Госдума уточнит принципы сноса самостроя

Госдума уточнит принципы сноса самостроя

flickr.com/mhmolinaro

У чиновников будет меньше возможностей для внесудебного сноса самовольных построек, а граждане в некоторых случаях смогут их сохранить. Соответствующие законопроекты, вносящие изменения в Гражданский и Градостроительный кодексы, а также в Кодекс об административных правонарушениях, 1 ноября Правительство внесло в Государственную Думу.

За снос — компенсация

Госдума уточнит принципы сноса самостроя

С 2014 года в Москве снесли около 4 тысяч объектов самостроя

Первым делом поправками уточняется само понятие «самовольная постройка». Уточнение позволит избежать ошибочного сноса легально возведённых объектов. Сейчас к самострою относятся все сооружения на участке, который не был предоставлен в установленном порядке либо к которому применяются обременения: например, на нём можно только разводить огород. Также самовольными постройками считаются здания, возведённые без необходимых разрешений или с нарушением строительных норм. Теперь из их числа исключат объекты, которые хоть и построены с нарушением требований законодательства, но прошли все необходимые согласования и разрешения, а также объекты, собственник которых и не подозревал об обременениях по земельному участку.

Речь в документах также идёт о ситуациях, когда человек приобретает объект, право собственности на который было зарегистрировано, однако который впоследствии при новом владельце был признан самовольной постройкой.

Таким лицам будет выплачиваться из российской казны однократная компенсация за утрату права собственности, а также компенсация расходов на снос.

Оговаривается, что у собственника самостроя изымут участок только в том случае, если он не снесёт незаконно построенное здание самостоятельно.

Кроме того, согласно проектам, решение о сносе самовольной постройки или о её приведении в соответствие требованиям будет принимать только суд.

По решению органов местного самоуправления нельзя будет сносить объекты, если они были созданы до вступления в силу Земельного кодекса (если решение было принято из-за отсутствия документов о праве на участок) или Градостроительного кодекса (если основанием принятия решения о сносе является отсутствие разрешения на строительство). Документы приобрели силы в 2001 и 2004 года соответственно.

Вместе с тем будет запрещён снос зданий, если право собственности на него уже зарегистрировано в Едином госреестре недвижимости. Наконец, сохранят свои постройки и те собственники, которые приведут их в соответствие с градостроительными требованиями.

Многоэтажку на участке для коттеджа не реабилитируют

Вместе с тем правительственными законопроектами ужесточается регулирование индивидуального жилищного строительства (ИЖС). В первую очередь чтобы предотвратить возведение многоквартирных домов на «индивидуальных» участках.

В соответствии с поправками, Госстройнадзор сможет проверять объекты площадью менее 500 квадратных метров.

Сам объект ИЖС определяется как отдельно стоящий дом с максимум тремя этажами и высотой не более 20 метров, не состоящий из квартир или блок-секций.

За неисполнение в установленный срок решения о сносе самовольной постройки или о её приведении в соответствие с установленными требованиями граждан, предпринимателей и должностных лиц оштрафуют на суммы от 20 тысяч до 50 тысяч рублей, а юрлиц — от 100 тысяч до 300 тысяч.

Важно, что документ имеет обратную силу. Ведь из-за ляпов власти или смены требований страдают простые люди, которые не должны знать о каких-то ограничениях по участкам».

Жульничество с многоквартирниками под видом ИЖС, отметила председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская, давно пора прекратить. «Сами граждане должны понимать, что они не экономят, а влипают в некрасивую историю и сильно рискуют, попадая на крючок низкой цены.

Так прикрывается коррупция и сговор с публичной властью», — убеждена она.

Проблема самостроя остаётся актуальной для многих южных регионов, особенно Северного Кавказа, признаёт член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Алихан Харсиев. «Меня смущает только вывод домов из самостроя.

Боюсь, что здесь недобросовестные чиновники получат новые коррупционные возможности», — сказал депутат.

Коллега Харсиева по комитету Владимир Афонский напомнил о недавних скандалах с цыганским самостроем в Тульской области, интересы избирателей из которой он представляет. После вынесения судебных решений в посёлке Косая Гора снесли десятки домов — и кое-как сколоченные лачуги, и кирпичные коттеджи.

«Меня очень радует, что в случае возникновения проблем с самостроем ситуацию можно будет исправить. Думаю, что мы внимательно рассмотрим каждое из предложений Минстроя и постараемся минимизировать коррупционную составляющую», — добавил парламентарий.

Поправки к поправкам уже готовят

Несмотря на своевременность подготовленных поправок, в Торгово-промышленной палате России уже объявили, что подготовят предложения по корректировке правительственных законопроектов.

По мнению президента ТПП Сергея Катырина, только суд должен принимать решение о сносе любого объекта: «Почему-то предлагается так поступать лишь в отношении самовольно построенных объектов индивидуального жилищного строительства, оставляя право местным органам власти принимать решения по другим объектам.

Одновременно местным органам власти хотят запретить принимать решения о сносе объекта, если права на него уже зарегистрированы в госреестре недвижимости. Но ведь здесь возможны и ошибки, и злоупотребления, и коррупция!»

Госдума уточнит принципы сноса самостроя

В России уточнят понятие «самовольная постройка»

Глава Комитета Торгово-промышленной палаты по недвижимости Александр Каньшин обратил внимание ещё на один момент: предложено запретить органам местной власти принимать решение о приведении объекта в соответствие с установленными требованиями.

«Сегодня они могут требовать наведения порядка, тем более что случаев, когда объект не соответствует виду разрешённого использования земельного участка, в стране более чем достаточно, — пояснил эксперт.

— Зачем же это право отбирать, ломая действующий и нужный механизм?»

Надо различать те случаи, когда люди действовали недобросовестно с самого начала, занимаясь самозахватом, от тех, когда публичная власть сама давала разрешение на строительство, считает ведущий юрисконсульт  направления «Городское хозяйство» Института экономики города Дмитрий Гордеев.

«Важно, что документ имеет обратную силу. Ведь из-за ляпов власти или смены требований страдают простые люди, которые не должны знать о каких-то ограничениях по участкам», — сказал юрист.

Он отметил, что наконец-то появляются и санкции по отношению к недобросовестным застройщикам, которые возводят многоэтажки под видом ИЖС, а затем подбивают покупателей на протесты. «Здесь нельзя ограничиваться только запретами, надо проводить превентивные проверки.

Необходимо усиливать ответственность государства, если оно не обеспечило надлежащий надзор. Даже если дом растёт в чистом поле, должен же был кто-то это видеть», — добавил Гордеев.

Постановление про снос – как действовать в 2021 году | ????

Постановление или уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства может выноситься муниципальными органами в отношении самовольной постройки.

Согласно статье 222 ГК РФ, постройка является самовольной, если возведена на чужом участке или с нарушением вида землепользования, если застройщик не получил обязательные согласования и разрешения, если были нарушены строительные нормы и правила.

В постановлении будет указан срок для добровольного сноса. В этот период времени можно устранить нарушение закона, либо обжаловать постановление через суд.

Получите  расчет стоимости этой услуги с помощью нашего калькулятора цен — здесь

Читайте в этом материале, по каким основаниям могут выносить постановления о сносе зданий и строений, какие проекты и работы помогут устранить нарушения и замечаний, как обжаловать незаконное требование в суде.

Что такое снос здания, когда это нужно

Снос объекта капитального строительства предусматривает прекращение его физического состояния. Такое решение может принять сам собственник. Разрешение на снос здания дается после проверки проекта.

В новых поправках в ГрК РФ и Постановлении Правительства РФ № 509 указано, что кроме решения собственника здание может быть снесено по решению суда или органа местного самоуправления, по соглашению о возмещении убытков, причиненных установлением зоны с особыми условиями пользования.

Госдума уточнит принципы сноса самострояПлановый снос или демонтаж здания осуществляется по проекту. Также такие работы могут проводится по предписаниям и уведомлениям на снос.

Среди указанных оснований стоит обратить внимание на решение (постановление) органа местного самоуправления. Снести здание по внесудебной процедуре с изданием постановления позволяет новая редакция статьи 222 ГПК РФ. Для этого объект должен подпадать под признаки самовольной постройки:

  • Уважаемые КЛИЕНТЫ!
  • Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:
  • 8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)
  • 8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)
  • Все консультации бесплатны.
  • если здание построено на участке, не принадлежащем застройщику, в том числе на чужой земле;
  • если категория и вид разрешенного землепользования не позволяют строить на участке данный тип здания, либо вообще запрещают строительство;
  • если при строительстве не были получены обязательные согласования и разрешения, предусмотренные законодательством;
  • если при строительстве были допущены нарушения градостроительных и строительных норм и правил.
Читайте также:  УК должны будут вести надзор за газовым оборудованием в квартирах

На территории Москвы выносить предписание или уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства может ДГИ, Госинспекция по недвижимости.

 Предписания об устранении нарушений с проведением административных производств вправе выдавать Госстройнадзор.

Также в столице действует Городская комиссия по пресечению самовольного строительства и окружные комиссии с аналогичными полномочиями. Окончательное постановление о сносе издает Постановление Правительства Москвы.

№ п/п Основания для снятия объекта с учета Описание
1 Снос или демонтаж Решение может принимать собственник. Также возможен снос по предписанию уполномоченных органов, решению суда. Для демонтажа может потребоваться разработка проекта.
2 Разрушение, уничтожение Объект перестает существовать в силу чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, либо при обрушении в связи с износом, повреждениями.
3 Раздел объекта Проводится по решению собственников или суда. Вместо исходного объекта образуются два или более новых, на каждый из которых нужно заказать технический план, пройти кадастровый учет.
4 Объединение объектов В результате объединения двух или более объектов образуется новый изолированный, обособленный объект. Исходные объекты снимаются с учета, а на новый объект нужно заказать техплан.

Нормативные акты

До 2019 года вопрос о правомерности сноса самовольных построек разрешался только по статье 222 ГК РФ и региональным (местным) нормативным актам. Это создавало правовую неопределенность и условия для злоупотреблений со стороны чиновников. В 2019 году вступили в силу сразу несколько важных нормативных актов и поправок, которые нужно учитывать при защите от сноса:

  • Гражданский кодекс РФ (скачать);
  • Градостроительный кодекс РФ (скачать);
  • Постановление Правительства РФ № 509 (скачать);
  • Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП “Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы” (скачать);

Госдума приняла закон о правилах сноса «самостроя»

C 4 aвгycтa вcтyпили в cилy измeнeния в Гpaждaнcкий кoдeкc, кacaющиecя caмoвoльныx пocтpoeк.

Кaк былo paньшe

Caмoвoльнaя пocтpoйкa — здaниe, пocтpoeннoe бeз paзpeшeния нa cтpoитeльcтвo, c нapyшeниями cтpoитeльныx нopм, нa чyжoм зeмeльнoм yчacткe или нa cвoём, нo пpeдocтaвлeннoм для дpyгиx цeлeй.

Дo внeceния пoпpaвoк в зaкoн caмoвoльнoй пocтpoйкoй мoгли нaзвaть любoe здaниe, пocтpoeннoe нa тeppитopии c oгpaничeниями — нaпpимep, в пpeдeлax oxpaнныx зoн или кpacныx линий.

Пpичeм coбcтвeнник мoг дaжe нe знaть oб ocoбoм cтaтyce cвoeй зeмли: зaчacтyю влacти нaклaдывaли oгpaничeния бeз yвeдoмлeния влaдeльцa yчacткa или yжe пocлe oкoнчaния cтpoитeльcтвa.

Нeзнaниe нe ocвoбoждaлo oт oтвeтcтвeннocти: влaдeльцaм cпopныx пocтpoeк пpиxoдили пpeдпиcaния o cнoce здaний зa cвoй cчeт. Бeз peшeния cyдa, в cpoк oт тpex мecяцeв дo гoдa. 

Дaжe ecли нapyшeниe cтpoитeльныx нopм былo мeлким и лeгкo иcпpaвимым — дoмa вce paвнo пpиxoдилocь cнocить. Caмыe нacтoйчивыe coбcтвeнники дoвoдили дeлo дo cyдa, нo, кaк пpaвилo, пpoигpывaли дeлo. Дaжe ecли в пpaвo coбcтвeннocти нa зeмлю былo зapeгиcтpиpoвaнo в EГPН. 

Cнocили вce пoдpяд — caдoвыe дoмики, киocки, жилыe кoттeджи и дaжe бoльшиe мнoгoквapтиpныe дoмa.

Кaк cтaлo

Teпepь caмoвoльными cчитaютcя здaния, пocтpoeнныe бeз yчeтa oгpaничeний — нo тoлькo ecли oгpaничeния cyщecтвoвaли c мoмeнтa нaчaлa cтpoйки дo мoмeнтa oбнapyжeния caмoгo здaния.

Чтoбы былo пoнятнee, пoкaжeм нa пpимepe. Пpeдcтaвьтe, чтo ycлoвный Ивaнoв нaчaл cтpoить дoм нa зeмeльнoм yчacткe, кoгдa pядoм нe былo никaкиx дpyгиx oбъeктoв. Bo вpeмя cтpoйки pядoм c yчacткoм пpoтянyли линию элeктpoпepeдaч — и oкaзaлocь, чтo тeпepь дoм вoзвeдeн c нapyшeниями. Пo cтapoй peдaкции 222 cтaтьи дoм пpишлocь бы cнecти, a тeпepь coбcтвeнник зaщищeн зaкoнoм.

Пo нoвoмy зaкoнy, ecли чeлoвeк нe знaл и нe мoг знaть oб oгpaничeнияx, нaлoжeнныx нa eгo зeмлю — пocтpoeннoe нa нeй здaниe нe бyдeт cчитaтьcя caмoвoльным. 3aбывчивыe гoccлyжaщиe, кoтopыe нe cooбщили oб ycтaнoвлeнныx oгpaничeнияx вoвpeмя, бoльшe нe cмoгyт зacтaвлять дpyгиx людeй pacплaчивaтьcя имyщecтвoм зa coбcтвeнныe пpoмaxи.

Booбщe, oднoзнaчнo cнecти cмoгyт тoлькo в cлyчae, кoгдa вaшa пocтpoйкa peaльнo yгpoжaeт жизни и здopoвью людeй. A ecли oкpyжaющим oт нee никaкoгo вpeдa нeт, тo cyд oпpeдeлит, oбязaтeльнo ли cнocить или мoжнo чтo-тo иcпpaвить.

Teпepь тoлькo cyд бyдeт peшaть, нacкoлькo cepьeзны нapyшeния, дoпyщeнныe пpи cтpoитeльcтвe, и нeльзя ли иx пpивecти в cooтвeтcтвиe.

Нaпpимep, чyть пepeдвинyть cтeнy, чтoбы пoлyчилcя пpeдycмoтpeнный зaкoнoм oтcтyп oт coceдcкoгo зaбopa. 

Пpeдпoлaгaeтcя, чтo cнocить тeпepь бyдyт тoлькo в caмыx кpaйниx cлyчaяx – кoгдa нapyшeния yжe никaк и ничeм нe иcпpaвить. B ocтaльныx cлyчaяx cyд дoлжeн дaть чeлoвeкy cpoк oт пoлyгoдa дo тpex лeт, чтoбы пpивecти пocтpoйкy в cooтвeтcтвиe c нopмaми зaкoнa.

Aдминиcтpaция cмoжeт вынecти пpeдпиcaниe, тoлькo ecли cтpoйкa вeлacь нa yчacткe, нe пpинaдлeжaщeм чeлoвeкy нa пpaвy coбcтвeннocти. Или ecли здaниe пocтpoeнo нa зeмлe, изнaчaльнo нe пpeднaзнaчeннoй для тaкиx cтpoeний.

Читaйтe тaкжe: Чтo тaкoe фpaншизa в бизнece пpocтыми cлoвaми

Владимир Путин подписал закон, уточняющий правила сноса самостроя. Новости. Первый канал

С самостроем в России будут бороться на основании закона, который подписал в субботу Владимир Путин. Власти должны дать собственнику возможность устранить нарушения. До сих пор требовался обязательный снос в срок от трех месяцев до года.

Так совпало, что документ появился через несколько дней после пожара в Сочи. Там погибли люди. Когда стали разбираться в причинах, выяснилось: самострой вообще большая проблема во многих регионах страны.

И спустя неделю на месте трагедии — цветы и свечи. Возгорание произошло, по предварительной версии, из-за мангала в кафе-шашлычной. Такие повсюду на этой улице. В трехэтажном строении из металлоконструкций еще и сдавали комнаты отдыхающим. И все это в сооружении, построенном незаконно.

«Без получения каких-либо разрешений он был возведен на земельном участке, который является полосой отвода железной дороги. В соответствии с законодательством, конечно, здесь и РЖД должны обеспечивать безопасность условий эксплуатации, во-первых, своей инфраструктуры», — сказал первый заместитель губернатора Краснодарского края Андрей Алексеенко.

Горело в пятницу в гаражно-строительном кооперативе. Целые микрорайоны — фавелы по-сочински, где владельцы гаражей надстраивают над ними жилые помещения. На сайтах сотни объявлений о сдаче таких квартир. Но такого понятия, как жилой гараж, в законодательстве нет.

Жить у моря — мечта миллионов. Спрос огромный. Вот и находят недобросовестные застройщики в погоне за наживой лазейки в законах. А на землях под индивидуальное строительство вырастают многоэтажки.

«У них, кстати, нет придомовой территории, ни грамма. Пляж уменьшился в несколько раз. Оттяпали, просто оттяпали. Мы остались без солнечного света в своих маленьких трехэтажных домах», — рассказывает местный житель Ирина Лобанцева.

Местная администрация борется с этим самостроем еще с этапа фундамента, не первый год. И судились не раз.

«В 2015 году было подано исковое заявление в суд о сносе этого объекта. Заявлены опять-таки все обеспечительные меры, застройщиком обеспечительные меры снимались, потом снова накладывались, то есть это долгая история противостояния», — говорит заместитель начальника Управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи Аслан Ачмизов.

То не сносить, то сносить. Последнее определение Краснодарского краевого суда от марта этого года: дом стоит на законных основаниях. Квартиры, правда, продавать начали задолго до этого решения. Алексей из Сургута купил в здесь жилье для сыновей и надеется вот-вот начать ремонт.

«Я слышал, что здесь было частное подворье. Как-то они их получили в собственность. Но меня другое волнует — Росреестр дал мне документ о моей собственности. В 15 году я заплатил за две квартиры в этом доме и в мае получил документы», — рассказывает Алексей Чекушкин.

Администрация намерена продолжить противостояние с застройщиком в суде. Нечестным бизнесменам пробел в законодательстве хорошо известен — по сути, никто не контролирует строительство индивидуальных жилых домов, а значит можно делать на земле все, что угодно.

И многоквартирные самострои все чаще в сводках о пожарах. Спустя полтора года жители Краснодара с содроганием вспоминают, как огонь бушевал на площади 1,5 тысячи квадратных метров на улице Прокофьева. Почти три десятка сгоревших квартир, один человек погиб.

Целый микрорайон самостроя появился в городе на месте частного сектора. Ни в одном из этих домов не было центральных коммуникаций, все построены незаконно, но суды по какой-то причине признавали на них право собственности, а банки давали ипотечные кредиты.

Читайте также:  Программа создания комфортной городской среды затронет 72 региона

Это здание по соседству с Олимпийским парком было вне закона. На месте частного строения — многоквартирный дом. Сегодня здесь уже чистая площадка. Правда, по соседству тоже самострой. Есть решение суда. Пока стоит. У таких злостных нарушителей теперь участок могут и изъять.

Президент Владимир Путин накануне подписал закон о борьбе с самостроями. Внесены поправки в Градостроительный кодекс. Уточняется само понятие «самовольная постройка», а также основания для ее сноса, который теперь возможен только по решению суда.

Но если в силу объективных обстоятельств собственник не мог знать о действующих на его земле ограничениях, постройка самостроем не считается. Незаконную стройку тоже можно узаконить — нужно лишь привести ее в надлежащий по законодательству вид. На это дают три года.

Самострой по-новому: Госдума уточнит, что под снос и кто компенсирует

  • Москва, 1 ноября 2017, 12:26 — REGNUM Законопроект, направленный на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с признанием строений самовольными постройками, правительство РФ внесло в Госдуму, передает корреспондент ИА REGNUM1 ноября.
  • Во избежание отнесения к самовольной постройке «легально» возведенных объектов предлагается уточнить понятие самовольной постройки.
  • Так, к самовольным постройкам предлагается относить здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых согласований, разрешений и (или) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, исключительно в случае, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
  • При этом для защиты прав и законных интересов добросовестных застройщиков законопроектом из числа самовольных построек исключаются здание, сооружение или другое строение, возведенные с нарушением установленных ограничений по использованию земельного участка, если постройки возведены на основании необходимых для этого согласований или разрешений или в соответствии с ними, или собственник данного объекта не знал и не мог или не обязан был знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
  • «В отношении значительного числа зон с особыми условиями использования территории отсутствовал публичный доступ к сведениям о таких зонах, их границах, ограничениях в использовании земельных участков в таких зонах», — отмечают в правительстве.

Так как большая часть самовольных построек являются таковыми из-за несоответствия требованиям застройки, законопроектом предлагается ввести механизм приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. Так, приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями планируется осуществлять в порядке, установленном для реконструкции объектов капитального строительства.

Такое решение в случае несоответствия постройки установленным параметрам принимается судом.

Органом местного самоуправления такое решение может быть принято в случае, если постройка создана или возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительство на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории, при условии, что режим указанной зоны не допускает строительство такого объекта, либо в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия указанного разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

  1. «То есть каждый объект оценивается индивидуально, и при возможности приведения его в соответствие с установленными требованиями, и органом местного самоуправления принимается указанное решение, а не решение о сносе», — указали авторы.
  2. Для исключения субъективизма и злоупотреблений на практике при принятии органом местного самоуправления решений о сносе самовольной постройки законопроектом конкретизируются случаи принятия таких решений.
  3. Действующая редакция статьи 222 Гражданского кодекса позволяет органам местного самоуправления принимать решения о сносе самовольной постройки практически неограниченно — в случае создания или возведения самовольной постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
  4. В результате на практике получила распространение ситуация, когда балансодержатели линейных объектов требуют от граждан сноса зданий, которые являются для них единственным жильем, обеспокоены в правительстве.

Законопроект уточняет случаи принятия указанных решений, предусматриваются в качестве оснований только безусловные признаки самовольной постройки: отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, отсутствие разрешения на строительство, если законодательством на дату начала создания постройки предусмотрена необходимость наличия таких документов. Одновременно признаки конкретизируются: вид разрешенного использования земельного участка не допускает строительства соответствующих объектов и такой земельный участок расположен в границах территории общего пользования или в границах зоны с особыми условиями использования территории, режим которой не допускает такого строительства.

Кроме того, законопроектом также существенно сокращен перечень случаев принятия органами местного самоуправления решений о сносе самовольных построек, поскольку предусмотрен запрет принятия таких решений в отношении объектов недвижимого имущества, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом, либо в отношении которых ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки.

Кроме того, законопроектом предусматривается, что применительно к объекту индивидуального жилищного строительства или возведенному на садовом земельном участке жилому дому, садовому дому решение о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствии с установленными требованиями принимается только судом. Вводятся ограничения на признание самовольными постройками указанных объектов, права на которые зарегистрированы до 1 марта 2018 г.

Также законопроектом устанавливается запрет принятия органом местного самоуправления решения о сносе самовольной постройки, созданной до даты вступления в силу Земельного кодекса РФ (в случае, если основанием принятия решения о сносе является отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок) или Градостроительного кодекса РФ (в случае, если основанием принятия решения о сносе является отсутствие разрешения на строительство). В таком случае принятие решения о сносе самовольных построек возможно исключительно в судебном порядке.

Предусматривается возложение обязанности по сносу самовольной постройки на правообладателя земельного участка при отсутствии у органа, принявшего соответствующее решение, информации о лице, осуществившем самовольную постройку, что корреспондируется с обязанностями правообладателя земельного участка (ст. 42 Земельного кодекса РФ).

  • Также вводятся нормы, направленные на защиту имущественных интересов лиц — приобретателей зданий, сооружений, других строений, право собственности на которые было зарегистрировано, в случае признания таких объектов самовольными постройками.
  • Согласно позиции Конституционного суда РФ, государство в лице уполномоченных законом органов и должностных лиц, действующих при осуществлении процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра, подтверждает тем самым законность совершения сделки по отчуждению объекта недвижимости.
  • Проверка же соблюдения закона при совершении предшествующих сделок с недвижимым имуществом со стороны приобретателя этого имущества — в отличие от государства в лице органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, — зачастую существенно затруднена или невозможна, указали в правительстве.

В этой связи законопроектом предусматривается выплата за счет казны Российской Федерации однократной компенсации за утрату права собственности на здание, сооружение, другое строение в выше указанном случае, а также компенсация лицам или органом, за счет которых был произведен снос самовольной постройки, расходов на такой снос. Порядок выплаты компенсации предлагается урегулировать федеральным законом от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Читайте развитие сюжета: В Госдуме намерены минимизировать снос самостроя

Госдума уточняет понятие «самовольная постройка»

Оба документа внесло Правительство РФ. О необходимости разобраться с терминами премьер-министр Дмитрий Медведев говорил ещё прошлой осенью. Для этого в 222-ю статью Гражданского кодекса подготовлены поправки.

 К самовольным будут относить здания, сооружения или строения, возведённые на участке, который для этого в установленном порядке не предоставлялся или разрешённое использование которого (на дату начала работ и выявления самостроя) не допускает создания таких объектов.

Аналогичные последствия: если стройка шла без необходимых согласований и разрешений или с нарушением норм и правил, актуальных на тот момент.

А вот если согласования и разрешения есть, к числу самовольных построек объект приравнять нельзя, даже если он создан с нарушениями.

Исключение делают и для собственников построек, которые не знали и не могли (или не обязаны были) знать о существующих ограничениях.

Читайте также:  Из законопроекта о комплексном развитии территорий убрали пункт про изъятие земель

Разработчики законопроекта ссылаются на то, что раньше не было публичного доступа к информации о границах и ограничениях множества зон с особыми условиями использования.

Правила, которыми будет руководствоваться собственник самовольной постройки, чтобы привести её в соответствие с законом, – такие же, как при реконструкции объектов капстроительства. А решение предстоит принимать суду.

Серьёзно сокращаются полномочия органов местного самоуправления, которые сейчас могут принимать решение о сносе самостоятельно – без суда и практически без исключений. Такие права им дали ещё в 2015 году.

Теперь каждый самовольный объект предстоит оценивать индивидуально, и если его можно «привести в соответствие», именно так и надо поступить, а не сносить.

Сносить нельзя объекты, права на которые зарегистрированы или признаны судом.

Если речь об индивидуальном жилищном строительстве (или домах на дачных и садовых участках), решение о сносе или «приведении в соответствие» принимает только суд.

А если такие дома зарегистрированы до 1 марта 2018-го, принадлежат владельцам земли и не нарушают предельные параметры (установленные ПЗЗ), их вообще нельзя признать самовольными постройками.

Если не удастся выяснить, кто автор самостроя, сносить его придётся владельцу участка. А если он объект не снёс (или не легализовал), участок могут изъять.

В законопроекте есть пункты и о защите «добросовестного приобретателя».

 Если кто-то купил зарегистрированный должным образом объект, а потом его признали самостроем, казна выплатит компенсацию за утрату права собственности, а также покроет затраты на снос.

За эксплуатацию постройки на участке, предоставленном в аренду либо в собственность на торгах с условием сноса, граждане заплатят штраф до 5000 рублей, должностные лица – до 50 000 рублей, а юрлица до 1 млн рублей.

За неисполнение решения о сносе или приведении постройки в соответствие с регламентами гражданам предстоит раскошелиться до 50 000 рублей. Их могут привлечь и к обязательным работам до 50 часов.

За такое же нарушение штраф для юрлиц составит от 100 000 до 300 000 рублей.

Госдума приняла во втором чтении законопроект о борьбе с самовольными постройками

МОСКВА, 24 июля. /ТАСС/. Госдума на заседании во вторник приняла во втором, основном чтении законопроект, направленный на борьбу с самовольным строительством. Инициатива была внесена на рассмотрение правительством РФ.

Депутаты внесли поправки в первую часть Гражданского кодекса. Ими дается определение самовольных построек, вводятся и конкретизируются основания для их сноса, а также предусматривается — как мера дополнительного обеспечения — принудительное изъятие земельных участков в случаях невыполнения решений о ликвидации незаконного самостроя.

Критерии «самостроя»

Как пояснил глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, «постройка может быть признана самовольной, только если нарушены требования, установленные на момент начала ее создания и действующие на момент выявления самовольного строительства».

«Если собственник объекта не знал и не мог знать о действии установленных ограничений по использованию земельного участка (например, о нарушении расстояний до трубопроводов), действовал добросовестно, осуществляя строительство, получил необходимые разрешения, при этом в публичном доступе [в ЕГРН] сведений о зоне нет, тогда объект не будет являться самовольной постройкой. Таким образом, защищаются добросовестные приобретатели», — отметил он.

Приведение в соответствие и основания для сноса

Крашенинников добавил, что законопроектом в отношении постройки, признанной самовольной, вводится механизм приведения ее в соответствие с установленными требованиями либо на основании решения органа местного самоуправления, если объект находится в охранной зоне или нет разрешения правоустанавливающих документов, либо на основании решения суда.

«Сейчас, согласно действующим нормам, такая постройка должна быть снесена в течение определенного срока — от трех месяцев до одного года. После принятия законопроекта у правообладателя появится возможность привести самовольную постройку в соответствие с установленными требованиями — на это отводится срок от шести месяцев до трех лет.

В результате на такую постройку может быть оформлено право собственности», — указал глава комитета.

Он уточнил, что во втором чтении законопроекта были учтены поправки, согласно которым решение о сносе принимается, если постройку невозможно привести в соответствие с установленными требованиями. При этом, по словам Крашенинникова, в порядке сноса самовольных построек сужаются полномочия органов местного самоуправления (МСУ) и повышаются гарантии судебной защиты граждан.

Так, устанавливается, что самовольная постройка может быть снесена только в судебном порядке, а не по решению органа местного самоуправления, в случаях если право собственности на постройку зарегистрировано в ЕГРН, если постройка является жилым домом, в том числе многоквартирным, садовым домом, если постройка создана до вступления в силу Градостроительного кодекса 1998 года, Земельного кодекса 2001 года и отсутствуют необходимые документы на объект, на землю.

«Кроме того, в целях усиления защиты права частной собственности и гарантий права на судебную защиту, ко второму чтению были ограничены случаи, в которых может применяться административный снос.

В дополнение к существующим запретам для органов МСУ вводится запрет на административный снос на частных землях.

Единственное исключение — если сохранение самовольного строения, возведенного на частной земле, создает угрозу жизни и здоровью граждан», — пояснил Крашенинников.

Изъятие земли

В качестве мер противодействия недобросовестным застройщикам законопроект предусматривает механизм принудительного изъятия земельного участка у собственника, который не исполнил требование о сносе самовольной постройки в установленный срок.

Вместе с тем, продолжил Крашенинников, во втором чтении введены дополнительные гарантии от сноса тем, кто оформил права на объект по «дачной амнистии».

«Для тех лиц, у которых жилье зарегистрировано в ЕГРН, в том числе по «дачной амнистии», признание постройки самовольной не допускается, если у собственника объекта есть права на землю и объект соответствует необходимым для строительства параметрам (не нарушает предельно допустимые параметры строительства, установленные федеральными законами).

То есть при отсутствии разрешения на строительство или при нахождении в зоне с особыми условиями объект не может быть признан самовольным. Если режим зоны не допускает нахождение такого объекта, то он может быть снесен, но не как самовольная постройка, а с возмещением убытков», — пояснил он.

Предложенные законопроектом меры позволят сделать механизм признания построек самовольными более объективным, а также усовершенствовать меры противодействия самовольному строительству, устанавливая при этом дополнительную защиту прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество, считает глава комитета.

Что сейчас?

Крашенинников также отметил, что проблема самовольных построек возникла давно и требует комплексного решения. «В конце 1990-х — начале 2000-х годов в результате переходного периода развития законодательства менялись требования, предъявляемые к правоустанавливающим документам, не было единого реестра недвижимости.

Требования к оформлению прав на недвижимость различались в регионах, учет прав и объектов велся везде по-разному.

В результате возникли проблемы: добросовестные владельцы часто не знали, что их владение незаконно, а недобросовестные пользовались разрозненностью законодательства и возводили, например, многоквартирные дома на садовых участках», — напомнил глава комитета.

Только в 1998 году, указал он, вступил в силу закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который положил начало формированию единой системы государственной регистрации недвижимости. «В текущем году мы отмечаем 20-летний юбилей регистрационной системы.

Неким «мостиком» в решении сложившихся проблем стала «дачная амнистия», которая действует уже 12 лет, — возможность упрощенной легализации построек в отсутствие документов, необходимых согласно новому законодательству.

В отношении объектов ИЖС «дачная амнистия» является срочной и продлена до 1 марта 2020 года», — сказал Крашенинников.

Однако, по его словам, до сих пор оптимальный баланс интересов не найден, отсутствует комплексный механизм контроля за строительством: требования к строительству, механизм сноса, гарантии собственникам построек от внесудебного сноса, возмещение убытков, наполнение ЕГРН данными об «особых» зонах, чтобы минимизировать споры о трубах на участках.

«Необходимо понимание, кто может сносить самовольную постройку, когда, за чей счет, что делать гражданам, оказавшимся вблизи трубопроводов и т. д. Нужно защитить добросовестных владельцев построек, в том числе от излишнего формализма», — заключил Крашенинников.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *