большого Екатеринбурга» разработали больше десяти лет назад еще при Аркадии Чернецком, на тот момент главы столицы Среднего Урала.

Тогда идея была более жесткой: полное (в том числе административное) объединение города с его спутниками, которое сделало бы Екатеринбург больше по размерам, с более насыщенным бюджетом.

Но ничего не вышло: города-спутники отказались делиться территориями, деньгами и расставаться с самостоятельностью.

В середине 2010-х в администрации Екатеринбурга работал замглавы по вопросам стратегического планирования Александр Высокинский, нынешний глава города. Он вновь поднял тему объединения Екатеринбурга с Верхней Пышмой, Березовским и Арамилью.

В 2015-м он сетовал в эфире телеканала «41» на то, что региональным властям когда-то не хватило политической воли, чтобы объединить населенные пункты — ведь «окраины Екатеринбурга плавно переходят в окраины Верхней Пышмы, Березовского, Арамили».

Он подчеркивал, что «это ценные территории, которые необходимо развивать совместно в рамках единой градостроительной политики».

Был разработан новый проект — более мягкий, сначала под названием «Екатеринбургской городской агломерации». В его рамках планируется объединить уральскую столицу и города-спутники (20 муниципалитетов к 2040 году).

По плану у городов должна появиться общей инфраструктура, в том числе социальная и транспортная.

В частности, в 2016 году шла речь о возможном переносе для этого Северного автовокзала в другую часть Екатеринбурга — для удобства жителей городов, вошедших в проект Екатеринбургской агломерации (что так и не было реализовано).

Именно тогда, в 2016-м, Александр Высокинский был назначен вице-губернатором, стал идеологом и куратором этого проекта.

В начале 2019 года в долгосрочной стратегии развития Екатеринбурга вместо названия «Екатеринбургская агломерация» появилось название «Большой Екатеринбург».

В Ревдинской стратегии социально-экономического развития до 2035 года это понятие тоже есть — вообще весь документ написан с учетом, что наш город присоединится к Екатеринбургу, это принимают как факт. Правда, год, когда это случится, в документе не уточнен.

В 2018-м Александр Высокинский был назначен главой Екатеринбурга. В правительстве области поспешили расставить точки над i:

— Большая роль в проекте остается за Александром Высокинским. Он был его идеологом, и ничего не поменялось. Он по-прежнему будет играть одну из ключевых ролей, — заявил тогда первый вице-губернатор Алексей Орлов.

Что и происходит сейчас — он продолжает развивать тему объединения свердловских городов. 11 ноября Высокинский и еще тринадцать глав в присутствии замгубернатора по территориальному развитию Олега Чемезова поставили свои подписи под соглашением о развитии Екатеринбургской агломерации и о взаимодействии в рамках проекта I пускового комплекса транспортно-логистического центра «Екатеринбург».

Что за транспортно-логистический центр

Новый «грузовой хаб» чиновники хотят построить в районе поселка Большое Седельниково, рядом в ЕКАДом, федеральной трассой М5 «Урал» и международным аэропортом «Кольцово». Он нужен, чтобы вывести из Екатеринбурга часть грузовых потоков, разгрузить дороги.

Что входит в соглашение о развитии агломерации?

Пока никакой конкретики. Муниципалитеты должны разрабатывать и развивать межмуниципальные, агломерационные инфраструктурные проекты и проекты строительства жилья (в рамках собственных долгосрочных стратегий развития). Должны появиться новые транспортные артерии, соединяющие города, общие (?) проекты инженерных сетей и сооружений, промышленных и коммунальных объектов.

Глава Екатеринбурга Александр Высокинский, тоже поставивший свою подпись в документе, убежден, что это поможет территориям развиваться.

Какие территории включены в состав «Большого Екатеринбурга»

Но так ли это? Еще в 2017 году автор идеи поглощения Екатеринбургом городов-спутников Аркадий Чернецкий говорил на форуме «Города России»:

— Если честно, я плохо верю в агломерацию как в добровольное объединение субъектов. Это все равно что сравнивать Советский Союз и СНГ. СССР — он работал, а СНГ встречается на уровне руководителей. Какой-то эффект от этого, наверное, есть, но не совсем тот, на какой мы рассчитывали.

Реально действующих примеров в России нет. Я был и остаюсь сторонником единого муниципального образования. Это достаточно строгая структура, которая в состоянии решать вопросы. Внешне процесс создания агломераций кажется достаточно простым: подписали соглашение — и все в порядке.

Но на самом деле проблематика, на мой взгляд, проработана плохо. И в России нужен федеральный закон, регламентирующий отношения внутри агломераций. В том числе регулирующий передачу ответственности от одного муниципального образования к другому.

Нужен закон о бюджете агломерации, регламент ее взаимодействия с региональной властью в финансовых вопросах, нужна программа развития агломераций, состыкованная со стратегией развития региона и учитывающая интересы участников объединения.

На мой взгляд, наилучший выход из положения, который решает сразу многие проблемы, — это принципиальный пересмотр ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с точки зрения введения нового муниципального уровня.

Тогда в документе будут детально расшифрованы права, ответственность, порядок образования агломерации, регламент внутренней деятельности и т.д. Я согласен, что укрупнение за счет объединения муниципальных образований или создания агломерации — это столбовая дорога. Но она должна быть законодательно обеспечена.

Ни о каких изменениях законодательства пока, впрочем, речи не идет — подписанное вчера соглашение, как заявляют в правительстве Свердловской области, лишь старт для развития проекта. И к чему он в итоге приведет, так до конца и неясно.

Фото на превью// пресс-служба администрации Екатеринбурга

­Проект Большого Екатеринбурга готов: какой будет первая уральская агломерация

В свердловском правительстве разработано техзадание на разработку стратегического плана Большого Екатеринбурга. Проект, задуманный еще в начале 2000-х первым главой Екатеринбурга Аркадием Чернецким, практически готов к активной стадии реализации.

Основные положения документа прошли согласования с главами городов-спутников. В ближайшее время проект техзадания будет вынесен на обсуждение экспертного сообщества.

О том, что ждет главную агломерацию Свердловской области и какие надежды питают в муниципалитетах, – в материале «ФедералПресс».

Работа над проектом Большого Екатеринбурга началась в недрах администрации уральской столицы еще в начале 2000-х годов, однако основные принципы формирования агломерации были разработаны лишь в прошлом году.

С тех пор региональные власти и руководство муниципалитетов, которые по замыслу авторов проекта, должны присоединиться к агломерации, ведут активные консультации. «Чтобы понять, в каком виде должна развиваться агломерация, мы делаем шесть общих карт», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» вице-губернатор, куратор проекта Александр Высокинский.

Первой из них является общий экологический каркас. «Мы должны понимать, где у нас всегда должно быть чисто, где у нас сегодня уже грязно и какие из этого следуют ограничения. Например, такие ограничения есть вокруг Белоярской АЭС, очистных сооружений, скотомогильников, аэропорта или железной дороги.

Другой пример – леса на западе Екатеринбурга, которые ни в коем случае нельзя трогать. Как только мы начинаем сносить леса, они перестают гасить ветер и мы можем получить ураганы, как в Москве. К тому же это наши легкие», – объяснил Высокинский.

Вторая схема – транспортный каркас – вызвала немало споров. Так, вице-губернатор пояснил, почему не поддерживает расширение улицы Проезжей, ведущей в сторону Березовского. «Это улица, идущая через жилой район.

Во всех этих домах уже прописано по пятьдесят человек на квадратный метр, расселение будет близко к стоимости пяти космических кораблей. Но когда мы ее построим, мы получим широкую улицу, идущую через жилой микрорайон и не дающую никакого развития», – считает Александр Высокинский.

Вместо этого он предлагает обратить внимание на дорогу к Новосвердловской ТЭЦ. «Там можно повторить сделанное с «Росселевским трактом». А здесь на каждый рубль, потраченный на строительство, привлечено пять рублей частных инвестиций и получены разрешения еще на пять.

Вся территория вокруг тракта пошла развиваться и развивать город», – заявил чиновник.

Третий каркас – это инженерные сети (газ, вода, тепло), четвертый – социальная инфраструктура. В первую очередь будут строиться учреждения, которые могут обслуживать сразу несколько муниципалитетов.

«Я являюсь сторонником того, что хоккейную арену надо строить на границе Екатеринбурга и Пышмы, хотя решение уже принято строить у телебашни. Но арена на границе городов начинает обрастать инфраструктурой, дает развитие территории», – приводит пример Высокинский.

А именно стыки муниципалитетов являются наиболее проблемной территорией. «Нужно согласовать между двумя городами, что мы там будем развивать, чтобы земли не оставались деревней. Даже приезжие удивляются: Екатеринбург закончился, потом какой-то Шанхай, потом цветущая Пышма.

Потому что Екатеринбург и Пышма развивают центры, а на окраинах – мертвые зоны», – говорит он.

Принципы включают в себя также схему территориальной специализации городов. «Понятно, что Пышма и Орджоникидзевский район Екатеринбурга – промышленный кластер. Березовский – это и промышленность, и малый и средний бизнес, и рекреация.

Но березовчанам надо принять решение, в каком городе они хотят жить. Потому что сейчас они делают урбанизированную застройку а-ля Академический, а я им говорю: это будет все что угодно, но не Березовский, в котором вы выросли.

Арамиль – город, у которого есть окружная дорога, аэропорт, рядом проходит Транссиб. Там сам бог велел сделать логистическую зону. Среднеуральск – рекреация, малый и средний бизнес, производство овощей на избыточном тепле СУГРЭС», – рассказывает Высокинский.

Наконец, обсуждался и список основных инвестпроектов «от открытия новых производств до единой схемы общественного транспорта».

Опрошенные «ФедералПресс» главы городов подтвердили знакомство с документом и изложили свои идеи. «У нас есть полигон ТБО, который эксплуатируется совместно с Екатеринбургом. Одно из главных наших предложений – реконструкция этого полигона и строительство мусороперерабатывающего завода.

Второе предложение – строительство резервуаров-накопителей питьевой воды межмуниципального значения», – рассказал мэр Верхней Пышмы Александр Романов.

Решение проблемы ТБО на межмуниципальном уровне поддерживает и замглавы Среднеуральска Дмитрий Кириллов: «С полигоном и у них больной вопрос, и у нас больной вопрос». Мэр Березовского Евгений Писцов хочет построить в городе культурно-развлекательный комплекс, который был бы интересен жителям Екатеринбурга.

Советник губернатора Владимир Герасименко, до недавнего времени занимавший пост мэра Арамили, сообщил о предложениях по развитию транспортной и социальной инфраструктуры.

Градоначальники обращают внимание, что специализация не означает отказа от развития других направлений. «Мы считаем, что территория должна развиваться гармонично.

Если мы строим жилье в больших количествах, мы должны заниматься созданием рабочих мест, то есть созданием предприятий промышленности, торговли и обслуживания. Если люди приобретают у нас жилье, они не должны тратить время на поездки в другой город на работу, перегружать дороги», – говорит Евгений Писцов.

По его словам, Березовский готов разместить у себя предприятия 4-5 класса опасности, в том числе чистые и наукоемкие производства. «В работе сейчас машиностроительный завод с чехами, комплекс группы «Синара».

Есть инвестор, который разработал оборудование для лазерной сварки и производит его в Германии, а сейчас хочет вернуться», – перечисляет мэр. «В силу сохраненной экологии, чистой воды возможно создание зон рекреации», – добавляет он.

Читайте также:  Средняя ипотечная ставка выросла впервые с начала года

Владимир Герасименко считает, что в Арамили должна развиваться не только логистика, но и «экономика знаний». «Мы избрали кластерный, инновационный путь развития. У нас каждый житель знает, что такое нанокомпозиты и высокодисперсные порошки. Никто этих нанокомпозитов не видел, а мы их видели.

Мы ждем высокопрофессиональные и научные кадры, которые будут предъявлять спрос на жилье среднего класса и выше. У города есть и огромный историко-культурный, рекреационный потенциал», – рассказывает он.

Что касается Верхней Пышмы, то она согласна оставаться промышленной территорией (в городе 15 крупных и средних предприятий), но намерена развивать также образование и туризм.

«На нашей территории находится уникальный музей боевой славы Урала, входящий в «серебряное кольцо Урала», монастырь на Ганиной Яме, скалы Петра Гронского, озера Исетское, Балтым, Вашты, Шитовское. На многих из них обнаружены стоянки первобытных людей», – напоминает Александр Романов.

Дмитрий Кириллов согласен с тем, что основными направлениями развития Среднеуральска будут рекреация и фермерство. «У нас есть зеленые зоны и озеро, где можно проводить музыкальные фестивали, есть краеведческий музей», – напоминает он. Однако к этим сферам добавится и логистика: «Северное направление сейчас актуально для транзита, северный выезд даст нам новый этап развития».

Еще по теме

К 2021 году появится схема планирования территорий «Большого Екатеринбурга»

Из-под «Большого Екатеринбурга» выбили научный фундамент

Из социальных объектов, которые будут обслуживать всю агломерацию, мэр Верхней Пышмы называет в первую очередь современный роддом: в нем будут появляться на свет жители Среднеуральска и северной части Екатеринбурга.

Кроме того, в городе обещают построить дворец технического творчества на кольце новой трамвайной линии, областные дворцы самбо и водных видов спорта. Владимир Герасименко отмечает, что рост населения Арамили при ограниченной территории делает возможным строительство объектов на территории соседней Сысерти.

«У них тоже есть потребность в школах, в ФАПе со стороны Челябинского тракта, откуда далеко ехать до поликлиники», – говорит он.

К реорганизации «шанхаев» на границах городов муниципальные чиновники подходят осторожно. «Граница между Екатеринбургом и Пышмой проходит по кольцевой дороге. Территория с обеих сторон уже задействована: у них промзона, у нас очистные сооружения и ряд промышленных объектов.

Может быть, со временем появятся решения, но сегодня у нас практически нет межселенной территории, очень мало резервов. Впрочем, сейчас некоторые участки выставлены на продажу, но там, скорее всего, тоже будут какие-то бизнес-проекты», – объясняет Александр Романов.

«Нужно определять пути развития приграничных территорий, особенно пустующих. Они довольно обширны, мы не понимаем, что там будем размещаться. После того, как мы пропишем кластерный принцип развития, можно будет это представлять», – надеется Владимир Герасименко.

«Если у нас будет северный въезд, южный въезд через район Коптяков, то это позволит создать инфраструктуру, которая привлечет малый и средний бизнес. Где трасса, там и бизнес», – рассчитывает Дмитрий Кириллов.

В июле техзадание должно быть вынесено на обсуждение экспертных советов, в которые приглашены ученые, общественники, журналисты и бизнесмены. «Во все эти советы входят люди, которые к сорока имеют опыт чего-то конкретного. Это не те, кто «участвовал, содействовал, помогал, как-то отирался».

Это те, кто говорит: «я построил, я создал, я воздвиг». То есть мы привлекаем людей, которые могут соединить теорию и практику», – заверяет Александр Высокинский. При этом он обещает, что не будет ставить препон и участию в обсуждении других желающих.

Окончательная версия задания будет использована при выборе проектного института для составления плана.

От Большого Екатеринбурга до Уральского узла

— Александр Геннадьевич, известно, что Вы были и являетесь одним из идеологов проекта «Большой Екатеринбург». Этот проект не потерял своей актуальности на сегодняшний день?

— Проект продолжает активно реализовываться.

На сегодняшний день совместно с Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области разрабатываем стратегию территориального развития, которая будет адаптирована под «Большой Екатеринбург».

Она состоит из нескольких разделов: дорожно-транспортные коммуникации, инженерно-строительный комплекс, схема экологического каркаса, а также специализация территорий.

Что под этим следует понимать? Каждое муниципальное образование обладает своей исторически сложившейся особенностью. Например, город Верхняя Пышма и Орджоникидзевский район Екатеринбурга — это огромный промышленный кластер, который был, есть и будет сердцем нашего мегаполиса.

В свою очередь, территория города Березовского — это новый кампус Уральского федерального университета, зоны развития малого и среднего производственного бизнеса.

А вот Арамиль — это территория логистики, крупнейших транспортных развязок, объектов аэропорта Кольцово, через него пролегает Транссибирская магистраль, окружная городская дорога.

На территории муниципального образования Сысерть мы планируем вместе с железной дорогой возводить один из крупнейших в мире логистических железнодорожных терминалов в поселке Большие Седельники.

Ее появление предполагает стратегия Российских железных дорог, которая предусматривает строительство 10 крупных транспортно-логистических центров вдоль широтного транспортного коридора с запада на восток страны. Очевидно, что проект, реализуемый на территориях нескольких городов, будет носить межмуниципальный характер. В связи с этим сегодня готовится соглашение между городами, железной дорогой по совместным усилиям в рамках создания этого грандиозного терминала.

Также межмуниципальное соглашение позволит организовать схему совместного использования социальной сферы. Например, больница №7 Екатеринбурга, расположенная на улице Вилонова. Рядом Блюхеровский мост соединяет Екатеринбург и Березовский.

Поэтому лечебное учреждение сможет обслуживать жителей обоих городов.

А современный перинатальный центр в Верхней Пышме будет принимать пациентов из Екатеринбурга, и можно привести много других примеров оптимального использования объектов здравоохранения, образования.

Кроме того, план создания «Большого Екатеринбурга» дает эффективные возможности для реализации целого перечня логистических проектов таких, как строительство трамвайных веток Екатеринбург-Верхняя Пышма, Екатеринбург-Березовский, трамвайная ветка на Среднеуральск — все это межмуниципальные проекты, которые ведут к объединению территорий. И самое главное — это дальнейшая разработка градостроительной политики территорий, которые раньше были окраинами Екатеринбурга и муниципалитетов. Поэтому проект «Большой Екатеринбург» не остановлен, он реализуется, сейчас находится на стадии оформления, принятия решений, и мы им активно занимаемся.

— Сегодня активно обсуждается тема создания агломерации вокруг Екатеринбурга, в которую будут включены Пермь, Челябинск, а возможно, и другие крупные города. Как вы оцениваете эту идее?

— Этому проекту достаточно много лет, мы в 2016 году с Алексеем Кудриным (в ту пору он занимал должность заместителя председателя Экономического совета при Президенте России — прим. ред.), обсуждали его в рамках строительства скоростной железнодорожной ветки «Екатеринбург-Челябинск».

Сегодня можно говорить, что мы находимся в уникальном положении, с точки зрения геоэкономики. Екатеринбург, Пермь и Челябинск — три крупных города, расположены в радиусе 300 километров друг от друга. Такая ситуация встречается только в Китае или Индии, где плотность населения абсолютно другая, на порядок выше.

В Европе этого нет, потому что миллионные города там развивались эволюционным путем, они формировали своеобразные воронки, которые вокруг себя высасывали все человеческие и сырьевые ресурсы.

У нас возникновению трех соседей, городов-миллионников, во многом способствовала Великая Отечественная война, когда на Урал были эвакуированы сотни предприятий с их работниками. Думаю, в ближайшем будущем к ним добавится и Тюмень.

Огромный платежеспособный спрос четырех городов позволяет образовать самодостаточную агломерацию, в которой будет проживать свыше 6 млн человек.

Агломерация даст возможность на местах развивать производства, которые тяготеют к местам потребления, что очень важно, создавать все необходимые узлы обслуживания, новые инновационные технологии, учреждения образования, здравоохранения.

Кстати, эта система была придумана не нами и не сегодня, в советское время она называлась «Уральский промышленный узел». Наша задача — вернуться и использовать как опыт Советского Союза, так и зарубежных стран.

— Не приведет ли это к тому, что субъекты агломерации займутся перетаскиванием одеяла на себя?

— Нет, не приведет. Для этого нужно три основных фактора: политическая воля руководителей субъектов. Как только мы поймем, что субъекты РФ не конкуренты, а партнеры — у нас все начнет получаться.

Конечно, если будем рассматривать соседний субъект в качестве конкурента, то начнется перетягивание того самого одеяла.

Чего собственно и хотели некоторые наши эксперты-экономисты в 90-х годах, требующие все разделить, вокруг регионов построить заборы, к чему это привело, мы знаем.

Второе условие — развитие транспортной инфраструктуры за счет скоростных железнодорожных перевозок. Пассажирский поезд должен «летать» между Екатеринбургом и Челябинском в течение часа, до Перми — час-полтора. Сел, чашку кофе выпил, новости в Интернете посмотрел и приехал. Естественно, вдоль этих трасс будет развиваться транспортная инфраструктура.

И третье, — это, естественно, финансовые приоритеты. Здесь должны быть совершенно точно сформированы национальные проекты развития, которые должны быть реализованы таким образом, чтобы мы вкладывали деньги в развитие сопутствующей инфраструктуры — рабочие места, материалы, технологии, комплектующие, оборудование. Все это у нас сегодня, в принципе, есть.

— В 2023 году Екатеринбургу, как известно, исполняется 300 лет, какая ведется подготовка?

— На сегодняшний день разработана серьезная обширная программа подготовки к 300-летию Екатеринбурга, подготовлены распоряжения как на уровне города, так и на уровне указов Губернатора Свердловской области.

В связи с кризисом, вызванным пандемией коронавируса, не планируем ее значительных сокращений, хотя часть объектов все-таки придется секвестировать, но ничего в этом страшного нет.

Будет объявлен международный архитектурный конкурс по благоустройству набережной вдоль Исети — от Уральского государственного университета путей сообщения до ЦПКиО им. Маяковского, появятся новые объекты капитального строительства, будут произведены ремонты фасадов и многое другое.

— Последнее время в городе появились новые современные здания, например, БЦ Высоцкий, Отель Хаятт, Штаб квартира РМК и многие др. На ваш взгляд — удается ли сегодня находить баланс между современной и исторической застройкой, памятниками архитектуры.

— Удается. Екатеринбург самый компактный среди городов-миллионников. И вот эти новые архитектурные шедевры украшают город. Нам не нужны объекты в виде точечной застройки «лишь бы что-то построить» с дешевыми фасадами.

Продали объект, потом не очень понимаем, как он будет эксплуатироваться, насколько он удачно вписывается в городскую среду — это порочная практика, которая недопустима.

Здания, о которых вы говорите, безусловно, город украшают, мы, конечно, будем содействовать, чтоб таких объектов в городе было как можно больше.

— И в завершение, вопрос, который поднимался во время объезда Чкаловского района. Как вы относитесь к установке памятника председателю совета министров Российской империи Петру Столыпину в Екатеринбурге.

— Ну почему нет? Давайте посмотрим, Столыпин — это история нашего государства, он очень много сделал для него. Я, точно, совершенно не против. Но принцип следующий — нельзя ничего забирать, переименовывать. Нужно найти новое место, где разобьем сквер или парк и установим там памятник Петру Столыпину. Тем более, если это касается нашей истории.

Источник: Официальный портал Екатеринбурга

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector