Регионы не смогут поднимать тарифы ЖКХ выше установленной отметки

Во втором полугодии 2020 г. жителей Красноярского края ждет очередное повышение тарифов на электричество – растут они из года в год вместе с инфляцией.

Рассчитанные по новому тарифу квитанции население региона получит уже в августе.

Регионы не смогут поднимать тарифы ЖКХ выше установленной отметки

Для большинства потребителей киловатт электроэнергии в пределах «нормы потребления» подорожает на 9 коп., а сверх нее – на 15 коп.

Для тех же, кто имеет дома газовую плиту, рост окажется еще более существенным – 13 коп. в пределах «нормы потребления» и 21 коп. сверх нее соответственно.

Такое положение дел закреплено в федеральном законодательстве – при формировании тарифов на электроэнергию для жителей, чьи дома не были газифицированы, применяются понижающий коэффициент.

Объясняется это тем, что владельцы электроплит вынуждены потреблять больший объем электричества на приготовление пищи и отопление – такая практика применяется еще с советских времен.

Так или иначе, повышение ждет и тех и других.

Кто и как устанавливает тарифы для населения?

Количество потребляемой энергии измеряется в киловатт-часах. 1 кВт*ч – это количество энергии, которую потребляет устройство мощностью 1 кВт (1000 Вт) за час. К примеру, бойлер мощностью в 3500 Вт за час работы расходует 3,5кВт*ч, а за два – 7кВт*ч.

Стоимость 1 кВт*ч называется тарифом – у нас его утверждением занимается Министерство тарифной политики Красноярского края.

При этом цены на электроэнергию для юридических лиц являются «нерегулируемыми», то есть государство здесь устанавливает только нижнюю и верхнюю допустимую планку, а сама стоимость зависит от так называемого гарантирующего поставщика электроэнергии – коммерческой организации.

К примеру, в нашем регионе самыми большими «гарантирующими поставщиками» являются энергетическая компания «Россети Сибирь» (МРСК «Сибири») и «Красноярскэнергосбыт» – они самостоятельно устанавливают точные тарифы для бизнеса в регионе.

Регионы не смогут поднимать тарифы ЖКХ выше установленной отметки

Конечно, при установлении тарифов поставщики услуг не могут руководствоваться исключительно корыстными интересами – процесс так или иначе регулируется государством, да и антимонопольная служба была создана не просто так.

Самый высокий тариф у мелких частников – они платят от 6 руб. и выше за 1кВт*ч. Что, кстати, несомненно является одним из факторов, усугубляющих и без того трудное положение малого бизнеса.

Затем идут средние предприятия, большие и крупные, то есть цена напрямую зависит от уровня мощности (величины необходимой предприятию электроэнергии) – чем он выше, тем меньше платят предприятия за 1кВт*ч, так сказать, оптовая закупка.

Тарифы на электроэнергию в Красноярском крае нельзя назвать одними из самых высоких, они скорее средние. Но жителям региона от этого не легче, ведь в крае находятся сразу две ГЭС: Красноярская и Богучанская – они являются крупнейшими подобными сооружениями в России и входят в десятку самых больших во всем мире.

Регионы не смогут поднимать тарифы ЖКХ выше установленной отметки

При их строительстве еще во время Советского Союза людям обещали дать практически бесплатную энергию, но в итоге никаких особых «плюсов» от наличия громадных гидросооружений жители Красноярского края не ощущают. А скорее даже «минусы» в виде затопления огромных территорий и нарушения биологического баланса реки (нерест рыб, вымирание некоторых обитателей, развитие вредной флоры).

«Те обещания, которые были в 60-е годы, за них спрашивать было бы справедливо в 60-е годы. Потому что тех, кто обещал, сейчас нет. Собственником ГЭС было государство, причем другое государство – все было другое.

Владельцы электростанций хотят делать так, чтобы денег получить больше – чужое горе их не волнует. Это суровый закон рынка.

Если бы государство создало такие правовые механизмы, чтобы собственники таких электростанций, как Красноярская ГЭС обязаны были бы, например, продавать электричество для местного населения по особым ценам, потому что это местное население здесь как минимум живет и рискует из-за присутствия этой ГЭС, то тогда мы бы имели соответствующий уровень цен. Это вопрос к государству, значит ему так удобно», – отмечает адвокат, кандидат юридических наук Артем Карданец.

Регионы не смогут поднимать тарифы ЖКХ выше установленной отметки

К тому же большое неудобство приносит незамерзающая полынья ниже Красноярской ГЭС. Планировалось, что ее протяженность будет не более 30-40 км, но на деле оказалось около 300 км, и теперь даже в 40-градусные морозы вода в Енисее не замерзает. Как результат – в безветренную погоду Красноярск накрывает большим облаком водяного пара.

Депутат красноярского Горсовета Константин Сенченко отмечает, что постоянное повышение тарифов на электроэнергию напрямую связано и с другой большой бедой Красноярска – «черным небом», поскольку из-за высокой цены электричества частный сектор делает выбор в пользу гораздо более дешевого источника энергии – угля.

«Из-за того, что сегодня у нас очень дорогое электричество, частный сектор вынужден топиться углем и наряду с промышленными предприятиями загрязнять воздух. Пока мы не сделаем тарифы нормальными, экономически выгодными, чтобы люди переходили с угля на чистую энергию, это будет продолжаться.

Ситуация, когда нам в условиях экономического кризиса снова поднимают тарифы на электричество, конечно, уже выходит за все рамки. У нас была очень теплая зима – спрос на электричество падает и по логике должны и тарифы падать, но у нас все как обычно.

Население и так сейчас практически загнано пандемией в угол, а мы видим очередное повышение», – говорит Константин Сенченко.

Вопрос – «Почему власти не могут сделать дешевое электричество для отопления?» – задавался еще во время визита главы Росприроднадзора Светланы Радионовой в Красноярск. Федеральная чиновница тогда заявила, что у нее «нет готового рецепта перевода Красноярск на электрическое отопление», однако пообещала его проработать в будущем.

Получается, что географическая близость ГЭС практически не влияет на стоимость электричества для жителей и предприятий – влияет политика министерства тарифной политики. Вопрос только в том, почему она такова.

«Конечно же, у них была такая возможность – не делать этого. Потому что увеличение тарифов на энергоресурсы относится к компетенции краевого правительства. Если есть некая периодичность для пересмотра тарифов, это не значит, что их обязательно нужно увеличить – их можно и понизить.

Если бы правительство края снизило тариф на электроэнергию, как раз следуя в ногу с президентом и правительством России, поддерживая людей, вот тогда это решением можно было бы оценить положительно, это был бы хороший шаг к разрешению всей этой неблагополучной экономической и эпидемиологической картины, которая сложилась в Красноярском крае, но у нас все наоборот», – считает адвокат, кандидат юридических наук Артем Карданец.

Регионы не смогут поднимать тарифы ЖКХ выше установленной отметки

Увеличение тарифа – это не просто изменение цифр в платежке в большую сторону, это гораздо более большие изменения, влияющие на всю экономику.

Поскольку электричество – один из самых важных, если не сказать, что самый важный ресурс на сегодняшний день.

Повышение платы за него «бьет» по кошелькам населения с двух сторон, поскольку, помимо увеличения в квитанциях, вырастут цены на товары и услуги, которые производят предприниматели, потребляющие эту же энергию – круг замкнутый.

«ТВК Красноярск» направили запрос в Министерство тарифной политики края с целью выяснить, какие факторы повлияли на повышения тарифа – почему это пришлось сделать в очередной раз? Однако ответа пока не поступило.

Как изменятся тарифы на ЖКХ в 2020 году

Как изменятся тарифы на ЖКХ в 2020 году. Правительство установило для регионов пределы, выше которых плата за коммунальные услуги в следующем году подняться не сможет.

Регионы не смогут поднимать тарифы ЖКХ выше установленной отметкиКак изменятся тарифы на ЖКХ в 2020 году

Рост цен не превысит инфляцию — она, согласно прогнозу социально-экономического развития, на котором основывается проект бюджета, принятый Госдумой в первом чтении, будет не больше четырех процентов.

«Парламентская газета» разобралась, как рассчитывается индекс изменения размера платы за ЖКХ и сколько будут платить за «коммуналку» в конкретных регионах.

Равнение — на середину

Распоряжение кабинета министра, которое устанавливает на 2020 год предельные индексы изменения размера платы за ЖКХ в субъектах Федерации, было опубликовано 31 октября. Из документа следует, что в первом полугодии тарифы останутся на прежнем уровне, а во втором — немного подрастут.

Индексы роста тарифов в регионах определяет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

При расчётах она учитывает прогноз социально-экономического развития страны на будущий год, а также предложения субъектов.

Основная величина, которую принимает во внимание кабинет министров при установлении предельных индексов — это инфляция, пояснил «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов.

«Индекс совокупного платежа не может превышать темпы инфляции. Сейчас она в среднем по России — 4 процента, и индекс в среднем по стране равен 4 процентам», — уточнил он.

Но, в регионах индексы могут быть ниже или выше этого значения, добавил депутат.

Как следует из распоряжения Правительства, больше всего увеличатся расходы на коммуналку

  • у жителей Чечни — до 6,5 процента.
  • Самый низкий индекс в Ненецком АО — 2,4 процента.
  • В Москве тарифы вырастут не более чем на 5 процентов,
  • в Петербурге — до 3,8 процента.

Индекс, установленный федеральным Центром — это верхняя планка, выше которой общий счёт за коммуналку в регионе подняться не может, подчеркнул Пахомов. А уже внутри этого совокупного платежа все тарифы растут по-разному.

«Уже регион принимает решение, на сколько процентов поднимать тариф на воду, на тепло и так далее. При этом власти субъекта устанавливают разные индексы для каждого муниципалитета, условно говоря, для каждой котельной. Ведь у кого-то есть инвестиционная составляющая, а кто-то не вкладывает деньги — тут очень много нюансов», — отметил депутат.

Читайте также:  В Москве 1-комнатные квартиры на вторичке подешевели на 10% за год

Цены растут, как всегда

В 2019 году, в связи с повышением НДС, тарифы повышали в два этапа (дабы это не было сильно накладно для граждан). Если же сравнивать общий порог 2019 года с планируемым ростом тарифов на 2020-й, то в большинстве регионов цены на коммуналку должны подрасти примерно в тех же пропорциях.

Самые стабильные в этом плане — Архангельская и Новосибирская области:

  • в 2019 году тарифы в них поднялись на 4% и 4,9% соответственно,
  • и ровно столько же они прибавят в 2020 году.

На Алтае и Чукотке, в Хакасии и Югре, Приморском и Красноярском краях, а также Волгоградской, Магаданской, Ленинградской, Саратовской, Тюменской, Ярославской и многих других областях прибавка к ценам на ЖХК в 2020 году отличается от показателей текущего года на 0,1-0,3% — в плюс или минус.

Реальная жизнь добавляет оптимизма

Федеральная антимонопольная служба постоянно отслеживает, как регионы соблюдают индексы роста тарифов. Из его статистики, которая ведётся по каждому муниципальному образованию, следует, что на практике повышение цен часто не дорастает, до установленных кабинетом министров, отметок. Правда, в денежном эквиваленте отличия исчисляются в копейках или нескольких рублях. Но всё же.

Во втором квартале 2019 года для всех регионов индекс составлял

  • 1,7%.
  • но, в Батайске реально цены подросли на 1,66%,
  • в Воронеже — на 1,65%,
  • в Грозном — на 1,61%,
  • в Кирово-Чепецке — на 1,59%,
  • в Апатитах — на 1,48%,
  • в Вологде — на 1,43% и так далее.
  • Среди «рекордсменов» Саранск, где реально цены поднялись только на 0,69%,
  • а также Петропавловск-Камчатский — 0,99%.

Рост тарифов «бьёт» не сильно

По словам зампреда Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павла Качкаева, в настоящее время коммуналка «съедает» намного меньше доходов россиян, чем ещё пять лет назад.

«Мне сложно судить, как сильно ударят по карманам граждан тарифы после очередного повышения. Всё зависит от роста зарплат, от доходности. Но последние годы, с тех пор как стали регулировать тарифы, тенденция оптимистичная», — сказал он «Парламентской газете».

Депутат напомнил, что в России предусмотрены субсидии для семей, у которых расходы на коммунальные услуги превышают определённый процент

  • максимальный — 22 процента,
  • минимальный — 5 процентов,
  • а в среднем по стране в этом году — 19-20 процентов.

«Количество таких семей, которые получают субсидии, потому что тратят на коммуналку эту часть доходов, на протяжении последних трёх-пяти лет уменьшается», — рассказал парламентарий.

У регионов отобрали основания

До 2014 года местные власти сами устанавливали индексы изменения платы за ЖКХ. Некоторые субъекты манипулировали тарифами, так что в итоге расходы на коммуналку у россиян каждый год прибавляли по 10-15 процентов, напомнил Павел Качкаев.

Чтобы прикрыть лазейки, Правительство и начало устанавливать предельные индексы для всех регионов. Благодаря этому, отметил он, тарифы стали экономически обоснованными, снизились и темпы их роста.

В июне регулирование стало ещё тщательней. Во-первых, теперь власти областей, республик и краёв должны согласовывать с ФАС любое отклонение от предельных индексов.

Одновременно Белый дом сократил список оснований для этого. Потому что «далеко не все эти основания справедливы», пояснял тогда премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Тарифный дисбаланс уже не получится просто так устранить, перекладывая издержки на жителей», — заключил он.

Например, до июня 2019 года регионы могли превысить индекс роста тарифов в тех округах, где действовала программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, либо инвестпрограмма, направленная на установление экономически обоснованных ресурсов.

Теперь такого основания нет. Вместо него тарифы могут вырасти больше положенного в тех муниципалитетах, где сами ресурсоснабжающие организации (РСО) занимаются улучшением инфраструктуры ради бесперебойных поставок

  • электроэнергии,
  • воды,
  • тепла
  • и газа местным жителям.

Не служит сегодня основанием для превышения индексов и необходимость довести уровень оплаты коммунальных услуг до 100 процентов, либо выровнять тарифы по всему региону для РСО.

Аргументов от регионов стали требовать больше.

Их обязали дополнительно указывать количество жителей области или края, которых затронет излишнее повышение тарифов, подкреплять своё решение анализом социально-экономических последствий.

Ещё они обязаны показать связь между необходимостью повысить тариф на конкретные коммунальные услуги и теми основаниями, которыми они объясняют отклонение от индекса.

Как изменятся тарифы на ЖКХ в 2020 году

Рост цен не превысит инфляцию —  она, согласно прогнозу социально-экономического развития, на котором основывается проект бюджета, принятый Госдумой в первом чтении, будет не больше четырех процентов. «Парламентская газета» разобралась, как рассчитывается индекс изменения размера платы за ЖКХ и сколько будут платить за «коммуналку» в конкретных регионах.

Равнение — на середину

Распоряжение кабмина, которое устанавливает на 2020 год предельные индексы изменения размера платы за ЖКХ в субъектах Федерации, было опубликовано 31 октября. Из документа следует, что в первом полугодии тарифы останутся на прежнем уровне, а во втором  — немного подрастут.

Индексы роста тарифов в регионах определяет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). При расчётах она учитывает прогноз социально-экономического развития страны на будущий год, а также предложения субъектов.

Основная величина, которую принимает во внимание кабмин при установлении предельных индексов — это инфляция, пояснил «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов. «Индекс совокупного платежа не может превышать темпы инфляции. Сейчас она в среднем по России — 4 процента, и индекс в среднем по стране равен 4 процентам», — уточнил он.

Регионы не смогут поднимать тарифы ЖКХ выше установленной отметки

сергей пахомов. фото: пресс-служба государственной думы

Но в регионах индексы могут быть ниже или выше этого значения, добавил депутат. В 2020 году, как следует из распоряжения Правительства, больше всего увеличатся расходы на коммуналку у жителей Чечни — до 6,5 процента. Самый низкий индекс в Ненецком АО — 2,4 процента. В Москве тарифы вырастут не более чем на 5 процентов, в Петербурге — до 3,8 процента.

Индекс, установленный федеральным Центром — это верхняя планка, выше которой общий счёт за коммуналку в регионе подняться не может, подчеркнул Пахомов. А уже внутри этого совокупного платежа все тарифы растут по-разному.

«Уже регион принимает решение, на сколько процентов поднимать тариф на воду, на тепло и так далее. При этом власти субъекта устанавливают разные индексы для каждого муниципалитета, условно говоря, для каждой котельной. Ведь у кого-то есть инвестиционная составляющая, а кто-то не вкладывает деньги — тут очень много нюансов», — отметил депутат.

Цены растут как всегда 

В 2019 году, в связи с повышением НДС, тарифы повышали в два этапа (дабы это не было сильно накладно для граждан). Если же сравнивать общий порог 2019 года с планируемым ростом тарифов на 2020-й, то в большинстве регионов цены на коммуналку должны подрасти примерно в тех же пропорциях.

  • Самые стабильные в этом плане — Архангельская и Новосибирская области: в 2019 году тарифы в них поднялись на 4% и 4,9% соответственно, и ровно столько же они прибавят в 2020 году.
  • На Алтае и Чукотке, в Хакасии и Югре, Приморском и Красноярском краях, а также Волгоградской, Магаданской, Ленинградской, Саратовской, Тюменской, Ярославской и многих других областях прибавка к ценам на ЖХК в 2020 году отличается от показателей текущего года на 0,1-0,3% — в плюс или минус.
  • Какие расходы на коммуналку власти считают доступными населению
Критерий Уровень доступности
Доступный Недоступный
Доля расходов на ЖКХ в доходе семьи 7,2-8,6% более 8,6%
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума от 8 до 12 % свыше 12
Уровень собираемости платежей за коммунальные услуги, % от 85 до 92% ниже 85%
Доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения от 10 до 15% свыше 15%

Источник: Методические указания по расчёту предельных индексов (приказ Минрегиона от 23 августа 2010 №378). 

Реальная жизнь добавляет оптимизма

Федеральная антимонопольная служба постоянно отслеживает, как регионы соблюдают индексы роста тарифов. Из его статистики, которая ведётся по каждому муниципальному образованию, следует, что на практике повышение цен часто не дорастает до установленных кабмином отметок. Правда, в денежном эквиваленте отличия исчисляются в копейках или нескольких рублях. Но всё же.

Так, во втором квартале 2019 года для всех регионов индекс составлял 1,7%. Но в Батайске реально цены подросли на 1,66%, в Воронеже — на 1,65%,  в Грозном — на 1,61%, в Кирово-Чепецке — на 1,59%, в Апатитах — на 1,48%, в Вологде — на 1,43% и так далее. Среди «рекордсменов» Саранск, где реально цены поднялись только на 0,69%, а также Петропавловск-Камчатский — 0,99%. 

Рост тарифов «бьёт» не сильно

По словам зампреда Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павла Качкаева, в настоящее время коммуналка  «съедает» намного меньше доходов россиян, чем ещё пять лет назад.

«Мне сложно судить, как сильно ударят по карманам граждан тарифы после очередного повышения. Всё зависит от роста зарплат, от доходности. Но последние годы, с тех пор как стали регулировать тарифы, тенденция оптимистичная», — сказал он «Парламентской газете».

Депутат напомнил, что в России предусмотрены субсидии для семей, у которых расходы на коммунальные услуги превышают определённый процент — он разный в регионах. Максимальный — 22 процента, минимальный — 5 процентов, а в среднем по стране в этом году — 19-20 процентов.

Читайте также:  В Омске построят первый апарт-отель

«Так вот, количество таких семей, которые получают субсидии, потому что тратят на коммуналку эту часть доходов, на протяжении последних трёх-пяти лет уменьшается», — рассказал парламентарий.

Сколько российских семей получает субсидии на ЖКХ

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Количество семей (млн.) 4,27 3,76 3,74 3,76 3,55 3,39 3,35 3,34 3,19 3,04

Источник: Росстат

У регионов отобрали основания

До 2014 года местные власти сами устанавливали индексы изменения платы за ЖКХ. Некоторые субъекты манипулировали тарифами, так что в итоге расходы на коммуналку у россиян каждый год прибавляли по 10-15 процентов, напомнил Павел Качкаев.  

Чтобы прикрыть лазейки, Правительство и начало устанавливать предельные индексы  для всех регионов. Благодаря этому, отметил он, тарифы стали экономически обоснованными, снизились и темпы их роста.

В июне регулирование стало ещё тщательней. Во-первых, теперь власти областей, республик и краёв должны согласовывать с ФАС любое отклонение от предельных индексов.

Одновременно Белый дом сократил список оснований для этого. Потому что «далеко не все эти основания справедливы», пояснял тогда премьер-министр Дмитрий Медведев.

«Тарифный дисбаланс уже не получится просто так устранить, перекладывая издержки на жителей», — заключил он.

Например, до июня 2019 года регионы могли превысить индекс роста тарифов в тех округах, где действовала программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, либо инвестпрограмма, направленная на установление экономически обоснованных ресурсов.

Теперь такого основания нет. Вместо него тарифы могут вырасти больше положенного в тех муниципалитетах, где сами ресурсоснабжающие организации (РСО) занимаются улучшением инфраструктуры ради бесперебойных поставок электроэнергии, воды, тепла и газа местным жителям.

Не служит сегодня основанием для превышения индексов и необходимость довести уровень оплаты коммунальных услуг до 100 процентов, либо выровнять тарифы по всему региону для РСО. 

А вот аргументов от регионов стали требовать больше.

Например, их обязали дополнительно указывать количество жителей области или края, которых затронет излишнее повышение тарифов, подкреплять своё решение анализом социально-экономических последствий.

Ещё они обязаны показать связь между необходимостью повысить тариф на конкретные коммунальные услуги и теми основаниями, которыми они объясняют отклонение от индекса.

Правительство приняло постановление против необоснованного роста тарифов ЖКХ

 RT на русскомRT на русскомПравительство России утвердило постановление, которое вносит изменение в порядок формирования индексов повышения платы за коммунальные услуги. Цель законодательной инициативы не допустить необоснованного роста цен на услуги ЖКХ выше уровня инфляции.

«Я подписал постановление, которое позволит более жёстко контролировать цены на коммунальные услуги, не допускать их необоснованного увеличения выше уровня прогнозируемой инфляции», — сказал Медведев на совещании, посвящённом достижению национальных целей развития в сфере экономики и в жилищном секторе.

Глава правительства напомнил, что на данный момент для регионов устанавливаются предельные индексы роста тарифов на услуги ЖКХ, но существует ряд оснований для их превышения. По словам Медведева, далеко не все они справедливы.

«Теперь таких оснований стало меньше, в соответствии с этим документом. Тарифный дисбаланс уже не получится просто так устранить, перекладывая издержки на жителей», — заметил премьер.

К тому же, регионы отныне обяжут согласовывать превышения индекса с Федеральной антимонопольной службой.

В марте глава ФАС Игорь Артемьев указал, что в большинстве регионов тарифы ЖКХ завышены. При этом россияне по множеству коммунальных позиций «давно переплачивают больше 100% себестоимости».

«Все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, не доплачиваем этим коммунальным монстрам, — это всё чушь собачья», — говорил он.

Добавим, что в мае депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект, который запрещает передавать долги по услугам ЖКХ коллекторам.

Согласно документу, право работать с долгами по коммунальным услугам может принадлежать только непосредственным участникам этого рынка.

Таким образом, речь идёт об управляющих компаниях, жилищных кооперативах, товариществах собственников жилья и организациях, обеспечивающие доставку тех или иных ресурсов (воды, газа, электроэнергии и т.д.).

«Такие инициативы могут вызывать только одобрение»

Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв приветствовал инициативу правительства РФ, которая призвана не допустить необоснованный рост цен на услуги ЖКХ выше уровня инфляции.

«Я думаю, что любые инициативы, которые направлены на сдерживание темпов роста оплаты услуг ЖКХ выше инфляции, могут вызывать только одобрение», — сказал он.

Он также выразил мнение, что ФАС должно очень жёстко контролировать возможные запросы о превышении установленного индекса. По его словам, естественные монополисты очень часто раскручивают темпы роста стоимости своих услуг.

«Должен действовать принцип в отношении тарифов естественных монополий, тарифов услуг ЖКХ. Это принцип «инфляция минус». Минус 0,5% или 1%.

А вот на меры соцподдержки по индексации пенсий, увеличения соцподдержки тех или иных малозащищённых групп должен действовать принцип «инфляция плюс».

Таким образом, мы бы пришли к более справедливому социальному государству и к улучшению конъюнктуры для предприятий», — заметил парламентарий в беседе с RT.

Как отметила эксперт в области ЖКХ Евгения Юнисова, правительство не впервые принимает подобные постановления. Причина в том, что установленные ограничения не соблюдаются из-за появления новых платежей и услуг.

«Например, 1 января 2019 года в большинстве регионов введена новая оплата за услугу вывоза и переработки коммунальных отходов.

Раньше эти расходы были в составе платы за содержание и ремонт общего имущества, а сейчас это отдельная строка в квитанции. На эту услугу, как на новую, это ограничение не распространялось.

Я надеюсь, что принятое постановление будет связано с тем, что любая новая услуга, какая бы не появилась, не будет превышать уровень инфляции», — заявила собеседник RT.

Она также объяснила, что почему рост коммунальных тарифов не должен быть выше темпов инфляции.

«У нас на протяжении очень долгого времени рост цен ЖКХ превышал уровень инфляции, как прогнозируемой, так и фактической. Когда уровень инфляции был 6%, рост ЖКХ был 11%. Из-за того, что в течение долгих лет был опережающий рост цен ЖКХ, семейные бюджеты его не выдерживали. Большинство людей были вынуждены отказываться от ряда услуг», — сказала Юнисова.

Тарифы ЖКХ поднимутся только для богатых. В богатые запишут даже пенсионеров

Вы жалуетесь на тарифы ЖКХ? На самом деле цены не столь высоки, как могли бы быть — власти законодательно сдерживают рост.

Всё, что ресурсоснабжающие компании недополучают от физических лиц, доплачивают юридические лица — для них тарифы на электроэнергию выше. Но постоянно так продолжаться не может — бизнес не справится с нагрузкой.

Власти предложили решение проблемы — поднять тарифы на электричество для физических лиц. Говорят, что рост цен будет только для богатых. Однако богатыми могут посчитать всех.  

За нас платит бизнес

Ежегодно ФАС устанавливает максимальный уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Как правило, индексация тарифов сравнима с инфляцией.

«Выберу.ру»/Иван Анчуков

Однако расходы ресурсоснабжающих компаний растут быстрее, чем тарифы для населения. Проще говоря, поставлять электричество в наши дома им не выгодно — тарифы экономически необоснованны.

Поэтому применяется принцип перекрёстного субсидирования. Рост цен для физических лиц сдерживается, а для бизнеса — нет. То есть ресурсоснабжающие компании всё равно окупают свои услуги, но в большей степени за счёт юридических лиц. Можно сказать, что бизнес платит за электричество у частников.

Однако постепенно разрыв тарифов увеличивается. Объём перекрёстного субсидирования достиг 239 млрд рублей — нагрузка на бизнес увеличивается. Пора решать, как уйти от этой схемы оплаты электроэнергии.

Как спасти бизнес?

Один из вариантов — сделать тарифы для частных лиц экономически обоснованными и ввести систему государственных субсидий для малоимущих.

В протоколе совещания у председателя комиссии Госсовета РФ по направлению «Энергетика», губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева от 19 февраля сказано:

Решение о сокращении объёма и (или) ликвидации перекрестного субсидирования… не найдено, ситуация усугубляется с каждым годом и требует скорейшего разрешения.

В сложившихся условиях крайне важно рассмотреть вопрос о переходе к экономически обоснованному тарифу для населения с разработкой мер адресной поддержки социально незащищённых слоев населения: повышение тарифа для граждан с высоким доходом и субсидирование тарифа для граждан с низким доходом, введение опережающих темпов роста тарифа для населения

Проще говоря, тарифы буду расти быстрее темпов инфляции, причём поднимутся они для всех. Но малоимущим государство назначит помощь на оплату ЖКХ.

Впрочем, в документе сказано, что для населения тарифы будут расти медленнее, чем для бизнеса (инфляция +1%). Нагрузка на юридические лица и ИП сохранится, просто частично перейдёт на физических лиц. Не стоит этому сильно радоваться. Все издержки бизнес закладывает в цены. Так или иначе мы оплачиваем электричество для компаний, покупая их продукцию.

Новое пособие?

«Известия» со ссылкой на Минстрой сообщают, что одно из предложений ведомства — корректировка критериев нуждаемости при назначении субсидии для оплаты ЖКУ.

Сейчас помощь назначается семьям, которые тратят на оплату ЖКХ 22% дохода и более. Минстрой предполагает, что можно опустить планку до 15%.

Заметим, что региональные власти могут устанавливать любой рубеж для назначения субсидии ЖКХ, но не выше 22%. В некоторых регионах и сейчас субсидия назначается тем, кто тратит 10-15% дохода на оплату коммунальных услуг.

«Известия» цитируют предложение от НП «Совет рынка»:

Было бы уместно зафиксировать тариф на текущем сниженном уровне для малообеспеченных слоёв общества, а для тех, кто имеет возможность платить больше и потребляет больше, ступенчато увеличить тариф до экономически обоснованного уровня

Когда смотришь на это предложение, первый вопрос — кого власти отнесут к нуждающимся? Судя по обсуждениям, малоимущих или тех, кто тратит на оплату ЖКХ более установленного порога.

Малоимущие — те, чей среднедушевой доход меньше прожиточного минимума. Например, в Ивановской области ПМ на душу населения 10 761 рубль. Семья из четырёх человек с совокупным доходом 40 000 рублей — малоимущая. С доходом 45 000 рублей — не малоимущая. Наличие ипотеки, которая «съедает» треть дохода и платежи ЖКХ в определении нуждаемости не учитываются.

Читайте также:  Нужно ли согласие бывшего мужа на продажу квартиры?

Если власти применят этот критерий для увеличения тарифов, то для большинства населения цены на электроэнергию вырастут. В том числе — для пенсионеров, потому что им поступает социальная доплата до прожиточного минимума. Статистически они не малоимущие. Более того — субсидия на оплату ЖКУ часто лишает пенсионера социальной доплаты.

Тарифы ЖКХ вырастут в 2020 году. Почему их постоянно поднимают? | Телеканал 360°

Во второй половине 2020 года в России традиционно поднимут плату за услуги ЖКХ. Правительство утвердило максимальные индексы роста, которые региональные власти не смогут превысить. Подробности изменений тарифов — в материале «360».

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, устанавливающее предельный рост совокупного платежа граждан за услуги ЖКХ. Региональные власти будут опираться на эти максимумы при формировании реальных повышений.

Летом 2019 года правительство решило жестче контролировать стоимость коммунальных услуг и не допускать, чтобы они росли выше прогнозируемого уровня инфляции. В 2020 году, как ожидается, она составит 3%. Но для некоторых регионов правительство установило персональные наценки.

Минимальный индекс — 2,4% — предусмотрен для жителей Ненецкого автономного округа. Максимальный — 6,5% для Чечни. В Москве показатель не превысит 5%, в Подмосковье — 4,1%.

В 2018 году коммунальные платежи в среднем по стране выросли на 4,1%: на 1,7% — в январе и 2,4% — в июле. Такое двойное повышение произошло из-за роста НДС и, как следствие, затрат коммунальщиков и стремления Минэкономразвития удержать индексацию в рамках инфляции.

Причины роста

Первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов сообщил «360», что в 2020 году рост платежей будет плановым. Внутри тарифов рост цен может быть неравномерным.

Например, электроэнергия может подорожать на 1%, а отопление на 6%. Но совокупный платеж не должен превышать установленные правительством максимумы.

Реальное повышение зависит от позиции регионов, которые имеют право вообще не повышать цены.

«Но все мы должны понимать, что пока система ЖКХ не находится в столь идеальном состоянии, чтобы мы могли позволить себе ежегодно не повышать тарифы. Это вынужденная мера, чтобы система продолжала жить», — пояснил парламентарий.

Так, сейчас правительство обсуждает программу реконструкции ветхих сетей тепло- и водоснабжения для ликвидации утечек. На ее реализацию потребуются десятки, а то и сотни миллиардов рублей. Но если реконструкцию проведут, это позволит уменьшить рост тарифов или не повышать их.

Снизить платежи

Экономия, пояснил Пахомов, к тарифам отношения не имеет. Они устанавливаются региональными властями, и жители не могут влиять на их величину. Зато можно сократить платежи, уменьшить потребление электроэнергии, воды и так далее.

Еще один вариант — поставить счетчики газа, воды или электроэнергии. Тогда платить придется по факту — исходя из количества потребляемого. Хотя бывают редкие случаи, когда оказывается, что человек тратит воды больше, чем положено по нормативу, и платеж возрастает.

«У нас есть система льгот. Я бы всем рекомендовал узнать, положены ли им льготы. Некоторые граждане даже не подозревают, что они им положены», — заключил депутат.

Сейчас федеральные льготы предоставляются участникам ВОВ, ветеранам боевых действий, героям соцтруда, героям труда РФ, СССР, России, полным кавалерам Орденов трудовой славы и Славы, чернобыльцам и их вдовам, инвалидам и другим категориям. Региональные могут назначаться многодетным семьям, пенсионерам, детям-сиротам.

Помимо льгот, существуют еще и субсидии. В Москве их могут оформить россияне, белорусы или киргизы, имеющие постоянную регистрацию в столице и не являющиеся коммунальными должниками.

Для этого они должны быть собственниками жилья, пользователями помещений государственного или муниципального фондов или членами жилищного кооператива.

При условии, что не менее 10% суммарного дохода семьи уходит на оплату услуг ЖКХ.

Эксперты: тарифы ЖКХ растут, а качество коммунальных услуг все хуже

Постоянно растущие тарифы на коммунальные услуги чиновники зачастую объясняют необходимостью повышения качества оказываемых услуг. Однако на деле, кроме цен, мало что меняется в этой сфере, что, по мнению экспертов, в скором времени может привести может привести к серьезным проблемам в регионах.

По данным Сбербанка, в прошлом году россияне в среднем платили за коммуналку по 5038 рублей в месяц, что составляло 11,4% от семейного дохода. И это без учета новых тарифов по вывозу мусора. Вот только качества оказываемых услуг в сфере ЖКХ слабо соответствует такой сумме, считают «Новые Известия».

С 1 января 2019 года страна перешла на новую систему утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). То есть в каждом регионе свой единый оператор должен заниматься вывозом мусора. Под это были приняты в каждом субъекте свои тарифы для населения.

Напомним, в Волгоградской области они составляют 114,92 руб. с человека для жильцов многоквартирных домов и 113, 25 — для частных домов.

В некоторых регионах пошли еще дальше. Так, в Ставропольском крае установили тариф в 138 рублей с человека. А на Крайнем Севере плата за вывоз мусора вообще решили поднять чуть ли на 50 раз.

Однако остались регионы, и вовсе не определившиеся с тарифами. В результате региональные операторы могут остановить вывоз мусора, поскольку не знают, сколько им заплатят. Вот и погрязнут россияне не только в долгах, но и в зловонных отходах.

novostivolgograda.ru

Проблемы с вывозом мусора уже наблюдаются и в Челябинске, и в Новосибирске, и во многих других городах. Волгоградский регоператор уже признал, что не смог наладить свою работу, подтверждением чему служат целые горы мусора, скопившиеся в поселках. Например, в Мирном (Краснооктябрьский район) свалка уже вмерзла в площадку, на которой даже не видно мусорных контейнеров.

Руслан Герасимовnovostivolgograda.ru

Разумеется, гражданам все равно твердят о необходимости новых тарифов на вывоз мусора. Мол, всему виной платежная недисциплинированность граждан. В Минстрое пояснили, что общий объем долгов в отрасли увеличится с нынешних 1,4 трлн до 1,5 трлн рублей.

Сразу вспоминаются 90-е годы, когда чиновники с упоением стали взвинчивать цены на жилищно-коммунальные услуги. При этом гражданам в укор еще говорили, что вы еще не на 100 процентов оплачиваете коммуналку, а то все было бы иначе. Сейчас прекратили так говорить. Но тарифы повышают ежегодно. Да и предлоги-то уже не особенно придумывают.

В 2019 году вообще россиян «обрадовали» двухэтапным повышением тарифов ЖКХ. С 1 января они поднялись на 1,7% из-за повышения НДС. А с 1 июля вырастут еще на 2,4%. В целом рост составит 4,1%. Опять же, если в Волгоградской области будет так, то в других регионах грядет свое июльское повышение. Например, в Москве совокупный рост составит 6,5%.

Помимо этого, есть и другие способы повышения «коммуналки». Для этого нужно, например, просто переписать нормы потребления. Дома, где нет счетчиков, – удобный для этого вариант. Так, по оценке Сбербанка, в Сибирском федеральном округе средний счет в первом полугодии 2018 года из-за этого стал в 2 раза больше, чем в первом полугодии 2017 года.

Повышение коммунальных услуг серьезно отражается на всей жизни в стране. И слова чиновников о некритичном росте тарифов неуместны.

По мнению директора Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, члена комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ Светланы Разворотневой, повышение тарифов дважды в год заведет маховик инфляции, который разгонит цены на другие товары и услуги.

«Рост тарифов на ЖКХ, а также все дополнительные налоги и сборы производители товаров и услуг уже закладывают в свои расценки. В итоге инфляция легко может превысить установленный ЦБ порог. Люди почувствуют пустоту в своих карманах уже к февралю, когда придут привычные платежки за услуги ЖКХ, но уже с новыми увеличенными тарифами», — предупреждает эксперт.

И все это происходит на фоне регулярных коммунальных аварий на водопроводах и теплосетях. В настоящее время износ сетей в регионах, по различным оценкам, составляет от 50% до 100%.

«Сейчас ситуация в ЖКХ не самая лицеприятная. Существующие в сфере проблемы — «бомба» замедленного действия. Именно от некачественного обслуживания и несвоевременных ремонтов страдают обычные граждане — пользователи этих самых услуг.

Иными словами, большая часть граждан платит регулярно по счетам, размер которых только растет даже не раз в год, но при этом регулярно подвергаются риску техногенных аварий, что влечет перебои подачи тепла или иных ресурсов», — отмечает эксперт ГК «Алор» Алексей Антонов.

Без кардинального вмешательства правительства износ сетей опережает темпы ремонта, что приводит к дальнейшим повышениям тарифов при ухудшении качества услуг.

«Выход из данной ситуации – разработка единых правил работы для всех предприятий сферы ЖКХ. Частный концессионер ты или госкомпания – будь добр поддерживать свой участок в порядке.

Но и государству тоже нельзя отстраняться: текущего роста тарифов не хватает для поддержания устаревших сетей, которые достались нам в наследство с советских времен. А сильнее повышать тарифы уже нельзя: этого не выдержит население. Нужны масштабные государственные инвестиции, чтобы сети привести в порядок.

Вот тогда их можно будет поддерживать в достойном состоянии за счет платежей пользователей», – делает вывод заместитель директора института актуальной экономики Иван Антропов.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *