Эксперты критикуют законопроект о лесной амнистии

Эксперты критикуют законопроект о лесной амнистии

Лесная амнистия активно претворяется в жизнь. Уже 21 апреля Госдума должна была рассмотреть в первом чтении законопроект № 90991-7 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров». Его суть — прощение (амнистия) любых случаев захвата лесных земель или пересечений земельных участков нелесных категорий с землями лесного фонда, если эти земельные участки включены в единый государственный реестр недвижимости не как земли лесного фонда, или если на них есть правоустанавливающие документы, относящие их не к землям лесного фонда.

Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России разъясняет: «Законопроект смешивает воедино две принципиально разные задачи.

Во-первых, устранение в сведениях государственных реестров противоречий некриминального характера, возникших не по вине собственников или пользователей, а в силу прошлого хаоса с учетом земель, изменений в лесном и земельном законодательстве, или просто по причинам, которые однозначно установить уже невозможно в силу давности событий.

Во-вторых, устранение в сведениях государственных реестров противоречий криминального характера, возникших в результате реализации мошеннических схем вывода земельных участков из состава земель лесного фонда, из собственности Российской Федерации и общего пользования ее граждан».

Эксперты критикуют законопроект о лесной амнистии

Пример из Подмосковья. Вот такие участки предлагается «амнистировать». Источник

Эксперты критикуют законопроект о лесной амнистии

Есть и участки покрупнее. Площадь этого – 241 га.

«Законопроект не разделяет эти две ситуации, и фактически приравнивает добросовестных пользователей и собственников участков бывших земель лесного фонда (например, дачников, вполне официально получивших свои участки от государства, иногда десятки лет назад, владельцев старых советских домов отдыха, пионерлагерей и тому подобных объектов) к земельным ворам, сознательно растаскивающим государственную собственность. Законопроект предлагает тех и других одинаково простить (амнистировать) — хотя в первой ситуации вина лежит на государстве, неспособном обеспечить качественный земельный учет, последовательность и непротиворечивость законодательство, а во второй — на тех, кто эти земельные участки у государства украл или, кто купил заведомо украденную земельную собственность», — поясняет Ярошенко.

Земельных воров предлагают простить под предлогом заботы о честных гражданах.

Источник фото

Хотя еще недавно глава комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев заявлял о необходимости создания механизма разграничения недобросовестных и добросовестных собственников земельных участков: «В случае с последними ситуация решится положительно. С остальными необходимо детально разбираться. Законопроект не должен допустить легализации противоправных действий, некогдасовершенных недобросовестными владельцами земли».

Эксперты критикуют законопроект о лесной амнистии

Источник фото

Но механизм «разграничения» так и не появился. «Амнистировать» предложено и честных дачников, и земельных воров. Тем не менее, профильный комитет ГД рекомендовал данный законопроект к принятию в первом чтении.

Количество спорных ситуаций с земельными участками в РФ огромно, упрощенный способ признания и защиты прав добросовестных пользователей и собственников действительно необходим. Но повторяется история с дачной амнистией, уравнявшей добросовестных садоводов и дачников с земельными жуликами. Этот закон в полной мере так и не сработал из-за сложности процедур «прощения».

Эксперты критикуют законопроект о лесной амнистии

Типичная для окрестностей
Иркутска картина. Источник фото

Нечестным людям у нас живется проще.

По мнению Алексея Ярошенко, у людей, способных приобрести участок из состава земель лесного фонда, добиться включения сведений о нем (как не о лесном) в единый госреестр недвижимости или получить правильно оформленные правоустанавливающие документы, есть необходимые для этого деньги и связи.

«Для них пройти процедуры «лесной амнистии», какими бы они ни оказались, будет несложно, если закон в принципе будет давать для этого возможность.

Но нищий дачник, получивший или унаследовавший несколько соток земли на месте когда-то бывшего леса, может годами биться за легализацию своей собственности, и не факт, что добьется (в том числе с «амнистией», дачной или лесной). А земельные воры, имеющие необходимые деньги и связи, даже сейчас находят способы легализовать выведенную из государственной собственности лесную землю; амнистия же многократно облегчит им это жульнический труд». — считает эксперт.

Увы, такова наша реальность.

Губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв при этом и не скрывает истинного значения амнистии. В интервью «Известиям» на вопрос «Будут ли учитывать генпланы сохранение лесных массивов?» он ответил:— Это проблема, которая может решиться только с принятием закона о «лесной амнистии». Есть территории, о которых лесники говорят, что по документам это лес, а там уже давно вырос город…

По разным оценкам, итогом «амнистии» станет сокращение земель лесного фонда на 1,7-4 млн. га. Причем почти все «амнистируемые» участки находятся в окрестностях крупных городов. Раньше пригородные леса именовали лёгкими города, да и сейчас еще временами вспоминают об их роли в обеспечении «экологической безопасности».

Эксперты критикуют законопроект о лесной амнистии

Вот так застраиваются берега Иркутского водохранилища. Источник фото

Вовсе не «простые дачники» застроили наиболее ценные в природном отношении земли по берегам рек, озер и водохранилищ, например, под Иркутском.

В результате тысяч противозаконных земельных махинаций целые поселки, а также и отдельные особняки, а при них — пирсы и другие «сопутствующие» постройки, возникли в водоохранной зоне Иркутского водохранилища, включая 2-3 пояса защиты Ершовского водозабора, питающего Иркутск и Ангарск.

Хотя строить там запрещено. Ученые недвусмысленно заявляли: застройка этих берегов несет смертельную опасность стратегически важному источнику питьевой воды.

Но застройка берегов продолжается и сейчас. При этом очень многое сделано для того, чтобы «лесная амнистия» обрела поддержку именно простых граждан. Массовые репрессии проведены в последние 1,5 года против владельцев спорных участков.

Но не против хозяев роскошных особняков, покрывающих берега стратегически важного водохранилища. Лишь в Иркутской области было подготовлено 29 тыс. исков, 1,5 тысячи из них уже рассмотрены, и несколько сотен людей лишились земель и домов.

В конце сентября 2016 года губернатор Иркутской
области Сергей Левченко обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой
включить регион в перечень пилотных по лесной амнистии.

Эксперты критикуют законопроект о лесной амнистии

Источник фото

«Государственные органы именно для того и активизировали в последние полтора года свою деятельность по изъятию у граждан спорных участков, и именно для того сосредоточило свои усилия на физических лицах, чтобы создать невыносимую для многих граждан ситуацию и обеспечить законопроекту активную поддержку с их стороны». «Вполне вероятно, что когда нужда в поддержке этих незащищенных граждан, собственников спорных участков, пройдет — выяснится, что по какой-то причине их амнистировать нельзя, или, как минимум, нельзя амнистировать бесплатно и без запредельно сложных процедур», — говорит Алексей Ярошенко.Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) по проблемам экологии и защиты леса считают, что предлагаемый законопроект помешает созданию лесопарковых защитных полос («зеленых щитов») вокруг крупных городов.

ОНФ выразил возмущение позицией комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, рекомендовавшего принять в первом чтении законопроект о «лесной амнистии».

Не поддержал проект и Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды.

Последняя новость: 21 апреля рассмотрения в первом чтении не будет. Законопроект о «лесной амнистии» признан содержащим «большие риски ухудшения положения дел» и направлен в правительство на доработку.

Лесная амнистия в 2020 году

Эксперты критикуют законопроект о лесной амнистииЛесная амнистия — это льгота для владельцев земельных участков, которые соприкасаются с лесным фондом или вовсе заходят за его границы, в результате чего их использование заметно осложнено. На основании этой реформы такие собственники могут закрепить наделы за собой.

Эксперты критикуют законопроект о лесной амнистииЧто такое лесная амнистия

Лесная амнистия представляет собой закон. Предназначенный для улучшения положений владельцев земельных участков, расположенного поблизости от территории, отнесенной к лесному фонду. Либо же таких наделов, часть которых заходит на саму территорию леса. Обычно собственники подобных объектов недвижимости сталкиваются с существенными проблемами.

Причина состоит в том, что земли, относимые к лесам, имеют существенно иной статус, нежели земли сельскохозяйственного назначения. Подобный статус отражается и на наделах, которые граничат с лесами. Хотя сами к ним и не относятся. В результате обладатели этих наделов не могут использовать их в полном мере. Лесная амнистия призвана помочь им в этом.

Какие сложности возникали у обладателей земли, находящейся рядом с лесом

На практике если в собственности у землевладельца находится надел, который:

  • Прилегает к территории, относящейся к лесному фонду;
  • Либо несколько вклинивается в нее.

Так, подобный участок мог в течение десятилетий находиться в фактическом распоряжении данного собственника. Но при этом в случае подачи запроса о постановке земли на кадастровый учет заявителю в этом отказывали. Это обосновывалось тем, что земля заходит за границы лесного фонда. При этом суд до принятия закона о лесной амнистии становился на сторону учреждения, отказавшего гражданину.

Если собственники таких участок намеревались произвести межевание, то  в соответствии  с принятым порядком действий они обращались к кадастровому инженеру.

Читайте также:  Предложение: упростить оформление недвижимости под залог

Этот специалист обнаруживал, что надел располагается рядом с лесом и обращался с запросом в Министерство лесного хозяйства. Если оттуда ему поступал ответ, что либо вся земля, либо же ее часть располагается на землях лесного фонда.

То в таком случае кадастровый инженер просто отказывался осуществлять размежевания.

Были возможны и более серьезные последствия. В некоторых случаях участки, которыми люди владели в течение десятилетий, просто отбирались у них на том основании, что они заходят за границу лесного фонда.

Эксперты критикуют законопроект о лесной амнистииПринятие закона об лесной амнистии

Юридическим основанием для данной новации явилось постановление российского Конституционного суда. Эта инстанция вынесла решение о том, что недопустимо отбирать у людей их наделы. Или их части на том только основании.

Что они располагаются в соприкосновении с территорией, относимой к лесному фонду, либо же пересекаются с ней.

Приоритет в любом случае должен быть отдан правам фактических владельцев земли, даже если в ее оформлении существуют некоторые погрешности.

После этого в июле 2017 году российским парламентом был принят специальный Федеральный закон №280-ФЗ.

Он носит название «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Именно этот нормативный акт получил краткое неформальное название закона о лесной амнистии. Плюсы и минусы вновь введенного порядка станут понятны в будущем в ходе реального применения данного закона.

Содержание лесной амнистии

Лесная амнистия предполагает защиту интересов обладателей  участков, которые располагаются вблизи лесов и отчасти пересекаются с лесным фондом. Они получают возможность утвердить свои права в спорных ситуациях, когда их надел смежен с лесом.

Это относится ко всем участкам, которые были образованы до 1 января 2016 года. При этом данная отсечка не относится к началу периода владения участком. Если нынешний владелец приобрел участок у предыдущего после 1 января 2016 года. В том числе в 2017 году, но сам участок был выделен как отдельный объект ранее этой даты. То воспользоваться лесной амнистией безусловно можно.

Кроме того в законе установлено, что участки, которые были предоставлены ранее 8 августа 2008 года и при этом относились к землям лесного фонда. Они могут быть переоформлены в иную категорию вместо данной. Эта норма относится уже к наделам, которые не просто соприкасаются с территорией лесного фонда. А находятся непосредственно внутри нее.

При этом оговаривается, что такая амнистия для данных объектов возможна лишь в том случае, если их эксплуатация не была сопряжена с каким-либо использованием леса.

Требуется, чтобы наделы были переданы собственникам до августа 2008 года с целью ведения личного подсобного хозяйства. Для использования под сады и огороды, а также под личную застройку.

Если же обнаружится и будет документально подтверждено, что определенный участок эксплуатировали иным образом. Тогда лесная амнистия к нему применена быть не может.

В законе оговаривается:

  1. Если такой участок находится внутри населенного пункта, то он может быть включен в землю поселения.
  2. Если же он располагается вне населенного пункта, его нужно переоформить в качестве земли сельхозназначения.

Эксперты критикуют законопроект о лесной амнистииКакие документы принимаются во внимание по лесной амнистии?

В соответствии с законом о лесной амнистии, если согласно лесному реестру данный надел относится к лесному фонду. А согласно иным документам — к иной категории. К примеру, к землям сельскохозяйственного назначения, действительными считаются именно сведения в других документах, а не в лесном реестре. Речь, к примеру, может идти об информации в Едином госреестре недвижимости.

Исключение составляют земли, которые относятся к особо охраняемым территориям, в том числе заповедникам и заказникам. Выделение участков в пределах таких образований всегда не приветствовалось законодательством. Поэтому они безусловно продолжают относиться к лесному фонду и переоформить такие участки не получится.

Особая ситуация с землей промышленного назначения. Для ее владельца весьма желательно, чтобы на ней располагался дом или иной объект недвижимости. Права на который им надлежащим образом зарегистрированы. В ином случае закрепление своих прав на него сильно усложнится.

Как оформить лесную амнистию

Владельцу участка требуется просто обратиться в тот же орган, который предоставил земельный участок. К примеру территориальной управление Росимущества по региону. Предоставлять документы в случае лесной амнистии не требуется, их собирают сами государственные ведомства.

Госдума обсудит «лесную амнистию»: станет ли закон «всепрощением»?

24 мая 2017 | Время чтения 7 мин

Николай Николаев, 24 мая 2017, 00:05 — REGNUM Сегодня, 24 мая, Госдума в первом чтении рассмотрит законопроект о «лесной амнистии».

Инициатива вызвала большую дискуссию, комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям собрал все замечания, предложения, оценил риски и настаивает на оперативном принятии закона, призванного, прежде всего, убрать противоречия между госреестрами, — об этом в материале председателя профильного комитета Госдумы Николая Николаева («Единая Россия»).

Эксперты критикуют законопроект о лесной амнистии

Зачем нужна «лесная амнистия»?

«Лесная амнистия» — это неофициальное название законопроекта, призванного исправить ошибки и нестыковки, закравшиеся в государственные реестры учета земель, прежде всего, в Единый государственный реестр недвижимости и Государственный лесной реестр, чьи данные противоречат друг другу — в них один и тот же участок земли может одновременно числиться и как земля лесного фонда, и как дачный участок с возможностью строительства на нем, или же как земля сельскохозяйственного назначения. На сегодняшний день только официально в Минэкономразвития РФ зарегистрировано порядка 300 тыс. таких спорных участков. Законопроект должен навести порядок именно в этом. Но он отнюдь не «всепрощение», как его пытаются преподать некоторые СМИ.

Уже несколько лет в соответствии с поручением президента РФ идет работа по постановке земель на кадастровый учет. Работа по кадастровому учету земель Лесного фонда ведется с 2008 года.

Но на сегодняшний день, по истечении без малого 10 лет, по данным Рослесхоза, на учет поставлено всего лишь порядка 26% лесных земель. Выходит, что в некоторых регионах сменится не одно поколение, пока справедливость восторжествует.

А для тех людей, которым сегодня предъявлено обвинение в незаконном строительстве и использовании лесных участков, это означает ровно одно — они никогда не добьются защиты своих конституционных прав на имущество и жилье. Поэтому нужно быть реалистом в этом вопросе.

И искать нужно, очевидно, более сложные решения, но которые дали бы возможность защитить уже сейчас и наших граждан, и наши леса.

Кроме того, по мере выполнения поставленной президентом задачи и выявляются несоответствия назначения земель их фактическому использованию. Количество таких участков продолжает увеличиваться, и неизвестно, сколько их будет в конечном счете. А это значит, что будут новые иски для того, чтобы владельцы земельных участков или построек на них защитили свое право на использование земли.

Пока мы обсуждаем, нужен ли нам сегодня новый закон, «снежный ком» конфликтных ситуаций, в которых одной из сторон всегда является государство, постоянно растет. Этот процесс нужно остановить.

Эксперты критикуют законопроект о лесной амнистии

Чем мы рискуем, если не примем закон

Во-первых, в сложившейся ситуации страдает большое число самых обычных российских граждан. Это не олигархи, как считают некоторые скептики. За каждым таким иском стоят простые человеческие судьбы.

О многочисленных, порой трагических историях я узнавал во время работы в центре независимого мониторинга исполнения указов президента РФ «Народная экспертиза», а потом уже и в ходе предвыборной компании в Иркутской области.

Теперь обращения с просьбой о помощи поступают со всей России в адрес возглавляемого мной комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

Люди, согласно предписаниям суда, должны сносить свои дома, потому что по документам они вдруг оказались на землях лесного фонда. А для некоторых из них это единственное место проживания, они там зарегистрированы. Будущее таких людей вообще неясно. Поэтому, на мой взгляд, отложить законопроект «до лучших времен» — это очень опрометчивое решение.

Уверен, что непринятие законопроекта сильно подорвет доверие к государству, которое должно заботиться о своих гражданах и отстаивать их права.

Читайте также:  Правительство ужесточит контроль за расходованием маткапитала

Нельзя допустить, чтобы добропорядочный гражданин не чувствовал себя защищенным в своей стране и, более того, сам был вынужден защищать свою собственность и благополучие семьи от неправильных решений извне. Мы не должны сделать этих людей заложниками несовершенного законодательства.

Но что мы им предложим сегодня?! Подождать десять, двадцать, а то и тридцать лет, пока все субъекты РФ не поставят земли на кадастровый учет, чтобы увидеть точную цифру таких пересечений? А что нам это даст?

Во-вторых, сегодняшняя неразбериха с данными реестров не дает территориям возможности развития.

Наибольшее количество спорных случаев пересечения земель лесного фонда происходит с землями промышленности, энергетики, а также с землями обороны и другого специального назначения.

И если по этим территориям проходят коммуникации, и понятно, что это социально-значимые линейные объекты, которые снабжают населенные пункты, например, электричеством, то в этом случае слово «амнистия» вполне приемлемо, и она необходима.

Наконец, третье. Мы работаем над тем, чтобы законопроект в окончательной его редакции стал неким фильтром, который смог бы вычленить тех, кто нелегально использует лесные участки.

А пока мы рискуем, что люди, получившие их в собственность путем определенных злоупотреблений, а такие тоже есть, будут распоряжаться ими и дальше, и, возможно, со временем они дождутся истечения срока исковой и приобретательной давности.

И вот тут-то государство как раз и лишится земель некогда лесного фонда, потому что оно уже не сможет предъявить иск таким недобропорядочным приобретателям. Сегодня они тихонечко отсиживаются на этих землях и выжидают. Конечно же, у них нет заинтересованности в том, чтобы был принят закон, способный навести порядок.

Поэтому не удивительно, что сейчас, помимо совершенно справедливого призыва о необходимости недопущения злоупотреблений с лесными землями, звучат голоса тех, кто заявляет: «А давайте просто не будем принимать «лесную амнистию!».

Есть и другие риски. С одной стороны, десятки тысяч людей несправедливо оказались вне закона, и мы должны исправить эту ошибку.

С другой стороны, мы знаем о тех самых злоумышленниках, которые через сомнительные схемы присвоили большие лесные участки, зачастую в водоохранной зоне, для того, чтобы незаконно обогатиться: перепродать их или построить на них свои дома, гостиницы. И мы ни в коем случае не должны допустить, чтобы с помощью этого законопроекта они вдруг стали неуязвимы.

Убежден, что решать проблему нужно уже сегодня, поэтому с принятием законопроекта откладывать нельзя.

Эксперты критикуют законопроект о лесной амнистии

Особенности законотворчества

Общественники хотят сохранить леса на благо жителей страны. И мы полностью их в этом поддерживаем. Так давайте конструктивно работать над законопроектом, чтобы отразить в нем заботу о людях во всех отношениях! Это сложная работа. И здесь важно понимать особенности законотворческого процесса.

При работе над законопроектом в первом чтении принимается общая его концепция. А она гласит, что необходимо разрешить противоречия между государственными реестрами. Ив ее основе лежит приоритет сведений ЕГРН. Мы обсуждали это предложение, и Комитет порекомендовал Государственной думе принять законопроект в первом чтении.

Концептуально иных предложений для внесения в текст законопроекта нам не поступало, поэтому мы надеемся, что Государственная дума согласится с его базовой концепцией, чтобы мы смогли приступить к следующему этапу работы над окончательной редакцией текста, которая включит в себя фильтры, необходимые для защиты лесных земель от нарушителей закона.

Первоочередные поправки

При подготовке законопроекта ко второму — основному — чтению комитет работает над поправками.

Считаю абсолютно справедливыми замечания общественности и экологов, которые указывают на факты захвата лесных земель или строительства на землях водоохранных территорий, в защитных лесах или на особо охраняемых природных территориях.

Нам также известны случаи, когда, прослышав о возможности «лесной амнистии» в различных регионах, некоторые ушлые граждане начали к ней готовиться: обносить высокими заборами незаконно приобретенные лесные участки в надежде на их последующую легализацию для застройки, собирать какие-то справки, получать какие-то свидетельства. И мы не должны допустить, чтобы принятый закон сыграл на руку людям с такими намерениями. Именно для этого мы предлагаем установить законопроектом определенную временную точку отсечения для его действия.

Мы благодарны всем общественным организациям за конструктивную дискуссию, из которой мы вычленяем возможные риски. Для нас эта дискуссия — не вопрос принципиального принятия или не принятия законопроекта в первом чтении, для нас это указание на те моменты, которые мы обязаны учесть ко второму чтению.

Контроль за правоприменением

Контроль за правоприменением нового закона должен проводиться Федеральным агентством лесного хозяйства — ведомством, которое призвано защищать леса.

Оно должно участвовать в принятии всех решений и иметь полномочия оспаривать любые из них, если прослеживается связь с незаконным захватом лесных земель.

Здесь важна роль и общественных организаций, которые на местах могут контролировать выполнение нового законодательства.

Читайте развитие сюжета: Госдума начинает «лесную амнистию» — для кого и по каким правилам

Лесная или вторая дачная амнистия

Бурные обсуждения и споры по поводу так называемой «лесной амнистии» подошли к своему логическому завершению.

31 июля 2017 года Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил свою подпись под законопроектом № 90991-7, который с этого момента перешёл в статус Федерального закона № 280-ФЗ.

Судя по накалу страстей, сопровождавших на протяжении целого года небезупречный законопроект, можно с уверенностью утверждать, что вступление в силу закона о «лесной амнистии» неизбежно приведёт к появлению второй волны споров и противоречий, на этот раз вызванных правоприменительной практикой.

Воробей – птица не лесная

Впервые душещипательную историю о трудностях жизни подмосковных дачников, получивших свои заветные сотки (а зачастую – гектары) на лесных полянах и опушках, поведал главе государства губернатор Московской области Андрей Воробьёв в августе 2016 года.

Услышанное произвело сильное впечатление на президента, и он поручил правительству разработать соответствующий законопроект. Надо отдать должное, Минэкономразвития подготовил проект закона оперативно. Основным постулатом его являлось верховенство ЕГРН над лесным кадастром.

Проще говоря, если собственник лесного участка успел до 1 января 2007 года (до момента вступления в силу Лесного кодекса) оформить на него права и не использовал его в соответствии со статьёй 25 Лесного кодекса, то он получал гарантированную возможность закрепить в кадастре перевод земли из категории «лесов» в «земли поселений».

Такой подход вызвал серьёзные опасения у экспертного сообщества, вполне резонно полагающего, что закон позволит завершить огромное количество разнообразных схем по выводу лесных участков из государственной собственности и из общего пользования российских граждан, и может стать ключевым элементом одной из крупнейших земельных афёр начала XXI века.

В начале мая 2017 года депутаты городского поселения Менделеево обратились к председателю Госдумы Вячеславу Володину с письмом, в котором изложили своё категорическое несогласие с проведением «лесной амнистии».

Подмосковные депутаты были убеждены, что принятие данного закона позволит «амнистировать всех коррупционеров из числа чиновников, которые передавали в аренду, меняли вид разрешённого использования и затем продавали земли Гослесфонда в частные руки».

ОНФ не сумел убедить Госдуму

Тем не менее уже 24 мая законопроект был одобрен Госдумой в первом чтении.

12 июля 2017 года эксперты ОНФ предложили отложить до осени принятие законопроекта о «лесной амнистии», так как увидели в нём множество недоработок. Они опасались, что принятие законопроекта в предложенном виде способно привести к массовому сокращению особо ценных лесов вокруг крупных городов и ухудшит экологическую обстановку по всей России.

С интервалом всего в один день (20 и 21 июля) законопроект был принят во втором и третьем чтении.

В окончательном варианте текста депутаты продемонстрировали необычайное великодушие и всепрощение, постановив считать контрольной датой, дающей право на амнистию, не 1 января 2007 года, а 1 января 2016 года.

Вероятно, чтобы не огорчать уважаемых людей, не успевших на момент вступления в силу Лесного кодекса оформить право собственности на свою лесную дачу.

Представлять «лесную амнистию» в Госдуме было доверено зампреду правительства Дмитрию Козаку (хотя обычно было достаточно и замминистра). Как показывает практика, «тяжёлую артиллерию» используют в исключительных случаях. Похоже, что «лесная амнистия» относится к таким случаям.

А ещё Дмитрий Козак заверил депутатов, что в случае вступления закона в силу Россельхозу будет поручено проверить законность приобретения земельных участков, расположенных на пересечении границ муниципального и лесного фонда. Проверки пройдут во всех субъектах Федерации, и уже осенью станут известны их результаты.

Остаётся только запастись терпением на ближайшие три месяца и надеяться, что это будет серьёзное мероприятие, а не выстрел из пушки по подмосковным воробьям.

Это интересно знать

Читайте также:  В 22 городах Подмосковья запрещены высотные новостройки

Чуть более года назад вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания лесопарковых зелёных поясов».

Согласно указанному Федеральному закону, граждане в целях реализации своего права на благоприятную окружающую среду вправе инициировать создание вокруг населённых пунктов и крупных городов лесопарковых зелёных поясов – зон с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающих в себя территории, на которых расположены леса.

За время действия указанного закона в стране пока ещё не было создано ни одной зелёной зоны. В то же время только на территории Московской области примерно 200 тыс.

га лесов таковыми продолжают числиться исключительно по бумагам лесного кадастра. На самом деле сведения о них уже давно внесены в ЕГРН как о землях поселений.

В целом по Российской Федерации указанные расхождения касаются, по разным оценкам, от 1,7 до 8 млн га.

Нелишним будет напомнить, что лес вокруг крупных городов в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ отнесён к наиболее ценным в экологическом значении лесам – защитным лесам. Такие леса ограничены в обороте и имеют наиболее строгий правовой режим, предусматривающий в том числе запрет капитального строительства и проведения сплошных рубок лесных насаждений.

Чего стоят установленные запреты и ограничения, можно судить по масштабам нарушений и злоупотреблений.

Судиться за лесную дачу можно вечно

Определённый интерес представляют положения статьи 10 Федерального закона № 280-ФЗ. Согласно ей, любой гражданин, посчитавший, что его несправедливо лишили права собственности на дачный домик посреди берёзовой рощи, в течение года может обратиться в суд и фактически обезопасить себя.

Этот самый гражданин получает «экстремальное» право на подачу нового иска с возможностью получения нового, противоположного по своему содержанию судебного акта о признании права на лесной участок.

Вместо сложившейся практики пересмотра по новым обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов в 280-ФЗ применён странный юридический приём, который ставит под сомнение всю систему общеобязательности судебных актов.

В отношении одного и того же объекта может быть вынесено два взаимоисключающих судебных акта.

Неизбежна правоприменительная чехарда: гражданин будет регистрировать право по решению суда, а администрация его прекращать по решению суда о его прекращении.

В любом случае в выигрыше окажутся только те, кто не совсем юридически чисто получил свой лесной надел, но зато превосходно овладел искусством защищать его.

Кавминводским лесам сделали больно

На Кавказских Минеральных Водах лесные насаждения занимают примерно 32 тыс. га, из которых треть составляют городские леса. Для четырёх федеральных курортов лесные насаждения всегда играли исключительно важную роль. По логике вещей, отношение к ним должно было бы быть трепетное и уважительное.

К сожалению, как выяснили активисты и сотрудники Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры, нарушения лесного законодательства на КМВ приобрели масштабы стихийного бедствия. Бездействие администраций городов-курортов привело к тому, что в государственном лесном кадастре длительное время отсутствовали актуализированные сведения о городских лесах.

Неразберихой с кадастрами воспользовались люди с заниженной планкой гражданской ответственности. В результате только на территории курортного Пятигорска надзорники недосчитались 569 га, отнесённых к категории защитных лесов.

Ситуация порой доходила до анекдота.

Та же пятигорская администрация годами судилась с краевым минприроды, только бы не поставить свою подпись под документами, утверждающими границы лесных насаждений и заказника краевого значения «Бештаугорский».

Теперь на эту не совсем верную лесную дорожку встала администрация Минераловодского городского округа. Это и неудивительно, принимая во внимание факт длительной стажировки в пятигорской мэрии нынешнего главы Минеральных Вод.

Воодушевлённый примером своих наставников, уволенный по суду глава Минераловодского округа Сергей Перцев затеял судебную тяжбу не только с минприроды края, но даже с самим губернатором.

А суть спора простая – пожелали муниципальные чиновники вырубить несколько десятков гектаров лесов на особо охраняемой территории… И хоть ты тресни, не хотят отказываться от своей опасной затеи.

Получается, что народные избранники оказали курортному региону (как, впрочем, и остальным территориям) медвежью услугу. Можно представить, какие интересные события произойдут в ближайшее время под флагом узаконивания лесных дач и прочих лесных имений.

Существуют серьёзные опасения, что применение на практике «лесной амнистии» будет сопровождаться нарушениями закона. Но все тревоги на этот счёт развеял спикер Госдумы Вячеслав Володин. Голосуя за принятие 280-ФЗ, он сказал: «Если увидим, что кто-то нарушает закон, будем ставить вопрос о привлечении нарушителей к дисциплинарной ответственности».

По правде говоря, нарушителей закона должны привлекать к уголовной ответственности. Но раз дипломированный юрист сказал «к дисциплинарной ответственности», значит, так тому и быть.

Эксперты ОНФ: Законопроект о «лесной амнистии» требует серьезной доработки ко второму чтению

В Государственной думе РФ в первом чтении был принят законопроект о «лесной амнистии», при этом ко второму чтению будет проведена его серьезная доработка с учетом предложений Общероссийского народного фронта. Эксперты ОНФ уверены, что нынешняя редакция законопроекта несет в себе ряд серьезных рисков, в том числе — легализацию случаев захвата земель лесного фонда, которые являются «зелеными щитами» крупных городов.

Законопроект «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров» призван легализовать участки, находящиеся на землях лесного фонда, и облегчить процедуру отнесения лесных поселков к категории населенных пунктов.

 Документ обсуждался по новым правилам, утвержденным изменениями в регламент Госдумы ввиду разногласий профильного Комитета по природным ресурсам, и двух комитетов-соисполнителей — по экологии и по аграрным вопросам, которые ранее выступали против принятия законопроекта в исходном виде.

По итогам рассмотрения документа было принято постановление о его доработке ко второму чтению с учетом обозначенных замечаний и предложений, что стало возможным благодаря работе представителей Народного фронта.

Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева в ходе пленарного заседания нижней палаты парламента отметила, что в рассматриваемом законопроекте предложен приоритет реестра недвижимости над лесным реестром. Это положение может быть использовано недобросовестными лицами для легализации лесных участков, полученных в собственность по подложным документам или иным противоправным способом.

Она напомнила, что в городах уже началась работа по созданию зеленых поясов с ограниченным режимом природопользования, однако эта работа может быть перечеркнута из-за законопроекта о «лесной амнистии».

«Я один из авторов закона о «зеленом щите», который инициировали активисты Общероссийского народного фронта. В нем говорится о создании вокруг крупных городов зеленых поясов с жестким природоохранным режимом.

Работа ведется, но с принятием законопроекта о «лесной амнистии» в этой редакции такие щиты могут не создаваться еще очень долго. Почему? Некоторые лесные участки, которые планировались для включения в «зеленый щит», могут быть переданы частникам, муниципалитетам.

Работа по подготовке документов начнется сначала и эта процедура может быть бесконечной», — сказала Тимофеева.

Также в проекте закона не прописаны сроки, в рамках которых будет проведена амнистия, и не закреплено количество площади, которая может попадать под действие нормативного документа, отсутствует и механизм компенсации.

«В законопроекте нет даты, до которой, как мы предполагаем, граждане получили свои участки на законном основании. Без нее любые нарушения сегодня могут быть амнистированы: и шесть соток, и поля для гольфа.

Законопроектом не определяется площадь допустимого для амнистии пересечения (наложения) площадей земельного и лесного участков. Сколько это будет: два метра, 10 соток или 15 га? Нам нужно понимать, где рамки разумности и допустимости амнистии.

В каких-то случаях это халатность при переподготовке документов, а в каких-то — злой умысел», — подчеркнула Тимофеева.

Активисты Общероссийского народного фронта подготовили ко второму чтению перечень предложений по доработке законопроекта о «лесной амнистии». Эксперты ОНФ уверены, что эти поправки исключат все выявленные в проекте закона риски.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *