Рынок офисов в Петербурге развивался достаточно стихийно и не имеет четкого градостроительного планирования. Тем не менее, город можно поделить на некоторые деловые зоны или кластеры, пусть и размытые в границах. «Коммерческая недвижимость» разбиралась в географии петербургских бизнес-центров.
Какой-либо унифицированной градации, помимо разделения на районы, для офисов не имеется. У каждого консультанта есть собственное видение того, есть ли в городе кластеры, какие деловые зоны активны и сколько их.
Так, например, в компании JLL к офисным кластерам причисляют зону Пулково, территорию вдоль Московского проспекта в районе станций метро «Электросила» и «Московские ворота», а также Петроградскую и Выборгскую набережные и прилегающие к ним улицы.
Плотность бизнес-центров в историческом центре Петербурга достаточно равномерна и высока, считают в JLL, поэтому Центральный и Адмиралтейский районы, скорее всего, представляют некий единый субрынок – со своими более и менее привлекательными локациями.
Эксперты Maris | CBRE выделяют пять ведущих локаций. Первая такая территория – на набережных Большой Невки. Там появились одни из первых офисных центров Петербурга. На наб.
Петроградская и Аптекарская (Петроградская сторона) – БЦ «Сити центр», «Веда Хаус», «Атрио», «Линкор», «Лукойл», «Ривер Хаус». На наб.
Пироговская и Выборгская (Выборгская сторона) – БЦ «Петровский форт», «Австрийский», «Нобель», «XIX век», «Гренадерский», «Гельсингфорсский», «Грегорис Хаус».
Еще одна такая территория – около Ладожского вокзала. Она в первую очередь развивается за счет строительства офисных центров компанией «Русские самоцветы». Кроме того, там действует торгово-офисный центр «Формида», а также офисные помещения занимают несколько этажей в МФК «Заневский каскад».
В зоне Пулково сосредоточены офисные центры «Аэроплаза», Pulkovo sky, Tehnopolis, «Аэропортсити Санкт-Петербург», Pulkovo star и «Альфа». А в районе площади Конституции – четыре качественных офисных центра: «Лидер», «Пирамида», Setl Center и самый высокий в городе Leader Tower.
Перспективная зона сформировалась у станций «Электросила», «Московские ворота» и «Фрунзенская». Среди действующих офисных центров представлены Fort Tower, Fort Ross, Electro, БЦ на Московском 94, Renaissance Premium, БЦ на Варшавской 9, «Фабрика», один из «Сенаторов», «Фландрия Плаза» и «Энерго». В планах – строительство «Атлас-сити» у ст. м. «Московские ворота».
А вот в УК «МТЛ» разделяют офисный рынок по радиальному принципу. К классически сложившимся деловым зонам отнесены целиком Петроградский и Центральный районы. На Васильевском острове – восточную и юго-восточную часть (до улиц Беринга, Детской, пр. КИМа и наб. реки Смоленки). В Адмиралтейском – восточную часть (до Лермонтовского проспекта).
Среди средних зон выделены: север Кировского района – до ул. Трефолева; север Фрунзенского района – до ул. Благодатная и Салова; северо-запад Невского района – левый берег до Большого Смоленского пр.; юго-запад Выборгского – кварталы, ограниченные Новороссийской ул., Лесным пр.и Выборгская наб.; юг и центр Московского – вдоль Московского пр.
Новые деловые зоны: юг Московского района – Пулковское шоссе и аэропорт «Пулково»; юг Калининского района – Пискаревский и Кондратьевский проспекты; а также запад Приморского района – вдоль Приморского шоссе.
Объем чистого поглощения на рынке офисов по районам Петербурга в 2015-2017 годах
По данным JLL
Средние арендные ставки на офисном рынке по районам Петербурга
По данным JLL
География офисного рынка Петербурга
- По данным JLL
- Основные показатели деловых районов Петербурга
- По данным Knight Frank St Petersburg
- МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
- Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге:
— Среди арендаторов наибольшим спросом пользуются локации в центре города, в зоне пешеходной доступности от метро. При этом нужно иметь в виду, что удовлетворить такие запросы с учетом требуемых коммерческих условий рынок не может.
Поэтому арендаторы рассматривают и удаленные от центра районы, и объекты далеко от метро. За последние несколько лет наибольший объем поглощения наблюдался в Центральном и Московском районах.
После открытия центрального участка ЗСД в конце 2016 года ожидаемо вырос объем спроса на Васильевском острове. Также устойчивый объем поглощения наблюдается в Выборгском районе. Какой-либо масштабной реконцепции существующих бизнес-центров не происходит.
Это больше касается отдельных объектов, расположенных в центре города; после реконструкции они претендуют на повышение в классе.
Средние запрашиваемые ставки на рынке составляют 1691 руб./кв.м в месяц в классе А (рост с начала года – на 5,7%), 1183 руб./кв. м – в классе В (рост на 4%), с учетом НДС и эксплуатационных расходов. Наибольшие темпы удорожания аренды наблюдаются в Василеостровском районе – почти на 20% в классе А и на 10% в классе В.
Марина Пузанова, руководитель отдела коммерческой недвижимости Knight Frank St Petersburg:
— С начала года компании арендовали наибольшее количество офисов в деловых зонах Московского проспекта, Центрального и Василеостровского района.
В каждой из этих локаций ставки постепенно увеличиваются, а наибольшее повышение по сравнению с прошлым годом наблюдалось на Васильевском острове (в некоторых случаях до 36%). Уровень вакантных офисных помещений на В.О.
и вдоль Московского проспекта по итогам первого полугодия не превышал 3% от суммарного объема свободного предложения. В центре города уровень ставок достаточно высок – в среднем 2057 руб./кв.м в месяц для офисов класса А, и 1616 руб./кв.м – класса B.
Что касается дальнейшего развития трех этих зон, то на следующий год суммарно там заявлено к вводу около 47 000 кв.м офисных площадей. В частности, поступят третья очередь бизнес-центра «Лиговский 266» и «Дом Пушнины» на Московском пр., 98. В качестве перспективных зон мы рассматриваем район будущей станции метро «Беговая» и «Лахта центра».
Елена Тищенко, зам. руководителя отдела исследований рынка недвижимости Maris | CBRE:
— Деловые зоны складываются стихийно или в рамках застройки квартала одним девелопером: например, «Русские самоцветы» на Ладожской или ИСГ «Сплав» — БЦ «Кондратьевский», «Фернан Леже» и Graffiti на Кондратьевском пр. Активно развивается зона ст.
метро «Электросила», «Московские ворота» и «Фрунзенская», где анонсированы планы по строительству и реконструкции ряда офисных центров. В рамках застройки целого квартала можно отметить проект «Невская Ратуша». Тем не менее, большая часть новых офисных зданий в Петербурге строится (или реконструируется) точечно без привязки к какому-то кластеру.
Одним из перспективных направлений в формировании новых деловых зон можно считать район Лахты.
Николай Антонов, генеральный директор УК «МТЛ»:
— Офисными кластерами в Петербурге можно считать «бизнес-парки», представляющие собой группы БЦ от одного девелопера. Остальные офисные зоны города образовались спонтанно и стихийно – для них нет ни единого проекта, ни единого пространства.
Просто открывались в свое время отдельные БЦ вдоль Невского пр. Или вдоль Кантемировской улицы. Или вдоль Обводного канала. Простая логика: если появился бизнес-центр и к нему проявили интерес арендаторы, то, несомненно, неподалеку появится новый.
Но все же основу подобных групп составляют бывшие советские промышленные предприятия и комплексы НИИ.
Сейчас новых БЦ вводится немного: рынок уже не падает, но все еще стагнирует. Если пару лет назад многие арендаторы смотрели в первую очередь на локацию, то теперь все же центральным вопросом для арендатора стали параметры «цена/качество».
Можно даже расширить – «цена/качество/локация». Естественно, центр города по прежнему пользуется спросом и у тех, кому нужен престижный офис, и у тех, кому нужен офис равноудаленный от всех остальных районов города и с хорошей инфраструктурой.
В Центральном районе и части Адмиралтейского есть офисы на любые финансовые возможности – от класса С до А. Васильевский остров прирос съездом с ЗСД (потенциально даже еще одним) и новыми территориями.
Следует отметить, что на рынке ожидают движения на запад города – в связи с вводом «Лахта центра». И прогнозируют новые деловые кластеры в Приморском и Выборгском районах.
Плюс к этому арендаторы проявляют интерес к бизнес-центрам, расположенным в северных частях города вдоль Невы – Петроградский район и юг Выборгского.
Традиционно низкие ставки в «сером поясе» Петербурга. Но не сказать, чтобы они упали; наоборот, слегка поднялись на 2% за последний год. К счастью, на данный момент трудно выявить локации, где бы наблюдался спад ставок.
Разве что слегка скорректировались ставки в отдельно взятых проектах, которые не совсем вписывались в рынок.
Например, в 2014-2015 годах была большая чем по всему рынку просадка ставок в самом центре города – на Невском проспекте и Садовая улице, просто потому, что они были взвинчены выше рынка.
Вероника Чаканова, руководитель отдела офисной недвижимости компании IPG.Estate:
— В Петербурге развиты деловые зоны в Московском, Петроградском, Центральном, Василеостровском районах. Но деловых кластеров в классическом понимании, когда компании-арендаторы специализируются в одном сегменте, пока нет.
Отчасти в бизнес-парке «Полюстрово», проекте комплексного освоения территорий, сосредоточен ряд IT-компаний: «Яндекс», Wrike, Luxsoft, но при этом там есть и резиденты из других сфер бизнеса, и собственник не ограничивает направление деятельности арендаторов.
В теории со временем в районе «Лахты» может сформироваться какой-то кластер, ориентированный на нефтегазовый сектор. Но вряд ли это повлечет за собой централизацию всех структур «Газпрома».
На данный момент Московский и Петроградский районы – две самых востребованных локации в городе, далее следует Центральный район. Популярность Московского оправдана тем, что это традиционно сложившаяся деловая зона с комфортной транспортной доступностью. Там сосредоточено большое количество офисов газпромовских структур.
Стоит отметить, что в отличие от Петроградской стороны и центра города, зона Пулково – это не исторически сложившаяся деловая зона, а была создана благодаря грамотному девелопменту. Если говорить о перспективах, то объемы рынка далеки от показателей прежних лет. Два объекта в Московском районе будет выводить «Адамант», есть заявленные проекты в Петроградском районе.
При этом некоторые игроки ушли в жилой сегмент.
Ольга Шарыгина, управляющий директор департамента управления активами и инвестициями NAI Becar:
— Традиционные офисные кластеры есть в европейских столицах, у нас в стране пример такой синергии – Москва-Сити. Но в Петербурге нет таких проектов. И даже после ввода «Лахта-Центра» синергия офисных проектов в этой локации будет далека от такого формата. Сегодня можно говорить о популярности у арендаторов Московского и Калининского районов.
Основная причина – налаженная транспортная доступность. До конца года ожидается ввод одного БЦ в Московском районе, однако основной ввод придется на Васильевский остров и Петроградку (около 35 000 кв.м арендопригодной площади).
Рынок готовится к существенному росту вакансии офисных площадей, который произойдет в связи со сдачей «Лахта-Центра» осенью 2018 года.
Если же говорить о реконцепции, то в первую очередь она необходима офисным центрам в спальных районах и на производственных площадках. Даже сочетание цены и качества уже не работает в этих проектах.
Наберется также полтора-два десятка БЦ первой волны, которые расположены в удачных для коммерческих объектов локациях (Центральный, Выборгский, Петроградский, Адмиралтейский районы), которые изначально претендовали на высокий уровень качества, но сегодня теряют доходность, так как не подвергались изменениям с течением времени. Вероятно, им не нужна глубокая реновация, но будет ощутимо частичное обновление. В остальных случаях – это отдельные БЦ, хаотично расположенные по карте города, которые так и не смогли обеспечить себе достаточную заполняемость. Такие проекты требуют серьезной работы: смены формата, внедрения новых перспективных функций, в том числе, открытие коворкингов, гостиничных комплексов и проч.
Новости экономики и финансов СПб, России и мира
Ермохин Сергей Купить фото |
Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР) разработал проект нового городского закона «Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Петербурга».
В нем перечислены нормативы для разных видов таких объектов, стационарных и нестационарных, розничных рынков и магазинов местного значения. Так, для стационарных объектов, где торгуют продуктами, минимальный показатель составляет 180 м2 на 1 тыс. человек, для продажи непродовольственных товаров — 445 м2 на тысячу жителей.
Отельные нормативы разработаны для нестационарных торговых объектов (НТО). Норматив для павильонов и киосков по продаже продукции общепита составляет 0,8 объекта на 10 тыс. человек, для торговли газетами и журналами — 1,3 объекта на 10 тыс. человек. Стандарт для розничных рынков — 0,5 торгового места на 1 тыс. человек.
Для каждого из 111 муниципальных образований Петербурга установлены свои нормативы по числу торговых объектов местного значения. Это магазины и павильоны площадью до 300 м2 (без учета магазинов внутри крупных торговых комплексов). Больше всего магазинов местного значения предусмотрено для пригородов: Ломоносова (213) и Пушкина (223).
Меньше всего, по одному-два магазина, предусмотрено в небольших поселках в Курортном и Колпинском районах.
В пресс-службе КРППР сообщили «ДП», что принятие закона не будет служить основанием для пересмотра размещения стационарных и нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых были начаты до утверждения этих нормативов.
При этом данные по минимальной обеспеченности муниципалитетов торговыми объектами и фактическая ситуация с количеством магазинов, павильонов и ларьков учитываются при подготовке предложений администрациями районов о возможности включения в схему размещения НТО на земельных участках, находящихся в собственности Петербурга.
Сейчас в схеме свыше 8 тыс. мест, но в Смольном уже анонсировали исключение из нее 903 адресов.
По официальным данным, в Петербурге работает более 22,6 тыс. предприятий розничной торговли с суммарным объемом торговых площадей свыше 5,8 млн м2. За 9 месяцев 2016 года оборот розничной торговли составил 877 млрд рублей, это на 1,7% ниже уровня прошлого года за тот же период, подсчитали в «Петростате».
Стоит отметить, что данные консалтинговых компаний в сфере коммерческой недвижимости отличаются от расчетов чиновников. Так, по оценке аналитиков Colliers International, к концу III квартала 2016 года обеспеченность качественными торговыми площадями в Петербурге уже достигла 529 м2 на 1 тыс. жителей. Прирост новых площадей с начала года составил 3,3%.
По данным JLL, до конца 2017 года в городе не ожидается появления новых торговых центров. Нулевой ввод площадей в 2017 году будет отмечен впервые с начала развития современного рынка, с 2003 года. Эксперты JLL ожидают снижения доли свободных площадей на рынке торговых центров Петербурга до 6,5% к концу 2016 года и до 5,5% к концу 2017 года.
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!
Нормы площади для общепита по регионам
Теперь региональные власти могут регулировать площадь заведений общепита (торгового зала), которые работают в жилых домах. Такое право дал им Федеральный закон от 24.04.
2020 N 145-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Мы решили указать в данной статье нормы для общепита по регионам. По мере законотворческой деятельности депутатов список городов и областей будет дополняться. Если вашего города или области нет в списке, значит у вас скорее всего действует федеральная норма для торгового зала общепита в 20 кв м, точнее вы можете узнать на сайте местной администрации.
Согласно подп.5 и 6 п.3 ст.346 НК РФ площадь торгового зала — это часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
-
- Адыгея — 30 кв м
- Алтайский край — село 20 кв м, город — 30 кв м
- Амурская область — 40 кв м
- Архангельская область — 50 кв м
- Астраханская область — 25 кв м
- Башкирия — 25 кв м
- Брянская область — 50 кв м
- Бурятия — оставили 20 кв м
- Владимирская область — 50 кв м
- Вологодская область — 100 кв м
- Воронежская область — 50 кв м
- Забайкальский край — 40 кв м
- Ивановская область — 50 кв м
- Калужская область — 50 кв м
- Камчатка — 50 кв м в городах, 25 кв. метров — в сёлах и посёлках
- Карелия — 75 кв м городские округа, 50 кв м — городские и сельские поселения
- Кировская область — 30 кв м
- Коми — 30 кв м
- Костромская область (в Костроме, Волгореченске, Галиче, Шарье, Буе и Мантурове) — 50 кв м, в остальных населенных пунктах — не менее 25 кв м
- Красноярский край — 35 кв м
- Крым — 50 кв м
- Курганская область — 45 кв м
- Курская область — 30 кв м
- Ленинградская область — 40 кв м
- Липецкая область — 50 кв м
- Магаданская область — 100 кв м
- Марий Эл — 50 кв м
- Мордовия — 35 кв м
- Москва — оставили 20 кв м, но в МО увеличили площадь до 50 кв м
- Мурманская область — в населённых пунктах менее чем с 10 тыс. жителей площадь ограничат минимумом в 30 «квадратов», для населённых пунктов с 10-20 тыс. жителей — 40 «квадратов». А для городов с более чем 20 тыс. человек будет установлена норма в 50 квадратных метров.
- Новгородская область — 50 кв. м (в МКД)
- Новосибирская область — 50 кв м
- Оренбургская область — 50 кв м (сначала хотели 150)
- Орловская область — 50 кв м (хотят увеличить до 100)
- Псковская область — 40 кв м
- Рязанская область — 50 кв м
- Самарская область — 50 кв м
- Санкт-Петербург — 50 кв м
- Саратовская область — 50 кв м
- Севастополь — 50 кв м
- Смоленская область — 50 кв м
- Татарстан — 100 кв м Набережные Челны, 50 кв м — остальные города
- Тверская область — 50 кв м
- Томская область (в Томске, Асине, Колпашеве, Стрежевом и Северске) — 30 кв м, остальные — 20 кв м
- Тува — оставлено 20 кв м
- Тюменская область — 25 кв м
- Удмуртия — 50 кв м
- Ульяновская область — 50 кв м
- Ханты-Мансийский автономный округ Югра — 50 кв м
- Челябинская область — 40 кв м
- Чувашия — 50 кв м
- Ярославская область — 25 кв м
Если вы знает о новых ограничениях площади общепита, но их нет в данной статье, напишите про это в х и мы оперативно добавим информацию.
— Реклама —
Что такое норма жилой площади на одного человека?
Для большинства россиян квартирный вопрос остается самым сложным и насущным. Многие пытаются разрешить ситуацию с недостаточным для нормального и комфортного проживания количеством метров различными способами.
Зачастую приходится прибегать к ипотечному кредитованию. Но далеко не все могут позволить себе приобретение жилья за счет собственных и заемных средств. В ряде случаев необходима помощь государства.
И тут возникает логичный вопрос: какое количество квадратных метров жилой площади положено каждому человеку в 2021 году?
Такие нормативы определены Жилищным кодексом РФ. Применив их, можно рассчитать площадь жилья, пригодную для проживания. Нормы разделены на виды:
- Норма предоставления. Ее используют в случае передачи жилья по договору соцнайма, в том числе из маневренного фонда муниципалитета, в определенных случаях (при отсутствии жилья в случае стихийного бедствия, при невозможности погасить долги по ипотеке и т.п.).
- Учетная норма. Она имеет значение, когда рассчитываются квадратные метры для улучшения жилищных условий.
- Социальная норма. Эту величину применяют при выделении субсидий на получение жилья, а также субсидировании платы за услуги ЖКХ.
Есть еще санитарная норма на 1 человека, минимальная величина которой составляет 6 квадратных метров. Эта норма введена для выделения места в общежитии, а также жилья из маневренного фонда.
Величины каждой из них устанавливаются властями территорий. Далее рассмотрим, какая площадь положена семье в том или ином случае.
В основном по регионам Норма жилья на 1 человека составляет 18 кв. м.
Что такое социальная норма и как ее рассчитать?
Величина жилой площади, которая допустима для нормального проживания гражданина и его семьи, является социальной нормой жилья. Она принимается, как ориентир при выделении жилья и субсидировании платы за услуги ЖКХ.
Этот вид жилищной нормы зависит от следующих показателей:
- количества человек в семье;
- уровня обеспеченности жильем по региону;
- вида помещения, где проживает семья.
Классическими расчетными величинами социальной нормы принято считать следующие:
- одиноко проживающему человеку – 33 кв.м.;
- семье из двух человек – 42 кв.м.;
- семье, имеющей в составе трех и более человек – по 18 кв.м. каждому.
Если помещение не соответствует этим нормативам, семья может собрать необходимые документы и подать заявление, чтобы встать в очередь на улучшение условий проживания.
Семьи с низким доходом, когда плата за ЖКУ составляет большую часть в семейных расходах, могут представить документы на субсидирование коммунальных услуг. Им будет предоставлена компенсация лишь на часть жилплощади в рамках социальной нормы.
Понятия этих терминов даны в статье 50 ЖК России.
Нормой предоставления считается наименьшее количество жилых метров для вычисления общей площади помещения, которое предоставят семье по договору соцнайма.
Большинство регионов за основу берут 18 кв. м. площади, они и применяются в качестве нормы предоставления. Этот размер минимальный и может в некоторых случаях быть увеличен:
- предоставляется комната либо квартира с одной комнатой;
- жилье передается лицу с хроническими тяжелыми болезнями.
Учетной нормой считается тот минимум жилплощади, который принимают для признания семьи нуждающейся в улучшении условий жилья. Граждане, чье помещение окажется менее этой величины, вправе занять соответствующую очередь. Это касается только тех граждан или семей, которые признаны малообеспеченными.
Следует уточнить, что в расчете нуждаемости участвуют все лица, которые прописаны в помещении постоянно и временно.
Но прописаться неограниченному количеству людей на одной жилплощади для целей признания семьи нуждающейся в улучшении условий жизни невозможно. Этого не позволят сделать уполномоченные органы.
Чаще всего недостаточность квадратных метров возникает с появлением в семье детей, которые по закону должны быть прописаны вместе с матерью.
Власти каждого региона самостоятельно определяют учетный норматив жилплощади, но он не может быть ниже норм предоставления.
Жилищные нормативы применимы при обеспечении жильем ряда категорий граждан, являющихся незащищенными и нуждающимися в помощи государства.
1. Детям-сиротам и оставшимся без родительского попечения. Этой категории жилплощадь положена:
- по окончании пребывания в специализированных учреждениях, а также при завершении срока нахождения под опекой или в приемных семьях;
- после прохождения службы по призыву;
- по истечении срока пребывания в местах лишения свободы.
Размер передаваемого жилья по договору соц.найма подчиняется региональным нормативам, но может быть и выше их. Договор заключается на пять лет, а затем переводится в личное пользование. Детям-сиротам выделяется обязательно жилье отдельное, представляющее благоустроенную квартиру либо дом.
2. Переселенцы из жилья, признанного ветхим и аварийным. Чаще всего таких жильцов переселяют в муниципальный маневренный фонд, общежития.
Здесь обязательно соблюдаются установленные нормы. Хотя новая площадь может оказаться меньше, из которой происходит переселение.
В случае приватизации аварийного жилья взамен предлагается то же количество метров, которое было в собственности.
3. Переселение из домов, подлежащих сносу. Изъятие таких квартир подчиняется следующим условиям:
- новое жилье предоставляется при заключении договора социального найма;
- обязательно новое помещение является благоустроенным и в том же поселении;
- площадь нового соизмерима или больше старого жилья.
При этом, если помещение, из которого происходит выселение, менее установленных норм, семья может претендовать на улучшение жилищных условий.
4. Военнослужащим. Данная категория граждан вправе получить жилое помещение от государства. Здесь применяются установленные нормативы, зависящие от состава семьи. Каждому члену семьи должно приходиться по 18 кв. м. жилой площади, а для одинокого военнослужащего помещение должно быть 18-25 квадратов. Для этой категории нормативы установлены региональными органами власти.
Нормы жилой площади в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге
Каждый регион жилищные нормы закрепляет своими нормативными актами. К примеру, в Москве действует закон № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на на жилые помещения«, который устанавливает:
- учетную норму в размере 10 кв.м. на человека для отдельных квартир и 15 кв.м. для квартир, которые предоставлены по судебному решению разным семьям.
- норму предоставления площади жилья на одного человека равную 18 кв. метрам.
Из ходя из нормы жилья предоставляют квартиры площадью не более:
- 44 кв.м. — однокомнатная, семьям из двух человек, состоящих в браке;
- 54 кв.м. — двухкомнатная, двум жильцам, не являющимся супругами;
- 62 кв.м. — двухкомнатная, семье из трех человек, двое из которых являются в браке;
- 74 кв.м. — трехкомнатная, троим жильцам, не состоящим в браке.
Каждому члену семьи из четырех и более – по 18 кв.м. на человека. Получившаяся площадь квартиры не может превышать 9 кв.м.
- Семьям москвичей, где имеются инвалиды с нарушениями костно-мышечной системы, жилье предоставляется в зданиях, построенных с соблюдением норм программы реабилитации.
- Закон № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях…«, действующий на территории Санкт-Петербурга в отношении норм жилплощади, прописывает их менее подробно.
- Норма предоставления:
- одинокого человека положено — 33 кв.м.;
- для семей, где количество людей два и более – по 18 кв.м.
Учетная норма площади жилья в Санкт-Петербурге:
- жильцам отдельных квартир – 9 кв. м. общей площади;
- жильцам коммунальных квартир – 15 кв.м общей площади.
Приведенные выше нормы используются при предоставлении отдельных квартир и комнат в коммуналках.
Если жилье находится в общежитии, то норматив составляет не менее 6 кв.м. на человека, с высотой потолков не менее 2,1 метр.
Таблица учетной нормы и нормы предоставления жилья по регионам России
Перечислим, какие жилищные нормы по квадратным метрам на 1 человека, будут действовать в регионах в 2021 году.
Регион | Минимальное количество кв.м. на одного человека | |
Учетная норма кв.м. на человека | Норма предоставления кв.м. на человека | |
Москва и Московская область | 10 | 18 |
Ленинградская область (Спб) | 9 кв.м. (в отдельных квартирах и домах); 15 кв.м (в коммунальных квартирах). | — |
Пермский край | 12 | 15 |
Ярославская область | 12 | 17 |
Омская область | 15 | 18 |
Екатеринбург | 10 | 16 |
Ростовской области | 6-10 | 18 |
Краснодар | 10 | 18 |
Нижний Новгород и Нижегородской области | 10 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 12 кв.м. (в коммунальных квартирах). | 13 |
Волгоград | 11 | 12-18 |
Красноярск, Ставрополь | 12 | 15 кв. м на каждого члена семьи; 18 кв. м — одиноко проживающего. |
Курганская область, Петропавловск-Камчатский | 13 | 15 |
Новосибирск | 12 | 15 |
Саратов | 10 кв.м. | Семья из:
Проживающий один — 30 кв. м. |
Самара | 11 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 13 кв.м. (в коммунальных квартирах). | Семье из 2 и более чел. — 14 кв. м. Проживающий один — 26 кв. м. |
Уфа (Республики Башкортостан) | 12 | 14 |
Как видно из приведенных данных, минимальные показатели жилищных норм предоставления практически одинаковы в регионах России. Следует учитывать, что это самая нижняя граница показателей, которая может увеличиваться в зависимости от обстоятельств. Но меньше ее нормы не могут применяться.
Официальный сайт Законодательного собрания Санкт-Петербурга
(с изменениями на 28 марта 2019 года)
____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: Законом Санкт-Петербурга от 28 марта 2019 года N 149-31 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 29.03.2019) (вступил в силу с 1 января 2020 года).
____________________________________________________________________
- Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
- 7 июня 2017 года
- Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии со статьями 6 и 19 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», пунктом 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 27 октября 2010 года N 582-139 «О государственном регулировании торговой деятельности в Санкт-Петербурге и о внесении изменений в статью 10 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» устанавливает нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Санкт-Петербурга.
Установить коэффициент региональной коррекции, применяемый для расчета норматива минимальной обеспеченности населения Санкт-Петербурга торговыми павильонами и киосками по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции, в размере 0,73. Установить нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Санкт-Петербурга согласно приложению к настоящему Закону Санкт-Петербурга.
Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Губернатор Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко
- Санкт-Петербург 22 июня 2017 года
- N 382-63
- Приложение к Закону Санкт-Петербурга «Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Санкт-Петербурга» от 7 июня 2017 года N 382-63
- (с изменениями на 28 марта 2019 года)
1. Норматив минимальной обеспеченности населения Санкт-Петербурга площадью стационарных торговых объектов — 625 кв.м на 1000 человек, в том числе:
1) норматив минимальной обеспеченности населения Санкт-Петербурга площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров, — 180 кв.м на 1000 человек;
2) норматив минимальной обеспеченности населения Санкт-Петербурга площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров, — 445 кв.м на 1000 человек.
- 2. Нормативы минимальной обеспеченности населения Санкт-Петербурга площадью нестационарных торговых объектов:
- 1) норматив минимальной обеспеченности населения Санкт-Петербурга торговыми павильонами и киосками по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции — 5 торговых объектов на 10000 человек;
- 2) норматив минимальной обеспеченности населения Санкт-Петербурга торговыми павильонами и киосками по продаже продукции общественного питания — 0,8 торгового объекта на 10000 человек;
- 3) норматив минимальной обеспеченности населения Санкт-Петербурга торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции — 1,3 торгового объекта на 10000 человек.
3. Норматив минимальной обеспеченности населения Санкт-Петербурга площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на розничных рынках, — 0,5 торгового места на 1000 человек.
4. Нормативы минимальной обеспеченности населения Санкт-Петербурга площадью торговых объектов местного значения:
N п/п | Наименование внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга | Норматив минимальной обеспеченности населения Санкт-Петербурга площадью торговых объектов местного значения (количество торговых объектов местного значения*) |
1 | 2 | 3 |
1 | Муниципальный округ Коломна | 33 |
2 | Муниципальный округ Сенной округ | 23 |
3 | Муниципальный округ Адмиралтейский округ | 34 |
4 | Муниципальный округ Семёновский | 26 |
5 | Муниципальный округ Измайловское | 69 |
6 | Муниципальный округ Екатерингофский | 49 |
7 | Муниципальный округ N 7 | 63 |
8 | Муниципальный округ Васильевский | 38 |
9 | Муниципальный округ Гавань | 80 |
10 | Муниципальный округ Морской | 91 |
11 | Муниципальный округ Остров Декабристов | 120 |
12 | Поселок Левашово | 22 |
13 | Поселок Парголово | 130 |
14 | Муниципальный округ Сампсониевское | 78 |
15 | Муниципальный округ Светлановское | 148 |
16 | Муниципальный округ Сосновское | 47 |
17 | Муниципальный округ N 15 | 38 |
18 | Муниципальный округ Сергиевское | 40 |
19 | Муниципальный округ Шувалово-Озерки | 132 |
20 | Муниципальный округ Гражданка | 68 |
21 | Муниципальный округ Академическое | 119 |
22 | Муниципальный округ Финляндский округ | 116 |
23 | Муниципальный округ N 21 | 59 |
24 | Муниципальный округ Пискаревка | 120 |
25 | Муниципальный округ Северный | 36 |
26 | Муниципальный округ Прометей | 73 |
27 | Муниципальный округ Княжево | 59 |
28 | Муниципальный округ Ульянка | 71 |
29 | Муниципальный округ Дачное | 53 |
30 | Муниципальный округ Автово | 46 |
31 | Муниципальный округ Нарвский округ | 55 |
32 | Муниципальный округ Красненькая речка | 26 |
33 | Муниципальный округ Морские ворота | 18 |
34 | Город Колпино | 271 |
35 | Поселок Металлострой | 24 |
36 | Поселок Петро-Славянка | 21 |
37 | Поселок Понтонный | 26 |
38 | Поселок Саперный | 4 |
39 | Поселок Усть-Ижора | 13 |
40 | Муниципальный округ Полюстрово | 149 |
41 | Муниципальный округ Большая Охта | 71 |
42 | Муниципальный округ Малая Охта | 69 |
43 | Муниципальный округ Пороховые | 91 |
44 | Муниципальный округ Ржевка | 98 |
45 | Город Красное Село | 133 |
46 | Муниципальный округ Юго-Запад | 41 |
47 | Муниципальный округ Южно-Приморский | 145 |
48 | Муниципальный округ Сосновая поляна | 135 |
49 | Муниципальный округ Урицк | 47 |
50 | Муниципальный округ Константиновское | 110 |
51 | Муниципальный округ Горелово | 73 |
52 | Город Кронштадт | 83 |
53 | Город Зеленогорск | 59 |
54 | Город Сестрорецк | 117 |
55 | Поселок Белоостров | 10 |
56 | Поселок Комарово | 19 |
57 | Поселок Молодежное | 4 |
58 | Поселок Песочный | 32 |
59 | Поселок Репино | 13 |
60 | Поселок Серово | 2 |
61 | Поселок Смолячково | 1 |
62 | Поселок Солнечное | 8 |
63 | Поселок Ушково | 3 |
64 | Муниципальный округ Московская застава | 108 |
65 | Муниципальный округ Гагаринское | 126 |
66 | Муниципальный округ Новоизмайловское | 81 |
67 | Муниципальный округ Пулковский меридиан | 152 |
68 | Муниципальный округ Звездное | 150 |
69 | Муниципальный округ Невская застава | 85 |
70 | Муниципальный округ Ивановский | 30 |
71 | Муниципальный округ Обуховский | 47 |
72 | Муниципальный округ Рыбацкое | 79 |
73 | Муниципальный округ Народный | 106 |
74 | Муниципальный округ N 54 | 72 |
75 | Муниципальный округ Невский округ | 94 |
76 | Муниципальный округ Оккервиль | 35 |
77 | Муниципальный округ Правобережный | 92 |
78 | Муниципальный округ Введенский | 46 |
79 | Муниципальный округ Кронверкское | 23 |
80 | Муниципальный округ Посадский | 26 |
81 | Муниципальный округ Аптекарский остров | 45 |
82 | Муниципальный округ округ Петровский | 40 |
83 | Муниципальный округ Чкаловское | 65 |
84 | Город Ломоносов | 105 |
85 | Город Петергоф | 213 |
86 | Поселок Стрельна | 69 |
87 | Поселок Лисий Нос | 33 |
88 | Муниципальный округ Лахта-Ольгино | 63 |
89 | Муниципальный округ N 65 | 168 |
90 | Муниципальный округ Ланское | 74 |
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Законом Санкт-Петербурга от 28 марта 2019 года N 149-31. — См. предыдущую редакцию) | ||
91 | Муниципальный округ Комендантский аэродром | 71 |
92 | Муниципальный округ Озеро Долгое | 82 |
93 | Муниципальный округ Юнтолово | 94 |
94 | Муниципальный округ Коломяги | 119 |
95 | Город Павловск | 91 |
96 | Поселок Тярлево | 15 |
97 | Город Пушкин | 223 |
98 | Поселок Александровская | 27 |
99 | Поселок Шушары | 184 |
100 | Муниципальный округ Волковское | 148 |
101 | Муниципальный округ N 72 | 56 |
102 | Муниципальный округ Купчино | 44 |
103 | Муниципальный округ Георгиевский | 63 |
104 | Муниципальный округ N 75 | 64 |
105 | Муниципальный округ Балканский | 68 |
106 | Муниципальный округ Дворцовый округ | 16 |
107 | Муниципальный округ N 78 | 28 |
108 | Муниципальный округ Литейный округ | 44 |
109 | Муниципальный округ Смольнинское | 103 |
110 | Муниципальный округ Лиговка-Ямская | 35 |
111 | Муниципальный округ Владимирский округ | 36 |
_______________ * Под торговыми объектами местного значения понимаются магазины и торговые павильоны по продаже продовольственных товаров и товаров смешанного ассортимента с площадью торгового объекта до 300 кв.м включительно, кроме магазинов и торговых павильонов, размещаемых в крупных торговых центрах (комплексах). |
Редакция документа с учетом изменений и дополнений подготовлена АО «Кодекс»
Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Санкт-Петербурга (с изменениями на 28 марта 2019 года)
Вид документа:
Закон Санкт-Петербурга от 22.06.2017 N 382-63
- Принявший орган: Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
- Статус: Действующий
- Тип документа: Нормативный правовой акт
Дата принятия законодательным органом: