.
Задать
вопрос

«Негативное влияние Интернета на детей и молодежь»

В настоящее время, в период стремительного развития информационных технологий, Интернет стал неотъемлемой частью жизни, прежде всего - для наших детей.
С одной стороны, Интернет - бесконечная кладовая знаний, стимул к развитию ребенка: там можно найти ответы на интересующие вопросы, посмотреть развивающие программы, получить другие полезные сведения и навыки.
С другой стороны, Интернет - это зачастую и негативная среда, которая может не просто пагубно воздействовать на формирующуюся психику ребенка, но и быть опасной для его жизни и здоровья, а также жизни и здоровья окружающих.
Наибольшие угрозы связаны с контентными и коммуникативными рисками.
Итак, контентные риски. Эта группа характеризуется тем, что проводя время в Интернете, ребенок может столкнуться с материалами (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы), содержащими насилие, агрессию, порнографию, нецензурную лексику, пропаганду различных форм антиобщественного поведения и деструктивных групп, вовлечение в которые в последнее время становится все более активным.
Вот только некоторые из них:
-    «анорексия» (пропаганда стандартов внешности, близких к опасным для жизни состояниям),
-    «шоплифтеры» и иные «челленджеры» (соревнования между подростками, связанные с воровством товаров в магазинах, совершением иных, зачастую незаконных действий);
«зацеперы» (передвижение на внешних элементах транспорта, в частности железнодорожного);
-    «А.У.Е.» (пропаганда тюремной иерархии),
-    «забив», «добив», «страханет» и другие сообщества футбольных фанатов (организация встреч с целью драк),
-    «группы смерти» («синий кит», «тихий дом», «£54» и др., пропагандирующие суицидальную тематику),
-    сообщества экстремистского характера (пропаганда, связанная с разжиганием расовой и иной ненависти).
Кроме того, неконтролируемое нахождение ребенка в Интернете способно вызвать у него зависимость от Интернета, нарушение социализации, влекущие изменение восприятия реального и виртуального мира.
Приведу пример.
Зимой 2016 года в одном из районов г. Н.Новгорода было совершено убийство семейной пары, оба они получили ранения шеи во сне и скончались на месте.
В ходе дальнейшего следствия было установлено, что хладнокровное убийство совершил 16- летний сын погибших, однако причина преступления оставалась неясной, поскольку на первый взгляд семья казалась благополучной.
С целью установления мотива и с учетом возраста подростка следователи изъяли его телефон и компьютер, надеясь получить полезную для расследования информацию.
Оказалось, что подросток долгое время состоял в Интернете в группе «Тульпа-форсинг», пропагандирующей культ самостоятельного вызова галлюцинаций. У подростка вызвать такие видения не получалось, и, расстроившись, он решил совершить самоубийство. Опасаясь, что родители могут этому помешать, ребенок принял страшное решение - убить их обоих.
Другой пример - опять же хладнокровное убийство матери и отчима в благополучной семье в Богородском районе, где сын-студент и его друг активно использовали ресурсы сети Интернет, чтобы узнать, как подобрать орудие убийства и способ его совершения, скрыть следы и не быть пойманными. Результат - потерпевшим нанесли десятки ножевых ранений, а тела с целью сокрытия следов преступления сожгли.
Серьезное опасение вызывает и так называемое интернет-движение «колумбайнеров», устраивающих вооруженные нападения в школах. По сути, это - «группы убийств». В текущем году в России уже произошли три таких инцидента (Пермь, Челябинская область, Улан-Удэ), пострадали дети и учителя.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что, доверяя сомнительной информации в сети, дети все чаще преступают моральные и правовые нормы, совершая жестокие, тяжкие преступления, пострадать от которых может любой окружающий.
Вторая сторона - это безопасность самих детей. Здесь несколько слов стоит сказать о так называемых коммуникативных рисках.
Коммуникативные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям, нападкам, быть вовлеченными в совершение преступлений или стать их жертвой.
Наибольшая вероятность пострадать от таких действий возникает при постоянном использовании ребенком социальных сетей, где на настоящий момент сохраняется политика фактически анонимной регистрации пользователей, которые зачастую указывают о себе недостоверную информацию с целью совершения в отношении детей и подростков различных преступлений.
Злоумышленники нередко общаются в Интернете с детьми, выдавая себя за ровесников либо детей немного старше. Они знакомятся с подростками в чатах, на форумах или в социальных сетях, пытаются установить с ними дружеские отношения и перейти к личной переписке. Общаясь лично, они входят в доверие к ребенку, чтобы узнать номер его мобильного телефона или договориться о встрече.
Как показывает практика, дети легко поддаются на такие уловки и в итоге становятся жертвами реальных преступлений.
Так, в 2015 году в г. Арзамасе 30-летний мужчина, зарегистрировавшись в социальной сети «ВКонтакте», два месяца вел переписку с 10-летней девочкой. Кроме непристойных предложений мужчина регулярно отправлял ребенку свои обнаженные фотографии и просил прислать в ответ аналогичные снимки. Девочка в силу возраста выполняла все просьбы педофила и даже согласилась с ним встретиться.
К счастью, мать вовремя заметила изменения в поведении ребенка и, просмотрев историю активности в Интернете, обратилась в правоохранительные органы.
В Выксе преступник оказался более изобретательным, зарегистрировавшись в социальной сети как 15-летний юноша. После длительной переписки и обмена интимными фотографиями злоумышленник организовал встречу с 12-летней девочкой, в отношении которой совершил развратные действия.
К кстовской школьнице собеседник-педофил приехал из г. Казани, чтобы снять квартиру и вступить с ребенком в половую связь.
Есть и другие преступления, совершение которых существенно облегчается в связи с размещением в сети реальной информации об имени и фамилии, адресе проживания, месте учебы и т.д., и различные действия, направленные на вовлечение детей в группы антиобщественной направленности, такие как «Синий кит» и т.п.
Подобных примеров множество.
В настоящее время правоохранительными и иными государственными органами проводится серьезная работа по выявлению лиц, совершающих преступления в отношении детей с использованием сети Интернет, предотвращению таких действий и профилактике правонарушений самих подростков.
В соответствии с действующими законами государство установило определенный набор требований по защите детей от негативного влияния Интернета: в школах и других детских организациях применяются системы контентной фильтрации, на лиц, организующих публичную сеть (Wi-Fi), возлагается обязанность принять меры защиты, исключающие неконтролируемый доступ к ней.
Но такие меры не могут полностью исключить возможность ознакомления детей с интернет- контентом, поскольку гаджеты с выходом в сеть сейчас есть почти у каждого ребенка.
Именно родители, постоянно находясь рядом с ребенком, могут первыми заметить изменения в его поведении, в связи с чем их забота и внимательность являются ключевым элементом, чтобы не допустить нарушения прав детей.
Как же понять, что на Вашего ребенка оказывается деструктивное влияние и что делать?
Советы психологов по этому поводу сводятся к определенному набору правил, которые можно описать следующим образом:
1)    говорите со своими детьми о друзьях, с которым они общаются онлайн, узнавайте, как они проводят досуг и чем восхищаются;
2)    интересуйтесь, какие веб-сайты посещают дети, в том числе не посещают ли они сайты с агрессивным содержанием;
3)    изучите программы, которые фильтруют получение информации из Интернета, например, Родительский контроль в Windows, примите меры к самостоятельному блокированию ресурсов, которые, по Вашему мнению, могут негативно повлиять на ребенка - соответствующая памятка разработана прокуратурой Нижегородской области;
4)    настаивайте на том, чтобы Ваши дети никогда не соглашались встречаться со своим интернет-другом без подтверждения или Вашего участия;
5)    научите своих детей никогда не предоставлять личную информацию о себе и своей семье электронной почтой и в разных регистрационных формах, предлагаемых владельцами сайтов;
6)    контролируйте информацию, которую загружает ребенок (фильмы, музыку, игры и т.д.);
7)    научите своих детей ответственному и этичному поведению онлайн - необходимо объяснить ребенку, что не следует использовать Интернет для распространения сплетен, угроз другим и хулиганских действий.
К сожалению, в последние годы многие дети не имеют ни малейшего представления о нормах морали и этики, как, например, школьник из г. Сарова, посчитавший забавным пригласить зрителей на драку двух девочек из-за него и разместить в сети соответствующий видео-ролик;
8)    убедитесь, что дети консультируются с Вами относительно любых финансовых операций, осуществляя заказ, покупку или продажу через Интернет;
9)    информируйте детей относительно потенциального риска при их участии в любых играх и развлечениях в сети;
10)    разговаривайте с ребенком как с равным партнером. Это очень важное условие, потому что, запрещая что-то ребенку без объяснений, Вы можете вызвать у него только больший интерес к отдельным вопросам. Одним из вариантов, которые психологи предлагают использовать с целью ограждения ребенка от негативного влияния сети - установление «внутрисемейных правил пользования Интернетом». Вы можете принять и иные меры с учетом психологических особенностей Вашего ребенка.
В случае если Вы не знаете, каким образом поступить или что делать при подозрениях о совершении преступных действий в отношении ребенка, необходимо незамедлительно обратиться к специалистам-психологам, а также в правоохранительные органы.