Правительство утвердило требования к энергоэффективности домов

На представленный Минстроем России рассматриваемый проект постановления Правительства Российской Федерации пришёл резко отрицательный отзыв Минэнерго России от 3 августа 2020 года №ИА-9023/04 «…о невозможности согласования этого проекта постановления в связи с отсутствием обоснования предлагаемых изменений к существующему подходу к повышению энергетической эффективности в сфере недвижимости и оценки возможных последствий, а также очевидным несоответствием целям и задачам государственной политики в области повышения энергетической эффективности.

Особую озабоченность вызывает отказ от установления долгосрочной динамики повышения требований к энергетической эффективности зданий…».

Действительно, в утратившем силу по постановлению Правительства РФ от 29 июля 2020 года №1136 и постановлениях Правительства РФ от 25 января 2011 года №18 и от 20 мая 2017 года №603 устанавливались требования уменьшения показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в зданиях, по ППРФ №18: с 2011 года — не менее чем на 15%, с 2016-го — на 30% и с 2020-го — на 40% по отношению к базовому уровню. Все эти сроки Минстроем России были сорваны. И тогда по ППРФ №603 сроки были пересмотрены: с 2018 года — не менее чем на 20%, с 2023-го — на 40% и с 2028-го — на 50% по отношению к базовому уровню. Но и сейчас повышения энергоэффективности зданий нет по причинам, высказанным в прошлой публикации. Конечно, зачем Минстрою России с каждым постановлением устанавливать новые сроки повышения энергоэффективности, если он не намерен их выполнять?

Неприемлемость в проекте постановления отказа от установления долгосрочной динамики повышения требований к энергоэффективности зданий

Поэтому в рассматриваемый проект постановления Минстрой России сроки повышения энергоэффективности зданий не включает, обосновывая это «исключением дублирования требований энергетической эффективности, поскольку в настоящее время действуют утверждённые Минстроем России приказы от 6 июня 2016 года №399-пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов», от 17 ноября 2017 года №1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», в которых указанные требования установлены (в том числе определена динамика уменьшения удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию)».

В отношении этих приказов следует напомнить, что в них присутствуют ошибки, рассмотренные в первой части данной статьи, и уже сорван срок выполнения первого этапа повышения энергоэффективности зданий с 2018 года.

Как раз для того, чтобы «исключить дублирование требований», основные показатели энергетической эффективности, в том числе с учётом динамики их изменения, надо сформулировать в постановлении Правительства Российской Федерации, и не требовать интерпретации этого акта в приказах, а сослаться на методические рекомендации по расчёту этих показателей и других необходимых величин, основой которых должен быть цитируемый ранее стандарт СРО НОП 2.01–2014 (при необходимости он может быть доработан к концу нынешнего года в виде Методического пособия).

Поскольку ранее было принято решение, что, для сохранения преемственности с ППРФ №603 динамики уменьшения удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, следует начать снижение показателей энергопотребления этих зданий по отношению к базовому уровню с 1 января 2021 года сразу на 25%.

Тогда должна быть изменена таблица классов энергоэффективности из приказа Минстроя №399-пр, как не только для применения в МКД, но и в зданиях общественного назначения, а также следует пересмотреть заданный диапазон отклонения значений расчётного (фактического) удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового уровня. Ранее, чтобы перейти из «нормального» класса в «повышенный», достаточно было 15% снижения рассчитанного удельного годового расхода теплоты на отопление и вентиляцию МКД, но тогда не будет выполнено новое требование о 25%-м снижении этого расхода на первом этапе.

По новой рекомендуемой динамике изменения энергопотребления для «нормального» класса D диапазон отклонений должен быть от 0 до −25%, для «повышенного» класса С от −25 до −40%, для «высокого» класса B от −40 до −50%, для «очень высокого» класса А+ от −50 до −60%, для класса А++ от −60 до −70%, для класса А+++ от −70% и ниже. По результатам фактических измерений существующих МКД следует расширить пределы отклонений низших классов: для «пониженного» класса Е от +35 до 0%, для «низкого» класса F от +70 до +35%, «очень низкого» класса G — выше +70%.

В противном случае, если оставлять уровень «самого низкого» класса выше +50%, как в приказе №399, то при указании, что капитальному ремонту подлежат все здания класса энергоэффективности G, под него подпадут все здания, построенные до 2000 года. Сказанное отражено в табл. 3, которая прилагается (как и предыдущая табл. 2 [1]) в качестве Приложения к проекту постановления Правительства РФ.

Правительство утвердило требования к энергоэффективности домов

Кроме того, следует устранить ошибку в п. 23 существующей редакции приказа Минстроя №399-пр, где в «заселение 20 м² общей площади помещения на одного жителя» надо вместо «помещения» записать «квартиры», а в «удельным бытовым внутренним теплопоступлениям 17 Вт/м² общей площади» записать «жилой» вместо «общей». В противном случае бытовые теплопоступления будут неоправданно завышены на 55–65%.

  • Необходимо отдельно конкретизировать, что класс энергоэффективности устанавливается:
  • а) для жилых и общественных зданий нового строительства и реконструкции, подлежащих государственному строительному надзору, — органом государственного строительного надзора на основании проектной документации с заключением экспертизы, и указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии;
  • б) для многоквартирных домов, находящихся в эксплуатации, — органом государственного жилищного надзора на основании проектной документации с заключением экспертизы, а также путём сопоставления ожидаемого проектного значения удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию дома с фактически измеренным и пересчитанным на нормализованный отопительный период, и указывается в акте проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергоэффективности.
  • Также необходимо указать, что класс энергетической эффективности определяется на стадии:
  • а) проектирования для строящихся и капитально ремонтируемых жилых и общественных зданий — исходя из сравнения (определения величины отклонения) рассчитанного в проекте удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, подтверждённого экспертизой, и базового значения аналогичного показателя для тех же климатических условий региона строительства [при этом следует определить коэффициент проектного запаса тепловой мощности системы отопления по отношению к расчётной тепловой нагрузке системы отопления в разделе проекта ОВ и разделе «Энергоэффективность», причём при величине коэффициента запаса kзап ≥ 1,1 следует пересчитать требуемые расчётные параметры теплоносителя, циркулирующего в системе, и в зависимости от соотношения величины бытовых теплопоступлений к расчётной нагрузке системы отопления рассчитать угол наклона температурного графика, поддерживаемого контроллером регулятора подачи теплоты в систему отопления, установленного в АИТП или на автоматизированном узле управления (АУУ) при теплоснабжении от ЦТП, в соответствии с рекомендациями методического пособия «Требования к составу, содержанию и расчёту показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания…»];
  • б) ввода строящегося здания в эксплуатацию — исходя из сравнения фактического расхода, определённого инструментально-расчётным методом в незаселённом здании (но с подключённой системой авторегулирования отопления и настройкой контроллера на определённый по методическому пособию график), пересчитанного на нормализованный отопительный период, и ожидаемого (принятого в проекте) с учётом исходных данных по нормируемому воздухообмену, удельной величине бытовых теплопоступлений, степени автоматизации регулирования подачи теплоты в систему отопления и с учётом накопленной в период строительства влаги в ограждающих строительных конструкциях, удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию и проектного значения аналогичного показателя;
  • в) ввода в эксплуатацию прошедшего капитальный ремонт здания и при установленном превышении запаса тепловой мощности системы отопления (kзап ≥ 1,1) — следует пересчитать требуемые расчётные параметры теплоносителя, циркулирующего в системе, и в зависимости от соотношения величины бытовых теплопоступлений к расчётной нагрузке системы отопления установить угол наклона температурного графика, поддерживаемого контроллером регулятора подачи теплоты в систему отопления, в соответствии с рекомендациями методического пособия (причём только после включения контроллера на заданный график, исходя из сравнения фактически измеренного за период не менее 14 суток, пересчитанного на нормализованный отопительный период и переведённого в удельную величину годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, и базового значения аналогичного показателя).
  • Базовый и нормируемый с 2021 года удельный годовой расход энергоресурсов, потребляемых зданиями

Одним из основных показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности МКД, в соответствии с ППРФ №603 является удельный годовой расход тепловой энергии на их отопление и вентиляцию. Базовые значения данного показателя в табл. 9 СНиП 23-02-2003 приведены по отношению к 1 м² площади квартир и градусо-суткам отопительного периода (ГСОП) в размерности кДж/( м²·°C·сут.).

В Требованиях к правилам определения класса энергетической эффективности МКД (согласно изменениям ППРФ от 9 декабря 2013 года №1129) в п. 4 г.

указано, что «базовые значения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме должны отражать также суммарный удельный расход энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на электроснабжение в части расхода электрической энергии на общедомовые нужды».

Но удельные годовые расходы тепловой энергии на горячее водоснабжение, а также электрической энергии на общедомовые нужды назначаются в размерности кВт·ч/м² (см. ГОСТР 31427–2010). Отсюда возникла задача пересчёта для разных регионов базового расхода на ОВ из кДж/( м²·°C·сут.) в кВт·ч/м².

В СНиП 23-02-2003 такой задачи не стояло, потому что по Приложению Г определялся расчётный расход в кВт·ч/м² с учётом изменённых в зависимости от ГСОП региона сопротивлений теплопередаче наружных ограждений, а затем он делился на ГСОП этого региона с пересчётом кВт·ч в кДж/( м²·°C·сут.) и сравнивался с требуемым базовым значением по табл.

Читайте также:  Должен ли новый собственник оплачивать пени старого?

9, приведённым в той же размерности. Здесь всё было правильно.

Но для определения базового суммарного удельного годового расхода энергетических ресурсов МКД базовый расход тепловой энергии на ОВ требуется предварительно пересчитать в кВт·ч/м².

При этом многие, в том числе и авторы приказа Минстроя от 6 июня 2016 года №399, ошибочно полагали, что для установления базового или нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию МКД в каком-то регионе надо табличные значения умножать только на ГСОП этого региона.

Ошибка заключалась в том, что при этом не учитывалось изменение нормируемого сопротивления теплопередаче наружных ограждений (в соответствии с табл. 4 того же СНиП), также зависящего от ГСОП, и меняющееся вследствие этого соотношение составляющих теплового баланса здания.

Правительство утвердило требования к энергоэффективности домов

Наряду с составляющими, зависящими от изменения температуры наружного воздуха (теплопотери через наружные ограждения и на нагрев воздуха, инфильтрующегося через окна), в уравнение теплового баланса проектируемого объекта входят также внутренние (бытовые) теплопоступления, удельная величина которых не зависит от климатических условий региона и практически постоянна для всех регионов в диапазоне широт 45–60°.

Это означает, что относительные теплопотери здания, приведённые к 1°C перепада температур внутреннего и наружного воздуха, будут понижаться с повышением ГСОП (из-за повышения сопротивления теплопередаче наружных ограждений), а потому при умножении значений, представленных в табл. 9 СНиП 23–02, на ГСОП надо вводить коэффициент, учитывающий данное обстоятельство, а также принимающий во внимание изменения в тепловом балансе здания.

Такой региональный коэффициент kрег был нами найден (обоснование величин базового удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий для разных регионов России приводится в статье «Обоснование величин базового удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий для разных регионов России» [2]). Он составляет: при ГСОП = 4000°C·сут. kрег = 1,0; при ГСОП = 3000°C·сут. и менее kрег = 1,1; при ГСОП = 5000°C·сут. и более kрег = 0,9; в диапазоне ГСОП от 3000 до 5000°C·сут. значения находятся с помощью линейной интерполяции.

Исходя из изложенного, в новой таблице пересчитаны показатели базового удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию МКД для каждого региона строительства с соответствующими значениями градусо-суток отопительного периода, основываясь на табл. 9 СНиП 23-02-2003.

Кроме того, отметив равномерный характер изменения в данной табл.

9 базовых показателей в зависимости от этажности здания, можно сделать вывод, будто бы все многоквартирные дома запроектированы с современным решением чердачного пространства в виде сборной камеры удаляемого вытяжной вентиляцией воздуха с выбросом его наружу через вытяжную шахту (так называемый «тёплый чердак»). Такие дома на 5–7% потребляют меньше теплоты, чем дома с совмещённым бесчердачным покрытием.

Но такое решение применяют только для домов с семью этажами и выше. Поэтому показатели табл. 9 СНиП 23–02 для домов этажностью шесть и менее должны быть пересчитаны с учётом этого обстоятельства.

Одновременно отметим, что по сравнению с табл. 9 было признано целесообразным включить двухэтажные секционные многоквартирные дома, широко распространённые в малых городах, показателей которых нет в табл. 9 СНиП 23-02-2003.

Построенная с учётом изложенного табл. 4 представлена ниже и вместе с последующими табл. 5 (для малоэтажных одноквартирных домов) и табл. 6 (для общественных зданий различного назначения) должна быть включена в качестве Приложения к проекту рассматриваемого постановления Правительства РФ.

Правительство утвердило требования к энергоэффективности домов Правительство утвердило требования к энергоэффективности домов

Требования энергетической эффективности для зданий

Сегодня мы расскажем, по каким показателям оценивается энергоэффективность здания и обязательно ли определять класс энергетической эффективности МКД.

О чём пп рф n 18

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении  энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 4 ст. 9) Минстрой РФ установил требования энергетической эффективности зданий. Их утвердило ПП РФ от 25.12.2011 N 18.

Требования по энергоэффективности, которые перечислены в постановлении,  применяются ко всем зданиям, строениям и сооружениям, кроме:

  • культовых сооружений;
  • объектов культурного наследия;
  • временных построек, срок службы которых менее двух лет;
  • объектов индивидуального жилищного строительства, дачных и садовых домов;
  • сооружений вспомогательного использования;
  • строений, которые стоят отдельно и общая площадь которых менее 50 м²;
  • зданий, которые дополнительно может определить Правительство РФ.

Правительство утвердило требования к энергоэффективности домовМинстрой РФ: методические рекомендации по энергоэффективному капремонту

Обязанности застройщика

После того как дом построен, застройщик подтверждает, что показатели энергетической эффективности в норме при вводе дома в эксплуатацию и за установленный срок. Срок гарантии зависит от класса здания:

  • для МКД среднего и высокого классов энергоэффективности – от пяти лет с момента ввода в эксплуатацию;
  • для МКД наивысших классов – не менее десяти лет с даты ввода в эксплуатацию.

Показатели энергоэффективности нужно подтверждать. Это обязанность застройщика. Не реже одного раза в 5 лет он предоставляет доказательства, что показатели энергоэффективности соответствуют установленным требованиям.

Если в МКД провели капитальный ремонт, требования по энергетической эффективности к такому дому определяют в зависимости от вида капремонта.

Правительство утвердило требования к энергоэффективности домовМинстрой РФ: класс энергетической эффективности многоквартирного дома

Классы энергетической эффективности МКД

Требования энергоэффективности для здания напрямую зависят от определённого для него класса энергетической эффективности. Поэтому обязательно нужно установить класс энергетической эффективности для:

  • многоквартирных домов, которые вводятся в эксплуатацию (их только что построили, реконструировали и провели в них капитальный ремонт);
  • зданий, которые подлежат государственному строительному надзору (это объекты капитального строительства).

Если здание под эти категории не подходит, то решение по определению класса его энергоэффективности принимают застройщик или собственник.

Что касается многоквартирных домов и других строений, которые уже эксплуатируются, класс их энергетической эффективности устанавливается по решению собственников. В таком случае проводится энергетическое обследование, по результатам которого дому присваивается класс.

В требованиях энергетической эффективности зданий определены минимальные и максимальные значения удельного годового расхода энергетических ресурсов и другие нормы для каждого класса МКД.

Минстрой РФ: определяем класс энергоэффективности МКД

Зачем нужны требования энергетической эффективности

Что же регламентируют требования энергетической эффективности зданий? Они определяют:

  • сферу применения,
  • показатели своей эффективности,
  • обязательные и дополнительные технические требования для зданий.

Обязательные технические требования предъявляются к:

  • архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
  • отдельным элементам и конструкциям зданий и их свойствам;
  • устройствам и технологиям, которые используются в зданиях;
  • технологиям и материалам.

Дополнительные требования – это требования о (об):

  • применении нетрадиционных источников энергии и вторичных энергоресурсов,
  • ограничении нормируемого удельного суммарного расхода первичной энергии по отношению к нормируемому годовому удельному расходу энергетических ресурсов.

Правительство утвердило требования к энергоэффективности домов«Дорожная карта» по повышению энергоэффективности зданий

Какие есть показатели энергоэффективности

Показателями выполнения требований энергетической эффективности являются годовые удельные величины расхода энергетических ресурсов в здании. К таким удельным величинам относятся:

  • суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение,
  • максимально допустимые отклонения от таких показателей;
  • удельный годовой расход электрической энергии на ОДН.

Перечисленные показатели указываются в энергетическом паспорте здания.

Правительство утвердило требования к энергоэффективности домовЭнергоаудит, класс и паспорт энергоэффективности, мероприятия по энергосбережению

Александр Фадеев. Требования к энергоэффективности зданий – что будет после постановления №18?

Что придет на смену отмененному постановлению Правительства №18, создавшем систему энергоэффективности зданий и классов энергетической эффективности МКД? С проектом документа.

Весной 2020 года в рамках регуляторной гильотины прозвучало предложение отменить постановление Правительства РФ от 25 января 2011 года №18, утвердившее, как должны устанавливаться требования энергетической эффективности зданий и требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

Следствием его стали два соответствующих ведомственных приказа: приказ Минстроя России от 6 июня 2016 года №399/пр «Об утверждении правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (пришел на смену соответствующему приказу Минрегиона) и приказ Минстроя России от 17 ноября 2017 года N 1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений».

Профессиональное сообщество разделилось во мнениях, будет ли означать отмена постановления также и прекращение действия приказов, а также и по судьбе самого постановления и регуляторики в отношении требований к энергоэффективности зданий. Мы спросили мнение одного из разработчиков постановления, человека, который не один год занимался разработкой, согласованиями и мониторингом результатов этих нормативных и ведомственных актов.

Читайте также:  Банк «Возрождение» начал выдавать ипотеку без первого взноса

Правительство утвердило требования к энергоэффективности домов

  • Александр ФАДЕЕВ,
    эксперт по энергоэффективности зданий,
    ведущий советник
  • Аппарата Комитета Государственной Думы по энергетике

Истоки работы над нормативными требованиями к энергоэффективности зданий надо искать еще в рабочей группе по разработке законопроекта № 111730-5, который позже стал федеральным законом №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» В частности, в ней принимал участие и Юрий Алексеевич Матросов, заведующий лабораторией НИИ строительной физики РААСН и автор книги «Энергосбережение в зданиях: проблема и пути ее решения» (НИИСФ, 2008, 495 стр., тираж 500 экз.)

Позже появился план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 1830-р:

В этом документе в части мероприятий по повышению энергоэффективности для населения и в жилищном фонде, в том числе при новом строительстве, к февралю 2010 года предусматривалась разработка правил установления требований к энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений, а также требований к правилам определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов в виде проекта постановления Правительства, ответственными за которую были определены Минрегион России и Минэкономразвития России.

Первая редакция постановления появилась в январе 2010 и дальше прорабатывалась в Минрегионе России в Департаменте ЖКХ, директором которого была И.А. Булгакова. Оперативно было решено, что необходимо доработать, и в начале февраля уже была готова вторая редакция.

К сожалению, Ю.А.Матросов как идеолог заложенных в проекте постановления норм скоропостижно скончался в феврале 2010, и в дальнейшем доработка документа не имела его экспертной поддержки.

Департаментом ЖКХ был привлечен пул консультантов, среди которых работали представители АВОК Табунщиков Ю.А., Васильев Г.П., Ливчак В.И., Директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города Прокофьев В.Ю., Фадеев А.В.

от «Росизола», а также европейские консультанты от TNO, LightHouse, ЕБРР. На этом этапе было много споров, несогласий, приходилось искать компромиссы, но проект был закончен.

Доработка проекта постановления и согласование с Минэкономразвития Россия шли до конца 2010 года.

Наконец, в начале 2011 года документ был утвержден, и появилось долгожданное постановление Правительства РФ от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Редакция постановления получилась выдержанная и компромиссная, даже можно сказать, с ошибками, как это стало видно впоследствии.

К тому моменту уже был готов приказ по классам энергоэффективности – приказ Минрегиона России от 8 апреля 2011 г.

N 161 “Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 мая 2011 г., регистрационный N 20810).

Ждал выхода и приказ с требованиями энергоэффективности зданий, строений, сооружений от 17 мая 2011 года N 224 «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», однако ему было отказано в госрегистрации Министерства юстиции, он не прошел процедуру ОРВ и позже был отменен.

За жизненный цикл постановления №18 изменения в него вносились несколько раз – в 2013, 2014 и дважды в 2017 году. Изменения эти были как технические, так и сутевые. Минрегион России был заменен в тексте на Минстрой России.

Важнее, что во исполнение пунктов 2 и 3 Плана мероприятий (“дорожной карты”) по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений (распоряжение Правительства РФ от 1 сентября 2016 г.

№ 1853-р) предусмотрен инструментальный контроль и учет энергетической эффективности элементов конструкций, а также использование энергетически эффективного освещения и систем автоматического погодного регулирования.

Каков итог? В сегодняшнем виде постановление Правительства №18 – это компромиссно-сборный документ, ставший таким в результате многочисленных согласований, выхолащивания ряда пунктов и добавления новых.

Мое мнение – пришло время обновить регулирование в отношении энергоэффективности зданий, для чего постановление №18 необходимо отменить. Так что в этом вопросе я солидарен с рабочей группой по регуляторной гильотине.

Взамен его нужно принять новый документ, и Минстрой России уже заявил, что планирует сделать это к концу 2020 года.

Пока непонятно, кто будет разработчиком нового документа. Какие ошибки прежнего он вынужден будет повторить, каких удастся избежать, что привнести нового и нужного.

В частности, представляется необходимым вводить требования по термическому сопротивлению ограждающих конструкций (окон и стен). В целом из опыта, хорошо бы сделать формулировки проще и однозначнее, без разночтений, с чем не раз сталкивались на протяжении жизненного цикла постановления №18. Это позволит легко и четко внести поправки в приказы по классам и требованиям.

Между тем, Минстроем России подготовлен проект постановления Правительства РФ на смену обсуждаемому постановлению №18.

Открыть проект постановления (карточка проекта)

Новые требования к региональным и муниципальным программам энергосбережения

Правительство утвердило новые требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (Постановление от 11 февраля 2021 г. № 161).

Указано, что при разработке программ обеспечивается их увязка с действующими программами в области развития ЖКХ, капитального ремонта жилых и(или)многоквартирных домов.

Программы должны быть сбалансированы по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации. При утверждении программ должны быть определены источники финансового и другого ресурсного обеспечения мероприятий.

Программы должны содержать:

  • анализ тенденций и проблем на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
  • цели, задачи и приоритеты развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории;
  • основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории;
  • перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения таких мероприятий;
  • значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации программы;
  • информацию об источниках финансирования мероприятий с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования таких мероприятий.

Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности обязательно должен содержать такие мероприятия:

  • по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилищном фонде, в том числе с использованием интеллектуальных приборов учета, автоматизированных систем и систем диспетчеризации;
  • по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда, в том числе по проведению энергоэффективного капремонта общего имущества в многоквартирных домах;
  • по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, направленных в том числе на развитие ЖКХ;
  • по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций;
  • по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и последующему признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
  • по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию указанных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами, в соответствии с законодательством РФ;
  • по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;
  • по увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;
  • по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива – природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией, иными альтернативными видами моторного топлива с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии, иных альтернативных видов моторного топлива и экономической целесообразности такого замещения;
  • по иным вопросам, определенным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления;
  • по информационному обеспечению перечисленных мероприятий, в том числе информированию потребителей энергетических ресурсов о мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Читайте также:  Как разделить ранее объединенные квартиры?

Признано утратившим силу предыдущее Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009г. №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Правительство РФ утвердило правила установления требований энергоэффективности для зданий и сооружений

Министерству регионального развития РФ поручено по согласованию с Министерством экономического развития РФ утвердить в 3-месячный срок требования к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений; по согласованию с Министерством энергетики РФ и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору утвердить в 3-месячный срок правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

Требования энергетической эффективности подлежат применению при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, строений, сооружений, оборудованных теплопотребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами и /или/ устройствами для использования природного газа, с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами. Требования энергоэффективности устанавливаются Министерством регионального развития РФ.

Требования энергетической эффективности устанавливают:

  • а/ сферу применения требований энергетической эффективности;
  • б/ показатели, характеризующие выполнение требований энергетической эффективности;
  • в/ обязательные технические требования, обеспечивающие достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, вводимые в действие со дня утверждения требований энергетической эффективности;
  • г/ дополнительные технические требования, обеспечивающие достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, вводимые в действие в последующие периоды.
  • Сфера применения требований энергетической эффективности определяется с учетом:
  • а/ категории здания /строения, сооружения/, на которое распространяются требования энергетической эффективности;
  • б/ категории лиц, ответственных за обеспечение требований энергетической эффективности;
  • в/ сроков, в течение которых ответственными лицами обеспечивается выполнение требований энергетической эффективности;
  • г/ даты, с которой соответствующие требования энергетической эффективности вступают в силу.
  • Требования энергетической эффективности в отношении зданий, прошедших капитальный ремонт, устанавливаются дифференцированно в зависимости от вида капитального ремонта.
  • К показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности, относятся показатели, характеризующие годовые удельные величины расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, в том числе: нормируемые показатели суммарных удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, включая расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию /отдельной строкой/, а также максимально допустимые величины отклонений от нормируемых показателей; показатель удельного годового расхода электроэнергии на общедомовые нужды.
  • К обязательным техническим требованиям, обеспечивающим достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, вводимым с момента установления требований энергетической эффективности, относятся:
  • а/ требования к влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;
  • б/ требования к отдельным элементам и конструкциям зданий, строений, сооружений и к их эксплуатационным свойствам;
  • в/ требования к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, включая инженерные системы;
  • г/ требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, так и в процессе эксплуатации.
  • К дополнительным техническим требованиям, обеспечивающим достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, относятся:
  • а/ требования по интеграции в энергетический баланс зданий, строений, сооружений нетрадиционных источников энергии и вторичных энергоресурсов;
  • б/ требования об ограничении нормируемого удельного суммарного расхода первичной энергии по отношению к нормируемым показателям, характеризующим годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении.
  • Определение требований энергетической эффективности осуществляется путем установления базового уровня этих требований по состоянию на дату вступления в силу устанавливаемых требований энергетической эффективности и определения темпов последующего изменения показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности
  • После установления базового уровня требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, не реже одного раза в 5 лет: с января 2011 г /на период 2011-2015 гг/- не менее чем на 15 проц по отношению к базовому уровню, с 1 января 2016 г /на период 2016-2020 гг/ — не менее чем на 30 проц по отношению к базовому уровню и с 1 января 2020 г — не менее чем на 40 проц по отношению к базовому уровню.
  • Требования по интеграции в энергетический баланс зданий, строений, сооружений нетрадиционных источников энергии и вторичных энергетических ресурсов, а также требования о включении нормируемого удельного суммарного расхода первичной энергии в нормируемые показатели, характеризующие годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, применяются с 1 января 2013 г.
  • В целях повышения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений органы исполнительной власти субъектов РФ могут предусматривать в региональных программах энергосбережения и повышения энергетической эффективности более ранние сроки обеспечения выполнения требований энергетической эффективности в части уменьшения показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов.
  • На основании ежегодного анализа энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию новых и реконструируемых зданий, строений, сооружений Министерство регионального развития РФ принимает решение о целесообразности более ранних сроков уменьшения показателей, характеризующих величину годового удельного расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, и об установлении соответствующих им требований энергетической эффективности.

Класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному надзору. Для иных зданий, строений, сооружений класс энергетической эффективности может быть установлен по решению застройщика или собственника.

  1. В устанавливаемых правилах определения класса энергетической эффективности указываются: перечень классов энергетической эффективности многоквартирных домов и их обозначения; требования, касающиеся значений показателей потребления энергии для соответствующего класса энергетической эффективности; требования к указателю /маркировке/ класса энергетической эффективности, который размещается на фасаде многоквартирного дома.
  2. Класс энергетической эффективности определяется: исходя из сравнения /определения величины отклонения/ фактических и нормативных значений показателей, отражающих удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию, при этом фактические значения должны быть приведены к расчетным климатическим условиям для сопоставимости с нормативными значениями; с учетом типа здания, характеристик материалов, используемых при строительстве, иных параметров, предусмотренных правилами определения класса энергетической эффективности.
  3. Для каждого класса энергетической эффективности устанавливаются соответствующие данному классу минимальные и максимальные значения показателей годового удельного расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, а также иные необходимые показатели и требования к энергетической эффективности многоквартирных домов.
  4. Класс энергетической эффективности включается в энергетический паспорт многоквартирного дома.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *