Ограничен ли размер участка при бесплатной приватизации?

Нередко встречается ситуация, когда земля под частным домом не оформлена как собственность владельцем жилья. В таком случае его сложно назвать полноценным хозяином недвижимости, так как он пользуется участком, принадлежащим местным властям.

Для устранения подобной ситуации действующее законодательство допускает возможность бесплатно приватизировать земельный участок под жилым домом.

Она введена достаточно давно и доступна любому российскому гражданину.

Основания и процедура бесплатной приватизации, необходимые для этого документы, а также другие вопросы, связанные с оформлением земли в собственность, подробно рассматриваются в статье.

Ограничен ли размер участка при бесплатной приватизации?

Необходимость приватизации

Отсутствие оформленного права собственности на землю под домом заметно ограничивает возможности для продажи, обмена, сдачи в аренду или совершения других сделок с жильем.

Дело в том, что далеко не каждого потенциального покупателя или арендатора устроит участок, который не принадлежит владельцу дома, а находится в его распоряжении на основании каких-либо других прав, например, аренды или бессрочного пользования.

Еще одним важным моментом становится неоднозначность трактовки действующим законодательством. Последнее воспринимает дом и землю под ним как единый объект недвижимости. Отсутствие права собственности на участок означает нарушение этого принципа.

В то же время необходимо отметить, что рассматриваемое мероприятия не относится к обязательным. Владелец жилья самостоятельно решает, воспользоваться правом на приватизацию земельного участка под домом или нет. Положительный ответ на этот вопрос позволяет получить полный контроль над объектом недвижимости и распоряжаться им по своему усмотрению.

Правовое регулирование вопроса

Порядок приватизации земельных участков, находящихся под частными домами, регламентируется несколькими федеральными законодательными актами. В качестве базовых можно выделить четыре из них:

  • Земельный кодекс РФ. Принят после подписания №136-ФЗ, датированного 25 октября 2001 года. Актуальная редакция введена в действие 28 августа 2020 года;
  • №178-ФЗ (датируется 21 декабря 2001 года). Определяет правила проведения приватизации на территории РФ. Сегодня действует версия Федерального закона от 31 июля 2020 года;
  • №93-ФЗ (датируется 30 июня 2006 года). Устанавливается порядок дачной амнистии;
  • №218-ФЗ (датируется 13 июля 2015 года). Регламентируется процедуру госрегистрации объектов недвижимости. Актуальный вариант ФЗ также принят 31 июля 2020 года.

Основания для бесплатной приватизации

Законодательство предусматривает два возможных варианта оформления прав собственности на земельный участок. Менее выгодным для будущего владельца становится выкуп земли, который осуществляется по кадастровой стоимости.

Основанием для запуска второго варианта – бесплатной приватизации – выступают:

  • заключенный с муниципалитетом арендный договор или соглашение о бессрочном пользовании землей;
  • выделение участка под один из двух видов разрешенного использования — ЛПХ или ИЖС;
  • участие в так называемой дачной амнистии;
  • право на получение социальных льгот от государства (для участников ВОВ, малоимущих, членов многодетных семей и т.д.);
  • владение домом до 1991 года включительно;
  • принадлежность участка к землям дачного кооператива, садоводческого товарищества или огородничества.

Данный перечень охватывает значительную часть земельных участков, находящихся под частными домами. Поэтому в большинстве случаев владелец жилья имеет право именно на бесплатную приватизацию земли.

Причины возможного отказа

Решение о возможности бесплатно приватизировать землю принимается на муниципальном уровне. В числе наиболее частых причин для отказа в проведении мероприятия необходимо отметить такие:

  • участок не принадлежит муниципалитету. Это означает, что земля выведена из оборота в резерв или передана конкретному ведомству, например, ФСБ или Минобороны;
  • приватизация проводится повторно. В подобной ситуации требуется восстановить документы на право собственности, которое были оформлены в первый раз;
  • отсутствуют необходимые документы. Перечень приводится ниже;
  • земля не подлежит отчуждению в собственность, так как относится к лесному или водному фонду, парковой или природоохранной зоне, месту общественного пользования и т.д.

Отказ в приватизации земли должен быть аргументирован. Обращение к квалифицированному юристу позволит определить его законность, а при необходимости – оспорить в суде.

Ограничен ли размер участка при бесплатной приватизации?

Порядок приватизации

Упрощенная процедура приватизации доступна участникам дачной амнистии. В остальных случаях требуется последовательная реализации нескольких этапов, каждый из которых целесообразно рассмотреть подробнее.

Этап №1. Формирование комплекта документов

Стандартный набор документации включает в себя:

  • реквизиты паспорта будущих владельцев;
  • ИНН каждого из них;
  • правоустанавливающие документы на участок земли. К ним относятся: договор аренды или бессрочного пользования, дарственная, справа о вступлении в наследование, выделение под ИЖС и т.д.;
  • документация на землю (при наличии) – кадастровая и техническая;
  • правоустанавливающие документы на жилой дом (выписка из ЕГРН, договор купли-продажи и т.д.);
  • справка о стоимости земли по кадастровому учету;
  • документы о величине налога на землю и отсутствии задолженности по его уплате.

Этап №2. Оформление и подача заявления

Основанием для запуска процедуры приватизации становится заявление. Документ оформляется в свободной форме, но в обязательном порядке содержит несколько реквизитов, включая:

  • наименование муниципального органа, занимающегося рассмотрением вопроса;
  • ФИО заявителя;
  • его контактные данные;
  • информация об участке земли (как можно более полная);
  • ходатайство о предоставлении земли в собственности;
  • подпись с расшифровкой;
  • дата составления документа.

Бланк и образец заявления можно найти по ссылке. 

Этап №3. Межевание участка

Оформлением межевых и кадастровых документов занимаются специализированные организации, в штате которых присутствуют кадастровые инженеры. К последним предъявляется ряд требований, выполнение которых обязательно для ведения профессиональной деятельности. В их числе:

  • профильное образование;
  • участие в СРО;
  • действующее удостоверение о подтверждении квалификации.

Результатом работы кадастрового инженера становится комплект документов. Он необходим для постановки объекта на учет и внесения в ЕГРН,  также для последующей госрегистрации прав собственности.

Этап №4. Подписание договора с муниципалитетом

Договор о приватизации подписывается новым и старым владельцем земли. В документе содержится исчерпывающая информация о земельном участке, включая сведения, полученные в результате межевания и выполнения кадастровых работ. Речь в данном случае идет о площади и местоположении земли, количестве владельцев и их долях, назначении участка и т.д.

Этап №5. Госрегистрация права собственности

Завершающая стадия описываемой процедуры. Предусматривает формирование и подачу комплекта документов в Росреестр. Предоставление документации осуществляется как при личном посещении территориального подразделения этого ведомства, так и путем обращения в МФЦ. Оформление права собственности подтверждается выпиской из ЕГРН.

Приватизация земельного участка под жилым домом представляет собой многоэтапное мероприятие. Каждая его стадия занимает определенное время. Например, максимальный срок рассмотрения заявления на приватизацию составляет 2 месяца. На практике он может быть увеличен до 3-4 месяцев.

На выполнение межевых и кадастровых работ требуется не менее 2-3 недель. Еще полмесяца или даже месяц занимает подготовка и заключение договора с муниципальными органами власти.

Определенные временные затраты требуются для подготовки комплекта документов, предоставляемых в Росреестр. Срок регистрации составляет 7 или 9 рабочих дней, в зависимости от способа подачи документации.

Первая цифра предусматривает обращение непосредственно в Росреестр, вторая – в МФЦ.

Сопутствующие расходы

Несмотря на то, что рассматриваемое мероприятие декларируется как бесплатное, определенные финансовые расходы на его проведение необходимы. Точный ответ на вопрос, сколько стоит приватизация земли под частным домом, зависит от нескольких факторов. Главный из них – региональные особенности, которые влияют как на стоимость работы кадастровых инженеров, так на расценки нотариуса.

Итоговая цена приватизационных мероприятий формируется из трех основных составляющих. Первая – это расходы на межевые и кадастровые работы. Вторая – нотариальное заверение документов. Третья – госпошлина за получение выписки из ЕГРН.

Приватизация земли в рамках дачной амнистии

Под дачной амнистией понимается упрощенная процедура регистрации прав владельца на жилые и садовые постройки, а также находящуюся под ними землю. Правила реализации мероприятия периодически меняются, а срок действия – регулярно продляется. В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, предусматривающий пролонгацию дачной амнистии до 1 марта 2026 года.

Главным отличием приватизации земли в этом случае становится возможность обратиться сразу в органы Росреестра. Таким образом удается многократно сократить длительность процедуры. Если подать документы непосредственно в территориальное подразделение ведомства, они будут рассмотрены в течение 10 дней. При обращении через МФЦ срок увеличивается до 14 дней.

Читайте также:  Как рассчитать налог на продажу нежилого помещения?

Для получения возможности приватизировать землю в рамках дачной амнистии необходимо выполнение двух условий: предоставление надела под ЛПХ или ИЖС и оформление построенного дома в собственность.

Особенности приватизации при нескольких хозяевах

На практике нередко возникает ситуация, когда домом владеет двое или даже большее число собственников. В этом случае процедура приватизации происходит в следующем порядке. Заявление о получении права собственности на землю подает один из владельцев.

Второй оформляется документальное согласие на это. После одобрения со стороны муниципалитета земельный участок делится пропорционально долям в доме, что оформляется кадастровым инженером.

Регистрацией прав собственности на свой участок каждый из владельцев занимается самостоятельно.

Если согласие второго хозяина на приватизацию не получено, потребуется обращение в суд. Это ведет к существенному затягиванию процесса, причем положительное решение судьи не гарантировано. Поэтому намного проще и правильнее договориться со всеми владельцами дома.

Вывод

Приватизация земельного участка под частным домом – сложное юридическое и организационное мероприятие. Его успешная реализация требует профессиональных знаний и опыта. Самый простой способ провести приватизацию быстро и без проблем – обращение к специалистам. Такой подход гарантирует как оперативность решения задачи, так и минимизацию сопутствующих расходов.

Категория: Земельное правоДата: 18.09.2020 г.

Бесплатная приватизация земельного участка закон

Ограничен ли размер участка при бесплатной приватизации?

Под приватизацией понимается приобретение права собственности на недвижимость, принадлежащую государству или муниципалитету. До недавнего времени эта возможность не была предусмотрена законом, и владеть землей можно было лишь по праву бессрочного пользования либо пожизненного наследования, которое не включало в себя возможность совершение каких-либо сделок с участком. Право на продажу земли, сдачу в аренду и другие действия доступны после завершения приватизации. Сколько стоит приватизировать землю, зависит от способа и времени получения ее в пользование.

Виды приватизации

Приватизировать участок можно тремя способами:

  • Бесплатно, по упрощенной схеме в административном порядке. Такое возможно, если на участке расположен дом заявителя, право собственности на который было получено до принятия новой версии Земельного кодекса РФ (до января 2002 г.) и в других случаях, предусмотренных законом.
  • Подав исковое заявление в суд. Необходимость в этом возникает в случае отказа администрации в процедуре бесплатной приватизации. Обжалование возможно в течение трех месяцев после выдачи отказа.
  • Выкупив участок у государства. Чтобы определить, сколько стоит приватизировать земельный участок, нужно провести кадастровую экспертизу. Воспользоваться этим вариантом может любое лицо.

Бесплатная приватизация

Новым ЗК РФ установлен запрет на предоставление земли в бессрочное пользование или пожизненное наследование, однако лица, получившие такое право до вступления в силу нового ЗК, могут оформить право собственности безвозмездно. Такая возможность предоставляется также и некоторым другим категориям лиц. Воспользоваться правом на бесплатную приватизацию можно только один раз.

В каких случаях возможна

Согласно ЗК РФ право на бесплатную приватизацию земли имеют лица:

  • Получившие право собственности на дом (подсобную пристройку), расположенный на участке, до 31 октября 2001 г. в результате покупки, наследования, частного строительства или других действий.
  • Владеющие землей, на которой расположено жилое строение оформленное в собственность по праву:
    1. Постоянного пользования (это право не передается по наследству, поэтому наследникам собственника все-таки придется выкупить участок у государства или оформить договор аренды).
    2. Пожизненного наследуемого владения.
  • Заключившие договор аренды на участок (для индивидуального строительства или ведения хозяйства) до 31 октября 2001 г. , то есть принятия ЗК РФ.
  • Являющиеся членами садоводческого товарищества или строительного кооператива (по «дачной амнистии»).
  • Многодетным семьям, имеющим более двух детей, приобретающим участок для строительства дома (пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ).
  • Приобретающие участок на территории Дальневосточного округа. Регистрация таких земель осуществляется в особом порядке, регулируемом пп. 9 ст. 39.5 ЗК РФ .
    1. Имеющие льготы (пп. 7 ст. 39.5 ЗК РФ ):

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

  • ветераны;
  • герои СССР и РФ;
  • герои социалистического труда;
  • лица, находящиеся на военной службе;
  • дети-сироты.
  • Стоимость приватизации земельного участка в 2019 году для лиц, не вошедших в список, будет зависеть от кадастровой стоимости земли.

    Законодательством был установлен срок реализации права на бесплатную приватизацию до декабря 2013 г. Однако, учитывая тот факт, что большинство граждан не успело воспользоваться своим правом, срок продлевался еще дважды: до 1 марта 2015 г. и до 1 марта 2018 г.

    Гораздо более длительный срок оформления отпущен для членов садоводческого (и подобных ему) товарищества и кооператива — до 31 декабря 2020 г. Данная льгота действует независимо от того, когда участники вступили в товарищество (кооператив). Соответствующие исправления были внесены в «дачную амнистию» 1 марта 2015 г.

    Оформление

    Если земельный комитет отказывает в выдаче договора, следует обратиться в арбитражный суд с просьбой признать его действия противоречащими законодательству.

    Независимо от способа приватизации (бесплатного или стандартного) оформление составит некоторые обязательные, а при необходимости, и дополнительные расходы. Чтобы рассчитать, сколько стоит приватизация дома и участка, нужно также принять во внимание возможное отсутствие нужных документов.

    За регистрацию права собственности на участок в Росреестре взимается пошлина.

    Бесплатная приватизация земельного участка: кому полагается, как оформляется и до какого года продлена?

    Приватизация позволяет перевести земли, находящиеся во владении государства или муниципалитета, в личную собственность. Проведение данной процедуры необходимо для получения гражданином права распоряжаться земельным участком (ЗУ) по своему усмотрению. Законодательством РФ предусмотрена возможность бесплатной передачи ЗУ в частные руки.

    Когда началась в России?

    Как приватизировать земельный участок в 2021 году — пошаговая инструкция

    Приватизацией земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, называется приобретение его в частную собственность. В ряде случаев законодательство позволяет получить такой участок земли на бесплатной основе.

    В частности:

    • в случае безвозмездного пользования землей, полученной под ИЖС или ЛПХ, свыше 5 лет, но не более 6, если соблюдалось условие ее использования;
    • при выделении многодетной семье;
    • получен участок гражданином в соответствии с категорией, предусмотренной законодательством федерального и регионального уровня;
    • участки, выделяемые на территории Дальнего Востока.

    Если говорить о нормативной базе, то регулируется порядок приватизации наделов Земельным кодексом РФ. Получение участков, так называемых «дальневосточный гектар», регламентируется законом № 119-ФЗ . По дачной амнистии можно зарегистрировать землю и строения на ней, применив нормы закона № 218- ФЗ.

    Программа дачной амнистии позволяет с минимальным набором документов получить землю в собственность. Окончательно установлен срок до 1 марта 2026 года. Некоторые эксперты склонны полагать, что вопрос об очередном продлении будет рассмотрен вновь, но надеяться на это все-таки не следует.

    Порядок приватизации

    С чего же начать? Процедуру оформления земельного участка в собственность можно кратко обозначить следующей схемой:

    1. Сбор всех необходимых документов.
    2. Предоставление документов в уполномоченный орган. Необходимо обратиться в местную администрацию территории расположения участка с заявлением о желании приватизировать землю. В 30-дневный срок комиссия рассмотрит эту возможность и выдаст разрешение или отказ.
    3. Получение решения. Если участок еще не образован, то администрация выдаст решение о предварительном согласовании. Тогда потребуется проведение межевания с целью уточнения границ. В случае уже сформированного надела, вы получите решение о его предоставлении.
    4. Постановка земли на кадастровый учет и регистрация права собственности. Осуществляет эту процедуру орган Росреестра в течение 10 дней.

    Необходимые документы

    Итак, сначала собираем документы по списку:

    • заявление о предоставлении участка из разряда земель муниципальной или государственной собственности в частное владение. Если участок сформирован вновь или требует уточнения границ, то заявление о его предварительном согласовании;
    • паспорт заявителя и доверенность, если заявление подается через представителя;
    • документ, согласно которому гражданин вправе претендовать на данный участок земли;
    • межевой план — схема расположения участка земли. Требуется в случае, когда вновь образуется и еще нет проекта межевания территории, где участок расположен;
    • если участок уже образован, то можно приложить выписку из ЕГРН. Представление выписки заявителем может ускорить рассмотрение вопроса.
    Читайте также:  Как бороться с затоплениями с чужого балкона?

    Заказать выписку из ЕГРН

    Скачать бланки заявлений:

    Как приватизировать землю под частным домом

    Владение на законных основаниях частным домом нераздельно связано с правоотношениями относительно участка земли, на котором он расположен. Не всегда земля под домом находится в собственности у его хозяина. Приватизация участка дает возможность полноправно им распоряжаться.

    Проводиться приватизация может одним из способов:

    • по упрощенной схеме в рамках дачной амнистии;
    • в административном порядке бесплатно;
    • методом выкупа земельного участка;
    • судебным решением.

    Приватизировать бесплатно землю возможно тем лицам, кто владел ею на законных основаниях, и построил на ней частный дом. При этом дом может быть оформлен в собственность или не оформлен, но приобретен или выстроен еще до начала действия нового Земельного кодекса (30.10.2001 г.).

    В первом случае приватизация происходит по упрощенному порядку, во втором – по административному.

    Бесплатно получить участок земли в собственность вправе категории граждан из перечня установленного ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ:

    • герои СССР и РФ;
    • ветераны ВОВ;
    • дети, оставшиеся без попечения родителей, и сироты и т.д.

    В случае отсутствия оснований для бесплатного получения в собственность земли, ее можно выкупить из муниципального или государственного фонда.

    Принципиально эта сделка отличается только ценой, значительно меньшей относительно рыночной. Здесь величиной стоимости земли служит ее кадастровая стоимость. Выкупить можно земельный участок, прошедший процедуру кадастрового учета.

    Весь регламент межевания и постановки на учет должен быть выполнен местной администрацией.

    Для приватизации участка путем выкупа гражданин обращается в администрацию с заявлением и пакетом документов. Рассмотрев на комиссии данный вопрос, выносится решение. В случае положительного с гражданином:

    • заключается договор купли-продажи;
    • происходит передача денежных средств по договору;
    • передаются документы в Росреестр для оформления участка в собственность.

    Приватизация дачного домика в садоводстве на приватизированной земле

    Возможность оформления дачного дома в собственность возникает при наличии:

    • кадастрового плана на земельный участок;
    • технического плана на дом.

    Если на приватизированной земле имеются еще какие-либо постройки, их тоже можно зарегистрировать одновременно с домом. Но законодательство не обязывает это делать и многие просто не желают платить налоги за недвижимость, ведь это дополнительные расходы для семейного бюджета.

    Приватизация дачного домика попадает под действие закона о «дачной амнистии» — следите за изменениями на этой странице.

    Для приватизации домика по дачной амнистии необходимо обращать внимание на категорию и разрешенное использование надела. Если участок выделялся под садоводство, то заявителю нужно подать декларацию на дом в Росреестр.

    Внимание! Законодательство не обязывает приватизировать дачный домик на земле в собственности гражданина, это дело добровольное. Но без приватизации его нельзя будет ни подарить, ни продать.

    Подробнее читайте, как зарегистрировать дом в СНТ.

    Как приватизировать землю под гаражом

    Земельный участок под гаражом необходимо приватизировать, чтобы не потерять его по воле муниципальных органов власти. Сначала оформляется право собственности на гараж, гражданин становится его владельцем и доказательством служит выписка из ЕГРН. При этом земля под ним является собственностью государства и гражданину не принадлежит.

    После перехода прав от государства частному лицу в результате приватизации он получает полную возможность распоряжаться недвижимым имуществом: пользоваться, продавать, дарить, передавать по наследству и т.д. После регистрации гаража, как строения, можно приступать к приватизации земли под ним.

    Для оформления в частную собственность земельного участка нужно заявить об этом в администрацию. Местный орган власти выносит постановление о передаче в собственность.

    Если гараж находится в гаражном кооперативе, то решение будет касаться всего кооператива. Именно с ним, как юридическим лицом, будет заключен договор сделки на земельный участок. На основании его гаражи и земля под ними проходят регистрацию в Росреестре.

    Намного проще процедура регистрации отдельно стоящего гаража, на отдельном фундаменте и с имеющимися подъездными путями. Здесь можно воспользоваться упрощенным порядком.

    Возможно в 2021 году законодательства примет закон об «Гаражной амнистии«, который позволит по упрощенной схеме зарегистрировать землю под ним.

    Видео: Приватизация земельного участка без документов, можно или нет?

    Закон о приватизации земельных участков

    Основным нормативным актом, который регулирует вопросы, касающиеся различных территорий, является «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ. Он регулирует отношения по использованию и охране земель РФ.

    Указанным нормативным актом даны определения некоторым основным понятиям:

    1. Собственник – лицо, владеющее участком.
    2. Землепользователь – человек или организация, имеющее право использовать территорию.
    3. Землевладелец – получивший возможность распоряжаться землей на основании наследства.
    4. Арендатор – занимающий территорию на условиях соответствующего договора.
    5. Обладатель сервитута – лицо, имеющее право ограниченного пользования чужим участком.
    • В качестве участников выступают как организации, так и обычные люди.
    • С марта месяца 2015 года начал действовать новый закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

    Согласно новому порядку государственная собственность передается в частные руки по другому — стали регулироваться отношения между субъектами, задействованными в перераспределении государственных земель.

    1. Появилась возможность пользоваться землейбез предоставления участка в собственность.
    2. Внесены уточнения в этапы образования земельных участков, в сделки, в которых задействована земля.
    3. В Гражданский кодекс ввели новую статью, которая предусматривает отделение объекта, который не достроили из-за того, что истек срок действия аренды с государственным земельным участком.

    Поправки внесены в Земельный кодекс, Лесной кодекс, Градостроительный кодекс, а также в Федеральный закон о «О государственном кадастре недвижимости».

    Приватизация может быть оформлена как бесплатно, так и за деньги.

    Бесплатная приватизация может быть проведена, если:

    1. Граждане уже являются собственниками зданий, либо домов построенных до октября 2001 года, которые находятся на территории участков, но право на землю не было оформлено.
    2. Арендуемые земельные участки для строительства собственного дома, либо ведения подсобного хозяйства. Находиться в аренде такие участки должны до октября 2001 года.
    3. Субъект, которому выдан участок пожизненное пользование, при условии, что строительные постройки, находящиеся там уже находятся в собственности.
    4. Дачные участки, либо земля, предназначенная для строительства гаражей.

    Приватизация земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования или государства, регулируется такими основными документами:

    • Земельным кодексом Российской Федерации;
    • Федеральным законом от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»;

    Приватизация земельных участков гражданами

    В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

    В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

    В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

    Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

    1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

    Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

    • Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.
    • В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.
    • Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:
    • — приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);
    • — отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;
    • — отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;
    • — приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;
    • — в наличии имеется четко установленная процедура.
    Читайте также:  Что важно не упустить, составляя договор аренды квартиры на долгий срок?

    Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

    № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

    Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

    Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

    1. В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:
    2. — бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;
    3. — бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

    По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

    В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

    На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

    Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    • По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.
    • В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
    • Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.
    • С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

    К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

    Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

    К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

    Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

    К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

    Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

    Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

    При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

    В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

    № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

    Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

    В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *