Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Рассказываем о самом крупном и амбициозном проекте комплексного развития территории внутри МКАД — проекте «Большой Сити». Об этом перспективном районе нужно знать, потому что через несколько лет он превратится в новое сердце города

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Марина Лысцева/ТАСС

Изначально проект «Большого Сити» предполагал застройку высотным жильем бывших промзон за ТТК между Звенигородским шоссе и Шелепихинской набережной общей площадью порядка 3 тыс. га. Об этом проекте в 2016 году впервые упомянул главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Позднее территорию перспективного развития вокруг «Москва-Сити» уточнил Институт Генплана Москвы.

Он отнес к «Большому Сити» территории, расположенные на участке от Ленинградского проспекта до Кутузовского проспекта, включающие части территорий четырех административных округов города Москвы (ЦАО, САО, СЗАО, ЗАО).

Сейчас в «Большой Сити» вошли Мневниковская пойма и Ходынка, а по правому берегу Москвы-реки — район Филевский Парк.

Для сравнения, деловой центр «Москва-Сити» (площадь застройки более 4 млн кв. м), который сегодня является частью «Большого Сити», занимает 60 га.

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Как город видит будущее «Большого Сити»?

Разработанная в 2020 году правительством Москвы Концепция развития территории «Большого Сити», в частности, предполагает:

  • создание нового городского общественно-делового центра за пределами Садового кольца — ММДЦ «Москва-Сити» — и сбалансированное развитие прилегающих к нему территорий;
  • вовлечение в городскую жизнь территорий вдоль Москвы-реки — создание новых набережных и озелененных территорий, строительство жилых комплексов у реки;
  • реорганизацию существующих в этом районе промзон с созданием сбалансированных кварталов жилой и общественной застройки;
  • реализация концепции предусмотрена в три этапа: первый — до 2020 года, второй — до 2025-го, третий — до 2035-го.

Что говорит о «Большом Сити» Сергей Собянин?

В сентябре 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин провел рабочее совещание по вопросам развития «Большого Сити». К началу 2020-х годов город, а также инвесторы могут взглянуть на гораздо большую территорию вокруг «Сити», создать здесь комплексный проект современного развития значительной части Москвы, сказал Собянин.

«Это возможность комплексной реновации не только жилья, но и десятков заброшенных промышленных территорий, которые сегодня находятся в активной фазе развития.

Идет благоустройство набережных, прокладка новых коммуникаций, освоение больших заброшенных территорий. В целом это проект, который будет реализован в Москве в ближайшие шесть-семь лет (2026–2027 годы соответственно. — Прим. ред.

) и даст огромный толчок развитию экономики в городе», — уточнил мэр столицы.

«По своим масштабам эта работа (в «Большом Сити». — Прим. ред.) превосходит все, что мы до сих пор сделали в самом Сити», — отметил градоначальник.

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Вид на Москву-реку, районы Филевский Парк (слева) и Хорошево-Мневники (справа) ( FOTOGRIN/shutterstock)

Сколько недвижимости построят в «Большом Сити»?

В 2019 году глава столичного Стройкомплекса (с 2020-го — заместитель председателя правительства России. — Прим. ред.) Марат Хуснуллин оценивал объемы строительства на территории «Большого Сити» в 6 млн кв. м различной недвижимости.

«Эта площадка во многом занята бывшими промышленными предприятиями, фактически участок получит новую жизнь. Примет он участие и в программе реновации жилья. В частности, здесь появятся дома для жителей квартала Камушки», — отметил Марат Хуснуллин.

Что считается крупнейшим проектом в «Большом Сити»?

С учетом включения в территорию «Большого Сити» района Филевский Парк крупнейшим проектом развития в этой локации стало строительство Национального космического центра (НКЦ).

Многофункциональный комплекс НКЦ построят на части территорий бывшего ракетно-космического завода им. Хруничева. Общая площадь зданий НКЦ составит около 250 тыс. кв.

м, здесь разместится штаб-квартира госкорпорации «Роскосмос». Доминантой станет 288-метровая башня, над дизайном которой работало бюро UNK project.

По замыслу архитекторов, башня будет ассоциироваться с ракетой, стоящей на старте.

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Проектный вид Национального космического центра. Визуализация с сайта roscosmos.ru

Какие жилые комплексы строят в «Большом Сити»?

В «Большом Сити» в продаже находятся квартиры и апартаменты в 25 новостройках. Большинство из них (80%) относятся к сегменту бизнес. В премиальной категории представлено 12% новостроек и 8% — в комфорт-классе, подсчитали в агентстве недвижимости Kalinka Group.

В качестве примера проектов, реализуемых в «Большом Сити», можно привести жилой комплекс бизнес-класса «Level Причальный» (проектная декларация на сайте «наш.дом.рф»).

Жилой комплекс расположен на Шелепихинской набережной, которая в рамках городских программ будет преобразована в многофункциональный террасный парк размером 10,5 га с несколькими ярусами садовых террас, прогулочными аллеями, зонами для пикников и спусками к воде.

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

ЖК «Level Причальный». Визуализация Level Group

«Level Причальный» спроектирован архитектурным бюро «Остоженка», комплекс состоит из четырех корпусов высотой 6–33 этажа (плюс многоуровневый подземный паркинг). Всего около 1,9 тыс.

квартир и 80 вариантов планировочных решений: компактные студии (метражи начинаются от 17,3 кв. м), просторные евроформаты, мастер-спальни, кабинеты. В одном из корпусов будет расположен полноценный коворкинг (лайфворкинг) площадью около 500 кв. м.

Рабочие места смогут арендовать жители дома — для себя или своих сотрудников.

Что важно: осенью 2020 года компания Level Group получила более 1,3 тыс. заявок на квартиры в ЖК «Level Причальный» еще до открытия продаж и старта рекламной кампании. Высокий спрос обусловлен не только престижной локацией, оригинальными проектными решениями и инвестиционными перспективами, отмечалось в профильных СМИ.

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Внутренний двор в ЖК «Level Причальный». Визуализация Level Group

Как будут благоустраивать «Большой Сити»?

Концепцию развития пешеходных пространств территории «Большого Сити» разрабатывает Институт Генплана Москвы под руководством Москомархитектуры.

Важнейшим общественным пространством «Большого Сити» можно назвать Шелепихинскую набережную (от ТТК в сторону Хорошево-Мневников) и Карамышевскую береговую линию (от 3-го Силикатного проезда до Живописного моста).

Здесь предусмотрено благоустройство как городское, так и силами инвесторов.

В целом в «Большом Сити» планируется обустройство и озеленение 24 км набережных. На реке предлагается организация шести порталов (общественных зон), на набережной появятся парк для активного отдыха (5 км), городской парк (4,8 км) и более 12 км пешеходных зон вдоль реки.

Около 410 га общественных территорий планируется реорганизовать, а к существующим 137 га зеленых зон в будущем добавится еще 220 га. В общей сложности протяженность туристических маршрутов составит 37 км, протяженность вело- и пешеходных дорожек — 140 и 154 км соответственно.

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Проект благоустройства в районе Карамышевской береговой линии. Визуализация с сайта stroi.mos.ru

Что будет с транспортом в «Большом Сити»?

Главный транспортный хаб «Большого Сити» — станция метро «Шелепиха» на Большой кольцевой линии.

Уже сейчас станция обслуживает существующие и перспективные жилые и деловые комплексы, расположенные в районе «Большого Сити» (Шелепихинская набережная, Магистральные улицы), а также находится в пешей доступности от «Москва-Сити».

Здесь объединены пассажиропотоки Калининско-Солнцевской линии, БКЛ и МЦК. Отсюда же начата прокладка новой линии, которая свяжет районы Хорошево-Мневники и Строгино и протянется в Рублево-Архангельское.

Отдельная тема в «Большом Сити» — использование речного транспорта. В 2022 году в Москве должна заработать полноценная система речных трамвайчиков в качестве водного метро. По карте «Тройка» с причала на Шелепихинской набережной можно будет, к примеру, за несколько минут добраться до причала в «Москва-Сити».

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Прогулочный катер на фоне «Москва-Сити» ( Артем Геодакян/ТАСС)

Что происходит с ценами на жилье в «Большом Сити»?

Цены на жилье в «Большом Сити» растут выше рынка. По подсчетам аналитиков компаний Level Group и Kalinka Group, средняя цена предложения в новостройках бизнес-класса в данной локации выросла в 2020 году на 24,1%, тогда как по московскому рынку в целом — на 19,9%. Комфорт-класс подорожал на 25,2% и 15,5% соответственно.

Средняя цена в новостройках бизнес-класса в «Большом Сити» составляет около 337 тыс. руб. за 1 кв. м, комфорт-класса — 249 тыс. руб. за 1 кв. м. Стоимость квартир в жилых комплексах, расположенных на территории «Большого Сити», находится в диапазоне от 195 тыс.

до 769 тыс. руб. за 1 кв. м. Апартаменты можно приобрести по цене от 201 тыс. до 454 тыс. руб. за 1 кв. м. Около 25% лотов в «Большом Сити» предлагаются по цене 20–25 млн руб. В бюджете от 25–30 млн руб. представлено порядка 19% лотов.

Еще 18% — в бюджете 15–20 млн руб.

Комментарий эксперта

Кирилл Игнахин, генеральный директор Level Group:

— Редевелопмент промышленных зон — это одно из основных направлений в архитектурно-градостроительном развитии Москвы. «Большой Сити» стал ярким примером преобразования депрессивной территории в комфортную городскую среду.

Еще десять лет назад здесь были неработающие промышленные объекты и старые жилые здания. С тех пор район застраивался очень динамично, было выведено 36 проектов совокупной площадью 3,7 млн кв. м. В основном это авторские ЖК с выразительной архитектурой.

Параллельно с застройкой современных кварталов развивается транспортная инфраструктура и благоустраиваются общественные пространства.

Транспортная инфраструктура, близость к крупнейшему деловому центру и городским набережным делают район очень востребованным и стимулируют инвестиционный рост стоимости жилья и коммерческих помещений.

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Вид на «Москва-Сити» ( Марина Лысцева/ТАСС)

Что говорят о «Большом Сити» урбанисты?

Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов назвал «Большой Сити» одним из трех новых центров Москвы в 15-летней перспективе. «Реальностью станет тот самый полицентризм в жизни города, к которому мы стремимся», — сказал Кузнецов.

«[«Большой Сити»] продолжает существующий «Сити» и может развиваться на основе «работы над ошибками», — дополнил мысль в интервью «РБК-Недвижимости» основатель бюро Citymakers и член Архитектурного совета Москвы Петр Кудрявцев. Он назвал «Большой Сити» новым сердцем столицы — «с всесезонными общественными пространствами, нестандартными типологиями ретейла и офисов, качественным жильем и большим человеческим трафиком».

Виртуальная выставка проектов

Ниже представлены концепции развития Московской агломерации, разработанные участниками конкурса — российскими и зарубежными командами.

Концепция развития Москвы от группы ООО «Архитектурное бюро «Остоженка»

Посмотреть презентацию

Читайте также:  Владельцы квартир в Москве все чаще платят налог с аренды

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Поиск путей и ресурсов развития столицы внутри нее самой, включая размещение правительственного центра в «старой» Москве и использование потенциала Москвы-реки, — основная идея проекта.

Ресурсами внутри «старой» Москвы команда назвала использование возможностей Москвы-реки и «забытых» промышленных территорий. По замыслу «Остоженки», Москва-река должна стать доступной «везде и для всех» и выступать в качестве связующего градостроительного звена.

Именно на ее берегах предложено разместить федеральный и парламентский центры. Площадкой для последнего названо Зарядье (на месте бывшей гостиницы «Россия»). Кроме того, в этом историческом месте разработчики видят просторную эспланаду, понижающуюся к Москве-реке.

Площади промзон вдоль реки (так называемый постиндустриальный пояс), подэстакадного пространства и других не используемых сейчас территорий столицы авторы проекта оценили примерно в 21 тыс. га и предложили активно осваивать.

«Новую Москву» команда «Остоженка» назвала «территориальным ресурсом», который целесообразно использовать для отдыха, лечения и сельского хозяйства.

В частности, одно из предложений — организация на присоединенных территориях бальнеологического курорта (напомним, о существовании подземного минерального «Московского моря» команда заявила в июле).

Что касается Коммунарки, где большинство команд видят федеральный центр, члены «Остоженки» предложили разместить здесь Музей жертв политических репрессий.

Концепция развития Москвы от группы OOO «Архитектурно-дизайнерская мастерская А.А. Чернихова»

  • Посмотреть презентацию
  • Для Москвы создадут концепции градостроительного развития
  • Согласно концепции команды, Москвы должна предусматривать вывод старой низкопроизводительной промышленности из центральной части города и развитие на ее месте «чистой» промышленности, креативных индустрий и культурного предпринимательства.
  • В качестве примера «экономической рекультивации» земель «индустриального пояса» Москвы команда Чернихова предлагает разместить парламентский и правительственный центры с использованием государственно-частного партнерства на землях промзон АМО ЗиЛ и «Большого Сити».

«Новая Москва», по мнению российских урбанистов, станет полигоном для отработки механизмов государственно-частного партнерства по созданию семи кластеров, обеспечивающих жителям полноценный набор городских функций (жилую, административно-деловую, торгово-развлекательную, спортивно-рекреационную). Такими новыми градостроительными центрами в «новой Москве» могут быть правительственный кластер, аэросити на базе аэропорта Внуково, IT-кластер в городе Троицк, технопарк в районе аэропорта Остафьево, а также медицинский, спортивный и военно-образовательный кластеры.

Транспортные проблемы «Большой Москвы» архитекторы предложили решить с помощью создания шести мощных транспортно-пересадочных узлов в точках пересечения железнодорожных веток с Малым кольцом МЖД и Третьим пересадочным контуром метро в зонах, прилегающих к хордовым магистралям, которые уже проектируются. Эти ТПУ могут стать центрами новых деловых районов, проектируемых в пределах промзон.

Основой транспортной стратегии мастерской Чернихова стало развитие легкорельсового транспорта (ЛРТ), который свяжет «новую» и «старую» Москву. Урбанисты в своем проекте неизменно отдают приоритет общественному транспорту, а для удобства автомобилистов запланировали замкнутую сеть городских хайвеев из четырех хордовых магистралей, которые не будут пересекать улицы города в одном уровне.

Концепция развития Москвы от группы ЦНИИП градостроительства РААСН

Отечественные урбанисты предложили решать проблемы развития Москвы не только в рамках Московской агломерации, но и всего Центрального федерального округа.

Речь идет о создании новых центров развития, «контрмагнитов» в ряде таких городов: это Калуга, Тула, Владимир, Рязань, Тверь и Ярославль. В результате жители этих населенных пунктов получат места приложения рабочей силы и комфортные условия проживания — а значит, будут ликвидированы причины трудовой миграции в Москву.

По мнению членов команды, активное развитие территории вокруг аэропортов Домодедово, Внуково и Шереметьево должно снять напряжение с центра столицы, образовав основную перспективную линию — «коридор роста» (или «арку возможностей»).

Федеральный центр командой предложено расположить в районе Коммунарки, на юго-западной оконечности центрального проспекта, протяженность которого составит около 4 км (как у Елисейских полей и других известных проспектов Европы). Для нового города специалисты сформулировали два основных принципа: максимум зелени и инкорпорирование, т.е. встраивание существующей застройки в будущие кварталы.

Главные тезисы для «старой» Москвы — децентрализация, создание транспортно-логистической сети, использование инфраструктуры освобождающихся промзон и создание новых субцентров внутри МКАД. По мнению интернациональной команды, центром города должна стать Москва-река, которая будет выполнять не только транспортную функцию, но и многие другие: социальную, культурную, досуговую и т.д.

Концепция развития Москвы от группы ANTOINE GRUMBACH ET ASSOCIES (Франция)

  1. Посмотреть презентацию
  2. Для Москвы создадут концепции градостроительного развития
  3. Одна из главных идей проекта французской команды — создание нового качества городской среды, «радость жизни», как они сами ее характеризуют.

По предложению команды, в «Большой Москве» нужно создать удобную и мощную транспортную сетку, которая свяжет основные центры активности в столичном регионе и ликвидирует разобщенность территории «новой» и «старой» Москвы. Предполагается также соединить четыре аэропорта (Внуково, Шереметьево, Остафьево, Домодедово) кольцевой дорогой протяженностью 110 километров, по которой будет перемещаться скоростной поезд.

На присоединенных территориях планируется сформировать целый комплекс новых градостроительных центров вдоль Калужского шоссе.

Одним из первых таких центров может стать Коммунарка, где предлагается разместить федеральный или любой крупный деловой комплекс, включая жилую застройку и социальную инфраструктуру.

Следующим центром станет Десна, затем Троицк — Красная Пахра (здесь возможно создать научно-исследовательские центры), потом Чириково, где, по проекту команды, нужен крупный транспортный центр логистики, и, наконец, Рыжово, в котором можно расположить своеобразный город-курорт.

На территории «новой Москвы» жилая застройка будет максимально близко расположена к природным территориям, предполагается, что расстояние от собственного дома до «зеленой зоны» будет не больше километра.

Слоган «Лес в городе/город в лесу» стал еще одним лейтмотивом проекта французской команды. Урбанисты также настаивают на развитии территорий, прилегающих к Москве-реке.

Дороги здесь предлагается заключить в подземные тоннели, а на поверхности построить парки, которые будут спускаться к воде.

В центральной части Москвы предлагается увеличить связанность основных центров активности с помощью создания ветки скоростного метро, так называемой «Новой московской линии», которая соединит три вокзала — Кремль — Зарядье — район метро «Киевская» — район метро «Университет» — район метро «Калужская» — Ворота «новой Москвы» (район пересечения МКАД с Калужским шоссе).

 

  • Посмотреть презентацию
  • Для Москвы создадут концепции градостроительного развития
  • Урбанисты из Франции в качестве одной из главных идей концепции назвали «московскую параллель»: команда предложила создать линейный город в зоне расширения столицы.

Центрами развития должны стать аэрополисы, возникающие вокруг аэропортов Шереметьево, Внуково и Домодедово. Проектом предложено соединить их скоростным транспортом.

Кроме того, в транспортную систему должны быть вписаны линии скоростного трамвая и соединение линий аэроэкспрессов в центре Москвы. В самой столице проектом предполагается активное освоение «индустриального пояса» (территорий промышленных зон), развитие железной дороги и интеграция различных видов транспорта.

Федеральный центр предложено разместить в Коммунарке, а на юге Троицка — университетский кампус. Еще одно предложение — создание на присоединенных территориях Москолливуда — тематического парка развлечений.

По расчетам команды, в настоящее время обеспеченность жильем в Москве составляет около 18 кв. м на человека. Этот показатель в перспективе должен достигнуть 27 кв. м.

Для этого, по расчетам команды L`AUC, необходимо построить порядка 50 млн кв. м жилья.

 

  1. Посмотреть презентацию
  2. Для Москвы создадут концепции градостроительного развития
  3. Урбанисты из Нидерландов предлагают распределить федеральные органы власти по нескольким городам-спутникам Москвы.

В частности, в Остафьево, где находится испытательный транспортный полигон, предложено расположить «транспортный блок» (Минтранс и Федеральное агентство железнодорожного транспорта), в наукограде Троицке — ведомства, связанные с энергетикой, в Чкаловском, где можно организовать транспортный хаб, — Минпромторг, в Зеленограде — Министерство образования и науки, в Рублево-Архангельском — Минфин, Росстат и Росфинмониторинг и т.д.

Еще одно предложение — организация безвизовой территории во Внуково, которое могло бы стать «местом встречи дипломатов и иностранцев, которые прилетают в Россию». В целом аэропорты, окружающие Москву, следует сделать «центрами трудоустройства и логистики» и соединить их скоростным транспортом, полагают участники О.М.А.

Относительно перспектив развития Московской агломерации команда из Роттердама придерживается мнения о создании «пятицентрового города» с созданием на периферии четырех «магнетических центров» с большим числом рабочих мест, что поможет погасить маятниковую миграцию.

 

  • Посмотреть презентацию
  • Для Москвы создадут концепции градостроительного развития
  • Испанцы представили концепцию компактного линейного города с тремя кластерами: полифункциональным в районе Новомосковского округа, инновационным у Троицка и правительственным в Коммунарке.

Все три «магнита развития» предполагается объединить протяженным криволинейным парком, идущим вплоть до национального парка «Лосиный остров». В плане, отмечают урбанисты, это дает картину «города-лобстера».

Территорию около МКАД предложено оставить максимально зеленой. В «старой» Москве команда предлагает провести реновацию промзон, ресурс которых оценен в 14 тыс. га, и повысить «капиллярность» транспорта, увеличив протяженность улично-дорожной сети.

В качестве основы транспортной системы «Большой Москвы» назван BRT (BusRapidTransport) — сеть скоростных автобусов, двигающихся по выделенным линиям. По расчетам испанских специалистов, на средства, которые необходимы для строительства 7 км метрополитена, можно построить 426 км BRT.

 

Посмотреть презентацию

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Итальянская мастерская предложила взять за основу будущего развития «Большой Москвы» экологию, устойчивую централизацию и мощную транспортную систему.

Предложение команды заключается в создании на юго-западе столицы нового планировочного района, насыщенного центральными функциями, в том числе федерального значения. «Скелет» территории образуется системой речных долин, в сторону которых высотность застройки должна понижаться.

В качестве основного конструктивного элемента специалисты из Италии предложили квадрат, за которым за время конкурса закрепилось название «квадрат Secchi-Vigano». Организовать пространство внутри него предложено в виде сетки, которая, по мнению миланских урбанистов, является гибким инструментом, а значит, позволяет и сохранять организованную структуру, и учитывать типологию местности.

Пространственный центр квадрата формирует Теплостанская возвышенность с сохраняемыми природными ландшафтами и формируемыми парками. То есть центр новых территорий остается незастроенным. Именно парки, которые создают дополнительные социальные ценности, итальянцы назвали главным преимуществом Москвы.

Читайте также:  В москве снизился спрос на покупку вторичного жилья

Для улучшения транспортного сообщения предложено развивать систему высокоскоростных поездов, а на существующих шоссе внедрить автобусные экспрессы. Дублирующие пути общественного транспорта должны быть устранены, а системы различных видов транспорта — максимально взаимоувязаны.

Концепция развития Москвы от группы URBAN DESIGN ASSOCIATES (США)

  1. Посмотреть презентацию
  2. Для Москвы создадут концепции градостроительного развития
  3. Создать компактный новый город в Коммунарке, используя радиальную схему транспорта и систему каналов, предложила американская команда.

Концепция предусматривает объединение в одном городе нескольких центров, каждый из которых связан с соседними пешеходными дорогами. В первую очередь речь идет о правительственном центре: башни правительственных зданий должны стать доминантой и самого центра, и всего города, структуру которого должны образовывать блоки 8-10-этажных зданий. Кроме того, здесь запланированы большие общественные пространства (по аналогии с Бульварным кольцом «старой» Москвы) и крупная подземная железнодорожная станция, соединенная с линиями метро.

Еще один центр будущего города — университетский. Значительная его часть отведена под территорию для пеших прогулок.

В целом каркасом нового города предложено сделать сеть природных каналов и озер, которые предполагается очистить, расширить и соединить, создав при необходимости новые.

Калужское шоссе, которое пройдет по городу, предложено превратить в просторный бульвар, а остальные дороги сделать мультимодальными, с широкими тротуарами и велодорожками.

Что касается «старой» Москвы, предложения команды касались развития промышленных зон, территорий, прилегающих к железнодорожным путям, и т.д. Кроме того, отдельное внимание уделено регенерации территорий вдоль Москвы-реки и обустройству дворов в зонах жилой застройки.

Также команда предложила проложить транспортный коридор от Павелецкого вокзала до площади трех вокзалов с созданием крупной станции на месте бывшей гостиницы «Россия» (тут, согласно проекту, предполагается соединение линий метро, в том числе «легкого», и железной дороги). В окончательном варианте концепции центральную станцию американская команда перенесла из Зарядья под Старую площадь.

В институте генплана москвы рассказали о трендах градостроительства в столице

В Москве завершился международный конкурс «Облик реновации». Его победители представили уникальные внешние виды будущих построек, в которые в скором времени переедут бывшие жители хрущевок.

Заместитель директора Института Генплана Москвы Максим Гурвич рассказал в интервью Москве 24 о результатах конкурса, текущих трендах градостроительства в столице, а также о том, почему москвичи все меньше стремятся жить в центре города.

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Москва 24/Никита Симонов

В текущем году Институту Генплана исполняется 70 лет. Как за этот период изменились подходы к проектированию и градостроительству?

Наверное, за 70 лет я не отвечу, я еще не так долго живу. Но наша деятельность очень тесно связана с экономикой, социумом, настроениями людей. И все это очень динамично меняется, поэтому подходы тоже должны меняться.

Проектируя города, градостроители формируют образ жизни и мышления людей.

В советское время власть решала свои задачи: вот тут ты спишь, тут работаешь. В выходные – субботник или кино. Город представлял набор функций, выраженный в наборе зданий. Где работать, как отдыхать, где покупать продукты – все это закладывалось буквально «сверху» людьми, которые видели город преимущественно с ракурса плана.

Потом началась перестройка, когда люди вышли из цикла, которой был задан им «сверху».

В этот момент общество было чем-то похоже на ребенка, которому сначала все запрещали, а потом родители уехали на дачу и теперь стало можно развлекаться, покупать что угодно: начали строиться торговые и развлекательные центры, клубы, бары. Предприниматели получили возможность свободно зарабатывать деньги, но в какой-то момент город начал идти на поводу у этого желания.

Наше время я бы описал как период поиска гармонии между тем, чего хотят люди, бизнес и государство. И для этой гармонии есть все предпосылки. Во многом она реализуется через общественные пространства, про которые так много сейчас говорят.

Эти территории принадлежат всем, они пронизывают город и соединяют те самые «функции» или отдельные здания. Именно тут разворачиваются сценарии взаимодействия человека и города и соединяются интересы всех сторон.

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Москва 24/Никита Симонов

Были ли за время работы какие-то удачные, на ваш взгляд, проекты, которые по каким-то причинам не реализовали?

На самом деле нереализованных проектов в институте нет. Город – это сложный организм, который нельзя спроектировать одним движением. Это всегда какая-то история, которая собирается по крупицам, а знания из разных областей складываются в общую копилку.

Нередко вещи, о которых думали наши предшественники, реализовываются только сейчас. Сегодня мы видим, как в Москве развился транспорт: метро, диаметры, хорды. Часть этих решений была заложена 50 лет назад в Генплане, и только сейчас они воплощаются.

Наверное, для тех, кто эти проекты разрабатывал, они остались нереализованными. Но даже если проект претерпел изменения или не был реализован вовсе – это тоже результат работы, поиск лучшего варианта. Отсутствие действия – это тоже градостроительное решение – и нередко довольно мудрое.

В Москве продолжается реновация жилищного фонда города. Уже завершен конкурс «Облик реновации», который помог определиться с внешним видом будущих построек. Расскажите о его итогах, какие интересные проекты представили участники?

Только что подвели итоги конкурса, со всеми предложениями победителей можно ознакомиться на сайте конкурса. Жюри проделало огромную работу, уделив пристальное внимание каждой работе. Все проекты оценивались по широкому набору параметров: экономическая эффективность, эстетическая составляющая, тиражируемость и реализуемость.

Последние два критерия особенно важны, потому что по условиям конкурса победителям предстоит дальнейшая работа с Москомархитектурой, Фондом реновации и управляющими компаниями для реализации проектов.

Сергей Кузнецов подвел итоги архитектурного конкурса домов по программе реновации

Расскажите поподробнее про победившие проекты. Чем они выделились среди остальных?

Все 92 представленные концепции – это архитектура очень высокого уровня, но любой конкурс предполагает, что кто-то в нем должен победить. И это тоже новый подход. В советское время побеждала дружба, всех стремились уравнять. Сегодня побеждает сильнейший, и это помогает постоянно повышать планку качества градостроительных решений.

А чем этот конкурс отличался от проектных решений на площадках по реновации?

Проект реновации – это не только дома для переселения. Это еще и изменения инфраструктуры: новые детские сады, школы, поликлиники, проезды, рабочие места. Все это необходимо, чтобы город функционировал и жил.

Поэтому сначала команда Москомархитектуры провела конкурс на разработку планировочной структуры в этих кварталах: жилье, сервисы, дороги, планировочные связи. Каждый район тщательно исследовался, создавались индивидуальные проекты. Тем не менее есть общие планировочные принципы – связанность и насыщенность общественными пространствами.

Следующим шагом стал конкурс на проработку облика районов. То есть мы перешли от планировочных задач к тому, как это все будет выглядеть, к облику.

Очень важно, что все эти этапы мы прошли последовательно, обстоятельно проработав каждый из аспектов. Решать такие задачи разом нельзя. Иначе есть риск утратить айдентику районов, уйти в типизацию решений.

В связи с пандемией были ли какие-то корректировки проектов и бюджетов на строительство домов по реновации?

Бюджеты на строительство не в моей компетенции. Могу сказать только, что, несмотря на удаленку и реорганизацию рабочих процессов, Институт Генплана выдержал все сроки и темпы разработки градостроительной документации. И мы ни в одном из проектов не позволили себе пойти на компромисс с качеством: все они полностью соответствуют стандартам программы.

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Москва 24/Никита Симонов

В городе также реорганизуют некоторые бывшие промзоны, на месте которых строятся жилые комплексы, школы, больницы – новые пространства для жизни. Планируются ли проекты, подобные ЗИЛу, в других районах города?

Будет ли такой проект, как ЗИЛ? Наверное, нет. У самой территории ЗИЛа есть набор индивидуальных характеристик: ландшафт, история, положение в городе. Каждый проект должен быть уникален. Нужно понимать, что, тиражируя опыт, даже если он очень удачный, мы рискуем потерять индивидуальные черты районов, за которые жители их любят.

Но промзоны необходимо развивать. Сейчас такие территории – это серые зоны, непроницаемые и непонятные для жителей города. И мы уже накопили достаточно опыта, чтобы эффективно интегрировать промышленные районы в городскую жизнь.

Я считаю, что нужен акцент на полифункциональность таких территорий. Там будут строиться не только жилые комплексы, но и рабочие места.

Это позволит, с одной стороны, включить эти территории в активное использование жителями, с другой – сохранить рабочие места.

Это будут новые и высокотехнологичные производства, не наносящие ущерба экологии города, на которых смогут работать жители близлежащих районов.

Вы также занимались проектом системы общественных центров «Город А-101 Север» в ТиНАО, объединившим в себе несколько жилых комплексов. Есть ли подобные проекты, которые планируются в других районах города?

ТиНАО – это особый район. Ближний пояс уже практически стал Москвой: туда пришло метро, транспортная и дорожная инфраструктура. Но своя специфика там сохранена. Люди, которые живут в Коммунарке и других районах округа, уже «сжились» с этим местом. У них есть понимание, почему они выбрали такой образ жизни.

Во-первых, в ТиНАО очень хорошая природная составляющая, ее было очень важно сохранить при разработке проекта. Люди, покупая там жилье, хотят ее видеть. Во-вторых, в ближнем поясе Новой Москвы практически с нуля была создана городская инфраструктура. В этом плане ТиНАО выигрывает у других районов Москвы.

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Москва 24/Никита Симонов

В этом сочетании и кроется главное преимущество района. Нужно было все скомбинировать так, чтобы природный ландшафт, который любят местные жители, без ущерба для экосистемы взаимодействовал с современной городской средой.

Читайте также:  Эксперты узнали, какая доля семейного дохода в регионах уходит на оплату ЖКХ

У тех территорий, которые находятся дальше, во втором поясе, тоже должна появиться своя идентичность. Люди должны любить свой район, чувствовать, что это место знаковое.

У него должны быть свои «фишки», оно должно быть узнаваемым. В этом как раз и была задача работы с нашим заказчиком по созданию единой системы города, чтобы он состоял из разных элементов.

Чтобы это было не только сплошное жилье, но и общественные здания, пространства, площади.

Ваш институт организовал форсайт-проект «Москва-2050», на котором эксперты обсудили, какой столица будет через 30 лет. Какие выводы были сделаны в ходе работы?

Форсайт – это метод исследования, в котором эксперты из разных сфер обсуждают перспективы развития различных аспектов нашей жизни. В данном случае в центре внимания была Москва – что будет происходить с городом, какие есть тренды и на что градостроителям нужно обратить внимание уже сейчас.

На город влияет огромное количество факторов, часть из которых мы не можем предугадать. Например, два года назад никто не знал, что будет пандемия, какие-то ограничения, огромное количество людей пойдут на удаленку. Сейчас, получив эту информацию, мы понимаем, что это будет влиять на город в будущем.

Такие дискуссии – это возможность «заземлиться», посмотреть на привычные проблемы и задачи с новой точки зрения. Несмотря на то что все меняется очень быстро, планировать все равно нужно.

А какой главный тренд сейчас в градостроительстве?

Главный тренд – это гибкость и быстрое реагирование на изменения. Да, мы планируем будущее, реализуем эти планы, но, если очень уверенно куда-то идти, не поднимая головы, можно упереться в стену.

Например, пандемия подтвердила нашу гипотезу о том, что каждый район должен иметь полный набор функций. Сейчас мы видим, что даже после снятия ограничений люди хотят оставаться в «своем» пространстве и при этом жить полноценно.

Я это называю «город в городе»: когда человек в радиусе пешеходной доступности, не выезжая за пределы района, может в нем и работать, и учиться, и отдыхать. Для меня это очень важная задача – найти идентичность районов, с которыми мы работаем, и сделать так, чтобы люди могли реализовать максимальное количество жизненных сценариев рядом с местом, которое они считают домом.

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

Москва 24/Никита Симонов

Еще один тренд – применение новых технологий. Здесь речь идет о шеринговой экономике, онлайн-торговле, виртуализации рабочих мест и снижении присутственной занятости. Социальная вовлеченность в процессы города – это тоже один из трендов, который мы сейчас с вами наблюдаем.

Все эти вещи очень сильно влияют на город. Нужно отслеживать актуальные тренды и улавливать те, которые на подходе, трансформировать свою работу под эти задачи. В градостроительстве, как и в любой другой сфере, нужно быть модным и актуальным. Те, кто не умеет следить за тенденциями, рано или поздно останется позади.

Почему при всем этом люди стремятся жить в центре города?

Потому что там большой выбор возможностей. Не нужно пытаться угадать, чего хотят люди или загонять их в рамки. Нужно дать этот выбор москвичам во всех районах. Как раз это должно нас подтолкнуть к полицентричности.

В эпоху пандемии многие пересмотрели отношение к загородному жилью, которое особенно было актуально в прошлом году. Можно ли сказать, что в будущем москвичи будут стремиться жить и работать за городом?

Мы не можем сказать однозначно, что завтра все переедут на дачи. Но благодаря развитию транспорта, например МЦД, такой выбор у людей есть. Если раньше дорога из Опалихи в центр Москвы могла занять больше двух часов, то сейчас она намного быстрее. Возможно, поэтому кто-то уже выбирает жизнь за городом и лишь иногда приезжает в Москву.

Люди стремятся жить на природе, совершать минимальное количество поездок и при этом продолжать работать. Опять же, есть какая-то часть людей, которые уже не работают, они вообще могли бы жить за городом. Сейчас мы создаем такие возможности.

Внутри города у каждого района тоже есть природная составляющая. Если раньше мы реки поворачивали вспять, то сейчас пришло время их вернуть туда, где они были. Возможно, стоит их выкопать из-под земли.

Это очень важно для людей, потому что они хотят жить возле своего парка, речки, возле своего исторического места.

Искать такие истории, акцентировать на них внимание – в своих проектах я уделяю этому особое внимание.

В Москве предложили достать из-под земли целую реку

Как раз недавно в центре Москвы предложили выкопать несколько рек. Получается, это хорошая идея?

Есть места, где это уместно, но центр Москвы едва ли для этого подходит. А вот на периферии такие проекты могут быть актуальны. Это будет еще одним поводом для гордости за свой район, эмоциональной привязанности к родному месту.

А какой вы хотите видеть Москву через 30 лет?

За прошедшие 20 лет Москва стала модным современным мегаполисом. И градостроительство сыграло важнейшую роль в этой трансформации. Транспорт, деловые и общественные пространства, парки, развитие новых территорий – сейчас даже самые старые и отдаленные районы получают современную инфраструктуру, наполняются новыми функциями.

В Москву приезжают самые активные и талантливые люди со всей России. Они знают, что тут их навыки и идеи могут оценить по достоинству.

Я бы хотел, чтобы эта тенденция сохранялась. У нас есть все условия, чтобы наш любимый город стал центром новых идей, мыслей и концепций, которые затем будут приходить в другие регионы.

«Превращение Москвы в ультрасовременный мегаполис»: планы застройки на ближайшие 15 лет

Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов и глава Центра исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий экономфака МГУ Сергей Капков провели паблик-ток на тему «Изменение архитектурного облика Москвы». Озвученные планы градостроительства опубликовал сервис поиска недвижимости «Циан».

По словам Кузнецова, Москву ждут грандиозные изменения на уровне 1930-х годов. В перспективе 10–15 лет столица станет «абсолютно другим городом». От «Москвы-Сити» в сторону Мневников будет застроена площадь, соразмерная Садовому кольцу. Город будет расти ввысь — появится много небоскребов, в том числе в Южном и Северном речных портах, а также на площадках под реновацию.

Вот список новых крупных проектов:

  • Большой Сити, в который входит территория Бадаевского завода. Он растянется от «Москва-Сити» в сторону Мневников на запад и северо-запад, а по экономическому потенциалу превысит территорию в пределах Садового кольца.

Для Москвы создадут концепции градостроительного развития

  • Москва-река и ее новые набережные.
  • Промзона ГКНПЦ имени Хруничева, где появится «космический центр с очень большой высоткой».
  • Мневниковская пойма, где запланированы тематический парк, много спортивных объектов и «большая застройка».
  • Территория Южного порта — одна из самых больших территорий в Москве, которая «всегда была серьезной затычкой на карте развития юго-востока города: слишком мало дорог и много промзон».
  • Интенсивная застройка территории Северного порта, которая в запущенном состоянии.
  • Коммунарка станет одним из городских центров.
  • Новые транспортные узлы, включая МЦД и БКЛ.
  • Объекты культуры, самые заметные из которых — Музей Кремля, новый корпус Третьяковской галереи (и в Лаврушинском переулке, и на Крымском Валу), проект пристройки Пушкинского музея, проект ГЭС-2.

По словам Капкова, сегодня масштабная застройка Москвы «безликая, уникально неживая, безатмосферная». За пределами Третьего транспортного кольца и вовсе город будто заканчивается.

Кузнецов добавляет, что, несмотря на все трудности сейчас, «в перспективе 10–15 лет — это абсолютно другой город». Москва «не видела таких масштабных изменений с 1930-х годов».

Основными задачами становятся поиск айдентики, качества и дизайна для массового жилья. Город должен становиться «нормальным, интересным», а не состоять из однотипных спальных районов.

Расширять Москву, по мнению главного архитектора, бессмысленно, поэтому она будет расти вверх. Однако это не означает, что нужны огромные бюджеты, ведь из‑за увеличения скорости застройки «от удешевления и рационализации процессов деться никуда невозможно».

Урбанистика

«Будущее развитие Москвы — это комплексное развитие районов и тонкие архитектурные проекты. Урбанистика — это не замена асфальта на плитку, а смена приоритетов в развитии города», — считает Сергей Капков.

Одним из приоритетов должны стать «логичные большие проекты по созданию районов и кварталов в одной стилистике, разной этажности, со своей социальной сферой и понятным прогнозом, кто может эти квартиры купить». Это нужно, в том числе, чтобы избавить от превращения новых районов в «гетто, местами входа в Москву, куда приезжают мигранты из регионов России и дальнего зарубежья».

Коррективы, которые внесла пандемия

Пандемия изменила образ жизни людей и изменит концепцию городов. Например, существует план по созданию 15-минутного города: все, что нужно для полноценной и комфортной жизни, должно быть в 15 минутах от человека. В том числе, рабочее место, кафе, поликлиника, школа, магазины.

В течение трех лет в три раза вырастет число курьеров. Это приведет к росту спроса на складские помещения внутри города. Будущее торговых центров остается под вопросом, а первые этажи в жилых домах должны стать более многофункциональными.

Полицентризм

Сергей Кузнецов отмечает, что «наша сверхзадача — полицентризм». В городе не должно быть единого центра, знаковые точки нужно перераспределить и покрыть ими всю карту Москвы. Сейчас уже создаются: исторический центр, «Москва-Сити», район Лужников, Южный порт, Коммунарка, «Сколково» и так далее.

Что произойдет в ближайшие 10 лет

Активно обсуждается проблема пробок, и одно из решений — появление доступного такси. Для пешеходов развиваются набережные Москвы-реки, Яузы и Химкинского водохранилища. Большой пеший маршрут в скором времени появится из центра на север города.

Однако проезд на машине более удобным сделать не получится, так как «дорожные ресурсы себя исчерпали». На тысячу жителей приходится примерно 400 машин, поэтому единственный путь решения проблемы — сокращение использования личного транспорта.

Подмосковье станет частью Московской агломерации, и это «уже почти свершившийся факт, потому что экономика первична: многие жители Подмосковья работают в Москве».

Пожилым людям предложат уехать из Москвы, сохранив за собой льготы. Взамен будет приезжать молодежь, что уже происходит, так как в городе около миллиона студентов, большинство из которых не возвращаются на родину после окончания учебы.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector