Минприроды хочет разрешить строительство в лесах

Минприроды хочет разрешить строительство в лесахИллюстрация: pixabay.com

Министерство подготовило поправки в Лесной кодекс, которые позволят возводить в лесах туристические объекты с оградами. Так ведомство хочет получить дополнительные деньги на содержание лесов

  • В поправках, которые подготовило Минприроды, предлагается разрешить строительство в лесах, в том числе, в охранных и санитарно-защитных зонах, предназначенных “для обеспечения безопаности граждан”, в водоохранных зонах и в ценных лесах, пишет “Коммерсант”.
  • Если поправки будут приняты, то в этих местах будет разрешена выборочная или сплошная рубка деревьев, кустарников и лиан, а сами объекты можно будет ограждать.
  • Строить можно будет не только временные постройки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, но и «иные объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма» (какие именно — не уточняется).
  • Законопроект Минприроды уже поддержали чиновники Подмосковья и Владимирской области на заседании, состоявшемся 1 июля.

Зампред правительства Московской области Александр Чупраков заявил, что капитальное строительство в лесах необходимо разрешить для повышения их «инвестиционной привлекательности».

В ближайшие два года на подмосковное лесное хозяйство будет выделяться в два раза меньше денег (600 млн руб.

вместо 1,2 млрд), и капитальное строительство может принести дополнительные деньги на развитие лесного фонда.

По словам Чупракова, сейчас леса Подмосковья из-за неконтролируемого отдыха населения пребывают в неудовлетворительном состоянии: там рубятся деревья, а сами леса замусориваются. На леса Подмосковья приходится в 62 раза большая нагрузка, чем в среднем по стране, утверждают чиновники.

По мнению руководителя лесной программы “Гринписа” Алексея Ярошенко, теперь в лесах можно будет построить любое капитальное сооружение под видом туристического объекта, а затем вывести эти земли из лесного фонда, приватизировать и переоформить под нужды подсобного хозяйства. То есть, по сути, закон Минприроды легализует подобный способ вывода лесных земель.

Однако Минприроды в официальном комментарии обещает выделять земли под строительство открыто и гласно.

В Рослесхозе выступили против законопроекта: “блага рекреации могут достаться далеко не всем”, заявил начальник управления науки Рослесхоза Владимир Дмитриев.

Госдума может разрешить капитальную застройку на землях лесного фонда | ГК «Абажур»

Минприроды хочет разрешить строительство в лесах

Экологи опасаются — вокруг крупных городов могут быть вырублены гектары лесов под строительство коттеджей. К этому может привести законопроект, который в ближайшее время будет внесен в Госдуму,— он разрешает капитальную застройку земель лесного фонда для отдыха и туризма. Под видом баз отдыха, по мнению экологов, появятся частные элитные владения, что неминуемо приведет к всплеску массовых волнений. В Минприроды с этим не соглашаются и полагают, что инициатива будет стимулировать развитие внутреннего туризма в регионах и привлекать дополнительные инвестиции в лесное хозяйство.

Минприроды разработало проект поправок к Лесному и Градостроительному кодексам — он регулирует вопросы строительства на землях лесного фонда

Документ разрешает в целях рекреации строить на лесных участках объекты туриндустрии и спорта, детские и спортивные лагеря, а также «иные объекты капитального строительства и некапитальных строений, необходимых для осуществления рекреационной деятельности»

Для этого государственные и муниципальные учреждения, а также юрлица и индивидуальные предприниматели должны получить участок в аренду для рекреации. Затем региональные чиновники могут выдать разрешение на строительство.

В законопроекте обозначается, что в совокупности объекты, предназначенные для отдыха, туризма или занятий физкультурой и спортом, не могут занимать более 20% от площади арендуемого участка

Сейчас, для подобной деятельности, разрешается устанавливать в лесах только временные постройки.

Бывают случаи, что строят на свайном фундаменте трехэтажный дом и в суде пытаются доказать, что это некапитальное строительство. Бывает, что суд соглашается.

Остается опасение, что этот документ приведет не только к легализации существующих санаториев и других объектов, но и к строительству частных коттеджей под видом объектов спорта и туриндустрии.

Процедура перевода из одной категории земель в другую (например, из лесного фонда в земли населенных пунктов) длительная, сложная и дорогая. Кроме того, для этого необходимо пройти общественные обсуждения.

А еще, процедура облагается налогами, и какой-то процент лесов, который будет вырублен, компенсируется. Возможно, произойдет потеря не только лесов, но и поступлений в бюджет.

Кроме того, в населенных пунктах градостроительные нормы регламентируют правила строительства, а отсутствие таковых для земель лесного фонда сделает его застройку неконтролируемой.

В пояснительной записке говорится, что документ не нарушает права граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах

В Московской области немало случаев, когда лес хотят взять в рекреационную аренду, потому что это дешевле всего. В итоге, территория ограждается высоким забором, и там стоит особняк.

Это незаконно, но как раз на Подмосковье нацелены люди, которые могу позволить себе коррупционные издержки.

Уже сейчас такие ситуации провоцируют протестные настроения, и предполагает, что в случае принятия законопроекта произойдет рост социальной напряженности.

Законопроект поступил на согласование в Комитет лесного хозяйства Московской области, а там его концептуально поддерживают:

«Мы видим необходимость его актуализации с учетом требований времени — с увеличением антропогенной нагрузки на леса Московской области изменились запросы граждан, появились новые проекты и происходит активное развитие рекреационных зон».

В минприроды заявляют, что ограничения, вводимые законопроектом, не приведут к неконтролируемой или чрезмерной застройке лесных участков

В частности, строить рекреационные объекты можно будет в «специальных зонах», которые будут определены в лесохозяйственном регламенте субъекта после прохождения им процедуры общественного обсуждения.

Предполагается, что положения законопроекта позволят повысить качество отдыха в лесах, а также стимулировать развитие в регионах внутреннего туризма и привлечь дополнительные инвестиции в лесное хозяйство.

В Минприроды также сообщили, что законопроект согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, поддержан Государственно-правовым управлением президента и подготовлен к внесению в Госдуму.

Посмотрите наши свежие земельные участки в Новосибирске, они все относятся к землян населенных пунктов или промышленности:

Источник: КоммерсантЪ

Отношения лесные и не очень, или Сага о судьбах русского леса на сельскохозяйственных землях

1 октября 2020 года вступает в силу Постановление Правительства РФ № 1509 от 21.09.2020 г. о легализации древесной растительности на заросших землях сельскохозяйственного назначения.

Правообладатели участков смогут воспользоваться «волшебным тумблером», который чудесным образом превращает землю в лес и лес в землю.

Впрочем, панацеей это решение кажется только на первый взгляд…

До недавнего времени вопрос о наличии леса на землях сельскохозяйственного назначения для их владельцев стоял достаточно остро, если не сказать, что это была настоящая головная боль.

По результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи, проводившейся в 2016 году, в России насчитывалось около 100 млн га заброшенных сельскохозяйственных земель.

Организация Greenpeace посчитала, что это составляет примерно одну десятую часть всех лесов России и примерно треть лесов, пригодных для ведения лесного хозяйства.

Однако эти леса юридически лесами не являлись, продавать как лес их было невозможно. Вместе с тем собственники земельных участков должны были принимать меры по расчистке земель от насаждений, оплачивать дорогостоящие проекты мелиорации земель и реализовывать их за свой счет.

И ладно бы, если бы это было просто мелколесье и кустарник.

Но нет, покупатели участков могли получить на сельскохозяйственной земле в довесок здоровые деревья, иначе именуемые деловой древесиной, однако не имея никакой возможности законно реализовать ее как древесину, должны были ее уничтожить, чтоб не получить штраф или вовсе не лишиться земли.

Неудивительно, что именно на такой земле возникали пожары, тушением которых закономерно было некому заниматься. Кроме того, отсутствие правового статуса растительности давало почву для многочисленных злоупотреблений и в правовом поле.

За деревьями леса не видно

Не все собственники земли знают о том, что в соответствии со ст. 6 Лесного Кодекса, леса располагаются не только на землях лесного фонда, но также и на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях. Но не все так просто на первый взгляд. Часть 2 ст.

77 Земельного кодекса предусматривает, что в составе земель сельскохозяйственного назначения могут выделяться земли, занятые защитными лесными насаждениями.

Таким образом, эти насаждения имеют юридический статус леса, за уничтожение которого предусмотрена, в том числе, уголовная ответственность.

Однако не всем насаждениям так повезло.

Гораздо больше тех, которые в соответствии с действующим законодательством до настоящего не имели никакого статуса, кроме статуса сорняков, портящих ценные сельскохозяйственные земли, даже если эти «сорняки» представляют собой трехметровые деревья.

Это так называемая древесно-кустарниковая растительность, причем весьма любопытно, что наше законодательство не знает такого термина, хотя в правоприменительной практике это словосочетание активно используется.

Причем если с формальной точки зрения эта растительность к лесу не имеет никакого отношения, при разрешении споров, так или иначе связанных с расчисткой сельскохозяйственных участков, суды оперируют терминами именно лесного законодательства и обращаются к актам, регулирующим именно лесные отношения.

Читайте также:  УК должны будут вести надзор за газовым оборудованием в квартирах

Ранее в Лесном Кодексе РФ 1997 года была статья 134, посвященная древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, однако наличие такой растительности также допускалось для обеспечения защиты земель от воздействия неблагоприятных явлений, и, хотя рубка и предусматривалась, о правах на вырубленные растения не упоминалось.

В новом Лесном Кодексе (от 04.12.

2006 N 200-ФЗ) специальная статья 123, посвященная лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, появилась только в декабре 2018 года, однако во второй части статьи было указано, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства таких лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации, а пока такого постановления (как и самой статьи 123) не было, можно сказать, что не было и отношений. То есть лес вроде есть, а вроде его и нет. А как можно срубить и украсть то, чего как бы нет? А если, ко всему прочему, и земля, на которой растет то, чего нет, никому не принадлежит, то это вообще золотая жила, и деньги можно делать просто из воздуха…

Однако государство нашло как защитить свой интерес, и серое пятно в законодательстве привело на скамью подсудимых не одного или не двух «знатоков» законов. На помощь пришел и Конституционный суд, который в своем Постановлении от 02.06.

2015 N 12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой ООО «Заполярнефть», указал на двойственность понятия леса как экологической системы и как природного ресурса.

Это постановление легло в основу многих судебных решений и позволило прокурорам применять общие положения природоохранного законодательства при борьбе с лесорубами, уничтожающими многолетние лесные насаждения на якобы никому не принадлежащих землях сельскохозяйственного назначения.

Материальный ущерб, причиненный Российской Федерации, рассчитывался по таксационным показателям деловой древесины и исчислялся десятками миллионов рублей, но, как известно, борьба с последствиями никогда не будет эффективнее, чем борьба с причиной проблемы.

И, в конце концов, проблемой решили заняться на самом высоком уровне.

Лес кругом, а без дров живем…

В январе этого года Владимир Путин поручил новому Правительству принять меры, направленные – дословно — на установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, предусмотрев возможность осуществления на землях такой категории всех видов использования лесов без необходимости изменения формы собственности на земельные участки и изменения категории земель. Срок исполнения поручения был установлен до 30 апреля 2020 г.

Президент и ранее обращался с подобным поручением в предыдущему Правительству, но, видимо, что-то пошло не так.

В конце сентября прошлого года увидел свет проект постановления, подготовленный Минприроды, который, однако, подвергся резкой критике со стороны экологов и аграриев, поскольку механизм задействования лесной растительности в экономической деятельности и ее оборот так в документе предусмотрен и не был.

Проект не допускал на землях сельскохозяйственного назначения ни заготовку древесины, ни разведение лесных плантаций.

Леса могли использоваться только для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов; заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений; ведения сельского хозяйства; выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, но и то – только до того момента, пока высший исполнительный орган субъекта федерации не принимал решение о том, чтобы либо ввести земли в оборот путем проведения мелиорации, либо перевести такие земли в лесной фонд. Собственно, такое решение мог принять и сам собственник земельного участка, который и без того стоял на перепутье как в русской народной сказке: направо пойдешь – штраф за необработанные земли заплатишь, налево пойдешь – проект мелиорации в копеечку влетит, а прямо пойдешь – так и вовсе земли лишишься.

Как известно, в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.

2002 N 101-ФЗ земельный участок может быть изъят у собственника принудительно, равно как и принудительно могут быть прекращены другие вещные права на участок, если он не используется по целевому назначению либо используется с нарушением законодательства, поскольку сельскохозяйственные земли являются особо ценными, и снижение плодородия почв является существенным риском.

В свою очередь расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха представляет собой культуртехническую мелиорацию, которая должна проводиться на основании разработанного с учетом требований законодательства и согласованного проекта в соответствии с Федеральным законом «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ. Просто так расчищать землю нельзя, ущерб от такой расчистки, подлежащий возмещению, может исчисляться миллионами рублей. Суды однозначно становились на сторону прокуроров и удовлетворяли иски о запрещении проведения работ без согласованного проекта мелиорации.

С другой стороны, понять ответчиков тоже можно. В одном из дел в качестве довода сторона ответчика указывала на то, что проект мелиорации обошелся бы в неподъемную для сельскохозяйственного предприятия сумму.

С другой стороны, в данном случае государство допускает перевод таких земель в земли лесного фонда, если ведение сельского хозяйства на них не представляется возможным.

Однако при этом хозяин такого участка лишается и участка, и всего, что нам нем выросло, и никакого экономического смысла такие отношения не имеют.

https://www.youtube.com/watch?v=pn7PfTcRS4Y\u0026t=987s

Еще один вопрос возникает, если участок зарос, но еще не совсем лесом, ведь это все равно сырье.

Отходы деревообработки, образующиеся после очистки участков – никак иначе эту древесную растительность идентифицировать не представляется возможным – могут утилизироваться и использоваться большим количеством способов, в том числе, весьма прибыльным.

Поэтому муниципальные администрации могли запросто выдать разрешение на очистку участков от растительности предпринимателям, которые в качестве платы за работу забирали порубочные остатки и изготавливали из них, например, топливные брикеты.

Некоторые регионы, осознавая всю ценность данной «сельскохозяйственной» древесины, предпринимали попытки — хотя и не всегда успешные — законно ввести ее в оборот.

Так, Временный порядок предоставления лесных насаждений, расположенных на заросших земельных участках сельскохозяйственного назначения для заготовки древесины, был принят в Псковской области. Согласно этому документу для получения древесины граждане должны были подтвердить, что у них есть печное отопление.

Разрешительными документами на заготовку древесины, в частности, была накладная на отпуск лесных насаждений, плата за древесину определялась по ставкам, устанавливаемым для деловой древесины лесного фонда, а заготовка и сдача участков – в соответствии с требованиями Лесного кодекса.

(По некоторым данным в той же Псковской области рубку таких насаждений на землях сельскохозяйственного назначения вообще хотели запретить.)

Аналогичный «Временный порядок проведения рубок на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципального образования «Томский район» нужд отопления граждан» был принят в Томской области.

Однако и порядок, и решение Думы Томской области, его утверждавшее, по иску прокурора были признаны недействующим: суд посчитал, что земли сельскохозяйственного назначения не предназначены для использования гражданами для заготовки древесины для нужд отопления.

Впоследствии в Томской области был принят другой документ, утверждавший Порядок использования древесно-кустарниковой растительности на землях, находящихся в государственной собственности Томской области (утв. Постановлением Администрации Томской области от 14.06.2018 № 245а).

Данный документ регулирует порядок обращения с растительностью, которая образуется в результате строительства линейных объектов и расчистки просек.

В соответствии с документом древесная растительность подлежит материальной оценке, ее реализация осуществляется подведомственным Департаменту лесного хозяйства Томской области учреждением, а доходы от реализации поступают в областной бюджет.

Данный документ является еще одним подтверждением того, что растительность без всякого статуса приносит прибыль. Главное – правильно ее оформить.

Лес рубят ─ щепки летят, или парадоксы судебной практики

Впрочем, если собственника заросшей сельскохозяйственной земли больше всего волнуют расходы на мелиорацию, то государственные земли – настоящий клад, потому что там с первого взгляда никого ничего не волнует.

Бывшая колхозная земля, заросшая настоящим лесом во всех смыслах этого слова, зачастую становилась объектом манипуляций со стороны местных администраций, разумеется, имевших представление о стоимости растущей там древесины.

Такие земельные участки с категорией земель сельскохозяйственного назначения передавались в аренду (или находились в бессрочном пользовании) предприимчивым лесорубам, которые под видом культуртехнической мелиорации на участке с целью введения его в оборот валили там лес.

Однако суды признавали такую деятельность недобросовестной, осуществляемой в обход закона с противоправной целью. Так, в решении Томского районного суда по делу № 2-220/2018 суд указал, что действующим законодательством не предусмотрена вырубка лесных насаждений под видом культуртехнических работ.

Были расторгнуты договоры аренды земельных участков, на которых ответчик производил рубку лесных насаждений без согласования. Суд указал, что лесные насаждения не могут быть расценены в качестве древесной либо кустарниковой растительности, от которой необходимо было производить расчистку участков для использования в соответствии с их видом разрешенного использования.

Читайте также:  Могу ли я приватизировать землю, если уже участвовала в приватизации земли?

Ущерб, причиненный окружающей среде, был оценен в сумму более 3 млн рублей.

По аналогичному делу (№ 2-20/2020) Бологовский городской суд Тверской области также признал недействительными договоры аренды заросших лесом земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, и последующей их субаренды, признав данные договоры мнимыми сделками.

Суд указал на то, что то обстоятельство, что земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям лесного фонда, не давало ответчикам права в обход установленных законом процедур осуществлять массовую рубку лесных насаждений, фактически произрастающих на данном участке.

Договоры аренды земельных участков ответчиками заведомо заключены исключительно с целью рубки лесных насаждений, в чем усматриваются признаки злоупотребления правом (ч.1 ст.10 ГК РФ). Ответчики под видом расчистки сельскохозяйственных угодий занимались заготовкой деловой древесины.

Такие действия ответчиков, связанные с очевидным отклонением от добросовестного поведения, суд квалифицировал как противоправные.

А вот Пошехонский районный суд Ярославской области полтора года назад по делу № 2-32019 за вырубку шести гектаров леса на землях сельскохозяйственного назначения взыскал ущерб в сумме 210 млн рублей.

Земли были предоставлены в бессрочное пользование обществу, которое прекратило свое существование, будучи присоединенным к другой компании, а та, в свою очередь, была признана банкротом. Именно с этой организацией решили заключить договор аренды ответчики и… не рассчитали.

Границы участка не были установлены, на кадастровый учет участок поставлен не был, таким образом, суд признал договор ничтожным. Когда же ответчики предоставили суду наспех составленный договор расчистки того же самого участка, у суда возникли закономерные сомнения относительно достоверности этого договора.

В итоге суд пришел к выводу о том, что, заключая договор аренды в отношении спорного земельного участка, ответчик знал о неиспользовании земельного участка на протяжении длительного времени в качестве какого-либо сельхозугодья (пашни, пастбища и т.п.

), о нахождении на участке лесных насаждений, и не намеревался использовать земельный участок в соответствии с его назначением, а желал использовать участок с целью вырубки на нем лесных насаждений и извлечения выгоды. Таким образом, ущерб был причинен собственнику участка, а именно – Вологодской области.

Госдума хочет разрешить застройку лесов

В начале декабря депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект, который, с точки зрения экозащитников и даже самих строителей может привести к массовой вырубке лесов ради строительства. При этом сам законопроект изначально предполагает ровно противоположную цель – защиту лесов от незаконного строительства.

О чем этот законопроект?

Законопроект включает ряд поправок в ныне действующий Лесной и Гражданский кодексы, в которых указаны нормы строительства в лесах.

Сам законопроект можно прочитать на сайте системы обеспечения законодательной деятельности – он числится под номером 793310-7 («О  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования использования лесов при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также при возведении и эксплуатации некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры»). 

Изначально идея поправок звучит неплохо: суть законопроекта сводится к тому, чтобы с целью рекреации строить в лесах туристические и спортивные объекты (детские лагеря отдыха, турбазы). Инициаторы поправок считают, что они помогут «качественно повысить уровень отдыха в лесах, инвестиционную привлекательность использования лесов».

Смущает фраза о том, что строить можно будет и «иные объекты капитального строительства и некапитальных строений, необходимых для осуществления рекреационной деятельности».

Механизм работы простой: сперва нужно получить участок в аренду для рекреации (это смогут сделать как государственные и муниципальные органы, так и ИП и юрлица). После оформления аренды можно будет отправляться за разрешением на строительство. Предполагается, что в общей сложности построенные объекты должны будут занимать не больше 20% от арендованного участка.

По словам руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Сергея Аноприенко, законопроект упорядочивает порядок размещения в лесах объектов строительства в зависимости от того, являются они капитальными или некапитальными.

К тому же, появятся жесткие ограничения, препятствующие излишней застройке лесных участков, но параллельно повышающие «инвестиционную привлекательность «рекреационной» аренды лесных участков» и тем самым улучшающие качество отдыха россиян.

Законопроект также предполагает запрет на перевод застраиваемых с той самой целью рекреации участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий. Кроме того, поправки запрещают и проводить на таких участках сплошную вырубку деревьев, добавляет Аноприенко.

Получается, что законопроект вроде как запрещает стройку частных коттеджей, но допускает стройку коттеджей «рекреационных». 

Таким образом, один и тот же коттеджный поселок может быть как законным (если он будет турбазой), так и незаконным (если жить в нем будут постоянно одни и те же «туристы»). Признаем, экосистеме эта разница глубоко безразлична.

Было – станет

По ныне действующему законодательству сейчас в лесах можно возводить только временные постройки, и это принципиальное отличие.

Но даже сейчас нарушений этого правила хватает с лихвой – более того, даже суды не всегда могут (или просто не хотят) «отбить» незаконную стройку коттеджа или базы отдыха.

В качестве примера можно привести строительство ЖК «Сказочный лес» в рекреационной зоне национального парка «Лосиный остров».

«На сегодняшний момент практически не отлажена система эффективного регулирования существующих надзирающих процессов, – напомнил читателям ЦИАН.Журнала руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор. – И мы регулярно видим из практики огромное количество всевозможных нарушений, в том числе градостроительного кодекса. 

  • Есть множество фактов, когда невзирая на закон и ответственность, леса вырубаются и территории используются не по назначению. 
  • В данном случае, главное не допустить, чтобы вместо объектов туристического направления не появились жилые коттеджи и не началась массовая хаотичная застройка».
  • Чем опасен законопроект?
  • С точки зрения Моора, сама по себе идея развития внутренней туриндустрии, детских и спортивных лагерей на рекреационной земле безусловно хорошая.

«Но, к сожалению, у любой инициативы всегда есть обратная сторона медали, и она беспокоит нас прежде всего. Конечно, есть опасения, что пытаясь увеличить внутренний туризм, может произойти незаконная массовая вырубка лесов и ухудшение экологической ситуации на большой территории лесфонда».

По мнению эксперта, нужно очень аккуратно принимать решения о создании механизмов, которые вполне «законно» позволят недобросовестным предпринимателям совместно с недобросовестными чиновниками уничтожать леса, и под названием «рекреация» строить самое обычное жилье – допускать этого никак нельзя. Моор считает, что на данном этапе ситуация непрозрачна и является вполне спорной. Пока открытым остаются вопросы, каким образом она будет регулироваться, а также кто и как будет контролировать процесс.

«Нужно внимательно подойти к этому закону, обсудить с экспертами и контролирующими органами, чтобы, с одной стороны, сохранить лесные массивы, а с другой стороны, развивать крайне важную для нашей страны и экономики в целом внутреннюю туриндустрию, при этом не нарушая никакие градостроительные нормы. Это очень тонкая грань, в которой нужен тщательный и внимательный контроль», – резюмирует Моор.

Есть и еще один момент: одна из поправок говорит, что в первую очередь под застройку следует отправлять те земли Лесфонда, на которых преобладают погибшие, поврежденные и перестойные деревья. Противники законопроекта считают, что этот пункт может «вдохновить» недобросовестных участников строительства на намеренное повреждение лесов.

Мария Архиповой (Баст), председатель Ассоциации адвокатов России за Права человека, адвокат, считает, что с точки зрения бизнеса данная инициатива ни к чему не приведет, так как гарантии права собственности – это одно из основных условий бизнеса.

«В данном случае речь идет об аренде, соответственно, о воле чиновника, то есть, способствует созданию чиновничьего бизнеса, когда чиновники своим же фирмам буду сдавать в аренду леса для коммерческой деятельности, а под видом рекреации будут вырубать. В целом, это вписывается в корпоративный бизнес, который сложился в России, и не отвечает никаким признакам свободной рыночной экономики и предпринимательства».

Резюмируя все вышесказанное, Кирилл Сиволапов, руководитель отделения «управление недвижимостью» Факультета рыночных технологий ИОМ  РАНХиГС, признает, что законопроект «не очень хороший». С точки зрения Сиволапова, он позволяет строить в лесной зоне, и это может привести к проблемам.

«Об этом законопроекте говорили много, и большинство относится к нему достаточно скептически именно из-за того, что он позволит частично продолжать вырубку лесов».

Читайте также:  Как купить квартиру в доме под снос?

Минприроды хочет разрешить капитальное строительство в лесу

Минприроды подготовило поправки в Лесной кодекс (ЛК), которые позволят возводить объекты для туризма в лесах и огораживать их. Экологи и специалисты Рослесхоза считают, что законопроект спровоцирует волну коттеджной застройки и легализует схему вывода земель из лесного фонда.

Разрешить строительство в лесах капитальных сооружений для рекреационных
целей Минприроды предполагает внесением поправок в несколько статей Лесного
кодекса. Законопроект подготовлен для реализации поручения Владимира Путина,
который летом 2014 года распорядился усовершенствовать законодательство в сфере
лесной рекреации, сообщили
«Коммерсанту» в ведомстве.

В Минприроды необходимость правки ЛК объясняют тем, что запрет легально
строить в лесах порождает поток обращений о переводе земель лесного фонда в
земли иных категорий, ограничивает развитие «организованного туризма» и мешает
инвестициям «в развитие территорий».

Чиновники хотят разрешить строительство и эксплуатацию объектов, которые не
связаны с лесной инфраструктурой, в том числе в охранных и
санитарно-защитных зонах.

В этих местах, если поправки будут одобрены, появится
возможность выборочной или сплошной рубки деревьев, кустарников или лиан.

«В
целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для
эксплуатации таких объектов» Минприроды предлагает разрешить их
огораживание.

Еще одна поправка в ЛК позволит строить в лесах для отдыха граждан не только
временные постройки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и
спортивно-технические сооружения (например, стадионы и спортплощадки), как это
делается сейчас, но и «иные объекты, используемые для организации отдыха
граждан и туризма». Их также можно будет огораживать. Что подразумевается под
«иными объектами», в законопроекте не оговорено. Строить их, согласно
поправкам, можно будет в лесах, расположенных в водоохранных зонах, в лесах,
которые выполняют функции защиты природы и иных объектов, и в ценных лесах.

Законопроект Минприроды нашел поддержку как минимум в двух регионах: в
Подмосковье и Владимирской области, отмечает издание. Чиновники из этих
регионов поддержали поправки на состоявшемся 1 июля заседании межведомственной
рабочей группы по совершенствованию правового регулирования использования лесов
для осуществления рекреационной деятельности.

Против инициативы Минприроды выступают экологи и специалисты Рослесхоза. Как
сообщил газете руководитель лесной программы российской «Гринпис» Алексей
Ярошенко, в нынешнем виде законопроект вызовет волну капитальной и коттеджной
застройки в лесах.

На арендованных под рекреационные цели лесных землях можно
будет построить любое капитальное сооружение, оформив его, к примеру, как
гостиницу. По новому закону Минприроды его можно будет обнести забором, а
впоследствии приватизировать и переоформить под нужды подсобного хозяйства.

Такие схемы применяются и сейчас, но делают это граждане «на свой страх и
риск», утверждает господин Ярошенко: «В любой момент в дело может вмешаться
прокуратура».

Кто сможет оформить землю по «лесной амнистии»?

Начавшаяся в 2006 году «дачная амнистия» дала возможность оформить в упрощенном порядке собственность на земельные участки, дачные и жилые дома тем, кто не имел на них документов. Объявленная в 2017 году «лесная амнистия» позволит зарегистрировать землю, которая оказалась включена в состав лесного фонда.

«Лесная амнистия» возникла из необходимости защитить права граждан, которые на вполне законных основаниях получили граничащие с лесом земельные участки, затем по какой-то причине включенные в состав лесного фонда. Если границы участка где-то пересекаются с лесом, собственники не только испытывают трудности с оформлением прав на землю, они вообще могут лишиться участка.

«В предыдущие годы были нередки случаи, когда люди десятилетиями пользовались земельными участками, строили на них дачи, а потом этот участок забирали на том основании, что он относится к землям лесного фонда.

Чтобы найти выход во всех подобных ситуациях, и был принят 280-й федеральный закон, который называют законом о «лесной амнистии», — объясняет начальник отдела повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Красноярскому краю Дмитрий Незванов.

«Лесная амнистия» распространяется на земельные участки, предоставленные в собственность до 1 января 2016 года. При этом неважно, когда права на участок появились у нынешнего владельца, он мог купить участок и в 2017 году, главное, чтобы первоначальному собственнику участок был предоставлен до 1 января 2016 года.

Сведения в каких документах имеют решающее значение?

До сих пор основной проблемой собственников в таких случаях было доказать, что земельный участок не относится к землям лесного фонда. Новый закон установил, какие сведения при определении статуса земли следует считать основными.

Согласно ФЗ № 280, если по документам (данным ЕГРН, иным документам) участок имеет иную категорию, относится не к землям лесного фонда, а, например, к землям сельскохозяйственного назначения, приоритет отдается информации, указанной в ЕГРН, а не в лесном реестре.

Единственное исключение — земельные участки, которые находятся в зоне особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники).

«В Емельяновском районе есть заказник «Красноярский», на территории которого действует садовое общество. Землепользователи, купившие здесь участки, не могут оформить документы на землю, и «лесная амнистия» им в этом не поможет, потому что участки на территории заказника изначально предоставлялись незаконно», — объясняет Дмитрий Незванов.

Порядок перевода земель лесного фонда в другую категорию

Другой важный момент, который определил новый закон, — участки, предоставленные из земель лесного фонда до 8 августа 2008 года и имеющие категорию «земли лесного фонда», можно перевести в другую категорию.

Но только при условии, что их разрешенное использование никак не связано с использованием леса (земля предоставлялась для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства). Если участок расположен на территории населенного пункта, из земель лесного фонда он переводится в земли поселений.

Там, где границы населенных пунктов на настоящий момент не определены и участок расположен на территории между населенными пунктами, он может быть переведен в земли сельхозназначения.

«Если право на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН и у собственника есть документы, проблем практически не возникает, — объясняет Дмитрий Незванов. — Раньше, когда собственник такого земельного участка хотел определить его границы, он обращался к кадастровому инженеру.

Тот, видя, что земельный участок граничит с лесом, запрашивал сведения в Министерстве лесного хозяйства и получал ответ, что участок находится на землях лесного фонда, после чего кадастровый инженер отказывался проводить межевание.

Теперь во всех подобных случаях кадастровый инженер указывает в своем заключении, что участок расположен на границе с лесом, права на него возникли давно, должна применяться статья 60.2 закона о регистрации недвижимости».

Как оформить собственность на лесной земельный участок?

Кроме того, закон позволяет оформить до сих пор не оформленные, так называемые неразграниченные, земельные участки на землях лесного фонда, которые в предыдущие годы могли предоставлять гражданам для различных целей (индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства).

Землепользователь построил на этой земле объект (жилой дом или жилое строение), который соответствует назначению участка, и успел зарегистрировать на него права.

Обычно после этого он обращается в администрацию, чтобы оформить собственность на землю, но администрация предоставить участок в собственность не может, так как он относится к лесному фонду.

Согласно закону о «лесной амнистии», если построенный на участке объект находится в собственности, для получения права собственности на земельный участок владелец дома должен обратиться в тот орган, который предоставил земельный участок из госсобственности, в Красноярске это территориальное Управление Росимущества по Красноярскому краю. Участок в таких случаях можно будет узаконить.

Росреестр выявляет земельные участки, имеющие пересечение границ с лесным фондом

Разница между «дачной амнистией» и «лесной амнистией» заключается в том, что если для «дачной амнистии» собственник должен был сам собрать необходимые документы для оформления прав на объект и обратиться с ними в Росреестр, то «лесная амнистия» не предполагает такого участия граждан.

Всю работу ведут Росреестр, органы прокуратуры и Рослесхоз, это они должны провести сплошную проверку всех земельных участков, которые пересекаются с границами леса, рассмотреть каждую ситуацию отдельно и вынести решение. При Управлениях Росреестра в каждом из субъектов созданы межведомственные рабочие группы, которые занимаются выявлением всех земельных участков, имеющих пересечения с границами участков лесного фонда.

«К этому моменту в Красноярском крае установлено 615 таких участков, теперь мы каждый из них рассматриваем на соответствие указанным в законе критериям: когда на него возникли права, не попадает ли он в границы особо охраняемых природных территорий, — и принимаем соответствующее решение.

В результате этой работы изменения вносятся либо в лесной реестр, либо в ЕГРН, либо мы принимаем решение о том, что земельный участок предоставлялся незаконно, после чего Рослесхоз должен обращаться в суд с иском о его изъятии, — рассказывает Дмитрий Незванов.

— В большинстве случаев находятся подтверждения того, что права у людей возникли давно».

«Лесная амнистия» дает возможность тем, у кого до сих пор возникали проблемы с оформлением прав на земельные участки, узаконить землю. Хотя выявлением таких участков занимается Росреестр, кое-что для их оформления могут сделать сами собственники.

Специалисты советуют установить границы, а для этого заказать межевание кадастровым инженерам, собрать все документы на землю (документы, по которым участок предоставлялся собственнику, кадастровый план участка) и обратиться с ними в Росреестр.

Татьяна Крупко

источник: http://www.sibdom.ru/publication/articles/34/1772/ 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *