Можно ли упростить систему капремонта в России?

Почему в одном доме капремонт уже провели, а в другом его планируют сделать через пару десятилетий? Как приблизить эти работы? Кто гарантирует их качество? И что вообще ремонтировать в первую очередь? На эти и другие вопросы читателей и журналистов «РГ» ответили исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (АРОКР) Анна Мамонова и исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», председатель Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам ОП РФ Светлана Разворотнева.

РГ: Татьяна Масленникова из Крыма спрашивает: «Мне приходит квитанция об оплате капитального ремонта. Договора с нами никто не заключал. Обязана ли я платить?»

Анна Мамонова: Да. Я думаю, этот вопрос спровоцирован первыми формулировками, которые были в Жилищном кодексе до 2014 года. Там была обязанность регионального оператора заключить со всеми договор.

Эта норма недолго существовала, ее исключили. Как только регион принял региональную программу, включил туда дом, у собственника возникает обязанность платить в силу закона. И никакого договора с ним не заключается.

РГ: Много вопросов про очередность ремонта домов. Дмитрий Валентинович живет в Екатеринбурге в доме 1932 года постройки, памятнике архитектуры регионального значения. Капремонт запланирован на 2039-2041 годы. Тогда как в домах более поздней постройки эти работы либо уже проведены, либо будут проведены в ближайшие 5 лет. От чего зависит место в очереди?

Светлана Разворотнева: Многие региональные программы, особенно в первые годы, формировались довольно произвольно. В лучшем случае за точку отсчета брался год постройки. Паспорта домов сплошь и рядом не делались. Поэтому как-то примерно разбросали очередность.

А некоторые даже с умыслом. Они думали, что раз денег сейчас мало — давайте мы основные, самые дорогие работы перенесем на более поздний срок. Или в первые годы будем по 4 дома ремонтировать, а потом с 2025-го по 2030-й отремонтируем все, что осталось.

С учетом того, что либо нас уже не будет, либо что-то переменится.

Конечно, пытаются сейчас поправить эту историю. Существует обязанность региональных властей ежегодно делать актуализацию региональных программ. Тут все зависит от регионов, от их желания и возможностей.

И от активности жителей.

Если жители звонят во все колокола, пишут письма и требуют переноса сроков, то, как правило, власти на основании обследований (но когда старый дом — наверняка там не все в порядке) переносят капремонт на более ранние сроки.

Можно ли упростить систему капремонта в России?

Что думают москвичи и застройщики о будущем мусоропроводов

Анна Мамонова: Критерии, по которым выстраивается очередность, — это ответственность субъекта РФ. Но есть «Методические рекомендации о необходимости проведения капитального ремонта в многоквартирных домах» минстроя, которые все четко обозначают.

В рекомендациях есть ссылка на строительные нормы, по которым определяется в том числе износ. Есть четкая рекомендация создать в субъекте комиссию о необходимости проведения капитального ремонта. Практически во всех регионах она создана.

Где-то работает очень хорошо, где-то носит формальный характер. Но она есть.

Предполагается, что собственники, которые недовольны сроком проведения ремонта, обращаются в эту комиссию и говорят: «Мы считаем, что нам сейчас нужен ремонт крыши». Комиссия устанавливает необходимость, направляет документы в органы власти. Многие жители так сдвинули свой дом вперед.

И еще я бы хотела добавить, что есть очень серьезная нерешенная проблема по капремонту объектов культурного наследия. На такие здания необходимо потратить гораздо больше денег, времени, сил из-за особенностей законодательства, чем на обычный дом.

У нас есть общая кубышка, куда все сложили деньги. И почему мы на один дом должны потратить больше, чем на другой, рядом стоящий? Многие говорят: «Он живет в центре города, практически во дворце.

Почему я, живя на окраине, должен вкладываться в эту лепнину?»

А если выстраивать очередь по дате строительства дома, то они все сейчас попадут в программу первым пунктом. Что делать? Потратить все накопленные деньги на лепнину? Вопрос сложный.

Поэтому житель Екатеринбурга может обратиться в комиссию, но в связи с тем, что у него дом — объект культурного наследия, у него очень сложный вопрос.

Пока этот вопрос на федеральном уровне достаточного внимания не получит, мы не сможем такой большой массе домов-объектов культурного наследия помочь.

Можно ли упростить систему капремонта в России?

Инфографика «РГ»/ Александр Чистов/ Марина Трубилина

РГ: Александр Кравцов, житель поселка Яблоновский Республики Адыгея не может добиться нормального ремонта крыши. Две квартиры заливает. Управляющая компания считает, что это капремонт, а Фонд капремонта согласен проводить ремонт только всего дома целиком и тоже ничего не делает. Кто должен отремонтировать крышу?

Светлана Разворотнева: Пока, к сожалению, нет четких законодательных границ между текущим и капитальным ремонтом, и много таких коллизий возникает. Но путь для этих жителей ровно такой, какой уже обозначила Анна Ивановна.

Если они считают, что крышу надо ремонтировать, и, очевидно, целиком, они должны добиваться через муниципальные или региональные комиссии пересмотра программы. Здесь все средства хороши. Надо обращаться в государственную жилищную инспекцию. В прокуратуру можно обращаться. Если финансы позволяют, можно скинуться, провести экспертизу.

Чем больше будет обращений, тем больше будет мотивации у органов власти эту программу пересмотреть.

Можно ли упростить систему капремонта в России?

Мэр Москвы сохранил тарифы на услуги ЖКХ до конца июня 2021 года

РГ: Правильно ли, что Фонд капремонта хочет проводить капремонт всего дома целиком?

Светлана Разворотнева: Вообще-то у нас проводятся работы по отдельным видам: отдельно крыша, отдельно фасад, инженерные системы. Большая проблема как раз в том, что нигде не делают капремонт дома целиком. Но если нужно только заплатку поставить — это точно не капремонт.

Анна Мамонова: Региональный оператор, конечно, никогда не делает частично работы. Если один элемент — крыша, фасад, инженерия — вошел в программу, то он должен быть сделан полностью, улучшены все его технические характеристики. И они должны отремонтировать так, чтобы этот конструктив до следующего ремонта по плану надежно служил гражданам.

Регионы, когда актуализируют программы, комбинируют работы: в один блок включают все наружные работы. Иначе получается, что ты отремонтировал фасад, а крыша течет, и следующий ремонт фасада придется делать раньше срока. Дальше переходят к внутреннему контуру. И третье — это лифты.

РГ: Алексей из Мурома жалуется, что в одной из комнат опасно провис потолок, сыплется шлак, штукатурка. Но фонд капремонта отказывает в реконструкции перекрытий и печной трубы, это в капремонт не входит. Что делать?

Светлана Разворотнева: На самом деле, фонд прав. Когда уже есть проблемы с перекрытиями, то речь идет, в первую очередь, о реконструкции. Здесь должны работать какие-то другие механизмы. Какие, сейчас активно обсуждает правительство.

Есть большое количество домов, которые бессмысленно ремонтировать. Их надо либо сносить, либо реконструировать. На это направлен закон о комплексном развитии территорий, который недавно Госдума приняла в первом чтении.

Наверное, единственный механизм, который поможет гражданам решить эту проблему не за счет своих средств, — привлечь инвестора, если это какой-то привлекательный участок. Построить на этом месте другой дом и переселить людей.

Пока такой инвестор не найден, у граждан есть право самим скидываться и что-то ремонтировать. Но, к сожалению, большинству такая возможность недоступна.

Можно ли упростить систему капремонта в России?

Землю после сноса аварийных домов смогут получить многодетные семьи

Анна Мамонова: Жители должны обратиться в местные органы власти, чтобы определить, аварийный дом или нет. Либо могут сами провести экспертизу и с этими документами опять же обратиться в муниципалитет.

РГ: Жители 14-квартирного дома хотят как раз не капремонт, а хотят найти строительную компанию, которая снесет их дом в центре города и построит многоэтажку. Но 12 квартир за это, а две против. Председатель ТСЖ Темирсултан спрашивает: как решить проблему, чтобы были все довольны?

Светлана Разворотнева: Такое решение должны принять 100% собственников. Когда в 2019 году вносились изменения в Жилищный кодекс, в одной из редакций была норма, которая упрощала принятие решений и стимулировала такое саморасселение.

Но предложение не было поддержано депутатами. А мне кажется, что это очень правильная история. И я не теряю надежды, что, возможно, она все-таки вернется в законодательство.

Но сейчас, к сожалению, все рычаги по привлечению инвесторов находятся в руках местных органов власти.

РГ: Микрорайон трехэтажных домов в подмосковных Люберцах по договору 2014 года между администрацией города и застройщиком подлежит сносу. Но застройщик не выполнил обязательств по застройке территории. Анатолий Потехин спрашивает: правильно ли, что с жителей сейчас взимают взносы на капремонт?

Читайте также:  Подмосковные власти хотят брать налог с застройщиков за непроданные квартиры

Анна Мамонова: Пока дома в региональной программе капитального ремонта, они обязаны платить. Как только их из программы исключат, включат в программу аварийного жилья — накопленные на капремонт деньги будут возвращены. Они никуда не пропадут.

РГ: Типичная ситуация: в доме был запланирован ремонт на 2018-2019 годы, а его не провели, часто жители даже не знают, почему. Как быть?

Светлана Разворотнева: За выполнение региональных программ несет субсидиарную ответственность субъект РФ. К сожалению, невыполнение региональных программ характерно для многих регионов.

Только в этом году в 49 субъектах ремонтируют дома по программам прошлых лет. В первую очередь, надо жаловаться в Фонд капремонта. Достаточно активно следит за этим прокуратура.

Но все равно из года в год проблемы повторяются.

Можно ли упростить систему капремонта в России?

Инфографика «РГ»/ Антон Переплетчиков/ Марина Трубилина

РГ: Вячеслав Владимирович из Самары жалуется, что жителям дома не дают перейти на спецсчет, поскольку сборы по капремонту у них ниже 97%. А они хотят сами распоряжаться деньгами. Что делать?

Анна Мамонова: Это прямое нарушение. Во-первых, надо оформить свое желание протоколом собственников.

В течение 5 дней они должны представить протокол регоператору и указать, в течение какого срока он должен перечислить деньги на спецсчет. В Самарской области, насколько я знаю, срок перехода один год.

Ни о каких взносах, ни о какой платежной дисциплине здесь речи быть не может.

Светлана Разворотнева: Единственное исключение в том, что если им уже сделали какой-то ремонт за счет оператора капремонта, то они должны набрать и вернуть те деньги, которые фактически занимали у других домов. Давайте попробуем вместе разобраться. Я думаю, наши региональные центры подключатся. Если там препятствия чинят вопреки закону, поправим чиновников.

Можно ли упростить систему капремонта в России?

Число домов со спецсчетами на капремонт увеличилось почти вдвое

РГ: Владимир говорит, что жители его дома подумывают о переводе средств на спецсчет. Но не понимают, как, не будучи специалистами, смогут понять, что именно и когда надо ремонтировать?

Анна Мамонова: Есть управляющая компания, ее обязанность следить за домом и вовремя сообщать, какой капремонт требуется. Выбирайте хорошую управляющую компанию и доверяйте ей.

Светлана Разворотнева: Даже собственники спецсчета не совсем свободны в выборе последовательности работ. Есть региональные программы, которые распространяются и на дома, выбравшие спецсчет.

В этих программах написано, когда надо делать крышу, когда «инженерку», когда остальные элементы. Собственники могут это сделать раньше.

Но не позже, это будет нарушением и даже основанием для возвращения их в «общий котел».

РГ: Как проходит капремонт в год пандемии?

Анна Мамонова: Для нас пандемия не стала такой критичной, как изначально прогнозировали. Собираемость платежей упала в целом по году всего на пару процентов. Заключение договоров с подрядными организациями осталось на уровне прошлого года. Единственное, с чем мы столкнулись, — нельзя было зайти в дома.

В первую очередь пострадали работы, связанные с отоплением, потому что у них очень короткий сезон, они выполняются летом. Невозможно было поменять стояки: все в доме, никто не должен контактировать, рабочих никто не пустит.

Поэтому работы, связанные с внутренними инженерными коммуникациями, в основном перенесены на следующий год.

Вопрос от партнера

Газета «Гатчинская правда» из Ленинградской области: «Собственники жилья и управляющие компании считают, что проводить гарантийный ремонт нужно сразу же после возникновения дефекта.

Но некоторые подрядчики считают, что нужно ремонтировать все, что накопилось, уже после истечения пятилетнего гарантийного срока.

Какая трактовка правильная? И как быть, если подрядчик уже через год после ремонта прекратил свое существование?»

Анна Мамонова: В Жилищном кодексе четко обозначено, что перед собственниками, которые вносят свои деньги в Фонд капитального ремонта, 5-летнюю гарантию несет региональный оператор. Регоператор никогда никуда не денется. И банкротом не может быть признан.

Людям, которые выявили какие-то нарушения в течение 5 лет, нужно идти к регоператору. А вот он уже будет разбираться с подрядчиками. Если даже подрядчик исчез, все равно несет ответственность регоператор. Поэтому никакого «ждать», «исчез» — нет.

Жители должны требовать устранения нарушений.

Звонок читателя

Пенсионерам 80 лет и старше положена компенсация по оплате капремонта 100%.

Мой знакомый живет в Псковской области в отдаленном поселке, имеет статус ветерана войны, инвалид, житель блокадного Ленинграда, ему далеко за 80 лет. Живет он один, собственник квартиры в многоэтажном доме.

И оплачивает взносы за капремонт в размере 50%. Потому что существует такой региональный закон. Почему так происходит?

Светлана Разворотнева: Норма об освобождении от взносов людей пожилого возраста, действительно, была не прямой. Регионы принимали самостоятельное решение. И, конечно, там много безобразий, которые мы сейчас видим.

Кто-то, например, говорит о том, что пожилой человек, если он является инвалидом или ветераном, должен выбирать одну из льгот. Для многих это превращается в хождение по всем кругам ада.

Если бы были контакты этого человека, можно было бы разобраться.

Можно ли упростить систему капремонта в России?

Из московских платежек за ЖКУ исчезнет строка о добровольном страховании

Анна Мамонова: Нужно только дополнить, что выплата производится из расчета социальной нормы жилья. Если он один проживает в трехкомнатной квартире, ему весь платеж не будут компенсировать.

Я проживаю в Кемеровской области. Под домом была шахта, выемка угля из пяти пластов. В Кемерове и области существует программа переселения людей с отработанных территорий. Но я борюсь с чиновниками 10 лет. В суде мне сказали, что нужно экспертное заключение, акт комиссии, ее стоимость 42 тысячи. И выезжают только по договору с угольным предприятием.

Светлана Разворотнева: Давайте наши юристы вам перезвонят, и мы разберемся. Я направлю документы в адрес предприятия, в адрес главы региона, прокуратуры. И, может быть, вместе с «Российской газетой» разберемся. Не обещаем, что все решим, но мы попытаемся.

Портрет эксперта

Анна Мамонова

Эксперт в области капремонта общего имущества многоквартирных домов. В период работы в минстрое участвовала в разработке системы капремонта. С 2016 года возглавляет Ассоциацию региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов (АРОКР). Член Экспертного совета Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ.

Портрет эксперта

Светлана Разворотнева

С марта 2013 года — исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль». Председатель Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ, зампредседателя Общественного совета при минстрое, член Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации.

Финансовая пирамида капремонтов: куда утекают деньги граждан?

Власти сами не платят взносы по своим же законам, а население получает первые иски

Поправки в Жилищный кодекс, которые четыре года назад ввели понятие взносов на капитальные ремонты домов, вылились в череду скандалов. Регионы долго разрабатывали свои законы о капремонтах, не по разу их правили, но все равно не смогли обезопасить деньги собственников и сделать финансирование ремонтов прозрачным. Те взносы, которые попадают в «общий котел» – к региональному оператору программы капремонтов, – исчезают, вкладываются в депозиты в коммерческих банках, идут на зарплаты чиновников, а в лучшем случае – расходуются на ремонт других домов. Кстати, взносы не платят и игнорируют исполнение закона даже его авторы.

Тема взносов на капремонты в рейтинге обращений в центр общественного контроля «ЖКХ-Контроль» занимает четвертое место, обгоняя жалобы на ветхое и аварийное жилье и плохое состояние многоквартирных домов. Чаще всего люди жаловались на сроки проведения капремонта, размеры взноса и отсутствие информации о региональных программах капремонтов.

Причем, обращения становятся все менее политизированными. Жителей интересуют практические вопросы, например, как ускорить сроки проведения ремонта, сейчас копить на него нужно 23-30 лет. Срок проведения ремонта рассчитывается исходя из условия, что взносы платят все.

На январь, по данным Минстроя, собираемость взносов по России составила 70%, но это лишь «средняя температура по больнице». 

«В восьми субъектах РФ доля собираемости взносов составила менее 30%: Республика Ингушетия (1,55%), Кабардино-Балкарская Республика (6,21%), Республика Северная Осетия – Алания (12,33%), Республика Тыва (14,6%), Республика Дагестан (15,94%), Пермский край (25%).

Средний уровень собираемости платы за капремонт в Северо-Кавказском федеральном округе на начало января 2016 г. составляет 37,76%. В то время как, например, в Москве этот показатель составляет примерно 94%», — рассказал заместитель министра строительства России Андрей Чибис. Причины низкой собираемости в Минстрое не обсуждали.

Можно предположить, что процесс стопорят скандалы вокруг «капитальных» денег, возникающие, к слову, не на пустом месте.

Читайте также:  Как гражданам Украины купить дом с землей в России?

До 2012 г. взносов на капремонты не было, ремонты финансировались за счет бюджета, субсидий Фонда содействия реформированию ЖКХ. К тому же в структуре квартплаты есть плата за содержание и обслуживание дома.

Отдельные регионы после того, как ремонты переложили на собственников, плату по этой графе уменьшили, но в большинстве квитанций сумма осталась неизменной и исправно индексируется.

Депутат Госдумы Вячеслав Тетёкин сравнил такое положение дел с двойным и тройным налогообложением: «Происходит то же самое, что и с дальнобойщиками, которые платят за ремонт дорог в виде транспортного налога, акцизов, и теперь появляется третий налог».

Можно ли упростить систему капремонта в России?

Если взносы нельзя отменить полностью, то необходимо справедливо поделить их между собственниками и государством, которое, вопреки закону, не провело ремонт всего жилого фонда перед приватизацией, говорит депутат:

 «85% взносов должно оплачивать государство, 15% — население. И освободить от взносов нужно уже тех, кто старше 70 лет, а не 80-ти, как предложило Правительство. Программа капремонтов рассчитана на 30 лет, до 100 лет у нас мало кто доживает». 

До 90-х такого понятия, как «частный собственник квартиры», не существовало, теперь 80% жилого фонда находится в частной собственности. Однако муниципалитеты обязаны были передать жильцам отремонтированное жилье, подтверждает руководитель юридического отдела по вопросам ЖКХ «ХЕДЗ» Артем Колчин.

«Собственники имели право потребовать от муниципалитетов провести капремонт, и кто-то в судебном порядке добивался его. Но это единичные случаи, не все об этом знали. Наше общество не совсем юридически грамотно, и уверено, что государство должно их защищать.

Поэтому введение взносов несправедливо. Власти должны исполнить свои обязательства перед собственниками и вводить обязательную плату после того, как во всех домах, построенных на момент приватизации, проведут ремонт», — рассказал Накануне.RU юрист.

По его мнению, «общие котлы» – счета региональных операторов – продвигались субъектами именно для того, чтобы «замести следы» после приватизации 90-х.

«У собственников изначально была возможность аккумулирования средств на спецсчете дома, а не в региональном фонде. Принять решение им должны были помочь муниципалитеты, а именно провести собрания, если сами собственники их не организовали. Муниципалитеты не приняли никаких мер для того, чтобы у каждого дома был свой счет.

Регионам выгоднее «общие котлы», поскольку тогда можно в первую очередь провести ремонты в тех домах, в которых они не были сделаны в 90-е годы.

И сейчас благополучный дом, в котором ремонт будет проводиться лет через 20, содержит за свой счет те ветхие дома, которые когда-то не отремонтировали«, — отмечает Колчин.

Регионы исполняли решения судов  о проведении ремонта в зависимости от финансовой возможности, поэтому большое количество домов остались без капремонтов даже после судебного постановления, добавляет начальник управления юридического сопровождения НП «ЖКХ-Контроль» Валерий Новиков

«В Жилищном кодексе РФ отмечено, что при формировании региональной программы капитального ремонта в неё в первую очередь включают те дома, в которых по решению суда необходимо было провести капитальный ремонт. Норма была принята изначально в 2012 г.

, но ремонтироваться дома будут уже за счет средств собственников. У субъекта есть право софинансировать региональную программу, при наличии средств власти могут пополнять счет регионального оператора», — рассказал Накануне.RU юрист.

 

Схема прописана в законе и формально ничего не нарушает, первые процессы в Верховном суде по оспариванию взносов ничего не принесли.

Обратиться в Конституционный суд намерены депутаты  «Справедливой России», федеральный парламентарий от Челябинской области Валерий Гартунг рассказал, что возмущений взносами нет как раз в тех регионах, где средства поступают на лицевой счет дома, а не идут в «общий котел».

«Например, в Удмуртии более двух третей взносов собираются на лицевые счета граждан, в «общий котел» идет не более одной трети. И там ситуация более-менее нормальная, потому что граждане, которые собирают взносы на капитальный ремонт своих домов, они к этому относятся нормально.

Наша фракция считает, что это нормально — собирать  взносы на капремонт своих домов. Но мы считаем абсолютно неприемлемым, когда в принудительном порядке граждан заставляют платить за ремонт чужих домов. В Челябинской области ситуация обратная.

Статистика показывает, что 94-95% взносов сегодня собирается в общий котел, и только 5-6% домов открыли лицевые счета«, — сказал депутат.

Но порой региональный оператор распределяет средства еще более странно. В Ханты-Мансийском автономном округе ждут развязки истории с выплатой зарплат сотрудникам фонда капремонтов за счет взносов югорчан.

Решение с согласия наблюдательного совета принимал руководитель оператора Сергей Макаров, себя он тоже не обделил, выплатив 10 млн руб. вознаграждения. Макаров пост покинул, официально — по собственному желанию, правда, этому предшествовала прокурорская проверка.

Депутаты всех уровней вопросительно смотрят на правоохранителей, которые пока остаются равнодушными к фактам, напоминающим должностное преступление.

«Никаких коррупционных схем у нас быть не должно», — говорил он

«Я надеюсь, что УМВД объективно и всесторонне рассмотрит этот вопрос без давления окружных властей, которые в очередной раз попытаются замять эту тему. Мы давно говорили, что в фонде Югры не все так хорошо, и что там давно нужно навести порядок.

Нас очень обрадовало, что Генеральная прокуратура провела проверку и выявила факты неэффективного и нецелевого расходования денег граждан, которые идут на капремонт.

Наблюдательный совет фонда свою работу не выполнил, и, на мой взгляд, сейчас ко всем чиновникам и членам наблюдательного совета также должны быть применены меры вплоть до увольнения с основной работы. Наблюдательный совет полностью должен быть распущен, а не просто там должна быть произведена ротация каких-то людей.

К ним должны быть применены меры хотя бы дисциплинарного взыскания за то, что они допустили такую ситуацию», — сообщил депутат Госдумы Владимир Сысоев корреспонденту Накануне.RU.

Меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » Капитальный ремонт » Меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта

  • Порядок и условия, на основании которых предоставляются деньги, предусматриваются федеральными законодательными актами.
  • Содержание
  • Услуги и/или работы по проведению капремонта совместной собственности в многоквартирном доме могут быть предоставлены за счет финансов, выделенных из бюджетов федерального назначения, бюджетных средств субъектов России, местных бюджетов.
  • Порядок и условия, на основании которых предоставляются деньги, предусматриваются соответствующими федеральными законодательными актами, законодательными актами субъектов России, муниципальными правовыми актами. Подобное финансирование может быть предоставлено в том числе многоквартирным домам, которые согласно статьи 168 пункт 2 ЖК не подлежат включению в региональные программы (РГ капремонта), к ним принадлежат:
  • многоквартирный дом, который в определенном порядке признали аварийным, а потому подлежащим сносу (реконструкции);
  • сооружения, в которых находится менее трех квартир;
  • жилье, относительно которого во время утверждения программы, принято решение о реконструкции или сносе.

На финансирование от государства могут рассчитывать:

  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы (ЖК и ЖСК);
  • товарищества собственником жилья (ТСЖ);
  • региональные операторы и управляющие организации.

Положения, на основании которых выделяются финансы на осуществление капитального ремонта в многоквартирных домах, должны быть утверждены всеми субъектами России, исходя из особенностей региона.

Такие Положения определяют, в каком порядке и на каких условиях предоставляются бюджетные средства, которые получены от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд), а также финансов, которые заложены в бюджет для оказания господдержки на осуществление капитального ремонта совместного имущества многоквартирного дома, включая долевое финансирование.

Средства, которые поступили в областной бюджет от Фонда, а также те, которые были заложены в бюджет для проведения долевого финансирования (ДФ) осуществления капитального ремонта, распределяют между муниципалитетами, которые подали заявку на получение таких средств и выполнили необходимые условия.

Бюджетные средства и средства, которые поступили в бюджет от Фонда, поступают на отдельный счет в банке, который открыт на имя регионального оператора, как имущественный взнос на осуществление работ по капитальному ремонту помещений многоквартирных домов. Прочие средства господдержки поступают региональному оператору в виде дополнительных имущественных взносов на осуществление капитального ремонта.

Предусмотрено определенное условие для получения материальных средств, выделенных Фондом и предусмотренных облбюджетом. Это софинансирование из бюджетов местного уровня, а также от владельцев жилья.

  Размер софинансирования, которое будет получено из финансовых средств Фонда, местного бюджета и от владельцев помещений, определяют федеральные законодательные акты.

Также федеральное законодательство устанавливает, каким образом производится контроль над использованием средств, выделенных Фондом. 

Читайте также:  Цены в малоэтажных новостройках подмосковья – от 1,7 млн

Меры господдержки при проведении капремонта

Для предоставления материальной помощи государства или муниципалитета в ходе осуществления капитального ремонта не играет никакой роли, каким способом был сформирован фонд капремонта владельцами жилья, которое размещено в многоквартирных домах.

Статьей 191 Жилищного кодекса России определяется, что с целью оплаты капремонта может оказываться государственная финансовая поддержка. Важно заметить, что такая поддержка оказывается не только в виде субсидий, которые предоставляются за счет федеральных средств, бюджетов субъектов России и бюджетов местного уровня ТСЖ, ЖК, региональным операторам и управляющим компаниям.

Ранее предоставление бюджетных субсидий относилось к прерогативе структур местного самоуправления для того, чтобы были созданы условия для эффективного управления многоквартирными домами.

К прочим допустимым мерам господдержки, которые могут предоставляться субъектами России, относятся гарантии, поручительства по займам и кредитам, если финансы на обеспечение такого рода поддержки предусматриваются региональными законами о бюджете.

То есть на законодательном уровне создан путь, который позволяет привлекать кредитные ресурсы для осуществления капитального ремонта в помещениях общей собственности многоквартирного дома.

Однако, для того чтобы хозяину помещения можно было получить реальную возможность воспользоваться таким видом поддержки со стороны государства ему следует организовать специальное гарантийное агентство, сформировать уставный капитал за счет собственных финансовых средств, определить процедуру и условия, на которых такое агентство будет предоставлять поручительства по займам на осуществление капитального ремонта.

Поскольку в вопросе выделения субсидий для товариществ собственников жилья, ЖК, управляющей организации и региональных операторов не важно, каким способом формировался фонд капитального ремонта, принятие данного решения не может возлагаться на региональных операторов, чтобы избежать ситуации конфликта интересов.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Эксперты назвали 5 проблем реализации программы капремонта в России

Система капремонта многоквартирных домов действует в России шесть лет. В некоторых регионах эта система до конца еще не отлажена, а собственники квартир часто жалуются на качество исполнения.

Какие проблемы возникают по региональным программам капремонта, как бизнесу и коммунальщикам проводить торги, а собственникам жилья контролировать результаты — об этом шла речь на специальной конференции, которая прошла в середине августа в Сочи.

На этой конференции собрались представители региональных операторов из фондов по капремонту из 40 субъектов, представители Минстроя России, ФАС и региональных властей. «РБК-Недвижимость» поговорила с участниками конференции, чтобы узнать о текущих проблемах региональных программ капитального ремонта.

Проблема № 1: отсутствие планирования в регионах

Одним из важных этапов капремонта является создание краткосрочной (годовой) программы в регионах. На этом этапе необходимо взаимодействие всех его участников: муниципалитетов, управляющих компаний и региональных операторов фонда капремонта.

Не во всех регионах процесс отлажен, отмечает заместитель исполнительного директора Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов Павел Сысоев.

В идеальном варианте планы по ремонту домов должны формироваться за год до начала его реализации, чтобы программы и сроки выполнения не срывались, рекомендует Сысоев.

Однако часто в планы вносится множество изменений, дома включаются в программу или исключаются из нее, в результате региональные фонды капремонта не могут своевременно и в полном объеме выполнить работы в срок.

Проблема № 2: неправильная организация капремонта

Собственники многоквартирного дома должны получить соответствующие уведомления, согласиться с планом или внести в него корректировки, согласовать их с оператором и провести общее собрание собственников. Только после этого оператор программы может приступить к организации капремонта — провести конкурсы на проектирование, выбрать подрядчиков, сделать закупки и т. д.

«Здесь нередко возникают злоупотребления в плане неправильной организации работ, когда уже поджимают сроки. Например, проводятся объединенные торги, когда проектные работы совмещаются со стройкой. Это часто встречается в Москве», — отметил Сысоев.

По его словам, такие процедуры рекомендуется проводить поэтапно (раздельно), в том числе и для экономии ресурсов фонда капремонта.

В противном случае подобные сдвоенные аукционы приводят к тому, что подрядчик заинтересован в максимизации прибыли, поясняет эксперт.

Если такая негативная практика продолжится в различных субъектах, то в будущем не исключены изменения в механизме проведения торгов, сказал эксперт.

Проблема № 3: нарушения при закупках

В 2018 году, по данным ФАС России, была рассмотрена 591 жалоба на осуществление закупок при проведении капремонта многоквартирных домов, но при этом вынесено порядка 129 предписаний. Для сравнения, в 2017 году рассмотрено 469 жалоб и вынесено 121 предписание, отметила начальник отдела контроля торгов управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России Ульяна Кондратьева.

Процесс закупок по капремонту, который проводится с 2016 года в электронном виде, становится все более прозрачным. Раньше оценивать заявки конкурсной комиссии было сложно, а сам процесс занимал много времени и ресурсов.

Электронные площадки — это технологичное решение, которое позволяет экономить время и деньги всем участникам процесса, и в первую очередь самим собственникам, рассказал генеральный директор одной из крупнейших в России электронных площадок для проведения закупок «РТС-Тендер» Владимир Лишенков.

Проблема № 3: дефицит подрядчиков

Во многих регионах есть дефицит квалифицированных подрядчиков, которые осуществляют ремонт домов. В среднем по России на один аукцион по капремонту заявки подают 1,6 подрядчика, приводят статистику в «РТС-Тендер».

«Конкуренция сильно разнится — все зависит от региона, где-то число участников аукционов составляет десять организаций, а где-то находится только один подрядчик», — пояснил Баранов.

Отсутствие конкуренции приводит к тому, что средства фондов капремонта расходуются неэффективно. С другой стороны, для конечного заказчика — собственников многоквартирного дома — важно не снижение стоимости работ, а качественный ремонт, отметил Баранов.

  • Проблема № 4: цифровизация и прозрачность
  • В цифровизации процессов в капремонте уже сделан первый шаг, теперь нужно сделать второй — начать администрирование контрактов в электронной форме, считает Баранов из «РТС-Тендер».
  • «Сейчас после проведения торгов заключается контракт, затем все опять возвращается на бумагу — и начинаются проблемы: срыв сроков, непрозрачность, сложность регулирования исполнения контракта», — пояснил Лишенков из «РТС-Тендера».

Применение электронных технологий, по мнению Баранова, дисциплинирует участников процесса. По его словам, невозможно подписать акт принятия работ задним числом, чтобы не платить просрочку. Таким образом, улучшается администрирование процессов. Для жильца это гарантия ремонта более высокого качества, считает представитель «РТС-Тендера».

«Два года назад в Подмосковье мы запустили модуль исполнения контрактов, в котором можно проводить весь документооборот, контроль за его исполнением и сроками, а также вести претензионную работу. Уже сейчас почти на треть сократились сроки исполнения контрактов, на 40% уменьшились сроки оплаты работ», — привел пример Баранов.

Проблема № 5: низкая активность собственников

Отсутствие активного участия собственников — еще одна проблема при реализации капремонта домов. Часто собственники сами не принимают участия в этом процессе, и, соответственно, контроль за качеством выполненных работ проходит на уровне, который в некоторых регионах не всегда высок.

Если собственники сами осуществляют контроль, то, по его словам, даже в тех регионах, где плохо реализованы некоторые процессы, получается добиться качественного ремонта дома.

Однако бывают злоупотребления и с их стороны — шантаж подрядчиков, вымогательство денег за приемку работ, отметил Сысоев.

Институт собственников имеет большое значение во многих процедурах подготовки, проведения и контроля за работами подрядчиков. Для усиления инициативы собственников рассматривается вариант переложить на них больше ответственности.

«В рамках минимального размера взноса на капремонт проводить только необходимые работы. Для собственников, которые установили для себя взносы за капремонт чуть выше, проводить дополнительные работы — утепление фасадов или установку более дорогих лифтов. Также на повестке стоит возможность предоставления кредитов на такие дополнительные работы», — предложил Сысоев.

Вице-премьер Виталий Мутко назвал проведение капремонта, содержание общего домового имущества и чрезмерно изношенное лифтовое хозяйство главными проблемами в управлении жилым фондом России.

Новая региональная система капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах была запущена в России в 2014 году. Основным источником ее финансирования стали взносы собственников жилья.

Это один из самых масштабных проектов модернизации жилищного фонда, который когда-либо проводился в России и направлен на обеспечение безопасности проживания населения, снижение уровня износа жилищного фонда, сокращение количества аварийного жилья.

В настоящий момент в региональные программы капитального ремонта включено более 700 тыс. домов общей площадью 2,5 млн кв. м. Только в 2019 году планируется капитально отремонтировать 56,6 тыс. многоквартирных домов общей площадью более 173 млн кв. м.

Подробнее на РБК: https://realty.rbc.ru/news/5d5fbbb99a79470ddfcd1aee

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *