Регионы получат новые полномочия для расселения ветхих домов

11 393 просмотров

Разрушение жилья ведет к угрозе для жизни и здоровья граждан. Если владельцы частных домов несут личную ответственность за сохранность своего жилья, то собственники квартир в многоквартирных домах могут рассчитывать на государственную помощь. Для этого необходимо признать дом аварийным. В результате всех жильцов ждет переселение из аварийного жилья в новые квартиры.

Необходимые условия для расселения

Обязательным условием для расселения является признание дома аварийным. Это осуществляется на основании акта органа местного самоуправления.

Другими словами, в случае высокого износа дома по решению местной администрации дом может быть признан опасным для проживания. В этом случае жильцы (наниматели по социальному найму и собственники) имеют право на предоставление альтернативной жилплощади.

Общий порядок признания дома аварийным на территории РФ отсутствует. Точный алгоритм устанавливается региональным законодательством.

Поэтому для получения точной информации о вашей ситуации необходимо получить консультацию юриста. Специалист изучит вашу проблему и даст консультацию на основании полученных сведений.

Зачастую граждане путают понятия ветхий и аварийный. Необходимо уточнить, что ветхим считается дом, который подлежит капитальному ремонту. А аварийным – подлежащий сносу, так как дальнейшее в нем проживание небезопасно.

Поэтому в случае признания дома ветхим, гражданам может предоставляться альтернативное жилье. Однако только временно. На период проведения капитального ремонта жилого помещения.

К сожалению, данная мера не является панацеей. При проведении капитального ремонта закон не предусматривает средства на замену балок и перекрытий. Поэтому зачастую действия по ремонту не дают необходимого результата.

С 2019 года вступил в силу новый закон о расселении аварийных домов. Рассмотрим подробнее.

Порядок и правила переселения из ветхого и аварийного жилья

В рамках исполнения указа Президента РФ от 2018 года № 204 реализуется национальный проект «Жилье и городская среда». Реализация запланирована на срок с 2019 до 2024 года.

За указанный период планируется:

  • переселить из непригодного для проживания граждан жилого фонда почти 530,9 тыс. человек;
  • расселить более 9,4 тыс.м жилья, которое было признано аварийным до 2017 года.

На реализацию проекта предусмотрено более 507,1 млрд руб. Средства включают региональное софинансирование. Это значит, что почти 1/6 часть финансирования осуществляется за счет региональных бюджетов.

Каждый дом, который признается аварийным, включается в региональную программу. Далее сведения передаются в федеральный реестр.

Обеспечение жилплощадью осуществляется на основании очередности. То есть, чем раньше дом был включен в программу, кем скорее жильцы получат альтернативную жилплощадь.

Исключение составляют дома, которые расселяются вне очереди. Это возможно если техническое состояние помещения предполагает скорое разрушение.

Алгоритм действий

Если вы проживаете в доме с высоким износом, но он до сих пор не признан аварийным, значит процесс необходимо инициировать. Правом обращения в органы местного самоуправления по вопросу признания дома аварийным обладают собственники квартир и наниматели квартир по договору социального найма.

Закон не приравнивает коммерческих квартирантов и граждан, проживающих в служебном жилье, к владельцам. Поэтому не наделяет их правом обращения.

Порядок действий для расселения аварийного дома:

  1. Признание дома аварийными официально.
  2. Оформление договора на переселение.
  3. Получение нового жилья.

Процедура переселения занимает длительное время. В 2019 году новым жильем не были обеспечены все, кто был поставлен на очередь до 01.01.2017.

Поэтому сроки ожидания могут превышать 10 лет. Однако даже в указанный период новое жилое помещение не будет получено, если не предпринимать активных действий.

Поэтому приступаем к оформлению.

Признание дома аварийным

Такая комиссия должна быть организована в каждом муниципалитете. Подать заявление можно непосредственно в Жилищный комитет при администрации, либо через МФЦ.

Заявление оформляется в письменной форме. Целесообразно сделать коллективное обращение граждан. Также можно подключить к данному вопросу управляющую компанию или ТСЖ.

№ п/пПорядок обращения в уполномоченный орган
1 Подготовка документов о техническом состоянии дома
2 Оформление заявления в уполномоченный орган
3 Проведение заседания межведомственной комиссии
4 Посещение объекта членами комиссии
5 Вынесение решения (положительного или отрицательного)

В случае вынесения отрицательного решения необходимо оспорить его в суде. Истцом в процессе может быть любой собственник квартиры из спорного дома или наниматель.

Параллельно необходимо подать жалоб в прокуратуру. Целью жалобы является привлечение к ответственности должностных лиц, которые нарушают право граждан на безопасное жилье.

Одним из актуальных видов доказательства является результат экспертизы. Специалист оценит степень износа и выдаст соответствующее заключение.

Оформление договора на переселение

Очередность на переселение необходимо отслеживать самостоятельно. В 2021 году сведения находятся в свободном доступе на сайте Реформа ЖКХ.

На сайте необходимо найти свой регион и перейти по ссылке. После чего нужно выбрать район проживания. После чего становится доступным список аварийных домов района с указанием контрактов на переселение.

Получение нового жилья

С 2019 года изменен порядок получения нового жилья. Однако граждане, которые не получили квартиру при постановке на учет до 01.01.2017 имеет право на обеспечение жильем по старому законодательству.

Для нанимателя

Новый закон не слишком изменил положение граждан, использовавших квартиру по договору социального найма. Как и прежде, наниматель имеет право на аналогичное по площади жилье.

В случае если семья нуждается в увеличении площади, то необходимо предварительно встать на учет, как семья, нуждающаяся в улучшении условий проживания.

Как и раньше, наниматель обязан ежемесячно оплачивать арендную плату за квартиру, если у него отсутствуют льготы.

Для собственника

По-старому законодательно владелец аварийной квартиры имеет право на получение на безвозмездной основе жилого помещения. Квартира должна быть полностью благоустроенной (иметь водоснабжение, канализацию, центральное отопление).

Важно! Требования к благоустройству актуальны, если в населенном пункте есть система центрального обеспечения коммунальными услугами.

Условия старой программы переселения:

  1. Обязательным условием является соответствие площади аварийной и новой квартиры. Владелец имеет право на получение жилья равнозначной площади.
  2. В случае если подходящая квартира имеет большую площадь, то собственник обязан доплатить разницу.
  3. Обеспечение новым жильем по программе переселения не является программой по улучшению жилищных условий. Поэтому требовать больше комнат или площади можно только за дополнительную плату.
  4. В случае отказа от получения жилья гражданин имеет право на компенсацию. Она рассчитывается исходя из остаточной стоимости жилья и переводится на личный счет собственника.
  5. Если квартира принадлежит нескольким владельцам на праве долевой собственности, то компенсация перечисляется на их личные счета, в соответствии с их долями в праве собственности.

Рассмотрим, как расселяют владельцев аварийных домов в соответствии с реформой жкх.

Реформа значительно изменила порядок получения жилья собственниками:

  1. Собственник имеет право на получение жилья.
  2. Его аварийная квартира оценивается из расчета остаточной стоимости.
  3. Эта сумма отнимается от стоимости новой квартиры
  4. Остаток он обязан доплатить самостоятельно.

Если у владельца отсутствуют денежные средства на доплату, то он получает компенсация перечислением на счет. А жилье получает по договору социального найма.

Закон устанавливает перечень граждан, которые не должны будут оплачивать арендную плату за социальный наем:

  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • многодетные семьи.

Остальные категории граждан обязаны выплачивать ежемесячную плату из расчета среднерыночной арендной платы по району. В случае неуплаты в течение 6 месяцев, жильцы могут быть выселены принудительно.

Важно! Если владелец имеет в собственности другое жилое помещение, то он не имеет права на получение новой квартиры. Такие граждане получат денежную компенсацию по остаточной стоимости жилья.

Какие документы нужны?

Для признания дома аварийным необходимо подготовить и представить в уполномоченный орган следующие документы:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • заявление о признании дома аварийным;
  • правоустанавливающий документ на жилье (договор купли-продажи, акт о приватизации, свидетельство о правах на наследство);
  • правоподтверждающий документ (выписка из ЕГРН);
  • кадастровый паспорт;
  • поэтажный план;
  • заключение экспертизы, которое подтвердило аварийность жилья;
  • жалобы жильцов на плохое техническое состояние дома и его коммуникаций;
  • проект реконструкции (если квартира была переделана в жилую из нежилого помещения).

Срок рассмотрения заявление не должен превышать 30 дней. Ответ предоставляется заявителю в письменной форме. В случае положительного решения дом подлежит включению в программу переселения.

Судебная практика

Зачастую владельцы аварийного жилья и органы местного самоуправления не могут прийти к общему решению. В таком случае права граждан защитит суд.

Инициировать процесс может только гражданин, права которого нарушены. Однако самостоятельные действия редко приводят к положительному результату. Так как против граждан будут выступать квалифицированные юристы местной администрации, целесообразно озаботится получением юридической помощи.

Получить предварительную консультацию вы можете на нашем сайте. Однако юрист понадобится и для подготовки документов и иска.

Сложно предсказать результат судебного решения по переселению из аварийного дома. Так как программы переселения различаются во всех 82 субъектах, подход к данному вопросу разный.

Пример. Жительница Якутска обратилась в суд с требованием предоставить равнозначное жилье в собственность взамен аварийного. Однако местная администрация приняла решение выдать денежную компенсацию. Представитель органа местного самоуправления пояснил, что сроки расселения уже прошли, а женщина отказалась от предложенного жилья.

Но квартира была меньше площадью, имела угловое расположение. Также сомнение имело санитарное состояние – на стенах была плесень. Суды 1 и апелляционной инстанции приняли решение в пользу местной администрации. Но Верховный суд защитил интересы заявительницы. Квартира не была признана равнозначной.

Поэтому решение администрации о выплате компенсации было оспорено.

Читайте также:  7 способов использовать подоконник в маленькой квартире

Кроме того, нельзя не упомянуть скандал, разразившийся в Казани.

Пример. По нормам регионального законодательства установлен договорной порядок выкупа жилья у собственника. Это означает, что стоимость кв.м. устанавливается в индивидуальном порядке.

Пользуясь должностными полномочиями, чиновники установили выкупную цену за дом, общей площадью 50 кв.м., расположенный в центре города, в размере 200 000 р. Собственник обратился в суд и оспорил принятое решение.

В настоящее время вопрос оценки аварийного жилья находится на контроле у надзорных органов.

Регионы получат новые полномочия для расселения ветхих домов

Подход к расселению из аварийных домов с 2019 года значительно изменился. Однако необходимо различать, когда используются нормы старого законодательства.

Если вы поставлены в очередь на расселение, то за вами сохраняется право на получение жилья по старым законам. В случае нарушения прав не нужно бояться обратиться в суд.

Юристы нашего сайта проведут для вас консультацию по вопросам переселения из аварийного жилья. Опишите проблему дежурному юристу и получите помощь.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

Сохраните ссылку или поделитесь с друзьями

Расселение из аварийного жилья в 2021 году: правила, сроки

Признанные аварийными дома не только имеют эстетически не привлекательный вид, но и создают реальную угрозу для жизни проживающих в них граждан.

Расселение из аварийного жилья при поддержке государства призвано решить эту проблему, однако закон предусматривает такую возможность лишь для жильцов многоквартирных домов.

Какое жилье может быть признано ветхим и аварийным и в каком порядке происходит переселение его жителей вы узнаете из нашей статьи.

Порядок и правила переселения из ветхого и аварийного жилья

Расселение граждан из ветхого и аварийного жилья регулируются Жилищным кодексом РФ, а также постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Программа расселения из аварийных домов утверждается в каждом субъекте РФ, которая предусматривает точный алгоритм расселения для региона.

Ветхим жилье признается при износе деревянных строений более 65 %, и более 70 % для кирпичных зданий. Несущие конструкции ветхого жилья не несут опасности для проживающих в нем граждан. Ветхое жилье может подлежать капитальному ремонту, а жильцы расселены временно на период его проведения.

В аварийных жилых помещениях основные конструкции имеют износ свыше 70 %, а также возможные повреждения, что создают угрозу для жильцов дома. Такие дома подлежат расселению и сносу.

Чтобы жильцы могли претендовать на расселение и предоставление им другой жилплощади необходимо соблюсти общий порядок действий:

  • признание дома аварийным на основании акта межведомственной комиссии, созданной в каждом муниципальном образовании, а также акта органа местного самоуправления (постановления, распоряжения, приказа);
  • определение сроков расселения и их утверждение муниципальной программой (зависит от очередности включения дома в реестр расселения);
  • заключение собственником или нанимателем договора с муниципальными органами власти;
  • получение другого жилого помещения в порядке очередности или денежной компенсации.

Справка! При расселении из аварийного жилья площадь предоставляемого жилого помещения должна соответствовать площади прежнего жилья.

Для расселения жильцам необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт жильца;
  • заявление о расселении по программе;
  • договор социального найма (для нанимателей жилых помещений);
  • свидетельство о праве собственности, выписку из ЕГРН, договор купли-продажи или иные правоустанавливающие документы (для собственников жилых помещений);
  • справка о зарегистрированных на жилплощади лицах;
  • документы, подтверждающие согласие на переселение заинтересованных лиц, которыми могут являться, например, органы опеки и попечительства, кредиторы, имеющие притязания на жилое помещение.
  • программа реабилитация инвалидов, подтверждающая необходимость создания для них специализированных условий проживания.

Очередность расселения жилых домов собственники и наниматели должны отслеживать сами с помощью сайта Реформа ЖКХ, где свободно можно ознакомиться со списками домов, подлежащих расселению и установленными сроками.

Учитывая внесенные в законодательство изменения при расселении граждан в 2021 году действуют правила:

  • предоставляемое жилое помещение должно соответствовать по размеру площади предыдущему жилью;
  • условия проживания с новом жилом помещении не должны быть хуже;
  • первоочередное право на переселение у граждан, не имеющих иных жилых помещений для проживания;
  • гражданин вправе выбрать район проживания;
  • возможность переселения собственников с доплатой за новое жилое помещение;
  • выплата денежной компенсации жильцам, имеющим иное жилое помещение.

Жильцы домов, которые были признаны аварийными до октября 2018 года вправе претендовать на обеспечение жильем безвозмездно, исходя из ранее действующих правил.

Признание дома аварийным

Инициировать процесс признания жилого дома аварийным праве собственники или наниматели квартир. Для этого им необходимо обратиться в орган местного самоуправления с письменным заявлением о признании объекта аварийным. Более весомым будет коллективное обращение жильцов дома.

Так, признание объекта недвижимости аварийным осуществляется в следующем порядке:

  1. Сбор документов, подтверждающее техническое состояние жилого дома;
  2. Подготовка заявления в орган местного самоуправления;
  3. Осмотр объекта членами межведомственной комиссии, в которую входят специалисты жилищного, архитектурного отделов, а также отделов управления коммунальным хозяйством и благоустройства.
  4. Составление акта обследования жилого помещения.
  5. Издание муниципального акта, содержащего положительное либо отрицательное решение.

Отказ в признании объекта недвижимости аварийным заявители вправе оспорить в судебном порядке, либо обратиться в органы прокуратуры с целью проверки законности должностных лиц муниципального органа власти.

К заявлению о признании дома аварийным заявителям необходимо приобщить документы:

  • паспорт;
  • правоустанавливающий документ на жилое помещение;
  • выписка из ЕГРН;
  • техническая документация;
  • экспертное заключение;
  • письменное подтверждение от жильцов, содержащее жалобы на техническое состояние объекта недвижимости.

По общему правилу рассмотрения обращений граждан заявление о признании жилья аварийным должно быть рассмотрено в течение 30 дней и в адрес заявителя направлен письменный ответ о принятом решении. Если просьба заявителя удовлетворена, то дом будет внесен в региональную программу переселения.

Получение нового жилья

Если решением межведомственной комиссии жилой дом признается аварийным, то жильцы уведомляются об этом решении. Порядок получения нового жилья будет напрямую зависеть от оснований проживания граждан в жилых помещениях.

Для собственников жилых помещений предусмотрено больше возможностей при расселении домов. Им дается право выбора между получением другого жилого помещения и денежной компенсацией. Наниматели жилых помещений ограничены единственным способом переселения. Рассмотрим различия при получении нового жилья более подробно.

Для нанимателя

Для граждан, являющихся нанимателями жилых помещений на основании договоров социального найма порядок расселения из аварийного дома не изменился.

Как и прежде он вправе получить жилое помещение равнозначное по площади имеющемуся.

Однако если семья нанимателя в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, то при расселении учитывается норма предоставления на каждого члена семьи, установленная в регионе ее проживания.

Кроме того, жилье обязательно должно быть благоустроенным и находится в границах населенного пункта его проживания. Исключение могут составлять случаи, когда сам наниматель дал согласие на предоставление ему жилья в другом месте.

Если предоставляемая жилплощадь не соответствует требованиям благоустройства, применимым к конкретному населенному пункту, соотношения площади или по объективным причинам ухудшает условия проживания семьи, наниматель вправе отказаться от такой квартиры. Органы власти в этом случаи должны предложить иной вариант расселения.

Для собственника

В отношении собственников жилых помещений в аварийном доме порядок их расселения претерпел определенные изменения. Неизменными остались требования к благоустройству новой квартиры.

Так, новый порядок основывается на том, что квартира в доме, признанном аварийным, оценивается исходя из остаточной стоимости, и полученная сумма вычитается из стоимости нового жилья.

Разницу в цене собственник должен доплатить.

Если же собственники квартиры не имеют возможности произвести доплату, то им выплачивается компенсация. Квартира в этом случае предоставляется на основании договора социального найма. Однако при этом он должен будет ежемесячно оплачивать арендную плату.

Внимание! Для владельцев квартир, имеющих в собственности иные жилые помещения, законом предусмотрена только выплата денежной компенсации в соответствии с ее остаточной стоимостью.

Судебная практика

Если гражданин не согласен с размером назначенной ему компенсации или при решении вопроса переселения у него с органами власти возникли иные разногласия, он может обратиться в суд за защитой своих прав. Но при этом должен иметь место факт нарушения прав владельца.

Зачастую в суд обращаются граждане, которым администрацией предлагается жилье меньшей площади, в неудовлетворительном санитарном состоянии, а также имеющее недостатки, в силу которых новая квартира не может быть признана равнозначной прежней.

Нередко должностные лица местных органов власти допускают злоупотребления при оценке стоимости аварийных квартир, чем нарушают законные права граждан. В связи с чем контроль осуществления оценки взяли на себя надзорные органы.

Заключение

Подведем итоги вышесказанному:

  1. Расселение из аварийного жилья граждан возможно лишь после официального признания многоквартирного дома аварийным.
  2. Полномочиями по признанию жилья аварийным наделены местные органы власти.
  3. Наниматели квартир по договору социального найма получают новое жилье на основании аналогичного договора.
  4. Собственники жилых помещений вправе получить квартиру, выплатив разницу в ее стоимости либо заключить договор социального найма с получением компенсации.

Не всегда процесс переселения из аварийного дома проходит гладко. Бывает случаи, когда собственник квартиры вынужден обратиться в суд.

Читайте также:  Программа создания комфортной городской среды затронет 72 региона

При этом стоит учитывать, что интересы администрации будет представлять юрист, имеющий достаточный опыт в таких делах.

Поэтому при составлении документов и перед обращением в суд рекомендуем заручиться поддержкой специалиста. Все интересующие вопросы вы можете задать нашим специалистам прямо сейчас.

Госдума ускоряет расселение ветхого и аварийного жилья

Москва, 27 октября 2020, 12:35 — REGNUM Госдума в первом чтении приняла законопроект, призванный ускорить расселение ветхого и аварийного жилья, передает корреспондент ИА REGNUM 27 октября.

Поправками в закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» обеспечиваются дополнительные возможности ускоренного финансирования программ переселения.

В частности, вносятся изменения, уточняющие, что правительство РФ устанавливает порядок определения минимального размера этапа программы, и что эти требования распространяются не только на этап текущего года, но и в том числе на этапы будущих лет, а также уточняется понятие «этап региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда». В законопроекте предусмотрено, что этапом программы является её часть, соответствующая размеру увеличения, рассчитанного для региона лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году, начиная с 2019 года и по 2024 год включительно.

В случае досрочного завершения субъектом РФ расселения аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, регион вправе подать заявку на предоставление финансовой поддержки в пределах остатка неиспользованного лимита для целей реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года.

Кроме того, законопроектом вносятся изменения, предусматривающие снятие ограничений на использование регионами и муниципальными образованиями средств бюджетов субъекта РФ и местного бюджета, полученных за счет иных источников, нежели средства фонда.

«Законопроектом расширяются возможности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Он сможет привлекать кредитные и иные заемные средства и направлять их на поддержку регионов для ускоренной реализации программ расселения аварийного жилья.

Кроме того, Фонд сможет оказывать финансовую помощь субъектам РФ сверх установленного лимита», — цитирует спикера Госдумы Вячеслава Володина пресс-служба нижней палаты парламента.

Законопроектом также предусмотрена возможность предоставления земельных участков, на которых ранее размещались многоквартирные дома, расселенные за счет средств финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, под индивидуальное строительство, в собственность бесплатно в населенных пунктах с населением не выше 30 тыс. человек.

Кроме того, законопроектом исключаются положения о полностью реализованных региональных адресных программах по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, предоставление финансовой 6 поддержки за счет средств фонда на реализацию которых осуществлялось до 31 декабря 2013 года, в том числе полномочия фонда по их мониторингу и мерах реагирования на выявленные нарушения.

Инициатива будет доработана ко второму чтению. Сомнения у парламентариев вызвала, в частности, норма о кредитовании на цели инициативы, что может разрушить рынок жилья в регионах.

Читайте ранее в этом сюжете: Законопроект, ускоряющий расселение аварийного жилья, внесен в Госдуму

Читайте развитие сюжета: В Самаре из аварийного жилья до конца 2021 года намерены отселить 465 семей

О правоприменительной практике регулирования вопросов переселения граждан из аварийного жилья, или как в 2016 году мы нашли выход из замкнутого круга

Относительно недавно в 2012 году на территории Российской Федерации всерьез озадачились вопросом аварийного жилья. Благое дело, учитывая общее состояние и амортизацию жилищного фонда, как по отдельным регионам, так и вцелом по стране. Но, как всегда, что-то пошло не так…

  • Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» поставлена задача ликвидации до 01 сентября 2017 года жилого фонда, признанного аварийным до 01 января 2012 года.
  • Переселение из аварийного жилищного фонда осуществлялось в рамках реализации государственной программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, которые утверждались отдельно на территории каждого субъекта Российской Федерации (например, постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2013 года № 295-П) на условиях софинансирования Государственной корпорацией – «Фонд содействия реформированию ЖКХ».
  • Объем аварийного жилищного фонда, который подлежал ликвидации на территории муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов и сельских поселений) был колоссальным и исчислялся миллионами квадратных метров.
  • Реализаций утвержденных программ происходила путем приобретения в муниципальную собственность жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также путем предоставления возмещения за изымаемое жилое помещение собственникам, проживающим в аварийном жилищном фонде.
  • В ходе реализации данных программ было установлено, что действующее законодательство Российской Федерации содержит ряд неурегулированных вопросов, которые не позволяют обеспечить реализацию Программ в части, касающейся ее исполнения органами местного самоуправления муниципальных районов.
  • Проблемы, возникающие в правоприменительной практике жилищного законодательства в связи с реализацией Программ, сводятся к тому, что при переселении граждан в приобретаемые жилые помещения для переселения из аварийного жилья, проживающим в жилых помещениях на основании договоров социального найма, органы местного самоуправления сталкиваются с отсутствием полномочий по исполнению возложенных на них Программой задач.
  • В частности, к таким проблемам относятся следующие:

1. Приобретаемые муниципальными районами жилые помещения для переселения граждан из аварийного жилья не могут быть предоставлены гражданам, проживающим в помещениях на основании договоров социального найма, поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов не наделены федеральным законодательством полномочиями по заключению с гражданами договоров социального найма.

Данная проблема возникла исходя из содержания статей 57, 86 Жилищного кодекса РФ и статей 14 – 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статьей 86 Жилищного кодекса РФ установлено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Однако решения о сносе аварийных домов принимаются органами местного самоуправления сельских поселений в составе муниципального района, а не органами местного самоуправления муниципального района.

Кроме того, заключение договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования входит в компетенцию органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов и не относится к вопросам местного значения муниципальных районов (пункт 13 части 1 статьи 14.1 и пункт 14 части 1 статьи 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ).

В связи с этим возникла ситуация, при которой органы местного самоуправления муниципальных районов в рамках реализации Программы имеют право только на приобретение жилых помещений, предназначенных для переселения граждан, но не более того.

Необходимые для исполнения задач Программ действия, связанные с предоставлением жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из аварийного жилья по договорам социального найма, муниципальные районы осуществлять не вправе исходя из положений действующего жилищного законодательства.

Такая проблема не возникает у органов местного самоуправления городских округов, поскольку вопрос о сносе аварийных домов, как и вопрос о предоставлении жилых помещений гражданам по договорам социального найма, решается в рамках закрепленной за такими публично-правовыми образованиями компетенцией.

2. Муниципальные образования сельских поселений, входящие в состав соответствующего муниципального района, не могут предоставить помещения гражданам, подлежащим переселению из аварийного жилья, проживавшим на основании договоров социального найма, поскольку поселения не вправе заключать договоры социального найма в отношении имущества, принадлежащего муниципальным районам.

Такая проблема возникла в связи с тем, что сельские поселения не фигурируют в качестве участников реализации Программы и соответствующие объемы бюджетных ассигнований до них не доводятся. Как следствие, приобретение необходимого количества жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

Для решения этой проблемы прорабатывался вопрос о передаче приобретаемых жилых помещений в сельские поселения из муниципального района, однако их передача в собственность сельских поселений занимает очень большое количество времени (более полугода, а иногда и несколько лет) в рамках процедуры о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальными образованиями. Как мы знаем, подобная передача имущества осуществляется только через органы государственной власти субъекта, что не позволяет обеспечить исполнение сроков и планируемых показателей Программ.

Рассматривался вопрос и о возможности передачи сельскими поселениями полномочий муниципальному району по заключению договоров социального найма с переселяемыми из аварийного жилищного фонда гражданами. Однако при детальном изучении вопроса было установлено, что такая передача полномочий будет являться незаконной.

Это связано с тем, что, во-первых, заключение договоров социального найма не относится к вопросам местного значения, а является правом органов местного самоуправления сельских поселений на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, и передача такого права будет противоречить части 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ.

Во-вторых, договор социального найма заключается только между собственником жилого помещения муниципального жилищного фонда и гражданином (нанимателем) жилого помещения (статья 60 Жилищного кодекса РФ), а поскольку предназначенные для переселения помещения приобретаются в собственность муниципального района, сельские поселения не вправе выступать в качестве наймодателя по таким договорам социального найма.

Сложившаяся ситуация вызывала в своё время серьезную озабоченность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, поскольку без оперативного решения обозначенных проблем возникли риски срыва не только сроков реализации Программы по переселению, но и исполнения субъектом Указа Президента Российской Федерации в целом.

Читайте также:  Спрос на элитные апартаменты в новостройках Москвы вырос в 6 раз за 2 года

Обозначенные проблемы имели стихийный характер на территории всего автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных районов на тот момент не имели единого подхода и инструментов для разрешения подобных вопросов.

Содержание показателей Программ и ее положения четко определяют цели и задачи по достижению этих целей, однако сам механизм реализации Программы фактически отсутствует. Законодатель, принимая подобную программу, не предоставил для ее реализации абсолютно никаких юридических инструментов.

  1. Какое же решение было найдено в итоге?
  2. В итоге с одобрения органов власти субъекта, муниципалитетам было разрешено для целей реализации Программы, осуществлять передачу жилищного фонда, приобретенного по Программе переселения, в рамках заключенных соглашений между муниципальным районом и муниципальным поселением.
  3. В связи с этим в региональное соглашение о предоставлении субсидий из бюджета субъекта на реализацию Программы, были внесены изменения, которые предусматривали возможность муниципальных районов осуществлять расходование субсидий  при наличии соглашений, заключенных между органами местного самоуправления сельских поселений и муниципального района о передаче части своих полномочий, а также об осуществлении передачи приобретенных в рамках соглашения жилых помещений в собственность сельских поселений.

Вопрос был закрыт только в 2016 году. До этого, в течение чуть менее 4 лет, муниципальные районы по всей стране были вынуждены идти на откровенные нарушения законодательства в целях исполнения указов.

Яркий пример несогласованности действий разных ветвей власти, не проработанность вопроса, которая в целом чуть не повлекла к срыву программы. Отрадно, что мне довелось лично поучаствовать в разрешении данной ситуации.

Очень жаль, что об этом никто и нигде ни разу не написал.

Подобная практика наглядно демонстрирует все недоработки системы управления и механизма правового регулирования как на уровне межведомственного взаимодействия, так и в целом по вопросам реализации государственной политики на местах.

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о новых механизмах расселения аварийных домов

27 декабря 2019 года Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда».

Федеральный закон от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ принят Государственной Думой 18 декабря 2019 года, и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации и уже вступил в силу.

Данным федеральным законом предусматривается внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, уточняющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Поправки, внесенные в Жилищный Кодекс и 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в совокупности направлены на совершенствование правовых механизмов обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, и на достижение целей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Закон сохраняет все существующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда. Как и прежде, наниматели жилья при переселении из муниципального аварийного фонда будут получать новые квартиры по принципу «метр в метр».

  • Что касается собственников аварийного жилья, то закон теперь уточняет, что в размер возмещения за изымаемое у них жилое помещение должна включаться рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
  • Кроме того, принятые поправки в закон дают региональным органам власти право выбрать дополнительные меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.
  • Так, средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ, теперь могут быть использованы для возмещения собственникам аварийного жилья части расходов на уплату процентов по ипотеке в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Кроме того, субъектом РФ может быть принято решение о предоставлении собственникам аварийного жилья субсидии на возмещение им части затрат на приобретение другого жилого помещения.

При этом субсидии на их приобретение (строительство) могут предоставляться в размере, не превышающем разницу между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением.

Еще одной мерой поддержки может быть предоставление жилья в наемных домах.

Однако воспользоваться такими мерами социальной поддержки смогут лишь граждане, у которых квартира в аварийном доме является единственным зарегистрированным жильем.

Граждане, у которых в собственности есть иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, либо занимаемые ими на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в процессе расселения аварийных домов смогут получить лишь выкупную стоимость за помещение, находящееся в их собственности.

Кроме того, в целях исключения злоупотреблений и необоснованного получения государственной поддержки, закон предусматривает, что другое жилье, взамен непригодного для проживания, не предоставляется гражданам, приобретшим право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (кроме граждан, приобретших такое право в результате наследования). Таким гражданам выплачивается лишь возмещение за аварийное жилье, причем в размере, не превышающем стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

Законом расширен перечень возможных направлений использования средств финансовой поддержки, предоставляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектам Российской Федерации на реализацию программ переселения.

Средства Фонда ЖКХ могут быть направлены субъектом РФ на создание маневренного жилого фонда.

При этом жильцам аварийных домов, проживание в которых создает угрозу жизни людей, региональные или муниципальные власти, согласно поправкам, теперь обязаны предоставить временное жилье из маневренного фонда на срок до двух лет.

До окончания этого срока власти должны обеспечить граждан новым жильем, выплатить им денежное возмещение за изымаемое жилое помещение в аварийном доме.

Средства Фонда могут расходоваться на приобретение для переселяемых граждан жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в тех, строительство которых не завершено, а также в домах блокированной застройки.

Данная норма действовала и раньше, однако, законом уточнено, что данные помещения могут предоставляться гражданам в собственность (по договору мены), по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору найма жилого помещения маневренного фонда.

Таким образом, новые нормы расселения аварийного жилого фонда позволяют предложить людям максимально гибкий набор мер государственной поддержки.

Законом предусмотрен мотивационный механизм для привлечения инвесторов в проекты развития застроенных территорий.

Речь идет о предоставлении субсидии для тех застройщиков, которые заключат с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий, или договоры о комплексном развитии территорий, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по приобретению для переселяемых граждан жилых помещений или выплату им возмещения.

Эта субсидия будет предоставляться по мере исполнения застройщиками своих обязательств, и не может превышать 25% нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

Закон теперь также защищает инвестиционно-привлекательные земельные участки от коммерческого использования. Поправками закрепляется принцип целевого использования территорий из-под расселяемых аварийных домов.

На освободившихся земельных участках допускается размещение исключительно объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управлении, обустройство мест для занятий спортом, физкультурой, пешими прогулками, парков, садов, скверов, размещение жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет бюджетных средств. Данное условие не распространяется на те участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких домов осуществлялось в рамках реализации договора о развитии застроенной территории и (или) договора о комплексном развитии территории.

В случае нарушения этого условия, предоставленная финансовая поддержка Фонда ЖКХ подлежит возврату в размере средств, полученных субъектом Российской Федерации, и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение данного условия.

Помимо этого, уточняются порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на проведение капитального ремонта и на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, порядок возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств госкорпорации, устанавливаются особенности предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года.

Напомним, к разработке законопроекта Минстрой России и Фонд ЖКХ приступили летом 2018 года. За прошедшее время была проведена работа по анализу программ расселения аварийного жилья, осуществлявшихся в последние 10 лет. Он показал, что в этой области регионами и Фондом ЖКХ был накоплен большой практический опыт, который и был использован при разработке положений закона.

— За субъектами РФ остается право самостоятельно выбрать меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.

Средства федерального бюджета могут быть использованы для субсидирования льготной ипотеки, создания маневренного жилого фонда.

Кроме того, поправки позволят нам активнее привлекать бизнес для решения задач по расселению аварийных домов, формируя в наших городах комфортные условия для жизни, — подчеркнул глава Минстроя России Владимир Якушев.

Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *