Депутаты предлагают разрешить не оплачивать дополнительные услуги по содержанию дома

«Депутаты фракции «Справедливая Россия» разработали законопроект, регулирующий вопросы необязательности оплаты дополнительных работ и услуг на содержание общего имущества для собственников помещений в многоквартирных домах.

Депутаты предлагают разрешить не оплачивать дополнительные услуги по содержанию дома
Россиянам могут разрешить не оплачивать допуслуги по содержанию домов

Россиянам могут разрешить не оплачивать допуслуги по содержанию домов

Источник: http://s11.stc.all.kpcdn.net/share/i/12/8498012/inx960x640.jpg

Как рассказал лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, законопроект предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право устанавливать на общем собрании дополнительную плату за соответствующие работы и услуги, однако исполнение такого решения будет возлагаться только на тех собственников, которые его приняли.

«Таким образом, законопроект реализует справедливое право граждан не платить за дополнительные услуги, которые они считают ненужными», — подчеркнул политик.

По его словам, «Справедливая Россия» продолжает свою законодательную линию, направленную на «избавление собственников от незаконных поборов», пишет «Интерфакс».

Миронов обратил внимание на то, что Жилищный кодекс РФ обязывает собственников помещений в многоквартирном доме участвовать в расходах на содержание общего имущества в доме путем внесения платы за содержание жилого помещения.

«Однако существующая практика заключается в том, что собственники помещений в многоквартирном доме порой вынуждены оплачивать и иные услуги, которые не включены ими на общем собрании в утвержденный годовой план перечня работ», — пояснил депутат.

Совершенно очевидно, отметил он, что пенсионеры, инвалиды, многодетные и молодые семьи не могут позволить себе оплачивать дорогостоящие дополнительные работы или услуги из-за невысокого уровня дохода.

«К таким услугам относятся установка ограждения территории многоквартирного дома, обеспечение работы шлагбаума, содержание охраны, и т.д.», — уточнил лидер партии.

Он считает, что в данном случае не учитываются интересы собственников, которые не изъявляют желание получать дополнительные и, что еще более важно, необязательные услуги в целях содержания общего имущества, навязанные управляющей компанией.

источник:
АСН-инфо

Депутаты предлагают разрешить не оплачивать дополнительные услуги по содержанию дома

Насколько бесплатными являются бесплатные услуги ЖКХ

Список услуг ЖКХ, которые вы должны получать бесплатно, не зависит от формы собственности на жилье. Этот перечень одинаков для муниципальных и приватизированных квартир. Однако ряд управляющих компаний подобные услуги не предоставляет бесплатно, обязывая собственников сначала приватизировать квартиру. Такие действия необходимо оспаривать в рамках установленного порядка.

Какие услуги предоставляют ЖКХ и УК

Управляющая компания, как хозяйствующий субъект, обязана оказывать услуги, перечень которых утверждается на общем собрании собственников. В частности, этот список включает следующее:

  • ремонт фасадов, стен, кровли и других конструкций здания;
  • санитарная обработка внутренних помещений;
  • очистка придомовой территории;
  • ремонт лифта и другое.

Перечень услуг, которые управляющая компания обязана предоставлять, определяется на общем собрании собственников и указывается в договоре, заключаемом с УК.

Перечень бесплатных услуг ЖКХ в приватизированной квартире определяется на законодательном уровне и закреплен в действующем ЖК РФ. В этот список включены следующие работы:

  • замена прокладок в сантехнических приборах;
  • устранение течи;
  • укрепление унитаза, раковины, мойки;
  • прочистка канализации;
  • устранение недостатков в системах отопления и водоснабжения (воздушные пробки и другое);
  • ремонт или замена отопительных радиаторов и другое.

Только Жилищный кодекс РФ определяет перечень бесплатных услуг, которые оказывает ЖКХ. Дополнительное обслуживание приватизированных квартир оплачивается отдельно.

Экстренный ремонт здания и отдельных элементов конструкции также входит в компетенцию УК. Указанные услуги управляющей компании, которые та предоставляет, оплачиваются по тарифу, определенному действующим соглашением с организацией, ежемесячно. Эта сумма указывается в квитанции, которую получает каждый собственник квартиры.

Разновидности бесплатных услуг

ЖКХ и управляющая компания оказывают бесплатные услуги по ремонту и обслуживанию общедомового имущества. В этот список попадает газовое и отопительное оборудование, установленное внутри квартир. То есть собственники не вправе предъявлять претензии в случаях, когда ЖКХ и УК отказываются заменять или ремонтировать следующее:

  • кухонные плиты;
  • электросчетчики;
  • приборы учета газа и воды;
  • сантехнические приборы;
  • электрокабели, розетки, лампы и выключатели.

В список бесплатных работ не входит установка, замена или ремонт домофонов.

Приведенный выше список различается в зависимости от формы собственности на квартиру. Если недвижимость муниципальная, то проживающие в последней по договору соцнайма вправе рассчитывать на предоставление следующих услуг без оплаты:

  • ремонт газовых и отопительных приборов;
  • замена раковин, кухонных моек;
  • замена газовых колонок и плит;
  • устранение течи;
  • восстановление электроснабжения в квартире.

Собственникам приватизированных квартир бесплатно заменяют счетчики до места соединения с запорным краном.

В связи с тем, что перечень указанных работ определяется в зависимости от типа собственности, рекомендуется эти нюансы отразить в договоре с организацией, назначенной управлять домом.

Отопление

УК обязана бесплатно заменять и ремонтировать:

  • трубы горячего и холодного водоснабжения до места отвода в квартиру;
  • соединительные муфты, штуцера и фитинги до места начального присоединения к отводам;
  • общедомовой счетчик (если соответствующая услуга прописана в договоре с УК);
  • трубы до точки входа в центральный трубопровод.

Если требуется ремонт центрального трубопровода, то эти работы выполняет ЖКХ.

Счетчики

Приборы учета бесплатно заменяются по истечении срока, в течение которого разрешена эксплуатация устройства. При этом за новый счетчик (газовый, отопительный, электрический и другой) деньги вносит собственник. В случае поломки прибора, вызванной действиями владельца квартиры, данная услуга предоставляется на платной основе.

Газоснабжение

Ремонтно-восстановительные работы газоснабжающей системы проводятся до места, где установлен запорный кран (обычно около плиты). Однако это правило действует в отношении приватизированных квартир. Проживающим в муниципальной недвижимости услуги по ремонту и обслуживанию газового оборудования (колонки, плиты и другое) предоставляются бесплатно.

Жилищно-коммунальное хозяйство не занимается оказанием таких услуг. Ремонт и обслуживание такого оборудования относятся к компетенции газовой службы.

Проживающим в муниципальной квартире государство за собственный счет меняет каждые 20 лет газовую плиту и 15 лет — колонку.

Дополнительные услуги ЖКХ

Описанные работы проводятся при возникновении аварийной ситуации либо по необходимости, в связи с окончанием срока эксплуатации прибора. В законе приведены и дополнительные услуги ЖКХ, которые также предоставляются на безвозмездной основе. Однако такие работы носят периодический характер.

Депутаты предлагают разрешить не оплачивать дополнительные услуги по содержанию дома

Список дополнительных услуг включает в себя:

  • полив растений на придомовой территории;
  • ремонт и замена труб, воронок и других деталей системы отведения воды с крыши;
  • ремонт подъездных дверей;
  • остановка и последующий запуск отопительной системы;
  • восстановление площадок на придомовой территории.

Законом установлены сроки, в течение которых ЖКХ или управляющая компания обязаны бесплатно устранить повреждения общедомового имущества:

  • 3 суток (зимой — сутки) — замена стекол и окон;
  • сутки — замена и ремонт дверей подъезда, дымоходов, мусоропровода, лифта, кранов водопровода;
  • неделя — устранение неисправности в осветительных приборах;
  • 3 часа — восстановление работоспособности системы электропитания (в том числе ремонт рубильников, автоматов и других деталей);
  • 2 часа — ремонт кабеля, питающего дом.

Если УК или ЖКХ не устраняет указанные нарушения в положенные сроки, собственники квартир вправе обратиться с требованием возмещения расходов, вызванных данными неисправностями.

Кроме экстренных случаев, ремонт здания и общедомового имущества проводится в рамках плановых работ.

Что делать и куда жаловаться, если услуги ЖКХ некачественные

Взаимодействие между ЖКХ и УК с одной стороны и собственниками квартир с другой регулируется ЖК и ГК РФ. Если управляющая компания или жилищно-коммунальные службы оказывают некачественные услуги, то, как это указано в Гражданском кодексе, граждане вправе требовать:

  • исполнения ЖКХ и УК собственных обязательств в полном объеме (то есть бесплатно устранить выявленные недостатки);
  • возврата части денег, уплаченных за содержание дома.

Если управляющая компания отказывается от указанных требований, собственникам следует подать соответствующее заявление в жилищную инспекцию либо Роспотребнадзор. В дальнейшем данный вопрос решается через прокуратуру или суд.

Депутаты предлагают разрешить не оплачивать дополнительные услуги по содержанию дома

Вне зависимости от того, какая структура рассматривает обращение от граждан, последние обязаны предоставить доказательства некачественного предоставления коммунальных услуг.

Если истцы подтвердят свою правоту, то управляющей компании выставят штраф в размере, равной половине стоимости проведенных работ. Также собственники в таких случаях получают право не оплачивать коммунальные услуги. Кроме того, в иске следует указать, что управляющая компания должна возместить моральный вред, нанесенный неисполнением (некачественным исполнением) собственных обязательств.

Заключение

Перечень бесплатных услуг ЖКХ определен Жилищным кодексом РФ. Дополнительные работы, которые управляющая компания обязана проводить за свой счет, перечисляются в соглашении, заключаемом между владельцами недвижимости и УК. Перечень бесплатных коммунальных услуг различается в зависимости от формы собственности на квартиру.

Если управляющая компания не исполняет свои обязательства, то собственники вправе обратиться с запросом на возмещение морального вреда и расходов в Роспотребнадзор, жилищную инспекцию, прокуратуру, либо суд.

Когда суд разрешает не оплачивать долги по коммунальным услугам: обновленный перечень

Долги по оплате коммунальных услуг в современном мире, увы, не редкость. А еще пугают прогнозы экспертов о том, что вскоре тарифы вовсе поднимутся. И если это сбудется, то число коммунальных должников увеличится в несколько раз.

Депутаты предлагают разрешить не оплачивать дополнительные услуги по содержанию дома

Управляющие компании стараются взыскать задолженность, причем разными методами – подают в суд, запугивают и даже стыдят должников. Но не в компетенции управляющей компании взыскивать долги в принудительном порядке. Если должник платить не хочет, то вариант только один – идти в суд.

Читайте также:  Защита дерева: чем и как обработать дом на даче?

Современная судебная практика показывает, что не всегда задолженность по коммунальным услугам предстает основанием для ее взыскания. Нередко суды встают на сторону должников, а иногда проскальзывают прецеденты – собственника квартиры полностью или частично освобождают от долга по коммунальным услугам.

Давайте вместе разберемся, при каких обстоятельствах можно не уплачивать долги по коммунальным услугам?

Существуют тарифы, по которым УК начисляет плату за коммуналку, причем они не обоснованы нормативами, соответствующими документами. Именно по этой причине жилец имеет право не оплачивать выставленный счет. Такой вывод сделал Верховный суд, который рассматривал, как казалось на первый взгляд, классический случай. Речь идет о Деле под номером 5-КГ-14-163.

Жители многоэтажного дома практически 12 месяцев не платили за содержание общедомового имущества, не делали взносов на капитальный ремонт. На фоне таких обстоятельств управляющая компания подала иск в суд. Сначала орган власти встал на сторону истца – управляющей компании, поскольку имелись доказательства неуплаты счетов.

Но Верховный суд вынес положительное решение в отношении собственников недвижимости. Основание – плата за содержание и взносы на капитальный ремонт имущества, которое является собственностью дома, признается легитимной, если:

Какими правами обладают потребители в ресторанах, по каким причинам они могут не оплачивать заказы ?! – Правовед Плюс

Депутаты предлагают разрешить не оплачивать дополнительные услуги по содержанию дома

08.03.2021

Система общественного питания постоянно развивается. В больших городах кафе, ресторанов, баров огромное множество. В среднем российская семья тратит порядка 2,5-3% на рестораны и кафе от суммы своих потребительских расходов. В первую очередь потребители имеют право на свежую и безопасную для здоровья еду. Это регламентировано положениями правил Общественного питания п. 6 и п.19.

Если вы заказываете еду в ресторане, то тогда вы обязаны быть уверены в том, что продукты для приготовления брались только свежие, с нормальным сроком годности, повара, готовившие еду имеют санитарные книжки.

В ресторанах предусмотрена целая система безопасности, хранения приготовления еды. Иногда бывают ситуации, когда вы можете не платить за заказанную еду. При этом заставить вас внести плату по закону не могут.

Расскажем о том, когда не придется тратить деньги в ресторане.

Не платите за испорченное либо некачественное заказанное блюдо

Если вам принесли испорченный салат либо прокисший десерт, то тогда платить вы не обязаны. Можно отказаться от блюда и попросить принести свежую еду или же вернуть деньги за заказ. Заказа в ресторане – это по сути своего рода договор об оказании клиенту услуги общественного питания.

Что вы можете потребовать в случае предоставления вам некачественной еды ?!

  • Устранить обнаруженные недостатки. Например, вы можете попросить подогреть еду;
  • Снизить стоимость блюда если вы заметили недостатки и несоответствие меню заведения;
  • Заменить блюдо. Вам просто могут заменить испорченную еду на нормальную и свежую;
  • Полностью отказаться от еды и не платить за нее. Обычно так стоит поступить если недостатки будут выявлены существенные. Допустим, испорченные ингредиенты.

Существенные недостатки бывают разными. Договориться стоит с рестораном. Если вам не идут на уступки, то в этом случае надо обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и в судебные органы с исковым заявлением.

Практика показывает то, что администрация ресторанов не любит судебные тяжбы и спор разрешается с клиентами на месте.

Не платите за музыку и дополнительные услуги в ресторане

Основная задача ресторанов и кафе накормить посетителей. Но при этом заведения общественного питания не желают упускать дополнительную прибыль. В этих целя в чеки включается не только цена блюд, но и стоимость разнообразных дополнительных услуг.

Например, это может быть музыкальное сопровождение, караоке, услуги аниматоров, развлекательная программа. Помните о том, что вы за это платить не обязаны. Обычно такие услуги не озвучиваются, и посетитель с удивлением узнает о них, когда начинает расплачиваться.

Не все предпочитают спорить и ругаться с заведением и просто платят деньги. Делать так не стоит. Если ресторан заранее предлагает вам услугу, то тогда вы можете выбрать платить за нее или же в итоге отказаться. Например, в ресторане предлагают кальяны вы не обязаны курить их.

Вы можете заказать кальян по своему усмотрению.

При наличии платных дополнительных услуг администратор должен уведомить посетителей об их наличии. Во всех остальных случаях действует навязывание платных услуг и за это предусмотрено наказание.

В частности, органы Роспотребнадзора рассматривают такие действия как условия, которые напрямую ущемляют права потребителей. Наказание может применяться в виде штрафа от двух до двадцати тысяч рублей.

Не оставляйте чаевые и не платите отдельно за обслуживание

В Европейских странах включение чаевых в чек носит обязательный характер. Обычно это 5, 10, 15% от стоимости заказа которые идут как плата за обслуживание персоналом посетителей. В России это правило не носит обязательный характер.

Чаевые не являются обязательной платой за обслуживание. Это просто подарок официанту если он хорошо обслужил вас, был приветлив, помог в выборе блюд, вовремя принес их. Налог с чаевых официанты в нашей стране также не платят.

Это подаренные деньги и сам подарок посетитель ресторана либо кафе может сделать по своей собственной воле.

Всегда внимательно смотрите чеки. Если вы обнаружили в своем чеке 10% за обслуживание, то тогда обратитесь к администратору и откажитесь платить эти деньги.

Сама администрация должна будет выдать вам новый чек. Если же представители ресторана или кафе отказываются это делать, то тогда надо подготовить и отправить претензию.

Иногда заведения общественного питания вводят дополнительный сервисный сбор.

Законом это не запрещено, но должны быть соблюдены следующие условия:

  • Предупреждение посетителя о том, что в заведении есть дополнительные услуги по обслуживанию;
  • Предложить клиенту альтернативу. Например, в виде полного самообслуживания;
  • Получить согласие посетителя на уплату сервисного сбора.

Обычно фразу про обслуживание и его денежную оплату включают в меню, а согласием считают момент заказа еды. Если посетитель ресторана сделал свой заказ, то тогда это значит то, что согласен с условиями.

Но это не сработает, если заказ был сделан не по меню или сервисный сбор по факту навязывается всем.

Не платите за вход не истраченный депозит

В ресторанах и барах можно встретить особенные условия для входа. В частности, в определенные дни либо определенное время попасть в заведение можно только по депозиту. Депозит от платы за вход отличается тем, что посетитель платит сумму денег и после этого он может ей рассчитываться за блюда и напитки в ресторане, баре, кафе.

Встречается правило о том, что неистраченный депозит клиенту не возвращают. Это разница подразумевается, как плата за вход в заведение.

Но ресторан, бар или кафе не имеет права устанавливать обязательную плату за вход и требовать от клиентов внесения депозита или достижения некой минимальной суммы заказа. Клиенты гипотетически могут согласиться на эти условия добровольно, но заставлять платить всех клиентов незаконно.

Также отметить надо то, что если человек внес депозит, а за вечер проведенный в заведении заплатит меньше, то тогда разницу в деньгах ему обязаны вернуть.

В завершении надо сказать что свои права следует защищать

Если вам оказали некачественную услугу в кафе, ресторане, баре, то тогда обращайтесь в органы Роспотребнадзора, пишите претензии, подавайте иски в суд. Отравление некачественной едой следует зафиксировать.

В этих целях следует как можно быстрее обратиться к медицинскому специалисту и получить справку о состоянии здоровья. Также обращение нужно сделать и к администрации точки общественного питания. Предъявите претензию, сведения о нанесенном ущербе здоровья, попросите урегулировать конфликт.

При отказе в компенсации и удовлетворении претензии свои права клиенту кафе, бара, ресторана следует защищать уже в судебном порядке.

Нужна консультацию юриста по защите прав потребителя в Москве, Московской области и регионах РФ, она тут.

Можно ли не платить за плохую работу УК?

Я живу в многоквартирном доме, и мне не нравится, как УК его обслуживает. Она просто ничего не делает. Акты о выполненных работах мне не представляют на том основании, что я не плачу за услуги УК. Я, в свою очередь, бойкотирую счета, которые она мне выставляет. Все коммунальные услуги я исправно оплачиваю напрямую поставщикам.

Недавно со мной связался представитель УК и стал угрожать, что мне отключат коммунальные услуги за неуплату. Он объясняет это тем, что поставщики услуг поставляют ресурсы только до дома, а внутри дома за них отвечает УК. И раз я не плачу за услуги УК, то на основании постановления № 354 они имеют полное право ограничить мне доступ к свету, например, или водоотведению.

Правда ли это? Я ведь плачу за свет и воду, и долгов по ним у меня нет.

Елена

Счета лучше оплатить, а с УК можно бороться другими способами — законными и более действенными.

Взыскателя и должника в суд вызывать не будут, проводить судебное разбирательство — тоже.

Если должник успеет вовремя выразить свое несогласие с вынесенным приказом, судья его отменит. Тогда взыскатель может подать иск в обычном порядке.

Но если должник пропускает срок на предъявление возражений без уважительной причины, приказ вступает в силу, и взыскатель может предъявить его, например, в банк, где у должника есть счет.

Читайте также:  Главное событие на рынке недвижимости по мнению россиян

Банк на основании такого приказа спишет указанную в нем сумму задолженности и пени: он обязан это сделать.

Кроме того, управляющая компания действительно может ограничить должнику доступ к коммунальным услугам.

Все о том, как жить в РоссииИ взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи

Неполной оплатой считают задолженность, которая возникла, если потребитель не оплачивал одну коммунальную услугу в размере больше двух месячных платежей при расчетах по нормативу потребления.

Если потребитель частично оплачивал предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, исполнитель делит все, что потребитель оплатил частично, между всеми строками в квитанции.

И в этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.

Потребитель оплатил все, кроме электроэнергии. В результате вместо 3250 Р он заплатил 2450 Р, то есть 75,38% от выставленной суммы. Исполнитель делит полученные деньги между строками, и получается, что по всем услугам потребитель внес 75,38%.

Услуги по содержанию жилья

Так что, хотя вы платили напрямую поставщикам коммунальных услуг, минуя управляющую компанию, она может рассчитать внесенную вами плату за коммунальные услуги как неполную. И разделить пропорционально внесенные за электричество, воду, канализацию и отопление деньги между платой за эти коммунальные услуги и платой за содержание и ремонт жилого помещения.

Если вы хотите бороться с УК, это можно делать другими способами. Расскажу о самых очевидных.

Если ваша УК этого не делает и у вас нет свободного доступа к такой информации, вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Такую жалобу подают через госуслуги, лично, по почте или через форму на сайте Роспотребнадзора.

Сменить УК. Если компания действительно плохо справляется со своими обязанностями, вы можете попробовать ее поменять. Это непросто. Нужно провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. На основании его решения вы можете отказаться от услуг текущей УК и выбрать другую.

Мы уже рассказывали, как провести общее собрание собственников. Возможно, вам пригодится эта информация, если решите вынести на обсуждение соседей вопрос о смене УК.

По квитанциям лучше платить целиком, иначе можете оказаться в должниках.

Если хотите смотреть отчеты УК, ходить туда необязательно. Для этого есть сайт ГИС ЖКХ.

Бороться с УК лучше через жалобы. Начните с Роспотребнадзора.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, кредитной истории или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Коттеджные посёлки: правовой режим объектов инфраструктуры

Верховный суд России 6 октября принял определение по гражданскому делу № 5-КГ20-107-К2, в котором поднял довольно актуальные для практики вопросы и озвучил интересные мысли относительно правового режима так называемого «коттеджного посёлка» и условий взаимоотношения между собственником индивидуального дома, земельного участка, с одной стороны, и управляющей организацией, товариществом собственников недвижимости (ТСН), с другой стороны, относительно пользования, несения расходов на содержание имущества, которое обеспечивает функционирование всего населённого пункта (объекты инфраструктуры).

В рамках данного определения Верховный суд пришел к следующим выводам и обозначил нижеизложенные вопросы.

1.

Верховный суд России наконец-то однозначно и чётко сформулировал позицию о том, что к отношениям, которые возникают в таких населённых пунктах, не применяется закон о садоводстве и огородничестве, так как в большинстве случаев такие посёлки изначально создаются для постоянного проживания граждан, а все земельные участки в них  являются землями населенных пунктов для строительства индивидуальных жилых домов.

Данное разъяснение имеет важное правовое значение, поскольку нижестоящие суды общей юрисдикции последовательно при разрешении аналогичных споров ошибочно ссылаются на Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд …» (или предшествующий ему закон о садоводстве), что ведёт к принятию неправильного судебного акта по существу дела и, как следствие, к нарушению прав собственников индивидуальных земель и домов в таких населённых пунктах.

2. Высшая судебная инстанция обозначила отсутствие в отечественном законодательстве понятия и института «коттеджный посёлок».

Несмотря на данный вывод, Верховный суд в тексте судебного акта использует в отношении населённого пункта незнакомое для российского публичного права обозначение «поселок закрытого типа» (не путать с Закрытым административно-территориальным образованием), что, впрочем, не является предметом деятельности судебной коллегии по гражданским делам и объектом изучения частного права в целом.

Судебная коллегия также раскрыла содержание этого обозначения — жилой комплекс с единой территорией застройки, включающей земельные участки в установленных границах и расположенные на них жилые дома и иные строения, принадлежащие физическим и юридическим лицам. Однако из этого определения не представляется возможным выделить какие-либо сущностные и отличительные черты данного института.

Также в этой части суд указывает на то, что коттеджный посёлок не является садоводческим, огородническим, дачным объединением граждан, объединением собственников недвижимости, каким-либо иным гражданско-правовым сообществом, объединенным одной территорией.

Таким образом, Верховный суд обозначил наличие правового пробела в области данных отношений.

3. Правовой режим объектов инфраструктуры всего посёлка и бремя несения расходов на его содержание.

Судебная коллегия со ссылкой на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 10 ноября 2016 года № 23-П указал на отсутствие в действующем законодательстве единого специального регулирования, посвященного правовому режиму имущества общего пользования собственников индивидуальных жилых домов. Тем самым, Верховный суд подчеркнул отсутствие оснований для аналогии условного режима коттеджного посёлка с режимом общего имущества собственников квартир в многоквартирном доме. 

Практика отечественных судов общей юрисдикции до принятия названного выше «знакового» постановления Конституционного суда расходилась.

Некоторые суды отказывали жителям – собственникам индивидуальных домов в аналогичных посёлков в признании за ними общей долевой собственности на общую инфраструктуру (дороги, детские площадки, пляж, парки), другие — признавали общую долевую собственность и прекращали право собственности у застройщика (ТСН, управляющая организация), при этом обосновывали своё решение нормами Гражданского и Жилищного кодексов об общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме (аналогия закона).

Теперь высшие суды определённо разъяснили свою позицию о неправомерности применения нижестоящими судами норм гражданского законодательства об общем имуществе собственников квартир в многоквартирном доме к схожим отношениям, которые возникают в коттеджных посёлках.

Следовательно, согласно позиции Конституционного и Верховного судов, лицо, приобретая индивидуальный дом и участок под ним в таких населённых пунктах, в силу закона автоматически не приобретает право собственности на так называемое инфраструктурное имущество, которое обеспечивает функционирование всего посёлка (прежде всего общие дороги). 

Исходя из вышесказанного, в силу ст. 210 Гражданского кодекса только собственник должен нести бремя содержания такого имущества – объектов инфраструктуры всего посёлка (как правило, ТСН, управляющая организация или застройщик). Однако именно здесь наиболее ярко начинает проявляться правовая проблема в этой отрасли.

А именно собственник такого инфраструктурного имущества возлагает на каждого собственника частного дома и (или) участка обязанность по периодической уплате денежных средств за пользование таким имуществом (дороги, тротуары, детские и спортивные площадки, пляж, беседки) в целях поддержания их в надлежащем состоянии и компенсации расходов собственника по уплате средств третьим лицам (охранная, подрядная организации, др.). 

На такие требования собственника инфраструктурного имущества посёлка совершенного обоснованно поступают возражения со стороны собственников частных домов и участков (жителей).

  ТСН (управляющая организация) возлагает в одностороннем порядке обязанность на собственников частных земель по уплате денежных средств за пользование и в качестве компенсации расходов на содержание общепоселковой инфраструктуры в условиях отсутствия какого-либо соглашения (сделки) между ними или нормы закона, которая бы возлагала на граждан такие обязательства.

И очень часто возникает ситуация, когда гражданин-собственник не является членом (участником) ТСН, не принимает участия в его деятельности, воля последнего не учитывается при принятии решения о тарифах, заключении договоров с третьими организациями для поддержания инфраструктуры в надлежащем состоянии. Однако данное обстоятельство не препятствует ТСН (управляющей организации) взыскивать в судебном порядке на основании норм о неосновательном обогащении денежные средства по тарифам и условиям, которые были утверждены ТСН (управляющей организацией) в одностороннем порядке. Судебная практика по такой категории дел складывается не в пользу собственников частных земель, суды взыскивают такие долги, при этом не учитывая объём и рыночную стоимость полученных благ (предоставления)  жителями посёлка. 

Более того, не существует закон, который бы возлагал на собственника индивидуального дома по аналогии со статусом собственника квартиры в многоквартирном доме содержать и нести расходы в отношении общего имущества.

В многоквартирном доме собственник жилого помещения в силу закона автоматически становится и собственником общего имущества всего дома, однако в коттеджных посёлках гражданин, приобретая земельный участок и (или) индивидуальный дом, не становится по общему правилу (исходя из разъяснений Конституционного суда) собственником общепоселковой инфраструктуры.

Поэтому совершенно обоснованно и правомерно возлагать бремя содержания общего имущества многоквартирного дома на собственников жилых помещений, так как последние являются собственниками общего имущества.

Однако в коттеджных посёлках имущество, которое обеспечивает функционирование всего населённого пункта, сохраняется в собственности застройщика или его аффилированного ТСН (управляющей организации), но это не мешает им возлагать бремя содержания их имущества на собственников частных земель и домов без учёта объёма блага, которые последние получают от использования инфраструктуры. То есть совершенно обоснованно возлагать на собственника квартиры бремя несения расходов на поддержание общедомовой инфраструктуры в надлежащем состоянии вне зависимости от использования или неиспользования им этого имущества, объёма полученного им блага, поскольку собственник квартиры является и собственником общего имущества. В частности, не имеет правового значения для уплаты денежных средств за содержание лифта или лестничной площадки факт и объём их использования со стороны собственника квартиры – он может купить квартиру и не проживать в ней, не пользоваться общедомовой инфраструктурой, но, будучи сособственником такого общего имущества, обязан содержать его. 

Читайте также:  В москве спрос на аренду квартир на 20% больше, чем предложение

Применение такого же подхода со стороны застройщиков и ТСН к собственникам частных домов в коттеджных посёлках является необоснованной, ибо последние, не являясь собственниками объектов инфраструктуры, не должны нести бремя его содержания, а обязаны уплачивать денежные средства в пользу собственника – ТСН (застройщика, управляющей организации) только ровно в том объёме, который был получен в качестве блага (предоставления) в результате использования таким индивидуальным собственником общепоселковой инфраструктуры. Именно такой подход возобладал в правовой позиции Верховного суда, который обязал нижестоящие суды устанавливать и учитывать в каждом случае объём и реальную рыночную стоимость пользования гражданином-собственником общепоселковой инфраструктуры. 

Также Верховный суд в своем постановлении подчеркнул, что неправомерно применять тарифы и условия пользования имуществом, которые были утверждены ТСН (застройщиком, управляющей организацией) в одностороннем порядке без учёта волеизъявления собственника частного дома или земельного участка.

К сожалению,  в коттеджных посёлках довольно часто складывается ситуация, в которой ТСН утверждает в статусе собственника инфраструктуры всего посёлка тарифы пользования данным имуществом без учёта воли и интересов жителей населённого пункта, затем взыскивает с них в судах по этим тарифам якобы неосновательное обогащение.

Как правило, данные тарифы являются завышенными по сравнению с рыночной стоимостью соответствующих товаров, услуг и экономически необоснованными.

Автор настоящей статьи участвовал в судебных делах, где взыскивались долги в пользу ТСН и управляющей организации с жителей посёлка (около 300 индивидуальных домов), в которые были включены расходы товарищества на уплату заработной платы финансовому аналитику и маркетологу!

Исходя из вышеизложенного подхода, теперь ТСН при предъявлении требования к собственнику-жителю посёлка по уплате компенсации за содержание и пользование объектов инфраструктуры должен в каждом случае учитывать объём своего предоставления такому собственнику-жителю населенного пункта.

Так, собственник частного дома, который проживает в посёлке только в летнее время или не использует спортивную, детскую площадку, пляж не должен нести расходы наравне с собственником частного дома, который проживает в посёлке постоянно и активно использует соответствующее имущество ТСН.

Здесь нужно отметить довольно интересный по содержанию довод нижестоящих судов, которым возражали против названного выше принципа распределения обязательств по содержанию инфраструктуры, а именно, удовлетворяя требования управляющей организации о взыскании с гражданина в полном размере понесенных затрат по содержанию имущества и объектов инфраструктуры (без учёта объёма и рыночной стоимости полученного блага этим гражданином), суды сослались на нарушения прав других собственников, проживающих в коттеджном поселке, в том случае, если кто- либо будет освобожден от несения этих расходов или размер этих расходов будет уменьшен. Тем самым, нижестоящие суды пришли к выводу о том, что факт приобретения гражданином индивидуального дома и (или) земельного участка в коттеджном посёлка автоматически порождает у последнего обязательства нести соответствующие расходы на содержание всей инфраструктуры посёлка без учёта объёма использования такого имущества и встречного предоставления со стороны ТСН (управляющей организации), даже в условиях отсутствия как права собственности жителей на поселковую инфраструктуру, так и соответствующей нормы закона, которая бы возлагала на них такие обязательства.

Нужно здесь отметить, названный выше довод нижестоящих судов не лишён основания и логики, ведь соответствующая инфраструктура создаётся застройщиком в интересах всех жителей посёлка, такое имущество необходимо для полноценной жизни в населённом пункте всего сообщества.

Кроме того, возложение бремени несения расходов на содержание данного имущества только на собственников, которые ими фактически пользуются, приведёт к неразумно высокому размеру платы в пользу ТСН, что ляжет на плечи частных домохозяйств, а также в целом не будет способствовать возникновению интереса у застройщиков обеспечивать и развивать дополнительную инфраструктуру (спортивные площадки, общие зоны отдыха, пляж, парки).

В силу вышеизложенного, для разрешения названных в настоящей статье проблем и преодоления правового пробела в этой отрасли отношений необходимо ввести в Гражданский и Жилищный кодекс институт аналогичный единому недвижимому комплексу с детальным описанием правовой судьбы общепоселковой инфраструктуры после завершения проекта застройщиком, порядка и оснований несения расходов на его содержание со стороны собственников-жителей населённого пункта. Или, если решать этот вопрос через институты публичного права, то целесообразно предусмотреть в муниципальном и земельном законодательстве обязанность застройщика после завершения проекта передавать объекты общепоселковой инфраструктуры в собственность муниципального образования, которое за счёт муниципального бюджета будет нести расходы на содержание данного имущества в интересах каждого жителя коттеджного посёлка, учитывая, что коттеджные посёлки, как правило, согласно документам о планировке новых территории входят в состав постоянно действующих населённых пунктов и юридически являются составной частью муниципальных образований. При этом есть большая вероятность того, что публичные органы власти в ответ потребуют у жителей снести ограждение (шлагбаумы) в месте въезда в коттеджный посёлок, поскольку он входит в границы муниципального образования. А как показывает практика и гражданский оборот, такие населённые пункты прежде всего ценны именно своей «закрытостью», обособленностью от других посёлков и ограничением (контролем) въезда на его территорию.

О правомерности взимания управляющей компанией денег на асфальтирование придомовой территории с жильцов многоквартирного дома

ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Жилье: купля-продажа, обслуживание, оплата » О правомерности взимания управляющей компанией денег на асфальтирование придомовой территории с жильцов многоквартирного дома

Распечатать

Придомовая территория во дворе жилого дома, где живет заявитель, находится в плохом состоянии, ее необходимо асфальтировать. Жители жилого дома обратились в свою УК с просьбой провести асфальтирование придомовой территории, на что УК ответила, что для этого жильцы дома должны оплатить стоимость работ по асфальтированию.

  • Вопрос.
  • Законно ли взимание денежных средств управляющей компанией на асфальтирование придомовой территории многоквартирного жилого дома с его жителей, при том, что все они ежемесячно оплачивают капитальный и текущий ремонт жилого дома?
  • Ответ юриста

В ходе консультации было уточнено, что работы по асфальтированию придомовой территории нужно оплачивать из расчета 7,29 руб. за каждый квадратный метр общей площади квартиры.

Данные правоотношения регулируются разделом VIII ЖК РФ «Управление многоквартирными домами»: ст. 162 «Договор управления многоквартирным домом».

В соответствии с ч. 2 ст.

162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с ч. 3 ст. 162 ЖК РФ, в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

  1. 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
  2. 2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
  3. 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
  4. 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Таким образом, чтобы однозначно ответить на поставленный вопрос необходимо прочитать договор управления многоквартирным домом, в частности перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация. В данном договоре должно быть прописано, как и на каких условиях, управляющая компания обязана выполнять работы по содержанию придомовой территории МКД, в том числе по ее асфальтированию.

Консультация дана в ноябре 2017 г. в рамках Республиканского конкурса «Юрист-Профессионал 2017».

Консультант — Сюрсин Антон Сергеевич, адвокат НО «Удмуртская республиканская коллегия адвокатов», тел. 89042481003, почта: asursin@mail.ru

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector