Минстрой сообщил, в каких регионах инфраструктура жкх наиболее изношена

Регионы просят на модернизацию коммунальной сферы сотни миллиардов рублей — федералы предлагают от силы сотни миллионов

Централизованное водоснабжение в России до сих пор имеет только 84% населения, а центральную канализацию — лишь половина россиян. Представители регионов привели эту статистику на круглом столе в Совете Федерации, запросив на строительство и модернизацию коммунальной сферы десятки, а то и сотни миллиардов рублей.

Но в Минстрое, не поверив их цифрам, готовы пока лишь точечно финансировать пилотные проекты ценой в сотни миллионов (да и эти деньги в бюджете РФ даже не запланированы).

Таковы удручающие данные, которые корреспондент «Реального времени» услышал от участников встречи в Совфеде, посвященной обсуждению модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с высокой степенью износа.

Сенаторы и представители правительства пытались выяснить, сколько изношенных объектов сегодня требуют модернизации, какие суммы необходимы для решения проблемы и, главным образом, где их взять? Попутно разочаровавшись в возможностях ГЧП модернизировать ЖКХ и высказавшись за поднятие водных тарифов — для бизнеса.

Сенатор от Свердловской области, зампредседателя комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению Аркадий Чернецкий, открывая совещание, заметил, что степень износа коммунальных сетей сегодня в большинстве регионов — «высокая», а проблема — «острая». При этом реформирование отрасли ЖКХ в России идет уже 15 лет, приняты различные законодательные акты, Жилищный кодекс и прочее, одновременно все эти годы шло финансирование программ модернизации в регионах. Но объем финансирования по-прежнему небольшой. Главный вызов, стоящий перед властями: высокая изношенность инфраструктуры и технологическое отставание. Об этом говорят и результаты опроса 2019 года, который представители Совфеда провели в 57 регионах. Как оказалось, на модернизацию изношенных сетей регионам требуются колоссальные суммы, и «ничего, кроме ужаса они вызвать не могут»: Красноярский край потребовал 190 млрд рублей, Омская область попросила 55 млрд, Свердловская — 58 млрд, Самарская — более 200 млрд рублей.

— Один порядок цифр, о которых мы говорим, достаточно конкретно показывает, что ни за счет регионов, ни за счет муниципальных бюджетов невозможно модернизировать ЖКХ. Работу сложно выполнить и с участием федерального бюджета, — предупредил Аркадий Чернецкий. — Но глаза боятся, руки делают. Работу надо начинать. Так жить нельзя. В любом случае, если не обратим внимание, придем к катастрофе.

Аркадий Чернецкий, открывая совещание, заметил, что степень износа коммунальных сетей сегодня в большинстве регионов — «высокая», а проблема — «острая». При этом реформирование отрасли ЖКХ в России идет уже 15 лет. Фото council.gov.ru

Федералы разуверились в том, что ГЧП поможет модернизировать ЖКХ в регионах

Катастрофа может быть не за горами из-за банальной проблемы: отсутствия необходимых источников финансирования в регионах. Во-первых, тарифы сегодня не позволяют покрывать финансовые потребности, нужные для модернизации коммунальной инфраструктуры, — а резко повышать тарифы правительство по политическим причинам опасается.

Во-вторых, нет ресурсов даже для проектно-сметной документации (на нее уходит процентов 13 всех средств на те или иные проекты).

В-третьих, низкий уровень инициативности инвесторов — что понятно, так как экономическая состоятельность проектов «весьма сомнительная» (и ни один успешный бизнесмен не захочет взять на баланс себе, скажем, канализацию города).

Власти пытаются решить эти проблемы через законодательные новеллы и ревизию прежних актов.

Но, если верить сенаторам, государство фактически разочаровалось в концессионных соглашениях — форме государственно-частного партнерства, предусматривающей передачу государственного имущества на определенный срок частному инвестору, который должен осуществить строительство (реконструкцию) переданного имущества и имеет право получать доход от его использования. По словам Чернецкого, власти были дезориентированы их якобы «фантастическими возможностями» — хотя, казалось бы, можно было догадаться, что процент компаний, способных сделать водоотведение или водоочистку прибыльной (да еще откладывать средства на их модернизацию), будет минимальным изначально. Или же качество услуг будет оставлять желать лучшего. Сегодня, заверил сенатор собравшихся на круглый стол, концессию панацеей не рассматривают, но вычеркивать ее из списка инструментов все равно не будут.

Позитивной сенаторы считают практику постановления правительства РФ от 2015 года №1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры», но и она выявила лакуны. Фото council.gov.ru

В Минстрое РФ не поверили цифрам регионов

Позитивной сенаторы считают практику постановления правительства РФ от 2015 года №1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры», но и она выявила лакуны. Выяснилось, например, что даже в этом случае существовали ограничения — грубо говоря, у муниципалитетов на участие в этой программе тоже не было особенно денег. «Число муниципалитетов, где №1451 бы сегодня работало, — море разливанное, только денег нет», — так резюмировали неудачу постановления на круглом столе. В 2017 году появилось постановление №997, позволяющее предоставлять регионам и муниципалитетам кредиты, софинансировать процентную ставку и прочее. Сегодня готовится Стратегия развития ЖКХ до 2035 года в Совете Федерации, в рамках которой предлагается создать еще и региональный единый центр, укрупнить предприятия коммунального комплекса, частично решать проблемы модернизации через реализацию нацпроектов «Жилье» и «Экология». Но даже сама палитра возможных инструментов реализации самой реформы в коммунальной отрасли, которую сами регионы оценивают в триллионы рублей, до сих пор не сформулирована.

Главные претензии собравшиеся представители регионов и коммунальных организаций предъявили на встрече Министерству строительства и ЖКХ РФ, от которого выступила руководитель департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Светлана Никонова — причем обидев многих собравшихся тем, что выступила и почти сразу же ушла. Раздражение регионов и сенаторов вызвала позиция Минстроя: нет точной информации о степени износа объектов коммунальной инфраструктуры в субъектах РФ, информация, мол, не носит системный характер, где-то износ завышен, где-то занижен: «По факту у нас в земле лежат новые трубы, а на бумаге — 100-процентный износ», — отметила чиновница, отказав в точности и опросу сенаторов, данные которого привел Чернецкий. Раскритиковали в Минстрое и существующие сегодня в ряде регионов в зонах эффективного радиуса теплоснабжения ТЭЦ кучи котельных, нагрузка которых перекладывается на потребителя. И практика, согласно которой технологические решения по модернизации сетей принимаются на уровне муниципалитетов, а инвестпрограммы и тарифы — на уровне региональном: и между собой они зачастую никак не связаны. Чтобы их связать — опять же потребуются изменения в отраслевых законах.

Раздражение регионов и сенаторов вызвала позиция Минстроя: нет точной информации о степени износа объектов коммунальной инфраструктуры в субъектах РФ. Фото Олега Тихонова

Своя программа финансирования пилотных регионов

Главной новостью для собравшихся — и даже сенаторов — стало объявление о том, что Минстрой разрабатывает отдельную программу для регионов по модернизации коммунальной инфраструктуры с износом выше 60%, для чего и потребуется предварительная инвентаризация, по-видимому.

Поэтому и заявки регионов по замене их изношенных сетей пока в министерстве завернули, хотя в субъектах РФ еще с весны обрадованно составляли сметы.

Несмотря на это, в данный момент идет отбор как пилотных регионов, так и пилотных проектов: более выигрышны для Минстроя комплексные проекты — заявки типа «трубу разорвало у фонтана, стало быть, надо туда закопать деньги» не пройдут.

— Чтобы мы не возвращались постоянно, не выкапывали плитку и не перекладывали сначала трубы для теплоснабжения, а потом через год, опять выкапывая плитку, трубы для водоснабжения, — объяснила Никонова.

В пилотную часть войдут регионы с низкой бюджетной обеспеченностью, проекты которых будут финансироваться большей частью за счет федерального бюджета (98%) — после реализации проектов снижение износа инфраструктуры должно составлять не менее 10%. На каждый проект выделять до 300 млн рублей — что, конечно, в свете запрашиваемых регионами цифр (см. выше) кажется каплей в море.

После того, как Никонова покинула круглый стол, от регионов посыпались вопросы, и тут же выяснилось, что сегодня и у сенаторов нет точных идей, что это за программа 60-. Зато точно известно, что в бюджете 2020—2023 года никаких федеральных средств на минстроевскую программу не закладывалось… А необходимость системной инвентаризации Чернецкий назвал «оттягиванием принятия решений».

Главные претензии собравшиеся представители регионов и коммунальных организаций предъявили Министерству строительства и ЖКХ РФ, от которого выступила руководитель департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Светлана Никонова. Фото council.gov.ru

Читайте также:  Как быстро и выгодно продать квартиру в маленьком городе?

Незавершенные коммунальные объекты почти на 200 млрд

Начальник инспекции экспертно-аналитической и контрольной деятельности за ходом реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Счетной палаты Алексей Глазачев в свою очередь в отсутствии системного подхода обвинил сам Минстрой РФ: реализация регионами отдельных инвестпроектов в коммунальной сфере, по данным СП, «носила лишь заявительный характер». Сорвана и реализация нацпроектов в регионах из-за неточной проектно-сметной документации. По «Чистой воде» кассовое исполнение к концу 2019 года — 10%, по «Оздоровлению Волги» — 0,1%. В ряде регионов не завершена реализация крупных инвестпроектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, строительство которой началось в 1990 — начале 2000-х годов, отметили в Счетной палате. Более 7,4 тыс. объектов коммунальной инфраструктуры на сумму 190 млрд рублей — столько сегодня в регионах «незавершенки». 500 объектов вообще законсервированы. Их предлагается достроить на деньги нацпроектов.

«У населения тариф — 11 рублей за кубометр воды, а рядом Стерлитамакский металлургический завод, который платит столько же!»

В защиту концессионных договоров выступил Владимир Талалыкин, первый замгендиректора Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства РФ.

По его данным, благодаря ним было построено в 2016—2017 годах 83 объекта инфраструктуры, более 110 км сетей, улучшено качество коммунальных услуг на территории с населением в 3 млн граждан в 22 субъектах РФ: всего проекты стоили 10,4 млрд рублей, из них 5,2 млрд выделил Фонд, 1 млрд — субъекты, 4 млрд — средства самих инвесторов.

Однако даже Талалылкин отметил, что без финансовой поддержки из бюджета модель «не складывается», а для нее придется поднимать тарифы. Чиновник считает отмену перекрестного субсидирования тарифов (за счет чего бизнесу начисляли повышенные тарифы, а населению их субсидировали) ошибкой.

— На прошлой неделе башкиры к нам из Стерлитамака приезжали по поводу модернизации водоотведения. У населения тариф — 11 рублей за кубометр воды, а рядом Стерлитамакский металлургический завод, который платит столько же! Надо вводить группы потребителей….

— Мы говорим, что не можем взять с бабушки больше 11 рублей. Хорошо.

Но сегодня есть промышленные предприятия, бизнес, для которых рост водного тарифа — не катастрофический, и он дал бы нам подушку безопасности — разве мы этого не знаем? Почему продолжаем с зашоренностью отрицать все возможности?! 10 лет назад мы сказали, что перекрестное субсидирование тарифов не нужно, тогда как весь мир сегодня идет в этом направлении! Да и затраты на воду в себестоимости бизнеса обычно минимальны! — согласился с ним сенатор Чернецкий.

В защиту концессионных договоров выступил Владимир Талалыкин, первый замгендиректора Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства РФ. Фото arhregion.ru

«Какой сумасшедший возьмет канализацию в концессию? 150 городов посетил в 2019 году. И где концессионер — там развал!»

Впрочем, сенатор полагает, что необходимо искать комбинированные пути, так как всего существует четыре возможности модернизации: либо поддержание системы инженерных коммуникаций за счет денег населения, либо за счет промышленных предприятий, либо за счет бюджета, либо за счет инвесторов. Игорь Шпектор, председатель комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, однако, вообще назвал концессии (четвертый вариант Чернецкого) — «волонтерством».

— Я 30 лет проработал в «Тепловодоканале», 10 лет мэром Воркуты. Какой сумасшедший возьмет канализацию в концессию? 150 городов посетил в 2019 году.

И где концессионер — там развал! Концессионер мне говорит: «Так мне тариф не подняли!» Но если тариф поднимут, зачем отдавать нормальное предприятие в концессию?! Тарифы у нас везде занижены, нельзя это скрывать! Во многих городах! 18 рублей [за куб воды] не может стоить очистка сточных вод! Нам надо сделать нормальный тариф, а малообеспеченному населению его субсидировать. Но правду сказать нужно. 42,76 рубля за сбор ТБО — я говорю, это заниженный тариф. Это политизированная и ошибочная политика принятия тарифов, — эмоционально бушевал представитель Общественной палаты.

«Только 84% российского населения сегодня имеет централизованное водоснабжение! Позор!»

Учитывая эмоциональность именно этой части обсуждения — поднимать тарифы или нет, судя по всему, бизнесу придется подготовиться к худшему.

Тем более что по данным же эксперта Института экономики города, чтобы поменять и модернизировать всю коммунальную водную и канализационную инфраструктуру в регионах, потребуется минимум 3,8 трлн рублей.

В рамках умеренного сценария — объем ежегодных инвестиций в эту сферу надо все равно увеличить в 78 раз. У федерального бюджета же на это — как неоднократно отмечали на обсуждении сенаторы — денег нет. В регионах и подавно.

«Население сегодня в малых городах на убыль идет, и оставшиеся вынуждены всю эту огромную инфраструктуру тащить. Ее нельзя содержать наполовину, оплачивать приходится полноценную ее работу», — привела данные Елена Довлатова. Фото raww.ru

— А только 84% российского населения сегодня имеет централизованное водоснабжение! Позор! И еще для 50% населения надо построить центральную канализацию. Звучит страшно. Инфраструктура построена в 1960—70-е годы. Мы доедаем то, что построили тогда.

Но в те годы строили большие диаметры, и малые города, ставшие сегодня моногородами или вообще закончившими свое существование, надеялись на рост населения — а население сегодня в малых городах на убыль идет, и оставшиеся вынуждены всю эту огромную инфраструктуру тащить.

Ее нельзя содержать наполовину, оплачивать приходится полноценную ее работу, — привела страшные данные Елена Довлатова, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения.

Под занавес обсуждения, помимо одного источника (поднять коммунальные водные тарифы для бизнеса), обнаружили и другие: из-за падения ставок по депозитам люди активно стараются вкладывать деньги, а не сберегать, их в рамках различных госзаймов (преимущественно, судя по всему, краткосрочных) тоже можно привлечь. Вот только поверят ли россияне и отдадут ли свои кровные даже на улучшение собственной коммунальной инфраструктуры?

ОбществоИнфраструктураЭкономикаИнвестицииБюджет

Инфраструктура в обмен на долги

Для поддержки инвестиционных проектов, создание инфраструктуры для которых разрешено финансировать за счет средств, высвобождающихся у регионов при реструктуризации бюджетных кредитов, уже отобрано 236 проектов на 1,2 трлн руб.

Соглашения о реализации таких проектов Минэкономики планирует подписать с губернаторами в июле. Власти регионов отмечают, что такая мера повышает инвестиционную привлекательность территорий и снижает размер долга.

Эксперты полагают, что процесс снижения долговой нагрузки во многом будет зависеть от финансовой политики самих субъектов.

Правительственная комиссия по региональному развитию отобрала 236 инвестпроектов в 42 субъектах РФ с общим объемом планируемых инвестиций 1,2 трлн руб.

Речь идет о проектах, на инфраструктурное обеспечение которых можно будет направить средства, высвободившиеся у регионов из-за снижения выплат по бюджетным кредитам центра.

Как сообщили “Ъ” в Минэкономики, первые соглашения о реализации таких проектов начнут подписываться в июле.

По оценке ведомства, в рамках этого механизма планируется создание более 700 объектов инфраструктуры, на строительство которых регионы направят 85 млрд руб.

Напомним, по решению федеральных властей средства, которые высвобождаются в 2021–2024 годах у регионов в результате продления реструктуризации бюджетных кредитов до 2029 года, могут направляться на инфраструктурную поддержку инвестпроектов (в течение этого года еще и на преодоление последствий пандемии, и на компенсацию снижения региональных доходов). Речь идет о 422 млрд руб., которыми субъекты смогут воспользоваться до конца 2024 года. Впоследствии долг регионов будет уменьшаться на сумму налогов, которые такие инвестпроекты принесут в федеральный бюджет.

По словам главы Минэкономики Максима Решетникова, сейчас из названной суммы остаются доступными более 300 млрд руб.

Среди примеров — проект комплексной жилой застройки в Саранске, рассчитанный до 2025 года. На него из регионального бюджета планируется направить 85 млрд руб. на строительство сетей теплоснабжения.

В итоге, как поясняет врио главы Мордовии Артем Здунов, долг региона должен уменьшиться на ту же сумму за счет налогов, которые этот проект принесет в федеральный бюджет. «Новый механизм позволяет одновременно повышать инвестиционную привлекательность региона и сокращать размер госдолга»,— отмечает он.

Карелия предложила проекты в области информационных технологий, туризма и камнеобработки: в 2022 году, по словам главы республики Артура Парфенчикова, на строительство обеспечивающей инфраструктуры планируется потратить 1 млрд руб.

Директор центра экономики регионов Центра стратегических разработок Марат Фаттахов отмечает, что эта мера позволит одним «выстрелом» снять инфраструктурные ограничения и помочь инвесторам реализовать свои проекты, а также стимулировать регионы к созданию наиболее благоприятных условий ведения бизнеса. При этом, говорит он, «хороших проектов, которые могут претендовать на правительственную поддержку немного, а наибольший эффект вероятен при реализации крупных инвестиционных проектов».

Эксперты предупреждают, что программа накладывает на регионы и обязательства — найти средства на реализацию инвестпроектов, а также ввести заявленные объекты в срок.

Читайте также:  В 2021 году банки выдали лишь 10 валютных ипотечных кредитов

«Регионам, слабым в финансовом отношении, это будет тяжело: они вынуждены свои ресурсы тратить на финансирование текущих обязательств»,— полагает ведущий научный сотрудник Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.

Успешность снижения долговой нагрузки, по его мнению, будет зависеть от того, как будут выстраивать свои финансы сами регионы в 2021 и в последующих годах: «Средства, которые регионы направят на реализацию инфраструктурных проектов, могут быть найдены, в том числе и за счет заимствований в разных формах».

По данным Минфина, на 1 мая 2021 года объем госдолга субъектов РФ составлял 2,44 трлн руб., из этой суммы на бюджетные кредиты центра приходилось 1,105 трлн руб. Таким образом, 422 млрд руб. высвобождаемых средств — это 38% бюджетных кредитов регионов, или 17% их общего долга.

Евгения Крючкова

Вздрогнем! — Коммунальная инфраструктура изношена на 50–70 процентов

Россию ждёт холодная зима, обещают синоптики. Это полбеды. МЧС ожидает всплеска чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера. Да, чиновники обещают, что система ЖКХ справится со всеми этими напастями. Однако последнее – средняя температура по больнице. В России осталось достаточно мест, где может шарахнуть.

Точные данные приводить ещё рано, однако .

синоптики уже выделяют и самый холодный месяц. Им станет январь. В этом месяце сильные морозы будут стоять неделю или даже больше. Как ожидается, четыре январских дня «порадуют» столичный регион температурой в 20–25 градусов со знаком минус. А ещё на пару дней столбик термометра опустится ниже минус 25. При этом зима может оказаться затяжной – крепкие холода прогнозируют и на март будущего года Свой прогноз дали и в МЧС. Им по долгу службы нужно готовиться к худшему, однако даже если поделить опасения надвое, получается настораживающая картина. «В соответствии с прогнозом МЧС России, который составляется с учётом прогноза Росгидромета, в осенне-зимний период прогнозируется высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций», – говорит начальник центра «Антистихия» Владислав Волов.

В местах отдыха туристов в Дальневосточном, Сибирском, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах ждут сходов снежных лавин и снежных заносов.

На Дальнем Востоке и в Северо-Западном федеральном округе спасатели готовятся к отрыву прибрежного льда в акваториях морей, а на внутренних водоёмах Северо-Западного, Центрального, Приволжского и Сибирского регионов – провалов людей и техники под лёд.

Прогнозируется также рост чрезвычайных ситуаций, связанных со взрывами бытового газа, наибольший риск на территории Южного, Центрального, Приволжского и Уральского регионов.

Отметили в МЧС и проблемные точки на карте России с точки зрения ЖКХ.

Аварии на коммунальных системах наиболее вероятны в Якутии, Камчатском, Приморском, Хабаровском краях, Амурской, Магаданской, Сахалинской областях, на Чукотке, в Дальневосточном федеральном округе, а также в Бурятии, Красноярском и Забайкальском краях, Иркутской, Новосибирской, Омской и Томской областях Сибирского Федерального округа. Дело в том, что «коммуналка» здесь наиболее изношена.

Что такой прогноз значит для России, мы хорошо ещё помним: лопнувшие трубы, замерзающие посёлки, аварии на электроподстанциях, заваленные снегом улицы – всё это многократно проходили. В отдельную проблему чиновники выделили положение дел в военных городках.

Памятна история прошлой зимы, когда в военгородке Степь Забайкальского края отказала котельная, построенная в 1970-е годы. На улице в это время было за 40. В нескольких домах тут же лопнули батареи, в квартирах столбики термометра упали ниже нуля.

Из городка пришлось эвакуировать женщин и детей, доставлять туда самолётом тепловые пушки и печи-буржуйки.

В этому году такая история вполне может повториться. По данным Минрегиона, проблемы есть в 95 военных городках. При этом, говорят чиновники, военные почти всегда скрывают эти проблемы от администрации. Ради хороших показателей делают ставку на авось.

Вовсе не застрахованы от замерзания и «гражданские» населённые пункты, особенно на Дальнем Востоке. Дело здесь в том, что в некоторых регионах – хоть готовься, хоть не готовься – состояние коммунальных систем таково, что будет чудо, если авария не случится. В целом, по данным замминистра регионального развития Анатолия Попова, коммунальная инфраструктура в России изношена на 50–70%.

А залатать трубы да обновить котельное оборудование мешают всё те же причины, что и 10 лет назад: слишком мало денег в коммунальном хозяйстве.

Кое-где в недофинансировании виновата нерасторопность местных властей. Вот, например, глава Минрегиона Виктор Басаргин утверждает, что все субъекты обладают ресурсами на подготовку к зиме.

Однако при этом к середине октября, когда во многих регионах уже выпал первый снег, целый ряд областей не выделил нужного количества средств.

Например, в Чечне, Чувашии, Самарской, Брянской, Магаданской и Тульской областях коммунальщикам дали только половину запланированного.

Кроме того, недополучают коммунальщики и от потребителей. Задолженность населения постоянно растёт и сегодня составляет около 64 млрд рублей (на 17% больше, чем в прошлом году). Больше всех люди задолжали в Северо-Западном, Центральном и Приволжском округах.

Кредиторская задолженность организаций тоже немалая: за электричество – 17,7 млрд рублей, за теплоэнергию – 38,2 млрд, за газ – 13,7 миллиарда.

Правда, тут надо оговориться: долги гражданского населения не снимают ответственности с коммунальщиков, хотя многие чиновники, судя по всему, придерживаются иной точки зрения.

аЁаОаВаЄаЕаД аПб€аЕаДбƒаПб€аЕаДаИаЛ аО б€аАаЗаВаАаЛаЕ аКаОаМаМбƒаНаАаЛбŒаНаОаЙ аИаНб„б€аАбб‚б€бƒаКб‚бƒб€б‹ а аОббаИаИ | 19.05.21

т€ЈаšаОаМаМбƒаНаАаЛбŒаНаАб аИаНб„б€аАбб‚б€бƒаКб‚бƒб€аА аВ а аОббаИаИ — баЕб‚аИ аВаОаДаО- аИ б‚аЕаПаЛаОбаНаАаБаЖаЕаНаИб, аКаАаНаАаЛаИаЗаАб†аИб аИ аВаОаДаОаОб‚аВаЕаДаЕаНаИаЕ — аИаЗаНаОбˆаЕаНаА аНаА 60%, аПб€аИ бб‚аОаМ аДаЕаНаЕаГ аВ б€аЕаГаИаОаНаАаЛбŒаНб‹б… аБбŽаДаЖаЕб‚аАб… аНаА аЕаЕ аМаОаДаЕб€аНаИаЗаАб†аИбŽ аНаЕб‚, аЗаАбаВаИаЛ аВ бб€аЕаДбƒ аПаЕб€аВб‹аЙ аЗаАаМаПб€аЕаД аКаОаМаИб‚аЕб‚аА аЁаОаВаЕб‚аА аЄаЕаДаЕб€аАб†аИаИ аПаО б„аЕаДаЕб€аАб‚аИаВаНаОаМбƒ бƒбб‚б€аОаЙбб‚аВбƒ ааНаДб€аЕаЙ аЈаЕаВб‡аЕаНаКаО.

аšаОаМаМбƒаНаАаЛбŒаНб‹аЕ баЕб‚аИ, аДаОбб‚аАаВбˆаИаЕбб бб‚б€аАаНаЕ аВ аНаАбаЛаЕаДбб‚аВаО аОб‚ аЁаЁаЁа , аПаО баЛаОаВаАаМ баЕаНаАб‚аОб€аА, ТЋбƒаЖаЕ аДаАаВаНаО аНаЕ аОб‚аВаЕб‡аАбŽб‚ б‚б€аЕаБаОаВаАаНаИбаМ баНаЕб€аГаОбб„б„аЕаКб‚аИаВаНаОбб‚аИ аИ баКаОаЛаОаГаИб‡аНаОбб‚аИТЛ.

а’ б€баДаЕ б€аЕаГаИаОаНаОаВ аОаБб‰аИаЙ бƒб€аОаВаЕаНбŒ аИаЗаНаОбаА аВбаЕаЙ аКаОаМаМбƒаНаАаЛбŒаНаОаЙ аИаНб„б€аАбб‚б€бƒаКб‚бƒб€б‹ аПб€аЕаВб‹бˆаАаЕб‚ 70%, аА аПаО аОб‚аДаЕаЛбŒаНб‹аМ аЕаЕ аВаИаДаАаМ, аНаАаПб€аИаМаЕб€, аКаАаНаАаЛаИаЗаАб†аИаОаНаНб‹аМ баЕб‚баМ, аБаОаЛаЕаЕ 80%, баОаОаБб‰аИаЛ аЈаЕаВб‡аЕаНаКаО.

ааА б‚аО, б‡б‚аОаБб‹ аПб€аОаВаЕбб‚аИ аМаОаДаЕб€аНаИаЗаАб†аИбŽ, бƒаЖаЕ баЕаЙб‡аАб б‚б€аЕаБбƒаЕб‚бб аНаЕ аМаЕаНаЕаЕ 4 б‚б€аИаЛаЛаИаОаНаОаВ б€бƒаБаЛаЕаЙ.

ТЋаžаДаНаАаКаО б бƒб‡аЕб‚аОаМ б‚аОаГаО, б‡б‚аО аБбŽаДаЖаЕб‚б‹ аБаОаЛбŒбˆаИаНбб‚аВаА ббƒаБбŠаЕаКб‚аОаВ б„аЕаДаЕб€аАб†аИаИ, аА б‚аАаКаЖаЕ аМбƒаНаИб†аИаПаАаЛбŒаНб‹б… аОаБб€аАаЗаОаВаАаНаИаЙ аНаОббб‚ аДаЕб„аИб†аИб‚аНб‹аЙ б…аАб€аАаКб‚аЕб€, аОаНаИ баВаНаО аНаЕ баМаОаГбƒб‚ аИаЗб‹баКаАб‚бŒ баОаОб‚аВаЕб‚бб‚аВбƒбŽб‰аИаЕ б„аИаНаАаНбаОаВб‹аЕ б€аЕббƒб€бб‹ТЛ, — б†аИб‚аИб€бƒаЕб‚ аЈаЕаВб‡аЕаНаКаО а а˜а ааОаВаОбб‚аИ.

ТЋа’ аПаОаДаАаВаЛббŽб‰аЕаМ аБаОаЛбŒбˆаИаНбб‚аВаЕ аДаЕаНаЕаГ бƒ б€аЕаГаИаОаНаОаВ б…аВаАб‚аАаЕб‚ аЛаИбˆбŒ аНаА б‚аО, б‡б‚аОаБб‹ бƒбб‚б€аАаНбб‚бŒ аПаОбаЛаЕаДбб‚аВаИб аЕаЖаЕаГаОаДаНаО аПб€аОаИбб…аОаДбб‰аИб… аАаВаАб€аИаЙ аВ аКаОаМаМбƒаНаАаЛбŒаНб‹б… баЕб‚бб…, аПб€аОаЛаОаЖаЕаНаНб‹б… аЕб‰аЕ аВ баОаВаЕб‚баКаОаЕ аВб€аЕаМбТЛ, — баКаАаЗаАаЛ баЕаНаАб‚аОб€.

а аЕбˆаЕаНаИаЕ аО баОаЗаДаАаНаИаИ аОб‚аДаЕаЛбŒаНаОаЙ аПб€аОаГб€аАаМаМб‹ аМаОаДаЕб€аНаИаЗаАб†аИаИ аКаОаМаМбƒаНаАаЛбŒаНаОаЙ аИаНб„б€аАбб‚б€бƒаКб‚бƒб€б‹ аБб‹аЛаО аПб€аИаНбб‚аО аЕб‰аЕ аВ 2019 аГаОаДбƒ. аœаИаНбб‚б€аОаЙ б‚аОаГаДаА аОб†аЕаНаИаЛ: аВ бб‚б€аАаНаЕ 49,4 б‚б‹ббб‡аИ аКаМ аВаЕб‚б…аИб… б‚аЕаПаЛаОаМаАаГаИбб‚б€аАаЛаЕаЙ аИ 328,1 б‚б‹ббб‡аИ аКаМ аВаЕб‚б…аИб… аВаОаДаОаПб€аОаВаОаДаОаВ.

ааО аДаЕаНаЕаГ аНаА аПб€аОаГб€аАаМаМбƒ аБбŽаДаЖаЕб‚ аНаЕ аВб‹аДаЕаЛаИаЛ.

а•аЕ аПб€аОб„аИаНаАаНбаИб€аОаВаАаЛаИ аИаЗ аОбб‚аАб‚аКаОаВ аЄаОаНаДаА баОаДаЕаЙбб‚аВаИб б€аЕб„аОб€аМаИб€аОаВаАаНаИбŽ а–аšаЅ, аНаО аК аНаАб‡аАаЛбƒ 2021 аГаОаДаА бб‚аОб‚ аЗаАаПаАб аБб‹аЛ аИбб‡аЕб€аПаАаН.

ТЋаЁаОаБбб‚аВаЕаНаНб‹б… аИбб‚аОб‡аНаИаКаОаВ бƒ аœаИаНбб‚б€аОб аИ аЄаОаНаДаА аПб€аОбб‚аО б„аИаЗаИб‡аЕбаКаИ аНаЕб‚ТЛ, — аЗаАбаВаИаЛ аВ б„аЕаВб€аАаЛаЕ аГаЛаАаВаА аДаЕаПаАб€б‚аАаМаЕаНб‚аА а–аšаЅ аВаЕаДаОаМбб‚аВаА аœаИб…аАаИаЛ а“аИаЛаЕаВ.

аŸб€аИ бб‚аОаМ б аКаАаЖаДб‹аМ аГаОаДаОаМ аИаНб„б€аАбб‚б€бƒаКб‚бƒб€аА аПб€аЕаВб€аАб‰аАаЕб‚бб аВ б€бƒб…аЛбаДбŒ: аОаБаНаОаВаЛбаЕб‚бб б‚аОаЛбŒаКаО 1% баОаОб€бƒаЖаЕаНаИб, б‚аОаГаДаА аКаАаК аЛаИбˆбŒ аДаЛб аПаОаДаДаЕб€аЖаАаНаИб аНаОб€аМаАаЛбŒаНаОаГаО баОбб‚аОбаНаИб аНбƒаЖаНаО 3-5%.

а’ б„аЕаДаЕб€аАаЛбŒаНаОаМ аБбŽаДаЖаЕб‚аЕ-2021 аНаА а–аšаЅ аЗаАаЛаОаЖаЕаНб‹ б€аАбб…аОаДб‹ аВ б€аАаЗаМаЕб€аЕ 395,6 аМаЛб€аД б€бƒаБаЛаЕаЙ. а­б‚аО 1,7% аОб‚ б€аАаЗаМаЕб€аА аБбŽаДаЖаЕб‚аА аИ аВ 14 б€аАаЗ аМаЕаНбŒбˆаЕ, б‡аЕаМ аПб€аАаВаИб‚аЕаЛбŒбб‚аВаО аВб‹аДаЕаЛбаЕб‚ аНаА б„аИаНаАаНбаИб€аОаВаАаНаИаЕ баИаЛаОаВб‹б… бб‚б€бƒаКб‚бƒб€ аИ аЗаАаКбƒаПаКаИ аОб€бƒаЖаИб (5,695 б‚б€аЛаН б€бƒаБаЛаЕаЙ).

аžбаНаОаВаНаОаЕ аБб€аЕаМб б€аАбб…аОаДаОаВ аНаА а–аšаЅ аВаОаЗаЛаОаЖаЕаНаО аНаА ббƒаБбŠаЕаКб‚б‹ а аЄ: аВ аПб€аОбˆаЛаОаМ аГаОаДбƒ аОаНаИ аПаОб‚б€аАб‚аИаЛаИ аПаО баОаОб‚аВаЕб‚бб‚аВбƒбŽб‰аЕаЙ бб‚аАб‚бŒаЕ 1,329 б‚б€аЛаН б€бƒаБаЛаЕаЙ, аИаЛаИ 8,5% аОб‚ аКаОаНбаОаЛаИаДаИб€аОаВаАаНаНаОаГаО аБбŽаДаЖаЕб‚аА.

аœаАб‚аЕб€аИаАаЛб‹ аПаО б‚аЕаМаЕ

а˜аЗаОаБб€аАаЖаЕаНаИаЕ: rrr

Жкх переходит на «цифру». умные решения помогут устранить жилищные скандалы — регионы россии

Избавиться от коррупции и создать гражданское общество можно без революций и митингов. Достаточно разработать и внедрить цифровой сервис, в котором оживет вся экосистема вашего двора, дома и подъезда. Ведь именно там начинается жизнь человека. IT-решения сегодня дают полную прозрачность не только между коммунальными компаниями и жильцами, но и чиновниками, которые наглядно смогут контролировать работу управляющих компании.

У кормушки

За последние годы конфликты между управляющими компаниями (УК) и жителями домов достигли пика по всей стране. Все чаще собственники многоквартирных домов пытаются разорвать контракт и сменить УК. Причины везде схожие: необоснованный рост цен на услуги при тотальном невыполнении своих обязательств.

Не так давно в подмосковной Балашихе, в доме класса «комфорт» сорвался лифт, пролетев несколько этажей. К счастью, сработала страховка и лифт не упал. В управляющей компании заявили, что срыва не было. Количество ремонтных заявок на этот лифт, только за год, исчислялось десятками. Юридические барьеры уже год мешают жильцам дома сменить управляющую компанию.

Читайте также:  Минтранс прорабатывает вопрос строительства кад-2 в петербурге

Да и нет уверенности, что новая фирма не повторит политику своих предшественников.

Подобные истории в разных вариациях повторяются по всей стране. Корень проблем очевиден – отсутствие прозрачных отношений между УК и жильцами, УК и департаментом ЖКХ города.

Казалось бы, в эпоху цифровых технологий достаточно создать сайты, онлайн-площадки для сбора данных и обмена информацией. Но по факту, почти все сайты УК имеют ограниченный функционал и локальную форму.

К ним не подключены департаменты ЖКХ, которые должны контролировать исполнение обязательств коммерческими УК. А жалобы жильцов тонут в безответной цифровой пучине.

Парадокс состоит в том, что мы пользуемся массой мобильных приложений для услуг и покупок, развиваем проекты цифровой экономики, а столь нужного цифрового сервиса для качественной жизни в многоквартирном доме сложно найти даже в Москве. В столице доля сервисов на базе IT-решений для жильцов и УК не покрывает и 15% управляющих компаний.

Редакции «Регионы России» удалось найти сервис, который создает прозрачную оцифрованную инфраструктуру для коммунальных задач, а заодно позволяет чиновникам видеть картину без искажений и задержек. Основатели этого цифрового сервиса заодно предложили ряд решений по взаимопомощи для жильцов, а также создали социальную сеть, которую можно масштабировать от дома до района и даже города.

Сегодня цифровой сервис «Геометр» активно тестируется в Сочи в рамках проекта «Умный город». Сочинцы сразу в нескольких районах пользуются частью этой эко-системы – приложением для обмена данными между жильцами и УК. В целом, сервис федерального уровня имеет множество инструментов.

Взаимодействие УК с жильцами и департаментом ЖКХ города, а также  оплата квитанций – это основа приложения. Параллельно идет стимулирование рабочих процессов за счет социальных ИТ-решений.

По сути – это частная социальная сеть – виртуальный дом, в котором жильцы обсуждают проблемы домового быта, могут оценить оперативность УК, внести свои предложения по развитию двора и района.

Но главное, в этой интеграции появился рычаг влияния в лице муниципальных департаментов ЖКХ, которые могут видеть отчеты о работе УК и оперативно принимать меры, если проблемы граждан остаются нерешенными.

Василий Маркелов, директор по маркетингу ИТ-платформы «Геометр»

Мы пообщались с директором по маркетингу такой глобальной ИТ-платформы «Геометр» Василием Маркеловым, пытаясь понять, изменят ли цифровые экосистемы ситуацию на рынке ЖКХ, а возможно и во всех хозяйственных вопросах города.

  • «Проблемы жильцов с управляющим компаниями коренятся, как раз в закрытости электронных площадок – УК не хотят «выносить сор из избы», но и решать проблемы жильцов не торопятся. Низкая юридическая грамотность людей в вопросах коммунального хозяйства, позволяет недобросовестным УК вводить их в заблуждение»
  • — Василий Маркелов, директор по маркетингу ИТ-платформы «Геометр»

В один клик

Знакомясь с «Геометром», мы рассчитывали увидеть приложение, где есть только жильцы дома и управляющая компания. Но вы создали социальную сеть районнного или даже городского масштаба. Зачем это нужно, если всех волнуют только отношения со своей УК в доме?

Проблемы жильцов с управляющим компаниями коренятся как раз в закрытости электронных площадок – УК не хотят «выносить сор из избы», но и решать проблемы жильцов не торопятся. Низкая юридическая грамотность людей в вопросах коммунального хозяйства позволяет недобросовестным УК вводить их в заблуждение.

Прежде чем создать наш сервис, мы изучали все узкие места в коммуникациях между жильцами, компаниями и администрацией. В итоге было решено создавать экосистему, способную дать всем сторонам полную картину событий.

Даже маленькая проблема в жилом доме может затянуться, поскольку исполнителем нередко являются подрядные организации.

Поэтому задача нашего сервиса – увидеть ситуацию комплексно, чтобы участники сервиса «Геометр» смогли оперативно выявить слабое звено и ликвидировать проблему.

Любой житель, открыв в смартфоне приложение «Геометр», сможет увидеть разделы. Например, на странице «SOS: Сообщить о проблеме» можно выбрать локацию: «Двор», «Подъезд», «Квартира», «Помощь соседей». После выбора житель попадет в раздел, где есть варианты проблем. Например, в подъезде грязно.

Он заходит в раздел «В подъезде», видит там варианты, среди которых есть «Состояние подъезда». Внутри этого варианта есть еще варианты, включая «Не убирают в подъезде». Здесь он может оставить комментарий и фото/видео. Большое число вариантов специально создано для легкости использования.

Человек не должен тратить много времени на передачу данных.  Далее информация поступает к УК, где распределяется по категориям важности и приоритетности исполнения. Операторы УК открывают систему управления работы с клиентами (CRM), которая сама распределяет запросы по исполнителям.

При этом УК имеет возможность оставлять ответный комментарий жильцу, демонстрируя свою лояльность и готовность решать проблемы.  

Обычно после такого обращения в УК, ситуация погружается в сумрак. Жилец не знает, планируются ли работы, когда они будут проведены и будут ли вообще. Как у вас происходит делегирование полномочий?

Для этих целей у нас созданы модули: «Управление сотрудниками», «Поиск исполнителей», «Запись звонков» и другие разделы с передачей полномочий. Сотрудник помимо полученной задачи, должен будет предоставить отчет о ее выполнении.

Если говорить о функционале для жильцов, то для нас провели исследование, и выяснили, что в первую очередь пользователям важно: отправлять обращения в УК и получать обратную связь; оплачивать квитанции и передавать показания счётчиков.

Поэтому мы создали для УК модуль «Прием платежей», который значительно облегчит процесс выплат. Вы удивитесь, но у многих УК даже в столице не всегда полноценно работает интернет-страница, где жилец должен делать оплату через личный кабинет.

За счет нашего модуля оператор выставляет счет, а абонент нажимает кнопку оплаты банковской картой и в два клика ее проводит. Мы планируем осуществлять оплату квитанций по QR-кодам, и по номеру лицевого счёта.

Посмотрели – прослезились

Когда во всей этой цепочке между УК и жильцом появляется чиновники из ЖКХ?

Информированность администрации проходит по двум каналам. Это централизованный сбор обращений от жителей домов и со всего города, а также отчеты от УК.

Надзорным органом над УК является Жилищная инспекция, а на муниципальном уровне, контроль за их работой осуществляют департаменты городского хозяйства. Выделенный представитель администрации или жилищной инспекции получает доступ в личный кабинет на платформе «Геометр».

Он видит насколько соблюдаются стандарты работы с жителями: время реакции, количество нерешенных вопросов и т.д. Существуют нормативы на решения проблем. Например, отсутствие воды  – это приоритетная задача, которую нужно решить быстро.

Сейчас работа по контролю за УК ведется чиновниками по телефону и по обращениям на электронную почту. Это закреплено на уровне законов. Правда, в отдельных регионах для людей уже есть интернет сервисы для подачи обращений.

Разве чиновники смогут вести контроль сразу по нескольким цифровым каналам?

Для муниципальных департаментов должен быть единый цифровой сервис. Потому что основная масса приложений и сервисов являются нишевыми решениями, автоматизирующими взаимодействие жителей и УК.

Администрацию, как участника, такие сервисы не вводят в свои платформы.

Есть конечно, отдельная история – «Добродел», но он закрывает другой уровень взаимодействия – жителей и администрации, а управляющие компании в нем явно не присутствуют.

Насколько удобна и понятна форма подачи информации для администрации?

Для чиновника, как для любого управленца, дается сводная информация с показателями в разных срезах: какие УК работают без нарушения регламентов, а какие с нарушениями; количественные показатели обращений по категориям.

И уже при необходимости можно углубиться в подробности, если некая УК регулярно нарушает нормативы или, вообще, игнорирует заявки людей. Чиновник имеет возможность увидеть каждое обращения и реакцию на него со стороны УК.

Таким образом, он моментально может собрать фактуру для инициации административных процедур.

  1. «Важным подспорьем станет наличие большой аналитической базы, которая сформируется за счет накопленных показателей. По ней будет проводиться сводный анализ, а главное они дадут городу картину стратегического развития на будущее»
  2. — Елена Семенова, заместитель директора ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России»

Прозрачность вместо митингов

По логике, такая прозрачная система должна стимулировать развитие гражданского общества. Есть ли возможность у жильцов увидеть принятые чиновниками меры?

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector